Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классах

Такой вопрос нередко возникает у учителей предметников, желающих поработать с детьми начальной школы.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» требует для должности «Учитель» иметь высшее или среднее специальное образование по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, или по направлению работы образовательной организации.

Получается, что законодательно учитель среднего звена имеет право преподавать в начальных классах. Но нужно знать и уметь применять методики преподавания в системе НОО, ориентироваться в учебных программах, соблюдать ФГОС, знать возрастную психологию. Периодически придётся проходить курсы повышения квалификации.

Самым грамотным путем такого перехода с одной должности на другую внутри профессии будет прохождение курса повышения квалификации «Современные методики преподавания учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО».

Прохождение специального обучения даст уникальные для учителя начальных классов знания и умения: способность ориентироваться в образовательных программах и ФГОС, знать тонкости детской психологии, умение внедрять игровые методы в образовательный процесс, умение строить диалог с родителями и находить подход к детям младшего школьного возраста.

Главное, помнить, что искать себя в профессии можно в любом возрасте. И, если вы поняли, что работа с младшими школьниками — это ваше, то просто идите к цели и получайте удовольствие от профессиональной самореализации!

А вы хотели бы работать учителем начальных классов?

Заказать звонок

2022 © Все права защищены

Адрес: 111024, г. Москва, ул. 2-я Энтузиастов, д.5, к.410Б

  • Академия
  • Профессиональная переподготовка
  • Иностранный перевод

Консультант МАДО PROFIплюс
Здравствуйте! Готова помочь вам.

Напишите мне, если у вас появятся вопросы.

Форма обратной связи

Обратная связь

Поделитесь мнением о нашей работе или задайте нам любой интересующий вас вопрос в поле комментарий

Политика конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) представляет собой правила использования Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс» (Далее Академия), обладающей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайтом с доменным именем https://mado-profiplus.ru, персональной информации Пользователя.

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1. «Администрация сайта Академии» (далее – Администрация сайта)» – уполномоченные сотрудники на управление сайтом, действующие от имени Академии, которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяют цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.2. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес электронной почты, телефонный номер, образование, профессия, место работы, занимаемая должность, другая информация.

1.3. Обработка персональных данных — действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения назначенного ответственного лица, получившего доступ к персональным данным, требование не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. «Пользователь сайта» (далее — Пользователь) – лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт Академии.

1.6. Распространение персональных данных — действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

1.7. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов персональных данных либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.8. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.9. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.

Обращаем ваше внимание, что Ваша личная информация (Ф.И.О, телефон, адрес электронной почты, место работы, занимаемая должность) не будет никаким образом использоваться в рекламных или любых других маркетинговых целях.

Настоящая политика конфиденциальности распространяется на всю персональную информацию, которую Академия может получить о Пользователе. Также Политика описывает, как Академия собирает, использует и раскрывает персональную информацию, полученную через Веб-сайт.

Пользователь Веб-сайта свободно, своей волей и в своих интересах даёт своё согласие на сбор, использование и обработку Академией его персональной информации в рамках настоящей Политики.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Использование Пользователем сайта Академии означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта Академии.

2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс». Академия не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Академии.

2.4. Администрация сайта не осуществляет проверку достоверности предоставляемой Персональной информации, полагая, что Пользователь действует добросовестно, осмотрительно и прилагает все необходимые усилия к поддержанию такой информации в актуальном состоянии.

3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта Академии по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при оформлении заявок для приобретения услуг, получения консультации.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм обратной связи на Сайте Академии с доменным именем https://mado-profiplus.ru («ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ», «ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ», «ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ» и др.) и включают в себя следующую информацию:

  • Фамилия, имя, отчество Пользователя;
  • Контактный телефон Пользователя;
  • Адрес электронной почты (e-mail);
  • Название предприятия (организации, компании), от имени которой Пользователь регистрируется;
  • Занимаемая должность.

3.3. Академия осуществляет сбор статистической информации с целью оптимизации и совершенствования веб-сайта для Пользователя, а именно:

  • IP-адрес пользователя;
  • Тип браузера;
  • Дата, время и количество посещений;
  • Адрес сайта, с которого пользователь осуществил переход на сайт Академии;
  • Сведения о посещенных страницах, о просмотре рекламных баннеров.

Академия защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц.

3.4. Вся персональная информация подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

4.1. Академия осуществляет обработку, в том числе сбор и хранение только той Персональной информации, которая необходима для заключения и исполнения договоров с Пользователем.

4.2. Академия использует персональную информацию Пользователя для предоставления Услуг. Персональную информацию пользователя Сайт может использовать в следующих целях:

4.2.1. Идентификация стороны в рамках соглашений и договоров с https://mado-profiplus.ru;

4.2.2. Предоставление пользователю персонализированных услуг;

4.2.3. Связь с пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования Сайта, оказания услуг, а также обработка запросов и заявок от пользователя;

4.2.4. Улучшение качества, удобства их использования, разработка услуг;

4.2.5. Проведение статистических и иных исследований, на основе обезличенных данных.

4.3. Пользователь, регистрируясь на Веб-сайте, автоматически соглашается на то, что его данные будут использованы исключительно в рамках оказания услуг, запрашиваемых Пользователем:

  • для обработки запросов и заявок от Пользователя,
  • заключение договоров на оказание Услуг;
  • исполнение обязательств по заключенным договорам, включая предоставление Пользователю доступа к Личному кабинету и Сервису сайта;
  • идентификация Пользователя в рамках исполнения обязательств по заключенным с ним договорам;
  • оказание технической поддержки в связи с использованием Личного кабинета и Сервиса;
  • обеспечение связи с Пользователем в целях информационного обслуживания и улучшения качества Сервиса, в том числе в порядке нотификации с привлечением третьих лиц.

5. ПЕРЕДАЧА И ХРАНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и на материальных носителях.

При передаче персональных данных работники Академии должны соблюдать следующие требования:

  • Не сообщать персональные данные Пользователя третьей стороне без письменного согласия Пользователя, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ.
  • Разрешать доступ к персональным данным Пользователя только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные Пользователя, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
  • Осуществлять передачу персональных данных Пользователя в пределах Академии в соответствии с настоящим документом, локально-нормативной документацией и должностными инструкциями.
  • Предоставлять доступ Пользователя к своим персональным данным при обращении либо при получении запроса Пользователя. Академия обязана сообщить Пользователю информацию о наличии персональных данных о нем, а также предоставить возможность ознакомления с ними в течение десяти рабочих дней с момента обращения.

6. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Под защитой персональных данных Пользователя понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

Защита персональных данных Пользователя осуществляется за счёт Академии в порядке, установленном Федеральным законом РФ.

Академия при защите персональных данных Пользователя принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

  • Антивирусная защита.
  • Анализ защищённости.
  • Обнаружение и предотвращение вторжений.
  • Управления доступом.
  • Регистрация и учет.
  • Обеспечение целостности.
  • Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных.

Общую организацию защиты персональных данных Пользователя осуществляет директор Академии. Доступ к персональным данным Пользователя имеют сотрудники Академии, которым персональные данные необходимы в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Все сотрудники, связанные с получением, обработкой и защитой персональных данных Пользователя, обязаны подписать Соглашение о неразглашении персональных данных Пользователя

Академия обеспечивает хранение информации, содержащей персональные данные Пользователя, исключающее доступ к ним третьих лиц.

Иные права и обязанности Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс» как оператора персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

7. ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

7.1. Принятие условий настоящей Политики в части положений об обработке персональных данных, осуществляется путем проставления Пользователем соответствующей отметки при заполнении любой формы обратной связи и является выраженным осознанным согласием Пользователя на обработку персональных данных.

7.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта имеет право на хранение и обработку, в том числе и автоматизированную, любой информации, относящейся к персональным данным Пользователя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, предоставленных Пользователем при заполнении формы обратной связи на Сайте.

7.3. Согласие на обработку персональных данных может быть в любой момент отозвано Пользователем путем письменного обращения в адрес Администрации Сайта. В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных, Администрация Сайта удаляет персональные данные Пользователя и не вправе использовать их в будущем.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

8.1. Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

8.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте Академии, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

8.3. Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать по номеру телефона, указанному на сайте Академии.

8.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена и доступна к просмотру по ссылке Политика конфиденциальности на всех страницах сайта https://mado-profiplus.ru

Согласие на обработку персональных данных

Я свободно, своей волей и в своих интересах даю Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс» согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных» и подтверждаю, что ознакомлен(а) и согласен(а) с ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Мне известно, что под персональными данными по смыслу настоящего Согласия понимаются:

  • Имя, фамилия, отчество;
  • Контактный номер телефона;
  • Адрес электронной почты;

Иные данные, оставленные мною в формах обратной связи («ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ», «ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ», «ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ» и др. на сайте организации МАДО «PROFIплюс», позволяющие меня идентифицировать.

Я ознакомлен(а) с тем, что под обработкой персональных данных по смыслу настоящего Согласия понимаются действия:

  • сбор;
  • накопление;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • хранение;
  • передача третьим лицам по условиям, прописанным в ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
  • удаление (по моему заявлению).

Мои персональные данные предоставляются Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс» в целях последующего заключения договора, получения необходимой мне информации об услугах и самих услуг, предоставляемых Международной академии дополнительного образования «PROFIплюс».

Я подтверждаю, что представленная мной информация является точной и достоверной, а также, что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц.

Настоящее Согласие действует в течение периода до момента отзыва мною Согласия.

Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классах

Екатерина Ерошенко

Учителя со средне-специальным образованием не имеют права преподавать в 10-11 классах, вам все правильно сказали.

Нравится Показать список оценивших
Где это написано? В профстандарте этого нет

Нравится Показать список оценивших

Елена, как это нет? У нас только в апреле была проверка на соответствие педсостава профстандарту ( по жалобе родителей). Все там четко прописано

Нравится Показать список оценивших
Надежда, прошу прощения. Это нашего нет 🙂

Нравится Показать список оценивших

Ни на какой. Распределение часов — обязанность администрации.
Нравится Показать список оценивших

Кажется, вы не умеете либо читать, либо понимать. У меня такой же диплом (сейчас такие больше не выдают, моя gruppa — последняя в колледже с такой квалификацией). Там написано «учитель иностранного языка начальной и основной общеобразовательной школы».

И основное общее образование — это как раз 9 классов. Поэтому директор законно эти классы передаёт другому учителю. Конечно, когда учителей не хватает, то этот момент могут не учитывать.

Ваш выход: поступать на заочку в вуз. Если постараетесь, даже на бюджет сможете. Либо на платную заочку с возможностью сократить срок до 3,6

Нравится Показать список оценивших

Марина Аксенова

Соня, а какие сейчас выдают?
Нравится Показать список оценивших

Daisy, у нас было два языка и право вести до 9 класса, мы выпускались именно учителями иностранного языка. Больше такой квалификации нет. Теперь на ин.яз с двумя языками можно выучиться только в вузе. В колледже сейчас есть «начальные классы» с дополнительным видом деятельности «иностранный язык».

Этот диплом позволяет вести только один язык (англ или нем) и только в началке, ну и остальные предметы в началке тоже, естественно. И что-то мне подсказывает, что у них в квалификации про ин.яз не пишут даже. Там будет просто «учитель начальных классов». Но по количеству часов ин.яза и наличию методики его преподавания можно понять, что это дополнительный вид деятельности

Нравится Показать список оценивших

Марина Аксенова ответила Соне

Соня, понятно. Та же история у нас. Я как-то училась в колледже, где были специальности учителя истории и учителя русского языка (наверное, с правом преподавания по 9 класс.

Я не в курсе, тк до выпуска не до училась). Недавно заглянула на их сайт — нет таких специальностей, только классика — начальное, дошкольное, дефектологическое и физкультурное отделения. Видимо, была такая общая тенденция к закрытию.

Нравится Показать список оценивших

Daisy, да, закрыли везде. Когда я поступала, мы были последним таким набором, после нас отделение ин.яза прекратило свое существование. В моем колледже была ещё специальность русский язык, но только после 11 класса. Ещё была информатика.

И все это учителя основной школы. На специалитете в это время присваивали звание учителя средней школы. Вот в том и разница была.

Единственное, мне кажется, что учитель физкультуры с СПО может учить все классы.

Дефектологическое в колледже тоже узкое. Либо воспитатель дошкольников с отклонениями в развитии, либо учитель начальных классов в коррекции. Прям дефектологов как в вузе колледжи не выпускают

Нравится Показать список оценивших

Мда, маразм крепчает, конечно) специалисту со средним-специальным нельзя вести уроки в старших классах, а, скажем, бухгалтеру с филькиной грамотой — дистанционной переподготовкой — можно.

Нравится Показать список оценивших

Мария, филькина грамота — это диплом о высшем образовании?
Нравится Показать список оценивших
Марина, Нет, двухмесячные дистанционные курсы, и, вуаля, вы — педагог

Нравится Показать список оценивших

Мария, Вы пишите про бухгалтера , так у него наверняка к этим курсам ещё высшее образование имеется. Лучший учитель математики, которого я знала, имел непрофильное образование.

Нравится Показать список оценивших

Марина, Всё возможно. Я бухгалтеров не хотела обидеть, это как собирательный образ, имя нарицательное. В принципе, можно любую другую профессию подставлять .

Нравится Показать список оценивших
Марина, у нас такой «бух» ведет гео и ист.А экономист — англ.
Нравится Показать список оценивших

Юлия, и какие результаты?
Нравится Показать список оценивших

Женя, а никаких. Классе в 8ом, а то и в 9ом дают дипломированного гео/ист/анг и начинается. «чему вас учили, кто вас учил, не так пишете, не так заполняете, не так оформляете, всё не так». Учителя ругаются в учительской. Дети ревут. Родители жалуются.

Дир «заминает». Всё.

Нравится Показать список оценивших

Очень сложно Вам что-то сказать по-существу.Ведь мы не знаем Вашего РЕАЛЬНОГО знания я зыка!И,главное,не можем оценить методику Вашего преподавания)

Нравится Показать список оценивших

Юлия Илюшина

Alex, а какая разница насколько хорошо автор знает язык? Она может быть виртуозом своего дела, однако права преподавать ей это не даёт.

Нравится Показать список оценивших

Юлия, Да сейчас вообще любой может преподавать все,что угодно.Лечить?Епта-у нас докторов-тьма(каждый себя вылечит.И соседей заодно)))А уж государством управлять-так это ваще ерунда(извините,не успеваю дописать-родителям ответить надо-чуть позже опус допишу))))

Нравится Показать список оценивших

Ответ на Ваш вопрос написан в Вашем дипломе: «учитель. в основной школе». Не можете преподавать в 10-11 кл.

Нравится Показать список оценивших

Ольга Богданова

Сколько бы у вас не было стажа,любой проверяющий влепит штраф школе за вас,если дадут 10-11. Допуск к преподаванию со средне- специальным образованием , исключительно, 9 класс.Хоть как крутитесь, но таков закон. Даже являясь носителем языка, нужно высшее образование.

Нравится Показать список оценивших
Ольга, да где вы это взяли?
Нравится Показать список оценивших
Ольга, да что Вы :)) где бы с этим законом познакомиться?

Нравится Показать список оценивших

Ольга Богданова ответила Елене

Елена, А разве диплом- не закон. В дипломах это и прописано черным по белому. По крайней мере,когда я училась (1990) . Не могу сказать точно какие слова там написаны, но что-то типа » Учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы в средней школе». Как сейчас- не знаю.

Всё зависит от администрации. Если кроме вас вести английский некому,то и выхода нет.

Нравится Показать список оценивших

Ольга, диплом — это документ об образовании. Нормативные документы в данном случае — это Приказ о должностях или профстандарт. А там сказано: СПО или ВО в области образования и/или в области преподаваемой дисциплины.

Нравится Показать список оценивших

Юлия Илюшина

Все правильно говорит директор. У коллеги такой же диплом, английский только до 9 может преподавать.
Нравится Показать список оценивших

У меня два в/о, переподготовка по англ.яз., высшая категория. С удовольствием веду английский в началке и без удовольствия в 6 классах. Брать старших совесть просто не позволит

Нравится Показать список оценивших
Преподавать в любом классе любой предмет может любой человек с улицы.
Нравится Показать список оценивших

Ольга, ага. Как управлять государством любая кухарка
Нравится Показать список оценивших

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»

Читайте, коллеги!
И не распространяйте глупости! Нет должности «учитель основного общего образования» или «учитель среднего общего образования». Есть должность «учитель». Всё.

Требования к квалификации читаем в приказе.
Автор! Вы можете работать, имея среднее профессиональное образование, в любых классах. Курсы повышения пройдите, например, по подготовке к ЕГЭ, и вообще ноу проблем.

Нравится Показать список оценивших

Екатерина Костылева

Я Вам больше скажу, некоторым учителям и с высшим образованием не дают 10-11 классы, лично я в своем МО так делаю.

Нравится Показать список оценивших

Екатерина, кстати, да . Есть такое негласное правило, что старшие, а тем более профильные классы, дают учителям со стажем и высшей категорией.

Нравится Показать список оценивших

Анна Морщихина

Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классах

Всё важное о профстандарте «Педагог»

Кто может работать учителем согласно профстандарту «Педагог»? Требования к образованию:

  • высшее или среднее образование в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» или в области преподаваемого предмета
    или
  • высшее или среднее непедагогическое образование по направлению деятельности (предмету).

Как определить, относится ли специальность к укрупненной группе?

Обратиться к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, принятому и введеному в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст.

В классификаторе отдельно выделены укрупненные группы специальностей по уровням образования. Укрупненные группы различаются по специальностям среднего и высшего образования.

  • выпускник педагогического училища по специальности «Учитель начальных классов» может работать воспитателем в детском саду или педагогом дополнительного образования без переподготовки
  • педагогу со средним профессиональным образованием переподготовка не требуется при работе по направлениям дошкольного образования, преподавания в начальных классах, дополнительного и специального дошкольного образования, а также коррекционной педагогики в начальном образовании
  • у выпускника педагогического училища по специальности «Педагог дополнительного образования» право работать учителем в школе возникнет только после переподготовки
  • педагог со средним профессиональным образованием по специальности «Учитель музыки» может без переподготовки преподавать МХК, изобразительное искусство, черчение
  • педагог с высшим образованием по специальности «Учитель» может преподавать любой предмет в школе, а также работать дефектологом или школьным психологом
  • дефектолог с высшим образованием также может преподавать любой предмет в школе
  • выпускник с высшим образованием по одной из инженерных специальностей может работать учителем математики, физики, информатики (укрупненная группа «Математические и естественные науки»)

Учитель, получивший образование в рамках одной группы специальностей, может преподавать любой предмет в школе, проходя переподготовку параллельно с работой.

Важно! Если у вас педагогическое образование и вас планируют уволить по сокращению штата, вы можете претендовать на все педагогические вакансии. Поскольку для продолжения работы по ним достаточно пройти переподготовку. Если вам не предложили все вакансии, вы сможете восстановиться на работе через суд

  • учителю истории обязаны предложить работать учителем физики, психологом, педагогом дополнительного образования и т.д.
  • при сокращении педагога СПО по специальности «Издательское дело» директор обязан предложить ему вакантные должности преподавателя в секторах «Реклама», «Сервис и туризм» без обязанности проходить переподготовку, а также все педагогические должности при готовности пройти переподготовку параллельно с работой

Директор обязан предложитьвсе вакансии, в том числе требующие переподготовки. Учитель имеет право на переподготовку за счет средств работодателя.

Длительность программы профессиональной переподготовки должна быть не менее 250 часов(п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499)

Если вам отказывают в предоставлении вакантной должности, напишите заявление с просьбой предоставить вам возможность работатьна интересующей вас должности, выразив желание пройти переподготовку, и дождитесь письменного ответа. Отказ можно будет обжаловать в суде

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендоватьна иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки»или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Образование и педагогические науки;
Психолого-педагогическое образование;
Специальное (дефектологическое) образование;
Профессиональное обучение (по отраслям);
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:
Математические и естественные науки;
Инженерное дело, технологии и технические науки;
Здравоохранение и медицинские науки;
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
Науки об обществе;
Образование и педагогические науки;
Гуманитарные науки;
Искусство и культура;
Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления(укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанностьпредложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессиональногообразования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образованияпо профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Использованные нормативные акты

Приказ Минтруда России от 18.10. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444).

Автор: Дарья Фисун, юрист профсоюза «Учитель»

7 обязательных качеств и 10 возможных ошибок учителя начальных классов

Кто может работать учителем начальных классов?

Планируете работать учителем? Проверьте себя: обладаете ли вы необходимыми качествами для этой профессии? Также в статье вы найдёте описание частых ошибок педагогов.

Кто может работать учителем начальных классов?

Согласно действующему профстандарту, основное требование к учителю начальных классов – это наличие:

а) педагогического высшего или среднего профессионального образования;

б) любого высшего или среднего профессионального образования плюс дополнительного педагогического профессионального образования.

Сколько учиться на учителя начальных классов, зависит от выбранного варианта:

  • Обучение в вузе на бакалавриате – 4 года, на магистратуре – плюс еще 2 года.
  • В колледже – 3 года 10 месяцев на базе 11 классов или 4 года 10 месяцев на базе 9 классов.
  • Профпереподготовка – от 3 месяцев (340 ч) до 10 месяцев (1100 ч).

Специалистов приёмной комиссии ООО «Бакалавр-Магистр»часто спрашивают, может ли воспитатель работать учителем начальных классов или может ли логопед работать учителем начальных классов и т. д.

Мы задали эти вопросы эксперту педагогического направления Гладневой Светлане Геннадьевне и получили ответ:

«Нет, ни воспитатель, ни логопед без образования учителя начальных
классов работать в этой должности не могут
». Потребуется обучение, например, по программам переподготовки .
Также С. Г. Гладнева рассказала, кем может работать учитель начальных классов, помимо непосредственно преподавания: «Можно устроиться педагогом в центр детского
развития, быть репетитором, воспитателем (но не в детском саду), в
некоторых случаях – педагогом дополнительного образования
».

Советы начинающим специалистам и часто встречающиеся ошибки в работе

Виды деятельности учителя начальных классов включают преподавание по образовательным программам, классное руководство, организацию внеурочной деятельности и др. Это сложная многогранная работа, требующая не только компетенций, но и ряда качеств.

7 обязательных качеств педагога начальных классов

  1. Позитив. Улыбчивость, доброжелательность и хорошее настроение педагога создают атмосферу любви и безопасности для младших школьников.
  2. Спокойствие. Важно, чтобы дети не стеснялись отвечать на вопросы учителя, не боялись выражать своё мнение. Необходимы предсказуемые и ровные реакции на поступки учеников, спокойный, но не сухой тон.
  3. Уважительность. Уважение к детям так же важно, как искренняя любовь.
  1. Умение объяснять. В обязанности учителя начальных классов входит преподавание практически всех предметов. И преподнести каждую тему нужно в мире ребёнка, чтобы он не только запомнил, но и понял суть.
  2. Способность увлекать. Удивить, заинтересовать детей, пробудить в них интерес к учёбе – непростая задача. От того, насколько хорошо справится с ней педагог младших классов, нередко зависят дальнейший успех школьного (и даже послешкольного) образования.
  1. Требовательность. Дисциплина обязательно должна сочетаться с добрым отношением. Не стоит забывать и о последовательности: если педагог что-то пообещал, то выполнит, если дал задание – то проверит.
  2. Успешность. Главное, что должен знать учитель начальных классов, – дети склонны к подражанию, часто неосознанному. Педагог – это пример и образец. Для учеников важно всё: ваш внешний вид, поступки, жизненная позиция. Любимым учителем дети гордятся.

Какие ошибки чаще всего допускают специалисты в работе с детьми?

Есть 10 типичных ошибок начинающих учителей начальных классов. Педагогу требуется пересмотреть линию поведения и методы работы, если он/она:

7 обязательных качеств педагога начальных классов

  1. Ожидает от детей «идеальности».Не все ученики бывают «хорошими», равно успевающими по всем предметам, спокойными и старательными. Это надо понять и принять.
  2. Переживает о своей профессиональной «не идеальности». Дети как дети, что-то забывают, где-то хитрят, как-то неправильно поступают. Вы не можете отвечать за всё. И не все действия учеников, а также их родителей, квалифицируют вас как профессионала.
  3. Считает, что родители должны полностью доверять учителю и выполнять все его рекомендации. Да, все мамы и папы желают только лучшего своим детям, но не всегда их мнение об этом «лучшем» совпадает с мнением педагога.
  4. Не может подобрать стиль общения. Тонкий момент – панибратское отношение приводит к неуважению и нарушениям дисциплины, слишком сухое и жёсткое поведение педагога провоцирует страх и негативное отношение со стороны детей.
  5. Не умеет объяснять. Нужно уметь находить баланс – не упрощать, но и не усложнять преподаваемый предмет.
  6. Не выполняет обещания. Следует быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Каждое обещание должно быть исполнено, а если нет – объясните детям объективные причины. Иначе они просто перестанут вам верить.
  7. Неуверен или самоуверен. Здесь также важно найти баланс между страхом ошибок и излишней уверенностью в своих силах и в правильности своих действий.
  8. Не считает нужным стараться. Зарплата учителя начальных классов (педагога общеобразовательной школы) за 2019 год в среднем по РФ составила 41116 рублей (данные Росстата). Много это или мало – вопрос индивидуального восприятия. Но если вы пришли работать в школу на известных условиях, приняли на себя ответственность – вы обязаны сделать всё необходимое для успеха своих учеников.
  9. Не этичен. Каждый ребёнок – личность, которая заслуживает уважения. Никогда не унижайте учеников и не относитесь к ним пренебрежительно. Не обсуждайте отсутствующих детей, коллег, родителей.
  10. Не анализирует свою работу. Ваши планы, срезы, цели и аналитика важны не как документация, а как показатели качества. Выполняйте их, чтобы профессионально расти.

Желаем вам учиться на чужих ошибках, а не на своих!

Будем рады видеть вас в качестве Слушателей программ ООО «Бакалавр-Магистр»!

admin
Оцените автора
Ракульское