Могут ли налоговики сейчас проверять малый бизнес

Налоговые проверки касаются всех предпринимателей и компаний — вне зависимости от масштабов бизнеса и отрасли. Рассказываем, какие налоговые проверки бывают, как проходят для ИП и ООО и может ли компания заранее к ним подготовиться.

Что такое налоговая проверка

В начале 2021 года Тинькофф Бизнес опросил около 7000 предпринимателей. Опрос показал, что за последний год количество проверок бизнеса со стороны госструктур выросло. Проверки могут проводить пожарная инспекция, Роспотребнадзор, санэпидемстанция и другие ведомства.

В этой статье речь только про налоговые проверки.

Цель любой налоговой проверки — убедиться, что компания правильно исчислила и вовремя уплатила все налоги и сборы. Задача проверяющих — понять, есть ли у компании задолженность перед государством, пытается ли она снизить налоги незаконным способом.

Виды налоговых проверок

Есть два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.

Камеральная проверка — это проверка бизнеса на основании налоговых деклараций. Налоговый инспектор проверяет, верно ли заполнена декларация и рассчитан налог.

Выездная проверка проводится, если налоговая выявила, что компания или ИП подпадает под критерии риска — об них расскажем ниже. Тогда инспектор приезжает в офис, на склад или магазин предпринимателя или компании, проверяет первичную документацию, осматривает помещение, опрашивает сотрудников.

Выездные проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проводится по всем налогам и сборам, а тематическая — только по одному, например НДС.

Дальше расскажем подробно про каждую проверку.

Камеральная налоговая проверка

Налоговая проводит камеральную проверку на основании первичных и уточненных деклараций. Такая проверка проходит каждый раз, когда вы сдаете декларацию по любому налогу. Уведомлять о начале камеральной проверки налоговая не обязана, проверка проводится автоматически.

Кто проводит проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании. К примеру, если компания работает в Ярославле и подает декларацию в налоговую инспекцию в Ярославле, она и проводит проверку.

Что проверяют. Инспекция проверяет налоговую декларацию: есть ли ошибки в ее заполнении, правильно ли рассчитаны налоги и сборы.

Как проходит. Предприниматель или компания подает декларацию, начинается камеральная проверка. О начале проверки налоговая не уведомляет. Проверка может длиться до трех месяцев. Приостановить камеральную проверку нельзя.

Если выявят нарушения законодательства, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговая составляет акт с ее результатами. Следить за ходом камеральной проверки можно в личном кабинете налогоплательщика.

Пример из кабинета налогоплательщика с требованиями по проверке. Требования можно узнать в личном кабинете или по почте Особенности камеральной проверки. Во время камеральной проверки инспектор может запросить документы, подтверждающие доходы или расходы компании: счета-фактуры, договоры, акты и другие первичные документы — но только в том случае, если он нашел какие-то противоречия в декларации или засомневался в ее корректности.

Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.

Выездная налоговая проверка

Выездная проверка проводится, если налоговая подозревает предпринимателя или организацию в нарушении налогового законодательства.

Кто проводит выездную проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании. Что проверяют. Инспекторы проверяют первичную документацию компании — договоры, счета, счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета, акты, платежные документы, книги покупок и продаж, накладные, путевые листы.

Могут опросить сотрудников и осмотреть помещение, в котором работает компания или предприниматель.

Как проходит. Узнать заранее о выездной налоговой проверке нельзя: по закону налоговая не обязана о ней предупреждать. Единственное исключение — проверки компаний, которые занимаются лотереями и азартными играми.

Для них налоговая публикует в общем доступе календарь налоговых проверок.

Налоговая выносит решение о выездной проверке и может прислать его предпринимателю или компании по почте, в личном кабинете системы электронной подачи декларации или на сайте налоговой. Иногда решение могут предъявить по факту, когда налоговая уже приедет в офис. Это законно.

В решении указано основание проверки, ее срок, фамилии проверяющих инспекторов. Если к вам пришли с проверкой, вы можете попросить инспекторов показать удостоверения и свериться с фамилиями в решении — это поможет убедиться, что проверка проходит законно. Менять проверяемые налоги или период проверки, указанные в решении, налоговая не имеет права.

  • могут провести инвентаризацию;
  • вызвать на допрос сотрудников компании;
  • изъять документы;
  • отправить документы на экспертизу;
  • осмотреть помещение и так далее.

Предприниматель обязан предоставлять все документы по запросу инспекторов и не препятствовать их работе.

ИП или компания может не пустить инспекторов на территорию компании, если решение о проверке оформлено неправильно: не указано, кого проверяют, не указан перечень налогов и сборов, которые будут проверять, период проверки, нет подписи руководителя или заместителя руководителя налоговой службы.

Если компания или предприниматель отказывается впустить инспекторов, они составят акт. В этом случае налоговая может самостоятельно определить сумму налога к уплате, продлить срок выездной проверки или наложить штраф 10 000 ₽.

После окончания выездной проверки ИП или компания получает решение с результатами проверки. Его отправляют почтой, через личный кабинет или вручают лично. В нем может быть указан размер выявленной недоимки, пени, штрафы.

Особенности выездной проверки. Налоговая не может проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может провести повторную проверку.

Повторная и встречная налоговые проверки

Налоговые проверки могут быть повторными и встречными.

Повторная выездная налоговая проверка проводится только в трех случаях:

  1. Если вышестоящая налоговая служба сомневается в результатах проверки, которую провела налоговая по месту учета компании или ИП. Например, если в ходе выездной проверки налоговая доначислила меньше налогов, чем нужно.
  2. Если налогоплательщик подал уточненную декларацию во время камеральной проверки и в ней занизил сумму налога.
  3. При реорганизации и ликвидации компании или ИП.

Срок проведения повторной проверки — два месяца, как и при обычной выездной проверке. Повторная камеральная проверка не проводится.

Встречная проверка означает, что налоговая проверяет контрагентов компании.

Например, инспекторы заметили, что кафе закупило оборудование по подозрительно низкой цене: похожее оборудование в других ресторанах стоит дороже. Налоговая проверяет, где кафе закупило оборудование, запрашивает документы по сделке у компании-поставщика и сверяет, совпадает ли закупочная цена с расходами кафе. Это и называется встречной проверкой.

Контрагентов проверяет налоговая по месту их учета. Предоставить документы нужно в течение пяти рабочих дней. Налоговая штрафует контрагента, если он нарушает срок предоставления документов или не предоставляет их вовсе.

Кто рискует подпасть под выездную проверку

Налоговая составила список того, на что она обращает внимание при назначении выездной налоговой проверки. В нем 12 критериев. Список помогает ИП и компаниям самостоятельно оценить, может ли налоговая приехать в их офис с выездной проверкой:

  1. Налоги компании или ИП ниже, чем в среднем по отрасли
  2. Компания или ИП больше двух лет несет убытки.
  3. Сумма налоговых вычетов слишком большая в сравнении с доходами компании или ИП.
  4. Расходы компании или ИП постоянно растут и превышают прибыль.
  5. Расходы за год практически равны доходам.
  6. Зарплата сотрудников ниже, чем в среднем по отрасли.
  7. Компания или ИП несколько раз приближались к показателям прибыли, которые позволяют перейти на спецрежим с более выгодными налоговыми ставками. Например, компания работает на УСН. По закону она может работать на этом режиме при доходе до 200 млн. В течение нескольких лет уровень доходов компании сохраняется в пределах 195—198 млн. Инспекция может заподозрить компанию в том, что она незаконно скрывает выручку ради сохранения более выгодного налогового режима.
  8. Бизнес работает с контрагентами-перекупщиками или цепочкой посредников. Например, если компания закупает сырье не напрямую у поставщика, а через несколько посредников.
  9. Налоговая запрашивает подтверждающие документы о доходах или расходах, а предприниматель отказывается их предоставить или говорит, что потерял их.
  10. Компания или ИП несколько раз меняли место ведения бизнеса: снимались и вставали на учет в разных налоговых.
  11. Рентабельность бизнеса значительно отклоняется от показателей рентабельности в отрасли.
  12. Бизнес связан с высокими налоговыми рисками. Например, если ИП работает с сомнительными поставщиками или контрагентами: у них нет сайта, упоминаний в СМИ, они не перечисляют налоги в бюджет, зарегистрированы по адресу массовой регистрации, то есть по адресу, где кроме этой компании зарегистрированы еще как минимум четыре.

Проверить контрагента можно в сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Компания или предприниматель на ОСН может вычислить примерный налог, который считается нормой в отрасли и регионе, через налоговый калькулятор. Там собрана статистика за последние годы, которая поможет предпринимателю сориентироваться в примерных показателях нормы.

Для примера посмотрим отраслевые показатели для малого предприятия по производству одежды в Тульской области.

В калькуляторе собраны отраслевые показатели за 2017, 2018 и 2019 год

Обратить внимание нужно на отраслевые показатели рентабельности продаж и среднюю зарплату. Если показатель рентабельности существенно отклоняется от среднеотраслевой, например равен 46%, налоговая может проверить бизнес на возможные нарушения

Если деятельность предпринимателя или организации подпадает под один из критериев — например, у нее слишком высокий показатель рентабельности — это уже повод для налоговой провести выездную проверку.

Как обжаловать решение по итогам проверки

Предприниматель или компания может не согласиться с решением по итогам камеральной или выездной проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать жалобу в вышестоящую налоговую службу. Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения.

Жалобу нужно подать в вышестоящий налоговый орган. Если ИП работает в Саратове и не доволен результатами проверки налоговой инспекции по Саратову, он подает жалобу в Управление ФНС России по Саратовской области.

Как долго длятся налоговые проверки

  • для камеральной проверки — три месяца со дня подачи налоговой декларации;
  • для камеральной проверки по НДС — два месяца со дня подачи налоговой декларации;
  • для выездной проверки — два месяца со дня вынесения решения о выездной проверке.

Налоговая может продлить камеральную проверку только при проверке по НДС — до трех месяцев.

Продлить выездную проверку можно максимум до шести месяцев. Причины — на месте проверки случился пожар или потоп, компания или предприниматель не успевают предоставить инспекторам документы.

Налоговая вынесла решение о проверке 10 февраля. Значит, она должна приехать в офис предпринимателя или компании и провести проверку до 10 апреля. В начале апреля офис затопило, и налоговая продлила проверку на один месяц — до 10 мая.

Выездную проверку могут приостановить на срок до шести месяцев. Например, если налоговая хочет провести экспертизу документов, запросить сведения из налоговой другого региона или страны, перевести документы с иностранного языка на русский. По закону приостанавливать проверку можно столько раз, сколько потребуется, чтобы собрать всю информацию.

На время приостановления инспекторы обязаны выехать из офиса, склада или магазина компании.

Как подготовиться к выездной проверке

Чтобы выездная проверка прошла быстро и без неприятных последствий, нужно делать следующее:

  1. Вовремя проверять почту по юридическому адресу компании или месту прописки ИП. Иногда налоговая может направить решение о проверке в бумажном письме. Чем раньше узнать о проверке, тем больше шансов к ней подготовиться.
  2. Проверять отсутствие ошибок в первичной документации: договорах, актах, счетах-фактурах компании. В документах все расчеты должны быть верными.
  3. Сверять свои документы по сделке с документами контрагентов: суммы и сроки по сделкам должны совпадать. Если кафе закупило овощи 15 мая и заплатило за них 30 000 ₽, в счете поставщика должна стоять эта же дата и сумма.
  4. Если у ИП или компании есть склад, офис, магазин, производство, они должны находиться по адресам, указанным в документах. Это должны быть помещения, в которых действительно работают люди, хранятся товары, идет производство.
  5. Если компания меняет структуру, например дробит бизнес на несколько юрлиц, объясните сотрудникам, что происходит и к какому юрлицу они теперь относятся. Важно, чтобы сотрудники могли четко объяснить, на какое юридическое лицо они работают.

Заранее подготовиться к проверке получается не всегда. Чтобы проверить, есть ли в компании проблемы с документацией, можно заказать налоговый аудит. Аудиторы и налоговые юристы помогут оценить, может ли бизнес подпасть под выездную проверку, и расскажут, как избежать нарушений и штрафа.

Возможные последствия проверки

Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:

  • налоговой;
  • административной;
  • уголовной.

Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.

Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.

Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.

Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.

Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.

Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.

Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы за период от одного до двух лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест до шести месяцев;
  • лишение свободы: до двух лет — для должностного лица компании, сроком до одного года — для ИП.

Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.

Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю.

Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.

Налоговый контроль 2024: как проходят выездные налоговые проверки и распространяется ли на них мораторий

Органы ФНС имеют законное право проводить выездные налоговые проверки в 2024 году, поскольку мораторий на такой налоговый контроль в 2024 не вводился. На это Минфин РФ указал в письме от 15 июня 2024 г. № 03-02-07/56732.

Органы ФНС имеют законное право проводить выездные налоговые проверки в 2024 году, поскольку мораторий на такой налоговый контроль в 2024 не вводился. На это Минфин РФ указал в письме от 15 июня 2024 г. № 03-02-07/56732.

На какие контрольные надзорные мероприятия действует мораторий в 2024 году:

  • плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
  • плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), и муниципального контроля. (постановлениям Кабмина РФ от 8.09.2021 г. № 1520, и от 10.03.2022 г. № 336).

Проведение данных проверок регулируется Федеральным законами от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, и от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

В отличие от вышеперечисленных мероприятий, проведение выездных налоговых проверок и порядок их проведения регламентированы нормами Налогового кодекса РФ.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Проверить ФНС может только те периоды и вопросы, которые были заявлены в решении о проведении проверки.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Обратите внимание! Заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853).

Как может проходить выездная налоговая проверка: методы

Выездная налоговая проверка может проводиться несколькими методами (таблица 1).

Таблица 1. Методы выездной налоговой проверки

Особенности

Выборочно проверяется часть документов по нескольким налоговым периодам. Выявляются систематические нарушения, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах.

Проверяют всю документацию организации за отчётный период.

Компанию проверяют по всем уплачиваемым налогам.

Компанию проверяют по одному и ли нескольким заранее выбранным налогам.

Пришла налоговая проверка: какие документы готовить

Особое внимание при налоговом контроле 2024 инспекторы уделяют документам, уменьшающим налоговую базу:

  • Банковские выписки и платёжки — проверяют с целью выявить основных контрагентов компании, а также правильности отражения безналичных доходов и расходов в книге продаж.
  • Счета-фактуры — проверят правильность заполнения и соответствие действующим законодательным нормам.
  • Накладные — проверяют на наличие реквизитов, подписей и печатей.

У компаний на общем налоговом режиме проверяют книги учёта доходов и расходов, покупок и продаж. Также инспекторы могут запросить расчётно-платёжные ведомости, сведения о численности сотрудников, зарплатах, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

В 90% случаев органы ФНС проводят инвентаризацию. Она помогает оценить движение товарно-материальных ценностей и собрать информацию о хозяйственной деятельности проверяемой компании. Инспекторы могут осмотреть офисные комнаты, проверить торговые залы, цеха, склады и подсобные помещения.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Если при повторной выездной налоговой проверке будут выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявленные нарушения фактически являлись результатов сговора между проверяющим и налогоплательщиком.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трёх лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении такой проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Налоговые проверки 2024: какие есть основания

ФНС может провести выездную налоговую проверку в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Компании отбираются для проверок на основе информации об их деятельности и Концепции системы планирования выездных проверок (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@).

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Выездная налоговая проверка не равнозначна правонарушению и к обязательному применению налоговых санкций не ведёт, конечно, если правонарушения не будут фактически выявлены в ходе такой проверки.

Кто участвует в выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверки должны присутствовать проверяющая и проверяемая стороны — налоговые органы, налоговые агенты, налогоплательщики. Также к проверке могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, специалисты, эксперты, понятые, свидетели и переводчики.

Когда могут провести внеплановую проверку

Внеплановую выездные проверки налоговых органов проводятся вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущих проверок. Основанием может послужить ликвидация или реорганизация компании (п. 11 ст.

89 НК РФ).

Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки

В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.

Кстати! В 2024 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.

Смотрите также:
  • Как рассчитать страховые взносы и НДФЛ для иностранных работников на патенте и с РВП
  • Как получить доступ к электрическим сетям в 2020 году: изучаем новые правила
  • Как подписать соглашение в электронном бюджете

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Выездные налоговые проверки в 2024 году: порядок, сроки и ограничения

Введенный властями мораторий на проверки не распространяется на проверку соблюдения компаниями законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы будут проводить выездные налоговые проверки организаций и ИП в обычном режиме. Рассказываем, что собой представляют выездные проверки в 2024 году, как и в какие сроки они проводятся, и какие при этом нарушения возможны со стороны проверяющих.

Выездные проверки и порядок их проведения

Запрет на проверки, установленный до конца 2024 года постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, не распространяется на проверки соблюдения компаниями законодательства о налогах и сборах. Поэтому все выездные налоговые проверки бизнеса будут проводиться в текущем году в привычном порядке, регламентированном нормами НК РФ. Соответственно, уже начатые выездные налоговые проверки компаний никакой отмене и приостановлению не подлежат, а проверки, которые назначат в будущем, будут проведены в установленные законом сроки без учета временных ограничений и запретов, введенных мораторием.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории проверяемого плательщика и исключительно на основании решения руководителя ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ). Если у плательщика нет помещений, такая проверка может проводиться по месту нахождения ИФНС, а в случае с иностранными компаниями − по месту нахождения их обособленных подразделений.

Выездная проверка может проводиться как по одному, так и сразу по нескольким налогам, уплачиваемым проверяемой компанией. Также может проводиться и комплексная выездная проверка, в рамках которой проверяются все налоги и сборы.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Предмет проверки указывается путем перечисления в решении наименований конкретных налогов.

При проверке компаний, применяющих специальные налоговые режимы, предметом проверки указываются все налоги и сборы. Указывать в качестве предмета проверки отдельные вопросы исполнения НК РФ налоговикам нельзя (п. 1.3.1 письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

В ходе выездной проверки налоговики вправе, в частности (п. 13–14 ст. 89 НК РФ):

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода;
  • производить осмотр предметов и имущества, связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • осуществлять опросы и брать пояснения;
  • производить выемку документов (при наличии оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или заменены).

На время выездной проверки плательщик обязан обеспечить возможность налоговиков знакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом у плательщика могут быть истребованы по сути любые документы, необходимые для проверки.

В НК РФ нет закрытого перечня документов и регистров, которые могут запрашиваться проверяющими. В связи с этим налоговики при приведении выездной проверки вправе самостоятельно выбирать виды документов, которые должен представить налогоплательщик (решение ФНС от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@). Со своей стороны налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов.

Решение по итогам проверки принимается в течение 10 дней со дня истечения месячного срока на представление возражений на акт налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Здесь стоит помнить, что если ранее в ходе камеральных проверок отчетности налоговики не выявили никаких нарушений, то это не означает, что по результатам выездной проверки плательщика не привлекут к ответственности и не доначислят налоги. Выездная проверка не дублирует камеральную и всегда предполагает более углубленное изучение документов налогоплательщика, включая при этом другие мероприятия налогового контроля, направленные на выявление налоговых нарушений. Поэтому результаты выездной проверки могут отличаться от результатов проведенной ранее камеральной проверки.

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Суды по вопросам налоговых проверок:

Сроки проведения выездной проверки

Общий срок проведения выездной проверки – 2 месяца. Этот срок может быть продлен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев (п. 6 ст.

89 НК РФ).

shutterstock_1119676577.jpg

Основания для продления срока проверки установлены в соответствии с приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Срок проведения проверки может быть продлен, в частности:

  • если проверяемая компания относится к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • при получении в ходе проверки информации о нарушениях НК РФ, требующей дополнительной проверки;
  • при проведении проверки в отношении организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений (при 10 и более подразделениях срок продлевается как раз до 6 месяцев);
  • при непредставлении проверяемым плательщиком документов, необходимых для проведения проверки;
  • в случаях активного противодействия проверяемого лица осуществляемой проверке;
  • при воспрепятствовании доступу налоговиков на территории и в помещения налогоплательщика;
  • в случае возникновения чрезвычайной ситуации, препятствующей проведению проверки и т.д.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения соответствующего решения и до дня составления справки о проведенной выездной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

В срок проведения проверки включаются только те периоды, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика. При этом в указанное время не засчитывается период приостановления проверки по решению руководителя ИФНС.

Приостановить проведение проверки налоговикам разрешается для истребования документов и информации у контрагентов проверяемого лица, для проведения экспертиз, а также для перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Приостановление проверки для истребования документов у контрагентов может осуществляться неоднократно, и нарушением это считаться не будет (определение Верховного Суда РФ от 28.09.2020 № 307-ЭС20-12647). Это связано с тем, что приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому контрагенту.

Следовательно, количество решений о приостановлении ограничивается только числом контрагентов, у которых истребуются необходимые документы. Вместе с тем общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (п. 9 ст.

89 НК РФ).

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок

Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст.

89 НК РФ).

Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.

Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2024 году.

shutterstock_1095718847.jpg

Однако в общей численности проверок за год не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств компании. Если же речь идет о комплексных проверках, когда ИФНС проверяет все налоги и сборы, то за один налоговый период может быть только одна такая проверка.

Что касается периода, за который может проводиться выездная проверка по тому или иному налогу, то он составляет не более 3 лет, которые предшествуют году принятия решения о проведении проверки. При представлении уточненной декларации проверяется период, за который она представлена (п. 4 ст.

89 НК РФ).

Еще одно ограничение в части выездных проверок связано с проведением налогового мониторинга, который представляет собой разновидность контроля, проводимого путем предоставления налоговикам открытого онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компании. В ходе мониторинга налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

Мониторинг проводится по заявлению плательщика, который должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с п. 3 ст. 105.26 НК РФ. По общему правилу мониторинг исключает возможность проведения выездных проверок по каким бы то ни было налогам и взносам. Но в некоторых случаях выездные проверки могут проводиться даже в отношении компаний, перешедших на налоговый мониторинг. В число этих случаев входят (п.

5.1 ст. 89 НК РФ):

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью ИФНС, проводящей мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • невыполнение компанией мотивированного мнения ИФНС (требования, вынесенного в результате обнаруженных в ходе мониторинга ошибок, несоответствий, нарушений и т.д.).

Нарушения порядка проведения выездной проверки

На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.

Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).

То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.

Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).

Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.

Предварительная блокировка имущества проверяемых налогоплательщиков

В ближайшее время налоговые органы получат возможность блокировать имущество проверяемых налогоплательщиков еще до проведения самой выездной налоговой проверки. Соответствующий правительственный законопроект № 47595-8 сейчас уже готовится Госдумой к принятию.

Законопроект предусматривает возможность наложения запрета на отчуждение на имущество организаций и ИП сразу же после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки.

Решение о наложении на имущество компаний запрета на отчуждение нужно будет согласовывать с руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа либо ФНС России.

Запрет на отчуждение имущества налогоплательщика будет действовать в течение всего срока проведения выездной налоговой проверки, а также срока вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

В целях защиты прав третьих лиц информация как о принятии предварительных обеспечительных мер, так и о самом факте принятия решения о назначении выездной налоговой проверки будет размещаться в интернете.

admin
Оцените автора
Ракульское