Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

Социальную значимость теплоснабжения для всех категорий потребителей с учетом климатических особенностей России трудно переоценить.

В этом контексте особое значение играет вопрос обеспечения надежности, тесно переплетающийся с обеспечением комфортных (долгосрочных) условий тарифного регулирования для участников рынка теплоснабжения.

В течение продолжительного времени не утихают споры касательно внедрения новых подходов к ценообразованию в сфере теплоснабжения, рассматриваемых в качестве условий для привлечения направленных на модернизацию систем теплоснабжения инвестиций и гарантий для их возврата.

Стабильность системы тарифного регулирования также во многом зависит от устойчивой правоприменительной практики, складывающейся по вопросам оспаривания цен (тарифов) в регулируемых видах деятельности.

Формирование системы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, предусматривающей наличие единого тарифа для потребителей тепловой энергии в границах деятельности единой теплоснабжающей организации (ЕТО), определяемого во взаимосвязи с последующими расчетами ЕТО с теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями по утвержденным для них тарифам делают указанную систему уязвимой с точки зрения возможности отмены тарифных решений в судебном порядке – признание недействующим одного тарифного решения, учтенного в «едином тарифе» ставит под сомнение экономическую обоснованность «единого тарифа» в целом.

Сформулированные в судебных актах правовые позиции о «единстве» принимаемых тарифных решений применительно к сфере электроэнергетики (см., напр. Определение ВС РФ от 19.01.2017 №9-АПГ16-42) позволяют прийти к выводу, что использование аналогичных правовых подходов возможно и в отношении тарифных решений в сфере теплоснабжения.

По этой причине, важным положительным событием для сферы теплоснабжения стало принятое Пленумом Верховного суда РФ Постановление от 27.12.2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее – Постановление).

Настоящий практический комментарий посвящен наиболее важным вопросам применения регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения в свете принятия вышеуказанного Постановления №63.

Почитать  Налоговый вычет за платные медицинские услуги

1. Применение правовых подходов, заложенных в Постановлении, к случаям, когда тариф на тепловую энергию не был установлен

На практике возникают случаи, когда тариф на тепловую энергию не устанавливался (хотя должен был быть установлен согласно соответствующим предписаниям закона) как в случае бездействия органа регулирования, так и при неисполнении осуществляющим регулируемую деятельность субъектом обязанности по обращению в орган регулирования с целью утверждения соответствующего тарифа.

Возникает логичный вопрос: можно ли применять приведенные в данном Постановлении правовые решения при рассмотрении споров в сфере ресурсоснабжения, если для теплоснабжающей организации тариф не был установлен?

Сам факт отсутствия тарифа (в том числе и в тех случаях, когда тариф не утверждался вовсе) не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании стоимости поставленного ресурса.

В этом случае суд при рассмотрении спора о взыскании задолженности за поставленною в отсутствие утвержденного тарифа тепловую энергию должен определить экономически обоснованную цену этого ресурса и, соответственно, включить вопрос об обосновании цены в круг доказывания.

Таким образом, даже если тариф никогда не утверждался, стоимость поставленного, но неоплаченного ресурса может быть взыскана поставщиком.

При этом сумма исковых требований может быть рассчитана экспертным путем. В таких случаях необходимо доказать, что рассчитанная подобным образом цена является экономически обоснованной и не превышает размер тарифа, если бы тот был утвержден в законном порядке.

2. Правовые аспекты расчетов за поставленную тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа

Расчет за фактически поставленную тепловую энергию (теплоноситель), в отсутствие утвержденного в законном порядке тарифа формирует состав административного нарушения по ст. 14.6 КоАП РФ – нарушение порядка ценообразования.

При этом, важно различать реализацию тепловой энергии как регулируемого вида деятельности от частных случаев компенсации расходов на производство тепловой энергии.

К примеру, в Определении ВС РФ от 09.08.2016 по делу №А09-15614/2015 указано, что «обязанность раскрывать соответствующую информацию, возложенная на теплоснабжающую организацию, у общества отсутствует, поскольку оно не осуществляет продажу тепловой энергии потребителям, а компенсирует затраты на содержание помещений торгово– развлекательного центра посредством их включения в состав арендной платы в соответствии с условиями заключенных договоров».

Требование оплаты потребленной тепловой энергии (в отсутствие тарифа) в отдельных случаях (к примеру, под угрозой отключения потребителя от тепловой сети) могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»[1].

Тем не менее, в этом случае следует отличать ситуацию, при которой поставка осуществляется без тарифа, поскольку тариф по каким-то причинам был отменен, от ситуации, при которой тариф изначально отсутствует, потому что подлежащая регулированию организация изначально не предпринимала никаких действий, чтобы его получить.

В первом случае отсутствие тарифа не является прямым следствием действий или бездействия регулируемой организации, поэтому состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, не формируется, поскольку в этом случае формально вины регулируемой организации в осуществлении деятельности без тарифа нет.

Во втором случае регулируемая организация не предпринимает никаких действий, чтобы получить тариф, хотя может их предпринять – подать заявку на утверждение тарифа в соответствующий орган государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в случае, когда тариф вообще никогда не утверждался, взаиморасчеты между регулируемой организацией и потребителем могут быть осуществлены, однако если отсутствие тарифа вызвано бездействием регулируемой организации, последняя может быть привлечена к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования.

На практике возможна и третья ситуация. Тариф может отсутствовать по причине отказа регулирующего органа утвердить тариф. В подобном случае ответ на вопрос, формируется ли состав административного правонарушения за поставку ресурса в отсутствие тарифа, зависит от индивидуальной совокупности факторов: была ли заявка на утверждение тарифа подана своевременно, была ли заявка комплектной, правильно ли были оформлены необходимые документы и т.д.

Однако очевидно, что если отказ регулятора был необоснованным, то ни о каком нарушении установленного порядка ценообразования со стороны регулируемой организации речи быть не может.

3. Применение правовых подходов, заложенных в Постановлении к услугам по передаче тепловой энергии

При применении Постановления к спорам по оплате услуг по передаче тепловой энергии следует учитывать ряд законодательных ограничений.

Федеральный закон «О теплоснабжении» императивно устанавливает запрет на препятствование перетоку соответствующего ресурса и взимание за это платы владельцами тепловой сети в случае отсутствия утвержденного тарифа.

В Определении Верховного Суда РФ от 17.06.2016 № 306-ЭС16-6217 по делу № А65-12453/2015 указано, что суд апелляционной инстанции отменил судебный акт и отказал во взыскании с ответчика платы за пользование тепловодом, принадлежащим на праве собственности истцу. Суд пришел к выводу об отсутствии у истца права требования этой платы. При этом он руководствовался пунктами 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и исходил из того, что ответчик получал тепловую энергию от энергоснабжающей организации через рассматриваемый участок тепловой сети, тариф на оплату услуг по передаче тепловой энергии для истца не установлен, что в совокупности исключает возможность получения истцом платы за рассматриваемое пользование его тепловыми сетями.

Указанный выше законодательный запрет требовать платы за услуги по передаче тепловой энергии в отсутствие утвержденного тарифа с правовой точки зрения направлен на стимулирование предприятий к передаче непрофильных активов профессиональным участникам рынка, которые смогут качественно обслуживать подобные объекты и тем самым надлежащим образом обеспечить потребность потребителей в бесперебойной поставке тепловой энергии.

Тем не менее, на практике возможна ситуация, при которой теплосетевая организация по каким-то причинам не смогла вовремя получить соответствующий тариф. Вправе ли в этом случае теплосетевая организация истребовать плату за фактически оказанные услуги по передаче тепловой энергии?

В том случае, когда идет речь об установлении тарифа в течение регулируемого периода впервые – утверждение тарифа не создает правовую возможность для его применения «задним числом».

Другой вопрос состоит в том, когда заявка на утверждение тарифа подана вовремя, а регулирующий орган утвердил тариф «с опозданием».

В этом случае примечателен правовой подход Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, по делу № А38-1910/2008, примененный в отношении смежного вида деятельности – передаче электрической энергии.

Спор возник между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией по вопросу действия тарифа во времени. В 2008 году регулятор опубликовал тариф на услуги по передаче электроэнергии с опозданием на три месяца, т.е. тариф был опубликован в марте 2008 года, в то время как начало регулируемого периода приходится на 1 января каждого года.

Рассматривая дело, суды первой и второй инстанций отказали в удовлетворении исковых требований со ссылкой на положения пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию[2], согласно которым тариф обратной силы не имеет.

Суд кассационной инстанции своим постановлением от 20.04.2009 отменил принятые по делу судебные акты и вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом суд кассационной инстанции потребовал проанализировать вопрос о том, будет ли соблюден принцип трансляции цен на конечных потребителей, если гарантирующий поставщик оплатит услуги по передаче в период с января по март 2008 года по более низкому тарифу.

Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела вновь отказал в удовлетворении иска, указав при этом на то, что сетевая компания может компенсировать свои выпадающие доходы, если таковые имеют место быть, в будущем периоде регулирования путем увеличения тарифа.

Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела решение суда первой инстанции отменил и принял новый судебный акт, которым исковые требования сетевой компании были удовлетворены в полном объеме. Апелляционный суд мотивировал свое решение тем, что в период с января по март, т.е. до того как тарифное решение было опубликовано, взаиморасчеты между гарантирующим поставщиком и сетевой компанией должны были производиться по цене равной новому тарифу. В противном случае принцип трансляции цен будет нарушен и гарантирующий поставщик получит необоснованную прибыль.

Суд кассационной инстанции и высший арбитражный суд поддержали данные выводы.

На первый взгляд может показаться, что суды попросту проигнорировали императивное предписание закона, запрещающее применять тариф ретроспективно. Однако более подробный анализ мотивировки судов апелляционной и кассационной инстанций показывает, что это не так. Суды не применяли тариф «задним числом», они применили экономически обоснованную цену.

Тем самым суды сохранили баланс экономических интересов участников рынка.

Указанный подход может быть успешно применен и в отношении услуг по передаче тепловой энергии.

4. Участие теплоснабжающей (теплосетевой) организации в формировании цены

Пункт 7 Постановления предусматривает, что в случае, если регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса.

Необходимо учитывать, что органы регулирования вправе установить тариф в отношении поставляемого конкретным лицом товара (оказываемой услуги) независимо от факта обращения данного поставщика за установлением соответствующего тарифа.

Так, в Правилах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения[3] указано, что в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, которые были использованы среди прочего для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В свете изложенного встает вопрос, раз в п. 7 Постановления говорится о «поставщике, участвовавшим в формировании тарифа», то означает ли это, что на поставщика, для которого по инициативе регулятора был установлен экономически необоснованный тариф, указанное ограничение не распространяется и он вправе взыскать с конечных потребителей соответствующую разницу?

Представляется, что на этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку Верховный суд тем самым указывает на то, что в случае утверждения тарифа ниже экономически обоснованного уровня, «дорегулироваться» может только та организация, для которой данный тариф был утвержден.

Безусловно, что Постановление ВС РФ №63 не отвечает на все вопросы, возникающие в правоприменительной практике в отношении регулируемых видов деятельности.

Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что положенные в основу данного Постановления правовые подходы во многом унифицируют и упростят условия ведения деятельности участникам рынка теплоснабжения и в определенной степени обеспечат защиту законных прав и интересов как регулируемых организаций, так и их потребителей в указанной сфере деятельности.

[1] Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

[3] В частности, пункт 14. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (ред. от 22.11.2016).

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление.

Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

  • 13.08.2021

Теплоснабжение

Теплоснабжение в России— процесс обеспечение теплом зданий для коммунально-бытовых (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение) и технологических нужд потребителей. Суровые климатические условия в России предопределяют теплоснабжение как наиболее топливо- и капиталоемкий сектор экономики: в нем потребляется почти 40% энергоресурсов, используемых в стране, а более половины этих ресурсов приходится на коммунально-бытовую сферу. Услугами централизованного теплоснабжения в стране пользуются около 100 млн. чел. (70% от всего населения страны).

Суммарная реализация тепловой энергии в стране составляет порядка 900 млн. Гкал/год общей стоимостью более 1,3 трлн. руб., из них жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют около 500 млн. Гкал/год.

Принципиальная схема рынка в теплоснабжении (вариант, где в качестве Единой Теплоснабжающей Организации (ЕТО) выступает теплоисточник)

Принципиальная схема рынка в теплоснабжении (вариант, где в качестве ЕТО выступает тепловая сеть)

Система нормативных актов в теплоснабжении

Принципы государственного регулирования в теплоснабжении

Обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов
Обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами
Обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения
Развитие систем централизованного теплоснабжения
Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей
Обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала
Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения
Обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
  • Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
  • Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения
  • Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя
  • Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения
  • Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
  • Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
  • Стандарты раскрытия информации организациями в сфере теплоснабжения
  • Утверждение нормативов технологических потерь, нормативов удельного расхода топлива (для источников тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, с установленной генерирующей мощностью 25 Мвт и более), нормативов запаса топлива)
  • Вопросы энергоэффективности
  • Утверждение схем теплоснабжения (численность населения 500 тыс. чел. и более)
  • Мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения
  • Разногласия при разработке и утверждении схем теплоснабжения
  • Вопросы энергоэффективности
  • Утверждение схем теплоснабжения (численность населения 500 тыс. чел. и более)
  • Порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения
  • Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
  • Сводный прогнозный баланс объемов отпуска тепловой энергии
  • Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью 25 МВт и более
  • Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) в сфере теплоснабжения
  • Цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность), услуги по передаче тепловой энергии, плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, а также плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения и др. на региональном уровне
  • Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в теплоснабжении
  • Утверждение инвестиционных программ организаций с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения
  • Составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации
  • Мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек
  • Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек
  • Согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Система тарифов в теплоснабжении

Регулируемые тарифы (цены) Нерегулируемые тарифы (цены)
на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии цены на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, продажа которых осуществляется по долгосрочным (на срок более 1 года) договорам теплоснабжения, заключенным потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.
на тепловую энергию, поставляемую потребителям
на теплоноситель цены на тепловую энергию (мощность) и услуги по передаче тепловой энергии при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более 12 месяцев в объеме, соответствующем величине мощности источника тепловой энергии
на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя
на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения цены на услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии по договору теплоснабжения
предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более

Методы регулирования тарифов в теплоснабжении

Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организации (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), и величины налога на прибыль
Метод индексации тарифов
Индексации подлежат ранее утвержденные предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов и тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность Тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении — на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования
Метод сравнения аналогов
Применяется в целях установления долгосрочных тарифов на основе анализа зависимости величины расходов прочих организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения Метод сравнения аналогов предполагает сбор и анализ показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности, в целях определения коэффициентов, применяемых в формуле расчета уровня расходов
Метод доходности инвестированного капитала (Метод RAB)
Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал При регулировании тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.

Прокуратура поддержала бизнес в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.Как показала проверка, в пяти регионах они необоснованно завышались. …Прокурорами приняты меры реагирования и работа регуляторов приведена в соответствие с федеральным законодательством, пишет Буксман. Поводом для проверки стало исследование Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК, НКО по общественному контролю в области госрегулирования цен и тарифов). Подробнее

Титов предложил заморозить до 2018 года тарифы естественных монополий.Разработчики альтернативной программы среднесрочного социально-экономического развития России — «Стратегии роста» — предлагают до 2018 года заморозить тарифы естественных монополий, а с 2019 года перейти к их снижению почти на треть, говорится в сообщении пресс-службы уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова. Подробнее

«В первой части программы мы предлагаем не ломать то, что есть, а донастроить уже существующее и зафиксировать тарифы на уровне 2017 года» Подробнее

Каким тарифом должен пользоваться поставщик тепла, если еще не утвердил свой, но поставляет тепло?

Главная Вопросы и ответы Каким тарифом должен пользоваться поставщик тепла, если еще не утвердил свой, но поставляет тепло?

Добрый день. Каким тарифом должен пользоваться поставщик тепла, если еще не утвердил свой, но поставляет тепло?

Адвокат Антонов А.П.

Согласно п.п.36-42 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42.1, 42.2, 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Таким образом, в случае, если ресурсоснабжающая организация не установила свой тариф, используется тариф, установленный в соответствующем субъекте РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Дата актуальности материала: 11.09.2019

admin
Оцените автора
Ракульское