Как часто проводятся плановые проверки по соблюдению трудового законодательства

14 апреля вступило в силу новое постановление Правительства РФ, регулирующее вопросы осуществления государственного контроля.

Михаил Вощинский
Консультаций: 3

Постановление Правительства РФ

В развитие поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020, которым федеральным органам исполнительной власти было предписано приостановить назначение до 1 мая 2020 г. проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, 3 апреля 2020 г. Правительством РФ принято постановление № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление).

Прежде чем приступить к анализу Постановления, отметим, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ дополнена ч. 1.1., в соответствии с которой, если иное не установлено Правительством РФ, плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в срок с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. не проводятся за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, Постановление основывается на положениях ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ и дополняет его.

Согласно п. 1 Постановления проведение плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, в 2020 году не допускается.

Почитать  Ндфл с продажи комнаты купленной в рассрочку

Основания внеплановных проверок

Внеплановые проверки могут проводиться только по следующим основаниям.

1. При наличии сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Как это предусмотрено Законом № 294-ФЗ, и в первом, и во втором случае проверка должна быть в обязательном порядке согласована органами прокуратуры.

3. Внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.

Это еще одна законодательная новелла – поручение о проверке Президентом и Правительством даются только с указанием конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не сферы экономической деятельности.

4. Внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Требование прокурора не следует путать с согласованием проверки и с перенаправлением прокуратурой обращения в контролирующий орган. Понятие «требование» раскрывается в п. 3.1 приказа Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93, согласно которому требования о проведении проверки — это поручения о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя (конкретного объекта проверки) по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона.

5. Внеплановые проверки, основанием для проведения которых является обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса или выдачи лицензии (п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

6. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Таким образом, целый ряд оснований к проведению внеплановых проверок, указанных в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2020 году не действует. В частности, это причинение вреда животным, растениям, окружающей среде или нарушение прав потребителей, нарушение требований к маркировке товаров.

Когда могут проводиться плановые проверки

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не перечисленных в п. 1 Постановления, помимо указанных внеплановых проверок, могут проводиться также плановые проверки, но только если используемые ими производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (пп. «б» п. 2 Постановления).

Напомним, что в данном случае речь идет о так называемом риск-ориентированном подходе, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Особенности его применения закреплены в постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Категории опасности

Всего установлено шесть категорий опасности – от низкого (6) до чрезвычайно высокого (1).

Отнесение объектов к тому или иному классу опасности производится соответствующими контролирующими органами. При этом, если объекту присвоен 1, 2, 3 класс опасности, орган государственного контроля размещает информацию об этом на своем сайте.

По запросу предпринимателя орган государственного контроля в течение 15 дней с момента поступления запроса обязан направить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

Таким образом, узнать, к какой категории риска отнесена та или иная деятельность (объект), можно либо на сайте соответствующего контролирующего органа, либо путем направления заявления в территориальный орган контроля.

Кроме этого, всем органам государственного контроля предписано в течение 10 рабочих дней после вступления в силу Постановления представить в Минэкономразвития России перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 1 апреля 2020 г. подпадающих под действие пп. «б» п. 2 Постановления.

Полагаем, что указанные данные будут размещены на сайте министерства.

Метод проведения проверок

Принципиально новым является положение о том, что, по общему правилу, проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Исключения предусмотрены в п. 7 Постановления, согласно которому выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается только в случае, если он согласован органами прокуратуры. То есть не только сама проверка, но и выезд контролеров в ходе этой проверки должен быть согласован прокурором. При этом такое согласование может быть дано, только если проверка осуществляется в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан или угрозой такого причинения, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При иных основаниях проверка проводится только дистанционно.

Кроме этого, возможность выезда должностных лиц органов контроля может быть предусмотрена в поручениях о проведении проверки Президента РФ, Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, а также в требовании прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Важно отметить, что действие рассмотренных выше норм распространяется на все виды государственного контроля, за исключением валютного, налогового и таможенного.

Таможенные проверки

Таможенным проверкам посвящен п. 12 Постановления, которым установлено, что в 2020 году не назначаются как плановые, так и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 8 п. 16 ст. 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Налоговые проверки

Что касается налоговых проверок, то их проведение приостановлено по поручению Председателя Правительства РФ от 18.03.2020 до 1 мая 2020 г.

Постановлением вносятся дополнения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливающий основания для внесения изменений в план проверок. Таким образом, проверки, на проведение которых объявлен «мораторий», подлежат исключению из ежегодного плана.

В заключение напомним, что проведение проверки с нарушением требований ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Как нам представляется, в силу аналогии закона эта норма подлежит применению и в случае нарушения норм, закрепленных в рассмотренном Постановлении.

Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки

В июле 2021 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч.

12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

shutterstock_1026849703.jpg

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п.

42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Новеллы законодательства по осуществлению госконтроля

30 ноября вступило в силу постановление Правительства РФ, устанавливающее особенности осуществления проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году. В связи с этим мы продолжаем серию публикаций, связанных с новеллами законодательства о государственном и муниципальном контроле.

Михаил Вощинский
Консультаций: 3

30 ноября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969).

В отличие от постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438) комментируемое постановление принято не в связи с необходимостью смягчения контрольной деятельности, обусловленной пандемией. Причиной его принятия является вступление в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), которым предусмотрены новые виды контрольных мероприятий и изменения в порядке их проведения.

В то же время Постановление № 1969 предусматривает и мораторий на проведение плановых проверок, но только для субъектов малого предпринимательства.

Фактически это продление моратория, установленного ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), который должен был завершиться 31 декабря 2020 г.

Напомним, что субъектами малого предпринимательства могут являться только организации, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о которых внесены в соответствующий реестр.

Итак, в п. 7 Постановления № 1969 закреплено, что при формировании ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Еще раз подчеркнем, что данное положение не распространяется на внеплановые проверки, проводимые в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, в п. 8 Постановления № 1969 предусмотрен целый ряд исключений, позволяющих включать субъекты малого предпринимательства в план проверок.

Во-первых, это плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

В данном случае речь идет о так называемом риск-ориентированном подходе, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Особенности его применения закреплены в постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

В этом же постановлении перечислены виды надзора, при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход. В частности, это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за соблюдением трудового законодательства, земельный надзор.

Всего установлено шесть категорий опасности – от низкой (6) до чрезвычайно высокой (1).

Отнесение объектов к тому или иному классу опасности производится соответствующими контролирующими органами. При этом, если объекту присвоен 1, 2, 3 класс опасности, орган государственного контроля размещает информацию об этом на своем сайте.

По запросу предпринимателя орган государственного контроля в течение 15 дней с момента поступления запроса обязан направить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

Узнать, к какой категории риска отнесена та или иная деятельность (объект), можно либо на сайте соответствующего контролирующего органа, либо путем направления заявления в территориальный орган контроля.

Режим постоянного государственного контроля регламентирован ст. 13.1 Закона № 294-ФЗ, он применяется на предприятиях, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, а также на предприятиях, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом драгоценных металлов.

В случае применения данного режима предполагается возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

Во-вторых, мораторий не распространяется на плановые проверки лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере и ряде других, если данная деятельность включена в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

В-третьих, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъекта малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Отметим, что понятие грубого нарушения определяется в примечаниях к конкретным статьям Особенной части КоАП РФ и, как правило, связано с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

Кроме этого, разрешены проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках осуществления:

  • лицензионного контроля;
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Полагаем, что на большую часть субъектов малого предпринимательства (с учетом специфики их деятельности) данные исключения не распространятся, и в 2021 году они будут освобождены от плановых проверок.

Примечательно, что инициатива продления моратория принадлежит Генеральной прокуратуре РФ, поэтому можно не сомневаться, что прокуроры будут тщательно следить за его соблюдением (Генпрокурор предложил продлить мораторий на проверки малого бизнеса).

Далее мы перейдем к положениям Постановления № 1969, регулирующим процедурные вопросы проведения проверочных мероприятий.

В п. 1 закреплено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Это положение Постановления № 1969 основано на п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ, аналогичном по содержанию.

Отметим, что в 2020 году действовало правило, согласно которому проверки проводились только с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438).

Выезд должностных лиц был возможен в строго определенных случаях по согласованию с органами прокуратуры.

В 2021 году использование средств дистанционного взаимодействия при проведении проверок остается на усмотрение контролирующих органов.

Пункт 2 Постановления № 1969 устанавливает правило, согласно которому органом контроля после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты проведения плановой выездной проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита, о чем юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней.

Инспекционный визит – новое для российского законодательства о контроле мероприятие. Оно предусмотрено ст. 70 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой инспекционный визит проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта в целях предотвращения риска причинения вреда (ущерба).

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольно-надзорные действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование.

Срок проведения инспекционного визита составляет всего один день, что выгодно отличает его от выездной проверки.

Таким образом, вышеуказанное положение Постановления № 1969 дает возможность контролирующему органу применить вместо плановой выездной проверки более мягкую форму проверочного мероприятия – инспекционный визит.

Примечательно, что согласно ч. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Однако в рассматриваемом случае уведомление о замене плановой проверки на инспекционный визит предполагается.

Пункт 4 Постановления № 1969 основан на положениях ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ, согласно которым срок проверки составляет 10 дней (по действующему сейчас Закону № 294-ФЗ – 20 дней).

Соответственно срок проверок, которые будут проводиться во втором полугодии 2021 года, не может превышать 10 дней, что предписывается учитывать при формировании ежегодного плана проверок.

Принципиально важен п. 6 Постановления № 1969, согласно которому включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Тем не менее п. 6 и пп. «б» п. 10 Постановления № 1969 говорят о том, что в случае упразднения конкретного вида контроля плановая проверка подлежит проведению в рамках иного вида государственного (муниципального) контроля, но только в случае, если это предусмотрено положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, для определения правомерности проведения проверки в рамках иного вида контроля необходимо установить предусмотрена ли такая возможность соответствующим положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Также отметим, что согласно ст. 18 Закона № 248-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти ведется единый реестр видов контроля (не путать с единым реестром проверок), в который включаются сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях.

В связи с этим представляется, что те виды государственного контроля, которые не войдут в данный реестр, осуществлению после 30 июня 2020 г. не подлежат.

Постановление № 1969 является еще одной важной правовой вехой в осуществлении реформы контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Правительством России. Кульминацией этой реформы станет вступление в силу 1 июля 2021 г. Закона № 248-ФЗ.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону.

В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации
«Заработная плата. Средний заработок»
10 онлайн-уроков.
32 практических задачи, особые ситуации

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда.

Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

admin
Оцените автора
Ракульское