Использование персональных данных при проведении осс

Считается, для того, чтобы работать с персональными данными собственников, необходимо с каждого из них собрать согласие на обработку персональных данных. Это и верно, и нет, — зависит от ситуации.

Сегодня мы расскажем, в каких случаях согласие на обработку персональных данных нужно получить и что делать, если собственник его не даёт.

Персональные данные собственников

1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь есть 7 составов правонарушений, за которые управляющие компании могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

Ужесточилась административная ответственность за нарушение требований ст. 13.11 КоАП РФ – суммарный размер штрафа может составить 275 000 рублей. Многие управляющие компании не знают, как правильно работать с ПД.

Для них 4 октября мы провели вебинар «7 ошибок при работе с персональными данными, за которые УО получит штраф». Мы рассказали об обязанностях оператора ПД, дали рекомендации по выполнению требований статьи 13.11 КоАП РФ и отдельно внимание уделили вопросу получения согласия на обработку ПД.

Когда нужно получить согласие на обработку ПД

Если вы управляющая компания и у вас нет согласия на обработку ПД от собственников, но вы их обрабатываете внутри организации и не отдаёте их в сторонние организации, в таком случае согласие на обработку персональных данных не требуется.

Если вы будете передавать персональные данные собственников третьим лица, согласие на обработку нужно обязательно получить. При этом лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать отдельное согласие субъекта ПД на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

  1. Если это разрешает Федеральный закон. Так, например, для размещения информации в ГИС ЖКХ согласия на обработку ПД не нужно.
  2. Если вы передаёте данные платёжному агенту и расчётным центрам (ч. 16 ст. 155 ЖК РФ).
Почитать  Имеет ли право госслужащий быть председателем тсж

Когда вы привлекаете представителя для расчётов с собственниками и нанимателями жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие субъектов ПД на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Но в договоре между вами и представителем необходимо закрепить положение о конфиденциальности персональных данных (ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст.

7 № 152-ФЗ).

Каким должно быть согласие на обработку ПД

  • в договоре управления,
  • в договоре ресурсоснабжения,
  • в уставе товарищества собственников жилья.

Роскомнадзор советует оформлять его в письменной форме отдельным документом. Единственный минус такой позиции – управляющая компания может физически не собрать со всех субъектов персональных данных такое согласие.

Субъект ПД принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Полные требования к содержанию согласию описаны в ч. 4 ст. 9 № 152-ФЗ.

  • конкретным,
  • информированным,
  • осознанным.
  • ФИО, адрес субъекта персональных данных или его представителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дают согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, обрабатывающего ПД по поручению оператора;
  • перечень действий с ПДн, на совершение которых даётся согласие;
  • общее описание используемых оператором способов обработки ПД;
  • срок действия согласия субъекта ПД;
  • подпись субъекта ПД;
  • условия прекращения работы с персональными данными.

Согласие на обработку ПД в договоре управления МКД

Согласие на обработку персональных данных можно включить в приложение к договору управления МКд. Договор управления МКД собственники заключают с управляющей компанией в письменной форме. Составляется один документ и подписывается сторонами (ст.

162 ЖК РФ).

Решение ОСС в МКД, принятое по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, обязательно для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Условия договора управления МКД одинаковы для всех собственников помещений в МКД (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ).

Согласно пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, УО собирает, обновляет и хранит информацию о собственниках и нанимателях помещений в МКД.

Эта позиция не единственно правильная, судебной практики по этому вопросу нет.

Согласие обработку ПД в договоре о предоставлении КУ

Согласие на обработку персональных данных можно прописать в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

  • в письменной форме;
  • путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять КУ или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор считается заключённым с момента, когда потребитель начал пользоваться коммунальными услугами и оплачивать их. Это значит, что потребитель согласен со всеми условиями договора, в том числе на обработку персональных данных.

Если собственник не даёт согласия на обработку ПД

Заставить собственника дать согласие на обработку персональных данных нельзя. Но можно пытаться убедить. Здесь всё зависит от красноречия представителей управляющей компании.

Но перед этим советуем прочитать определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 № 100-О. Конституционный Суд сделал ряд заключений, которые в будущем могут повлиять на работу управляющих компаний в целом.

Например, для исполнения договора управления управляющая организация обязана заручиться согласием собственников на обработку персональных данных. Согласие может быть включено в качестве условия в договор управления.

Но всё равно, бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных. Это значит, что если субъект заявляет, что не давал вам согласие, вы должны доказать, что в какой-то форме его получили, например, это условие было было включено в качестве условия в договор управления МКД.

Возможность предоставления оператором персональных данных третьему лицу согласия субъекта ПД, нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на получение юридической помощи.

Использование персональных данных при проведении общего собрания собственников

При подготовке и проведении общего собрания собственников инициатор собрания использовал персональные данные собственников, переданные ему управляющей компанией. Данные были им получены и в дальнейшем обрабатывались в электронном виде, а содержащий их файл включал сведения о фамилии, имени, отчестве собственников, адреса, номера свидетельств о собственности, доле в праве собственности и кадастровые номера объекта собственности. Согласие на обработку, включая передачу или распространение, персональных данных, никто из собственников не давал. Нарушают ли действия УК и инициатора ОСС права собственников?

Какие действия со стороны собственников необходимо предпринять для устранения нарушений, если таковые имеются?

Константин Алексеев
Консультаций: 498

На основании ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

В силу ст. 2 Закона о персональных данных целью этого закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.

Обработка допускается с согласия субъекта персональных данных или в иных случаях, предусмотренных п. 2–11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В то же время необходимо учитывать, что согласно ст. 5 этого же закона обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.

В соответствии со ст. 7 рассматриваемого закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие должно быть конкретным, информированным, осознанным.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 данного закона согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Из толкования приведенных норм следует, что отсутствие письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных образует действия, направленные на нарушение установленного порядка обработки персональных данных в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.

Согласно ст. 13.11 КоАП РФ разглашение персональных данных наказывается административным штрафом.

Каждый собственник вправе написать в прокуратуру жалобу по факту разглашения его персональных данных.

Что делать с персональными данными в протоколе ОСС для ГИС ЖКХ

Вы провели общее собрание собственников и составили протокол. Теперь об итогах собрания нужно уведомить собственников и ГЖИ, а протокол ещё разместить в ГИС ЖКХ.

Появляется закономерный вопрос: нужно ли обезличивать персональные данные в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД. Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных ужесточилась, и всем страшно.

Объясняем, что бояться нечего.

Персональные данные в протоколе ОСС

  • количество участников голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • количество голосов «за», «против», «воздержался» по каждому вопросу повестки дня;
  • протокол ОСС;
  • решение лица, принявшего участие в голосовании (для заочного голосования – бюллетень).

Даже если голосование не состоялось – не набралось кворума – протокол ОСС необходимо внести в систему.

  • паспортные данные,
  • номера квартир,
  • ФИО,
  • подписи,
  • данные о собственности.
  • ФИО,
  • паспортные данные (при наличии),
  • подписи,
  • сведения о праве собственности.

Сомнений не вызывают только сведения об инициаторе собрания, которые не являются персональными данными.

Не обезличивайте персональные данные в ГИС ЖКХ

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг, и организации, оказывающие такие услуги, раскрывают в системе информацию, предусмотренную законодательством о ГИС ЖКХ (п. 4 ст. 165 ЖК РФ).

Состав информации, которую нужно разместить в ГИС ЖКХ, определяет приказ Минстроя РФ, Минкомсвязи РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр. Персональные данные, предусмотренные этим приказом, размещаются в закрытой части системы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пп. 12 п. 2 Приказа).

  • п. 7.1.1
  • п. 12.1.1.2
  • п. 12.4.1
  • п. 12.4.3
  • п. 12.7
  • п. 13.1
  • п. 18.4.4
  • п. 16.9
  • п. 20 раздела 10 приказа Минстроя РФ, Минкомсвязи РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Напомним, что, согласно требованиям к оформлению протоколов ОСС, утверждённым приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр, протоколы ОСС включают в себя сведения о присутствующих на общем собрании лицах.

Для физических лиц такие сведения содержат: фамилию, имя, отчество собственника помещения в МКД или его представителя, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности, количество голосов, которыми владеет собственник, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника, подписи указанных лиц.

Все эти сведения считаются персональными данными и размещаются в закрытой части ГИС ЖКХ. Протокол не отображается в открытой части системы.

Если собственники не дают согласие на публикацию персональных данных в закрытой части системы, рекомендуем вам взять с них расписку об отказе.

Если же такие персональные данные у вас уже есть, вы не обязаны спрашивать у собственников разрешения, в силу закона вы обязаны передать их в ГИС ЖКХ. Но если вы поручаете размещать сведения сторонней компании или пользуетесь облачным сервисом, в этом случае нужно брать согласие на передачу персональных данных.

С 1 января 2018 года начинает действовать новая норма по размещению протоколов ОСС в ГИС ЖКХ. Появится новая должность в Жилищном кодексе РФ – администратор общих собраний собственников помещений МКД. Это человек, который проводит ОСС в ГИС ЖКХ.

Рекомендуем вам заранее подготовиться и внести поправки в Политику обработки персональных данных. Взять согласие с собственников о том, что они согласны передавать свои персональные данные администратору.

Обезличьте персональные данные на Реформе ЖКХ

До 1 января 2018 года Реформа ЖКХ остаётся лицензионным требованием и заполнять её нужно. Здесь ситуация, обратная ГИС ЖКХ. Если в системе скрывать персональные данные не нужно, то в Реформе ЖКХ их нужно обезличивать.

Согласно п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности и оказываемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Стандарт раскрытия информации, обязательный для управляющих организаций, ввело постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. К этому постановлению Минстрой РФ выпустил приказ № 882/пр, в котором утвердил формы раскрытия информации.

В форме 2.7 нужно размещать сведения о проведённых общих собрания собственников. При этом приложить нужно сканированную копию протокола ОСС, содержащего решение собрания.

Это значит, что вы сканируете протокол, формируете файл .jpeg или .pdf и размещаете на Реформе ЖКХ не весь протокол, а только ту его часть, в которой содержится решение собственников – резолютивную часть.

Реестры собственников и другие документы, по Стандарту раскрытия информации, выкладывать на Реформу ЖКХ не нужно. Если в этой части встретятся персональные данные, их нужно обезличить.

Инициатор общего собрания и персональные данные собственников

Может ли собственник использовать персональные данные других собственников для проведения общего собрания? Ответ: может, – в тех пределах, которые необходимы для организации собрания и оформления результатов голосования.

Проблема: УК или оппозиция указывает на нарушение закона о персональных данных

Некоторым управляющим компаниям не нравится активность жильцов. Например, что собственники проводят общие собрания для решения вопросов, связанных с управлением домом. Одни УК не дают реестр собственников, который нужен для проведения собрания, другие настраивают соседей против инициатора собрания, который получил данные собственников самостоятельно.

Пример от читателя:

Напомним, что Жилищный кодекс закрепляет обязанность управляющей компании выдавать реестр инициатору собрания, но тот реестр не содержит всех сведений, которые нужны для оформления протокола собрания в соответствии с требованиями Приказа Минстроя №44/пр. Поэтому часто инициаторы составляют реестр сами – с помощью загрузки выписок из ФГИС ЕГРН, путем обхода всех квартир или используя сервисы, помогающие в проведении общих собраний.

Почему здесь нет нарушения закона о персональных данных

Инициатор общего собрания не нарушает закон о защите персональных данных. Готовя документы для собрания, он действительно работает с данными собственников и в период проведения собрания является оператором по обработке данных собственников.
Однако закон предусматривает случаи-исключения, когда согласие субъектов персональных данных (в данном случае собственников) не требуется. Действия инициатора собрания подпадают под эти исключения:
оператор не обязан получать согласие на обработку данных, если она нужна для достижения целей, предусмотренных законом, для выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством (п. 2 ч.1 ст. 6 закона о персональных данных).

При проведении собрания инициатор обязан выполнять требования Жилищного кодекса РФ и подзаконных актов, в том числе уведомить собственников о собрании, обеспечить оформление протокола в соответствии с требованиями приказа Минстроя №44/пр.
Этот приказ предусматривает обязанность инициатора подготовить бюллетени, а к протоколу приложить реестр всех собственников, включающий гораздо больше сведений, чем тот реестр, который ведет и выдает управляющая компания на основании ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, инициатор действует в рамках жилищного законодательства и закона о защите персональных данных.

Позиция Роскомнадзора

Мы попросили Роскомнадзор дать свои пояснения.
Ведомство в ответе 16.12.2021 № 08 – 85481 озвучило примерно такую же позицию:

  • Условия обработки персональных данных установлены положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Пунктами 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона предусмотрены случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта персональных данных не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  • Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
  • Согласие собственников на обработку их персональных данных не требуется при передаче персональных данных, содержащихся в реестре собственников, в целях созыва и организации проведения общего собрания.
  • Требования к оформлению протоколов общих собраний, утвержденные приказом Минстроя от 28.01.2019 № 44/пр, в частности пп. «а» п. 13 содержит объем персональных данных, не соответствующий объему, установленному ч. 3.1 ст. 45 ЖК, а именно реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение собственника.
  • Согласно Составу информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденному приказом Минкомсвязи России от 29.02.2016 № 74, Минстроя России № 114/пр, протокол общего собрания подлежит размещению в ГИС ЖКХ.
  • Таким образом, при оформлении протоколов общего собрания в целях исполнения требований Приказа № 74/114/пр, а также соблюдения Требований приказа № 44/пр получение согласия собственников помещений в многоквартирном доме на обработку их персональных данных не требуется.
  • Персональные данные лиц, подлежащие указанию в протоколе общего собрания, должны обрабатываться лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, присутствующими на общем собрании, с соблюдением требования об обеспечении конфиденциальности персональных данных, предусмотренного ст. 7 закона о персональных данных.
Дорогие читатели!

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
➜ в Telegram или во ВКонтакте.
А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

Что на самом деле изменилось в порядке проведения общих собраний (изменения в ЖК РФ)

Опубликован Федеральный закон от 28.06.2022 № 217-ФЗ о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, которые касаются проведения общих собраний.

Проблема с этими изменениями состоит в том, что их запихали в проект лишь ко второму чтению в Госдуме РФ.
Изначально проект вносился для того, чтобы уточнить порядок аннулирования лицензии УК. Это тоже было сделано. Однако если про аннулирование можно было почитать из пояснительной записки (почему нужны эти изменения, зачем они вносятся), то про собрания там ничего нет.

Хуже становится от того, что сами депутаты пишут про нововведения то, чего нет в принятом ими законе. Их читают СМИ и жилищные инспекции, которые извращают смысл изменений еще больше.

Разбор изменений юристами в чате telegram-канала «ЖКХ» показал: даже если не читать упомянутый выше информационный мусор, то поправки толкуются совершенно по-разному.

Поэтому изложим по пунктам принятые изменения:
— что появилось в Жилищном кодексе РФ про общие собрания;
— что это может означать;
— как это видят сами депутаты, почему их видение не похоже на то, что они приняли;
— история этих изменений, которую почти никто не знает.

Ограничение повторных собраний

Приводим изменение полностью
В статье 45 ЖК РФ появилась часть 2 2 :
Внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания собственников помещений в МКД и по которым были приняты решения, может быть созвано по истечении установленного частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ срока размещения в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме протокола и решений такого ранее проведенного общего собрания.

Что пишут депутаты

Пахомов Сергей Александрович написал следующим образом:
«Провести собрание по аналогичным вопросам можно будет только после размещения на федеральном или региональном ресурсах итогов предыдущего собрания».

Разворотнева Светлана Викторовна пишет:
«Внеочередное собрание собственников по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и по которым были приняты решения, может быть созвано только после размещения протокола в системе».

Что не так с этими утверждениями:
  1. В добавленном в кодекс абзаце не написано «после размещения», а написано «после истечения срока», это не одно и то же, это два разных события.
    «Внеочередное общее собрание собственников … может быть созвано по истечении установленного частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ срока размещения … протокола и решений ранее проведенного общего собрания».
    Таким образом, если читать буквально, то ограничение привязано именно к сроку, а не к факту размещения протокола в ГИС ЖКХ.
  2. Физических ограничений для повторного собрания никаких нет. Ничто не мешает инициатору взять и быстренько организовать второе собрание. Это будет нарушением установленного правила, но влечет ли это нарушение недействительность принятого решения – будут разбираться суды. И они могут прийти к выводу, что нарушение несущественное, не повлияло на волеизъявление, к признакам ничтожности не относится.
    За примером далеко ходить не надо. Возьмем ч. 1 ст. 47 ЖК РФ про собрания в заочной форме. Там тоже использована неудачная формулировка: решения «могут быть приняты» путем проведения заочного голосования, если на собрании в очной форме не было кворума. По этой норме полно неоднозначной практики применения: одни суды считают, что это не ограничение на заочные собрания без предварительно несостоявшегося собрания в очной форме; другие считают, что это именно ограничение, но вот не всегда отступление от этого правила признается существенным нарушением, влекущим недействительность принятого решения.

Таким образом, на выходе мы имеем непонятно что. Остается ждать судебную практику: пойдут ли суды по пути буквального чтения принятых поправок или будут ориентироваться на растиражированное мнение законотворцев.
Потому что если следовать именно мнению, то получится, что можно поставить под угрозу любое другое собрание с такой же повесткой просто не выкладывая протокол в ГИС ЖКХ.

Размещение сообщения в ГИС ЖКХ

Приводим изменение полностью:
Часть 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ после слов «должно быть» дополнить словами «размещено в системе [имеется в виду ГИС ЖКХ] или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо», слова «под роспись либо» заменить словами «под роспись, либо» [добавили запятую].

Для наглядного сравнения приводим в формате «было – стало»:

Что пишут депутаты

Пахомов Сергей Александрович написал так:
«Отныне законодательно закрепляется обязанность лица, инициировавшего проведение внеочередного общего собрания собственников, разместить уведомление о проведении собрания в системе ГИС ЖКХ или аналогичных региональных системах».

Разворотнева Светлана Викторовна пишет:
«Отныне инициатор собрания – в какой бы форме оно не проводилось – обязан разместить в системе (ГИС ЖКХ, или региональной) информацию о проведении собрания, а по истечении 10 дней по окончании собрания – решение и протокол собрания».

Что не так с этими утверждениями:

Инициатор был бы обязан разместить сообщение в информационной системе, если бы принятый закон не давал ему выбора в способе уведомления. А принятые поправки именно этот выбор и предлагают, так как все способы уведомления написаны через союз «либо», который употребляется при связи однородных членов предложения, по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга.

Вот так этот выбор видно еще лучше:
«Сообщение о проведении собрания должно быть
— размещено в информационной системе…,
— либо
направлено каждому собственнику заказным письмом…, если решением собрания … не предусмотрен иной способ направления сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику под роспись,
— либо размещено в помещении дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников».

То есть к стандартным, старым способам оповещения добавилось уведомление через ГИС ЖКХ. Это гораздо дешевле заказных писем, быстрее обходов для вручения под роспись, одним словом – счастье для инициатора, если он имеет возможность разместить такое сообщение.

Однако обязательность именно такого способа уведомления касается только собраний, которые проводятся через информационную систему (ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ). И для таких собраний это нововведение является положительным, поскольку раньше имелось некоторое противоречие между ст. 47.1 и 45 ЖК РФ.

Теперь стало лучше.

Как разместить сообщение о собрании в ГИС ЖКХ

«Благодаря» трактовке депутатов собственники уже начинают паниковать. Они думают, что им больше никак не провести собрание. У кого-то нет учетной записи, другие считают, что это технически невозможно.

Первым стоит снова почитать изменения в первоисточнике (законе), обратить внимание, что размещение сообщения в ГИС ЖКХ сформулировано как альтернативный, а не единственный обязательный способ уведомления.

Вторые могут разместить сообщения через личный кабинет. Там нужно выбрать кнопку голосований по дому, откроется реестр сведений о голосовании, где во вкладке «Сообщение о проведении собрания» можно добавить информацию о собрании, в какой бы форме оно ни проводилось.

Ниже скриншоты из личного кабинета, за которые спасибо автору канала «Старший по дому»:

Если этих скринов недостаточно, можно почитать руководство пользователя по ГИС ЖКХ. Смотреть нужно страницу 97 и 101 – 107.

Проблема только в том, что не у всех собственников доступна кнопка с голосованиями. Так бывает, если не подключен лицевой счет или из-за других технических моментов. В таком случае можно помучать техподдержку и управляющую организацию.

Еще один недостаток нововведения собственники могут увидеть в том, что изменение позволяет УК-инициатору соблюсти процедуру уведомления, по факту не уведомив практически никого в типичном для таких примеров «доме, где живут одни бабушки, которые не пользуются интернетами».

Размещение итогов собрания в ГИС ЖКХ

Приводим изменение полностью:
В части 1 статьи 46 слова «в системе лицом, инициировавшим общее собрание» заменить словами «в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания».

Для наглядного сравнения приводим в формате «было – стало»:

Таким образом, депутаты прописали десятидневный срок для инициатора собрания на размещение протокола в информационной системе.

Обязанность инициатора разместить протокол в ГИС ЖКХ была и раньше, в этом никакой новости нет (вот старая инструкция, как это сделать). С учетом того, что инициатору отводилось 10 дней на то, чтобы передать документы в УК, то и протоколы размещались примерно в эти же сроки, но только теми инициаторами, кто мог технически это сделать.

Чаще всего на практике протоколы размещали сами управляющие компании, тем более это и так предусмотрено Приказом Минстроя №44/пр (п. 5 Приложения №2).

История поправок про общее собрание

Напомним, что изменения относительно собраний появились в законопроекте по другой теме (аннулирование лицензии) и лишь ко второму чтению.
Изначально эти изменения хотели добавить в закон о количестве голосов по смене УК. Это следовало из документа, подготовленного ко второму чтению, но позже замененного на сайте sozd.duma.gov.ru.

То есть первоначально поправки должны были пройти вместе с другим законопроектом и в другом виде. Однако в закон о количестве голосов для смены УК их почему-то добавлять передумали.

Обратите внимание на первоначальные формулировки:

Именно в этом варианте прописано ограничение на повторное собрание, если протокол не размещен инициатором в ГИС ЖКХ. И именно здесь размещение сообщения о собрании в ГИС ЖКХ предполагался как обязательный способ уведомления о собрании: не «в ГИС ЖКХ, либо», а в «в ГИС ЖКХ и либо…».

Это объясняет странные позиции депутатов. Они пишут про первоначальный замысел. Если бы закон был принят в таком виде, то их посты были бы корректными и соответствующими действительности.

А так получается, что кто-то отредактировал предложения – вроде бы и в мелочах, а смысл поменялся. Самим депутатам об этом не сказали (видимо).

«Условие обеспечения размещения»

Напоследок небольшое пояснение про словосочетание из закона, которое многим читателям непонятно.

Сообщение и протокол размещаются в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения этих документов в системе (ГИС ЖКХ) в автоматизированном режиме.

Этот малопонятный хвостик относится к размещению документов в региональной информационной системе. Документы в ней можно размещать, если оттуда они автоматом пойдут в ГИС ЖКХ.

Такое же словосочетание используется в части 14 ст. 47.1 ЖК РФ (про онлайн-собрания), появившейся благодаря Федеральному закону от 25.05.2020 № 156-ФЗ:
собрание с использованием региональной информационной системы проводится при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме документов такого собрания.
При этом закон № 156-ФЗ устанавливал, что положения части 14 статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ в части размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме информации применяются с момента обеспечения технической возможности такого размещения, которая должна быть обеспечена не позднее 1 июля 2021 года.

Дорогие читатели!

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
➜ в Telegram или во ВКонтакте.
А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

Share Post

1 Comment

Игорь

Posted 17.07.2022 at 09:14

Так в итоге каков интервал по времени ограничения двух собраний подряд? Опять забили болт и не ввели ограничение двух собраний подряд? Внесли какие-то дополнения, а толку от этих дополнений нет абсолютно никакого.
Что нужно было сделать:
1. Ввести ограничение по времени на созыв двух собраний подряд по одной и той же повестке (смена УК и т.п.). Минимум до трех месяцев. А лучше 6 мес.

Чтоб исключить так называемую войну протоколов, когда побеждает та УК, что подделает больше подписей и занесет побольше денег в стройнадзор.
2. Сделать все собрания в электронном виде. Чтоб исключить подделку подписей.
3. Убрать ненужное деление кворума по некоторым вопросам 50% или 67%. Сделать, чтоб абсолютно все вопросы считались утвержденными при 67% или 50%. Убрать простое большинство от 50% кворума совсем, поскольку это слишком легкий способ провести собрание для смены УК, который развязывает руки управляющим компаниям. В то время как для создания ТСН требуется 50%+1% от общего числа собственников.

Т.е. по работе для сбора голосов – больше примерно на треть. Почему такие неравные условия – непонятно.
4. Прописать законодательно, какие нарушения влекут ничтожность, а какие можно признавать незначительными.
5. Усилить наказание за подделку официального документа.
И многое другое. Короче, закон по-прежнему сырой.

admin
Оцените автора
Ракульское