Исполнительный орган представительства иностранного юридического лица

Правовой статус (процесс создания, объем прав и обязанностей, порядок функционирования и прекращения деятельности, порядок назначения руководителя и порядок наделения его полномочиями и прочее) филиалов или представительств иностранных организаций регулируется правом страны инкорпорации «материнского» юридического лица, то есть правом страны, где создано «материнское» юридическое лицо. Вопросы создания и открытия представительств решаются как по личному закону государства, так и по законодательству того государства, на территории которого создаются данные структуры. Иными словами создание филиала французской компании проходит в соответствии с законодательством Франции.

На территории РФ представительства и филиалы проходят только аккредитацию, то есть получают разрешение на осуществление деятельности на территории РФ.

Нам известны данные понятия из Гражданского Кодекса РФ. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в РФ» ст. 21 филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет за пределами РФ его головная организация.

Можно выделить как ряд отличий, так и ряд общих черт между филиалом и представительством, при этом Налоговый кодекс дает развернутое понятие постоянного представительства иностранной организации и тем самым объединяет два термина.

«. 2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

Почитать  Имеет ли право банк списывать пособия в счет уплаты долга по кредиту

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. «

Этот пункт хоть и применяется только в рамках налогового законодательства, но, тем не менее, даже постоянное представительство можно признать правовой формой для деятельности иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.

Представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Положения Кодекса ограничивают правоспособность представительства осуществлением представительских функций от имени основной организации — представительство лишь «представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту». Таким образом, деятельность представительства состоит, в основном, из представления основного предприятия, проведения переговоров, маркетинговой деятельности, подписания контрактов.

Представительство в силу особенностей своего статуса не может выполнять всех или части функций основной организации, то есть, например, производить товары, оказывать услуги.

Исходя из вышеприведенного, с юридической точки зрения, представительство не обладает собственной правоспособностью, т. е. самостоятельностью, независимостью, а несет правоспособность основного юридического лица, являясь его составной частью. Это означает, что в результате всех сделок или иных действий представительства юридические права и обязанности возникают у основного юридического лица. Говоря о последствиях такого положения, можно отметить, что ответственность основного предприятия за деятельность представительства (своего подразделения) ничем не ограничена, распространяется и на административные, таможенные и налоговые отношения.

Это всегда следует учитывать при принятии решения о выборе представительства в качестве формы деятельности в России. Что касается объема правоспособности, то правоспособность иностранного (основного) юридического лица, действующего на территории РФ, соответствует по объему правоспособности российских лиц в соответствии с положениями гражданского законодательства (подробно этот вопрос рассматривался в первой главе).

Филиал — значительно менее распространенная форма деятельности иностранных компаний в России. Правовое положение филиала в значительной степени сходно со статусом представительства с некоторыми различиями. Наиболее существенным является право филиала не только представлять и защищать интересы, но и осуществлять часть или все функции основного юридического лица.

Филиал является одной из форм предприятий с иностранными инвестициями, что предусмотрено положениями ФЗ РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях». Такое положение филиала позволяет эффективно использовать эту форму для деятельности на территории России.

Филиал также не образует самостоятельного юридического лица и считается подразделением основного предприятия, что определяет ответственность основного предприятия аналогично представительству — такая ответственность ничем не ограничена.

Для проводимого исследования важен вопрос именно об аккредитации и регистрации иностранных юридических лиц. В данном разделе мы только рассмотрели данные понятия. Для иностранных организаций имеет значение, как они, их филиалы и представительства, подтверждают свой статус.

Так, например, Постановлением ФАС Поволжского округа от 20 марта 2007 года № А65-4197/ 06-СГ2-24 было отменено принятое в предыдущих инстанциях решение и направлено на новое рассмотрение на основании того, что ответчик, казанский филиал иностранного юридического лица, при рассмотрении дела не предоставил документов, подтверждающих его право на допуск к осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Исполнительный орган представительства иностранного юридического лица

Статья 13.5. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Всемирной торговой организации

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 390-ФЗ)

1. Настоящей статьей определяются условия и порядок получения разрешения на работу иностранными гражданами, направляемыми иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства — члена Всемирной торговой организации (далее — иностранная коммерческая организация), для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации:

1) в юридическом лице, зарегистрированном в установленном порядке на территории Российской Федерации, осуществляющем оказание услуг в соответствии с учредительными документами и являющемся дочерней организацией (дочерним обществом) иностранной коммерческой организации (далее — дочерняя организация иностранной коммерческой организации);

2) в филиале иностранной коммерческой организации;

3) в представительстве иностранной коммерческой организации.

2. Иностранные граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, получают разрешение на работу в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при условии, что такие иностранные граждане не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего их направлению в Российскую Федерацию, осуществляли трудовую деятельность по найму в направляющей их иностранной коммерческой организации и при этом направляются:

1) в представительство иностранной коммерческой организации для замещения должности, исполнение обязанности по которой предусматривает осуществление руководства и координации деятельности представительства (включая должность руководителя представительства);

2) в филиал или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации в качестве ключевого персонала:

для замещения должности руководителя филиала либо дочерней организации иностранной коммерческой организации;

для замещения иных должностей при условии, что направляемые иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность по оказанию услуг на территории Российской Федерации с предполагаемым получением заработной платы в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней), обладают высоким уровнем квалификации и (или) незаурядными знаниями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и необходимыми для оказания услуг этими филиалами или дочерними организациями иностранной коммерческой организации.

3. Общая численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в представительстве иностранной коммерческой организации в Российской Федерации на основании разрешений на работу, выданных в соответствии с настоящей статьей, не может превышать пять человек, а в банковской сфере — два человека в пределах численности, сведения о которой содержатся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, предусмотренные статьями 18 и 18.1 настоящего Федерального закона, не распространяются на иностранных граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

5. Правительством Российской Федерации в целях обеспечения безопасности на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда может устанавливаться ограничение на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Иностранные граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, прибывшие в Российскую Федерацию, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

В период с 16.06.2020 по 31.12.2021 включительно разрешение на работу может быть выдано (продлено) без учета требований к заявленной цели визита (Указы Президента РФ от 18.04.2020 N 274, 15.06.2021 N 364).

7. Разрешение на работу иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, выдается на срок, соответствующий периоду, на который иностранный гражданин направляется в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации в соответствии с решением иностранной коммерческой организации о направлении, но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен в случае принятия иностранной коммерческой организацией решения о продлении периода, на который иностранный гражданин направлен в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации, но не более чем на три года для каждого такого продления.

В случае, если в соответствии с решением о направлении и (или) трудовым договором с дочерней организацией иностранной коммерческой организации предполагается осуществление иностранными гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, им выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.

8. Разрешение на работу иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется:

1) при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1 — 7, 9 и 10 пункта 9, пунктами 9.1 и 9.2 статьи 18 настоящего Федерального закона;

2) при несоблюдении условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

3) если услуги, непосредственное участие в оказании которых будет принимать иностранный гражданин, не входят в перечень услуг, определяемый в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации.

9. Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, филиал, представительство или дочерняя организация иностранной коммерческой организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) ходатайство о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, направляемому в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации (далее — ходатайство о выдаче разрешения на работу);

2) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого в этом качестве Российской Федерацией;

3) документ, подтверждающий осуществление трудовой деятельности иностранным работником в направляющей его иностранной коммерческой организации не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего направлению в Российскую Федерацию;

4) решение иностранной коммерческой организации о направлении иностранного гражданина в свой филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации;

5) сведения о юридическом лице, подтверждающие его отнесение к дочерней организации иностранной коммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) проект трудового договора между направляемым иностранным гражданином и дочерней организацией иностранной коммерческой организации;

7) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, привлеченного для осуществления трудовой деятельности в соответствии с настоящей статьей;

8) копию трудового договора между направляемым иностранным гражданином и иностранной коммерческой организацией (для иностранных граждан, направляемых в филиал или представительство иностранной коммерческой организации);

9) копию договора (полиса) медицинского страхования, заключенного иностранным гражданином со страховой организацией или с иностранной страховой организацией, имеющими право в соответствии со страховым законодательством на осуществление в Российской Федерации добровольного медицинского страхования, либо договора, заключенного работодателем с медицинской организацией, на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Одновременно с документами, указанными в пункте 9 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел представляется квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на работу с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При рассмотрении ходатайства о выдаче разрешения на работу федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел запрашивает содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц сведения, подтверждающие факт государственной регистрации юридического лица (дочерней организации иностранной коммерческой организации), либо сведения, подтверждающие факт аккредитации филиала или представительства иностранной коммерческой организации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В ходатайстве о выдаче разрешения на работу, подаваемом филиалом или дочерней организацией иностранной коммерческой организации, указываются сведения:

1) о соответствии уровня заработной платы требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;

2) о должности, на которую предполагается привлечение иностранного гражданина, должностных обязанностях, исполнение которых связано с замещением данной должности;

3) о соответствии уровня квалификации и (или) незаурядных знаний иностранного гражданина, необходимых для оказания услуг филиалом или дочерней организацией иностранной коммерческой организации, требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

13. Оценку предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи уровня квалификации и (или) незаурядных знаний иностранного гражданина, привлекаемого в соответствии с настоящей статьей, иностранная коммерческая организация, направляющая иностранного гражданина, филиал или ее дочерняя организация осуществляет самостоятельно и несет соответствующие риски.

14. Отказ в приеме ходатайства о выдаче разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

15. Для продления срока действия разрешения на работу филиал, представительство или дочерняя организация иностранной коммерческой организации, указанные в подпунктах 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи, не позднее чем за шестьдесят календарных дней до окончания срока действия разрешения на работу представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

2) решение иностранной коммерческой организации о продлении срока, на который иностранный гражданин направлен в Российскую Федерацию в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации;

3) трудовой договор между направляемым иностранным гражданином и дочерней организацией иностранной коммерческой организации;

4) копию договора (полиса) медицинского страхования, заключенного иностранным гражданином со страховой организацией или с иностранной страховой организацией, имеющими право в соответствии со страховым законодательством на осуществление в Российской Федерации добровольного медицинского страхования, либо договора, заключенного работодателем с медицинской организацией, на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) копию трудового договора между направляемым иностранным гражданином и иностранной коммерческой организацией (для иностранных граждан, направленных в представительство или филиал иностранной коммерческой организации).

16. Отказ в приеме заявления о продлении срока действия разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 15 настоящей статьи.

17. Срок рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на работу либо заявления о продлении срока действия разрешения на работу составляет не более тридцати рабочих дней со дня поступления ходатайства (заявления) в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.1. В случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) иностранного гражданина, указанного в пункте 1 настоящей статьи, либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости осуществления иностранным гражданином, указанным в пункте 1 настоящей статьи, трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу, данный иностранный гражданин вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 17.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

18. При неисполнении работодателем принятых на себя перед иностранным гражданином обязательств, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, а равно условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, филиал, представительство или дочерняя организация иностранной коммерческой организации вправе вновь привлекать иностранного гражданина на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не ранее чем через два года со дня, когда соответствующие обстоятельства стали известны федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае обращения филиала, представительства или дочерней организации иностранной коммерческой организации с заявлением о продлении срока действия разрешения на работу либо ходатайством о выдаче разрешения на работу в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации до истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел без рассмотрения указанного заявления либо ходатайства по существу уведомляет в письменной форме работодателя о дате, начиная с которой он сможет обращаться с указанным заявлением либо ходатайством.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Порядок оформления и выдачи иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, разрешения на работу, продления срока его действия, форма указанного разрешения и форма ходатайства о выдаче разрешения на работу, форма заявления о продлении срока действия разрешения на работу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав сведений, подтверждающих отнесение юридического лица к дочерней организации иностранной коммерческой организации, а также состав обязательных реквизитов решения иностранной коммерческой организации о направлении иностранного гражданина в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Члены семьи (супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки) иностранных граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, въезжают в Российскую Федерацию и выезжают из Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Иностранная компания открывает филиал в России: пошаговая инструкция

Сегодня многие зарубежные компании, расширяя горизонты своей деятельности, выходят на новые рынки. Но, одно дело работать в собственной стране, где известны все нормы, понятно законодательство и «правила игры», а другое дело открывать филиал или представительство на территории, где все по-другому. Сегодня мы поговорим о том, как открыть филиал для иностранной организации в России.

Чем отличается филиал от представительства

Приходя на территорию Российской Федерации, зарубежная организация может организовать бизнес двумя способами — открыв филиал или представительство. Представительство — это подразделение юридического лица, созданное для представления и защиты интересов организации вне места нахождения основной компании. Филиал — это также обособленное подразделение юридического лица, организованное вне территории нахождения головной организации, но при этом способное выполнять ее функции, включая и те, что присущи представительству.

«По сути, представительство не может вести коммерческую деятельность, оно создается с целью анализа рынка, проведения рекламных кампаний, привлечения внимания к бренду и организации. Филиал же может работать как головная компания, т.е. вести деятельность по реализации товаров и услуг, производимых в организации, заключать сделки и выполнять все функции представительства. Тем не менее, филиалы иностранных компаний сталкиваются с ограничениями при ведении экспортно-импортной деятельности в части валютных операций и соблюдения таможенных формальностей, поэтому для полноценной коммерческой деятельности иностранные компании открывают в России отдельные дочерние компании».

Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений. Ниже мы подробно расскажем о процедуре открытия филиала / представительства иностранного юридического лица.

7 шагов к успеху: иностранная компания открывает филиал / представительство в РФ

Перед тем, как пошагово разберем открытие филиала / представительства, дадим совет — до заполнения документов, рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант формы ведения бизнеса . Кроме того, учтите, что, хотя процедура и относится ко всем иностранным организациям, однако отдельные особенности могут быть для компаний в сфере гражданской авиации и страховых организаций.

  • организационно-правовая форма компании;
  • наименование компании;
  • местонахождение филиала / представительства;
  • виды деятельности филиала / представительства и цели его создания;
  • особенности управления;
  • лица, которые будут управлять филиалом / представительством и т. п.

Полные требования изложены в ст. 22 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Положение должно быть утверждено уполномоченным лицом / корпоративным органом иностранного юридического лица.

2. Сформировать и подготовить решение о создании филиала/представительства. Подготовить документы от головной организации .

Филиалу / представительству зарубежной компании для получения аккредитации бизнеса в России необходимы:

  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной аналогичный документ, выданный страной, в которой зарегистрирована компания, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • налоговый сертификат, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика;
  • свидетельство о регистрации (в стране происхождения);
  • банковские реквизиты.

Причем документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский, который будет заверен нотариусом на территории РФ. Просто перевод, даже сделанный через компанию, которая официально занимается переводом документов, не подойдет.

Документы от иностранной компании должны быть предоставлены при наличии консульской легализации документов или проставленного апостиля. Исключение — если международным договором Российской Федерации предусмотрено освобождение от легализации документов.

Подать документы на аккредитацию можно в течение 12 месяцев с момента принятия решения о создании филиала/представительства. Причем все представляемые в комплекте документы также должны быть не старше 12 месяцев.

Полный перечень необходимых документов и требования к ним установлены Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

В случае, когда ваши документы содержат больше чем 1 лист, их необходимо прошить и пронумеровать. На обороте последнего листа прошитого документа указывается количество листов, и ставится подпись ответственного исполнителя.

Никакие исправления не допускаются.

3. Заполнить (на русском) заявление по форме 15АФП. Подписывает данное заявление уполномоченный представитель юридического лица.

4. Обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. В ТПП нужно подать сведения о численности иностранных сотрудников филиала / представительства и заверить их.

Заверять сведения надо всегда, даже в случае, если численность таких сотрудников — ноль.

Вместе со сведениями направляется письмо в произвольной форме с просьбой заверить данные сведения, а также направляются документы, подтверждающие деятельность филиала иностранной организации в России.

За заверение численности в ТПП РФ необходимо уплатить денежные средства. Сумма зависит от способа подачи документов, ее размер периодически меняется.

5. Оплатить госпошлину за аккредитацию. Сумма госпошлины — 120 000 рублей за один филиал.

6. Подать документы на аккредитацию в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

На этапе подготовки и подачи документов часто возникают ошибки, приводящие к получению отказа в аккредитации, например — неполный комплект документов, нарушение срока или формы подачи, расхождения в поданных документах с имеющимися в законодательстве требованиями к их оформлению, неточная или ложная информация, противоречие целей создания филиала международному и российскому законодательству, требованиям к организации деятельности и т. п.

Юридическое сопровождение иностранной компании в России — консультирование по вопросам открытия филиала, подготовка документов, аккредитация филиалов и представительств, сопровождение по трудовому, налоговому, предпринимательскому праву, миграционная поддержка персонала и другие услуги от СберРешени й .

Оставить заявку

7. Если вы все сделали правильно на предыдущих шагах, то через 30 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган (25 рабочих дней — срок аккредитации, 5 рабочих дней — срок для выдачи документов) у вас в руках будут документы об аккредитации . На практике ФНС не всегда соблюдает установленные сроки, поэтому будьте готовы, что реальный срок может быть больше, но не существенно.

Теперь остается получить:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • уведомление о постановке на учет и коды статистики в Росстате;
  • уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах — ФСС и ПФР.

Также потребуется открыть расчетный счет в российском банке, для проведения расчетных операций, при необходимости заказать печать, хотя сейчас организации на территории РФ могут работать и без ее использования, но тогда этот пункт необходимо предусмотреть в учредительных документах компании.

  • Оформить необходимые документы для беспроблемного въезда иностранных сотрудников в РФ.
  • Организовать ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» филиал иностранной компании имеет право не вести бухгалтерский учет по российским стандартам, но при этом вести учет доходов и расходов для целей налогообложения только по законодательству РФ.

Это означает, что представительства иностранных компаний могут вести бухучет согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), которые сейчас во многом используются и для ведения учета в России.

Если же компания выбирает ведение учета по российским стандартам, то нужно учесть, что бухгалтерский учет в РФ далеко не полностью совпадает с международными стандартами учета и отчетности и имеет свои особенности.

Какой бы вариант не выбрала иностранная организация, ей потребуется местный специалист или аутсорсинговая компания, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

СберРешениявозьмут на себя всю отчетность и ведение учета по филиалу и представительству иностранной компании. Поручите профессионалам в области международных стандартов отчетности и российского налогового законодательства вести ваш бухгалтерский учет.

Провести аккредитацию филиала / представительства иностранной компании в России просто, если доверить ее профессионалам.

  • филиал иностранной организации
  • представительство
  • бизнес
  • иностранные организации
  • открытие бизнеса
  • регистрация юридических лиц
  • государственная регистрация

Отличия филиала и представительства иностранной компании. Порядок регистрации

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами. Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания. Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским компаниям легче взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. А для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет снижения затрат.

Платежи проходят быстрее через российские банки, договоры заключаются быстрее. Чтобы филиал или представительство могли легально существовать на территории России, необходима так называемая аккредитация, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве (п.1 Приказа ФНС России от 22.12.2014 г. №ММВ-7-14/668@).

Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, а кредитных организаций — Банк России, который направляет информацию в ФНС России.

Как зарегистрировать филиал или представительство на территории России?

  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписку из реестра иностранной компании или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в своей стране.

Такой документ выдает уполномоченный орган страны происхождения иностранной компании. Например, для Германии уполномоченным органом является Федеральное министерство финансов.

  • решение иностранной компании о создании филиала, представительства на территории России;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;

Такое положение разрабатывается головной иностранной компанией и составляется в произвольном виде с обязательным включением таких сведений, как: наименование иностранной компании, ее филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранной компании, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранной компании в стране регистрации.

Также в положении указываются цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранной компании (п.1 ст.22 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», далее — Закон № 160-ФЗ).

  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Госпошлина уплачивается в размере 120 тыс. рублей за каждый филиал или представительство. Реквизиты для уплаты пошлины размещены на стендах в налоговой инспекции, а также на сайте ФНС РФ.

  • опись представленных документов в двух экземплярах.

Первоначально комплект документов направляется в ТПП России для заверения сведений о численности иностранных работников филиала, представительства иностранной компании.

Стоит отметить, что услуга заверения ТПП численности работников также платная. Цена услуги из года в год растет. Сейчас стоимость услуги зависит от способа передачи информации: с использованием электронных форм, либо заявление подается на бумаге.

В первом случае стоимость услуги составит 18 тыс. рублей, а во втором — 21 тыс. рублей.

Затем документы возвращаются заявителю, то есть иностранной компании, для последующей передачи в ИФНС № 47 по г. Москве по адресу: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1.

В каком виде должны представляться документы?

Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:

  • быть на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным нотариусом;
  • представляться в оригинале либо в виде копий, заверенных нотариусом;
  • быть с консульской легализацией или апостилем, если документы выданы органами иностранных государств. Иной порядок может быть предусмотрен международным договором РФ;
  • быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе.

Подчистки и исправления в тексте представляемых документов не допускаются.

Конечным результатом действий будет свидетельство об аккредитации (форма № 15СвФП). А днем аккредитации является день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. В специальном разделе на сайте Федеральной налоговой службы можно узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных компаний.

Срок аккредитации — в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 5 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

На сегодняшний день в Госдуме рассматривается законопроект № 1013075-7«О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором предлагается сократить срок аккредитации с 25 дней до 15 рабочих дней.

Законопроектом предусмотрена возможность приостановить проверку направленных документов на аккредитацию. Это позволит иностранным компаниям исправить технические ошибки и при этом не потерять в деньгах, ведь при отказе в аккредитации ранее уплаченная госпошлина не возвращается.

Филиалу или представительству иностранной компании не нужно самостоятельно вставать на налоговый учет. Постановка на учет в налоговых органах осуществляется через аккредитованные филиал или представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств (РАФП) иностранных компаний (п.4 ст.83 НК РФ, приказ Минфина РФ от 28.12.2018 г. № 293н).

Если же иностранная компания действует в России не через аккредитованный филиал или представительство, то для постановки на учет в налоговом органе она должна представить определенный пакет документов.

По каким причинам могут отказать в аккредитации?

Чаще всего причиной отказа бывает подача заявителем, т.е. иностранной компанией, документов не в полном объеме либо представление документов, которые идут вразрез правилам их представления. Отказ в аккредитации можно обжаловать в суде.

На какой срок оформляется аккредитация?

Начиная с 2015 года, аккредитация филиалов и представительств выдается бессрочно. В том случае если у представительства или филиала меняются сведения, ранее представленные при аккредитации, то подается специальное заявление о внесении изменений в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных компаний.

Ведение учета в представительстве иностранной компании

Учет в представительстве иностранной компании имеет отличительные от аналогичных процедур российских компаний особенности. О нормативных требованиях к бухгалтерскому и налоговому учету для таких подразделений, а также о нюансах их налоговых расчетов узнайте из нашего материала.

  • Нормативные основы организации учета в подразделении зарубежной компании
  • Бухгалтерский учет в представительстве иностранной организации
  • Налоговый учет и отчетность в представительстве зарубежной фирмы
  • Нюансы расчета налога на прибыль
  • Какие учетные данные потребуются для расчета представительством зарубежной фирмы налога на имущество
  • Итоги

Нормативные основы организации учета в подразделении зарубежной компании

При открытии зарубежной компанией представительства в России необходимо решить такую важную задачу, как организация и ведение бухгалтерского и налогового учета. По этому поводу может возникнуть комплекс вопросов, например:

  • нормы какого государства используются для организации учетных процессов (того, в котором зарегистрирована зарубежная компания, или РФ);
  • обязателен ли бухучет и отчетность по российским нормам;
  • как организовать налоговый учет в представительстве (первичка, учетная политика и др.);
  • как организовать внутреннюю отчетность и др.

При решении этих вопросов необходимо исходить из того, что на основании подп. 2 п. 1 ст. 6 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ у представительства иностранного юрлица (ПИЮЛ) существует возможность выбора:

  • организовать и вести бухучет в полном объеме по российским нормам (или МСФО);
  • ограничиться учетом доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с НК РФ.

Положением по ведению бухучета в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29. 07.1998 № 34н (абз. 2 п. 2) определено, что ПИЮЛ может вести бухучет исходя из национальных правил страны нахождения зарубежной фирмы, если они не вступают в противоречие с МСФО.

С нюансами применения международных стандартов финотчетности знакомьтесь с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

Учетный процесс в ПИЮЛ осложняется тем, что оно обязано соблюдать учетные нормы сразу 2 видов:

  • национального законодательства страны регистрации головной фирмы (ПИЮЛ отчитывается перед ней о своей работе);
  • российского законодательства (налоговики вправе запросить у ПИЮЛ первичку, иные документы и информацию, обосновывающие правильность исчисления налогов).

Учетные особенности ПИЮЛ рассмотрим в следующих разделах.

Бухгалтерский учет в представительстве иностранной организации

Если зарубежная фирма примет решение вести в полном объеме бухгалтерский учет в иностранном представительстве, необходимо учесть следующее:

  • выбранный способ учета (по нормам РСБУ, МСФО и др.) требуется:
    • прописать в учетной политике (учетная политика ПИЮЛ должна соответствовать учетной политике открывшей его зарубежной фирмы);
    • отразить в Положении о представительстве.

    Разобраться с тонкостями формирования учетной политики помогут материалы:

    Учитывая, что ПИЮЛ является подразделением (частью) зарубежной фирмы, показатели его деятельности должны найти отражение в отчетности этой фирмы. В этом случае данные бухучета ПИЮЛ должны позволить подготовить отчетность:

    • исходя из правил национального законодательства страны нахождения зарубежной фирмы, открывшей данное ПИЮЛ на территории РФ;
    • на языке страны нахождения зарубежной фирмы.

    Как отечественные фирмы организуют свой бухучет — см. в материале «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».

    В отношении налогового учета у ПИЮЛ возможность выбора отсутствует — об этом в следующем разделе.

    Налоговый учет и отчетность в представительстве зарубежной фирмы

    Налоговый учет ПИЮЛ обязано вести в обязательном порядке — право на освобождение от него в российском налоговом законодательстве для таких субъектов хозяйствования не предусмотрено.

    В отличие от нормативной базы бухучета (в которой в отношении бухучета ПИЮЛ содержится ограниченный набор информации) российское налоговое законодательство посвятило вопросам налогообложения ПИЮЛ немало статей и пояснений. Например:

    Основные аспекты, затрагивающие налогообложение ПИЮЛ

    ПИЮЛ обязано исчислять и уплачивать налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров

    Расшифровывает понятие ПИЮЛ в налоговых целях

    Описывает нюансы налогообложения работающих в России зарубежных компаний (дает определение объекту налогообложения, налоговой базе и т. д.)

    Конкретизирует особенности налогообложения зарубежных фирм при осуществлении деятельности на стройплощадке

    Другие статьи НК РФ (посвященные расчетным алгоритмам отдельных налогов), а также разъяснения Минфина РФ и ФНС России по вопросам налогообложения ПИЮЛ

    Кроме того, важным уточнением порядка налогообложения ПИЮЛ являются положения международных договоров РФ — если из их содержания следует иной порядок налогообложения, чем указан в российском налоговом законодательстве, то необходимо применять нормы международного договора.

    Таким образом, по п. 8 ст. 307 НК РФ зарубежные компании, работающие в России через постоянное представительство, должны:

    • уплачивать авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном ст. 286, 287 НК РФ;
    • представлять налоговикам по итогам налогового периода декларацию и отчет (ссылки на формы приведены ниже в таблице):

    Наименование отчета ПИЮЛ

    Реквизиты приказов МНС России, утвердивших форму отчета

    Декларация по налогу на прибыль иностранной организации

    от 05.01.2004 № БГ-3-23/1

    Отчет о деятельности в РФ

    от 16.01.2004 № БГ-3-23/19

    Как заполнить и сдать годовой отчет о деятельности иностранной организации, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не ошибиться при оформлении отчета, переходите в Готовое решение от КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе. Это бесплатно.

    Если же зарубежная фирма открыла в России подразделение исключительно для осуществления представительских функций, по мнению Минфина России (письмо от 24.10.2005 № 03-03-04/4/66):

    • деятельность ПИЮЛ не признается предпринимательской;
    • обязанность по уплате в бюджет РФ налогов отсутствует.

    О разнообразии поясняемых российскими чиновниками учетных нюансов расскажут сообщения:

    • «Минфин напомнил, как списать долг ликвидированного дебитора»;
    • «Налоговики дали рекомендации по отражению в декларации по прибыли убытков прошлых лет»;
    • «Налоговики выпустили памятку для новой декларации по налогу на прибыль».

    При конкретизации своих «прибыльных» налоговых обязательств ПИЮЛ руководствуется НК РФ, но в некоторых ситуациях этот процесс требует особых подходов. К примеру, по особой схеме рассчитываются налоговые обязательства, если ПИЮЛ занимается подготовительной и (или) вспомогательной деятельностью не только в своих интересах, но и для третьих лиц (без получения вознаграждения). Об этом — в следующем разделе.

    Нюансы расчета налога на прибыль

    В общем случае осуществление зарубежной компанией на территории РФ вспомогательной или подготовительной деятельности в своих интересах необходимости в уплате налога на прибыль не вызывает (п. 4 ст. 306 НК РФ).

    Такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства.

    К вспомогательной деятельности относятся, например:

    • мероприятия по созданию условий для ведения основной деятельности, но не относящиеся к ней (исследование рынка, получение лицензий и др.);
    • действия, нацеленные на обеспечение процесса ведения основной предпринимательской деятельности.

    Однако налог на прибыль подлежит расчету и уплате, если:

    • вспомогательная (подготовительная) деятельность производится в интересах третьих лиц;
    • вознаграждение за такую деятельность не предусмотрено.

    ПИЮЛ оценивает свои «прибыльные» обязательства по следующей схеме (п. 3 ст. 307 НК РФ):

    • объект налогообложения равен сумме фактических расходов ПИЮЛ (включая внереализационные);
    • налоговая база определяется умножением суммы расходов на 20%.

    Если ПИЮЛ совмещает подобную вспомогательную деятельность с собственной предпринимательской, налоговики рекомендуют определять по этим видам деятельности налоговую базу раздельно (письмо МПС России от 12.05.2004 № 23-1-10/34-1571):

    Вид деятельности ПИЮЛ

    Метод расчета налоговых обязательств

    Схема определения налоговой базы по налогу на прибыль (ПБНП):

    где ПРВД — расходы по вспомогательной деятельности ПИЮЛ в интересах третьих лиц (без получения от них вознаграждения)

    Определение объекта налогообложения по налогу на прибыль (ОННП) осуществляется с применением формулы:

    где ПД и ПР — полученные ПИЮЛ доходы и произведенные им расходы соответственно

    ст. 247, п. 1 ст. 307

    Процедура расчета и уплаты налога на прибыль российскими налогоплательщиками расшифрована в материале «Налог на прибыль организаций: плательщики, ставки и расчет».

    Какие учетные данные потребуются для расчета представительством зарубежной фирмы налога на имущество

    Если зарубежная фирма осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство и у нее есть основные средства, она признается плательщиком налога на имущество.

    Для правильного исчисления налога на имущество требуется учесть следующие положения НК РФ:

    • объектами налогообложения признаются (ст. 374 НК РФ):
      • относящееся к объектам основных средств движимое и недвижимое имущество;
      • имущество, полученное по концессионному соглашению.

      ВНИМАНИЕ: ПБУ 6/01 с 2024 года утрачивает силу. Ему на смену придут ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Применять новые стандарты можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.

      Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

      • налоговая база равна сформированной по нормам бухучета среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения и не числящегося в реестре Роскадастра (ст. 375 НК РФ);
      • ставка налога устанавливается законами субъектов РФ, но не выше 2,2% (ст. 380 НК РФ);
      • схема расчета среднегодовой стоимости имущества (СГС):

      ОС01.01 … ОС01.12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, … 1 декабря налогового периода;

      ОС31.12 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода;

      12 — число месяцев налогового периода;

      • налоговый период по налогу — год, отчетные периоды — квартал, полугодие, 9 месяцев (ст. 379 НК РФ);
      • уплата налога производится по месту налогового учета ПИЮЛ (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, установленные законами субъекта РФ.

      Представительство зарубежной фирмы Х-Ltd имеет на своем балансе нежилое помещение (склад) и здание офиса. Кадастровая стоимость на эти объекты недвижимости на 2021 год не установлена. Расчет налога на имущество (НИ) за 2021 год ПИЮЛ произвело исходя из среднегодовой стоимости имущества по исходным данным, представленным в таблице (тыс. руб.):

admin
Оцените автора
Ракульское