Имеет ли право мусороуборочная компания выставлять счета

Я собственник квартиры в многоквартирном доме. Общим собранием собственников было определено, что управляющая компания, которая обслуживает наш дом, не будет начислять нам плату за вывоз ТБО. После этого мусороуборочная компания увезла контейнер со двора нашего дома.

На дверях подъездов были расклеены объявления о том, что мы должны выносить ТБО в контейнер в 50 м от нашего двора.

Также в объявлении было указано, у кого можно получить договор на обслуживание от указанной мусороуборочной компании. Я на собрании не был. Договор не получал и ничего не подписывал с данной мусороуборочной компанией.

В этом месяце получил квитанцию от мусороуборочной компании, в которой начислена плата за вывоз ТБО. Имеет ли право мусороуборочная компания начислять мне какую-либо плату, если между нами не подписывался какой-либо договор на оказание услуг по вывозу ТБО? Должен ли во дворе нашего дома находиться свой отдельный контейнер, если в доме три подъезда, в которых всего 50 квартир?

Светлана Разворотнева
Консультаций: 262

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя также плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов).

Часть 5 ст. 30 ЖК РФ предусматривает обязанность собственника жилого дома или части жилого дома обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 6.1 и 6.2 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме вносится на основании платежных документов, выставляемых управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищно-строительным кооперативом, если иной порядок, а именно прямые расчеты, не установлен решением общего собрания собственников.

Почитать  Жалоба на бездействие сотрудников полиции

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами. Это документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Часть 5 ст. 46 ЖК РФ предусматривает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Вероятнее всего, на собрании, о котором идет речь в вашем обращении, был решен вопрос о внесении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую региональному оператору.

Если вы с данным решением не согласны, то можете воспользоваться правом, предоставленным ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, а именно обжаловать в суд спорное решение. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе отказаться от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Относительно переноса контейнерной площадки вам необходимо обратиться в управляющую организацию. Возможно, она была установлена с нарушением установленных законом требований и демонтирована на основании предписания надзорного органа.

Управляющая компания выставляет счет за несуществующие услуги

Приобрел в долевом строительстве квартиру без отделки (стяжка, штукатурка). «Со дня на день» (уже 2 месяца) юристы застройщика обещают пригласить в рег. палату для оформление права собственности, так как документы туда (в рег. палату) они давно уже передали. Акт приёма-передачи квартиры я подписал ещё 26 сентября 2016 года, правда с недостатками, которые, пусть несвоевременно, но устраняются. В тот же день я получил ключи от квартиры.

По сегодняшний день (03.01.2017 года) никто в квартире не живет, так как не имею средств для проведения ремонта.

Соответственно, коммунальными услугами никто не пользуется. Дом новый, современный: на отопление, электричество и воду установлены счетчики. Причем на отопление счетчик установлен на лестничной площадке моего этажа, и все показания снимаются телеметрически (так заявлено в проектной документации). Счетчик на отопление показывает — НОЛЬ и сегодня, так как я отопление с момента приема квартиры не включал (за ненадобностью).

Тем не менее с октября 2016 года получаю счета на оплату за отопление в жилом помещении.

Позвонил в Управляющую компанию (УК): там ответили — Теплосеть с ними (УК) даже не стала разговаривать, а сказала (Теплосеть): читайте закон. Поэтому УК ничего не стала предпринимать, а просто переложила оплату за отопление на участников долевого строительства, получивших ключи, путем ежемесячного выставления счетов. Существенно: в УК также пояснили, что в настоящее время ещё не все квартиры телеметрически подключены к терминалу (пульту и т.д.), поэтому весь этот сезон (до мая 2017 года) мы (участники долевого строительства) должны будет платить за отопление.

Прошу Вас разъяснить: правомерны ли действия управляющей компании? Если нет, то как мне стоит поступить? При этом я, как законопослушный гражданин (а может, по дурости), счета и за октябрь и за ноябрь оплатил в полном объёме.

Теперь жду счет за декабрь.

Должны ли мы оплачивать счёт, который выставила управляющая компания, если до этого квитанции на оплату не приходили, и договор с ней заключен не был?

Здравствуйте. Вопрос. Купили квартиру 2 года назад.

В ней мы не проживаем, никто не зарегистрирован.

Недавно пришёл счёт на оплату больше 150 т.р за 2 года.

Пришёл он первый раз за 2 года. Телефон и тд оплачивали, т.к каждый месяц приходило оповещение о задолженности, а тут оно пришло 1 раз за 2 года. Официально никакое письмо не приходило на почту.

На телефоны не было звонков.

Договор мы ни с кем на заключали.

То есть если бы они его (счёт задолженности) прислали году в 2025, мы были бы должны 10 млн. руб?

Подскажите пожалуйста, что делать в данной ситуации?

Ирина Киршина , эксперт 19 августа 2016, 20:42

поскольку речь идет о МКД, необходимо руководствоваться п.3 и п.4 ст.161 ЖК РФ, которые гласят:

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

в соответствии с п.14 ст.161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

таким образом, для ответ на Ваш вопрос о том имеет ли УК право выставлять Вам счета на оплату услуг по содержанию и ремонту, нужно знать на каком основании УК осуществляет управление МКД ( т.е. на основании общего собрания собственников помещений в МКД, по результатам конкурса или по договору с застройщиком, можно обратиться в УК с заявлением в котором попросить предоставить копии документов, подтверждающих законность управления МКД или направить запрос в ГЖИ)

Ознакомьтесь с решением схожей проблемы:

Если с Управляющей компанией нет договора, нужно ли ей платить в этом случае? http://taktaktak.ru/problem/30658

Имеет ли право новая УК требовать оплату своих услуг без согласия собственника жилья? http://taktaktak.ru/problem/9285

Анна Гулевич , эксперт 21 августа 2016, 07:43

Здравствуйте!
Само по себе невыставление счета на оплату коммунальных услуг не является основанием для их неоплаты.

для уменьшения суммы, подлежащей к оплате, обратитесь в УК с заявлением о проведении перерасчета, так как Вы не проживали в этой квартире. В качестве доказательства можете предоставить справку с того места где проживали и оплачивали коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Неиспользование собственниками, помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета.
Согласно пункту п. 91. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ) перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (заявление о перерасчете).
Таким образом, Вам необходимо обратиться письменно с претензией в управляющую компанию для проведения перерасчета.

Перерасчет возможен за холоную, горячую воду. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
пока заявление на перерасчет Вами не написано, УК выставляет счет по общим основаниям.

рекомендую ознакомиться с решением похожей проблемы: http://taktaktak.ru/problem/24706

также полезным для Вас может быть http://www.reformagkh.ru/myhouse — на этом сайте размещена информация о том, какая УК и на основании каких документов занимается управленим в Вашем доме .

Анна Гулевич , эксперт 21 августа 2016, 07:44

если в перерасчете будет отказано, добиться снижения оплаты, а также получения рассрочки возможно будет в судебном порядке

Если в квартире не проживает никто уже несколько лет, то имеет ли право управляющая организация выставлять счета на опла

Если в квартире не проживает никто уже несколько лет, то имеет ли право управляющая компания выставлять счета на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту?

Лучший ответ
конечно занимаете площадь отапливаеться Остальные ответы
да, к собственнику

Да. И за содержание и за текущий ремонт и за капитальный ремонт. За воду, если нет счётчиков, и оплата идёт по тарифу, можно сделать перерасчёт. Предоставив документы об отсутствии. (командировка, армия, вахта) То-же самое и с газом.

Имеет право, т. к. обслуживание кое- какое то осуществляется. Не за висимо от того живут в квартире или нет.

В обязательном порядке.. если у вас стоит счетчик расхода воды и вы ежемесячно не сообщаете сколько израсходовано или нет, то и за воду будут удерживать по полной программе.. вам стоит написать заявление ву управляющую компанию, что вы там не проживаете, тогда с вас что-то не будут удерживать.. но оплачивать картиру вам придется все равно..

Покойнику даже право имеет выставляьть счёт. А если не выставляют, то тока потому, шо знамо не получат.

Имеет ли право мусороуборочная компания выставлять счета

THEVENUSPROJEKT.RU — Сервис поиска товаров и услуг в интернет-магазинах . Большой каталог с огромным выбором и низкими ценами.

Мы ежедневно обновляем каталог, чтобы вы использовали самую актуальную информацию.

На сайте работает быстрый поиск. Воспользуйтесь им, чтобы быстро найти выгодное предложение.

???? Сейчас покупают:

Сервис является информационным ресурсом и не является публичной офертой. Для получения подробной и дополнительной информации о товарах и услугах, наличии, стоимости и возможности доставки осуществите переход по ссылке, соответствующей интересующей вас позиции.

Может ли мусороуборочная компания без подписания договора выставлять квитанции на оплату?

Я собственник квартиры в многоквартирном доме. Общим собранием собственников было определено, что управляющая компания, которая обслуживает наш дом, не будет начислять нам плату за вывоз ТБО. После этого мусороуборочная компания увезла контейнер со двора нашего дома. На дверях подъездов были расклеены объявления о том, что мы должны выносить ТБО в контейнер в 50 м от нашего двора.

Также в объявлении было указано, у кого можно получить договор на обслуживание от указанной мусороуборочной компании. Я на собрании не был. Договор не получал и ничего не подписывал с данной мусороуборочной компанией.

В этом месяце получил квитанцию от мусороуборочной компании, в которой начислена плата за вывоз ТБО. Имеет ли право мусороуборочная компания начислять мне какую-либо плату, если между нами не подписывался какой-либо договор на оказание услуг по вывозу ТБО? Должен ли во дворе нашего дома находиться свой отдельный контейнер, если в доме три подъезда, в которых всего 50 квартир?

Светлана Разворотнева
Консультаций: 262

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя также плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов).

Часть 5 ст. 30 ЖК РФ предусматривает обязанность собственника жилого дома или части жилого дома обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 6.1 и 6.2 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме вносится на основании платежных документов, выставляемых управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищно-строительным кооперативом, если иной порядок, а именно прямые расчеты, не установлен решением общего собрания собственников.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами. Это документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Часть 5 ст. 46 ЖК РФ предусматривает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Вероятнее всего, на собрании, о котором идет речь в вашем обращении, был решен вопрос о внесении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую региональному оператору.

Если вы с данным решением не согласны, то можете воспользоваться правом, предоставленным ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, а именно обжаловать в суд спорное решение. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе отказаться от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Относительно переноса контейнерной площадки вам необходимо обратиться в управляющую организацию. Возможно, она была установлена с нарушением установленных законом требований и демонтирована на основании предписания надзорного органа.

Не заключал договор, нет квитанций, никто не прописан: ответы на главные вопросы о плате за вывоз мусора

К сожалению, не удается освободиться от платы за вывоз ТКО по этому основанию. Судебная практика складывается не в пользу жильцов. Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором. Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет. Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст.

445). Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны. Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах.

Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса. Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи. Есть реальные примеры, когда плату за вывоз мусора отменяли, установив, что услуга не оказывалась (Карталинский горсуд, Челябинская область, дело 2-559/2018).

2. «Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»

Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).

Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).

Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457). А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).

3. «В квартире никто не прописан — начисляют плату за мусор»

По Правилам № 354 плата за вывоз ТКО может начисляться по двум вариантам: либо по количеству жильцов, либо по общей площади жилого помещения. Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру. Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.). Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства). И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте.

Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020). Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

  • вывоз мусора
  • плата за вывоз мусора
  • региональный оператор

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

1. Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора

В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги. Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи. Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался. Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно. Зато это оказалось возможным в суде.

Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов. Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

Возникли вопросы? Воспользуйтесь безлимитными консультациями.
Все подробности по ссылке.

2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья). Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год. Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

  • плата за вывоз мусора начисляется по установленным нормативам,
  • а согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ такие коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане,
  • следовательно, собственник, который не пользовался своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.

  • вывоз мусора
  • коммунальные услуги
  • услуги ЖКХ

Вывоз ТБО, юридическое лицо.

ООО не ведет деятельность. Сдает всю необходимую нулевую отчетность. Никаких долгов нет. Сотрудников нет.

Учредитель один. В текущем месяце компания по вывозу ТБО прислала письмо с заявкой о заключении договора и предоставлении пояснения относительно потоков ТБО, образованных в период с 01.01.2020 по настоящее время. Нужно ли заключать договор с региональным оператором? Имеют ли право выставлять счета без фактически подписанного договора на вывоз мусора в соответствии с ч. 4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В городе есть муниципальное унитарное предприятие, можно с ним заключить договор на вывоз ТБО или обязательно с региональным оператором?

Ответы юристов

Алексей Владимирович ( 01.04.2021 в 00:28:23 )

Договор с региональным оператором заключается не с Вами, а с местным органом власти (администрацией города или района) и распространяется на всех собственников ТБО.

К сожалению, Вы не имеете права отказаться от услуг регионального оператора по вывозу ТБО в силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Однако, если услуги не оказываются региональным оператором или оказываются ненадлежащим образом, то можете жаловаться на его действия в Роспотребнадзор по факту нарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ:

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Букатина Юлия Владимировна ( 01.04.2021 в 06:48:16 )

На основании ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по указанному выше договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник этих отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

Причем для собственника ТКО заключение договора на оказание услуг по обращению с ними является обязательным (ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ), а юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке (ч.

6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Заключение указанного договора производится в соответствии с положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила) и условиями Типового договора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ч. 2 ст. 24.6 и ч. 5 ст.

24.7 Закона N 89-ФЗ).

В свою очередь, из п. 8.17 Правил следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в том числе и тогда, когда оператор после заключения им соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с органом исполнительной власти субъекта РФ и утверждения единого тарифа на услугу на первый год действия соглашения разместил в печатных СМИ, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора, а соответствующий потребитель в течение 15 рабочих дней после указанного опубликования не направил оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8.5-8.7 Правил. В этой ситуации договор с этим потребителем считается заключенным на условиях Типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что неподписание юридическим лицом договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не означает отсутствия между ними договорных отношений, поскольку они возникают в силу прямого указания закона. При этом законодательство напрямую не предусматривает такого основания для отказа от заключения данного договора, как неосуществление деятельности юридическим лицом.

В то же время необходимо учитывать, что по смыслу ч. 4 и ч. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, пп. «в» п. 8.1 Правил договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в случае образования ТКО в зданиях, строениях, на земельных участках в результате деятельности юридического лица.

Следовательно, можно предположить, что в той ситуации, когда организация не ведет деятельность и ТКО, соответственно, не образуются, вносить плату за услуги по обращению с ТКО она не обязана.

Однако следует принимать во внимание, что перечень документов, подтверждающих освобождение организации от обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в связи с необразованием таких отходов, и порядок их представления региональному оператору законодательством не установлены.

Поэтому высока вероятность того, что данный вопрос будет предметом судебной оценки, исходя из доказательств, представленных организацией, от которой региональный оператор требует внесения платы по договору(например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 N 16АП-1250/20 по делу N А15-6620/2019, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 N 19АП-756/20 по делу N А64-4908/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 N 13АП-36794/19, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 N 17АП-17759/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 N 13АП-18733/20).

Кроме того, также с точки зрения оценки представленных сторонами доказательств суд будет оценивать доводы о фактическом неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В случае, если факт неоказания услуг будет доказан, то плата за них также взиматься не должна, поскольку это противоречит самой сущности договора, заключаемого с региональным оператором (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20).

Алексей Геннадьевич ( 01.04.2021 в 07:30:44 )

Исходя содержащегося в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) определения, следует что:

«отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора…».

Согласно статье 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Из анализа приведенных положений Закона об отходах следует основной важный вывод – оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов возможно только если в деятельности соответствующего лица такие отходы образуются. Таким образом с учетом изложенных обстоятельств Вашему ООО следует заключить договор на оказание услуг по вывозу ТБО с региональным оператором или с МУП (еслии оно вправе заниматься подобной деятельностью), но оплачивать счета Вы обязаны только за фактически оказанные услуги по вывозу отходов. Если Вам будут выставлять счета за услуги, которые фактически оказаны не были, Вы вправе такие счета не оплачивать и обращаться с жалобами в местное управление по жилищно-коммунальному хозяйству и прокуратуру.

admin
Оцените автора
Ракульское