Хранение частей оружия без лицензии

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N51, ст. 5681; 2001, N 31, ст. 3171; 2003, N 50, ст.

4856; 2009, N 7, ст. 770; N 30, ст. 3735; 2010, N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст.

10; N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7351; 2012, N 29, ст. 3993; 2013, N 27, ст.

3477; 2014, N 14, ст. 1555; N 30, ст. 4228; 2015, N 1, ст. 76; N 29, ст. 4356; 2016, N 1, ст.

28; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4160; N 28, ст.

4558; 2017, N 31, ст. 4817; N 50, ст. 7562; 2018, N 30, ст.

4554; N 53, ст. 8443; 2019, N 30, ст. 4134; N 31, ст. 4439; 2021, N 27, ст.

5059, 5141; N 49, ст. 8142) следующие изменения:

1) часть первую статьи 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«техническое обслуживание оружия — чистка, смазка оружия, регулировка прицельных приспособлений, ударного и спускового механизмов;

ремонт оружия — приведение оружия в рабочее состояние путем устранения неисправностей его частей или их замены, а также восстановление внешнего вида и элементов художественной отделки оружия.»;

а) пункт 8 после слов «за исключением» дополнить словами «случаев, установленных настоящим Федеральным законом, а также»;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9) хранение юридическими и физическими лицами патронов к гражданскому оружию, право на приобретение которых они не имеют, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;»;

а) часть восьмую изложить в следующей редакции:

«Лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом имеют право получать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничий билет, при наличии одного из следующих условий:

1) занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой;

2) владеют непрерывно не менее пяти лет охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом в соответствии с настоящей статьей;

3) владеют охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием с нарезным стволом на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом в соответствии с настоящей статьей;

4) владели непрерывно не менее пяти лет охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом в соответствии с настоящей статьей, если со дня истечения срока действия указанного разрешения или его аннулирования на основании добровольного отказа гражданина от указанного разрешения прошло не более одного года;

5) владели охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием с нарезным стволом на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом в соответствии с настоящей статьей, если со дня истечения срока действия указанного разрешения или его аннулирования на основании добровольного отказа гражданина от указанного разрешения прошло не более одного года.»;

б) часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«Гражданам Российской Федерации не разрешается иметь в собственности свыше следующего количества гражданского оружия отдельных категорий, если оно не является предметом коллекционирования:

1) пять единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия;

2) десять единиц общего количества охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (при наличии у гражданина права на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом);

3) пять единиц спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом;

4) пять единиц охотничьего метательного стрелкового оружия;

5) две единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения;

6) десять единиц общего количества оружия, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части.»;

в) часть четырнадцатую дополнить предложениями следующего содержания: «За продлением разрешения, предусмотренного настоящей статьей, гражданин Российской Федерации обязан обратиться не ранее чем за шесть месяцев и не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия. Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия.»;

а) в части четвертой слова «комплектующих деталей» заменить словом «частей»;

б) дополнить частями седьмой — девятой следующего содержания:

«Ремонт гражданского и служебного оружия, включая ремонт и замену основных частей огнестрельного оружия, вправе осуществлять юридические лица, имеющие лицензию на ремонт и (или) производство гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия.

Передача собственниками гражданского и служебного оружия для ремонта указанным в настоящей статье юридическим лицам такого оружия осуществляется на основании направления, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом. Форма и порядок выдачи направления на передачу оружия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Юридические лица, имеющие лицензию на ремонт гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, вправе передавать указанное оружие и его основные части для ремонта производителю соответствующей модели огнестрельного оружия.»;

5) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

«Статья 16 1 . Техническое обслуживание гражданского оружия

Техническое обслуживание гражданского оружия вправе осуществлять владельцы оружия, а также юридические лица, имеющие лицензию на производство, хранение, ремонт соответствующего оружия и основных частей огнестрельного оружия или лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, получившие разрешение на хранение оружия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по месту осуществления указанных видов деятельности.

Передача собственником гражданского оружия для технического обслуживания юридическим лицам, указанным в части первой настоящей статьи, оформляется документом, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.»;

а) в части четвертой слова «такого оружия» заменить словами «соответствующего гражданского, служебного или наградного оружия, к которому они вправе приобретать патроны»;

б) часть пятую изложить в следующей редакции:

«Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать в одном торговом зале продажу оружия и иных видов товаров, за исключением частей оружия, товаров, предназначенных для использования с оружием, конструктивно сходных с оружием изделий, спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей.»;

в) в части седьмой слово «лица» заменить словами «граждане Российской Федерации», дополнить словами «, а также иностранные граждане и лица без гражданства»;

7) в статье 20 1 :

а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

«Граждане Российской Федерации, награжденные боевым короткоствольным ручным стрелковым оружием, на основании разрешения на его хранение и ношение вправе приобретать у юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, и хранить патроны к гражданскому огнестрельному оружию, имеющие равные калибр и размеры с патронами к боевому короткоствольному ручному стрелковому оружию, которым они награждены. Спортивные и образовательные организации вправе передавать на стрелковых объектах указанным гражданам патроны к гражданскому огнестрельному оружию для их использования при проведении учебных и тренировочных стрельб из наградного оружия.»;

б) части пятую — седьмую считать соответственно частями шестой — восьмой;

8) статью 21 дополнить предложением следующего содержания: «Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа по месту учета оружия перед его продажей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.»;

а) в части первой первое предложение изложить в следующей редакции: «Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия.», дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.»;

б) в части седьмой слово «лица» заменить словами «граждане Российской Федерации», дополнить словами «, а также иностранные граждане и лица без гражданства»;

10) часть вторую статьи 25 дополнить предложением следующего содержания: «Гражданам Российской Федерации запрещается коллекционировать оружие, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Федеральный закон «Об оружии»

21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 4 марта, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля 2009 г., 29 марта, 31 мая, 28 декабря 2010 г., 5 апреля, 1, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 12 марта, 2, 20 апреля, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3, 6 июля 2016 г., 28 марта, 1, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 19 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 2 августа 2019 г., 8 декабря 2020 г., 11, 28 июня, 2 июля, 29 ноября 2021 г., 25 февраля, 14 июля 2024 г.

Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года

ГАРАНТ:

Об особенностях оборота оружия в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 469-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 24.1 с 15 июля 2024 г. — Федеральный закон от 14 июля 2024 г. N 305-ФЗ

Президент Российской Федерации

13 декабря 1996 года

Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ.

Регламентированы вопросы приобретения, хранения, применения, продажи, дарения и наследования, торговли, учета, ношения, перевозки, транспортирования, уничтожения, коллекционирования и экспонирования, а также ввоза на территорию РФ и вывоза из РФ оружия и патронов к нему.

Контроль за оборотом оружия осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов. В целях систематизации сведений об оружии, разрешенном к обороту на территории РФ, предусматривается ведение государственного кадастра. Все производимые, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1997 года.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 1997 г.

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. N 51 ст. 5681, в «Российской газете» от 18 декабря 1996 г. N 241

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2015 г. N 8-П пункт 3 части первой статьи 26 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, предусматривающего аннулирование разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему на основании судебного решения и при предоставлении юридическому лицу возможности исправления выявленного нарушения, позволяет рассматривать несоблюдение юридическим лицом условий, обеспечивающих сохранность, учет и безопасность хранения оружия, в качестве основания для аннулирования выданного ему разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в административном порядке

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N 16-П положение части десятой статьи 13 настоящего Федерального закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, не конкретизируя срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, совершившими правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, а также вид юридической ответственности, в связи с которой назначается данная административно-предупредительная мера, в силу своей неопределенности, порождающей возможность неоднозначного истолкования и произвольного применения, позволяет рассматривать ее как установленную в отношении таких граждан бессрочно — вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 14 июля 2024 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 25 февраля 2024 г. N 21-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2024 г. N 305-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 25 августа 2024 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 ноября 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2024 г. и с 29 июня 2024 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2024 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г. и 29 июня 2024 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2024 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 523-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

О вступлении в силу изменений см. статью 72 названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 4 марта 2008 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 22. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Хранение иностранными гражданами приобретенного в Российской Федерации гражданского и служебного оружия разрешается в течение десяти дней на основании лицензии на его приобретение, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.

В организациях, имеющих разрешение на хранение оружия и (или) патронов к нему, должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, не могут замещать граждане Российской Федерации, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

Лица, владеющие на законном основании оружием, обязаны представлять оружие для осмотра, а также обеспечивать доступ к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, в целях выполнения контрольных функций.

Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 22 Закона об Оружии

1. Хранение гражданского оружия и патронов к нему разрешается гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия (за исключением оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется).

Если гражданин не является собственником огнестрельного оружия, оружие им найдено или передано ему, то хранение и использование этого оружия строжайше запрещено. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел, в противном случае граждане будут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

Граждане обязаны хранить оружие и патроны по месту их проживания, соблюдая установленные требования, обеспечивающие их сохранность, безопасность хранения оружия и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие должно храниться в запирающихся на замок:

— ящиках из высокопрочных материалов;

— деревянных ящиках, обитых железом.

Основное отличие оружейных сейфов от металлических шкафов для оружия состоит в их более высокой степени защищенности и цене.

Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия не реже одного раза в год.

В местах временного пребывания (гостиница, санаторий, кемпинг, туристская база, дом отдыха и т.д.) хранение осуществляется с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Граждане Российской Федерации, являющиеся членами спортивных стрелковых обществ и клубов, могут хранить принадлежащее оружие и патроны на спортивных стрелково-стендовых объектах по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований. Для этого спортивными организациями оборудуются отдельные хранилища для оружия. Данные организации должны иметь соответствующее разрешение на хранение такого оружия, выданное органами внутренних дел.

Не допускается хранение огнестрельного оружия в стрелковых галереях тиров во время перерыва между стрельбами, а также оставление оружия и патронов на огневом рубеже без надзора.

При наличии у владельца коллекции оружия комната, где хранится оружие, оборудуется охранно-пожарной сигнализацией, а дверной проем — металлической входной дверью с дополнительными запорами и коробом.

В окна комнаты (квартиры), расположенной на первом (последнем) этаже здания, дополнительно устанавливается металлическая решетка в порядке, предусмотренном для мест хранения оружия. В случае невозможности установления сигнализации по техническим причинам шкафы и ящики для хранения оружия крепятся к одной из стен комнаты стальными болтами (не менее двух) с диаметром резьбы 16 мм и более. Изложенное позволяет сделать вывод, что сейфы дополнительно укреплять не нужно.

«Для иностранных граждан правила хранения оружия не разработаны, — констатирует Л. Сивцова. — Им лишь предписывается хранить приобретенное оружие не более десяти дней, исключающих доступ к нему посторонних лиц» .

Сивцова Л. Ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия: Анализ действующего законодательства // Российский следователь. 2003. N 9.

2. Пунктом 59 Правил оборота оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, предусмотревшим, что принадлежащие гражданам РФ оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом, не регламентирована толщина стенок металлических шкафов и ящиков, в которых должны храниться принадлежащие гражданам оружие и патроны. Однако в указанной норме закреплено, что ящики для хранения оружия и патронов должны быть из высокопрочных материалов. Таким образом, металлические шкафы (ящики) для хранения оружия и патронов должны иметь толщину, позволяющую соблюсти требование о высокой прочности материалов для их изготовления, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность его хранения. В письме Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 октября 2009 г. N 37/18-5553 отмечается, что сейфы, предназначенные для хранения гражданского оружия, изготовленные из стали толщиной не менее 2 мм, обладают минимальным значением устойчивости к криминальному воздействию (взлому) и пожароустойчивости.

Сейф с толщиной стальных стенок менее 2 мм позволяет использовать для его вскрытия и полного доступа к его содержимому простейший бытовой мобильный (переносной) инструмент и не требует специальных навыков его использования, что не позволяет считать подобное изделие достаточным для лишения посторонних лиц доступа к хранящемуся в нем оружию (см. решение Верховного Суда РФ от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790).

Нельзя рассматривать перемещение оружия как один из видов хранения, поскольку под хранением понимается обеспечение сохранности оружия в местах его постоянного нахождения у лица, имеющего разрешение на хранение и ношение. Особенно это положение актуально в вопросах контроля за таким видом деятельности человека, как охота. К примеру, нахождение в охотничьих угодьях с оружием, тем более — незачехленным, не может быть признано одним из видов хранения оружия вне зависимости от того, где находится оружие — в автомобиле или в охотничьем доме (см.

Определение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. N 10-Г06-14).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16 марта 2010 г. N 14422/09 по делу N А03-13560/2008 Арбитражного суда Алтайского края определил правовую позицию, согласно которой, если в комнате для хранения оружия, используемой охранным предприятием, хранят оружие другие юридические лица, которые имеют доступ в указанное помещение, это значит, что охранное предприятие не обеспечило безопасности и сохранности хранения оружия как лицо, которому выдано разрешение на его хранение, поскольку не исключило возможности доступа посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания и обслуживания оружия, что является нарушением комментируемого Закона и изданных в его исполнение иных нормативных актов (см. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N ВАС-14422/09 по делу N А03-13560/2008; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2010 г. N ВАС-6766/10 по делу N А03-9341/2009). Противоположное мнение высказывает Л.В.

Половова. Она полагает, что «действующим законодательством не установлена подобная обязанность юридических лиц и граждан и соответственно не предусмотрен запрет на хранение оружия несколькими субъектами хранения в одном помещении» .

Половова Л.В. К вопросу о хранении огнестрельного оружия // Юрист. 2002. N 4.

Хранение наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия и патронов к нему, врученных гражданам Российской Федерации, осуществляется с соблюдением правил, установленных в отношении гражданского короткоствольного оружия самообороны Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718 «О награждении оружием граждан Российской Федерации» (вместе с «Правилами награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием»).

Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ установлены в гл. XX Инструкции к Приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288.

3. Хранение оружия в государственных военизированных организациях осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности. Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, в том числе находящиеся на пенсии, получившие в установленном порядке оружие, обязаны обеспечить надлежащие условия его хранения. Органы внутренних дел по месту жительства сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

В государственных военизированных организациях в помещениях для хранения оружия может осуществляться хранение наградного оружия и патронов к нему военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций.

4. Нарушение правил хранения гражданского и служебного оружия предусматривает административную ответственность по ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, установлена уголовная ответственность по ст.

224 Уголовного кодекса РФ. Кстати, Файзуллин Х.Г. и Серен-Чимит К.К. предлагают установить в Уголовном кодексе РФ новый вид наказания — лишение права на приобретение, ношение и хранение оружия .

Файзуллин Х.Г., Серен-Чимит К.К. К вопросу о необходимости введения в уголовный закон наказания в виде лишения права на приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия // Российская юстиция. 2008. N 3.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 15 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 15 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»

В связи с изменениями законодательства, а также возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в редакции постановлений Пленума от 6 февраля 2007 года N 7, от 3 декабря 2013 года N 34) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, связанные с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:»;

2) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии»), устанавливающего основные правила регулирования правоотношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений.»;

3) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. С учетом положений статей 1 и 2 Федерального закона «Об оружии» применительно к статьям 222, 223, 224-226 1 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия, пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

Под основными частями огнестрельного оружия понимаются: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к статье 226 УК РФ являются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства и искровые разрядники, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222, 223, 224-226 1 УК РФ.»;

4) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

По смыслу положений статей 222, 223, 225-226 1 УК РФ патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.»;

5) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222 1 , 223 1 , 225-226 1 УК РФ, под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.

Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222 1 , 223 1 , 225-226 1 УК РФ, относятся и приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), находящиеся отдельно от самого изделия.

Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222 1 и 223 1 УК РФ. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество, функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву (например, мина, граната), то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222 1 или статье 223 1 УК РФ.»;

6) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Под холодным оружием понимаются изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.).

Под метательным оружием понимаются предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.).»;

7) в абзаце третьем пункта 8 после слов «Об оружии» дополнить словами «ограничен или»;

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного химического поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.»;

б) в абзаце третьем после слов «оружия, снаряженного» дополнить словами «патронами с»;

9) в абзаце первом пункта 10 слова «статьями 222-225 УК РФ» заменить словами «статьями 222, 223, 224, 225 УК РФ»;

10) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле виновного, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта.

Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение ими в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию понимается изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).

При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.

Незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию может выражаться, в частности, в сборке патрона путем установки в гильзу средства инициирования выстрела, размещения метательного заряда, а также метаемого снаряжения травматического действия или слезоточивого, раздражающего вещества.

Под незаконной передачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицом, у которого они находятся, другому лицу для временного использования или хранения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение другому лицу (приобретателю) в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.

Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, равно как и незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же взрывчатых веществ или взрывных устройств, не требуют самостоятельной квалификации каждого из незаконных действий по частям первой — третьей статьи 222 или по статье 222 1 УК РФ.

Если виновным были совершены незаконные действия, предметом которых одновременно являлись не только огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы, но и взрывчатые вещества или взрывные устройства, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 222 или 223 и 222 1 или 223 1 УК РФ.

Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных статьей 16 Федерального закона «Об оружии».»;

а) дополнить абзацем первым следующего содержания:

«12. В отличие от преступлений, предусмотренных частями первой, второй или третьей статьи 222 УК РФ, к предмету хищения либо вымогательства (статья 226 УК РФ) следует относить в том числе и гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения.»;

б) абзац первый считать абзацем вторым;

12) в абзаце первом пункта 13 после слов «под оконченным хищением» дополнить словом «огнестрельного»;

13) в пункте 15 слова «постовым милиционером» заменить словом «полицейским»;

14) в пункте 16 слова «путем разбойного нападения» заменить словами «с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия»;

15) в пункте 17 после слов «статьями 226 и 222» дополнить словами «или 222 1 «;

16) дополнить пунктом 18 1 следующего содержания:

«18 1 . Если кроме незаконных действий с огнестрельным оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами лицом совершено их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза, то содеянное требует дополнительной квалификации по статье 226 1 УК РФ.»;

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«19. Под добровольной сдачей огнестрельного оружия и иных предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, следует понимать их выдачу лицом по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения этих предметов. Не может признаваться добровольной сдачей данных предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Вместе с тем выдача лицом по своей воле не изъятых при задержании или при производстве следственных действий других предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, а равно сообщение органам власти о месте их нахождения, если им об этом известно не было, в отношении этих предметов должна признаваться добровольной.»;

б) в абзаце третьем слова «по статьям 222 и 223 УК РФ» заменить словами «по статьям 222-223 1 УК РФ»;

в) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Добровольная сдача огнестрельного оружия и других предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, не означает отсутствие в деянии состава преступления, поэтому прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с примечаниями к этим статьям не влечет реабилитацию лица, совершившего преступление.»;

18) дополнить пунктом 22 1 следующего содержания:

«22 1 . Обратить внимание судов, что при правовой оценке действий, предусмотренных частью первой или четвертой статьи 222 УК РФ, судам следует исходить из положений части второй статьи 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, например, совокупность таких обстоятельств, как количественные характеристики (хранение нескольких патронов) и качественные показатели предмета, мотив и цель, которыми руководствовалось лицо, поведение, предшествующее совершению деяния и (или) в период совершения деяния.»;

19) дополнить пунктом 22 2 следующего содержания:

«22 2 . С учетом положений пунктов 1, 2, 3, 4 1 части третьей статьи 81 УПК РФ и абзаца третьего пункта 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятые и приобщенные к уголовному делу, в том числе конфискованные, гражданское и служебное оружие и патроны к нему подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел Российской Федерации.».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов

Статья 26. Аннулирование и изъятие лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия

Лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, и изымаются в случае:

1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо прекращения (отсутствия) у юридического лица, указанного в пунктах 2 — 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, права на приобретение (хранение, использование) оружия, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;

3) возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 3 — 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;

4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия);

4.1) неисполнения лицом, владеющим на законном основании оружием, обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия;

5) нарушения установленных настоящим Федеральным законом сроков прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием или срока прохождения химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

В случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания.

Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.

В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин — со дня устранения (прекращения) обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии на приобретение гражданского оружия.

В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 26 Закона об Оружии

1. Комментируемая статья предусматривает основания для добровольного и принудительного аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на его хранение или хранение и ношение.

Первое основание, установленное в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, не является принудительным и связано с тремя обстоятельствами: собственно добровольный отказ от лицензии и (или) разрешения; ликвидация юридического лица; смерть собственника оружия.

В случае добровольного отказа собственником лицензии пишется заявление в орган внутренних дел. Оружие при этом также изымается и, как правило, подлежит уничтожению. Основания и порядок ликвидации юридического лица детально регламентированы в ст.

61 Гражданского кодекса РФ (часть 1). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» смерть физического лица подлежит регистрации в органах загса. Государственная регистрация производится органом загса посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о смерти.

Подробно основания и порядок государственной регистрации смерти описаны в главе VIII указанного Закона. О наследовании оружия см. комментарий к ст. 20.

В соответствии со ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В главе 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный вид административного наказания предусмотрен в ч. 4 ст. 20.8 — на срок от шести месяцев до одного года; ч. 3 ст. 20.12 — на срок от одного года до двух лет; ст. 20.13 — от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему.

Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 6 ст. 32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Исполняется постановление судьи путем аннулирования лицензии и (или) разрешения на оружие с изъятием его. По истечении срока лишения специального права данные документы возвращаются их владельцу по его требованию в течение одного рабочего дня (ч.

3.1, 4 ст. 32.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случае возникновения предусмотренных комментируемым Законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений. В соответствии с ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона граждане РФ имеют право приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Таким образом, привлечение гражданина к административной ответственности за нарушение правил охоты (ч. 1 ст.

8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях) является основанием для аннулирования разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1075-О-О).

Аннулирование охотничьего билета также является основанием для аннулирования и изъятия лицензии и (или) разрешения на оружие, но только в отношении охотничьего оружия.

Основания для аннулирования охотничьего билета перечислены в ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. К ним относятся:

— несоответствие физического лица одному из следующих требований: обладание гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; ознакомление с требованиями охотничьего минимума;

— подача охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;

— судебное решение (например, лишение специального права в виде права осуществлять охоту за совершение административного правонарушения — ч. 1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта РФ. Отметим также, что Приказом Минприроды РФ от 20 января 2011 г. N 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета.

2. В случае нарушения Правил оборота оружия лицензия (разрешение) может быть изъята по правилам, предусмотренным ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Речь идет о применении уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей и документов.

Административное приостановление деятельности назначается в соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок до девяноста суток. К примеру, административное приостановление деятельности назначается судьей за грубые нарушения Правил оборота оружия по ч. 2, 5, 6 ст.

20.8, ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ранее в комментируемой статье было установлено, что принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений на оружие вследствие противоправного деяния его владельца должно было предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывалось, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначался срок для устранения допущенных нарушений. В данном случае властным актом выступало предупреждение о недопустимости определенной формы поведения с ограниченно оборотоспособным и, что более важно, опасным объектом . В настоящее время такое предупреждение уполномоченному органу выносить не требуется.

Батрова Т.А. Государственное регулирование торговой деятельности // Внешнеторговое право. 2007. N 1.

3. В целях предупреждения правонарушений в комментируемой статье установлены временные ограничения на приобретение в последующем юридическими и физическими лицами лицензий и (или) разрешений в случае аннулирования у них последних за совершение противоправных деяний. При этом добровольный отказ от лицензии и (или) разрешения никаких ограничений не влечет. Юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования, гражданин — по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

Таким обстоятельством может быть истечение срока привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения в соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повлекшего невозможность получение лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Например, Апелляционным определением Брянского областного суда от 9 сентября 2014 г. по делу N 33-3204/2014 заявление о признании незаконным отказа центра лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел в выдаче лицу лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему удовлетворено, поскольку судом установлено, что срок, в течение которого заявителя следует считать подвергнутым административному наказанию, истек.

admin
Оцените автора
Ракульское