Договоры на поставку коммунальных услуг в 2024 году

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2024 г. № 2076 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2024 г. № 2076 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”

21 ноября 2024

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2016, N 27, ст. 4501; 2017, N 11, ст.

1557; 2018, N 52, ст. 8297; 2019, N 1, ст. 4; N 9, ст. 841; N 21, ст.

2590; N 30, ст. 4300; 2021, N 28, ст. 5501).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 31 декабря 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2024 г. N 2076

Изменения,
которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

1. Дополнить пунктом 86 1 следующего содержания:

«86 1 . При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заявления, указанного в абзаце первом пункта 91 настоящих Правил, и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном настоящим разделом.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется согласно приложению N 4.».

2. Абзац второй пункта 92 дополнить предложением следующего содержания: «Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется.».

3. В подпункте «д» пункта 115 слова «органа исполнительной власти» заменить словами «исполнительного органа».

4. В абзаце первом пункта 148 13 , абзаце первом пункта 148 14 , абзаце первом пункта 148 15 , пункте 148 16 , подпункте «г» пункта 148 17 и пункте 161 слова «органами исполнительной власти» заменить словами «исполнительными органами».

5. В приложении N 2 к указанным Правилам:

а) в абзаце шестом пункта 2 1 слова «органом исполнительной власти» заменить словами «исполнительным органом», слова «коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг)» заменить словами «коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», слова «коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», к количеству» заменить словами «коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), к количеству»;

б) в абзаце одиннадцатом пункта 2 4 , абзаце шестом пункта 2 4-1 , абзаце десятом пункта 2 6 и абзаце четвертом пункта 9 5 слова «органом исполнительной власти» заменить словами «исполнительным органом»;

в) в абзаце четвертом пункта 17 слова «, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306» исключить.

6. Дополнить приложением N 4 следующего содержания:

«ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Правилам предоставления
коммунальных услуг
собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных
домах и жилых домов

Перерасчет
размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира), а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире

1. Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении (P ki ), определенного по формуле 9 2 , указанной в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), осуществляется исполнителем по формуле 1:

P ki = P i — P пер i ,

P i — размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении, определенный за расчетный период по формуле 9 2 , указанной в приложении N 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

P пер i — размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в i-м жилом помещении, определенный пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя исходя из занимаемой им общей площади i-го жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле 2.

2. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в i-м жилом помещении (P пер i ) определяется по формуле 2:

n i — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

S i — общая площадь i-го жилого помещения;

— норматив накопления твердых коммунальных отходов;

T oтх — цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

d отс im — продолжительность периода временного отсутствия j-го потребителя в i-м жилом помещении (дней);

d пер i — продолжительность расчетного периода (дней);

m — количество потребителей, отсутствующих в течение расчетного периода в i-м жилом помещении.

3. Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в занимаемой потребителем j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире (P ki (к омн) ), определенного по формуле 9 8 , указанной в приложении N 2 к Правилам, осуществляется исполнителем по формуле 3:

P ki (комн) = P i (комн) — P пер i (комн) ,

P i (комн) — размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, определенный за расчетный период по формуле 9 8 , указанной в приложении N 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

Р пер i (комн) — размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, определенный пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя исходя из занимаемой им площади в i-й коммунальной квартире на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле 4.

4. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире (Р пер i (комн) ) определяется по формуле 4:

n i — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

S i — общая площадь i-го жилого помещения;

S ji — жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;

— общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире;

— норматив накопления твердых коммунальных отходов;

T отх — цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

d отс im — продолжительность периода временного отсутствия j-го потребителя в i-м жилом помещении (дней);

d пер i — продолжительность расчетного периода (дней);

m (комн) — количество потребителей, отсутствующих в течение расчетного периода в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире.».

Обзор документа

С 1 марта 2024 г. будет возможен перерасчет платы за вывоз бытовых отходов для всех жителей многоквартирных домов, которые временно (более 5 полных календарных дней подряд) не пользуются этой услугой по тем или иным причинам (например, в связи с отъездом в отпуск). Правительство РФ закрепило порядок. Для перерасчета потребуются заявление и подтверждающие документы.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 31 декабря 2027 г.

Прямые договоры в доме с ИТП: мнения, судебная практика и инициативы

Прямые договоры в доме с ИТП: мнения, судебная практика и инициативы

В конце мая 2024 года Минстрой России в новом письме снова озвучил свою позицию по вопросу заключения прямых договоров в домах с ИТП. Делаем подборку писем ведомства по данной теме, а также приводим мнение Верховного суда России и законодателей, могут ли собственники перейти в таких домах на договоры с РСО.

В ЖК РФ нет механизма перехода дома с ИТП на прямые договоры, если им управляет компания или товарищество

Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры по коммунальным услугам с РСО.

Реализация данного права стала проблемой для жителей МКД, в которых для приготовления горячей воды используется внутридомовое оборудование – индивидуальные тепловые пункты (ИТП). В таких МКД ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст. 2, ч. 1 ст.

7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

  • в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
  • дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).

В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на коммунальный ресурс, который поставляет организация. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.

Но если собственники выбрали для дома управляющую организацию или создали ТСЖ или кооператив, то правомерность перехода на прямые договоры под вопросом. Ниже разбираем позицию органов власти и Верховного суда РФ.

Минстрой России: сначала запретил, а затем посчитал возможным заключать прямые договоры в домах с ИТП

Минстрой России выпустил три письма по вопросу заключения прямых договоров в домах, где коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывается с использованием ИТП. В них отражены две противоположные позиции.

Нельзя заключить. В письме от 07.05.2018 № 20247-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в домах с ИТП поставщик ресурсов – теплоносителя и ресурса для его подогрева – не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Он только поставляет ресурс для её производства.

Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.

  • договора о снабжении дома тепловой энергией для подогрева воды в целях ГВС;
  • договора холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения.

Третье разъяснение появилось 31 мая 2024 года: Минстрой России в письме № 24513-МС/04 повторил свою позицию от 2019 года о том, что собственники помещений в доме с ИТП могут заключать прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией при нецентрализованной системе ГВС и централизованной поставке в дом ресурсов для приготовления горячей воды. Договор составляется отдельно по каждому компоненту с компанией, которая его поставляет.

Чтобы заключить прямые договоры в домах с ИТП, важно правильно сформулировать вопросы на ОСС и предмет таких договором

Подобную точку зрения выразила в 2018 году Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. В выпусках онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» она привела нормы законодательства, которые позволяют жителям домов с ИТП заключить договоры с РСО напрямую, а также рассказала, как это правильно сделать.

Как отметила эксперт, согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, граждане свободны в реализации своих прав по заключению договоров. Ограничение жилищных прав граждан возможно только для защиты конституционного строя, а также нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1 ЖК РФ).

Заключение прямого договора не подпадает под перечисленные условия, то есть права жителей домов с ИТП в этой ситуации не могут быть ограничены.

Елена Шерешовец указала, что для заключения договоров с РСО нужно правильно сформулировать вопросы повестки дня для голосования на ОСС. Согласно ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ, начало вопроса повестки дня должно выглядеть следующим образом:

«Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме следующих договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями…».

Далее необходимо выбрать ту формулировку, которая подходит к системе ГВС и отопления конкретного многоквартирного дома при нецентрализованной системе и теплоснабжения и ГВС. Если для подогрева в доме используется электроэнергия, то в повестке дня следует использовать следующую формулировку:

  • …энергоснабжения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по энергоснабжению и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД.
  • …холодного водоснабжения и водоотведения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД, также в целях горячего водоснабжения в МКД и водоотведения».

Правильно оформленный протокол ОСС не является гарантией того, что ресурсоснабжающая организация сразу согласится перейти на прямые договоры. Но при этом у собственников появится шанс при отказе отстоять свою позицию в суде.

ВС РФ запретил переход домов с ИТП на прямые договоры: исполнитель услуг – всегда управляющее домом лицо

Другую позицию высказал Верховный суд России в деле № А17-8192/2019. Судья посчитал, что прямой договор на ГВС в домах с ИТП заключить невозможно. Поставщик ХВС не вправе быть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме с ИТП.

При отсутствии в доме централизованной системы ГВС исполнителем такой коммунальной услуги всегда является управляющая домом организация, ТСЖ или кооператив. Решение общего собрания собственников не может преодолеть императивные требования ЖК РФ.

Законодатели предлагают закрепить в ЖК РФ право собственников в домах с ИТП заключать прямые договоры

Точку в споре мнений пытаются поставить депутаты Госдумы России. Ещё в мае 2020 года они внесли на рассмотрение законопроект № 960730-7. Документом предлагается прописать в ст.

157.2 ЖК РФ специальные правила, регулирующие заключение прямых договоров в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и крышными котельными.

Авторы предложили дополнить ст. 157.2 ЖК РФ частью 7.2 и прописать в ней, что собственники помещений в домах с ИТП заключают с РСО договоры о поставке ресурсов на цели ГВС. В марте 2021 года документ был принят в первом рассмотрении, а с октября 2021 года находится на втором чтении.

На заметку

Мнения Минстроя России, эксперта и Верховного суда России о правомерности заключения прямых договоров в домах с ИТП разделились. Сегодня сложно сказать, насколько удачно пройдёт этот процесс в случае, если собственники помещений всё-таки примут такое решение на ОСС и обратятся с протоколом в РСО.

Поставщик ресурсов в зависимости от своих интересов займёт ту или иную позицию. Если УО и собственники с такой позицией не согласятся, то вправе будут оспорить решение РСО в суде. Но на чём будет основывать решение суд – на мнении Минстроя России или решении ВС РФ по конкретному делу – сказать сложно.

А в вашей практике есть успешный кейс по переводу дома с ИТП на прямые договоры? Расскажите в комментариях.

Минстрой РФ отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с РСО

Минстрой РФ отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с РСО

4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20073-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.

Нужно ли согласие собственников для отказа РСО исполнять договор ресурсоснабжения

Речь идёт о ситуации, описанной в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ: нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.

Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.

Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.

При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.

Изменится ли автоматически договор управления при переходе на прямые договоры

Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры. Появляется вопрос: приводит такое решение к автоматическому исключению из предмета договора управления обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?

Общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение о переходе на прямые договоры с РСО (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).

В таком случае прямой договор считается заключенным с даты, определённой в решении ОСС.

По решению РСО этот срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О переносе срока РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС. Порядок уведомления описан в ч. 1 ст.

46 ЖК РФ.

Изменение или расторжение ДУ МКД происходит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если другое не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (ч.

1 ст. 450 ГК РФ).

П. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД. Поэтому принятие собственниками помещений в МКД на ОСС решение о переходе на прямые договоры влечёт изменение договора управления МКД в силу закона.

Как определяется размер задолженности УО перед РСО

РСО имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с УО, если у последней имеется перед РСО долг за два или более месяцев.

Как в таком случае рассчитывается размер соответствующей задолженности? Определяется ли он суммарно за предоставленные коммунальные услуги и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества или договор ресурсоснабжения расторгается только при наличии задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги?

Минстрой РФ поясняет: среднемесячную величину обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения РСО определяет путём деления суммы обязательств УО по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать.

Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения равна сумме обязательств УО за период действия договора ресурсоснабжения, поделённой на количество месяцев их действия (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

Выходит, что для расторжения договора ресурсоснабжения юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги.

Задолженность за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания ОИ в МКД, не считаются основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

Кто передаёт показания ПУ при переходе на прямые договоры

При переходе на прямые договоры обязанность передавать в РСО показания приборов учёта остаётся у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, в силу ч. 11 ст. 161 ЖК РФ.

Кто будет выставлять плату за КР на СОИ при переходе на прямые договоры

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества дома (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

Управляющие организации не могут отказываться (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ) от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с РСО. Исключение – прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг (ч. 1 ст.

157.2 ЖК РФ).

Получается, что переход на прямые договоры не затрагивает отношения УО с РСО, которые сложились в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.

Минстрой РФ делает вывод: плату за КР на СОИ управляющей организации выставляет РСО. Управляющая организация в свою очередь выставляет соответствующую плату собственникам помещений в составе платы за содержание жилого помещения.

Как разграничиваются зоны ответственности УО и РСО при прямых договорах

Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.

Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).

В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме. Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст.

161 ЖК РФ).

Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

Как быть, если дом перешёл на прямые договоры, а УО продолжает выставлять плату за КУ

Итак, собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, но управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги. Что можно сделать в такой ситуации?

Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.

Можно ли проверить, уплатила ли управляющая организация штраф собственникам

Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?

Минстрой РФ объясняет: согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, УО управляют многоквартирными домами на основании лицензии. Лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выдаёт орган ГЖН на по решению лицензионной комиссии субъекта РФ.

В отношении управляющих организаций органы ГЖН субъектов РФ осуществляют лицензионный контроль.

Предмет лицензионного контроля – соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечисленных в части 1 статьи 193 ЖК РФ. К лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Указанная статья предусматривает, что УО при управлении МКД несёт ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома, за обеспечение готовности инженерных систем.

Обязанность по выставлению платёжных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг (п. 67 Правил № 354). При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится РСО. На неё возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям.

Поэтому если УО продолжает выставлять платёжные документы после переходы на прямые договоры, это расценивается как нарушением лицензионного требования.

Может ли орган ГЖН проверить РСО на правильность начисления размера платы

Может ли ГЖИ проверить ресурсоснабжающую организацию на обоснованность начисления размера платы за коммунальные услуги, и если да, то что будет предметом проверки?

Полномочия органов ГЖН подробно описаны в ст. 20 ЖК РФ. Органы ГЖН должны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг, поэтому её деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354. Это обстоятельство и будет основанием для проверки органами ГЖН.

Вот такое письмо от Минстроя РФ. Его полный текст можете найти здесь. А нам интересно услышать ваше мнение.

Расскажите в комментариях, согласны ли вы с позицией Минстроя РФ, раскрыло ли ведомство все спорные моменты, связанные с переходом на прямые договоры.

Топ‑10 ответов по применению КВР и КОСГУ

Выбор подстатьи КОСГУ зависит от того, какой договор заключило учреждение.

  • Если в один договор включена стоимость и счетчика, и работы по его установке, то расходы отражают по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Согласно п. 45 Инструкции № 157н внутренние инженерно-технические сети и системы не учитываются как инвентарные объекты, таковыми признаются только их оконечные приборы. Поэтому установленный и введенный в эксплуатацию счетчик является самостоятельным инвентарным объектом ОС. Кроме того, срок его службы составляет более 12 месяцев, что также является критерием отнесения теплосчетчика к ОС.

  • Если же учреждение заключило отдельные договоры (по одному покупает теплосчетчик, а по второму оплачивает его установку), то расходы на приобретение прибора отражают по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ. Выбор подстатьи связан с тем, что требующее монтажа оборудование относится к материальным запасам (пп. 99, 118 Инструкции № 157н).

Расходы на установку приобретенного по отдельному договору теплосчетчика отражают по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (Письмо Минфина России от 24.07.2019 № 02-08-10/55310).

Поверка счетчика учитывается по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

По какому коду КОСГУ правильно приобрести и заменить линолеум?

Перечень стройматериалов поименован в п. 118 Инструкции № 157н. Напольных покрытий в этом перечне нет. Фактически линолеум — это отделочный материал, а их принято относить к строительным.

Чтобы избежать разногласий с проверяющими, закрепите перечень строительных материалов в учетной политике учреждения.

Если учреждение покупает линолеум по отдельному договору, используйте код КОСГУ 344 «Увеличение стоимости строительных материалов». Расходы по договору на укладку покрытия силами сторонних организаций учитывайте по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Текущие ремонтные работы можно проводить своими силами. Если в штате есть рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не надо заключать с ним дополнительный гражданско-правовой договор, так как сотрудник получает заработную плату. В этом случае для ремонта понадобятся только расходные строительные материалы.

По какому КОСГУ (346 или 310) учреждению необходимо оплатить покупку плоскогубцев, бокорезов, длинногубцев и других инструментов?

Учреждение самостоятельно принимает решение, куда отнести материальные ценности: к основным средствам или материальным запасам.

Если комиссия по поступлению и выбытию активов решит, что инструменты соответствуют критериям основных средств, то расходы нужно отразить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В другом случае отнести их на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Стоимость плоскогубцев, бокорезов, длинногубцев и других инструментов не имеет значения при их отнесении к ОС или МЗ. Одно из главных условий — срок их полезного использования: он должен быть более 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»).

Требования к определению срока использования объекта основных средств закреплены в п. 35 СГС «Основные средства»:

  1. Если ОС в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 включены в амортизационные группы с первой по девятую, то срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для этих групп.
  2. Если в Постановлении № 1 нет нужного наименования ОС, то комиссия по поступлению и выбытию активов может воспользоваться рекомендациями производителя и установить срок полезного использования с учетом гарантийного срока использования ОС.

Обратите внимание: к основным средствам не относятся материальные ценности, перечисленные в п. 99 Инструкции № 157н.

Бюджетное учреждение безвозмездно передает ОС другому учреждению того же ведомства. Правильно ли бухгалтер применяет КВР 803 и КОСГУ 281 к счету 401 20?

Повышение квалификации
Основные средства и материальные запасы в бюджетной организации

С 1 января 2024 года для отражения безвозмездных неденежных передач применяются КВР 801–809 (п. 48.8.9–48.8.17 Порядка № 85н). Внутриведомственные расчеты с бюджетными и автономными учреждениями отражаются с применением КВР 803.

Если получатели — это бюджетные и автономные учреждения, то операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов учитываются по подстатье 281 КОСГУ (п. 10.8.1 Порядка № 209н).

Безвозмездная передача ОС от одного бюджетного учреждения другому бюджетному учреждению того же ведомства отражается проводками:

  • передана балансовая стоимость основного средства: Дт 803 0 401 20 281 Кт 000 0 101 ХХ 410,
  • передана сумма ранее начисленной амортизации: Дт 000 0 104 ХХ 411 Кт 803 0 401 20 281.

Автономное учреждение заключает договор на поставку бутилированной воды для сотрудников за счет приносящей доход деятельности. Кулеры уже есть. В учреждении не предусмотрена комната приема пищи, работает система центрального водоснабжения, но нет санитарного заключения о состоянии водопроводной воды.

Фактически это решение руководителя обеспечить сотрудников чистой питьевой водой. Какой код КОСГУ применить?

Методические рекомендации Минфина РФ при таких условиях предлагают отражать расходы на покупку бутилированной питьевой воды учреждением, в чьи функции не входит обеспечение различного контингента питанием, по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Методические рекомендации Минфина «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи/подстатьи классификации операций сектора государственного управления КОСГУ» вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Учреждение заключило договор с единственным поставщиком на вывоз мусора по КВР 244 и КОСГУ 225, оплачивало выставленные акты. Из статьи по бухучету бухгалтер узнал, что если ТКО вывозит региональный оператор, то необходимо заключать договор на вывоз по другим кодам. Как быть?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Это закреплено в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

С 2019 года расходы на обращение с ТКО, как и на коммунальные услуги, относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка № 209н)

Выбор этой подстатьи зависит от того, заключен ли договор на вывоз ТКО с региональным оператором. Если есть договор с другими организациями или вывозятся отходы и мусор, не относящиеся к ТКО, расходы отражают по подстатье КОСГУ 225. Этот вывод следует из ч. 20
ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ: «Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами…».

Не все регионы работают одинаково, поэтому отражать расходы на вывоз ТКО нужно:

  • по коду КОСГУ 223, если действует региональный оператор по обращению с ТКО и региональные власти утвердили единые тарифы на услугу. Учреждения, в деятельности которых образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором;
  • по коду КОСГУ 225, если в регионе нет регионального оператора и единых тарифов.

Расходы на вывоз отходов нужно оплачивать по КВР 244.

В описанной ситуации нужно уточнить, что именно вывозится и с кем заключен договор. При необходимости внести изменения в план-график, в ПФХД и в бухгалтерский учет.

Хотите знать больше о практике применения кодов бюджетного учета, смотрите наш вебинар «КОСГУ и КВР. Практические решения».

МБУ получило целевую субсидию для заключения договора на подготовку проекта капитального ремонта бассейна и внутренних помещений здания. Бассейн не числится на балансе учреждения. По какому КОСГУ И КВР учреждению учитывать эти расходы?

Несмотря на то что учреждение — не балансодержатель ремонтируемого имущества, скорее всего, объект будет передан ему для исполнения возложенных полномочий. В такой ситуации можно организовать учет принятого на ремонт имущества на забалансовом счете.

Так как специального счета для рассматриваемого случая не предусмотрено, учреждение может ввести дополнительный забалансовый счет или вести учет на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Он предназначен в том числе для учета имущества, которым учреждение пользуется по решению учредителя, но без закрепления права оперативного управления.

Затраты на разработку проектной документации в этом случае будут формировать капитальные вложения по предстоящему ремонту на счете 106 «Вложения в нефинансовые активы», которые впоследствии необходимо будет передать балансодержателю объекта.

Затраты на разработку нужно отражать по КРВ 243, КОСГУ 310.

По итогам проверки МЧС автономному учреждению предписано провести оценку пожарных рисков. Техзаданием предусмотрено: «С целью устранения замечаний выполнить:
анализ пожарной опасности объекта;
предварительный расчет пожарного риска;
разработку и согласование с заказчиком компенсирующих мероприятий для снижения величины пожарного риска;
расчет пожарных рисков объекта и НОР с оформлением отчета;
согласование расчета пожарных рисков и компенсирующих мероприятий с МЧС».
На какие КВР и КОСГУ отнести расходы на эти услуги?

Услуги по анализу пожарной безопасности, расчету и оценке пожарного риска оплачивают по КВР 244.

Перечисленные мероприятия относятся к работам, которые проводят, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации и содержанию имущества и определить его техническое состояние.

Оплата независимой оценки пожарного риска, аудита пожарной безопасности нефинансовых активов, находящихся у учреждения на праве оперативного управления, отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Такие разъяснения дает Минфин России в Письме от 11.12.2020 № 02-08-10/109210.

Учреждение приобрело годовую подписку на электронный справочник. Правильно ли оплатили ее по КОСГУ 226? Необходимо ли отражать право пользования справочником на счете 111?

Повышение квалификации
Основные средства и материальные запасы в бюджетной организации

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это закреплено в п. 10.8.1 Порядка № 209н. Расчеты по договору на подписку на электронный справочник ведут на счете 302 26 000.

Выбирать счет учета неисключительных прав на базу данных нужно в зависимости от того, на какой срок предоставлен доступ к электронному справочнику.

Минфин в Письме от 21.05.2021 № 02-07-10/39951 уточнил, что приобретаемые с 1 января 2021 года неисключительные права на программное обеспечение со сроком полезного использования не более 12 месяцев в бухгалтерском учете не подлежат отражению на балансовых счетах 0 102 00 000 «Нематериальные активы» и 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами».

Если срок договора подписки на электронный справочник 12 месяцев и меньше, учитывать права на счете 0 111 61 000 не нужно. Затраты списывают:

  • в текущие расходы — если доступ к подписке действует в пределах одного финансового года;
  • в расходы будущих периодов на счет 401 50 — если доступ к подписке переходит на следующий год, например, подписка с 1 июня 2024 года по 31 мая 2024 года.

Если срок договора подписки на электронный справочник больше 12 месяцев, то права пользования отражают на счете 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных». В разрядах 24–26 счета 0 111 6I 000 указывают подстатью КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Учреждение приобрело системный блок и ПО для него. По какому коду КОСГУ учитывать покупку программного обеспечения?

В первоначальную стоимость системного блока включают и стоимость программного обеспечения, если компьютер приобретен без минимального ПО и после установки программы лицензия на нее привязана к конкретному компьютеру.

В этом случае расходы на ПО — это затраты на доведение имущества до состояния, пригодного к использованию. Например, покупаете отдельно компьютер и операционную систему к нему. Так как без операционной системы компьютер использовать нельзя, ее стоимость формирует первоначальную стоимость компьютера.

Расходы на покупку ПО в этом случае нужно учитывать по коду КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Рекомендации Минфина 698.9 КБ
admin
Оцените автора
Ракульское