Для кого предусмотрена налоговая амнистия

Автор: Галочкина А. Б., эксперт журнала Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 2/2018 Проект Федерального закона № 436-ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436-ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Обратите внимание: Федеральный закон № 436-ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

К сведению:

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436-ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Почитать  Виновен ли получатель если ему не доставлено письмо

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436-ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

К сведению:

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие-либо заявления, а также представлять документы не нужно.

На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.

Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57, от 17.03.2011 № 03-02-08/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов[1], то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03-02-08/35413, от 07.06.2017 № 03-02-07/1/35450).

Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп.

1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз.

1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика.

При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.

Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.

На основании принятого Федерального закона № 436-ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.

Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу.

Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ[2], в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ[3], органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ.

Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей.

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ[4], задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8-кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

  • в 2014 году – 138 627,84 руб.;
  • в 2015 году – 148 886,40 руб.;
  • в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Что же спишут по налоговой амнистии в 2018 году?

Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам:

  • суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;
  • недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;
  • недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;
  • долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8-кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

[1] Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.

[2]«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

[3] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

[4] «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Какие долги ИП простит государство

Автор: Наталия Кованная, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ» Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», март 2018 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон № 436-ФЗ от 28.12.2017, инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным, на основании которого будут списаны налоговые долги граждан и индивидуальных предпринимателей.

Налоговая амнистия для ИП

  • получил дивиденды или проценты;
  • заработал деньги по трудовому договору или по договору ГПХ за выполнение работ, оказание услуг;
  • получил материальную выгоду по нормам статьи 212 НК РФ;
  • получил доход в натуральной форме, например, в виде подарков от организации или индивидуального предпринимателя;
  • выиграл приз в лотерее, конкурсе или другом подобном мероприятии,

то в этих случаях придется заплатить НДФЛ в соответствующем размере.

Как получить амнистию по налогам

Механизма списания долгов пока нет. Механизм должны будет разработать ФНС РФ после окончательного утверждения поправок и их вступления в силу. При этом самим должникам для получения амнистии не придется ничего делать.

Даже заявление в ФНС РФ писать не нужно.

Признание недоимки безнадежной и ее списание будет происходить в автоматическом режиме. Поэтому достаточно просто проверить наличие задолженности на соответствующую дату и терпеливо ожидать ее списания. Если же списание не происходит в течение нескольких месяцев, то в этих случаях следует написать заявление в налоговый орган, а принятое решение ФНС РФ о списании задолженности передать в службу судебных приставов, чтобы прекратить исполнительные производства, если таковые имелись. Если остались вопросы, то можно использовать услугу онлайн-записи на прием к налоговому инспектору в удобное для вас время.

О порядке записи можно ознакомиться на сайте ФНС.

Списание ФНС РФ произведет сама, без обращения налогоплательщика и предоставления им каких-либо справок, на основании собственных данных и базы ПФР.

Налоговые долги и раньше «прощались» в нашей стране, происходило это еще до введения закона «О банкротстве физических лиц» от 1 октября 2015 г., например, в рамках исполнительных производств, когда с индивидуального предпринимателя попросту нечего взять. Но это было временно, поскольку улучшение материального состояния должника могло привести к возобновлению работы и судебный пристав мог арестовать имущество. Вступивший в силу нормативный акт «налоговая амнистия» списывает недоимки и задолженности по налогам и взносам окончательно.

Авторы закона постарались заложить механизм для незамедлительной реализации списания задолженности. Решения буду приниматься органами ФНС РФ без присутствия налогоплательщика, а сама форма произвольная. То есть сотрудник налоговой службы не нужно будет ждать подзаконных актов с типовыми формами решений, что исключает излишнюю бюрократию.

Налоговая амнистия для физических лиц

Граждане-налогоплательщики также могут рассчитывать на то, что им спишут следующие задолженности, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2015 г.

  • задолженности (недоимки) и пени по транспортному налогу (налогоплательщик признаются лица, на которое зарегистрировано транспортное средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ);
  • задолженности (недоимку) и пени по налогу на имущество (налогоплательщики – физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ);
  • задолженности (недоимку) и пени по земельному налогу (налогоплательщик – организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования или в праве пожизненного наследуемого владения).

Речь идет о тех налогах, которые уплачиваются гражданами после получения налоговых уведомлений от ФНС РФ.

В законе налоговой амнистии не прописано уточнения относительно невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 г. Поэтому уплаченную позже этой даты задолженность по транспортному, земельному или имущественному налогу, образовавшуюся до 1 января 2015 г., можно тоже попытаться вернуть. Для этого нужно написать заявления и обратиться в налоговый орган.

Решение о списании долгов физлиц тоже принимает налоговый орган, без участия налогоплательщика – по месту жительства физлица (мест нахождения, принадлежащего физлицу недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам в ФНС РФ. Важно понимать, что налоговая амнистия не является основанием для возврата уплаченных сумм добросовестным налогоплательщикам.

В этом же пакете находиться новая постоянная льгота по земельному налогу. Она заменит действующий сейчас вычет в размере 10 000 руб., на который имеют право инвалиды 1 и 2 группы, Герои Советского Союза и РФ, а также ряд других групп населения. Согласно новым изменениям к ним добавляются пенсионеры.

Вместо десятитысячного вычета вводится освобождение от уплаты налогов в 6 соток, это значит, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости в 600 квадратных метров.

Таким вычетом смогут воспользоваться владельцы участка любого размера. К примеру, если его площадь 12 «соток», то налог будет уплачиваться с 6, а если площадь участка 6 «соток», то сумма земельного налога будет равна нулю.

Льгота применима лишь к одному участку конкретного лица, если же участков у налогоплательщика несколько, то можно самому выбрать, по какому из них платить налог меньше. По умолчанию вычет будет применяться в отношении участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Какие виды налоговых амнистий уже объявлялись

До настоящего времени в России уже объявлялись несколько видов налоговых амнистий. Первая – в 1993 г. длилась 1 месяц и 3 дня, при этом юридические и физические лица имели право заявить об имеющихся у них недоимках, после чего перечислить их бюджет без возможных последствий.

Вторая амнистия была объявлена в 2007 г. и длилась один год, при этом участие принимали только ИП и физлица, а погасить можно было только доходы, которые получены были до 2006 г.

Третья амнистия длилась с июля по декабрь 2015 г., при этом некоторые налогоплательщики могли подавать декларации, открывая при этом свои активы (имущество и денежные средства), которые ранее держали в тайне.

Важное отличие нынешней амнистии от предыдущих заключается в том, что полной отмены задолженности по налогам при амнистии прошлых лет не было.

Ранее налогоплательщик был обязан только заплатить налог в бюджет и (или) сдать декларацию, избежав при этом штрафных санкций. Налоговая амнистия настоящего времени предусматривает полное освобождение по некоторым долгам налогоплательщика – как по налогам, так и страховым взносам.

Амнистия капитала 2024: как избежать ответственности и что можно задекларировать

Федеральный закон от 09.03.2022 № 48-ФЗ дал старт четвертому этапу амнистии капиталов. Он отличается от трех предыдущих дополненным перечнем объектов, доступных для декларирования. Предоставляемые государством гарантии остались без изменения.

Почему амнистия капиталов актуальна именно сейчас?

Владельцы «серого» иностранного капитала испытывают все большие риски со стороны иностранных государств, усиливающих санкционное и административное давление на российский капитал. Российские контролирующие органы также не дремлют и активно используют все доступные источники информации о сокрытых от налогообложения активах и иностранных структурах. С 2021 года существенно возросли штрафы за неподачу отчетности по иностранным компаниям. Суммы «стартуют» от 500 000 руб.

Если вы контролируете иностранные компании, а также трасты/ фонды/ партнерства и другие иностранные структуры, то совокупный штраф может составить несколько миллионов рублей.

Амнистия — рабочий инструмент, чтобы избежать существенных потерь.

Обращаем внимание, что Россия пока еще не вышла из автоматического обмена налоговой информацией и по-прежнему получает данные о владельцах иностранных счетов и компаний из 92 стран. Эта информация активно используется налоговыми органами для привлечения к ответственности. Штрафы за валютные правонарушения также весьма серьезны: от 75% до 100% от суммы незаконных валютных операций.

При выявлении налоговым органом «серого» иностранного счета, на который зачислялся незадекларированный доход с нарушением валютного законодательства, вам грозит не только штраф по валютному контролю (75-100% от суммы операции), но также и штраф за неуплату налога (20%/ 40% в случае умышленного сокрытия дохода), а также взыскание самой суммы налога.

Также нельзя забывать, что сейчас в России налоговые органы и Росфинмониторинг следят за сделками с недвижимостью стоимостью более 3 млн. руб. и запрашивают информацию об источниках происхождения средств. Если ваш доход не имеет официального подтверждения, и вы планируете приобрести недвижимость, амнистия освободит вас от неудобных вопросов госорганов и необходимости платить налог с незадекларированного ранее дохода.

Новые объекты декларирования

  • практически любые финансовые активы;
  • наличные денежные средства в рублях и иностранных валютах;
  • транспортные средства.

Под финансовыми активами законодатель понимает ценные бумаги, производные финансовые инструменты, права требования по договорам страхования и иные активы, являющиеся предметом договора с организацией финансового рынка, предусматривающего оказание финансовых услуг.

Условия амнистирования новых объектов

  • декларируемые иностранные счета открыты до 2024 года;
  • в течение 30 дней после подачи декларации задекларированные наличные денежные средства должны быть зачислены на счета в российских банках;
  • до подачи декларации перечислить декларируемые денежные средства и финансовые активы с иностранных счетов на российские банковские/ брокерские счета;
  • до подачи декларации поставить на учет транспортные средства в российских реестрах транспортных средств.

Выполнение данных условий должно подтверждаться соответствующими выписками на русском языке с нотариально заверенным переводом, а также документами о постановке транспортных средств на учет в РФ.

Что еще можно задекларировать?

  • иностранные объекты недвижимости;
  • прямо и косвенно контролируемые иностранные компании и иностранные структуры без образования юр. лица;
  • портфели ценных бумаг, паи, доли в капитале российских и иностранных организаций;
  • счета и вклады в иностранных банках, включая счета и вклады, по которым в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем.

Когда подавать декларацию?

Декларации уже можно подавать с 14 марта 2024 года. Крайний срок — 28 февраля 2024 года.

Если в декларации раскрываются иностранные счета в банках и финансовых организациях, которые ранее не были задекларированы, то вместе с декларацией необходимо подать уведомления по таким счетам.

Куда нести декларацию?

Декларацию можно подавать в любой налоговый орган на ваш выбор. Подача декларации почтовым отправлением не предусмотрена.

Если вы не можете подать декларацию лично, это может сделать ваш представитель по нотариальной доверенности или доверенности, оформленной консульством РФ, если вы находитесь за пределами РФ.

Важно! Подавать декларацию можно только один раз, «уточненки» не примут. Поэтому ошибаться нельзя.

Лучше доверить работу с декларацией профессионалам!

Гарантии для декларантов

Лица, подавшие декларацию, освобождаются от уголовной и административной ответственности за нарушение валютного законодательства (ст. 193 УК), от уголовной (ст. 198, 199 УК) и налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства, от административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специальной лицензии (ст.

14.1 КоАП).

Жел Обратите внимание, что данные гарантии распространяются исключительно на правонарушения, связанные с указанными в декларации объектами. Кроме этого, законодатель предусмотрел прямой запрет на изъятие специальной декларации при производстве следственных действий (ч. 4.1 ст.

164 УПК).

Выводы

Если вы не воспользуетесь амнистией сейчас,

  • ваши иностранные счета и активы на них могут быть заморожены, арестованы или конфискованы по решению иностранных властей;
  • если вы владелец КИК, российские налоговые органы могут оштрафовать вас на сумму от одного миллиона рублей;
  • при покупке активов в РФ, налоговые органы скорее всего потребуют пояснить источники доходов, и придется платить налоги и штрафы с незадекларированных доходов.

Автор: Донченко Владислав, партнер налоговой практики ЮК Лекс Альянс.

  • амнистия капитала
  • 2022
  • подача декларации
  • Лекс Альянс
  • валютные операции

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ [1] (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале. Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция.

Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налого­обложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года. Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ.

Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы: – в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; – в виде дивидендов и процентов; – в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.

212 НК РФ; – в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; – в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях. Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст.

228 НК РФ. Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана. Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц: – транспортный налог; – налог на имущество; – земельный налог. Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года. Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения.

В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих: – НДПИ; – акцизы; – налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ. Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам. Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно.

На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно. Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам. Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок. Согласно п.

3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст.

196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57, от 17.03.2011 № 03‑02‑08/27). Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов [2] , то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03‑02‑08/35413, от 07.06.2017 № 03‑02‑07/1/35450). Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст.

13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2п.

3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1ст.

87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает.

Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке. Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается.

НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика. На основании принятого Федерального закона № 436‑ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим. Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу.

Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части. Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ [3] , в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя).

Порядок списания будет утвержден ФНС. Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ. Согласно изменениям, внесенным в п.

1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ [4] , органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ. Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию. Страховые взносы индивидуальных предпринимателей С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ [5] , задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности. Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус. Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8‑кратного МРОТ), составил: – в 2014 году – 138 627,84 руб.; – в 2015 году – 148 886,40 руб.; – в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности. Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию. * * * Какие же недоимки по налогам и страховым взносам будут амнистированы в 2018 году? Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам: – суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан; – недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года; – недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ; – долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

[1] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

[4] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

[5] «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

admin
Оцените автора
Ракульское