Что делать если произошел страховой случай по каско в 2024 году

Полис каско позволяет водителю уверенно чувствовать себя на дороге: документ гарантирует, что практически при любом происшествии страховая компания возместит убытки. Однако для получения компенсации важно знать прописанные в договоре правила и тщательно их придерживаться.

Что такое КАСКО и от чего оно защищает?

В отличие от обязательного страхования транспортных средств ОСАГО, договор каско заключается на усмотрение водителя. Перечень страховых рисков для него значительно шире и включает практически все неприятные ситуации, которые могут произойти с автомобилем. В частности, это:

  • столкновение с другими транспортными средствами (независимо от того, является ли страхователь виновником ДТП);
  • падение или опрокидывание во время движения;
  • повреждение предметами, лежащими на дороге или вылетевшими из-под колёс других автомобилей;
  • угон или кража ТС или же его отдельных элементов;
  • случайные либо преднамеренные действия третьих лиц, будь то оставленная играющими во дворе детьми царапина или акт вандализма;
  • наезд на припаркованный автомобиль другого транспортного средства;
  • пожар или взрыв;
  • стихийное бедствие;
  • техногенная авария;
  • падение всевозможных предметов — от сосулек до частей зданий.

Есть также ряд других рисков, вплоть до порчи электропроводки грызунами. Страховая компания возместит даже стоимость услуг эвакуатора, если после аварии потребовалась буксировка машины.

Кроме того, к полису каско можно добавить дополнительные условия страхования: например, расширить действие договора на территорию других стран или включить страховку от хищения и повреждения колёс.

Что делать при наступлении страхового случая?

В зависимости от конкретной ситуации, алгоритм действий может немного отличаться. Если речь идёт об угоне или иных способах похищения транспортного средства (грабёж, разбой), то сразу же после обнаружения пропажи необходимо сообщить о ней в органы внутренних дел и в течение 24 часов уведомить страховую компанию.

Почитать  Статья 205. Террористический акт

Во всех остальных случаях срочно связываться со страховщиком не требуется, но следует как можно быстрее заявить о происшествии в компетентные органы и получить от них составленные по установленным формам документы, которые подтверждают происшествие. Так, при ДТП это должна быть справка от сотрудников ГИБДД, при нанесении ущерба третьими лицами — от УВД, при пожаре или возгорании — от МЧС, при повреждении в результате стихийных бедствий — от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Затем необходимо собрать и передать в страховую компанию пакет документов. После угона на это даётся 3 дня, в других ситуациях — 10 дней. Помимо справки в пакет входят:

  • заявление о страховом событии;
  • договор страхования;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • водительские права человека, который находился за рулём в момент происшествия;
  • паспорт владельца;
  • иные сведения для получения возмещения: банковские реквизиты, счета за эвакуатор и т. д.

Страховщик вправе требовать и другие документы, способные пролить свет на произошедшее.

Впрочем, каско предусматривает возможность существенно упростить этот протокол. Например, услуга «Аварийный комиссар» даёт возможность вызвать на место происшествия квалифицированного специалиста, который окажет необходимую помощь: оценит дорожную ситуацию, оформит документы по дорожно-транспортному происшествию, составит акт осмотра повреждений и проконтролирует соблюдение прав клиента. Можно избежать и бюрократических процедур.

При добавлении услуги «Сбор документов в ГИБДД» страховая компания сама займётся получением и оформлением бумаг — за исключением тех случаев, когда требуется личное присутствие страхователя.

Ещё одна интересная дополнительная опция — страховое возмещение без справок. Подключив её, можно не собирать бумаги в соответствующих инстанциях при большинстве распространённых незначительных повреждениях: порче кузовных элементов, стёкол, фар, зеркал заднего вида, указателей поворотов. Число таких возмещений за период договора страхования ограничено.

Из-за чего могут отказать в страховом возмещении?

Большинство причин для отказа в страховом возмещении связано с неправомерными действиями самого страхователя:

  • вождение без прав, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • оставление места происшествия при ДТП или отказ от медицинского освидетельствования;
  • искажение информации о происшествии, утаивание важных деталей;
  • управление водителем, который не указан в полисе каско;
  • умышленное непринятие мер, которые помогли бы избежать наступления страхового случая или уменьшить ущерб от него;
  • использование неподходящих или низкокачественных запчастей и технических жидкостей;
  • внесение изменений в конструкцию автомобиля без согласования с ГИБДД;
  • отсутствие отметки Гостехосмотра, если страховой случай наступил из-за плохого технического состояния автомобиля;
  • поездки за пределами дорог общего пользования;
  • нарушение правил безопасности при перевозке грузов;
  • курение и неосторожное обращение с огнём;
  • нарушение правил буксировки, прописанных в ПДД;
  • открытие капота во время движения.

Важно учитывать, что страховщик откажет встраховом возмещении, если проблема вызвана некачественным ремонтом. Поэтому наличие полиса каско не избавляет от необходимости тщательно выбирать автомастеров, отдавая предпочтение надёжным сертифицированным сервисным центрам.

Страховое возмещение в случае угона будет выплачено, но в уменьшенном размере, если водитель оставил ключи внутри автомобиля, или же они были утеряны либо украдены, а владелец не уведомил об этом страховую компанию и не предпринял мер по защите автомобиля. Однако штрафных санкций можно избежать, если включить в полис дополнительную услугу «Угон или кража с ключами». С ней страхователь получит возмещение, даже несмотря на свою невнимательность.

Каковы сроки возмещения по КАСКО?

После того как страховая компания получила все необходимые документы, инициируется процесс проверки события. В течение 15 рабочих дней страховщик должен сделать заключение, положено ли в данном случае страховое возмещение по каско, и, при положительном решении, определить его размер. В некоторых прописанных в договоре ситуациях сроки могут быть увеличены, например, при возбуждении уголовного дела или проведении независимой экспертизы.

Выплата производится в течение семи рабочих дней с момента подготовки акта о страховом случае.

Если речь идёт об утрате автомобиля в результате угона или полной гибели, страхователю возместят убытки на основании расчёта эксперта. В иных ситуациях страховое возмещение представляет собой направление на СТО, где производится восстановительный ремонт. Сроки выполнения восстановительных работ прописаны в договоре страхования на основе в ГК РФ.

Каско — универсальный страховой продукт, который будет полезен каждому автомобилисту. И очень важно знать, как получить страховое возмещение в каждом конкретном случае. Следуя правилам и не нарушая условия договора, можно обезопасить себя от любых дополнительных расходов, связанных с содержанием автомобиля.

Читайте также:

КАСКО с франшизой

Нужно ли КАСКО, если есть ОСАГО

Деньги по каско вместо ремонта: когда это возможно

Машину, застрахованную по каско, кто-то поцарапал. Страховая отправила собственнику направление на ремонт. Но он решил, что страховщики учли не все поврежденные детали и отказался привозить машину в сервис.

Вместо этого он обратился в суд, чтобы получить возмещение деньгами. Суды не могли определиться, можно ли в таком случае выплатить владельцу сумму, необходимую для восстановления авто. Верховный суд разъяснил, что нужно для такой замены.

У Бориса Петрова* была BMW X3. Летом 2018-го он оформил на нее каско в «АльфаСтраховании». Повреждение или хищение авто были застрахованы на 3 млн руб., а несчастные случаи на 1 млн. руб.

В день заключения соглашения Петров выплатил страховщику 115 000 руб. 26 марта 2019 -го, когда договор со страховой еще действовал, владелец иномарки обнаружил царапины и сколы по всему кузову своей машины: повреждения краски были на капоте, багажнике и на всех дверях. Откуда они взялись, владелец не знал.

Поэтому обратился в полицию, но после осмотра машины в возбуждении уголовного дела ему отказали.

Спустя почти две недели Петров сообщил «АльфаСтрахованию», что у него наступил страховой случай. Через месяц страховщик осмотрел машину. Перечень поврежденных деталей был меньше, чем зафиксировано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поэтому, получив от страховой направление на ремонт, Петров не поехал на СТО.

Деньги или ремонт

Чтобы понять, какой объем ремонта необходим, страхователь обратился к независимому оценщику. Эксперт решил, что повреждены 37 деталей машины. Ремонт составит 781 000 руб., а еще в 162 000 руб. он оценил утрату товарной стоимости машины.

Это заключение вместе с претензией владелец авто направил страховой. Он просил вместо направления на ремонт выплатить ему страховку деньгами (943 000 руб.). Сумму он рассчитал исходя из независимой оценки повреждений (сложил сумму ремонта и утрату товарной стоимости). Его письмо «АльфаСтрахование» получило, но ничего не ответило.

Тогда Петров обратился в суд.

Собственник BMW просил взыскать с ответчика страховое возмещение (943 000 руб.), неустойку (115 000 руб.), моральный вред (20 000 руб.), штраф (540 000 руб.), расходы на независимую экспертизу (7000 руб.) и расходы на представителя и составление доверенности (42 000 руб.). В суде интересы Петрова представлял Артур Саакян. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу, которая оценила сумму ремонта в 702 000 руб., а утрату товарной стоимости в 150 000 руб.

После этого истец уменьшил требования, учтя результаты судебной экспертизы. В итоге он просил взыскать в общей сложности 1,5 млн руб.

«АльфаСтрахование» возражало против удовлетворения иска. Страховая считала, что она выполнила свои обязательства по договору. Она сослалась на один из пунктов соглашения, где прописано, что в качестве способа оплаты страхового возмещения стороны выбрали организацию и оплату ремонту. «АльфаСтрахование» готово было оплатить ремонт машины.

Но сам Петров не пригнал ее в сервис.

Суд решил, что хоть стороны и выбрали способом страхового возмещения ремонт, но страховая компания не организовала его должным образом – «АльфаСтрахование» «занизило» объем повреждений.

Поэтому истец вправе требовать выплатить страховку деньгами, решила первая инстанция. В итоге суд взыскал со страховой стоимость почти 1 млн руб., в том числе сумму ремонта, неустойку (ее он снизил больше, чем в два раза), штраф, компенсацию морального вреда и судрасходы (с 42 000 руб. снизил их до 16 000 руб.). В остальной части иска первая инстанция отказала (не взыскала расходы на независимую экспертизу, утрату товарной стоимости).

«АльфаСтрахование» решило обжаловать решение. На заседание в Краснодарский краевой суд от Петрова пришел Саакян, который представлял его интересы в первой инстанции. При себе у него не было диплома об образовании, поэтому суд его не допустил к участию в процессе. В итоге апелляция обратилась к условиям договора, где было четко указано, что случае повреждения авто страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт.

Это «АльфаСтрахование» сделало, а вот сам истец не пригнал машину в сервис. Поэтому оснований для выплаты ему возмещения в денежном выражении нет. Так решила апелляция и отказала в иске.

Решение «засилила» кассация, поэтому Петров пожаловался в Верховный суд.

ВС: что учесть при замене обязательства

Дело № 18-КГ21-10-К4 рассмотрела тройка судей под председательством Сергея Асташова. Сначала коллегия обратила внимание на то, что представителя Петрова не допустили к участию в заседании краевого суда. ВС подчеркнул, что Саакян был представителем истца в первой инстанции, поэтому сохранил предоставленные ему полномочия вне зависимости от наличия у него диплома. «Тройка» решила, что этим суд нарушил конституционное право Петрова на юридическую помощь.

Далее ВС оценил позиции нижестоящих инстанций по существу спора. Коллегия сослалась на постановление Пленума ВС от 27 июня 2013 года № 20. В п. 42 сказано, что если договором страхования предусмотрен именно ремонт за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства страховой компанией, владелец может отремонтировать машину в другом месте и потребовать возместить расходы.

Коллегия отметила, что в договоре между Петровым и «АльфаСтрахованием» было прописано: в случае повреждений страховая организовывает и оплачивает ремонт машины. Компания действительно отправила своему клиенту направление в сервис. Но иномарку так и не отремонтировали из-за несогласия собственника с объемом восстановительных работ. Как указала тройка судей, для того чтобы разрешить спор, следовало более подробно изучить условия соглашения и законодательства и выяснить:

  • какие обязанности у сторон возникли в связи с наступлением страхового случая;
  • если страхователь не согласен с объемом ремонта, то какие действия должна предпринять каждая из сторон;
  • предусмотрена законом или договором возможность замены направления на ремонт денежной выплатой.

ВС отменил акты апелляции и кассации, а дело вернул в Краснодарский краевой суд. Заново спор пока не рассмотрели.

Мнение экспертов

Одного отказа в участии представителя, ранее допущенного в процесс, могло быть достаточно для отмены состоявшихся решений, поскольку право на судебную защиту истца в данном случае нарушено, уверена Любовь Шебанова, адвокат Амулекс.ру Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС × .

Эксперт считает, что определение ВС по делу Петрова будет полезно не только автоюристам, многие юристы могут на него ссылаться. В том числе для того, чтобы определить обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по правоотношениям в рамках договоров обязательного страхования.

По мнению Шебановой, прогнозировать, что при новом рассмотрении апелляция сохранит в силе решение первой инстанции сложно. Важные для дела обстоятельства, на которые указывает и ВС, фактически не анализировал и не устанавливал городской суд. Поэтому от апелляции можно ожидать как принятия нового решения, так и возвращение материалов на новое рассмотрение в первую инстанцию, считает Шебанова.


Получить страховое возмещение: практика

Споры со страховыми компаниями часто доходят до Верховного суда. О самых интересных позициях ВС считайте в материалах Право.ru:

* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

Выплаты по КАСКО

Способ страхового возмещения по КАСКО определяется владельцем самостоятельно при подписании договора. В зависимости от степени повреждений способы делятся на: ремонт, возмещение стоимости ремонта и компенсация стоимости при угоне или гибели автомобиля.

Выплаты по КАСКО: условия, документы, сроки, как получить

Договор автострахования предусматривает практически любые возможные ситуации, в зависимости от вида риска страховое возмещение по КАСКО бывает:

  • полным — возмещение и при ущербе, и при угоне;
  • частичным — возмещение по КАСКО в виде выплат или ремонта на СТО только при ущербе.

Способы страхового возмещения выплат КАСКО

Способ страхового возмещения по КАСКО (выплаты или ремонт) можно выбрать самому при заключении договора в страховой компании, если ваш автомобиль не куплен в кредит и не находится на гарантии.

Способы компенсации ущерба:

  • ремонт на СТО при наступлении страхового случая по риску «ущерб»;
  • денежная выплата, эквивалентная затратам на ремонт, который вы делаете самостоятельно;
  • полная компенсация стоимости при угоне или тотальной гибели автомобиля.

Здесь необходимо уточнить, что СТО выбирает сама страховая компания, вне зависимости от пожеланий клиента, ремонт будет проводиться только на автосервисе, с которым у страховщика заключен договор. А денежные средства на ремонт перечисляются напрямую от страховой техническому центру, без посредничества клиента.

Выплаты по Каско

Документы для обращение в страховую компанию за выплатами по КАСКО

Обращаться в страховую компанию за выплатой по КАСКО нужно только при наступлении страхового случая. Первым делом необходимо позвонить сотрудникам ГИБДД. Затем в свою страховую компанию.

В среднем дается три дня для того, чтобы подать заявление о страховой выплате по КАСКО, в некоторых страховых компаниях этот период достигает пяти дней.

Документы для получения выплаты от страховой компании по КАСКО за угон

  1. Паспорт и водительские права;
  2. Ключи от автомобиля, брелок от сигнализации и ПТС;
  3. Справка об обращении в отделении полиции по факту угона;
  4. Копия постановления о возбуждении уголовного дела или отказа в возбуждении.

Документы для получения выплаты по КАСКО за ущерб

  1. Заявление о наступлении страхового случая;
  2. Уведомление о ДТП;
  3. Свидетельство о регистрации ТС или ПТС;
  4. Водительские права;
  5. Паспорт получателя страховой компенсации;
  6. Реквизиты для перечисления страхового возмещения по КАСКО;
  7. Справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля;
  8. Копия постановления об административном правонарушении;
  9. Оригиналы чеков за понесенные расходы в результате ДТП (эвакуация ТС с места ДТП до места стоянки/ремонта, хранение ТС до момента осмотра и т.д.);
  10. Договор со страховщиком.

Выплаты по КАСКО перечень страховых случаев

Список страховых случаев для выплат:

  1. Повреждения или полная гибель части ТС или его в целом.
  2. Дорожно-транспортное происшествие.
  3. Пожар, взрыв автомобиля.
  4. Хищение в результате ограбления, угона, кражи и т. д.
  5. Потеря в товарной стоимости вследствие ДТП и ремонта, связанная с ухудшением эксплуатационных свойств и долговечности деталей ТС.
  6. Повреждение или поломка дополнительного оборудования, не поддающаяся восстановлению в случае: ДТП, пожара, ЧС природных явлениях, падения инородных тел, воздействия животных, хищение и кража. Включение этого параметра возможно только при прописанном в документе страхования риске «Повреждение».

Страховые случаи выплаты без ДТП по КАСКО перечень страховых случаев

  1. Если водитель застрахованного ТС наехал на препятствие, без ущерба третьим лицам.
  2. Повреждения, возникшие без участия постороннего автомобиля (прокол шин, разбитые стекла и т. д. ).
  3. Потеря целостности стеклянных элементов машины, в связи факторами случайного характера. Например, по причине попадания в фары или лобовое стекло дорожного покрытия.

Исключение составляют ситуации, причиной которых являются неисправности машины (кроме поломок, возникших в результате ДТП), в случае если это не оговорено в договоре. В результате воздействия природных явлений (молнии, град, вихрь, смерч и т. д. ). Если ЧС будет признана стихийным бедствием, то выплат не будет. Повреждения, связанные с падением льда, снега и иных предметов.

Хищение деталей ТС или умышленное нанесение ущерба автомобилю третьими лицами.

Иногда в выплате по КАСКО могут отказать. Перечислим основные причины отказов:

  • нарушение условий, прописанных в договоре;
  • были предоставлены неверные данные о транспортном средстве на этапе формирования страхового полиса и подписания договора;
  • во время происшествия водитель застрахованного авто находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • управление ТС было передано человеку, не вписанному в полис КАСКО.

КАСКО при ДТП — порядок действий

Каско — это комплексное страхование автомобиля. В отличие от полиса ОСАГО, оно является добровольным и покрывает убытки в случае ДТП, хищения (угона), пожара, стихийного бедствия, хулиганских действий и других происшествий. В отличии от ОСАГО, автовладелец получает возмещение ущерба даже в тех случаях, когда он является случайным виновником происшествия.

Когда требуется каско?

Приобретая полис каско, водитель может выбрать защиту от повреждений или от повреждений и хищения (угона). С угоном всё ясно. А что же с повреждениями?

Они могут быть следствием ДТП, пожара, стихийного бедствия и противоправных действий третьих лиц. В последнем случае подразумеваются царапины и вмятины на кузове, хищение колёс, зеркал и т. п. Также страховым случаем считается ситуация, когда владелец непреднамеренно причинил вред, например, сам ударил машину или не справился с управлением.

Полис покрывает более 20 различных неблагоприятных событий. Однако есть ряд ситуаций, когда страховая защита не действует, как пример:

  • водитель не указан в полисе;
  • водитель управлял автомобилем в нетрезвом виде;
  • в двигатель авто попала жидкость;
  • произошёл естественный износ деталей автомобиля и пр.

Какие случаи считаются страховыми?

Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении.

Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.

Как действовать при ДТП?

Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Не перемещайте автомобиль и предметы, которые относятся к аварии.
  2. Если в ДТП участвовало два автомобиля, у водителей транспортных средств есть ОСАГО, вред здоровью и жизни не причинен, иное имущество, кроме двух авто, не пострадало, то оформить ДТП можно по Европротоколу — без ГИБДД.
  3. Если в ДТП участвовало более двух машин или пострадали люди, то нужно обязательно вызывать ГИБДД и скорую помощь (при необходимости).
  4. Сделайте видеозапись или сфотографируйте повреждения автомобиля и место происшествия. Попробуйте найти свидетелей ДТП. Чем больше доказательств, тем проще и быстрее можно будет получить компенсацию.
  5. Свяжитесь со страховой компанией. Звоните бесплатно на горячую линию в любое время. Специалисты подскажут, как оформить страховой случай и проконсультируют вас о порядке и сроках получения возмещения.

Как оформить ДТП?

Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:

  1. Если происшествие соответствует условиям оформления Европротокола, заполните бумажное Извещение о ДТП. Этот документ состоит из двух колонок: вы заполняете одну из них, второй участник ДТП — другую. При воссоздании картины ДТП используйте типовые схемы ДТП и инструкцию Российского союза автостраховщиков.
  2. В остальных случаях нужно вызвать сотрудника ГИБДД на место аварии либо самостоятельно приехать в ближайшее подразделение полиции или пост ДПС (с разрешения сотрудника, ответившего на звонок). Сотрудник ГИБДД выдаст документ с указанием перечня пострадавших деталей автомобиля и имущества, протокол о ДТП, а также постановление или определение, составленное на лицо, которое нарушило ПДД. Эти документы пригодятся вам при оформлении возмещения.

Если ДТП произошло на парковке

Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.

При ДТП на парковке действуйте следующим образом:

  • Постарайтесь найти видеозапись с происшествием. Возможно, камеры наружного наблюдения или видеорегистраторы расположенных рядом машин засняли момент повреждения автомобиля.
  • Попробуйте найти свидетелей ДТП и запишите их телефоны.
  • Обратитесь в ГИБДД, если автомобилю причинён вред в результате наезда на препятствие или столкновения с другой автомашиной.

Сотрудники ГИБДД составят протокол, с которым водитель впоследствии может направиться за страховым возмещением. Важно не пропустить срок для обращения в страховую компанию: на это отведено 10 дней.

Когда и как получить возмещение?

Для возмещения ущерба заполните заявление и предоставьте копии следующих документов:

  • страховой полис каско (если заявляется имущественный ущерб);
  • документы об оплате страховой премии по договору каско;
  • СТС или ПТС, водительское удостоверение;
  • документы, в которых указаны повреждённые детали авто и имущество;
  • постановление или определение об административном нарушении;
  • заявление о страховом событии;
  • диагностическая карта;
  • паспорт страхователя;
  • фото- и видеоматериалы с места происшествия;

Если все документы верны и поданы в срок, страховая направляет на ремонт, на СТО, указанное в договоре.

Какие еще риски покрываются каско?

Полис каско предусматривает страховую защиту также и от следующих рисков. Среди них:

  • хищение (угон);
  • пожар, взрыв и возгорание;
  • стихийное бедствие;
  • повреждение автомобиля третьими лицами при совершении попытки хищения или из хулиганских побуждений;
  • повреждение автомобиля предметами, вылетевшими из-под колёс других транспортных средств, или в результате падения предметов (в том числе снега или льда с крыши).

Порядок действий

Порядок действий в этих ситуациях аналогичен действиям при ДТП. Разница лишь в том, что зачастую нужно дополнительно обращаться к сотрудникам полиции, МЧС и других служб для составления административного протокола или даже возбуждения уголовного дела. Подробнее о порядке действий каждом страховом случае, связанным с различнми способами нанесения повреждений автомобилю можно прочитать здесь.

Каско — надёжный способ защитить себя от большинства финансовых расходов, связанных с причинением вреда автомобилю. Но не забудьте, что о любом происшествии, даже если вы сами повредили машину, надо сообщать в страховую компанию. Следуйте описанному выше порядку действий, чтобы без промедления получить возмещение ущерба по действующему страховому полису.

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Из-за санкций восстановительный ремонт стал значительно дороже: страховщики теперь считают цену запчастей по новым каталогам, потому выросла и стоимость самой страховки. В такой ситуации важно знать, когда страховая компания должна отремонтировать автомобиль потерпевшего, а когда может и возместить причиненный ущерб деньгами. Подробно, но без лишней информации рассказываем, как происходит возмещение по ОСАГО и какие трудности могут возникнуть при общении со страховой.

Ремонт по ОСАГО: что нового?

С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.

Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью.

А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.

Права пострадавшего

За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).

По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.

В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

Ремонт или деньги

П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:

✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.

Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.

Что делать после ДТП

По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства.

Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.

По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.

Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.

Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.

Европротокол: как влияет на выплаты

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:

✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.

* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Как считают ущерб

Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.

Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.

Где отремонтируют автомобиль

По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.

А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.

Что делать, если отказали в ремонте

Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней.

Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые.

Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.

Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.

Судебная практика: пять важных дел

Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.

✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.

✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.

✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).

✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.

✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.

admin
Оцените автора
Ракульское