Что делать если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Что делать, если педагог в классе обижает, не уважает и отказывается учить детей? Можно перевести ребенка в другой класс или школу, а можно, как наш блогер, попробовать разобраться в ситуации и показать ребёнку пример грамотного разрешения конфликта.

Меня зовут Сергей, мой сын учится в гимназии, в этом году он окончил пятый класс. Первые четыре года обучения прошли у нас отлично: сплоченный дружный класс, поездки по театрам, праздники. Все конфликты грамотно устраняла наша замечательная учительница начальных классов.

Она учила детей высказывать своё мнение, быть личностью, отстаивать свои права.

А потом дети перешли в пятый класс. Классным руководителем стала Инна Николаевна — женщина за 60, всю жизнь проработавшая в этой школе. Учитель советской закалки!

На деле — выгоревшая женщина, по моему мнению, склонная к лжи и агрессии.

С нового учебного года сын стал жаловаться на поведение педагога: ругается, орёт, обзывается. Оказалось, что так учитель относится только к мальчикам. Мальчик, опоздавший на пять минут, мог получить порцию оскорблений, а девочка, опоздавшая на десять минут, просто вежливо приглашалась в класс.

Класс, который раньше был дружным, быстро погряз в конфликтах и войнах

Внучка учителя вокруг себя собрала команду девочек, к которым хорошо относились. А все неугодные подвергались унижениям. Дети разбились на враждующие группы.

Родители некоторых учеников, чтобы задобрить Инну Николаевну, начали дарить ей дорогие подарки в надежде, что она отстанет конкретно от их детей.

Уроки русского языка и литературы состояли на 80% из разборок. Тетради по русскому были пустые. Она запрещала детям писать «Домашняя работа», чтобы дома они писали упражнения как будто это классная работа.

Оценки ставили «от фонаря» — кто ей больше нравился — получал пятерки, неугодные — четверки. В электронный журнал их выставляли все сразу, в конце четверти. Выглядело это смешно.

Все оценки по всем предметам ставятся день в день. Русский и литература — 2 пустые строчки на всю четверть, а в последний день ставятся «задним числом»

Первая попытка решить проблему — звонки учителю. Эффекта никакого

Учитель говорил, что дети врут, никто на них не ругается. Мы начали вести постоянную аудиозапись уроков. Уже через три дня у нас была нарезка из 5-7 эпизодов: педагог называла детей балбесами, дураками, сумасшедшими, недоумками без всяких причин. Дети не срывали уроки, не вели себя шумно, не нарушали порядок.

Один раз ребенок уронил ручку и оказался дураком. Другой повернул голову — стал балбесом. А третий сказал, что кофта у него не однотонная, а синяя с принтом — и тоже был причислен к балбесам.

Вторая попытка решить проблему — общение с родительским комитетом. Но родительский комитет по иронии судьбы сплошь состоял из родителей девочек. И, как оказалось, им всё нравилось.

А что? Девочки в приоритете, претензий к ним — ноль. Унижают пацанов. Всё что мы получили — это двойную порцию буллинга на наших детей.

И на этой стадии, к сожалению, родители начали переводить своих детей в другие школы и классы.

Обращение к директору и завучу — эффект временный. Вместе с юристами мы сделали заготовку письма и пришли к директору чтобы обсудить вопрос. Там уже сидел наш родительский комитет, который говорил, какая хорошая учительница у нас. Мы тут видите ли всё придумываем.

Аудиозаписи директор слушать отказалась, сказала, что это незаконно. Но в целом нас поняли, услышали. Правда, хватило этого ненадолго.

После двухнедельного перерыва Инна Николаевна сорвалась

Решив, что директор на её стороне, она начала просто «мочить детей в сортире». Родители мальчиков и адекватные родители девочек пришли к директору и заявили, что школе отводится неделя, чтобы убрать учителя, иначе все толпой едут жаловаться в департамент образования и в приёмную уполномоченного по правам ребенка.

Чтобы как-то нас успокоить, нам организовали встречу с учителем. Она сначала сквозь зубы извинилась, но по факту не признала ни одной своей ошибки и считала себя правой во всём. Когда ей включили запись её же голоса в классе, она заявила, что не говорила этого.

Конец истории, длившейся семь месяцев.

Через 2 дня после последней встречи нам объявили, что больше Инны Николаевны с нами не будет. Нам поменяли классного руководителя, назначили другого учителя русского языка. Наш класс разорван на части. Конфликты среди детей, противостояние родителей.

Со всем этим нам ещё предстоит разобраться. А сейчас хочу поделиться своим опытом с вами, чтобы вы понимали и знали, как отстаивать свои права в школе.

1. Делайте аудиозаписи

Закон не может запретить вам записывать на диктофон всё, что происходит вокруг вашего ребенка. Но не надо заставлять записывать конфликты ребёнка на телефон: это лишняя психологическая нагрузка на ученика, да и использование телефонов в процессе обучения запрещено. Поэтому мы сделали просто — положили включенный диктофон в карман рюкзака перед школой и после возвращения ребенка доставали и выключали его.

Ждите, что учителя, директора, завучи, сотрудники департаментов будут в голос кричать и доказывать, что это незаконно. Ведь для них эти записи невыгодны. Если запись с урока, где учитель унижает детей, появится в соцсетях, никому не поздоровится.

Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с юристом. Но учтите, вы не можете просто так распространять записи, вы можете использовать их только в интересах защиты прав ребенка.

Записывайте все встречи с директором, учителем и другими представителями образования. Никто не в праве запрещать вам вести аудиозапись, даже если вы говорите с директором один на один.

2. Будьте готовы к давлению

Как со стороны учителя, завуча, директора, так и со стороны родителей, которые поддерживают эту систему. Никто не хочет раздувать конфликт, вас попробуют задавить авторитетом. Директор может сказать, что вы ничего не добьетесь и в лучшем случае вас выгонят из школы, переведут в другой класс.

Вам скажут, что это заслуженный учитель с 30-летним стажем и к нему никогда не было претензий, и поэтом вы не имеете права на него наговаривать. Но это всё не имеет отношения к делу. Не сдавайтесь!

Защищайте своего ребенка!

3. Не смотрите на остальных

Большинство ничего не решает. Знайте, если учитель нарушает ваши права и при этом его поддерживает 99% класса и школы, это не даёт никаких привилегий. Если есть нарушения закона, то никакое голосование не поможет.

Даже один человек способен сломить систему. Группа поддержки не обязательна. Однако, если вы не одиноки и есть другие родители, которые вас поддерживают — это, конечно, преимущество.

4. Игнорируйте других учителей

Вы можете столкнуться со слепой учительской солидарностью: не разбираясь в ситуации, другие педагоги будут говорить: «Как вы можете судить об обучении, если вы не педагог?», «Как ещё разговаривать с детьми, которых вы не можете воспитать?» и прочее. Игнорируйте это. Учителя много пережили в наше время, в том числе — от плохих родителей и государства, их можно понять.

Но всегда должен работать здравый смысл.

5. Пишите официальные письма

Просто телефонные разговоры ни к чему не приводят. Есть федеральный закон об обращении граждан, в соответствии с которым любая государственная организация обязана ответить вам на ваше обращение в течение 30 дней.

Не пишите сразу в городской или областной департамент образования, соблюдайте очередность. Сначала попробуйте решить вопрос устно. Не получилось? Направьте официальное письмо в школу, потом — в департамент образования города, департамент образования области (края), министерство образования и наконец администрация президента.

Если нарушите порядок, ваше письмо не будут рассматривать, а перешлют в инстанцию ниже, а вы просто потеряете время.

Если вам не отвечают или отвечают не по существу заданных вопросов — пишите в прокуратуру. Вам обязаны ответить на все заданные вами вопросы! Не описывайте в письмах свои эмоции и возмущение, только факты, нарушения и ссылки на законы.

6. Обратитесь в п равозащитные организации

В каждой области и крае есть организации, которые могут помочь вам в отстаивании прав ребенка. Есть уполномоченный по правам ребенка в каждом регионе. Вы можете как по телефону, так и очно получить консультацию и помощь в таких организациях.

7. Ссылайтесь на документы на сайте школы

На сайте школы есть программы по предметам, где чётко указано что и когда дети должны учить. Так же на сайте школы есть положения о ведении (электронного) журнала и должностные инструкции преподавателей.

8. Узнавайте законы

Если хотите добиться правды — нужно знать законы. Прочитайте Закон об образовании, это очень поможет. При отстаивании своих прав вы можете ссылаться на конкретные статьи. Так, в соответствии с ст.

34 ФЗ об образовании «Обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

9. Всегда оставайтесь вежливым человеком

Не опускайтесь до уровня тех, кто унижает и оскорбляет вашего ребенка. Будьте всегда вежливы, иначе у вас ничего не получится.

10. Не сдавайтесь

Не спешите уходить из класса или школы. Перевод может стать еще одним стрессом для ребенка, и не факт, что поможет решить возникшую проблему. Ребенок может в дальнейшем бояться трудностей и стремиться не решать их, а избегать и прятаться.

Объясните ребенку, что вы рядом, вы его поддерживаете и всегда будете за него. И вместе вы победите.

Дорогие работники системы образования, пожалуйста, не надо накидываться на меня и кричать, что родители сейчас безмозглые и считают, что их детей должны воспитывать в школе, а не дома. Не надо отстаивать права женщины, которая не уважает и не способна нормально учить детей. Я инженер и у меня 2 высших образования.

Мой сын хорошо учится, воспитан, вежлив. Я его всегда учу отстаивать свои права! Я считаю, что в нашей стране все равны перед законом и никто не давал учителям права унижать и оскорблять детей, подавлять их самомнение.

Давайте будем людьми и будем относиться друг к другу с уважением. И к детям тоже нужно относиться с уважением!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Abusive mother

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа, института

В наше время нередко происходят ситуации, когда преподаватели себя ведут не как преподаватели, позволяя себе грубое, агрессивное поведение в отношении студентов. Иногда со стороны того или иного преподавателя даже допускаются оскорбления, которые унижают честь и достоинство студентов. Как пожаловаться на препода в таких случаях?

Ответы в нашем материале.

ВАЖНО: наш адвокат поможет составить жалобу за 24 часа: профессионально и на выгодных условиях. Звоните уже сегодня.

Как найти управу на преподавателя в учебном заведении?

Если преподаватель ведет себя, мягко говоря, «неадекватно», позволяя себя выходки, которые не вправе делать лицо со статусом преподавателя, следует попробовать пресечь такое поведение. А как найти управу на подобного преподавателя в учебном заведении? Наиболее правильным поведением в данном случае будет написание жалобы на такого преподавателя.

Как писать такую жалобу и куда, рассмотрим в следующих блоках.

Помимо жалобы, можно поговорить с ректором учебного заведения или пожаловаться ему устно. Конечно, лучше предварительно зафиксировать факт неправильного поведения преподавателя на видео, в настоящее время это не представляет сложностей, поскольку у всех есть телефоны с видеокамерами. После фиксации факта нетактичного поведения препода, можно пойти сразу к ректору и устно озвучить свои жалобы, предоставив доказательства своих слов.

Возможно, что жалоба на препода ректору не приведет к желаемому результату и преподаватель продолжит свое поведение, в таком случае пожаловаться можно в иные органы.

По жалобам студентов на препода должна быть соответствующая реакция, заключающаяся в проведении проверок и при необходимости принятии мер реагирования, в том числе, возможно плохой преподаватель будет уволен из учебного заведения.

Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа, колледжа?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа пишется в свободной форме, с указанием необходимой информации, чтобы было понятно, кому, от кого и по поводу чего написана жалоба, в связи с этим в жалобе следует указать следующее:

  1. кому адресуется жалоба, т.е. кто должен на нее отреагировать
  2. от кого подается жалоба, в данном случае следует указать ФИО, адрес проживания, номер телефона для связи
  3. название документа – жалоба
  4. в тексте жалобы излагается суть жалобы, т.е., какие обстоятельства произошли, что сделал преподаватель ВУЗа, колледжа, почему его поведение является неправильным, каким образом нарушены права студента или студентов
  5. в просительной части жалоба указывается просьба заявителя, например, провести проверку, принять меры, заменить преподавателя
  6. если к жалобе будут прикладываться какие-то доказательства в копиях, тогда они должна быть перечислены в приложении
  7. в конце жалобы должна стоять подпись заявителя или подписи заявителей

Написать жалобу на преподавателя колледжа или института можно от руки, т.е. написав текст жалобы без использования каких-либо технических средств. Можно подготовить текст жалобы в печатном виде с использованием компьютера, ноутбука.

Если на сайте учебного заведения или конкретного органа предусмотрена возможность обращения в электронной форме, то жалобу можно подготовить в электронном виде, заполнив необходимую информацию в полях для электронного обращения.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат может составить жалобу за Вас, также смотрите видео с инструкцией основных правил

Куда писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

Жалоба на преподавателя может быть подана в несколько органов. Куда же писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

  • Жалобу на препода можно написать непосредственно ректору учебного заведения, заведующему кафедрой, декану
  • Жалобу можно написать в департамент образования
  • Пожаловаться на преподавателя можно в министерство науки и высшего образования РФ
  • Жалоба может быть подана в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ
  • Можно пожаловаться на преподавателя в органы прокуратуры
  • С учетом действий преподавателя также жалоба может быть подана в правоохранительные органы, в отдельных случаях можно обратиться в суд

Как можно заметить, жалобу на препода можно подать в различные органы. Однако, при подаче жалобы следует все-таки начинать с руководства учебного заведения, а далее уже решать об обращении в иные органы, поскольку, например, если сразу обратиться в министерство, то наверняка жалоба министерством будет перенаправлена руководству колледжа или института.

Как подать жалобу на преподавателя?

С учетом того, кому подается жалоба, она может быть подана несколькими способами:

  • Жалобу можно подать через секретаря, приемную под отметку на Вашем экземпляре
  • Можно направить жалобу по почте России заказным письмом с уведомлением и описью вложения
  • Передана жалоба может быть и через курьера
  • В отдельных органах предусмотрена подача жалобы в электронной форме, путем заполнения формы обращения, таким образом, жалоба может быть направлена в электронной форме
  • В отдельных органах предусмотрена подача жалобы и по электронной почте. Следует уточнить в конкретном органе о возможности подачи жалобы по электронной почте

Таким образом, способы подачи жалобы на препода могут быть использованы разные, особенно в такие периоды, как пандемия коронавируса, когда не желательно лишний раз с кем-то контактировать.

Что делать, если действия не дали результата?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа, института

Если Вы подали жалобу на преподавателя в один из органов, но это не привело к желаемому результату или вообще не привело к какому-либо результату, тогда стоит рассмотреть варианты обращения с жалобой в иные органы более серьезные.

В случае возникновения трудностей с написанием, подачей жалобы на преподавателя, получением ответа на свою жалобу, адвокаты адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать юридическую помощь в подобных вопросах, в том числе:

  • проконсультировать по сложившейся ситуации с поведением преподавателя
  • подготовить жалобу на преподавателя
  • подготовить заявление в суд
  • представлять интересы доверителя в общении с преподавателем, ректором, иными органами и в суде
  • оказать иную помощь в решении возникшего вопроса, связанного с неправильным поведением преподавателя

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть?

Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?

Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Можно не обращать внимания и думать, что это такой педагогический метод.

А может быть педагог нарушает правила обучения?

Педагог не имеет права оскорблять ученика

Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.

А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы.

И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.

В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала.

Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился.

Инцидент исчерпан.

Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить.

И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.

Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.

учитель оскорбила

Источник фото stockking/freepik

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их.

Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять.

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.

Встреча с директором

Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно. Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору.

И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.

В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство — например, запись на телефон.

Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.

Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь. Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры.

Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения.

На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.

На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней.

Но это должно быть отражено в заявлении.

Жалоба директору

Источник фото Racool_studio/freepik

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.

Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.

Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: [email protected]

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – открытая приемная .

Обращение в суд

Бывают случаи, когда традиционная родительская страшилка «я буду обращаться в суд» действительно имеет смысл. Это ситуация, когда в отношении ребенка применено психологическое или физическое насилие.

В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд.

Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.

Вопрос – ответ

Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя

Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить «шапку»: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово «Заявление» по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников.

Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

Фото Владимира Смирнова / ТАСС

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка.

В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Закончили чтение тут

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет.

Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.

Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых.

Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле.

В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни».

На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы.

Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав.

О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные.

Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются.

В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

«Тебя унижают за то, что ты есть»: бывшая студентка — об отношениях с преподавателями

Оскорбления от учителей в школе порицаются и осуждаются. Там же дети, они не могут дать отпор. А в вузах?

Уже взрослые? Наш блогер Лалита Балачандран напоминает, что студенты, даже с паспортом и совершеннолетние, — это тоже люди, вчерашние школьники, их надо уважать.

В прошлом посте я написала, что столкнулась с оскорблениями и давлением в университете. На что получила комментарий: «Бедненькая, с давлением в универе она столкнулась. Когда ты в универе ты взрослый, тебе как правило уже абсолютно по барабану» (сохранила авторскую орфографию). То есть, мне сказали две вещи. Первая — переход из школы в университет автоматически делает человека взрослым.

Вторая — «глотать» оскорбления и унижения — это нормально.

Не думала, что придется писать о таких очевидных вещах, но выдача студенческого билета и статус студента не делают вчерашнего школьника взрослым. Вспомните себя в 18 лет. Можно сколько угодно обвинять миллениалов (к которым я отношусь) в инфантильности и незрелости (тут я даже местами соглашусь), но подавляющее большинство парней и девушек в 18 лет — пока еще дети. Да, по документам им уже можно покупать алкоголь и сигареты, жениться\выходить замуж, никого не спрашивая.

Но всё это не делает человека взрослым. Взрослым делает опыт, набитые шишки, умение анализировать себя и хотя бы самую чуточку — окружающих. И, конечно, взрослый человек — тот, кто может взять на себя ответственность за другого.

Но это лирика. Вернемся к студентам, на которых давят. Это НЕ нормально, когда тебя унижают за то, что ты есть. За то, что ты учишься на конкретной специальности в конкретном вузе.

Это НЕ нормально, когда пользуются тем, что ты моложе, неопытнее и не можешь ответить на равных. И это НЕ нормально, когда себя так ведут преподаватели университета.

Сразу оговорюсь: я очень уважаю людей, которые в качестве дела всей жизни выбрали преподавание

Мне всегда казалось, что для этого нужна, как бы банально ни звучало, искра божья. Чтобы нести людям доброе и вечное. То, что учителя\преподаватели — тоже люди, я поняла еще в школе.

А вот то, что они, порой, бывают не самыми лучшими людьми — осознала слишком поздно.

Кто-то напишет, что преподавателям платят копейки, а тут какая-то Лалита требует, чтобы со студентами за такие деньги цацкались и нянчились. Но я пишу не об этом. Я всего лишь прошу банального уважения.

И если в каком-то вузе не хотят учить какой-то профессии — не легче ли закрыть направление, чтобы никого не мучить?

Да, университет — не детский сад и не школа. Студентов много, невозможно найти к каждому индивидуальный подход. Но уважать-то можно всех.

И студентов это тоже касается, им не стоит забывать, что преподаватели заслуживают нормального человеческого отношения.

Разумеется, не все преподаватели такие, с какими я столкнулась в своём вузе. Но, к сожалению, мне достался вот такой печальный опыт. И я очень рада, что у остальных он не такой.

После бакалавриата я продолжила образование на журфаке МГУ. Я училась на программе профессиональной переподготовки, и со мной в группе были те, кому уже плюс-минус 30 лет, я оказалась самой младшей. И я поразилась, насколько отличается отношение к более взрослым студентам. Слово «деканат» больше не вызывало ужас.

Я знала, что никто не обзовет меня идиоткой, никто не скажет «иди отсюда, как вы мне надоели». И да, в МГУ я училась на платном отделении — как и в первом вузе.

При этом за 4 года учебы я ни разу не была на пересдачах, училась всегда хорошо, и даже во время страшных скандалов преподаватели мне говорили: «Балачандран, в академическом плане к тебе вопросов нет». Если меня читают преподаватели вузов — я искренне прошу вас помнить, что вот эти раздолбаи-студенты, которые стоят между вами и наукой, которые плохие всегда и везде, избалованные и испорченные — они люди.

Указывайте на ошибки, ругайте за прогулы и ставьте неуды, если очередной бездарь на экзамене ничего по предмету не знает. Исключайте тех, кому плевать на высшее образование и не хочется учиться. Но, пожалуйста, не унижайте за то, что студенты есть на свете.

Последствия от такого можно потом разгребать очень долго.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

admin
Оцените автора
Ракульское