Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

В каких случаях дом признается аварийным

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта
Станислав Евсеев
Юрист. Опыт 12 лет.

Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

В результате перечисленных воздействий нужно принять меры по укреплению. Однако если стоимость восстановительных работ превышает установленные нормы, то объект подлежит сносу.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Однако ветхое жилье не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих граждан. В то время как аварийное – несет опасность для жильцов.

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Основания для признания жилья аварийным

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу Комментарии
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры.

Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Порядок признания жилья аварийным

Обязанности по признанию жилых объектов аварийными, возлагаются на органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано образовать специализированную комиссию при комитете по жилищным вопросам местной администрации.

Состав и работа межведомственной комиссии утверждаются постановлением органа местного самоуправления.

В полномочия межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным входят:

  • прием документов;
  • определение списка дополнительной документации;
  • комплектование состава экспертов;
  • осмотр объекта;
  • вынесение решения о признании дома аварийным;
  • отказ в присвоении объекту статуса аварийного.

Инициация процесса возлагается на жильцов или собственников. Специалисты органа местного самоуправления не обязаны самостоятельно проверять каждый дом без заявления жильцов.

Порядок действий:

  1. Сбор документации.
  2. Обращение в уполномоченный орган.
  3. Получение акта.

Какие документы нужны для оформления?

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Обращение в уполномоченный орган

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Получение акта

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Отказ в выдаче акта

Если межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок обжалования:

  1. Досудебный. Заявитель оформляет претензию, которая направляется на имя главы муниципального образования. К жалобе прилагаются результаты экспертизы и отказ межведомственной комиссии. Заявление рассматривается в течение 30 дней.
  2. Судебный. После получения ответа главы местного самоуправления необходимо подготовить исковое заявление в районной или городской суд. Заявление должно содержать требование об оспаривании акта местной администрации и о признании дома опасным для проживания граждан.

Жилой дом будет признан аварийным по решению суда. При наличии оснований, суд обяжет орган местного самоуправления включить объект в список на расселение.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Основным последствием признания жилья аварийным является включение собственников и нанимателей жилого помещения в программу расселения. В 2024 году программа реализуется на всей территории РФ.

Денежные средства на обеспечение жильем выделяются по принципу софинансирования федерального и местных бюджетов. Ежегодно региональные власти формируют списки для включения граждан в список нуждающихся в расселении.

Обеспечение осуществляется в порядке очередности. Программа реализуется очень медленно. Например, на 2018 год на территории Новосибирской области признано аварийным 802 дома.

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Программа предусматривает предоставление жилого помещения собственникам квартир в аварийных домах. Владелец имеет право на квартиру, стоимостью не более остаточной стоимости жилья.

Если предложенное жилье превышает стоимость аварийного, то собственник должен доплатить. В противном случае объект будет предоставлена по договору социального найма.

Важно! В соответствии с определением Верховного суда от 2017 года № 6-КГ17-8, собственник имеет право выбирать между предоставлением альтернативной жилплощади и предоставлением компенсации.

Наниматель имеет право на аналогичную жилплощадь. Если администрация не может представить альтернативное жилье, то гражданин может получить квартиру, большую по площади.

Однако площадь рассчитывается исходя из общей площади аварийного жилья, а не из нормы предоставления на человека (Определение Верховного суда от 2018 года № 10-КГ17-7).

В случае угрозы обрушения жилье должно быть предоставлено нанимателю немедленно (Определение Верховного суда от 2018 года № 70-КГ17-22).

Рассмотрим, что делать собственникам.

Владелец жилого помещения должен:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться в местную администрацию.
  3. Получить постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  4. Подать документы на включение в программу.

В случае отказа собственника о выселении администрация имеет право инициировать судебный процесс по принудительному выселению. В этом случае гражданин получит не альтернативное жилье, а компенсацию. Выплата равняется остаточной стоимости квартиры (Определение Верховного Суда от 2018 года № 5-КГ18-19).

Судебная практика

Ежегодно множество граждан обращаются в суд для оспаривания постановления местной администрации об отказе в признании жилья аварийным.

При наличии достаточных оснований, суд принимает сторону истца и обязывает местную администрацию включить дом в перечень аварийных объектов. Однако это очень сложный и длительный судебный процесс. Он нуждается в грамотной подготовке.

Поэтому целесообразно привлечь квалифицированного юриста.

Часто причиной отказ является именно неграмотный сбор документов.

Пример. Илья обратился в суд для признания дома авариными. При этом в отношении дома было вынесено решение местной администрации об отказе в установлении статуса аварийного.

Истец не включил в заявление требование об оспаривании данного документа. Изучив доказательства, суд не нашел причин для удовлетворения требований истца.

Инициатором процесса по признанию дома аварийным должен выступать собственник или наниматель. Однако межведомственная комиссия может отказать в удовлетворении требования. В такой ситуации гражданин должен защищать свои интересы в суде. Процесс требует серьезной подготовки, поэтому целесообразно привлечь грамотного юриста.

Специалисты нашего сайта окажут вам поддержку в режиме онлайн. Просто оставьте заявку дежурному юристу.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Срок переселения из аварийного жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок переселения из аварийного жилья(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Жилье:
  • Акт приема передачи квартиры по договору дарения
  • Акт приема передачи квартиры после ремонта
  • Амортизация жилого фонда
  • Амортизация квартир в бухгалтерском учете
  • Апартаменты это
  • Ещё.

Судебная практика: Срок переселения из аварийного жилья

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 N 88а-17351/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании постановления.
Обстоятельства: Истец указал, что многоквартирный жилой дом был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, срок расселения многоквартирного дома перенесен, данный перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов.
Решение: Удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования Е. в части признания незаконным установления даты окончания переселения спорного многоквартирного дома, исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у органа местного самоуправления полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной адресной программе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 88-5866/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предоставлении вне очереди жилого благоустроенного помещения на праве собственности, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению. На указанное обращение он получил отказ со ссылкой на то, обязанность и сроки по изъятию жилого помещения законодательством не установлены.
Решение: Удовлетворено в части. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом по , признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, что не свидетельствует об отказе в проведении мероприятий по переселению истца из аварийного жилья, органом местного самоуправления установлен срок переселения физических лиц из указанного дома — не позднее 31 декабря 2028 г., мероприятия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд не проводились, выкупная цена жилого помещения сторонами не определялась, в связи с чем пришел к выводу что у ответчика не возникло перед истцом обязательства в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок переселения из аварийного жилья

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Административная ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение контракта
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2021, N 4) Пример. Обстоятельства дела: директор подрядной организации привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, т.к. возглавляемое им предприятие не сумело в установленный срок построить многоквартирный дом для переселения граждан из аварийного жилья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Защита прав граждан в жилищной сфере
(Бобков А.Г.)
(«Законность», 2018, N 8) На территории Ивановской области в деятельности местных администраций фиксировались нарушения сроков реализации программных мероприятий, а также факты ненадлежащего контроля за соблюдением подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья и качеством выполнения строительных работ.

Нормативные акты: Срок переселения из аварийного жилья

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

    Со дня завершения реорганизации наименования «государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).

    Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

    1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

    (в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

    1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

    (часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

    2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

    (часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

    3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

    (в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

    3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

    4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях.

    В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

    (п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

    6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

    (часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

    (часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)

    10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

    (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

    (часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

    12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    (часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

    (часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

    Переселение из аварийного жилья

    Разрушение жилья ведет к угрозе для жизни и здоровья граждан. Если владельцы частных домов несут личную ответственность за сохранность своего жилья, то собственники квартир в многоквартирных домах могут рассчитывать на государственную помощь. Для этого необходимо признать дом аварийным.

    В результате всех жильцов ждет переселение из аварийного жилья в новые квартиры.

    Необходимые условия для расселения

    Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

    Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

    Мнение эксперта
    Станислав Евсеев
    Юрист.

    Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

    Общий порядок признания дома аварийным на территории РФ отсутствует. Точный алгоритм устанавливается региональным законодательством.

    Поэтому для получения точной информации о вашей ситуации необходимо получить консультацию юриста. Специалист изучит вашу проблему и даст консультацию на основании полученных сведений.

    Зачастую граждане путают понятия ветхий и аварийный. Необходимо уточнить, что ветхим считается дом, который подлежит капитальному ремонту. А аварийным – подлежащий сносу, так как дальнейшее в нем проживание небезопасно.

    Поэтому в случае признания дома ветхим, гражданам может предоставляться альтернативное жилье. Однако только временно. На период проведения капитального ремонта жилого помещения.

    К сожалению, данная мера не является панацеей. При проведении капитального ремонта закон не предусматривает средства на замену балок и перекрытий. Поэтому зачастую действия по ремонту не дают необходимого результата.

    С 2019 года вступил в силу новый закон о расселении аварийных домов. Рассмотрим подробнее.

    Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

    В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

    За указанный период планируется:

    • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
    • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

    На реализацию проекта предусмотрено более 507,1 млрд руб. Средства включают региональное софинансирование. Это значит, что почти 1/6 часть финансирования осуществляется за счет региональных бюджетов.

    Каждый дом, который признается аварийным, включается в региональную программу. Далее сведения передаются в федеральный реестр.

    Обеспечение жилплощадью осуществляется на основании очередности. То есть, чем раньше дом был включен в программу, кем скорее жильцы получат альтернативную жилплощадь.

    Исключение составляют дома, которые расселяются вне очереди. Это возможно если техническое состояние помещения предполагает скорое разрушение.

    Алгоритм действий

    Если вы проживаете в доме с высоким износом, но он до сих пор не признан аварийным, значит процесс необходимо инициировать. Правом обращения в органы местного самоуправления по вопросу признания дома аварийным обладают собственники квартир и наниматели квартир по договору социального найма.

    Закон не приравнивает коммерческих квартирантов и граждан, проживающих в служебном жилье, к владельцам. Поэтому не наделяет их правом обращения.

    Порядок действий для расселения аварийного дома:

    1. Признание дома аварийными официально.
    2. Оформление договора на переселение.
    3. Получение нового жилья.

    Процедура переселения занимает длительное время. В 2019 году новым жильем не были обеспечены все, кто был поставлен на очередь до 01.01.2017.

    Поэтому сроки ожидания могут превышать 10 лет. Однако даже в указанный период новое жилое помещение не будет получено, если не предпринимать активных действий.

    Поэтому приступаем к оформлению.

    Признание дома аварийным

    Дом не считается аварийным официально до тех пор, пока не вынесено соответствующее постановление органа местного самоуправления. Документ выносится на основании решения межведомственной комиссии.

    Такая комиссия должна быть организована в каждом муниципалитете. Подать заявление можно непосредственно в Жилищный комитет при администрации, либо через МФЦ.

    Заявление оформляется в письменной форме. Целесообразно сделать коллективное обращение граждан. Также можно подключить к данному вопросу управляющую компанию или ТСЖ.

    № п/п Порядок обращения в уполномоченный орган
    1 Подготовка документов о техническом состоянии дома
    2 Оформление заявления в уполномоченный орган
    3 Проведение заседания межведомственной комиссии
    4 Посещение объекта членами комиссии
    5 Вынесение решения (положительного или отрицательного)

    В случае вынесения отрицательного решения необходимо оспорить его в суде. Истцом в процессе может быть любой собственник квартиры из спорного дома или наниматель.

    Параллельно необходимо подать жалоб в прокуратуру. Целью жалобы является привлечение к ответственности должностных лиц, которые нарушают право граждан на безопасное жилье.

    Одним из актуальных видов доказательства является результат экспертизы. Специалист оценит степень износа и выдаст соответствующее заключение.

    Оформление договора на переселение

    Очередность на переселение необходимо отслеживать самостоятельно. В 2024 году сведения находятся в свободном доступе на сайте Реформа ЖКХ.

    На сайте необходимо найти свой регион и перейти по ссылке. После чего нужно выбрать район проживания. После чего становится доступным список аварийных домов района с указанием контрактов на переселение.

    Получение нового жилья

    С 2019 года изменен порядок получения нового жилья. Однако граждане, которые не получили квартиру при постановке на учет до 01.01.2017 имеет право на обеспечение жильем по старому законодательству.

    Для нанимателя

    Новый закон не слишком изменил положение граждан, использовавших квартиру по договору социального найма. Как и прежде, наниматель имеет право на аналогичное по площади жилье.

    В случае если семья нуждается в увеличении площади, то необходимо предварительно встать на учет, как семья, нуждающаяся в улучшении условий проживания.

    Как и раньше, наниматель обязан ежемесячно оплачивать арендную плату за квартиру, если у него отсутствуют льготы.

    Для собственника

    По-старому законодательно владелец аварийной квартиры имеет право на получение на безвозмездной основе жилого помещения. Квартира должна быть полностью благоустроенной (иметь водоснабжение, канализацию, центральное отопление).

    Важно! Требования к благоустройству актуальны, если в населенном пункте есть система центрального обеспечения коммунальными услугами.

    Условия старой программы переселения:

    1. Обязательным условием является соответствие площади аварийной и новой квартиры. Владелец имеет право на получение жилья равнозначной площади.
    2. В случае если подходящая квартира имеет большую площадь, то собственник обязан доплатить разницу.
    3. Обеспечение новым жильем по программе переселения не является программой по улучшению жилищных условий. Поэтому требовать больше комнат или площади можно только за дополнительную плату.
    4. В случае отказа от получения жилья гражданин имеет право на компенсацию. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости жилья и переводится на личный счет собственника.
    5. Если квартира принадлежит нескольким владельцам на праве долевой собственности, то компенсация перечисляется на их личные счета, в соответствии с их долями в праве собственности.

    Рассмотрим, как расселяют владельцев аварийных домов в соответствии с реформой жкх.

    Реформа значительно изменила порядок получения жилья собственниками:

    1. Собственник имеет право на получение жилья.
    2. Его аварийная квартира оценивается из расчета остаточной стоимости.
    3. Эта сумма отнимается от стоимости новой квартиры
    4. Остаток он обязан доплатить самостоятельно.

    Если у владельца отсутствуют денежные средства на доплату, то он получает компенсация перечислением на счет. А жилье получает по договору социального найма.

    Закон устанавливает перечень граждан, которые не должны будут оплачивать арендную плату за социальный наем:

    • пенсионеры;
    • инвалиды;
    • многодетные семьи.

    Остальные категории граждан обязаны выплачивать ежемесячную плату из расчета среднерыночной арендной платы по району. В случае неуплаты в течение 6 месяцев, жильцы могут быть выселены принудительно.

    Важно! Если владелец имеет в собственности другое жилое помещение, то он не имеет права на получение новой квартиры. Такие граждане получат денежную компенсацию по остаточной стоимости жилья.

    Какие документы нужны?

    Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

    • гражданский паспорт заявителя;
    • заявление о признании дома аварийным;
    • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
    • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
    • кадастровый паспорт;
    • поэтажный план;
    • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
    • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
    • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

    Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

    Судебная практика

    Зачастую владельцы аварийного жилья и органы местного самоуправления не могут прийти к общему решению. В таком случае права граждан защитит суд.

    Инициировать процесс может только гражданин, права которого нарушены. Однако самостоятельные действия редко приводят к положительному результату. Так как против граждан будут выступать квалифицированные юристы местной администрации, целесообразно озаботится получением юридической помощи.

    Получить предварительную консультацию вы можете на нашем сайте. Однако юрист понадобится и для подготовки документов и иска.

    Сложно предсказать результат судебного решения по переселению из аварийного дома. Так как программы переселения различаются во всех 82 субъектах, подход к данному вопросу разный.

    Пример.Жительница Якутска обратилась в суд с требованием предоставить равнозначное жилье в собственность взамен аварийного. Однако местная администрация приняла решение выдать денежную компенсацию.

    Представитель органа местного самоуправления пояснил, что сроки расселения уже прошли, а женщина отказалась от предложенного жилья. Но квартира была меньше площадью, имела угловое расположение. Также сомнение имело санитарное состояние – на стенах была плесень. Суды 1 и апелляционной инстанции приняли решение в пользу местной администрации. Но Верховный суд защитил интересы заявительницы.

    Квартира не была признана равнозначной. Поэтому решение администрации о выплате компенсации было оспорено.

    Кроме того, нельзя не упомянуть скандал, разразившийся в Казани.

    Пример. По нормам регионального законодательства установлен договорной порядок выкупа жилья у собственника. Это означает, что стоимость кв.м. устанавливается в индивидуальном порядке. Пользуясь должностными полномочиями, чиновники установили выкупную цену за дом, общей площадью 50 кв.м., расположенный в центре города, в размере 200 000 р. Собственник обратился в суд и оспорил принятое решение.

    В настоящее время вопрос оценки аварийного жилья находится на контроле у надзорных органов.

    Подход к расселению из аварийных домов с 2019 года значительно изменился. Однако необходимо различать, когда используются нормы старого законодательства. Если вы поставлены в очередь на расселение, то за вами сохраняется право на получение жилья по старым законам.

    В случае нарушения прав не нужно бояться обратиться в суд. Юристы нашего сайта проведут для вас консультацию по вопросам переселения из аварийного жилья. Опишите проблему дежурному юристу и получите помощь.

    • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
    • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

    Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

    Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

    Процедура признания дома аварийным предусмотрена законодательством. Но получение положительного решения районной администрации еще не гарантирует жильцам дома скорое новоселье. Предоставление новой жилплощади осуществляется на основании очередности. Причем, очередь может двигаться невероятно медленно или не продвигаться вовсе.

    Рассмотрим, через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным.

    Причины признания дома аварийным

    Условия признания жилых помещений аварийными разработаны минстроем еще в 2006 году. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 2006 года № 47.

    № п/п Условия Комментарии
    1 Плохое состояние объекта Высокий уровень физического износа отрицательно повлиял на надежность несущих конструкций. Вследствие чего дальнейшее проживание в доме опасно для жизни.
    2 Негативное влияние окружающей среды Особенности окружающей среды по месту расположения объекта отрицательно влияют на здоровье граждан или сохранность здания.

    Под отрицательным воздействием на состояние здоровья понимается вредное влияние следующих факторов:

    • содержание биологических и химических веществ;
    • уровень радиационного фона;
    • уровень шума и вибрации;
    • качество атмосферного воздуха;
    • электромагнитных полей.

    Под высоким уровнем износа понимается износ более 80% для кирпичных строений, и более 70% — для деревянных.

    Объект признается аварийным, если его конструкция имеет значительные нарушения:

    • фундамента;
    • стен;
    • несущих конструкций;
    • деревянных элементов конструкции.

    Важно! Степень износа и опасности для жизни граждан устанавливается исключительно по решению специализированной экспертизы. Она проводится на средства инициатора проверки.

    Как правило, в качестве инициатора выступают жильцы дома.

    Сроки переселения из аварийного жилья

    Точные сроки переселения из аварийного жилья законом не предусмотрены. Период ожидания расселения состоит из следующих этапов:

    1. Сбор документов жильцами и проведение экспертизы – индивидуально.
    2. Обращение в уполномоченный орган для рассмотрения заявления – 30 дней (п. 49 Положения о признании дома авариным).
    3. Направление принятого решения заявителю – 5 дней с момента вынесения (п. 51 Положения о признании дома аварийным).
    4. Срок расселения – индивидуально по решению органа местного самоуправления.

    В соответствии с Программой по расселению ветхого и аварийного жилья с 2019 – по 2025 годы, до 2025 года должны быть расселены жильцы домов, которые признаны аварийными до 01.01.2017.

    Установление срока расселения

    В соответствии с законодательством срок расселения из аварийного жилья устанавливается решением местной администрации. Поэтому, чтобы уточнить данный вопрос необходимо:

    • изучить решение о признании дома аварийным;
    • изучить программу муниципалитета о порядке переселения.

    Мнение эксперта
    Станислав Евсеев
    Юрист. Опыт 12 лет.

    Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

    Особенностью расселения является необходимость соблюдения 30-дневного срока на рассмотрения документов. Поэтому, если дом не имеет явных признаков опасности немедленного разрушения, то жильцам придется ждать 30 дней для принятия решения.

    Но этот момент не является окончательным. Впоследствии период ожидания может растянуться на годы.

    Если объект может быть разрушен немедленно, то жильцы получают уведомление о расселении в течение 5 дней.

    Граждане неоднократно пытались оспорить в суде требования законодательства. Особое недовольство вызывает факт установления срока расселения органами местного самоуправления. Отсутствие федеральных нормативов дает им возможность затягивать процесс переселения.

    Пример. Гражданин М. обратился в Верховный суд с целью оспорить п. 49 Положения о признании жилых объектов аварийными. Нормативный акт дает органам местного самоуправления 30 дней на принятие решения. Вариант немедленного расселения вообще не предусмотрен. Однако суд отказал заявителю в удовлетворении требований.

    В соответствии с решением суда каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально. В случае опасности для жизни граждан, жильцы могут обратиться в суд для защиты своих прав.

    Судебная практика

    Таким образом, жильцы опасного дома получат новое жилье в срок, предусмотренный решением органа местного самоуправления. К сожалению, федеральное законодательство комментирует данную ситуацию весьма прозрачно.

    Ст. 32 ЖК РФ предусматривает переселение граждан в разумные сроки. Причем, разумность срока устанавливает орган местного самоуправления. В связи с этим, период ожидания может длиться неопределенно долго.

    Что мы и может лицезреть в реальности. В 2024 году существует очередь граждан на расселение, сформированная еще до 2017 года.

    Единственным реальным способом воздействия на местные власти является обращение за защитой в судебные органы. Однако для инициации процесса необходимо пройти тщательную подготовку.

    Пример.Жильцы дома обратились в суд с коллективным иском. Дом был признан аварийным 5 лет назад, а расселение даже не было запланировано.

    Муниципалитет неоднократно переносил сроки обеспечения граждан новой жилплощадью. Суд обязал районную администрацию обеспечить жильцов данного дома квартирами вне очереди.

    В большинстве случаев обращение в суд приведет только к внеочередному обеспечению жилплощадью. Но если муниципалитет не строит новые квартиры, то и отселять вне очередников все равно будет некуда.

    Важно! Недостатки доказательной базы могут привести к отказу в удовлетворении иска.

    С 2019 года вступила в действие новая программа по расселению аварийных домов. Она значительно изменила первоначальные условия обеспечения жильем. Однако за счет полученной экономии существует возможность скорого обеспечения квартирами граждан, которые были поставлены в очередь на расселение до 2017 года.

    Если ваш дом представляет опасность для жизни жильцов, то необходимо ускорить процесс расселения. Для этого необходимо обратиться в суд. Юристы нашего сайта помогут инициировать процесс. Получить консультацию вы можете немедленно.

    Просто опишите ситуацию дежурному юристу.

    • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
    • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

    Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

admin
Оцените автора
Ракульское