Агрессивное поведение одноклассника что делать

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми».

Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

???? Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Почитать  Возврат билета на концерт

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

???? Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

???? Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими.

Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

????‍????‍???? Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н.

К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

???? Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

ЛИЛЯ БРАЙНИС,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь.

Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход.

Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка.

Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим.

Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает.

Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

☝️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

???? Точно не нужно:

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

☝️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

  1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
  2. Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
  3. Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого.
  4. Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
  5. Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

???? Точно не нужно:

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

☝️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

???? Точно не нужно:

  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Автор текста: Маша Терк, исследовательница в Благотворительном фонде «Шалаш»

Подростковая агрессия. Причины подростковой агрессии и как с ней взаимодействовать?

Данный вид агрессии у детей, которые переживают подростковый возрастной период, является вполне нормальным явлением. Полное отсутствие агрессии — это тоже не норма. Как же всё таки реагировать на подростковую агрессию?

Что же под собой скрывает явление агрессивного подростка?

Подростковая агрессия Причины подростковой агрессии и как с ней взаимодействовать

Подростковая агрессия — это агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим, вызванная переходным (пубертатным) периодом у ребёнка. Эта агрессия проявляется в ответ на ту реальность, которая для подростка является неприемлемой. Почему же та реальность, которая была до подросткового возраста для ребёнка нормальной вдруг стала враждебной? Это объясняется феноменом «подросткового кризиса». Подростковый кризис характеризуется многими факторами, но один из ключевых из них это «чувство взрослости» (чувство ребёнка, когда он обретает самостоятельность в самовыражении и поведении сопровождающее отрицанием наставлений взрослых).

Чувство взрослости можно сравнить с частым подростковым высказыванием — «Я и так знаю это! Не нужно меня учить!». Подросток, ко всему прочему, переживает сильные физические, физиологические, психофизиологические изменения, что очень сильно сказывается на нестабильной и реактивной психике.

Меняются установки, мировоззрение, отношение к окружающим, восприятие. Такие изменения в психологическом мире подростка — это большой стресс для него. Поэтому при нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами.

Из этих условий и возникают различные виды подростковой агрессии.

Причины подростковой агрессии:

1. Биологические причины

Рассматривая причины агрессии подростка, стоит в первую очередь, обратить внимание на биологические причины. Подросток претерпевает большие изменения в организме, что, в свою очередь, сопровождаются гормональной перестройкой. Гормональная перестройка воздействует на мозговые структуры, что вызывает реакции сильного возбуждения, которая, преобладает над процессами торможения. Все чувства обостряются, повышается степень раздражения. «Взрывные» реакции могут быть вызваны даже незначительным и малозначимым стимулом.

Поэтому нужно понимать и одновременно предпринимать действия по предотвращению агрессии, основанной на физиологической почве. Упустив этот момент, можно пустить ситуацию на самотёк. Потому что все морально-нравственные качества воспитанные ещё в более раннем возрасте, могут обратиться в прах в силу очень сильных внутренних перестроек. Данный кризис организма требует реализации огромного энергетического потенциала.

Подросткам просто необходимо выплёскивать всю ту энергию, которая накапливается в них из-за внутренних изменений. Плюс ко всему, отмечу то, что в подростковый период ребёнок начинает чувствовать обретение новых физических сил, что ещё больше наталкивает на агрессивное поведение.

Максимализм присущий подросткам, имеет предпосылки к агрессивному поведению. Максимализм основывается на «быстроте» взглядов, установок, которые очень быстро меняется. Подросток мыслит чёрно-белыми категориями и часто бросается в крайности: «Либо хорошо — либо плохо»,»Если вы меня наказали, значит вы меня не любите».

Абсолютность в выводах и крайность в суждениях и есть подростковый максимализм мышления.

Решением проблемы по «биологической агрессии» будет таковым, что нужно направить эту энергию не в разрушение, а в созидание. Создать условия для проявление «легальной» агрессии. Например, спортивная секция, предусматривающая активное поведение с выбросом энергии.

2. Личностные причины

На основании биологических причин происходят личностные перестройки. Психосоматическое воздействия непреодолимых состояний раздражения и резкой подавленности при огромном обороте активности, влияют на личностные структуры подростка. Помимо биологических причин, которые неблагоприятно влияют на подростковую личность, существуют воспитательные причины (которые будут указаны ниже).

Соответственно этот комплекс причин сходится клином на личностной сфере.

Под личностными причинами агрессии может скрываться чувство вины. Агрессия вызывается скорее не самим чувством вины, хотя оно может частично влиять на агрессивность, а скорее эмоциональной обидой на происходящее подпитываемое виной. Подросток под маской агрессивной личности направляет свою обиду на своего обидчика. Ситуация может развиваться и по другому сценарию. Из-за сильного чувства вины, подросток может направлять всю агрессивную энергию на себя и заняться самобичеванием.

Чувство вины за собой вызывает чувство неуверенности в себе. Это чувство сопровождается агрессией, и агрессия, тут является в роли маски и инструмента, для того, чтобы как-то утвердить себя в своём окружении. Часто это может реализовываться за счёт слабых, с помощью заработка авторитета перед наиболее сильными.

Также агрессивное поведение под почвой неуверенности в себе может быть вызвано причиной недостатка внимания и понимания.

Исходя из этого, стоит пересмотреть отношение к подростку. Хотя он и ведёт себя агрессивно и очень жестоко по отношению к своему окружению, подросток всё равно заслуживает внимания, понимания и тепла. Именно под маской агрессии он даёт сигнал миру, что он хочет быть понятым, чтобы его выслушали и поддержали.

Нельзя обвинять подростка в его агрессии, винить его за кризис, который он, впрочем, и не хотел переживать.

3. Причины воспитания

Часто у истоков подростковой агрессии лежит неправильное воспитание. Мы уже рассмотрели две внутренних причины агрессивного поведения подростков. К внешней причине относится само воспитание.

Подростковый период насыщен нестабильными и полярными выпадами ребёнка, например, такими как: холодность, подавленность, вспыльчивость, излишняя эмоциональность, плохие друзья и т.д. Эти моменты могут послужить излишним ужесточением мер по отношению к подростку. Поэтому отмечу такие крайности в воспитательном стиле как авторитарность и гиперопека.

Авторитарный стиль воспитания предусматривает сильный контроль со стороны родителей, что вызывает, в свою очередь, протестующее поведение ребёнка. В подростковом возрасте главным аспектом является самовыражение и самостоятельность. Естественно, не стоит забегать в крайности и давать подростку флаг в руки и предоставить ему абсолютную свободу. Чаще всего, он ей воспользуется не в свою пользу. Необходимо видеть его порывы, поддерживать положительные начинания и пресекать социально неодобряемые действия.

Поэтому нужно правильно подбирать степень свободы. Авторитарный стиль предполагает полный контроль, что как раз таки и вызывает протестующее поведение у ребёнка.

Гиперопека формирует высокую потребность во внимании. Если в случае с авторитарностью, почвой для агрессивного поведения является сильный контроль, в ответ на который следует протест, то в случае с гиперопекой ребёнок с помощью истерических и агрессивных форм поведения будет ультимативно требовать к своей персоне большего внимания, которым могли баловать его родители.

Отмечу ещё такие важные моменты как социальный статус и уровень жизни.

При том случае, когда семья бедная, подросток может вести себя агрессивно из-за материального положения семьи. Например, он будет чувствовать себя ограниченным в некоторых благах, которых не могут обеспечить родители своего ребёнка. В случае с обеспеченной семьёй, у ребёнка имеется всё, что он захочет.

Агрессивные капризы и постановка себя выше других тут тоже будет присутствовать.

Насилие в семье может являться одним из ключевых аспектов возникновения агрессивности у подростка. Ребёнок видящий насилие в семье, начинает принимать агрессивные формы поведения как собственные. Принимает он их за счёт подражания и воспитательного момента. Подростки, зачастую, неосознанно копируют формы поведения родителей. Они впитывают в себя то, что им показывают.

Существует момент, когда родители направляют злость и агрессию на ребёнка, что, в свою очередь, вызывают аналогичную ответную реакцию.

4. Внешние значимые причины

Тут всё коротко и ясно. Причиной агрессивного поведения может быть сама ситуация или значимый момент в жизни. Например, сильные стрессовые состояния из-за волнения по поводу оценок, тяжёлый процесс обучения, неразделённая любовь и т.д.

Причиной тут выступают личные и значимые ситуации в жизни подростка. Тут следует обратить внимание на сами интересы ребёнка, что произошло в его жизни и насколько это дня него значимо.

Мы с вами ознакомились с основными группами причин подростковой агрессии. Теперь давайте перейдём к самим видам агрессивного поведения подростков и определим какими они могут быть.

Виды подростковой агрессии:

1. Явная или открытая агрессия.

Этот вид определяется как вид агрессии, где подросток направляет свои агрессивные формы поведения на внешние объекты, людей, предметы. Это проявляется в вандализме, в драках, в унижениях и обзывательствах. Также может проявляться как протестующее поведение и выливаться в курение, бродяжничество, беспорядочные половые связи, алкоголь и наркотики и т.д.

2. Скрытая форма или аутоагрессия.

Тут всё полностью наоборот в плане направленности. Данный вид агрессии проявляется в том, что подросток направляет свою злость против себя. Это вызывается, чувством вины, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неудачами, максимализме. Подросток начинает себя ненавидеть и презирать, что ещё больше усиливает в нём замкнутость. Эмоции накапливаются внутри подростка, что может вызвать сильный реактивный внешний взрыв, который понесёт за собой плохие последствия.

Аутоагрессия может вызывать депрессии, тревожные состоянии, фобии, неврозы, панические атаки, нервные срывы. В тяжёлых формах может привести к суициду.

Способы решения проблемы:

Как же всё таки быть с подростковой агрессией? Как с ней бороться? Влиять на неё? Взаимодействовать с ней? Мы уже разобрались, что подростковая агрессия имеет массу причин и разнообразные формы проявления и теперь мы можем чётко отметить, каковы причины и как выражается агрессивная форма поведения подростка.

Из этого следует сделать вывод, что для подбора способа решения проблемы, нужно сначала узнать корень агрессии, ведь каждый подросток индивидуален и он может злиться и испытывать негативные эмоции абсолютно по разным значимым причинам. Исходя из вышенаписанного, я представлю некоторые рекомендации родителям, для того, чтобы побороть агрессивные формы поведения у подростка.

Пересмотреть систему воспитания. Сложный момент для родителей, но очень важный. Ребёнок — продукт воспитания. Поэтому можно смело говорить, что от воспитания зависит и его поведение. Чётко проанализировать ошибки, подумать над возможной причиной неудачного воспитания.

Помните, ребёнок подражает вам, поэтому чтобы изменить его поведение, необходимо начать с себя.Терпение. Банально, но правда. Терпимость к агрессивным выпадам.

Подросток провоцирует родителей своим поведением, он старается добиться своего за счёт вашего состояния. Терпение поможет погасить агрессию, оно не даст нового стимула для разжигания конфликта. Если отвечать на агрессию агрессией, то вряд ли можно добиться рационального решения, скорее наоборот можно лишь бесконечно подливать масло в огонь и поддаваться эмоциям.

Тем более, дав возможность рассудительно подойти к обсуждению волнений подростка, родитель показывает ему, что решить можно всё спокойно и без агрессии.

Как уже я отмечал в этой статье: «Подросток нуждается в самовыражении и самостоятельности». Это один из важных аспектов подросткового возраста, поэтому это очень важно. Дайте свободу выразиться, дайте ребёнку самостоятельность и дайте ему понять, что он несёт ответственность за свои действия и поступки. Считайтесь с его мнением и он начнёт смотреть на вас по другому. Речь не об абсолютной вседозволенности, а именно о том, чтобы вместе с ребёнком идти на путь самовыражения, прислушиваться к нему, давать советы, а не нарекания.

Не быть абсолютным в гиперконтроле и в попустительстве. Старайтесь не только слушать его, но и слышать. Проявите интерес к его проблемам, даже если для вас она является пустяковой. Для ребёнка этот пустяк очень значим, это нужно понять. Покажите ему, что и вам она тоже важен.

Несмотря на минусы, старайтесь найти положительные стороны, даже незначительные. Занимайтесь общей деятельностью, найдите общие интересы, отыщите точки соприкосновения. Это приблизит вас с ребёнком. Станьте ему соратником — это дорогого стоит.Подростки энергичны. Агрессия, зачастую, является для них лёгким каналом трансляции своей энергии.

Заместите этот канал. Разузнайте о том, чем хочет заниматься ваш ребёнок. Поинтересуйтесь о его хобби, интересах. Возможно у него выдающиеся способности. Помогите ему реализовать их, сделайте для него эту возможность.

Перенаправьте этот канал огромной подростковой энергии в нужное русло.Наконец — будьте искренними, открытыми, добрыми для него. Подростки зачастую проявляют холодность и родители ошибочно думают, что детям наплевать на них. Это не так. Подросток часто скрывает свои реальные эмоциональные переживания. Дети в подростковом возрасте очень ранимы.

Это стоит отметить. Будьте внимательны к своему ребёнку. Отсутствие внимание приводит к отдалённости от детей.

Если упустить эту возможность, то восстановить доверие и близость очень сложно, а то и практически невозможно. Постройте с ними адекватное общение. Подростки — это уже не те дети, которые были. «Чувство взрослости» требует взрослое общения. Начните разговаривать с ними как с взрослыми.

Подросток приблизиться к вам, повода для протестующего поведения у него не будет.

Подростковая агрессия по форме проявления:

1. Реактивная форма агрессии проявляется в сиюминутной реакции на поступивший стимул. Чаще всего неконтролируемая самим подростком и очень похожа на взрыв бомбы.

2. Целенаправленная форма агрессии — эта агрессия имеет осознанный характер и заключается уже в планомерных действиях, направленных на подавление, унижение, оскорбления других людей. Оно может не зависеть от явных стимулов и не проявляется сразу.

Такая форма агрессии является стратегией самореализации подростка среди сверстников.

Подростковая агрессия по форме направленности:

1. Физическая агрессия — агрессия проявляется в физической форме. Сама цель — это причинить вред, разрушить, уничтожить.

Может быть направлена на определённый предмет, человека и ситуацию.

2. Вербальная агрессия — это агрессия реализуется в форме оскорблений, унижений, критики, угроз насмешек и т.д. в сторону себя или других людей. Основная черта — это словесное воздействие в агрессивной и грубой формах.

3. Невербальная или эмоциональная агрессия — эта форма проявляется в невербальных или экспрессивно-эмоциональных поведенческих реакциях. Этим может выступать: эмоциональное настроение, заражение негативными эмоциями, мимика, жесты, тон общения, сквернословия.

4. Прямая агрессия — агрессия направлена на конкретный объект, предмет, человека или ситуацию, которая вызывает у подростка негативные эмоции и чувства.

5. Косвенная агрессия — в этом случае агрессия направлена на окружение подростка. Это могут быть предметы, люди, ситуации, которые имеют непосредственное отношение к самому подростку, но они, в свою очередь, объективно не были стимулами раздражения.

Если, всё же, агрессивное поведение не поддаётся контролю, а рекомендации не помогают. Вы осознаёте, что проблема не решается, а только усугубляется, то всё же необходимо обратиться к специалисту психологу. В таких случаях нельзя пускать всё на самотёк.

Подростковое агрессивное поведение — это показатель, брешь неблагополучия в какой-либо из сфер жизни подростка. Бороться или как-то управляться с ней очень тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления подросткового периода.

Для подростка, который чувствует себя полноценным и равноправным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессивные формы поведения будут недопустимыми.

Александр Гриднев, психолог, 2020 ©

Что делать, если ребёнок дерётся в школе

Быть первоклассником очень непросто. Ещё вчера ребёнок беззаботно играл дома и ходил в детский сад, был окружён родительской опекой, как вдруг всё меняется. Он попадает в новое пространство с непривычно строгим распорядком.

Его окружают незнакомые дети, а взрослые требуют дисциплины и правильных ответов у доски, оценивают его, сравнивают с другими детьми, постоянно говорят об ответственности. И всё это во время кризиса семилетнего возраста, когда ребёнок переходит на новый этап взросления и стремится доказать окружающим свою независимость.

Далеко не у всех эти процессы проходят гладко, поэтому в начальной школе редко обходится без потасовок: в них дети осознают свои силы и проверяют границы дозволенного. Драки между младшеклассниками возникают стихийно и редко приводят к печальным последствиям: обычно участники мирятся уже через пару часов или на следующий день и больше не вспоминают о конфликте. Так что если ваш ребёнок дерётся в первом классе, это не повод бить тревогу. Но оставлять такое поведение без внимания тоже нельзя.

Важно скорее объяснить ребёнку, как решать конфликты иначе.

Попытка пережить стресс

Дети только учатся справляться с негативными эмоциями, и нередко агрессия кажется им самым простым и естественным выходом. Если ребёнок стал драться в школе, возможно, так он пытается пережить душевную боль. Её причиной может быть, например, развод родителей, смерть любимого питомца или близкого человека.

А может, всё не так очевидно: например, в семье случилось пополнение, и ребёнок, сам того не осознавая, скорбит, что основное внимание теперь достаётся не ему, а новорождённому братику или сестрёнке.

Кроме того, при напряжённой обстановке в семье дети подсознательно «берут огонь на себя»: ведут себя вызывающе, чтобы взрослые выместили свой гнев на них и успокоились.

Ребёнок может не осознавать связь между своим горем и поведением, поэтому очень важно проанализировать, какие изменения в его жизни произошли в последнее время, и постараться выяснить в доверительном разговоре, что он чувствует, о чём тревожится. А затем научить его проживать свою боль, не причиняя боли другим.

Самоутверждение

При помощи грубой силы подросток может пытаться доказывать другим своё превосходство. Как правило, за этим стоит чувство неполноценности: он ощущает себя недостаточно нужным, успешным или любимым. Постарайтесь объяснить, что насилие не поможет ему восполнить эту пустоту. Агрессора могут бояться, но никто по-настоящему его не любит — он одинок и несчастен.

А те, кто применяет свою силу для помощи другим, заслуживают искреннего уважения. Поддерживайте самостоятельность ребёнка, доверяйте ответственные дела и поощряйте за их выполнение. Тогда он почувствует себя важным без нужды доказывать это в драке.

Самозащита

Если ребёнок постоянно дерётся в школе, это не обязательно значит, что он хулиган. Есть вероятность, что таким образом он защищается от нападок других детей.

Довольно распространённая стратегия травли: подначками довести жертву до исступления, спровоцировать на агрессию, а потом пожаловаться старшим. Или подстроить так, чтобы учитель стал свидетелем драки и наказал жертву, а не провокатора. Ведь на первый взгляд виноват всегда тот, кто первым нанёс удар.

«Языком болтай, а рукам воли не давай», — часто твердят взрослые, забывая, что слова подчас ранят сильнее кулаков.

Если ребёнок действительно стал жертвой травли, нужно как можно быстрее сменить учебное заведение. Но чтобы в новой школе ситуация не повторилась, стоит разобраться в причинах и получить максимум информации от учителей, одноклассников ребёнка и их родителей.

Очень важно, чтобы после пережитого у ребёнка не сформировалась психология отщепенца, иначе он будет видеть врагов во всех окружающих и сам провоцировать их на конфликт. Постарайтесь сохранить его веру в лучшее, окружить понимающими людьми и обязательно посетите психолога.

Копирование поведения

Если в семье практикуются телесные наказания или ребёнок терпит побои от старших детей, а может, кто-то из важных взрослых любит подраться и прихвастнуть этим, — ничего удивительного, если ребёнок будет считать такое поведение нормой. Разумеется, тогда нужно пересматривать свои воспитательные методы и налаживать здоровые семейные отношения.

Возможно, ребёнок попал в компанию, где принято самоутверждаться за счёт кулаков. В младшей школе проблему дурного влияния решить не очень сложно, а вот подростка будет гораздо труднее убедить сменить круг общения. В крайнем случае придётся перевести его в другую школу.

Пробелы в воспитании

В теории все мы учим детей, что драться плохо. А что происходит на практике? Если при первых признаках конфликта на детской площадке мать бросается защищать своё чадо, не разбираясь, кто виноват, ребёнок привыкает чувствовать себя всегда правым.

Если сын, приходя из детского сада, рассказывает, что подрался с другим мальчиком за игрушку и победил, а отец хвалит: «Мужик!», ребёнок понимает, что именно так и нужно действовать.

Поэтому, если вам жалуются, что ребёнок дерётся в школе, стоит задуматься, не упустили ли вы что-то в его воспитании. Чем раньше вы устраните эти пробелы и объясните ребёнку, как цивилизованно общаться со сверстниками, тем меньше проблем возникнет у него в будущем.

Гиперактивность — не причина

«Гиперактивный» для некоторых учителей служит чуть ли не синонимом слова «хулиган». Дети с СДВГ в школе и правда могут вести себя агрессивно, однако причина не в гиперактивности, а в отношении к ним.

Поскольку ребята с СДВГ не в состоянии соблюдать дисциплину наравне с другими детьми, их постоянно наказывают: делают замечания, ставят плохие оценки, обвиняют в неусидчивости и рассеянности. Одноклассники тоже нередко дразнят их в надежде на бурную реакцию. От этого возникают раздражительность и вспыльчивость, а следовательно, драчливость.

Если дефицит внимания с возрастом может скомпенсироваться, то привычка драться остаётся. Поэтому ребёнку с СДВГ нужны особые условия для обучения. Как их создать, мы рассказывали в отдельной статье.

Что делать после драки в школе

  • Прежде всего успокоиться. Не поддавайтесь эмоциям и не делайте поспешных выводов. Вам предстоит серьёзный и конструктивный разговор с ребёнком, но только когда вы оба будете на него способны. Когда ребёнок вернётся домой, не спешите накидываться с вопросами — пусть вначале он займётся неотложными делами: поест, примет душ, сделает уроки.
  • Начните разговор с общеизвестных фактов — именно фактов, не обвинений. Расскажите, что вы услышали от классного руководителя и/или родителей другого ребёнка. Избегайте оценок чьих-либо действий. Затем предложите ребёнку изложить свою версию произошедшего. Не нужно давить или заранее оправдывать его, будьте беспристрастны: «Вот всё, что я знаю. Теперь я хочу услышать, как всё было, от тебя».
  • Не перебивайте ребёнка, даже если его история расходится с тем, что вы слышали от других, иначе вам не удастся понять его мотивов. Дети часто видят ситуацию не так, как взрослые, и делают иные выводы. Учитывайте эту разницу в восприятии и не спешите навязывать своё мнение, пока ребёнок не закончил рассказ. Но учтите на будущее, что в его представлениях нужно скорректировать. Слушайте ребёнка предельно внимательно и старайтесь уловить в его словах то, о чём он сам может и не догадываться.
  • Если кричать на ребёнка или читать морали, делу это не поможет: он лишь замкнётся в себе. Ребёнок должен чувствовать, что вы любите его, что бы он ни натворил, но вместе с тем понимать, что вы не одобряете такие методы решения конфликта. В зависимости от обстоятельств объясните, в чём он был неправ и в какой точке следовало поступить иначе.
  • Обсудите ситуацию с классным руководителем и родителями другого участника драки. Узнайте, будут ли приняты в отношении детей какие-либо дисциплинарные меры. Если ситуация неоднозначна, проговорите это. Будьте открыты, дружелюбны и объективны.

Как избежать повторения драки в школе

К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда без драки не обойтись. Но в большинстве случаев насилия можно избежать. Поэтому категорически важно научить ребёнка тремя вещам:

  1. решать проблемы миром;
  2. постоять за себя, когда нет другого выхода;
  3. уметь отличать первую ситуацию от второй.
  • Учите ребёнка отвечатьза свои поступки. Если он объясняет свои действия словами вроде «Потому что они меня достали!», напомните, что это был его выбор: «Не они достали, а ты разозлился. Никто не может заставить тебя драться, только ты принимаешь решения».
  • Учите выражать желания и чувства словами. Чаще беседуйте с ребёнком: просите, объясняйте, аргументируйте, доказывайте. Пусть он поймёт, что есть много способов добиться желаемого без кулаков. С младшим школьником можно поиграть в урегулирование конфликта: разыгрывайте сюжеты с помощью игрушек и находите вместе цивилизованные решения споров. Если делать это непринуждённо, будет и познавательно, и весело!
  • Не менее важно учить ребёнка проговаривать эмоции. Лучше всего делать это на своём примере. В трудный момент вместо того, чтобы кричать, постарайтесь взять себя в руки и сказать: «Меня всё бесит. Чувствую, будто вот-вот взорвусь, лучше сейчас ко мне не подходить» или «Я очень раздражён, потому что голоден и устал. Мне надо поесть и немного посидеть спокойно». Проговаривание поможет ребёнку лучше понимать свои чувства, а значит, контролировать их.
  • Учите выражать гнев безопасно. Агрессия обязательно требует выхода, но без ущерба для кого-либо. Объясните ребёнку, что делать, если злость переполняет его: поколотить подушку, мять и швырять бумагу, пинать кресло — главное, позволять себе это только в одиночестве. Справляться с гневом помогают антистрессовые игрушки, взаимодействие с водой и песком, расслабляющая музыка и медитации. Если вы знаете, как это использовать, обязательно поделитесь с ребёнком.
  • Обеспечьте школьнику физическую активность. Спорт лучше всего помогает снять нервное напряжение. Подберите ребёнку спортивную секцию. Есть разные мнения о том, стоит ли отдавать сына или дочь на бокс, борьбу или восточные боевые искусства. Некоторые родители опасаются, что у ребёнка появится соблазн использовать свои умения неспортивно. Конечно, здесь всё зависит от сознательности ребёнка и от наставника. Хороший тренер доходчиво объяснит, когда можно применять боевые навыки, а когда нет.

Если посещать занятия нет времени, организуйте дома спортивный уголок, ходите на долгие пешие прогулки по выходным и позволяйте ребёнку лазать везде, где не запрещено и нет риска для жизни.

  • Создайте правила. Любое рукоприкладство в семье должно быть под запретом. Бить нельзя никого, будь то питомец или другой член семьи. Это правило обязательно для всех, и реакция на его нарушение может быть только одна: полное отчуждение. С агрессором просто никто не разговаривает, его не замечают. Важно, чтобы все члены семьи следовали этому правилу.
  • Поддерживайте комфортный психологический климат в семье. Старайтесь не срываться на ребёнка, не донимайте чрезмерной опекой, не будьте равнодушны, не изводите критикой и избегайте токсичных фраз. Старайтесь быть ребёнку другом, чтобы он мог доверять вам во всём и знать, что вы на его стороне.

Если семья переживает кризис, не пытайтесь скрыть это от ребёнка — он всё равно почувствует неладное и забеспокоится ещё сильнее. Лучше честно сказать, что происходит, и объяснить, что он ни в чём не виноват и все члены семьи его любят вне зависимости от того, какие между ними сейчас отношения.

Если ребёнок, помимо школы, посещает несколько кружков и репетиторов, возможно, причина его агрессии в переутомлении. Снизьте нагрузку и позвольте тратить больше времени на увлечения.

  • Оградите ребёнка от насилия на экране. Это касается младших школьников — следите за тем, что они смотрят и во что играют. Ребята постарше осознают разницу между вымыслом и жизнью, но детской психике излишне брутальные сцены могут навредить.
  • Предупредите о последствиях. Если ребёнок постоянно дерётся в школе, поговорите с ним о том, что нанесение телесных повреждений — это преступление, которое карается штрафом, а в отдельных случаях — лишением свободы. Причём с 14 лет подросток сам несёт ответственность за свои поступки.
  • Объясните, куда бить нельзя. Ребёнок должен знать, что ни в коем случае нельзя бить людей в висок, солнечное сплетение, пах, по ушам и почкам. Эти удары могут нанести непоправимый вред здоровью, вплоть до летального исхода.
  • Обращайтесь к специалистам. Психолог поможет понять причины агрессивного поведения ребёнка и постарается найти решение. Помните, что хороший специалист никогда не работает только с ребёнком, — он побеседует со всеми домочадцами и подскажет, что в семейных отношениях нужно скорректировать.

В любом случае агрессия ребёнка — это своеобразный крик о помощи: «Я не справляюсь, остановите меня!» В этот момент взрослый обязан взять ситуацию под контроль и быть готовым защитить ребёнка даже от самого себя.

Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым

Если ребенок стал объектом травли в школе что нужно и чего нельзя делать взрослым

От автора: В последние годы факты психологического насилия в учебных коллективах становятся все более частым явлением. К сожалению, учителя и администрации учебных заведений «закрывают глаза» на такие ситуации. По большей части из-за отсутствия понимания, как с подобными явлениями работать. Усилия родителей без поддержки со стороны педколлективов в большинстве случаев оказываются тщетными. Самой ужасной ошибкой со стороны взрослых в такой ситуации становится то, что ребенка, ставшего объектом травли, не просто оставляют один на один с проблемой, но и выставляют его самого виновником происходящего.

Так как же правильно реагировать на факты травли в учебных коллективах, что нужно и чего нельзя делать . За мою практику преподавания в школе и в техникуме мне приходилось не раз сталкиваться с фактами травли кого-то из учащихся их сверстниками. Поэтому то, о чём я напишу по данной теме — не только советы меня как психолога, но и как практика в устранении подобных явлений в учебном коллективе. Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллективах над одним или несколькими другими членами. Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля — это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии.

Психологическое насилие в учебных коллектива достаточно хорошо исследовано в зарубежных странах и получило название — буллинг. Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребёнок. Вовсе не обязательно это будет физически слабый «ботаник-зубрила».

В моей практике такими объектами были дети из неблагополучных семей и дети с инвалидностью, и даже дети из вполне обеспеченной семьи, но совершившие противоправные действия, попавшие из-за этого под следствие. Учителям и родителям важно понимать: если в коллективе возникла травля, то это не проблема того, кто стал её объектом, это проблема всего коллектива. Поэтому работа должна проводиться со всеми членами коллектива, даже с теми, кто непосредственно травлей не занимается, но молчаливо наблюдает за происходящим со стороны. Перевод ребёнка, подвергшегося травле, в другую школу – это, конечно, выход.

Однако и в новом коллективе ситуация может повториться. Потому что «жертва травли» – это набор поведенческих и психологических характеристик, которыми обладает этот ребёнок. И все эти характеристики он унесёт и в другой коллектив. Кроме того, удалив из коллектива объект буллинга, тенденция к психологическому насилию над кем-либо сама по себе у членов коллектива не исчезнет.

Либо такой коллектив выберет себе новую жертву, либо все его члены на всю свою жизнь сохранят в своей системе ценностей и нравственных норм те аморальные и безнравственные поступки, которые допускали в адрес объекта травли. При этом эти аморальные и безнравственные поступки закрепятся в сознании детей как социально одобряемые. И потом уже подобное поведение такие дети могут демонстрировать и в адрес своих родителей.

Что предпринять родителям жертвы травли Если ваш ребёнок стал объектом травли в школьном коллективе или в студенческой группе, оставлять его один на один с ситуацией нельзя. Сколько бы ни было лет ребёнку, он нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, близких людей. Вам обязательно нужно вмешаться в происходящее. И начать следует с посещения школы, беседы с классным руководителем вашего ребёнка.

Ранее я уже писала, что в буллинг всегда включён каждый член коллектива, даже тот, кто держится в стороне. Обсудите с учителем сложившуюся ситуацию, выясните, что он намерен предпринять для устранения проблемы. При необходимости подключите к решению вопроса администрацию школы и школьного психолога, социального педагога. Не лишним будет приглашение на классный час и родительское собрание представителя правоохранительных органов для проведения разъяснительной беседы. Родителям не стоит устраивать «разборки» с самими детьми, участвующими в травле.

Желаемого результата вы можете не достичь. Наоборот, можете оказаться объектом преследования за противоправные действия в отношении чужих детей. Каждый вечер после школы расспрашивайте своего ребёнка о ситуации в школе, чтобы быть в курсе развития ситуации. При необходимости встречайтесь с педагогами и родителями одноклассников несколько раз. Главное в данной ситуации не накалять обстановку ещё и с родителями, а именно найти решение проблемы.

Поддерживайте морально своего ребёнка, оказавшегося объектом травли. Научите его простым приёмам психологической защиты от агрессоров. Например, научите его представлять себя как бы в стеклянном колпаке, от которого отлетают все оскорбления, которые бросают в адрес ребёнка сверстники. Объясните, что дразнить и задирать интересно только тех, кто даёт хулиганам ответную реакцию. Если на их нападки не реагировать, то интерес продолжать обижать пропадает.

Помните о том, что вашему ребёнку, как бы он ни старался не реагировать на нападки, всё равно приходится эмоционально тяжело. Накопившуюся внутри ответную агрессию, эмоции, ребёнку нужно снимать. Для этого можно использовать разные методы. Например, проговаривать с ребёнком эти эмоции или же предлагать нарисовать тех ребят, которые его обижают, и порвать рисунки.

Можно надуть воздушные шарики, нарисовать на них рожицы обидчиков, написать их имена и попинать шарики. Пусть ваш ребёнок лучше так выпустит своё внутреннее эмоциональное напряжение, чем на самих обидчиков. Чтобы весьма травматичная ситуация травли не оставила неизгладимый отпечаток в психике ребёнка, деформировав его личность, спровоцировав развитие различных психологических комплексов, обязательно проработайте ситуацию с детским психологом.

Что предпринять родителям детей, участвующих в травле Помните, что ваш ребёнок, считая социально одобряемым поведением проявление агрессии в адрес сверстников, со временем может обратить её и на вас самих. Поэтому игнорировать факт участия вашего ребёнка в буллинге ни в коем случае нельзя. Если ваш ребёнок принял участие в травле одноклассника или сокурсника, не стоит оставлять данный факт без внимания. Чаще всего дети «отрабатывают» свои собственные психологические травмы на том объекте, который его заведомо слабее.

Такими объектами могут быть не только сверстники, но и животные. Источником психологической травмы вашего ребёнка может быть, а чаще всего так и есть, обстановка в семье. Агрессивное отношение родителей или одного из родителей к ребёнку, прессинг, гиперопека и гиперконтроль, большое количество запретов и табу, ограничений, частые скандалы в семье – всё это не проходит бесследно для психики ребёнка. В то же время безразличие родителей к ребёнку, игнорирование его интересов, недостаток внимания и любви тоже могут вызывать в душе ребёнка озлобленность. Особенно по отношению к тем сверстникам, которые живут в более благоприятной атмосфере.

Постарайтесь вызвать ребёнка на откровенный разговор, услышать его проблемы, пойти ребёнку навстречу. Будет совершенно не лишним проработать проблемы ваших отношений в семье с детским или семейным психологом. Важно не только выяснить причины, культивирующую в ребёнке агрессивное поведение, но и научить его навыкам саморегуляции, снятия стресса, психологической и эмоциональной разрядки, не причиняющей вреда другим, не нарушающим их права и неприкосновенность личности. Неплохо будет рассказать ребёнку и о правовых последствиях проявления нетерпимости и агрессии в адрес других. Важно, чтобы этот диалог состоялся в позитивной, благоприятной атмосфере, чтобы не укрепить негативизм и агрессивность ребёнка ещё больше.

Если же ваш ребёнок активного участия в травле одноклассника не принимал, но молчаливо наблюдал за этим со стороны, с ним также важно поговорить откровенно. Пассивное поведение в подобных ситуациях тоже не самое правильное. Позиция невмешательства культивирует в ребёнке безразличное отношение к проблемам окружающих, формирует в нём бездушие и цинизм.

  1. Как справиться с ситуацией своими силами

Травлю в учебном коллективе не заметить не возможно. Факты агрессии могут иметь место как во время уроков, перед их началом в кабинете, так и на переменах, после уроков, во время внеклассных и внешкольных мероприятий.

Обнаружив, что ваши ученики включены в ситуацию травли, вы можете сначала попробовать справиться с происходящим самостоятельно. Однако предлагаемые мною 2 способа могут быть успешными только тогда, когда травля во времени длится относительно недолго.

В своей преподавательской практике мне всегда удавалось это сделать без привлечения других лиц: администрации школы, школьных психолога и социального педагога, родителей учеников и студентов. Поэтому я поделюсь с вами своим опытом, а также опишу алгоритм решения проблемы, если силами одного учителя проблему устранить не получается. Но это уже в следующей заметке.

Итак, два примера из моей практики, описывающие модели решения проблемы травли.

Метод 1 . Он был удачно применён в коллективе старшеклассников и в группе студентов техникума. В отсутствие ученика, являвшегося объектом травли, я в жёсткой форме потребовала от остальных прекратить третировать их сверстника, сказав, что в моём присутствии они не смели оскорблять и бить этого ученика, портить или прятать его вещи. Детям было сказано, что тот, кого они унижают и оскорбляют, ничем не хуже, а может даже и лучше их самих. Одного такого жёсткого требования без угроз в адрес детей, оказалось достаточно.

Стоит, однако, уточнить, что в одном из случаев объектом травли был мальчик-инвалид с ограниченной вменяемостью. Его сверстникам в дополнение к требованию прекратить его третировать, я сказала, что этот мальчик в своём поведении непредсказуем. И если в ответ на их агрессию он причинит травмы обидчикам, то ответственности он никакой не понесёт.

А вот сами агрессоры могут остаться на всю жизнь инвалидами похуже этого парня.

Метод 2 был удачно применён несколько раз, как в школьных коллективах, так и в техникуме. Высказав своё неодобрение по факту травли, произошедшего на моих глазах, я задала всем детям вопрос, чем так плох их сверстник. Кроме оскорбительных эпитетов в адрес объекта травли я ничего от них не услышала. Тогда я задала вопрос о том, что они конкретного знают об этом ребёнке: чем он увлечён, как он живёт, что его интересует, что он умеет.

Ответа не последовало. Тогда я предложила всем дома посидеть и подумать, написать на бумаге и принести на следующее моё занятие список негативных качеств этого ребёнка. Листок с этим описанием я им предложила сделать анонимным, если они стесняются назвать себя, предложила положить мне такие листы на стол под журнал на перемене, пообещав, что я специально выйду на всю перемену в коридор. Перед следующим занятием я напомнила классу о моём предложении выразить на бумаге свои претензии к объекту травли и ушла.

В каждом из случаев под журналом не оказалось ни одного листка. В начале урока я обсудила с учениками ситуацию, сказав, что по факту о ребёнке, ставшем объектом травли, никто ничего плохого сказать и не может. Даже анонимно. После этого я предложила детям также анонимно и также на листке бумаги дома написать, что хорошего они могут сказать об этом ребёнке. И в следующий раз под журналом не оказалось ни одного листка.

Снова в начале урока я акцентировала внимание детей на том, что как показала практика, никто из них ничего – плохо или хорошего – о своём однокласснике не знают. И, тем не менее, они его обижают, унижают, оскорбляют. На мой вопрос, в чём же причина такого отношения к нему ответа я тоже ни от кого не получила. После этого факты травли прекратились.

В одном из подобных случаев у девочки, подвергавшейся травле, среди одноклассниц появились две подруги из числа тех, кто пассивно следил за травлей. В другом случае – самые ранее агрессивно настроенные одноклассницы взяли девочку, которую ранее обижали, под свою защиту и покровительство.

  • Как справиться с ситуацией совместными усилиями педколлектива

Если буллинг длится уже достаточное время, в него включены много сверстников, ситуация зашла далеко, справиться с проблемой одними описанными в части 4 методами не получится. Понадобится более серьёзная и масштабная работа с коллективом. Далее я опишу один из алгоритмов работы над подобной проблемой класса.

Первыми двумя важными шагами на пути устранения проблемы травли являются беседы с классом и родителями.

Необходимо провести классный час, на котором возникшее в учебном коллективе будет названо своим именем. Ученикам необходимо разъяснить, что они совершают психологическое насилие над своим одноклассником. До них также следует донести, что такое поведение недопустимо. Оно не свидетельствует о какой-то силе, превосходстве агрессоров над жертвой.

Оно свидетельствует о моральной деградации агрессоров и противоправности их поступков. На таком классном часе важно не выставлять перед классом объект травли как жертву, не давить на жалость, не требовать к нему сочувствия и сострадания, а предложить детям, каждому по отдельности, высказаться, что чувствует, что испытывает, что переживает их жертва. Также каждому ученику нужно поставить задачу самому оценить, скажем, по 5-балльной шкале, степень своего участия в травле, свой персональный вклад в болезнь коллектива.

Например, 1 – я в этом никогда не участвую, 2 – я в этом иногда участвую, но потом мне стыдно, 3 – я иногда в этом участвую и мне потом не стыдно, 4 – я в этом участвую достаточно часто и не сожалею об этом, 5 – я один из главных активных участников травли.

Для начала такая беседа может быть проведена одним учителем. Если она не даст результата, то повторный классный час на эту тему надо проводить с участием психолога и представителя правоохранительных органов.

Встречу и обсуждение сложившейся в классе ситуации необходимо провести и с родителями учеников. На родительском собрании также необходимо описать подробно происходящее, назвать имена участников травли, назвать травлю своим именем и предложить родителям провести со своими детьми воспитательные беседы. На родительское собрание могут быть приглашены те же специалисты, что и на классный час.

Родителям важно дать однозначно понять, что проблема травли – это не проблема непосредственных участников буллинга, это болезнь всего класса, которую нужно лечить именно как коллективную болезнь.

Вторым шагом будет выявление среди учеников тех, кто готов взять на себя функции поддержки и защиты жертвы буллинга от агрессоров. Таких, впрочем, может и не найтись. Но попытаться всё же следует.

Третьим шагом должна быть работа школьного психолога с коллективом учеников. Самым эффективным будет тренинг на сплочение группы, а также индивидуальная работа психолога с активными участниками травли по отработке психологических проблем, толкающих детей на проявление агрессии. Работа психолога должна быть также направлена и на жертву травли с тем, чтобы отработать последствия травмирующей ситуации.

На этом этапе можно использовать метод формирования моральных и нравственных качеств по принципу осознания собственной неправоты и подражания позитивному примеру других. Для этой цели можно периодически организовывать для детей просмотр кинофильмов о дружбе. В кинофонде СССР таких фильмов можно найти немало.

Продемонстрировав такой фильм детям, можно его сразу же обсудить с ребятами и предложить написать эссе или сочинение на тему дружбы, а также что-то из разряда отзыва о фильме. Такой просмотр лучше устраивать в классе, чтобы гарантировать то, что кино посмотрел каждый. При коллективном просмотре удобнее организовать и его обсуждение.

Четвёртым шагом должна быть выработка с учениками правил межличностных коммуникаций, правил общения и взаимодействия между учениками. Правила должны включать в себя как запреты на негативные действия, так и позитивные действия между учениками. Выработанные правила поведения между учениками важно закрепить как некий свод.

Его нужно распечатать и повесить на видном месте в классе. Кроме того, будет полезно их распечатать и выдать каждому ученику на руки. Каждый последующий классный час или урок у классного руководителя важно начинать с вопроса к классу о том, насколько успешно им удаётся придерживаться выработанных правил общения. Можно просить поднять руку сначала тех, у кого не очень получается придерживаться правил.

Затем тех, кто нарушает их редко, потом тех, кто их практически не нарушает. В конце тех, кто их не нарушил ни разу с момента последнего опроса. В адрес тех, кто всё же допускает нарушения, надо высказать уверенность в том, что если они будут стараться, то у них обязательно получится. Тех, кто правила не нарушает, следует публично похвалить и поставить в пример остальным.

Иными словами, позитивные изменения в характере взаимодействия детей в классе надо поощрять и поддерживать.

Для того чтобы поднять авторитет жертвы буллинга в группе сверстников, можно поручить ему какое-то ответственное задание, выполняя которое ему будут предоставлены несколько большие права и полномочия, чем у других одноклассников. Однако, при этом, важно следить за тем, чтобы этот ребёнок не начал отыгрываться на своих обидчиках.

Любите своих детей! Будьте для них опорой и защитой! Будьте для них проводником в вопросах чести, достоинства, морали и нравственности!

И будьте счастливы!

admin
Оцените автора
Ракульское