Все особенности юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Комментарии к ст. 5 ЗК РФ

1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК РФ. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, например, по ЗК РФ земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами.

Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.

К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ (п. 5 ст. 3) в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» — в отношении особо охраняемых природных территорий и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — в отношении земельных участков из данной категории земель. Причем согласно ст.

3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

3. Пункт 3 комментируемой статьи унифицировал систему терминов для обозначения обладателей указанных прав. Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и, хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов.

Права и обязанности собственника земельного участка

Собственник земли вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ей. Но делать это он может с особенностями и ограничениями. Например, право строить на участке здания ограничено целевым назначением земли, ее разрешенным использованием, экологическими правилами и др. Все это придется учесть при проектировании и строительстве. Также собственник участка несет бремя его содержания.

Это подразумевает массу обязанностей, которые установлены законом, например охранять землю, сохранять межевые знаки, убирать мусор.

На что собственник земельного участка имеет право

У собственника земли есть все обычные права: владеть, пользоваться и распоряжаться (п. 1 ст. 209 ГК РФ).

Только реализуются они с особенностями и ограничениями, которые установлены, в частности, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законом об обороте земель сельхозназначения.

Как можно пользоваться участком

Вы, в частности, имеете право:

1) использовать то, что находится под участком: подземные пресные воды и общераспространенные полезные ископаемые. Их можно использовать только для собственных нужд, передавать другим лицам нельзя (пп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, ст. 19 Закона о недрах).

Перечень общераспространенных полезных ископаемых принят в каждом субъекте РФ на основании Рекомендаций, утвержденных Распоряжением МПР России от 07.02.2003 N 47-р.

Ваши права использовать все, что есть под участком, ограничены только законами и обязанностью не нарушать права третьих лиц (п. 3 ст. 261 ГК РФ). Другие акты, например распоряжения органов местного самоуправления, их ограничить не могут (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 44-АПГ16-7);

2) использовать водоемы — тоже для собственных нужд. Речь идет о прудах и обводненных карьерах, которые находятся в границах участка. Как правило, эти водоемы — ваша собственность (пп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, ч. 2 ст.

8 Водного кодекса РФ). Использовать собственный водоем вы можете с учетом правил и ограничений, которые предусмотрены Водным кодексом РФ. В частности, пользование не должно вредить окружающей среде и вы должны следить за исправностью гидротехнических сооружений на водоеме (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ);

3) строить на участке здания и сооружения в соответствии с целевым назначением земли и ее разрешенным использованием. При этом вы должны соблюдать градостроительные регламенты, экологические и иные нормативы (п. 1 ст. 263 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст.

40 ЗК РФ). В частности, вы ограничены в выборе места на участке, где можно разместить здание. Градостроительный регламент определяет минимальные отступы от границ участка, за пределами которых строить запрещено (п.

2 ч. 6 ст. 30, п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ).

В некоторых случаях строительство на участке и вовсе может быть запрещено. Например, если он находится в охранной зоне объекта культурного наследия (п. 2 ст.

34 Закона об объектах культурного наследия).

Как можно распоряжаться участком

Вы вправе его продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом при условии, что земля не исключена из оборота или не ограничена в нем (п. 1 ст. 260 ГК РФ).

Что собственник земельного участка обязан делать

Вы несете общее для всех собственников бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ).

И если для другого имущества закон не всегда уточняет, что входит в это бремя, то за собственником земли закон закрепляет массу конкретных обязанностей. Это связано с тем, что земля — это не только объект недвижимости, но и охраняемый природный объект, основа жизни и деятельности людей (пп. 1 п. 1 ст.

1 ЗК РФ).
В частности, вы обязаны (ст. 42 ЗК РФ):

1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земли по целевому назначению делятся на несколько категорий (п. 1 ст.

7 ЗК РФ). Узнать назначение конкретного участка вы можете в выписке из ЕГРН по нему в разделе «Категория земель»;

2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, которые установлены на участке в соответствии с законодательством;

3) заниматься охраной земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мерами пожарной безопасности. В частности, регулярно убирать мусор и сухую растительность, а также косить траву, если ваш участок находится в населенном пункте (п. 67 Правил противопожарного режима);

4) не препятствовать обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода, если таковые находятся на вашем земельном участке или под его поверхностью.

Этот перечень неполный, у вас могут быть и другие обязанности, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

Обратите внимание: указанные обязанности не прекратятся, даже если вы откажетесь пользоваться правами собственника земельного участка (п. 2 ст. 43 ЗК РФ).

Правовое регулирование земельных отношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Нужна помощь при регулировании земельных отношений?
Запишитесь на бесплатную консультацию юриста по земельному праву
Записаться

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

1. По характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

регулятивные земельные отношения– отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

2. По степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

3. По характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

4. По целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

— 3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы.

Куренкова Елена Владимировна

Куренкова Елена Владимировна ― юрист с опытом работы более 20 лет. Ей доверяют клиенты и уважают коллеги, считая одним из лучших специалистов в стране. В ведении Куренковой Людмилы Сергеевны находятся самые сложные процессы по наследственным, семейным, трудовым, жилищным вопросам.

Методы правового регулирования земельных отношений

Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.

Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество.

Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Рассматривая метод правового регулирования земельных отношений как термин, ему можно дать следующее определение, которое чаще всего применяется в юридической практике: метод правового регулирования земельных отношений — это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются отрасли права, воздействуют на социальные отношения.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия).

И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.

Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:

— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;

— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;

— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.

Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)

Ольга Журавлёва, Маргарита Ежелева

admin
Оцените автора
Ракульское