Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Есть аргументы учесть расходы на страхование имущества, принятого на ответственное хранение. Но, возможно, эту позицию придется отстаивать в суде.

Расходы на страхование гражданской ответственности перевозчика и страхование гражданской ответственности экспедитора не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:

Для целей налогообложения взносы на обязательное и добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1, подп. 4 п. 2 ст.

253 НК РФ). В целях налогообложения прибыли в расходах учитываются страховые взносы (премия) на все виды обязательного страхования, а также на виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в ст. 263 НК РФ.

Расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, при налогообложении не учитываются. Согласно п. 6 ст.

270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ.

Поэтому, несмотря на то, что перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), в отношении налогового учета расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование нужно руководствоваться специальными нормами ст.

263 НК РФ.

Расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).

В п. 1 ст. 263 НК РФ перечислены виды добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль, в том числе это расходы на:

  • добровольное страхование грузов;
  • добровольное страхование товарно-материальных запасов;
  • добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
  • добровольное страхование ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Если обязанность по страхованию ответственности не предусмотрена ни законодательством РФ, ни международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ) и не является условием ведения деятельности организации (подп. 10 п. 1 ст.

263 НК РФ), страховые взносы по нему нельзя учесть при налогообложении.

На основании п. 3 ст. 263 НК РФ расходы по видам страхования, которые можно учесть при налогообложении, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

При применении метода начисления порядок признания расходов по добровольному (обязательному) страхованию регулируется п. 6 ст. 272 НК РФ. По общему правилу расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены денежные средства на оплату страховых взносов. Но если уплата страховой премии произведена единовременно, то расходы по страхованию признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Смотрите также письма Минфина России от 13.04.2018 N 03-03-06/1/24595, от 30.01.2013 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/346 и др.

Страхования имущества, принятого на ответственное хранение

При поступлении имущества на хранение право собственности на них к хранителю не переходит (ст. 886 ГК РФ).

Нормой подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ предусмотрена возможность учета для целей налогообложения затрат на страхование имущества, используемого налогоплательщиком для осуществления деятельности по получению дохода.

По мнению налоговых органов, эта норма подлежит применению и при страховании имущества, полученного на хранение, если в договоре с поклажедателем предусмотрено их страхование за счет организации, оказывающей услуги по хранению (письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.06 N 20-12/53511@).

Однако Минфин в аналогичной ситуации против учета расходов. В письме Минфина России от 28.04.2009 N 03-03-06/1/285 указывается, что страхование такой деятельности не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Найден один судебный акт, в котором суд поддержал налогоплательщика в праве учесть расходы. В постановлении Девятого ААС от 14.01.2008 N 09АП-16447/2007-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 30.04.2008 N КА-А40/3708-08) суд указал, что понесенные обществом расходы по страхованию имущества произведены в целях исполнения принятых на себя обязательств по договору N ЛЭ-645/03/1ЛК-031140 от 08.12.2003 г. в части соблюдения условий по сохранности материально-технических ресурсов, принятых на ответственное хранение. Соответственно, эти расходы являются обоснованными расходами, поскольку обусловлены фактическим получением доходов от оказания услуг по хранению материальных ценностей. Страховые взносы на добровольное страхование указанного имущества подпадают под правовое регулирование подп. 7 п. 1 ст.

263 НК РФ.

Таким образом, есть аргументы учесть расходы на первый вид страхования. Но с учетом единичности такого решения, возможно, это право придется отстаивать в суде.

Дополнительно отметим, что при рассмотрении споров по учету страховой премии в расходах суды обращают внимание на проявление должной осмотрительности при выборе страховщика. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 25.11.2013 N Ф09-12068/13 по делу N А71-15531/2012 суд отказал в признании расходов, указав, что лимит ответственности страховщика составляет 40 000 000 руб., в то время как страховая сумма по договорам страхования, заключенным со страховщиком, составляет от 200 000 000 руб. и выше. При таких обстоятельствах довод налогоплательщика о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента признан судом необоснованным.

Страхование ответственности перевозчика

В отношении расходов на страхование ответственности перевозчика Минфин России отметил (письмо от 30.12.11 N 03-03-06/1/855), что их учет возможен, только если страхование является условием осуществления деятельности в соответствии:

  • с законодательством РФ;
  • международными обязательствами РФ;
  • общепринятыми международными требованиями.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика по законодательству РФ предусмотрено при перевозках пассажиров метрополитеном, а также при авиа- и морских перевозках (п. 1 ст. 5 Закона N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», статьи 323, 334 и 336.6 Кодекса торгового мореплавания, статьи 131, 133 и 134 Воздушного кодекса).

Законодательство не предусматривает обязанность организации, занимающейся автомобильными перевозками грузов, страховать свою гражданскую ответственность. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Страхование ответственности экспедитора

Минфином России разъяснено, что страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/71).

Также отметим, что ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не предусматривают возможности страхования ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Часто суды считают договор страхования ответственности экспедитора ничтожным и отказывают страхователю в выплате страхового возмещения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КГ-А40/13164-08 и от 29.12.2008 N КГ-А40/12015-08; ФАС Уральского округа от 06.07.2009 N Ф09-4760/09-С5 и от 01.12.2008 N Ф09-8955/08-С5).

Однако в некоторых случаях суды допускают заключения подобных договоров, считая их заключенными на основании ст. 931 ГК РФ и, соответственно, квалифицируя их как договоры страхования ответственности за причинение вреда (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КГ-А40/1283-09; ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 N А12-16611/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 N А43-27008/2008).

Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность экспедитора страховать свою гражданскую ответственность, более того, такой договор может быть признан ничтожным. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;

— Вопрос: Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов организации на страхование ответственности за имущество, принятое на складское хранение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);

— Какие расходы на страхование рисков можно признавать в налоговом учете, а какие нет (О.А. Лаврова, «Российский налоговый курьер», N 20, октябрь 2012 г.);

— Калькулятор суммы страховой премии, признаваемой при налогообложении прибыли (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ);

— Страховка добровольная — ИФНС недовольная (А. Веселов, журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2021 г.);

— Вопрос: Если договором транспортной экспедиции предусмотрено страхование ответственности экспедитора, то входят ли такие расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли? («Финансовая газета», N 41, октябрь 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Экспедитор перевыставляет клиенту расходы на страхование: отражение в бухгалтерском и налоговом учете

Компания ГАРАНТ
Организация-экспедитор, применяющая общий режим налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции, в рамках которого она осуществляет страхование груза по поручению клиента (грузовладельца) и в его пользу.Экспедитор перевыставляет клиенту свои расходы на страхование, добавляя к ним наценку за оказание услуг. Как в бухгалтерском и налоговом учете экспедитора отражаются услуги по страхованию груза? Как производится обложение НДС данной операции?

Какие документы необходимо представить клиенту?В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В общем случае условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Статьей 930 ГК РФ предусмотрено, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ) экспедитор не имеет права заключать договор страхования груза от имени клиента при условии, что это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Однако он может застраховать груз от своего имени (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 22.12.

При этом в силу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе предусмотреть в договоре, что такое страхование осуществляется за счет клиента. Пунктом 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ установлено, что клиент обязан не только уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, но также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Поэтому, если договором транспортной экспедиции предусмотрено, что страхование груза осуществляется экспедитором за счет клиента, последний обязан возместить экспедитору понесенные им расходы на страхование.

В силу п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Полагаем, что наличие в договоре транспортной экспедиции положений о страховании экспедитором груза и об обязанности клиента возместить экспедитору соответствующие расходы может рассматриваться как элемент посреднических отношений. Согласно нормам гражданского законодательства РФ посреднической деятельностью организации является, в частности, оказание услуг по приобретению работ (услуг) для сторонних организаций. Совершение указанных сделок осуществляется посредником в соответствии с положениями глав 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 991 и ст. 1006 ГК РФ договор комиссии и договор агентирования предусматривают обязанность комитента (принципала) по уплате посреднического вознаграждения.

Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (абз. 2 п. 1 ст. 991 ГК РФ). Приведенные положения норм ГК РФ свидетельствует о целесообразности отдельного выделения суммы посреднического вознаграждения или порядка его определения в договоре.

Кроме того, обязательным условием посреднических договоров является представление агентом (комиссионером) отчета об исполнении поручения, к которому прилагаются доказательства произведенных за счет принципала (комитента) расходов (ст.ст. 999, 1008 ГК РФ). Таким образом, оказывая экспедиционные услуги, экспедитор может быть признан посредником при условии включения в договор транспортной экспедиции всех необходимых элементов посреднического договора. В таком случае возмещение клиентом затрат экспедитора не будет относиться к реализации услуг экспедитора и не может быть признано в качестве объекта налогообложения по НДС и налогу на прибыль у экспедитора (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2013 N Ф08-8177/12 по делу N А32-2247/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 N А56-55513/2008, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 13АП-8079/2009, определение ВАС РФ от 18.05.2007 N 5707/07).

Налоговый учетНалог на прибыльВ целях налогообложения прибыли сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ с учетом положений ст. 251 НК РФ. Так, согласно пп.

9 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При этом п. 9 ст.

270 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Таким образом, в рассматриваемой ситуации затраты на уплату страховой премии, возмещаемые клиентом (принципалом), в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, экспедитором не учитываются.
При этом суммы, полученные в качестве возмещения расходов по страхованию груза, для экспедитора не являются доходом от реализации. В данном случае доходом от реализации экспедитора будет только сумма агентского вознаграждения, полученная в соответствии с заключенным договором (письмо Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270). НДСОперации по реализации услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС (п. 1 ст.

146 НК РФ). Реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст.

39 НК РФ).

Согласно п.п. 1, 3 ст. 168 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж установлены постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

В свою очередь, п. 1 ст. 156 НК РФ установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налогоплательщики определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде посреднического вознаграждения. Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением N 1137 (далее — Правила заполнения счета-фактуры), порядок составления счетов-фактур экспедиторами по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, не установлен. Минфин России в письме от 10.01.2013 N 03-07-09/01 разъясняет, что, принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры для комиссионеров (агентов). В связи с этим по услугам третьих лиц, приобретенным экспедиторами от своего имени за счет клиентов, экспедиторы могут выставлять счета-фактуры с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентами.

Для этого не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги экспедитором клиенту, экспедитору следует выставить клиенту счет-фактуру, в котором требуется указать в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур (смотрите также письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161, от 01.11.2012 N 03-07-09/148, ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16555@). В рассматриваемой ситуации экспедитор в соответствии с условиями договора приобретает для клиента услуги страхования. Обратите внимание, что на основании пп.

7 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги по страхованию, оказанные страховыми организациями, НДС не облагаются. В общем случае при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии со ст.

149 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. При этом п. 4 ст. 169 НК РФ освобождает страховые организации от составления счетов-фактур по операциям, не облагаемым НДС в соответствии со ст.

149 НК РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации экспедитор (являющийся посредником при приобретении для клиента услуг по страхованию) не должен выставлять счет-фактуру на сумму страховой премии, поскольку страховая организация такой счет-фактуру не оформляет в силу п. 4 ст. 169 НК РФ.
Счет-фактура на вознаграждение выставляется в общеустановленном порядке. Бухгалтерский учетСогласно п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.

На основании п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» не признаются расходами организации выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, бухгалтерский учет посреднических операций у агента целесообразно вести, используя счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», выделив для конкретных расчетов отдельные субсчета к этому счету: 76-1 «Расчеты со страховой компанией»; 76-2 «Расчеты с принципалом»; 76-3 «Расчеты с принципалом по агентскому вознаграждению». Проводки в данной ситуации будут следующими: Дебет 76-1, Кредит 51
— с расчетного счета перечислена страховая премия страховой компании; Дебет 76-2 Кредит 76-1
— расходы по оплате страховой премии предъявлены принципалу; Дебет 51 Кредит 76-2
— на расчетный счет поступили денежные средства от принципала, в счет возмещения расходов по страхованию груза; Дебет 76-3 Кредит 90-1
— начислено агентское вознаграждение; Дебет 90-3 Кредит 68
— начислен НДС с агентского вознаграждения; Дебет 90-2 Кредит 20 (26)
— отражены собственные расходы агента. Документальное оформлениеОсновным документом, подтверждающим произведенные расходы по страхованию груза, является отчет экспедитора, который он должен предоставить клиенту. Отчет, как и все первичные документы, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст.

9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К этому отчету должны быть приложены копии документов, подтверждающие понесенные расходы (копии договора страхования (полиса), платежных документов).
Рекомендуем также составить акт на агентское вознаграждение. Этот документ позволит клиенту без дополнительных рисков учесть в составе своих расходов затраты на уплату данного вознаграждения.
В рассматриваемой ситуации на сумму агентского вознаграждения необходимо выставить счет-фактуру. Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова НатальяКонтроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана18 ноября 2013 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Расходы сторон договора транспортной экспедиции

Автор: Поздышева О. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» К транспортно-экспедиционным услугам относятся организация перевозки груза, заключение договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) оказать или организовать оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Далее речь пойдет о том, как условия договора транспортной экспедиции влияют на исчисление налога на прибыль.

Правовое регулирование

  • гл. 41 ГК РФ (причем правила данной главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком);
  • Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ;
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, далее – Правила).

В силу п. 1 ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть установлены следующие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой:

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза; и др.

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций, связанных с доставкой грузов, в том числе:

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, хранение груза, его получение в пункте назначения.

В договоре транспортной экспедиции должны быть установлены права и обязанности сторон. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 87-ФЗ клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, давать указания экспедитору, требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза (если это предусмотрено договором).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента (в порядке, предусмотренном договором).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор должен проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре.

Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается (п. 1).

При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4). Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п.

5).

В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента о произведенных изменениях (п. 2 ст.

3 Федерального закона № 87-ФЗ).

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц. При этом возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

Экспедиторские документы

Договор транспортной экспедиции составляется в письменной форме (ст. 802 ГК РФ). Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п.

7 Правил). Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Согласно п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Обратите внимание:в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках гл. 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (письма Минфина России от 09.09.2021 № 03-03-06/1/72942,от 03.09.2021 № 03-03-06/1/71385).

Договор транспортной экспедиции…

Согласно ГК РФ экспедиция является самостоятельным видом договора, не относящимся ни к посредническим договорам, ни к договорам возмездного оказания услуг. Глава 25 НК РФ не содержит положений, регламентирующих порядок исчисления налога на прибыль при договорах транспортной экспедиции, поэтому договор должен быть составлен таким образом, чтобы его положения были понятны с точки зрения Налогового кодекса. Иными словами, во избежание разногласий с налоговыми органами схема данного договора должна быть близка к посредническим договорам (поручения, комиссии, агентирования) или к договору возмездного оказания услуг.

Либо это может быть смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ).

И последнее. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Однако эта норма не устанавливает способ определения цены в договоре, а лишь защищает интересы экспедитора. Поэтому для целей налогообложения важно четко прописать в договоре, как будет определяться цена – либо в виде единой стоимости услуг экспедитора, либо в виде вознаграждения экспедитора, тогда затраты, понесенные им, «перевыставляются» клиенту.

…по схеме договора возмездного оказания услуг

Обычно такие договоры заключаются, когда экспедитор оказывает услуги клиентам своими силами, без привлечения сторонних организаций (например, осуществляет перевозку своим транспортом, проверяет количество и состояние груза, занимается погрузкой, выгрузкой, хранением груза).

Нередко экспедиторы привлекают третьих лиц, осуществляющих перевозку, погрузочно-разгрузочные и другие работы. При этом отношения с клиентом все равно строятся на основании договора транспортной экспедиции по схеме «возмездное оказание услуг». Как правило, это происходит, когда организация-экспедитор не хочет афишировать стоимость услуг транспортных компаний и размер своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну.

Данная схема удобна и в ситуациях, когда экспедитор оказывает услуги нескольким клиентам одновременно (в вагоне или автомашине перевозятся грузы сразу нескольких клиентов), что затрудняет «перепредъявление» клиентам стоимости услуг привлекаемых организаций.

Цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Вознаграждение, полученное от клиента – грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, подлежит учету в его доходах для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором оно получено (ст. 249 НК РФ).

При этом выплаты перевозчику, связанные с исполнением перевозчиком обязанностей экспедитора, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций, если указанные затраты не компенсируются клиентом (Письмо Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185).

При таком договоре экспедитор представляет клиенту акт на оказание услуг, свой счет-фактуру и, конечно же, транспортные документы.

…по схеме посреднического договора (комиссии, агентирования, поручения)

Как правило, такая схема применяется, если экспедитор для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, привлекает сторонние компании. В этом случае понесенные им затраты он «перевыставляет» клиенту и отдельно показывает свое вознаграждение.

В силу п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или иному аналогичному договору. Согласно вышеуказанному пункту в состав расходов, в частности, не включаются суммы затрат экспедитора, которые в соответствии с заключенным договором экспедиции (исходя из условий договора и (или) положений законодательства РФ) возмещаются или должны быть возмещены клиентом.

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

С учетом изложенного расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются экспедитором при определении базы по налогу на прибыль (см. Письмо Минфина России от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Отметим, что гражданское законодательство не требует от экспедитора составления отчета в случаях, когда для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает сторонние организации. Лишь в п. 15 Правил установлено, что экспедитор может предоставлять клиенту определенную информацию, причем только по требованию последнего.

Однако, полагаем, во избежание разногласий с налоговыми органами, если договор оформлен по данной схеме, экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в Письме УФНС по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797. Как следует из этого письма, если договором предусмотрено, что клиент несет расходы на выплату вознаграждения экспедитору и расходы, связанные с оплатой (возмещением) стоимости отдельных услуг по транспортировке груза, предусмотренных договорными условиями, то данные расходы (при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ) для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены:

  • в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, – отчетом экспедитора;
  • в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза – первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, транспортными накладными, актами выполненных работ и т. п.).

Экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг (Письмо УФНС по г. Москве от 29.08.2008 № 20-12/082058).

Чаще всего на практике возникают ситуации, когда для исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор часть услуг оказывает сам, а часть заказывает на стороне. Например, нанимает транспортную организацию для перевозки груза, а погрузочно-разгрузочные работы и сопровождение груза осуществляет самостоятельно, то есть в договоре предусмотрены и посредническая деятельность, и возмездное оказание услуг. В этом случае в договоре отдельно должны указываться стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер его вознаграждения за организацию перевозки.

Возмещение ущерба, вызванного необеспечением сохранности груза

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба (если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). При этом экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (данное положение должно быть в договоре транспортной экспедиции). Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им вознаграждения экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (ст.

7 Федерального закона № 87-ФЗ).

Например, в договоре экспедиции могут быть прописаны следующие условия: «В случае утраты (недостачи, повреждения) груза экспедитор обязан возместить клиенту ущерб, размер которого определяется исходя из стоимости принятого груза в соответствии с действующим законодательством РФ. Стоимость принятого груза составляет 1 200 000 руб., в том числе НДС – 200 000 руб. Кроме того, экспедитор обязан возвратить клиенту вознаграждение, ранее полученное за организацию перевозки утраченного (недостающего, поврежденного) груза».

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитору может быть предъявлена претензия. Право на это имеют: клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо; получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции; страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии и удостоверяющих количество и стоимость отправленного груза (подлинники или копии, засвидетельствованные в установленном порядке).

Обратите внимание:для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ).

Затраты экспедитора на возмещение ущерба клиенту учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). При применении метода начисления они признаются на дату признания экспедитором суммы причиненного ущерба или на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст.

272 НК РФ).

Для клиента (поставщика-грузоотправителя) сумма возмещения ущерба, подлежащая уплате экспедитором, является внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ). В целях налогообложения он может исключить из данной суммы стоимость утраченного (поврежденного) имущества, так как в этой части не возникает экономической выгоды (ст. 41 НК РФ).

В таком случае стоимость утраченного (поврежденного) груза в расходы клиента не включается.

При методе начисления сумма возмещения ущерба учитывается в целях налогообложения на дату признания ее экспедитором или на момент вступления в законную силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271, ст.

317 НК РФ).

О налоге на прибыль с доходов иностранной компании от оказания экспедиторских услуг российской организации

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В свою очередь, к доходам от международной перевозки, указанной в пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.

В силу п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В связи с вышеизложенным, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг на территории РФ, доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в РФ. В этом случае в соответствии со ст. 246 НК РФ иностранная компания будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории РФ.

В свою очередь, если иностранная организация оказывает экспедиторские услуги исключительно вне территории РФ, доходы, полученные ею в этой связи, не могут подлежать обложению налогом на прибыль в РФ.

В случае если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объему и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм НК РФ и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как международная перевозка, следует руководствоваться в том числе нормами п. 1 ст. 309, ст. 310 и 312 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2021 № 03-08-05/32703).

Новое в страховании ответственности при перевозке грузов с 2020 года

Суть в том, что автоперевозчики и транспортные экспедиторы получили законную возможность застраховаться от штрафов за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Так, в Законе о транспортной экспедиции и Уставе автотранспорта установили право экспедитора и перевозчика грузов страховать риск ответственности по договору.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, такое страхование возможно только в предусмотренных законом случаях. Однако указанные выше документы не содержали соответствующих положений.

В то же время в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование:

  • один из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора;
  • гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.

Законодательством РФ не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик/экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.

Согласно ст. 932 ГК РФ, по договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен.

Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность. Это выгодоприобретатель, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.

Что нужно знать

До 18.03.2020 застраховать ответственность за груз можно было и без этих нововведений – по общим основаниям ответственности за причинение вреда.

Со штрафами за просрочку доставки и другой договорной ответственностью ситуация иная. Приходилось руководствоваться судебной практикой, по которой такое страхование допускалось, но в законе прописано не было.

Судебная практика

Иногда суды признавали заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности.

Вместе с тем, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 № 16996/09 по делу № А43-27008/200839-731 признало страхование гражданской ответственности экспедитора, автоперевозчика соответствующим законодательству. В частности:

«Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя перед клиентами и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом».

«Иск о выплате страхового возмещения по договору страхования риска договорной ответственности подлежит удовлетворению, если заключение подобных договоров распространено в практике страховщика вопреки установленному в законе запрету на заключение таких договоров».

Заключение

Введя с 2020 года новое право для автоперевозчиков и экспедиторов, законодатели фактически закрепили в законе сложившуюся судебную практику.

Рассмотренный Закон № 59-ФЗ значительно расширил перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Например, это ответственность за просрочку доставки груза, за неподачу транспортного средства и т. п.

Это, в свою очередь, защищает автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).

Что нужно знать о страховании ответственности экспедитора

Рассматриваемое страхование ответственности экспедитора (СОЭ) является видом гражданской ответственности. Оно предусматривает обеспечение защиты финансовых интересов самого экспедитора в том случае, если перевозимый груз был повреждён, утерян или уничтожен.

Довольно часто наличие такого полиса является обязательным условием для тендера в сфере экспедирования. Тем самым все стороны получают гарантию безопасности. Как экспедитор, так и грузовладелец.

Сама страховка содержит в себе сразу 2 принципа. Это страхование ответственности экспедитора и страхование груза со стороны экспедитора. Изучив особенности СОЭ более детально, вы сможете понять, для чего, в каких ситуациях этот полис необходим и полезен.

Что это такое

На практике страхованием ответственности экспедиторов называют защиту их имущественных интересов в ситуациях, когда наступают страховые случаи, ошибки сотрудников, а также иные риски. СОЭ является особым видом имущественного страхования. В этом случае на лимит ответственности влияют различные факторы.

Это и характер деятельности, и степени рисков, и так далее.

Условия договора чаще всего не предусматривают наличие субэкспедиции. То есть речь не идёт о грузоперевозках с помощью лизингового или арендованного транспорта. Но третьи лица при этом участвовать в перевозке всё равно могут.

Своё действие полис страхования начинается с того момента, когда компания-экспедитор выплачивает страховую премию. Для подтверждения факта вступления в силу договора страховщик, то есть страховая компания, выпускает соответствующий полис.

Особенности договора страхования

Практика показывает, что большинство экспедиторских компаний не обладают возможностью за собственный счёт застраховать груз. Фактически в этом нет смысла. Объясняется такая позиция тем, что суммы страховых премий будут значительно выше.

Поэтому такую услугу как страхование ответственности экспедитора, которую предоставляют страховые компании, обычно заказывают:

  • экспедиторские компании;
  • транспортные предприятия;
  • люди, занятые в сегменте таможенного оформления;
  • логистические терминалы и компании.

Такой вид страхования позволяет покрыть в полной мере ответственность страхователя, если произойдут те или иные ситуации, наступят страховые случаи. Причины могут быть любыми. Но при этом важно, чтобы полный перечень причин и случаев, которые не входят в страховое покрытие, были обязательно прописаны в договоре.

В случае страхования ответственности экспедиционной организации требуется заключить между сторонами генеральный договор. При этом сроки заключения варьируются от 2-3 месяцев до 3 лет.

СОЭ регулируется несколькими основными законодательными актами и нормативами. Они прописаны в:

  • Гражданском кодексе;
  • Таможенном кодексе;
  • уставе автотранспорта РФ;
  • Федеральном законе о транспортно-экспедиционной сфере деятельности;
  • международных договорах и конвенциях, таких как CMR и FIATA;
  • требованиях закона в области правил грузоперевозок.

Опираясь на эти нормативы и законы, полис страхования составляется и соблюдается сторонами договора.

Какие предусмотрены обязательства

Такой полис страхования ответственности является достаточно полезным, а порой необходимым документом для перевозчика-экспедитора. Специалисты по экспедированию для обеспечения защиты своих имущественных интересов страхуются, оформляя тот самый полис СОЭ. При осуществлении своей экспедиторской деятельности, компании-перевозчики имеют следующие обязательства:

  • обеспечение безопасности при перевозке пассажиров;
  • ответственность за сохранность груза до того момента, пока товар не окажется у получателя;
  • компенсация убытков, которые возникли по вине перевозчика;
  • возмещение ущербов, связанных с ошибками сотрудников и работников компании.

Если говорить об ошибках сотрудников, то тут следует дать некоторые пояснения. Речь идёт о следующих возможных ситуациях:

  • нарушение правил погрузки;
  • неправильная разгрузка;
  • нарушение правил по перевозке;
  • некорректная комплектация;
  • ошибки в процессе формирования тарифов и так далее.

Именно за счёт страхования экспедиторской ответственности удаётся покрыть все эти риски и проблемы на тот период, пока действует договор.

Ответственность

Также стоит поговорить и об объёмах ответственности в случае страхования экспедиторской ответственности перевозчика. Страховой полис может покрыть любой ущерб, который возник по той или иной причине. Это могут быть случаи и ошибки, которые допустил экспедитор, представитель компании, сотрудники и другие люди, привлечённые к выполнению поставленной задачи.

Но важно учесть, что действие страхового соглашения будет распространяться лишь на тот маршрут, территорию, а также направление экспедиторской деятельности, которые были прописаны в договоре страхования. Если же речь идёт о ситуации, которая договором не предусматривается, тогда ответственность застрахована не будет. Экспедиторам придётся уже за собственный счёт выплачивать компенсации, покрывать ущерб и так далее.

Привлечение по гражданской ответственности

Существует несколько ситуаций, при которых сотрудники и работники компании, ведущей экспедиторскую деятельность, могут быть привлечены к гражданской ответственности. Здесь речь идёт о:

  • выявлении факта мошеннических действий;
  • умышленном повреждении товара и груза для достижения корыстных целей;
  • сговоре с третьими лицами, направленном на получение выгоды;
  • отказе страхователя выполнять принятые на себя обязательства по грузоперевозкам;
  • выявлении факта выполнения обязательств, находясь в наркотическом, либо алкогольном опьянении.

В подобных случаях, если они будут выявлены и доказаны, страховщик, то есть страховая компания, имеет законное право досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключённый договор. Если договор перестаёт действовать по таким причинам, тогда вся ответственность, включая финансовую, будет переведена на экспедиторскую компанию.

Важно акцентировать внимание на том, что все условия взаимодействия между клиентов и экспедитором должны быть прописаны в договоре.

Также там нужно указывать права и обязанности сторон в полном объёме. Это защищает от возникновения нежелательных споров, разногласий и ситуаций, которые могут повлечь за собой привлечение третьей стороны для выяснения того, кто в итоге прав. Тут в основном речь идёт об обращении в суд.

Также и экспедиторская компания, подписывая договор страхования ответственности, должна чётко понимать, чего делать нельзя и в каких ситуациях действие соглашения может быть прекращено раньше срока.

Так что с содержанием полисов страхования ответственности со стороны экспедитора необходимо внимательно ознакомиться. При необходимости, страховщик может добавить или исключить какие-то пункты. Тут уже требуется согласование с клиентом, то есть экспедиторской компанией.

Что можно застраховать

Когда речь идёт про страхование экспедиторской ответственности, то может быть несколько объектов, которые допускается застраховать:

  • для туристических фирм это здоровье и жизнь перевозимых пассажиров;
  • для экспедиционных компаний вред, наносимый доставляемому грузу и имуществу;
  • имущественные интересы экспедиторов;
  • расходы на спасение доставляемого груза;
  • снижение убытков в ситуации, когда наступает страховой случай;
  • ущерб, причинённый со стороны других лиц.

Учтите, что страховым случаем является событие, которое уже произошло, а также было прописано и предусмотрено в договоре.

Какие бывают страховые риски

Если говорить о страховых рисках, то их достаточно много. Стоит выделить наиболее распространённые:

  • ответственность, которая наступает в результате утраты, потери или полной гибели при форс-мажорных обстоятельствах;
  • различные финансовые потери, возникающие по вине страхователя (нарушение доставки, просрочки);
  • компенсации, возникшие из-за таможенных пошлин, а также сборов;
  • ответственность перед третьими лицами, если повредился груз;
  • расходы на расследование всех обстоятельств наступившего страхового случая;
  • выплаты по страховке, необходимые для снижения причинённого ущерба.

При этом в список страховых рисков не будут входить форс-мажорные ситуации, которые были прописаны в соответствующем договоре. Под форс-мажором в сфере грузоперевозок и экспедиционной деятельности понимают стихийные бедствия, обвалы мостов и туннелей, кражи, разбойные нападения и так далее. При этом стороны могут не предусматривать те или иные внештатные ситуации, прописав их в договоре как исключения.

Какие бывают виды страхования

В случае со страхованием экспедитора речь идёт о 2 видах страховки, которые являются взаимодополняемыми:

  • ответственность экспедитора;
  • страхование груза экспедитором.

Эти 2 вида страховки выступают как самостоятельные. При этом могут максимально гарантировать финансовую безопасность и защиту интересов сторон. Ответственность страхуется для того, чтобы в случае чего иметь возможность получить компенсацию за имущественные убытки, которые понесли участники процесса перевозки груза.

Параллельно с этим имущественный страховой полис также встаёт на сторону защиты интересов грузовладельца. В некоторых случаях экспедиторские компании могут самостоятельно застраховать перевозимый товар. Чаще всего это происходит на условиях договора с клиентом.

Ключевые особенности

Предусмотрено несколько наиболее значимых особенностей:

  • Страхование направлено на то, чтобы защитить имущественные интересы экспедитора в ситуации, когда наступает предусмотренный договором страховой случай.
  • В качестве объектов страхования могут выступать не только грузы и их сохранность, но также жизнь и здоровье людей.
  • Ответственность страхуется при условии, что был заключён генеральный договор.
  • За услугой страхования ответственности обращаются не только экспедиторские, но также транспортные и логистические организации.
  • Полис может покрыть возможный ущерб, который возник по той или иной причине. Это касается даже случайных ошибок, допущенных сотрудниками.
  • Экспедитор будет нести гражданскую ответственность, если выявят факт мошенничества с его стороны, либо иные умышленные действия с целью получения выгоды. Также это относится к выполнению обязанностей в состоянии наркотического, либо алкогольного опьянения. Экспедитор будет отвечать и в том случае, если откажется выполнять условия договора по доставке груза, не имея для этого весомых причин.
  • В страховом договоре могут сочетаться 2 вида полисов. Это ответственность и страховка груза экспедитором.

Объективно вопрос достаточно сложный. Особенно для тех, кто не работает в этой сфере, а также напрямую не связан с экспедиторской деятельностью, не пользуется их услугами и так далее.

Насколько необходимо такое страхование? Эффективный ли это инструмент? Кто сталкивался с подобными полисами?

Как он поменял взаимоотношения между клиентом и исполнителем?

admin
Оцените автора
Ракульское