Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарии к ст. 211 УК РФ

1. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.).

Судно водного транспорта — самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде (под водой) грузов, пассажиров, багажа, специального назначения — буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). К судам водного транспорта следует относить также и маломерные суда, под которыми понимаются самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 кг и более, байдарку грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более).

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2003. N 2. Ст.

169.

2. Объективная сторона преступления выражается в одной из двух альтернативных форм действий: а) угоне соответствующего судна или подвижного состава; б) в их захвате с целью угона.

Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения. Угон состоит в установлении контроля со стороны виновных лиц над транспортным средством и его последующим перемещении с того места, где оно находилось, в другое место. Местонахождение судна или состава на момент угона (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.) для квалификации значения не имеет.

В отличие от угона захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Основной состав преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия. Насилие может применяться к членам экипажа, обслуживающему персоналу, охране, пассажирам либо любым иным лицам, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него.

3. Угон является оконченным преступлением с момента изменения местонахождения транспортного средства (с началом полета воздушного судна или движения подвижного состава, водного судна либо изменения курса судна), а захват — с момента установления над ним неправомерного контроля со стороны угонщиков. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна или железнодорожного подвижного состава обязательным субъективным признаком является специальная цель — угон. Захват не с целью угона, а преследующий иные цели, не образует преступления, квалифицируемого по ст.

211. Причинение вреда собственнику судна, железнодорожного подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII.

М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст.

206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст.

116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии.

Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года — Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет .

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к статье 211 УК РФ

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

1) угон указанных транспортных средств;

3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст.

211).

4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон — с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель — угон судна.

6. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Под иными тяжкими последствиям (ч. 3 ст. 211) понимают:

— аварию транспортного средства;

— значительное повреждение груза, имущества;

— причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;

— значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

Другой комментарий к статье 211 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект преступления — общественная безопасность.

2. Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) угон указанного судна либо состава или б) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — это противоправное завладение судном или составом и использование их для полета, поездки или в качестве плавающего средства.

Захват — это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

4. Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК); в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, означает причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза может выражаться в запугивании убийством, причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

8. Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст.

35 УК) либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов и т.п.

Комментарии и консультации юристов по ст 211 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 211 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье анализируются проблемные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, которое в соответствии с конвенциями, отнесено к числу международных преступлений. Автор показывает отграничение данного состава преступления от иных смежных преступлений, предметом которых также являются различные виды транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Князева Екатерина Анатольевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА СУДНА ВОЗДУШНОГО ИЛИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (СТАТЬЯ 211 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Воздушное пиратство и методы борьбы с ним
Исторический анализ и Международный опыт борьбы с угонами воздушных судов

Особенности уголовно-правовой борьбы с морским и воздушным пиратством по законодательству России и стран АТР

Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: система понятий и правовая природа деяний (международно-правовой аспект)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Угон транспортного средства часто связан с такими преступными деяниями, как нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ); незаконное лишении свободы лиц, находящихся на борту судна (ст. 127 УК РФ).

Поэтому подобные преступления самостоятельной квалификации не требуют. УК РФ позволяет правильно квалифицировать содеянное в случаях возникновения проблемных ситуаций. Так, угон воздушного судна по своим внешним признакам схож с нарушением правил международных полетов (ст. 271 УК).

В соответствии со ст. 271 УК уголовно наказуемым является совершение полета с нарушением указанных в разрешениях маршрутов, мест посадки, высоты полета и т.д.

В ст. 79 Воздушного кодекса РФ под международным полетом понимается полет воздушного судна в воздушном пространстве более одного государства [2]. Установление РФ правил международных полетов связано с необходимостью обеспечения интересов внешней безопасности государства и охраны границ от несанкционированного пересечения, а также безопасности полетов на международных и внутренних авиалиниях.

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе Международных договоров РФ или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством РФ [2]. Совершение угона воздушного судна всегда сопряжено с нарушением правил международных полетов, особенно в тех случаях, когда виновный преследует своей целью совершить посадку угнанного самолета на территории другого государства. То есть виновный совершает вылет из РФ или влет в России без установленного разрешения [7]. По нашему мнению, состав преступления, предусмотренного ст.

211 УК РФ, полностью охватывает нарушение правил международных полетов, которые были допущены в связи с угоном воздушного судна за границу. Поэтому дополнительной квалификации указанное нарушение не требует.

В связи с тем, что угон воздушного судна является преступлением, представляющим повышенную общественную опасность, максимальное наказание за него определено законодателем в виде лишения свободы сроком до 15 лет (минимальное составляет четыре года лишения свободы). В то же время санкция за нарушение правил международных полетов в соответствии со ст. 271 УК РФ не предусматривает такой меры наказания, как лишение свободы, ограничиваясь лишь штрафом и арестом.

Следовательно, в данном случае законодатель учёл возможность нарушения виновным лицом правил международных полетов как практически естественное следствие угона воздушных судов.

Часто возникают проблемы квалификации по ст. 211 УК РФ в части угона (захвата) судна водного транспорта, которое было совершенно в открытом море.

* Князева Екатерина Анатольевна — аспирант кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: [email protected]

Здесь можно говорить о нападении на судно, и основная проблема возникает в установлении цели такого нападения. Если цель — завладение чужим имуществом, то содеянное следует квалифицировать по ст. 227 УК РФ — пиратство.

В случаях, когда цель нападения не установлена, квалификация действий должна осуществляться по ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 211 УК РФ, то есть как покушение на угон судна.

Так, 25 ноября 2002 г. группа вооруженных лиц совершила нападение на экипаж судна РМС «Сангар», принадлежащего ООО «Регион» и приписанного к порту Корсаков Сахалинской области, во время его нахождения в экономической зоне Японии и пыталась установить контроль над ним посредством применения насилия. Экипажем судна действия нападавших были пресечены. Было установлено, что нападение на «Сангар» было связано с процессом раздела собственности, происходящим в ООО «Регион». Указанное нападение было квалифицировано транспортным прокурором Сахалинской области по ч. 3 ст.

30 и п. «а» ч. 2 ст. 211 УК РФ [5].

Угон судна воздушного или водного транспорта может быть связан с незаконным пересечением Государственной границы РФ. В случаях угона воздушного или водного судна с целью незаконного выезда из РФ или въезда в неё действия виновного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211, 322 УК РФ.

В связи с тем, что преступление, предусмотренное ст. 322 УК РФ, является менее тяжким по сравнению с угоном воздушного или водного судна, оно не может его поглотить. В то же время невозможно и обратное поглощение, так как два указанных деяния внутреннее не связаны. Следовательно, лицо, совершающее преступление, предусмотренное ст.

322 УК РФ, и избравшее в качестве способа выезда или въезда в страну угон судна, совершает деяние еще более тяжкое, которое требует самостоятельной уголовно-правовой оценки [6].

Часто в результате угона транспортного средства нарушаются правила безопасности движения и эксплуатации, что обусловлено его выходом из-под контроля служб управления, что может привести к авариям или катастрофам.

Таким образом, можно утверждать, что объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 211, 263 УК РФ, совпадает в тех случаях, когда нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта выражается в самом факте их угона. Состав угона по содержанию объективных признаков является специальным по отношению к составу преступления, предусмотренного ст.

263 УК РФ. В случае же конкуренции общей и специальной нормы действия виновного лица всегда квалифицируются по статье уголовного закона, предусматривающей специальный состав преступления [7]. Это о значает, что захват судна либо состава работниками соответствующего вида транспорта в целях угона следует квалифицировать только по ст.

211 УК РФ, несмотря на то, что такие действия являются одновременно нарушением правил, предусмотренных ст. 263 УК РФ. Состав преступления, предусмотренного ст.

211 УК РФ, полностью включает в себя действия, которые нарушают установленный порядок движения и эксплуатации воздушного, водного или железнодорожного транспорта, и дополнительной квалификации по ст. 263 УК РФ не требует.

Совершение угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава с целью государственной измены, а равно в

случае совершения угона с целью незаконного пересечения Государственной границы, является способом совершения другого преступления. В данном случае — это акт предательства российского гражданина [3]. В указанном комментарии — совершение угона является способом совершения более тяжкого преступления.

Таким образом, вопрос об уголовной ответственности за подобное деяние должен решаться по правилам квалификации при конкуренции части и целого: «. в тех случаях, когда норма, предусматривающая способ совершения преступления, находится в конкуренции с нормой, предусматривающей все преступления, должна применяться последняя норма» [4, с. 263].

Однако следует учитывать, что угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава является конвенционным, международным преступлением. РФ, являясь участницей Гаагской конвенции, взяла на себя обязательства по соблюдению установлений этого международного договора и, в частности, как уже отмечалось выше, обязанность по наказанию лиц, совершивших угон гражданского воздушного судна. Таким образом, конвенционный характер перечисленных в данном случае действий по угону воздушного судна за границу с целью государственной измены является основанием для квалификации содеянного по совокупности преступлений — как государственная измена и угон.

Преамбула Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов устанавливает, что акт незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судом, находящимся в полете, угрожает безопасности лиц и имущества, серьёзно нарушает воздушное сообщение.

Захват воздушного судна считается проявлением терроризма по международному уголовному праву только в том случае, если место взлёта и место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершенно преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна. При этом не имеет значения, совершало ли воздушное судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях. То есть под действие Гаагской конвенции подпадает ситуация, например, когда самолет выполняет внутренний рейс, но был угнан и приземлился на территории другого государства.

С другой стороны, под положения Гаагской конвенции не подпадают ситуации, когда борт выполнял международный полёт, был захвачен, вылетел из страны регистрации, но самолет удалось посадить на территории этой же страны. Любой иностранный гражданский самолет, выполняющий рейс из России, в случае захвата и последующей посадки на территории России будет предметом действия данной Конвенции [1], как это было, например, в 1998 г. при попытке захвата самолета А-320 итальянской авиакомпании Alitalia, выполнявшего рейс Москва—Милан, но возвращённого в Шереметьево-2 [10]. Важно и время совершения данного деяния — оно считается преступным и подпадает под действие Гаагской конвенции только в том случае, если воздушное судно находилось в состоянии полета.

Следующим составом преступления, с которым граничит угон и возникают трудности при квалификации, является террористический акт (ст. 205 УК). Как и угон (захват) судов, рассматриваемое преступление посягает на основы общественной безопасности и характеризуется прямым умыслом.

Однако ст. 211 УК не устанавливает цель угона судна в качестве обязательного признака, в

отличие от ст. 205, в которой указана специальная цель — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Состав преступления, предусмотренного ст.

211 УК , формальный. Преступление будет считаться оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий, и в этом случае для квалификации не требуется наличия опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. В случае же совершения угона (захвата) с террористическими целями, при создании опасности гибели человека, причинения значительного ущерба либо наступления иных тяжких последствий рассматриваемое деяние необходимо квалифицировать по совокупности со ст.

205 УК РФ.

Угон (захват) воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, — неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Основное отличие данного преступления от рассматриваемых нами видов угона состоит в том, что последнее отнесено законодателем к преступлениям против собственности.

Предметом посягательства по ст. 166 могут быть любые транспортные средства, за исключением тех, которые подпадают под понятия судов воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Особенность объективной стороны заключается в том, что не может квалифицироваться по ст. 166 УК самовольное использование транспортного средства лицом, которое использовало его в силу занимаемой должности (например, временное использование автомобиля закрепленным за ним шофёром).

Статья 211 УК предусматривает ответственность за угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава представителем экипажа или непосредственно лицом, осуществляющим управление транспортным средством, то есть субъектами преступления могут быть и члены экипажа, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

1. Адельханян Р.А. Захват воздушных судов по международному уголовному праву // Законность. 2002. № 10.

С. 27.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2011 г.) // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст.

1383.

3. Комментарий к уголовному кодексу РФ / под ред. В.В. Мозякова. — М. : ЮРИСТЪ, 2003 . — 1039 с.

4. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации. — М. : Юридическая литература, 1972. — 352 с.

5. Нагаева Т.И. Пиратство как вид преступного деяния (историко-право-вой аспект) // История государства и права. 2010. № 10.

С. 9—15.

6. Узденов А.И. Угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. — Ростов н/Д. 2008. 220 с.

7. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. — Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982. — 96 с.

admin
Оцените автора
Ракульское