Система платон и транспортный налог с большегрузов изменения от 2024 года

Ежегодно автовладельцы надеются на отмену транспортного налога, но каждый раз подобные новости остаются на стадии слухов. Потому юрлица в 2024 году продолжат платить налог с транспортных средств, и отменять эту обязанность законодатели не планируют.

Основные правила на 2024 год по расчету налога на транспортные средства

Компании, владеющие транспортными средствами, при определении суммы налога должны следовать принципам гл. 28 НК РФ, по которой транспортный сбор платится в региональный бюджет. В ст.

358 НК РФ указаны машины, владея которыми, юрлица должны платить транспортный налог. К ним относятся автомобили, автобусы, мотоциклы, прочий самоходный транспорт, а также водные (яхты, катера и т.п.) и воздушные (вертолеты, самолеты и т.п.) средства передвижения. Отметим, что не каждое транспортное средство подвергается налогообложению, как, например, речные суда и тракторы. Полный список агрегатов, с которых транспортный налог не платится, представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Для того чтобы в 2024 году рассчитать транспортный налог, компании необходимо определить налогооблагаемую базу — мощность двигателя, которая считается в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ). От того, насколько велика мощность автомобиля, зависит размер налоговой ставки. Базой также может быть валовая вместимость судов, тяга реактивного двигателя или просто единица транспортного средства.

Но чаще всего используется именно мощность двигателя. На 2024 год по налоговому законодательству действуют ставки транспортного налога на легковые машины, указанные в таблице ниже.

Мощность, л.с. Величина ставки, руб.
До 100 2,5
От 100 до 150 3,5
Более 150 менее 200 5
Более 200 менее 250 7,5
От 250 15
  • 1 квартал 2024 года — 4 мая 2024 года;
  • 2 квартал 2024 года — 1 августа 2024 года;
  • 3 квартал 2024 года — 1 ноября 2024 года;
  • по итогам 2024 года — 1 марта 2024 года.
Почитать  Ст. 136 УК РФ. Уголовная ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

В некоторых субъектах РФ власти вправе не выделять отчетные периоды, поэтому авансовых платежей может не быть.

Юридические лица налог исчисляют самостоятельно на каждую машину по формуле:

Налог к уплате = НБ × СН × КП × КВ — Л — ВП — АП

где НБ — база налогообложения;

СН — ставка по налогу;

КП — повышающий коэффициент — указан в п. 2 ст. 362 НК РФ для различного транспорта;

КВ — коэффициент срока владения автомобилем, равный отношению числа полных месяцев владения машиной к числу месяцев в году. Размер коэффициента зависит от того, до или после 15-го числа был зарегистрирован автомобиль — если до 15-го, месяц не учитывается, если после 15-го, включается в числитель КВ;

Л — льготы по налогу, предусмотренные НК РФ;

ВП — выплаты по системе «Платон», произведенные в течение года за транспортное средство;

АП — авансовые платежи, начисленные в течение года.

Рассмотрим примеры расчета транспортного налога в 2024 году:

Пример 1

На балансе ООО «Ласточка» имеется LADA GRANTA мощностью 87 л. с. Машина приобретена компанией в 2018 году за 405 тыс. руб., что меньше 3 млн руб. — суммы, с которой в расчете налога применяется повышающий коэффициент. LADA зарегистрирована в Ростовской области, поэтому ООО «Ласточка» платит налог поквартально в размере ¼, ставка налога с учетом всех параметров автомобиля равна 12 руб.:

Аванс за первый квартал 2024 г. = 87 × 12 / 4 = 261 руб.

Заплатить налог компания должна до 04.05.2022 г.

Пример 2

ООО «Молния» — собственник грузовика мощностью 208 л. с., зарегистрированного в г. Ростове-на-Дону. Ставка налога по региону равна 35 руб. Компания продала машину 17.11.2021.

Так как грузовик был продан после 15-го числа, то в расчетах ноябрь учитывается полностью, соответственно, за 1-й — 3-й кварталы налог платится в полном объеме. А вот по итогам налогового периода в 2024 году юридическое лицо должно посчитать транспортный налог с учетом коэффициента КВ — 11/12.

Налог за 2021 год = 208 × 35 × 11 / 12 = 6 673 руб.

Авансовый платеж в 2021 году = 208 × 35 × ¼ = 1 820 руб.

Налог по итогам 2021 года = 6 673 — 1 820 × 3 = 1 213 руб.

Отчитайтесь по транспортному налогу через интернет

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию по транспортному налогу, проверит ее на ошибки и передаст в ФНС, а также сам сформирует платежное поручение.

Повышающий коэффициент 2024: таблица

В 2024 году автомобили, для которых используется повышающий коэффициент при расчете налога, приведены в п. 2 ст. 362 НК РФ. По этой статье налог на дорогой легковой транспорт определенного возраста увеличивается на закрепленный законом показатель.

Отметим, что под возрастом транспортного средства подразумевается время с момента его выпуска, а не покупки.

На 2024 год повышающий коэффициент КП для юридических лиц по транспортному налогу указан далее в таблице.

КП Средняя стоимость машины, млн руб. Возраст машины, лет
1,1 3-5 До 3
2 5-10 До 5
3 10-15 До 10
3 От 15 До 20

Перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог за 2021 года следует считать с повышающими коэффициентами, опубликован на сайте Минпромторга.

Когда платить авансовые платежи в 2024 году?

В 2024 году по транспортному налогу юрлица должны перечислять поквартальные авансы по месту нахождения автомобиля в том случае, если это закреплено законом субъекта РФ.В Налоговом кодексе предусмотрено, что транспортный налог в России платится в бюджеты регионов (п.1 ст. 363 НК РФ).

С 2021 года регионы не вправе самостоятельно устанавливать крайние сроки для внесения авансовых платежей по транспортному налогу. По всей России действуют единые даты уплаты — последний день месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларация по транспортному налогу: нужно ли сдавать и когда?

Компании, на балансе которых есть транспортные средства, могут не сдавать налоговые декларации по транспортному налогу. Эта обязанность отменена начиная с отчетного периода 2020 года (п. 17 ст.

1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Организации должны будут самостоятельно рассчитывать и уплачивать в бюджет транспортный налог. Проверять правильность исчисленных сумм будет налоговая инспекция, используя для этого сведения ГИБДД. Сумма налога, которую компания должна была заплатить по мнению ИФНС, будет указана в сообщении по утвержденной форме.

Оно направляется через шесть месяцев после установленного срока уплаты налога за прошедший год.

Если сообщение из инспекции не поступит или в нем будет учтен не весь транспорт, компания будет обязана сообщить в ИФНС о имеющихся налогооблагаемых транспортных средствах.

Штрафы и санкции

Несвоевременная уплата транспортного налога грозит компании начислением пени по 1/300 или 1/150 ставки рефинансирования в зависимости от числа дней просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация вовсе не платит налог, контролирующие органы начислят штраф по ст. 122 НК РФ:

  • 20 процентов от суммы налога, в случае неумышленной неуплаты;
  • 40 процентов, если умысел доказан.

За сокрытие налогооблагаемых объектов и не отправленные сообщения об объектах налогообложения штраф тоже составит 20 % от неуплаченной суммы налога.

Кроме того, если транспортное средство использовалось, но было не зарегистрировано, юрлицо заплатит штраф — 10 процентов с дохода, полученного от использования автомобиля, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если компания опоздает с подачей декларации, придется платить штраф — 5 процентов от налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и в пределах 30 процентов (ст. 119 НК РФ).

Также штраф получит должностное лицо компании по ст. 15.5 КоАП — от 300 до 500 руб.

В 2024 году КБК для юридических лиц по транспортному налогу смотрите в таблице:

Платеж КБК
Налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Пени 182 1 06 04011 02 2100 110
Штрафы 182 1 06 04011 02 3000 110
Отчитайтесь по транспортному налогу через интернет

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию по транспортному налогу, проверит ее на ошибки и передаст в ФНС, а также сам сформирует платежное поручение.

Изменения в 2024 году по транспортному налогу и последние новости

Заявление о льготе. Так как декларации отменены, организации должны самостоятельно уведомлять налоговую о том, что у них есть право на применение льгот. Если заявление не будет подано, льготу все равно предоставят на основании сведений, полученных ИФНС из собственных или других источников.

Учесть льготу при расчете налога должны будут с момента, в который у налогоплательщика возникло право на ее применение.

Приобретение или утрата права на льготу. Если в течение года налогоплательщик получит право на льготу или лишится его, налог должны будут рассчитать исходя из количества месяцев, в которых действовала льгота. При этом месяц всегда округляется до полного, даже если право на льготу действовало лишь один день.

С изъятого транспорта можно не платить налог. Если налогоплательщик лишится объекта налогообложения, с него снимут обязанность платить налог с первого числа месяца, в котором было изъято транспортное средство. Важно, что об этом нужно своевременно уведомить ИФНС.

Весельные лодки и маломощные моторные лодки освободили от налогообложения. Поправка вступила в силу «задним числом» — с начала 2020 года, поэтому уплаченный по этим объектам налог можно будет принять к зачету или вернуть.

Можно ли уменьшить транспортный налог платон

Транспортный налог уплачивается как с легковых, так и с грузовых автомобилей. Владельцы грузовиков не понаслышке знают о системе Платон, через которую осуществляются переводы средств за большегрузные ТС. С 2016 по 2018 годы использование указанного сервиса предполагало наличие определенных выгод для собственников грузовых транспортных средств. Однако с января 2019 года ситуация изменилась.

Ознакомиться с нововведениями автомобилисты могут в этой статье.

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2024 года

До 1 января текущего года действовали иные правила, связанные с учетом автомобильного налога для владельцев большегрузных автомобилей. Собственники такого транспорта должны были уплачивать два вида взносов:

  1. Перевод средств в систему «Платон», которые перенаправлялись на проведение ремонтных работ дорожного покрытия.
  2. Внесение платежей по региональному ТН, за счет которых дорожное покрытие содержится.

Кроме этого до принятия изменений в законодательство водители, чьи транспортные средства имеют показатель разрешенной максимальной массы «Более 12 тонн», вполне могли экономить на ТН. Причем экономия средств была на законных основаниях: транспортный налог уменьшался на размер суммы, которую налогоплательщик ранее перевел в Платон.

Стоит указать, что к этому методу могли прибегать только водители большегрузов, которые прошли процесс регистрации в системе как официальные налогоплательщики ТН по конкретному авто. Данное требование было зафиксировано в письме НС, принятом 11.07.2018.

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

До нововведений расчет налога проводился в соответствии со следующими нормами:

  • Транспортный налог начислялся за каждый автомобиль индивидуально. Снизить размер взносов за конкретное грузовое ТС было невозможно за счет размера средств, внесенных за другие грузовые авто.
  • Снижение размера бюджетных взносов было возможно только при условии, что автомобилист в течение отчетного года полностью откатал все внесенные авансы.
  • В случаях, если автомобилист внес недостаточную сумму по налогу за причинение вреда дорожному покрытия, необходимые дополнительные средства поступали из неиспользованных взносов в систему «Платон».
  • Если перевод средств в Платон превышал норму, автомобилист числился освобожденным от обязательств. Также образовавшееся несоответствие между размером внесенных средств и ТН было можно вносить в налоговую базу по прибыли.

Однако с начала 2019 года все облегчающие процесс уплаты налога правила были отменены. В текущем году снизить размер взноса по налогу за транспорт уже не получится. Также новые правила усложнили процесс учета расходов в системе «Платон».

Для того, чтобы автомобилист смог внести указанные расходы в перечень затрат, необходимо учитывать переводы в Платон отдельно.

Льгота за «Платон» отменена

В 2019 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами, которые были действительны до 31 декабря 2018 года.

Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.

Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Однако теперь устаревшие правила аннулированы:

  • Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2019 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
  • Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.

До 1 января 2019 года водители большегрузов могли пройти регистрацию в Платоне и потребовать в установленном порядке предоставления льгот. Пройти процесс регистрации автомобилисты могли в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом необходимо было учитывать, что налогоплательщик является физическим лицом.

После авторизации на сайте необходимо было грамотно оформить текст заявления и собрать установленный пакет документов. Частные предприниматели и физические лица должны были документацией подтвердить свое право на получение льготных условий. Зачастую хватало лишь расчетной записи, которую можно было взять в личном кабинете сервиса «Платон».

С 1 января 2019 года система льгот по Платону более не подлежит применению.

Нововведения, связанные с декларацией

Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила новую форму деклараций по взносам за владение транспортными средствами. Поправки были внесены в действующий приказ государственной налоговой службы, принятый 5 декабря 2016 года. Согласно нововведениям будет проведено обновление штрих-кодов.

Владельцы большегрузного транспорта также должны ознакомиться с новым порядком заполнения данного документа. Изменения нельзя назвать глобальными, однако брать их в расчет необходимо. С 1 января 2019 года автомобилисты должны ставить прочерк в строках, в которых должны содержаться информация о внесении платежей в систему «Платон» (графы 280 и 290).

Это объясняется тем, что на законодательном уровне был отменен вычет по налогу за большегрузы. До 1 января 2019 года платежи, осуществленные через систему «Платон» учитывались в декларации и подлежали фиксации в документе. Данная информация учитывалась за отчетные периоды, в течение которых был применен налоговый вычет.

Этот регламент имеет следующую законодательную базу:

  • второй пункт статьи 362 Налогового кодекса;
  • подпункты 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации по ТН.

Автомобилисты должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать.

Пример

Разобраться в новой системе можно с помощью конкретного примера. Стоит смоделировать ситуацию: в собственности фирмы находится 6 транспортных средств с разрешенной максимальной массой 12 тонн. Все большегрузные автомобили используются организацией с целью получения прибыли.

По истечению налогового периода фирма должна уплатить 250 тысяч рублей за езду по дорогам общего пользования и ТН в размере 50 тысяч. Далее для выявления явных различий стоит рассмотреть процесс внесения средств по старым и новым правилам.

До 1 января 2019 года

Так как транспортные средства используются владельцем в коммерческих целях, организация числится среди участников системы «Платон». Следовательно, отчисления за пользование государственными трассами (большегрузные авто наносят дорожной покрытию существенные повреждения) переводятся в указанную систему.

Если все необходимые платежи за пользование федеральными трассами внесены вовремя и в полном размере, лицо будет освобождено от уплаты средств по транспортному налогу. Однако при данной системе вести учет необходимо по каждому автомобилю отдельно. Это означает, что платежи в «Платон» по каждому авто должны быть больше, чем размер налога за владение транспортным средством по этому же ТС.

После 1 января 2019 года

С учетом нововведений фирма не может рассчитывать на льготы при оплате. По этой причине вне зависимости от сопутствующих факторов организация будет обязана в полном размере уплатить налог на транспорт, а также в полном объеме внести средства за пользование федеральными трассами. Таким образом, рассматриваемая организация будет обязана в общей сложности внести 300 тысяч рублей.

Значение системы

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Система «Платон» обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия. Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам. Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.

«Платон» создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.

Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.

Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также «Платон» обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.

Значение «Платона» заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания «Платона» и регуляция его работы является заслугой РТИТС.

Принципы работы системы

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.

После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн. Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.

Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

К числу таких большегрузов относятся:

  • Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
  • Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
  • ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.

Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.

Как взимается плата

Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте «Платон».

Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.

Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.

В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы «Платон». При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.

Принципы снятия средств автомобилиста в системе «Платон»:

  • платеж производится только за пройденный путь;
  • средства взимаются непрерывно;
  • мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
  • контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.

Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.

Заключение

С начала 2019 года владельцы транспортных средств, оказывающих разрушительное воздействие на дорожное покрытие, лишены возможности получения скидок при наличии регистрации в системе «Платон». С 1 января 2019 собственники ТС с массой более 12 тонн обязаны вносить все установленные законом платежи: автомобильный налог и взносы за передвижение по федеральным трассам.

Автор: Оксана Ильина

Журналист (юрист) с обширной практикой в разрешении судебных споров различных категорий и направленностей. Не использую шаблонные решения. В своей работе не использую шаблонные решения, нестандартное видение в большинстве случаев позволяет добиваться положительного для клиента результата.

Вам будет интересно:

Транспортный налог на электромобили в России в 2024 году

Неоспоримым фактом являет рост спроса на электромобили. Такие тенденции наблюдаются во всем мире. И

Транспортный налог уплачивается по месту регистрации в 2024 году

Если субъект владеет транспортным средством, который оформлен на территории России, он обязан

Срок уплаты транспортного налога юридических лиц в 2024 году

Транспортный налог платят не только граждане, но также и юридические лица, то есть компании,

Физические лица должны вносить средства по налогу за владение транспортным средством с помощью

Транспортный налог для ветеранов труда в 2024 году

Автомобиль как движимое имущество облагается налогом. Автомобильный взнос должны уплачивать все

Срок уплаты транспортного налога в 2024 году - для физических и юридических лиц

Лица, обладающие движимом имуществом, обязаны вносить средства по автомобильному взносу.

Срок исковой давности по транспортному налогу в 2024 году

Транспортный налог представляет собой обязательный платеж, который вносят собственники транспортных

Должен ли платить транспортный налог, если не пользуешься машиной

Затраты на покупку бензина и техническое обслуживание – это не единственные расходы на

Что будет если не платить транспортный налог за автомобиль

Налоги — обязательные и безвозмездные платежи, взимаемые с граждан государства. Автомобилисты

Как оплатить транспортный налог онлайн в 2024 году - Через ГосУслуги и другие интернет сервисы (Сбербанк, Яндекс.деньги, сайт ФНС и другие)

Все владельцы автотранспортных средств обязаны платить соответствующий налог. От уплаты

Транспортный налог и «Платон»: особенности уплаты в 2024 году

Система «Платон»

C 2015 года в России функционирует система «Платон», обязывающая владельцев большегрузов возмещать вред, наносимый их транспортными средствами (ТС) автомобильным дорогам. Однако похожие цели имеет и транспортный налог (ТН), действующий для всех автовладельцев. Чтобы снизить налоговую нагрузку для владельцев грузовых фур, законодатель временно связал систему «Платон» и транспортный налог – автовладельцы большегрузов могли сократить расходы на ТН или вообще избежать их.

Но действовало такое положение только до 31.12.18. За 2024 год уже нужно будет платить и ТН и “Платон”. Рассмотрим подробнее,что собой представляют налоги, кто их, когда и как оплачивает.

Что такое транспортный налог

Транспортный налог – это обязательный налоговый платеж для большинства владельцев зарегистрированных транспортных средств, который взимается в соответствии с главой 28 Налогового кодекса (НК). Уплачивается он ежегодно как физическими, так и юридическими лицами.

  • сельскохозяйственной техники;
  • автомобилей, оборудованных для инвалидов;
  • ТС, используемых в грузопассажирских перевозках;
  • некоторых других видов техники, указанных в ст. 358 НК.

ТН считается региональным сбором и остается в бюджете субъектов Федерации, которые вправе самостоятельно устанавливать по нему льготы, порядок и сроки уплаты и т. д. Физлицами ТН уплачивается раз в году, компаниями – в виде ежеквартальных авансовых платежей. В случае нарушения сроков и порядка его уплаты налогоплательщикам начисляется пеня и назначается штраф, а недоимка может быть взыскана через суд.

О системе «Платон»

Система «Платон» – это введенная Постановлением Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 г. система взимания обязательных платежей с владельцев грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн.

  • с помощью бортового устройства, которое посредством системы GPS или ГЛОНАСС может определить маршрут фуры и вычислить пройденный километраж;
  • посредством маршрутной карты – документа, формируемого на основании данных о предполагаемом маршруте владельца большегруза, который не оснащен бортовым устройством.

Для подключения к системе и получения бортового устройства автовладельцы должны пройти регистрацию в Центре информационной поддержки пользователей «Платон», в личном кабинете или терминалах самообслуживания.

  • ТС для перевозки людей;
  • специальные ТС пожарной охраны, скорой помощи, военной инспекции, других аварийно-спасательных служб;
  • специальные ТС, перевозящие военную технику.

Связь транспортного налога и системы «Платон»

В случае передвижения по дорогам уклонившихся от уплаты ТН, в том числе следующих по неоговоренному в маршрутной карте пути, без такой карты или при наличии неисправного бортового устройства предусмотрена административная ответственность – согласно ст. 12.21.3 КоАП, на нарушителей может быть наложен штраф в размере 5–10 тысяч рублей.

Связь транспортного налога и системы «Платон»

За время работы система «Платон» вызвала немало критики со стороны владельцев большегрузов. Уже действующий в стране транспортный налог и система «Платон» – аналогичные платежи, направляемые на содержание дорог. Единственное их отличие – статус: ТН – региональный, а «Платон» – федеральный.

Конституционный суд же в своем постановлении определил, что компенсационные платежи по системе не имеют признаков налога, поэтому не дублируют ТН.

Тем не менее, законодатели пошли навстречу владельцам грузовых автомобилей и приняли ФЗ от 03.07.2016 № 249, который позволял снизить налоговую нагрузку по ТН. Так, п. 2 ст. 363 НК предусматривал уменьшение транспортного налога на сумму «Платона» до 31.12.18.

По сути, законодатель предоставлял владельцам большегрузных авто налоговый вычет. Если же величина дорожного сбора оказывалась меньше суммы возмещения по системе «Платон», налогоплательщик вообще мог не уплачивать ТН.

  • с заявлением на предоставление вычета;
  • с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика;
  • с бумагами на автомобиль, которые подтверждают право собственности налогоплательщика;
  • с документами, свидетельствующими о внесении платежей в «Платон» (согласно информационному письму Федеральной налоговой службы России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, для этих целей подходят отчеты, формируемые системой «Платон» автоматически).

Право на вычет возникало независимо от того, кто является налогоплательщиком – физлицо или организация. Однако для последних предусмотрен был другой порядок оформления.

Но, как уже было сказано в начале статьи, это было возможно только до 31.12.18. В дальнейшем, а значит при оплате транспортных сборов за 2024 год, владельцам таких авто (больше 12 т) нужно будет платить уже оба эти налога.

Изменения в отчетности по ТН

В связи с отменой льготы по учету “Платона” в ТН, с налогового периода 2024 года будут внесены поправки в действующую форму декларации по транспортному налогу, которые предусматривают замену действующих штрих-кодов на новые.

Для владельцев большегрузов изменился и порядок заполнения этой декларации. Поскольку с 01.01.19 вычет по ТН на размер “Платона” отменен, то в налоговой декларации по ТН за 2024 год и последующие годы в строках, предназначенных для отражения платы за большегрузы (строки 280 и 290), нужно будет поставить прочерк.

Вывод

Транспортный налог и сбор в «Платон» с 1.01.19 года уже не взаимосвязанные платежи и владельцам большегрузных автомобилей при внесении платежей за 2024 год придется платить и тот и другой. .

Автор: Кристина Светлова

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

«Ведомости» узнали о предложении на полгода отменить сборы для «Платона»

Для борьбы с последствиями санкций ассоциация грузоперевозчиков предложила правительству отменить сборы через «Платон». Аналогичное предложение, сделанное в начале пандемии, к отмене платы за проезд для большегрузов не привело

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Правительству предложили на полгода отменить сбор платы с большегрузов по федеральным трассам, взимаемой через систему «Платон», сообщили «Ведомости». Предложение внесли в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций, пишет газета со ссылкой на документ от 9 марта, подлинность которого подтвердил изданию федеральный чиновник.

Временно отменить сбор платы с грузовиков попросила правительство национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс», рассказал «Ведомостям» ее президент Владимир Матягин. Ассоциация написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором также попросила снизить цены на дизельное топливо, ввести мораторий на уплату транспортного налога и утильсбора для грузовиков, а также уменьшить размер штрафов, взимаемых за превышение весогабаритных параметров фур.

По словам собеседников «Ведомостей», постановление правительства, которое временно отменит сбор за проезд по федеральным трассам, будет готово к 31 марта. Ответственные за его подготовку — Минтранс и Минфин.

Минфин перенаправил вопросы «Ведомостей» в Минтранс, там на запрос не ответили.

«Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, который большегрузные автомобили причиняют этим трассам. Система действует с ноября 2015 года. Первоначально тариф был установлен на уровне 3,73 руб. за 1 км при проезде по федеральным трассам, однако после массовых акций протеста его снизили до 1,53 руб. за 1 км.

Тариф «Платона» регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 коп. с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд и расходуются на строительство и ремонт федеральных дорог.

Всего, под данным «Платона», на середину февраля 2024 года в системе зарегистрировано более 1,6 млн большегрузов, 66% из которых принадлежат российским перевозчикам.

Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

Где зарегистрировать компанию в ОАЭ: выбираем между free zone и mainland Снижение доходов, отказ от нового найма: чего ждет бизнес от 2024 года Азия подняла цены для мебельщиков России. Что еще тормозит рынок Саботаж, формализм, прокрастинация: как люди сопротивляются изменениям

Предложение отменить сбор платы для большегрузов за проезд по федеральным трассам выдвигали в начале пандемии коронавирусной инфекции, в марте 2020 года. Такой пункт предлагали внести в антикризисный план правительства, разработанный для борьбы с экономическими последствиями пандемии, депутаты от партии «Справедливая Россия». По словам главы партии Сергея Миронова, авторы предложения рассчитывали, что это приведет к снижению цен на товары по всей цепочке от производства, доставки и до продажи продовольствия.

Однако предложение не было реализовано. Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Григорий Волков говорил в сентябре 2020 года, что попытки приостановить или отменить «Платон» «с точки зрения экономической цепочки» приносят больше вреда, чем выгоды. «Потому что мы останавливаем дорожные работы, финансирование строительных компаний», — пояснял Волков (цитата по ТАСС).

По его словам, система до сих пор работает по тарифам ниже, чем изначально закладывались.

Оператором «Платона» является «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит «РТ-инвест», 23,5% — Игорю Ротенбергу, 19% — Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% — гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев «РТ-инвест» — Шипелов через компанию «Царицын капитал» (35%) и «Ростех» (25,1%).

Оставшиеся 39,99% у председателя совета директоров «РТ-инвеста», бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова.

admin
Оцените автора
Ракульское