Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2024 году

Карта водителя для тахографа — это пластиковая карточка со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.

Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:

  • пассажирском транспорте, эксплуатируемом юрлицами и ИП, в котором число мест, помимо водительского, больше 8;
  • грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • автобусах, эксплуатируемых физическими лицами;
  • пассажирском транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.

Приказы Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 утратили силу.

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС.

Почитать  Статья 52. Утратила силу

Без карты самописец не эксплуатируется.

Кто устанавливает тахограф и обеспечивает водителей карточками

Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.

При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.

Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.

Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (действует с 01.01.2021 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).

Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что такое карточка водителя

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).

Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.

Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца.

В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Кому нужна карта водителя для тахографа

Не все водители автотранспорта вправе получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:

  • имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
  • проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
  • старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн, и старше 21 года — для пассажирского транспорта. Для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.

Какие бывают водительские карты для тахографа

Пластиковые свидетельства различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.

Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:

  • водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
  • предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
  • контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
  • мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.

Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Где и как оформить карту водителя

Должностные лица, на которых возложена обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: где сделать карту водителя для тахографа и что для этого нужно. Способов три:

  1. В офисе сервисного центра или лицензированной организации. С их перечнем знакомятся на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС».
  2. Заказать карту онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте аккредитованной организации, заполнить форму заявки и загрузить отсканированные копии документов.
  3. Обратиться с документами в ближайший МФЦ, расположенный в микрорайоне по месту жительства.

Какие документы необходимы для оформления тахокарты

Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:

  • заявление работника о выдаче;
  • копия паспорта водителя и руководителя;
  • копия водительского удостоверения;
  • черно-белая фотография 3×4 см;
  • копия СНИЛС;
  • ОГРН работодателя (для СКЗИ).

Образец заявления

образец заявления на карту для тахографа

образец заявления на карту для тахографа, оборотная сторона

На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, отдельно заполняется согласие на обработку персональных данных.

Какова стоимость оформления водительских карточек

Вопрос, сколько стоит карта водителя для тахографа, уточняется у изготовителя или в МФЦ.

В среднем стоимость пластика ЕСТР колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей. Изготовление тахокарты СКЗИ обойдется несколько дешевле — в пределах 3000–4000 рублей. Как показывает практика, сервисные центры и лицензированные организации требуют полной предоплаты. В соответствии со ст.

22 Трудового кодекса РФ , расходы на изготовление тахокарт несут работодатели.

Срок изготовления тахокарты

Изготовление пластика занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.

Штрафные санкции, предусмотренные в 2024 году

Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; за выпуск на линию, для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, предусмотрен штраф в размере — от 7000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. Санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.

Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.

Учет

В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.

образец ведомости на карты для тахографа

  • Центральная Страховая-Группа

Техосмотр без тахографа обязательно ли нужен в грузовике и автобусе для ТО в 2024 году

Тахограф – это устройство для регистрации, измерения скорости движения, пробега ТС. Он необходим для фиксации времени, потраченного водителем на отдых и труд. Бортовой самописец помогает автоматизировать учет, так как сохраняет и передает информацию, касающуюся использования грузовиков и автобусов.

Какими бывают

Встречается несколько видов тахографов:

Первыми появились аналоговые приборы. Сведения в виде графиков записывались на специальный диск, который необходимо было менять через сутки либо 150 км пробега. Такой тахограф следил только за скоростью грузовика или автобуса и режимом работы водителя. В 2016 году его использование запретили.

Владельцам машин, которые до настоящего времени не заменили оборудование, грозит штраф.

Тахографы с блоком СКЗИ характеризуются увеличенным объемом записываемых данных. Информация сохраняется в течение года. Помимо скорости авто, режима труда и отдыха водителя, прибор может записывать сведения об отключении питания, местонахождении транспортного средства, проблемах в работе и др.

В России применяются цифровые устройства со средством криптографической защиты информации.

Если грузовой автомобиль совершает международные перевозки, то на него монтируют тахограф ЕСТР. Данный вид оборудования отвечает требованиям европейских стран. Его встроенной памяти хватает только на 28 дней, затем данные сбрасывают на электронную карту или распечатывают.

Чтобы информация не поступала искаженной, на транспортное средство устанавливают дополнительный датчик скорости. Он шифрует данные и направляет на запоминающее устройство.

Как работают

Тахограф нужен для записи информации о том, сколько времени водитель провел за рулем. К сведениям получают доступ сотрудники компании-владельца ТС или контролирующих организаций. Тахограф сохраняет историю рабочего дня водителя.

Кто должен установить

Перечень авто утвержден в приложении № 2 к приказу Минтранса № 36 от 13.02.2013. В соответствии с российским законодательством тахографы устанавливаются на следующие транспортные средства:

  • автобусы при перевозках пассажиров более 8 человек;
  • грузовики массой от трех с половиной тонн.

Оборудование монтируется на автомобиль в случае, если на нем выполняются коммерческие перевозки грузов либо пассажиров. До внесения изменений в законодательство установка приборов на автобусы, выполняющие городские и пригородные маршруты, не требовалась. Теперь же ситуация иная.

Обратите внимание! Тахограф должен устанавливаться на маршрутки и другие транспортные средства, перевозящие пассажиров. Оборудование считается обязательным для использования на школьных автобусах и автомобилях, осуществляющих перевозки сотрудников в коммерческих организациях.

Кто может не устанавливать

Тахограф может не монтироваться на следующий транспорт:

  • троллейбусы;
  • технику, использующуюся с военной целью;
  • авто, применяемые в испытаниях;
  • транспортные средства Гостехнадзора;
  • учебные авто, если они не используются для коммерции, и др.

Тахограф не ставится на транспортные средства, задействованные для выполнения определенных видов работ (инкассаторские, пожарные машины, эвакуаторы, кареты скорой помощи, передвижные лаборатории, спецтехника, транспорт для оказания ритуальных услуг и др.).

Обслуживание

Главная цель установки бортового самописца состоит в накапливании и передаче информации. Оборудование нуждается в своевременном обслуживании. В соответствии с законодательством для тахографов СКЗИ требуется делать калибровку не реже, чем раз в три года.

Для приборов ЕСТР периодичность обслуживания составляет два года.

Калибровка нужна для того, чтобы проверить, правильно ли работает оборудование и точны ли его показания. Процедуру проходят после ремонта, если была нарушена пломба, при возникновении различных поломок или если отмечается несоответствие данных, в том числе внутренних часов.

Важно! Новый блок СКЗИ устанавливается раз в три года или при внесении данных в ПТС. Старый прибор деактивируется и снимается.

Затем активируется новый блок и осуществляется его калибровка.

Если обнаружена неисправность, то водитель обязан сделать диагностику прибора. Еще одна процедура, необходимая для тахографов, представляет собой метрологическую поверку. Она делается, чтобы подтвердить соответствие оборудования определенным характеристикам.

Все процедуры выполняются в специализированных центрах, которые должны получить лицензии на выполнение подобных работ. Стоимость услуг в регионах различается.

Карта водителя

Для того чтобы у водителя был доступ к функционалу бортового самописца, используется карта СКЗИ. Она применяется только с тахографами российского производства, имеющими криптографические модули.

Карта водителя – это пластиковый носитель с электронным чипом. На последнем сохраняются сведения о водителе. В память заносятся личные данные работника, номер удостоверения и др. На поверхности пластика может быть фото водителя, его номер и информация об организации.

Все эти сведения позволяют сотрудникам контролирующих служб проверить не только наличие карты, но и для чего она используется, без специального оборудования.

Плюсы установки

Благодаря наличию тахографа:

  • владелец КамАЗа или другого ТС отслеживает маршрут передвижения техники и определяет ее местоположение;
  • контролирующие органы устанавливают время труда и отдыха водителя.

Кроме того, при наличии тахографа с ЕСТР на транспортном средстве можно осуществлять грузоперевозки в Европу.

Полученные данные помогут сделать анализ передвижений и разработать оптимальные маршруты, что будет способствовать сокращению затрат на техобслуживание и снижению расхода топлива.

Установка контролирующего оборудования выгодна и для водителей. Работодатель не сможет заставлять их работать сверх установленной нормы. Данные тахографа помогут при доказательстве невиновности водителя, если произошло ДТП.

Минусы

Среди главных недостатков использования бортового самописца отмечают его высокую стоимость, а также увеличение времени доставки груза из-за ограничений по скорости.

Штрафы

Монтаж тахографа требуется и в том случае, если транспорт относится к определенной весовой категории (от трех с половиной тонн), или предназначенная для перевозки пассажиров техника принадлежит физическому лицу. При отсутствии оборудования или его несоответствии закрепленным нормативно-правовыми актами требованиям предусмотрено административное наказание. Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Если тахограф неправильно установлен или относится к устаревшим моделям, то придется заплатить:

  • водителю – 3–5 тыс. рублей;
  • должностному лицу – 7–10 тыс. рублей;
  • юридическому лицу – до 50 тыс. рублей;
  • индивидуальному предпринимателю – 15–25 тыс. рублей.

Не разрешается выпускать на маршрут ТС с нарушениями требований к использованию тахографа. В данной ситуации штраф будет наложен на должностное лицо и компанию. Размер денежного взыскания составит:

  • для сотрудников – 7–10 тыс. рублей;
  • для организации – 20–50 тыс. рублей.

ИП в данном случае должен будет заплатить штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей.

Тахограф позволяет отслеживать режим труда и отдыха водителя. Если не соблюдаются установленные нормы, то могут применяться штрафные санкции. Административное наказание предусмотрено для должностных и юридических лиц, если будет доказано, что они заставляли водителя работать сверхурочно.

Размер штрафа составляет:

  • водителю – 1,5–2 тыс. рублей;
  • должностному лицу – 7–10 тыс. рублей;
  • организации – 20–50 тыс. рублей;
  • индивидуальному предпринимателю – 15–25 тыс. рублей.

Внимание! Штраф за перечисленные нарушения не разрешается оплачивать со скидкой 50 %. Данное правило закреплено в ст. 32.2 КоАП РФ.

Прохождение техосмотра

Технический осмотр представляет собой проверку состояния транспортного средства. Специалисты оценивают автомобиль на предмет соответствия обязательным требованиям безопасности, установленным российскими и международными нормами. Если обнаруживаются проблемы, то они указываются в диагностической карте.

На устранение недостатков владельцу авто дается десять дней. После этого машину нужно снова привезти на ТО. При отсутствии дефектов выдается диагностическая карта с подтверждением того, что автомобиль технически исправен.

Если в установленный срок владелец машины не явится на прохождение осмотра ТС, то ему необходимо будет проходить всю процедуру заново.

По старым правилам

По старым правилам легковые автомобили и мотоциклы старше 4 лет должны были проходить обязательный техосмотр. Если возраст машины до 10 лет, то достаточно оформления диагностической карты раз в 2 года. Для автомобилей старше 10 лет процедура должна была выполняться раз в год.

Такси и автобусы, которые находились в эксплуатации более 5 лет, требовалось направлять на техосмотр каждые 6 месяцев.

Правила были изменены весной 2021 года. Порядок прохождения ТО ужесточили. Если до этого техосмотр считался формальностью, которая необходима для оформления полиса ОСАГО, то теперь к процедуре стали предъявляться серьезные требования.

Изменения

Федеральный закон от 30.12.2021 N 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепил изменения, связанные с ТО. Процедуру могут не проходить легковые авто, принадлежащие физическим лицам и использующиеся для личных целей, независимо от возраста ТС.

К сведению. В новом законе указывается, что представителям ГИБДД нельзя проверять техническое состояние транспортного средства, на которое оформлена диагностическая карта, подтверждающая исправность машины.

Кто должен проходить

Отмена техосмотра не касается транспорта, используемого в служебных целях, для перевозок и в качестве такси. Периодичность процедуры зависит от возраста автомобиля. Машина старше 10 лет должна проходить осмотр каждый год.

Для такси от 5 лет процедура выполняется раз в 6 месяцев. Владельцы транспорта для личного использования проходят ТО в особых случаях.

Для постановки автомобиля на учет или при смене собственника диагностическая карта включается в список обязательных документов. Требование касается всего транспорта, возраст которого старше 4 лет.

Диагностическая карта также необходима, если вносятся изменения в конструкцию автомобиля. При этом не имеет значения, какого года выпуска транспортное средство.

На заметку. Техосмотр может быть пройден и по личной инициативе владельца автомобиля. Собственник имеет право обратиться на любую станцию, предлагающую подобные услуги, чтобы получить диагностическую карту.

Кому не нужно

Федеральный закон от 30.12.2021 N 494-ФЗ устанавливает, что проходить осмотр не требуется владельцам транспортных средств, использующихся исключительно в личных целях.

Главные требования

Процедура ТО включает в себя следующие этапы:

  1. Оценку внешнего состояния техники.
  2. Проверку работоспособности светотехнических устройств.
  3. Измерение давления в шинах.
  4. Диагностику тормозной системы.
  5. Проверку двигателя.
  6. Осмотр всех остальных конструктивных элементов и др.

Внимание! Владельцу ТС нужно взять с собой на техосмотр знак аварийной остановки нового образца и огнетушитель объемом от 2 л.

Документы, которые понадобятся для прохождения ТО:

  • паспорт собственника авто;
  • ПТС машины;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • водительское удостоверение.

Если техосмотр проходит не владелец, то необходимо предоставить доверенность (заверять ее у нотариуса не требуется).

По результатам процедуры владелец авто получает диагностическую карту. Ее форма утверждена нормативно-правовыми актами.

Как подготовиться

Автовладельцу рекомендуется подготовиться к прохождению техосмотра заранее. Это можно сделать самостоятельно или обратиться на станцию техобслуживания.

В нормативно-правовых документах указываются неисправности и нарушения, при которых транспортное средство не пройдет процедуру. Среди них отмечают:

  • тонирование лобовых и ветровых стекол;
  • самостоятельную установку ксеноновых ламп в фары;
  • недостаточную глубину протектора на шинах;
  • некорректную работу тормозов или других важных систем автомобиля;
  • трещины на лобовом стекле;
  • нечитаемые госномера и др.

Перед тем как отправиться на процедуру, рекомендуется посетить мастера, который поможет выявить дефекты и при необходимости их устранить.

Тахограф при техосмотре

Владельцев транспортных средств интересует, можно ли пройти техосмотр без тахографа в 2024 году физическому лицу на грузовой автомобиль? Наличие бортового самописца не будут проверять на легковых машинах, грузовиках категории В и прицепах, так как на них устанавливать такое оборудование не нужно.

Важно! Тахографы будут проверяться на грузовых транспортных средствах категории С и всех автобусах категории D.

Если не предусмотрен конструкцией

Тахограф должен устанавливаться на автомобили из перечня, утвержденного приложением № 2 к приказу Минтранса № 36 от 13.02.2013. При этом не имеет значения, предусмотрено ли такое оборудование в конструкции транспортного средства. Прибор придется купить и установить.

Без него транспортное средство не пройдет техосмотр.

Требования к устройству

К тахографу предъявляются определенные требования. Если они не соблюдаются, то транспортному средству сложно пройти техосмотр. Самые важные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Тахограф СКЗИ устанавливается в соответствии с российским законодательством. Если транспортное средство будет направляться за пределы страны, то необходимо монтировать оборудование ЕСТР.
  2. Российские тахографы проходят калибровку раз в 3 года. Настройка оборудования ЕСТР выполняется раз в 2 года.
  3. Тахограф должен иметь опломбированный корпус. Если пломба повреждена, то ее следует установить обратно, предварительно сделав внеочередную калибровку устройства.
  4. Оборудование должно обеспечивать достоверность информации, которая регистрируется в памяти прибора. Сведения не могут корректироваться. Для исключения фальсификации применяется квалифицированная электронная подпись.
  5. В блок СКЗИ вносится информация с применением карты установочных данных, позволяющих идентифицировать транспортное средство и квалифицированные сертификаты ключей проверки ЭЦП.

После активации оборудование должно работать в нескольких режимах:

  • рабочий;
  • корректировка установочных данных;
  • контроль;
  • предприятие.

Рабочий режим активируется картой водителя. Сотрудник запускает регистрацию информации прибором. Для проверки работы водителя используется «контроль».

Он активируется с помощью карты контролера.

Мастерская, установившая оборудование, может вносить изменения в стандартные настройки прибора. Режим «Предприятие» позволит контролировать работу водителя, а также проверять характеристики транспортного средства, в том числе пробег, скорость.

К тахографам на автобусах и маршрутках предъявляются дополнительные требования:

  1. Оборудование должно работать безотказно. Оно фиксирует сведения о скорости транспортного средства и соблюдения режима водителем.
  2. Прибор устанавливается в мастерских, имеющих допуск к такому виду деятельности.
  3. Оборудование должно обладать знаком одобрения международного типа.
  4. На карте водителя прописываются сведения об организации, ее роде деятельности, маршруте, ответственном лице.
  5. Тахограф должен быть цифровым и полностью исправным.

На устройстве не может быть следов механического воздействия.

Внесение данных

Если в ходе техосмотра нарушений не обнаружено, то сведения заносятся на диагностическую карту. Данные о тахографе прописываются в шапке документа. Здесь указывается модель, марка и серийный номер бортового самописца.

В карту добавляется новая строка, где прописываются результаты проверки. Ответственное лицо заносит в специально отведенное поле сведения о том, что устройство работоспособно.

Тахограф представляет собой оборудование, которое требуется для грузовых автомобилей от 3,5 тонны, автобусов и маршруток для перевозки пассажиров от 8 человек. На спецтранспорт он не устанавливается.

Если для ТС предусмотрен тахограф в соответствии с нормативно-правовыми актами, то он должен быть установлен на момент прохождения техосмотра. Важно, чтобы прибор был в работоспособном состоянии и соответствовал предъявляемым к нему требованиям.

Сведения о тахографе заносятся на диагностическую карту. Владелец транспортного средства не пройдет техосмотр, если контролирующее оборудование не установлено или находится в неисправном состоянии.

Как поставить грузовик на учет без тахографа можно ли так сделать в 2024 году

Под тахографом понимается устройство, фиксирующее скорость, пробег и другие данные об автомобиле. В апреле 2014 года был принят закон, обязывающий устанавливать самописцы на определенные категории ТС. Их отсутствие влечет административное наказание.

Принцип работы

Прибор сохраняет сведения о скорости и пробеге автомобиля, режиме труда и отдыха водителя. Принцип работы устройства заключается в том, что после запуска двигателя авто специальный датчик передает информацию на встроенную память тахографа.

Оборудование начинает регистрировать и записывать информацию после идентификации водителя, вставившего в специальный слот тахографа специальную карту. Периодически выполняется выгрузка сведений из встроенной памяти на внешние устройства.

Виды

Существует два вида приборов: аналоговые и цифровые. Первые практически не используются, так как не могут обеспечить необходимый уровень защиты информации от изменения или удаления. Для записи данных в аналоговых тахографах применялся диск. Его памяти хватало на 24 часа использования.

Из-за низкой точности фиксации аналоговые приборы были заменены на цифровые.

Отличие последних в том, что они оснащены собственными блоками памяти и криптографической защиты информации. Такие устройства более точные и хранят большее количество информации, чем их предшественники.

ЕСТР

Тахографы ЕСТР сходны с аналоговыми устройствами. Они используются европейскими компаниями. В России приборы данного типа устанавливают на автомобили компаний, занимающихся международными перевозками.

Внимание! Объем памяти таких самописцев рассчитан на 28 дней записи. После этого сведения сбрасывают на диск, компьютер или распечатывают.

Чтобы защитить информацию от внесения корректировок, при монтаже тахографа ставится дополнительный датчик скорости. Он шифрует сведения и направляет их на запоминающее устройство.

СКЗИ

СКЗИ является российской разработкой. Такие тахографы имеют отличительные особенности:

  • увеличенный объем памяти для записи информации;
  • расширенную функциональность;
  • дополнительный блок шифрования.

Сведения могут сохраняться в памяти самописца в течение года. Приборы записывают не только основную информацию, но и, например, данные, касающиеся функционирования ТС, его местоположения и пр. В тахографе предусмотрен дополнительный блок шифрования, защищающий от несанкционированных вмешательств и отвечающий за надежность сохранения данных.

То, какой вид тахографического оборудования нужно установить, зависит от направления деятельности компании. Автомобили, доставляющие грузы по России, оснащаются приборами СКЗИ. Если компания занимается международной логистикой, то потребуется установить ЕСТР.

Регламентация

Использование тахографов регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. № 440;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»;
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 № 5.

Кто должен установить

В соответствии с законодательными нормами без тахографов не допускается эксплуатация таких транспортных средств:

  • автобусов и маршрутных такси, рассчитанных на перевозку 8 и более человек;
  • грузовых автомобилей от 3,5 тонны, находящихся в собственности физических лиц и использующихся в коммерческих целях;
  • транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц или ИП, независимо от назначения.

Тахографы не устанавливают на следующие категории ТС:

  • спецтехнику;
  • пожарные машины;
  • передвижные лаборатории и мастерские;
  • скорую помощь;
  • коммунальную технику;
  • военизированные машины и пр.

Установкой и настройкой оборудования занимаются сервисные центры, имеющие лицензию ФСБ, которая дает право работать с криптографическими устройствами. Список мастерских можно найти на интернет-портале ФБУ «Росавтотранс».

На заметку! Самостоятельный монтаж и настройка оборудования запрещены.

После установки требуется активация тахографа. Его обслуживание осуществляется специалистами. Помимо обязательной поверки, выполняющейся раз в 3 года, может потребоваться дополнительная настройка прибора или устранение неисправностей.

Каждый раз его пломбируют, прежде чем машину допустят к эксплуатации.

Исключения

В 2024 году перечень транспортных средств, для которых установка тахографического оборудования не требуется, включает следующие категории машин, принадлежащих компаниям и индивидуальным предпринимателям:

  • автомобили, оборудованные приборами ЕСТР;
  • машины, эксплуатирующиеся только на территории организации, без выездов на дороги общего пользования;
  • служебные автомобили сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортные средства, проходящие дорожные испытания;
  • учебные авто, если они не используются в коммерческих целях.

Тахограф не устанавливается на машину, если ее возраст старше 50 лет. Исключение составляет транспорт, предназначенный для групп пассажиров.

Срок установки

Согласно последним изменениям законодательства, определенные категории транспортных средств уже с 2021 года должны быть оснащены тахографическим оборудованием. Их эксплуатация без контролирующих устройств запрещена и влечет административное наказание.

Карта водителя

Для того, чтобы управлять грузовым автомобилем с тахографом, нужно получить карту водителя, представляющую собой пластиковый носитель с встроенным чипом, на который записана информация о владельце. Перед поездкой ее вставляют в специальный слот. Карта оформляется не на автомобиль, а на конкретного водителя.

Пластик выдается в единственном экземпляре и действует в течение 3 лет, после чего необходима замена. Возраст сотрудника должен составлять от 18 лет (для грузовых автомобилей), от 21 года – для водителей, занимающихся пассажирскими перевозками. Еще одно требование для водителя – наличие прав соответствующей категории.

Для получения карты понадобятся следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • справка с места работы.

Если карта меняется, то необходимо предоставить пластик с истекшим сроком действия. На новую карточку наносят сведения о водителе и компании, где он работает, размещают его фото. Эти данные необходимы для того, чтобы представители контролирующих органов могли без специального оборудования провести процедуру идентификации.

Водитель перед началом рабочей смены вставляет карточку в тахограф. Если он этого не сделает, будет зафиксировано движение без водителя. Это является нарушением требований к эксплуатации грузовых автомобилей и влечет административное наказание.

Карта оформляется на конкретного человека, поэтому ей не могут пользоваться иные лица. Если водитель увольняется или меняет место работы, карточка остается у него, но он не сможет ее использовать на других транспортных средствах. Пластик оформляется на 3 года, после чего подлежит замене.

При утере или порче карты пишется заявление на повторное ее получение.

Санкции за отсутствие устройства

В таблице приведены штрафы, предусмотренные КоАП РФ за отсутствие тахографа.

Нарушение

Штраф, рублей

Кто платит

Тахограф не установлен

В работе устройства обнаружены проблемы

Несоблюдение времени труда и отдыха

Постановка на учет грузовых автомобилей

К грузовым автомобилям относится техника, масса которой составляет от 3,5 тонны. Для управления ею требуется водительское удостоверение категории «С», «D» или «E».

Сроки постановки на учет

Автотранспорт должен быть поставлен на учет в течение 10 суток после подписания договора купли-продажи. Несоблюдение сроков влечет за собой штраф. Его размер для физического лица составляет 1,5–2 тысячи, для организации – 5–10 тысяч рублей.

Если нарушение будет зафиксировано повторно, то нового владельца авто могут лишить прав на срок до 3 месяцев.

Порядок регистрации грузовых автомобилей

Грузовой автомобиль поставить на учет без тахографического оборудования не удастся. После подписания договора купли-продажи владелец ТС должен оформить полис ОСАГО. Далее подается заявление в МРЭО на регистрацию.

Процедуру можно пройти в любом отделении соответствующего населенного пункта.

Порядок регистрации грузовиков выглядит следующим образом:

  1. Запись на прием в МРЭО.
  2. Составление заявления, подача документов.
  3. Осмотр ТС сотрудниками ГИБДД.
  4. Оплата госпошлины.
  5. Получение свидетельства о регистрации машины, госномеров.

Осмотр транспортного средства проводится сотрудниками Госавтоинспекции. Если владелец авто не может привезти ТС в отделение, то допускается предоставление акта единичного осмотра. Документ оформляется по месту нахождения транспорта. Срок действия акта составляет 20 дней.

Если этот период прошел, то бумагу нужно получить повторно.

Документы для физических лиц

Перед посещением отделения ГИБДД необходимо подготовить пакет документов, который различается для физических лиц и логистических компаний.

Если владельцем авто является обычный гражданин, то понадобится:

  • заявление;
  • паспорт обратившегося;
  • правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследство и др.);
  • паспорт технического средства;
  • свидетельство о постановке на учет;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Бланк заявления выдается сотрудниками МРЭО. Если документы подаются не владельцем ТС, а его представителем, то требуется нотариально заверенная доверенность. Также заявитель должен иметь с собой удостоверение личности.

На грузовой автомобиль нужно оформить страховку. Полис ОСАГО предъявлять необязательно, так как сотрудники ГИБДД самостоятельно проверят его наличие и срок действия по базе данных.

Документы для юридических лиц

Пакет документов для юридического лица отличается. Для постановки машины на учет понадобится:

  • заявление;
  • копия паспорта владельца фирмы;
  • доверенность на подачу заявления;
  • копия устава организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • техпаспорт;
  • платежное поручение;
  • правоустанавливающие документы;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Если грузовой автомобиль приобретен в лизинг, то необходимо предоставить договор, заключенный между юридическими лицами. Соглашение действует определенный срок, поэтому после истечения установленного периода транспортное средство нужно будет переоформить.

Если автомобиль приобретается в филиал организации, то дополнительно предоставляют документы об учреждении обособленного подразделения, приказ о выделении грузового транспорта, справку из государственного реестра.

Как записаться на прием

Самым простым вариантом считается запись на прием через Госуслуги. В отдельных регионах таким же образом можно подать заявление и документы. Онлайн-сервис позволит сэкономить время, избавив от ожидания в очередях.

Для постановки грузовика на учет необходимо:

  • авторизоваться на портале;
  • выбрать услугу;
  • заполнить электронную форму заявления;
  • выбрать отделение МРЭО для получения регистрационных документов;
  • отправить заявление;
  • оплатить госпошлину.

На следующем этапе распечатывают заявление, подготавливают квитанцию об оплате, копии и оригиналы документов. В назначенную дату водитель посещает выбранное отделение МРЭО. После того как транспортное средство будет осмотрено, собственник авто получит паспорт ТС и госномера.

Стоимость оформления

В стоимость оформления включается оплата нескольких услуг:

  • оформление свидетельства о регистрации – 500 р.;
  • получение новых госномеров – 2000 р.;
  • внесение изменений в ПТС – 350 р.

Госпошлина оплачивается в кассах или терминалах, расположенных на территории МРЭО. Ее можно перечислить и другим способом, в том числе через сервис Госуслуг, интернет-банк и др.

Машина может уже иметь номерные знаки, которые новый владелец хочет оставить. В таком случае оплачивать получение других номеров не требуется.

Могут ли отказать

В постановке на учет грузовой техники могут отказать по следующим причинам:

  • предоставлен неполный пакет документов;
  • транспортное средство числится в угоне;
  • поданы некорректные сведения о ТС или его владельце;
  • на автомобиль наложено ограничение судебными приставами;
  • не оплачена госпошлина;
  • отсутствует ОСАГО либо закончился срок действия полиса;
  • предоставлены документы, не соответствующие требованиям российского законодательства, и пр.

Отказать в постановке грузового авто на учет могут также при наличии неоплаченных штрафов в ГИБДД. Поэтому перед обращением в МРЭО следует проверить, нет ли задолженности.

Проверка тахографа

Грузовые авто, рассчитанные на перевозку от 8 пассажиров или весящие от 3,5 тонны, должны быть оснащены тахографом, даже если он не предусмотрен в конструкции. Исключение составляют некоторые виды спецтехники. Они могут быть поставлены на учет без тахографического оборудования.

Требования

Тахограф относится к сложному виду техники. Его установкой и выпуском карты водителя занимаются компании, имеющие специальную лицензию.

В законодательстве установлены требования к тахографам:

  • корпус должен быть опломбирован;
  • поверка осуществляется не реже 1 раза в 3 года;
  • информация, хранящаяся в памяти самописца, не может быть изменена;
  • на дисплее отображается актуальное время.

Российские перевозчики устанавливают на автомобили тахографы СКЗИ. Разрешенные модели внесены в реестр средств измерения. Аналоговые приборы, которые использовались до недавнего времени, теперь запрещены. Транспорт, осуществляющий перевозки в России и за границей, может быть оснащен тахографом ЕСТР.

При этом по требованию проверяющих должна быть предоставлена лицензия на международные поездки.

В Приказе Минтранса №36 указана обязанность владельцев транспортных средств выгружать сведения о работе водителей через каждые 28 дней. Информация должна храниться на компьютере или внешнем носителе в течение 12 месяцев. По запросу ее предоставляют представителям надзорных органов.

Проверить тахограф могут не только при постановке автомобиля на учет или прохождении техосмотра. Такое право принадлежит и инспекторам ГИБДД, осматривающим транспортное средство на дороге. Сотрудники Госавтоинспекции могут оценить, соответствует ли оборудование установленным законом требованиям, имеется ли пломба, инструкция по эксплуатации и др.

У водителя могут запросить сведения о режиме труда и отдыха за смену в печатном виде.

Проверки осуществляются представителями Ространснадзора или Росстандарта. Они могут проинспектировать автомобили в ходе плановых или внеплановых выездов. Сотрудники надзорных служб имеют право проверить транспортное средство в автопарке или там, где оно находится в текущий момент.

За соблюдением режима труда и отдыха водителей следят инспекторы Роструда.

Представители компании-владельца могут использовать тахографы для получения информации о движении транспорта, средней скорости и др. Данные понадобятся для анализа работы водителя, составления оптимальных маршрутов. Благодаря тахографу и полученным с него данным можно сэкономить топливо, отследить движение транспорта, проконтролировать режим труда и отдыха сотрудников автопарка.

Как проверяют

При постановке транспорта на учет и прохождении техосмотра в тахографе проверяется:

  • опломбировка;
  • серийный номер;
  • карта водителя;
  • настройка;
  • результаты поверки;
  • вывод данных на печать.

При обнаружении проблем грузовик не пройдет техосмотр и не будет поставлен на учет до тех пор, пока они не будут устранены.

Можно ли зарегистрировать ТС без него

Поставить на учет грузовик без тахографа не получится, если по закону транспортное средство должно быть им оснащено. Поэтому владельцам ТС необходимо сначала установить самописец, если его нет или он устаревшего образца.

Тахографы являются обязательным оборудованием для некоторых категорий транспортных средств. Они должны быть установлены на грузовых авто и машинах, рассчитанных на 8 и более пассажиров. Контрольное оборудование используется на технике, используемой для коммерческих перевозок или принадлежащей юридическим лицам.

Для постановки грузовика на учет предварительно устанавливается тахограф, соответствующий требованиям законодательства.

Езда без тахографа и карты водителя в 2024 году

Месяц назад больше 20 водителей получили наказание за езду без тахографа в Московской области. Чтобы не попасть в такую ситуацию, читайте какие правила нужно соблюдать в 2024 году.

Общие правила

С моим клиентов Владимиром случилась недавно история. Он зарегистрировал свое ИП и решил заняться грузоперевозками. Возит он продукты между магазинами по городу.

Иногда берет заказы на перевозку мебели из квартир и офисов.

И вот недавно он получил наказание за то, что он ездил без установленного тахографа. До этого момента он даже не знал что это и зачем оно нужно. Он думал, что такие устройства устанавливают только водители автобусов и дальнобойщики.

Пример 1: Алексей ехал пустой на своей фуре из Екатеринбурга. Он хотел проехать несколько километров, чтобы загрузить товар в Первоуральске. Но его остановили сотрудники ГИБДД, и оказалось, что Алексей не вставил карту в тахограф.

За это нарушение на него составили протокол и он получил штраф 5000 рублей.

Это устройство создано, чтобы контролировать время, в течение которого вы что-то перевозите и время, в которое вы отдыхаете. Он может собирать и дополнительные показатели. К примеру, расстояние, которое вы проехали.

Такая мера должна обезопасить водителей и пассажиров, которые пользуются услугами перевозчика.

На самом деле по новому закону тахограф должны ставить все водители, которые занимаются коммерческой деятельностью. Даже если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, он вам тоже нужен. В крупных компаниях за установку отвечают специальные работники.

Помните, что подделать показания тахографа практически невозможно. Все данные хранятся в зашифрованном виде. Если вы попытаетесь самостоятельно эти данные переписать, это будет зафиксировано автоматически.

При очередной проверке это будет обнаружено, и вы получите штраф.

Калькулятор штрафа за езду без тахографа и карты водителя:
Какое было нарушение? Водитель управлял транспортным средством без тахографа, если он должен быть установлен
Водитель вставил карту водителя во второй слот, при пустом первом слоте
Водитель использовал карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот
Выпустили на линию транспортное средство без тахографа в случае, если он должен стоять
Водитель не соблюдал режим труда и отдыха
Не считали информацию с карты водителя после рейса
После получения штрафа или составления протокола прошло 20 дней? Да
Нет

Сумма штрафа

штраф за тахограф

Один клиент занимается перевозками грузов между городами. Однажды он обратился ко мне за помощью. Ему нужно было успеть перевезти груз, и он решил отключить устройство.

В итоге информация не записывалась.

Когда это обнаружилось, сотрудники ГИБДД составили протокол о правонарушении. Так как этот дальнобойщик работает к фирме, штраф ему выписали в размере 5 тысяч рублей. Сейчас он хочет подавать в суд на обжалование.

Но это еще не всё, директора фирмы, где он работает оштрафовали тоже, но уже на 30 тысяч рублей.

Для наших читателей сообщаем размер штрафа. Если вы являетесь физическим лицом, то за отсутствие тахографа штраф составляет от 3000 до 5000 рублей.

Для индивидуальных предпринимателей штраф будет от 15 до 20 тысяч рублей. А вот для организаций и юридических лиц предусмотрен самый большой штраф, от 20 до 50 тысяч.

Также помните, что этот штраф нельзя оплатить со скидкой 50%. Такое правило установлено в статье 32.2 КоАП РФ.

Размеры штрафов часто меняются, но найти их можно в статье 11.23 кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Пример 2: Иван ехал из Перми в Казань уже 12 часов без перерыва на сон, напарника у него не было. На подъезде к Казани его остановили инспекторы ГИБДД и оказалось, что он не соблюдает режим отдыха. В итоге на Ивана составили протокол и он получил штраф на 2000 рублей.

Помните, что есть еще штраф за несоблюдение режима труда и отдыха. Например, по правилам вы должны делать перерыв на отдых каждые 4 часа. А вы забыли про это и проехали 5 часов.

Тахограф запишет эту информацию и вы получите штраф от 1500 до 2000 рублей за то, что не отдохнули.

Для ИП штраф будет намного выше в такой ситуации и составит от 15 тысяч до 25 тысяч рублей. А если вы работаете на фирму, тогда директора оштрафуют от 25 до 50 тысяч рублей.

Штрафы огромные и скорее всего директор фирмы откажется от ваших услуг, если вы будете нарушать правила при езде с тахографом.

Если устройство поломано или находится в неисправном состоянии, штраф будет таким же.

Кстати, эти же правила распространяются на водителей автобусов. Устанавливать тахограф имеют право только определенные организации в вашем городе. Кроме того, все устройства должны пройти предварительную проверку.

Без карты водителя

карта тахографа

Если в грузовике или автобусе едет несколько водителей, то у каждого из них должна быть своя карточка. Ехать по чужой карточке категорически запрещается.

После того, как один из водителей проехал свой маршрут и пошел отдыхать, второй водитель должен установить свою личную карточку в тахограф.

В некоторых устройствах предусмотрена функция автоматического отключения мотора. Если один из водителей за день управлял дольше, чем полагается, устройство может выключить двигатель.

Нормы

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут.

Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

Штраф за управление автомобилем без тахографа, если он должен стоять:
3000-5000 рублей

п.1 Статья 11.23 КоАП РФ

Штраф, если водитель не соблюдал режим труда и отдыха:
1500-2000 рублей

п.3 Статья 11.23 КоАП РФ

Штраф за выпуск на линию автомобиля без тахографа, если он должен стоять:
7000-10000 рублей на должностных лиц

п.2 Статья 11.23 КоАП РФ

Вопросы и ответы

Алексей
Сейчас у меня не установлен тахограф. Уже получал за это штраф. Если остановят еще раз, какое мне грозит наказание?

Ответ
На обычных водителей штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Если вы должностное лицо, то сумма возрастет до 10000 рублей.

Анатолий
Могут ли по нашим законам меня лишить водительских прав, если у меня не установлен тахограф?

Ответ
Нет, могут только выписать штраф.

Сергей
Я индивидуальный предприниматель. У меня есть самосвал. Можно ли ездить без покупки данного устройства?

Ответ
Вам обязательно нужно произвести установку.

Евгений
У меня есть грузовик на 14 тонн. В каких случаях можно ездить без тахографа?

Ответ
Нужно ставить обязательно

Вячеслав
У нас фура на 19 тонн. Занимаемся грузоперевозками. Машина находится в собственности у физического лица.

Можно не устанавливать тахограф?

Ответ
Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, то нужно ставить обязательно.

Владимир
У меня пассажирский автобус в собственности. Масса около 6 тонн, 24 места. Часто вожу родственников на нем. Иногда жителей деревень на свадьбах.

Нужно ли ставить тахограф?

Ответ
Обязательно нужно ставить. Вы никак не сможете доказать сотрудникам ГИБДД, что ваш рейс не коммерческий. Если вас поймают, то придется платить штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Задайте вопрос юристу X

96 комментариев

Анатолий says:

Я водитель городского длинного автобуса. Сейчас обязали в обязательном порядке устанавливать карты тахографа, но мой маршрут по городу составляет 25 мин в одну сторону и 25 в другую, между ними отдых по 10 мин. Рабочая смена составляет 8 часов.

Необходимо ли мне в данном случае использовать карту тахографа?

Ответ юриста says:
Да, конечно, ведь вы совершаете перевозку по коммерческому маршруту.

Я водитель, имею в аренде грузовой автомобиль по договору аренды. Сам автомобиль числится за юр. лицом. Какие штрафы ждут меня (физ. лицо) и фирму (юр. лицо) на которую оформлен автомобиль за отсутствие тахографа.

Ответ юриста says:
Серьезные штрафы до 50 тысяч рублей.
Андрей says:

Проехал полкилометра без карты в тахографе. Просто забыл вставить. Остановился, вставил карту.

Какие последствия?

Ответ юриста says:
При проверке вам могут выписать штраф.
Павел says:

У меня Валдай, хочу поставить на него тахограф шайбу? Мможно ли его поставить,и какой будет штраф, без зеленой карты? спасибо.

Ответ юриста says:
Штраф будет от 5 тысяч.
Андрей says:

Нужно ли вставлять карту водителя, если не осуществляешь коммерческую перевозку, а транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо.

Кого и на сколько оштрафуют за отсутствие карточки водителя

Штраф за отсутствие карты тахографа у водителя — это наказание за отсутствие микрочипа с информацией, позволяющей осуществлять дистанционный контроль за действиями водителя. Штраф установлен ст. 11.23 КоАП РФ.

Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Тахографы вводились в России постепенно, с 2012 года, и с 2014 года за его отсутствие стали штрафовать. Без карты прибор использоваться по назначению не может, то есть это неотъемлемая его часть. По существу она представляет собой микрочип, который при взаимодействии с бортовым пишущим устройством позволяет отслеживать деятельность водителя на маршруте.

Всегда ли выписывается штраф за отсутствие карточки водителя для тахографа, какие субъекты обязаны устанавливать это устройство, каков размер наказания?

Нормативная база, обязанность по установке в 2024 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу.

В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.

В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.

Есть ли возможность ездить без карты тахографа в личных целях

Законодатель подчеркивает, что самописец необходим только на используемых в коммерческих целях машинах. Таким образом, штраф за отсутствие карточки тахографа не выписывается, если автомобиль используется исключительно в личных целях. Но этот факт придется сотрудникам ГИБДД доказывать. Кроме того, если авто даже периодически используется для предпринимательства, в том числе арендаторами или иными лицами, прибор устанавливать тоже нужно.

Карточку тоже необходимо брать с собой, даже управляя ТС после рабочего дня, например, так как доказать совершение поездок в личных целях сотрудникам ГИБДД будет проблематично.

Штрафы до 01.11.2019

Искать, какой штраф за отсутствие карты водителя, следует в КоАП РФ , ответственность за правонарушение регулирует ст. 11.23 КоАП РФ . Пока денежная санкция установлена в размере от 1000 до 3000 рублей — для водителей и от 5000 до 10 000 — для должностных лиц. С ноября санкции будут увеличены и будут устанавливаться для водителей в диапазоне от 3000 до 5000 рублей.

Штрафные санкции после 01.11.2019

Уже сейчас сотрудники ГИБДД привлекают к ответственности должностных лиц организаций, допустивших выезд без карточки. С 01.11.2019, в соответствии с ФЗ-216 от 26.07.2019, это правонарушение выделяется в ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , и наказание предусматривается и для юрлиц, и для ИП. Новый штраф за отсутствие карты предприятия для тахографа для должностных лиц повысится значительно:

  • для должностных лиц — от 7000 до 10 000 рублей;
  • для ИП — от 15 000 до 20 000 рублей,
  • для юрлиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

Штраф за управление ТС с чужой или просроченной карточкой

Неработающий, неисправный самописец, использование чужой или просроченной карточки — все эти действия приравниваются к отсутствию такового, в соответствии как с действующей санкцией ст. 11.23 КоАП РФ, так и той, которая вводится ФЗ-216. Единственное исключение — поломка после выпуска на линию, но это обстоятельство тоже придется доказывать.

Кто будет оплачивать штраф с 2024 года

На практике часто возникает вопрос: кому выписывается штраф за отсутствие карты тахографа — водителю или организации? После 01.11.2019 этот вопрос решается однозначно: за правонарушение ответит как водитель, так и юрлицо (и ИП).

Можно ли получить скидку

Такое правонарушение, как отсутствие карточки водителя на тахограф, влечет за собой назначение денежной санкции. В соответствии с законодательством, по многим нарушениям предоставляется скидка 50% при оплате в первые 20 дней после назначения наказания. Но она на это правонарушение не распространяется и действует только для статей, указанных в главе 12 КоАП РФ.

Оплату можно произвести удобным способом, через сайт «Госуслуги», без личного визита в банк, кредитную организацию, но без скидки.

Обжалование привлечения к ответственности

Обжалование штрафа производится в вышестоящий орган или суд. Срок на подачу — 10 дней с момента получения постановления. На копии необходимо поставить отметку о получении жалобы.

Необходимо обосновать доводы, поэтому рекомендуется в случае поломки прибора вносить записи собственноручно на обратной стороне бумаги для тахографа обо всех остановках, промежутках в непрерывном движении.

2022-09-20 14:15:51

Пришли штрафы за отсутствие тахографа, но на всех машинах предприятия установлены соответствующие микрочипы, всё оплачено. Куда обратиться?

admin
Оцените автора
Ракульское