Раскрытие информации эмитентами всегда ли необходимо

Источник: ООО “Гестион-Консалт” Правовой режим раскрытия информации российскими акционерными обществами определяется видом ценных бумаг и порядком их размещения. Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки. В большей степени это относится к приобретению ценных бумаг на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли. В этой связи на практике называют публичными компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовой бирже. Обращение акций на фондовом рынке означает их доступность неограниченному кругу инвесторов.

Поэтому законодатель обязывает публичную компанию обеспечить широкую информативность и доступность сведений о себе уполномоченным государственным органам, а также любым заинтересованным лицам в форме раскрытия информации, предусмотренной законодательством о рынке ценных бумаг. Под обязанность раскрывать информацию, таким образом, подпадают все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг. Пункт 1 ст.

92 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает перечень документов, в обязательном порядке раскрываемых акционерным обществом: годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность; проспект эмиссии ценных бумаг в определенных случаях; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения.

  • в форме ежеквартального отчета
  • в форме сообщения о существенных фактах
  • обязательное раскрытие информации акционерными обществами.

Итак, состав, порядок и сроки раскрытия информации открытым акционерным обществом и закрытым акционерным обществом в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг определены в достаточном объеме указанным Положением.

Что же касается большинства российских ЗАО, которые не проводили и не проводят публичного размещения своих ценных бумаг, по смыслу пунктов 8.1.1-8.1.3 главы VIII Положения, обязанности по раскрытию указанной информации у них не возникает. Однако в отношении непубличных компаний закон также устанавливает определенные правила информативности.

Почитать  Развод во время беременности по инициативе жены или мужа

Во-первых, при приобретении обыкновенных акций другого акционерного общества. В соответствии с абз. 29 ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5,10,15,20,25,30,50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. Владелец обыкновенных акций направляет эмитенту и в ФСФР уведомление, содержащее сведения об имени или наименовании владельца, наименовании эмитента, государственном номере выпуска (дополнительного выпуска) акций, количестве принадлежащих эмитенту акций.

Иных требований к содержанию и форме уведомления закон не устанавливает. Сама форма уведомления была рекомендована к применению ФСФР в информационном письме от 18.03.2008 г. № 08-ВМ-03/4874.

Таким образом, закрытое акционерное общество должно раскрывать информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций других акционерных обществ.

В отношении публичных компаний, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, информация раскрывается ими в форме не уведомления, а сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг. Такая информация должна раскрываться путем опубликования в ленте новостей уполномоченных информационных агентств, на странице в сети Интернет и путем направления в регистрирующий орган. К слову сказать, обязанность иметь сайт в Интернете и опубликовывать в ленте новостей информационного агентства информацию о деятельности общества, существует только у эмитентов эмиссионных ценных бумаг, к которым мы обратились в начале статьи.

Во-вторых, определенный объем информации должны предоставлять в регистрирующий (выпуск акций) орган акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев именных ценных бумаг. Согласно п.3 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» общество само может выступать держателем реестра своих ценных бумаг, если число его акционеров (в том числе владельцев акций всех категорий и типов, а также облигаций) не превышает 500. Особенности самостоятельного ведения реестра эмитентами ценных бумаг определяет Приказ ФСФР от 13.08.2009 г. № 09-33/пз-н.

Приказ распространяется на все акционерные общества, в том числе непубличные ЗАО.

Пункт 2.1. Приказа устанавливает, что акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр, обязано разработать и утвердить особый внутренний документ — Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также обеспечить их доступность любому заинтересованному лицу независимо от целей получения данной информации. Таким образом, все акционерные общества, ведущие реестр самостоятельно, обязаны осуществлять раскрытие указанных Правил, обеспечив возможность любому лицу ознакомиться с Правилами в помещении исполнительного органа общества или в помещении, используемом для осуществления функций ведения реестра.

По требованию любого заинтересованного лица общество обязано предоставить (направить) ему заверенную копию Правил в течение семи дней бесплатно или за плату, не превышающую затрат на ее изготовление.

Кроме того, акционерные общества обязаны раскрывать Правила в сети Интернет для открытого доступа. При этом публичные компании обязаны размещать их на своей либо любой другой странице в Интернете, используемой для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и иных обязательных к раскрытию документов. Все иные ЗАО могут выбрать альтернативный вариант — вместо размещения Правил в сети Интернет разослать заверенные копии Правил всем лицам, зарегистрированным в реестре.

Акционерные общества обязаны обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, размещенной в Интернете, а также сообщать адрес страницы в Интернете, на которой осуществляется раскрытие Правил, любому заинтересованному лицу. Кроме того, информация о сайте в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие Правил, должна входить в состав ежегодного отчета.

Такая обязанность установлена названным Приказом: все акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, обязаны представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР по месту своего нахождения. Такая отчетность должна содержать следующую информацию:

  • общие сведения об акционерном обществе (в том числе полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
  • сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
  • сведения о доле государственной и муниципальной собственности (в том числе наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, «золотая акция»);
  • сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий Правил лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности заверенную в надлежащем порядке копию действующих Правил.

До недавнего времени у всех акционерных обществ существовала еще одна обязанность – уведомлять уполномоченный государственный орган о стоимости своих чистых активов. Такое положение было предусмотрено подп. «ф» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю дату отчетного периода.

Однако в последний раз акционерные общества должны были предоставить такие сведения до 31 октября 2011 года. Дело в том, что с 1 января 2012 года в ЕГРЮЛ более не содержатся сведения о чистых активах. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ (далее — Закон).

Таким образом, отныне ежеквартально информировать органы ФНС о стоимости чистых активов не придется, однако ее все равно необходимо будет рассчитывать для целей ведения бухгалтерского учета. Тем более что раздел о состоянии чистых активов теперь должен содержаться в годовом отчете не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. При этом все общества должны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости их чистых активов. Для ООО это нововведение, предусмотренное названным Законом — сведения о размере чистых активов, а также иные сведения будут теперь отражаться в новом федеральном информационном ресурсе — Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Единый реестр).

Соответствующие изменения Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

Сведения Единого реестра должны быть открытыми, общедоступными и размещаться в сети Интернет. При этом перечень сведений дублирует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ):

  • запись о создании юрлица, о нахождении в стадии реорганизации или ликвидации;
  • решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ;
  • запись об увеличении или уменьшении уставного кпитала;
  • данные о назначении и прекращении действия полномочий единоличного исполнительного органа;
  • сведения о стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату;
  • информация о лицензии;
  • решения арбитражного суда о начале процедуры наблюдения;
  • иные сведения, которые юрлицо разместит по собственному усмотрению, за исключением той, которая не может распространяться в соответствии с ограничениями законов.

Итак, в скором времени нас ожидает появление альтернативной системы раскрытия информации о юридических лицах – наряду с государственной (ЕГРЮЛ), сведения которой вносятся юрлицом бесплатно при государственной регистрации и доступны любому заинтересованному лицу, в том числе в сети Интернет, дублирующая, отданная частному оператору и платная для юрлиц, вносящих сведения о себе. В этой связи логика законодателя, создавшего дополнительную информационную и материальную нагрузку на бизнес, становится непонятной.

Немаловажным будет отметить, что за нарушение порядка раскрытия обязательной информации Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В 2009 году Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ были внесены поправки, которые усилили ответственность за нарушение требований законодательства об акционерных обществах: расширили круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, увеличили срок давности привлечения к ней до одного года со дня совершения правонарушения, а самое главное — значительно увеличили размеры штрафов за подобные нарушения.

В частности, административная ответственность предусмотрена в отношении публичных компаний за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной или вводящей в заблуждение информации. Такие нарушения караются для должностных лиц штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, для юридических лиц – штрафом от 700 до 1000 тыс. руб.

Статья 19.7.3 КоАП предполагает несение ответственности за несоблюдение правил сдачи отчетности в ФСФР (которая, напомним, сдается всеми акционерными обществами ежегодно до 15 февраля): за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР отчетов, уведомлений и иной обязательной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации предусмотрены: для должностных лиц — штраф от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификация, для юридических лиц — штраф от 500 до 700 тыс.руб., для граждан — штраф от 2 до 4 тыс. руб.

Наконец, ответственность предусмотрена и за невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР – такое деяние или бездействие карается штрафом для должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. руб. (ч. 9 ст. 19.5 КоАП)

Целесообразно отметить, что на практике встречались случаи, когда неправильная квалификация правонарушения приводила к отмене постановления о привлечении к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС УО от 07.09.2010 г. № Ф09-6858/10-С1: постановление о привлечении к ответственности по ст. 19.7.3. КоАП за неисполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа о представлении документов отменено ввиду неправильной квалификации правонарушения, поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 9 ст.

19.5 КоАП; см. также постановление ФАС УО от 14.05.2010 г. № Ф09-3453/10-С1, постановление ФАС ПО от 01.12.2009 г. № А65-16690/2009, постановление ФАС ЗСО от 29.09.2010 г. № А70-14476/2009 и др.).

  • раскрытие информации
  • акционерные общества

Раскрытие информации эмитентами всегда ли необходимо

Глава 2. Общие требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг

2.1. Если иное не предусмотрено настоящим Положением, информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Положением, должна раскрываться на русском языке.

2.2. В случаях когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее — лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах (далее — распространитель информации на рынке ценных бумаг), не позднее последнего дня срока, в течение которого в соответствии с настоящим Положением должно быть осуществлено такое опубликование.

(п. 2.2 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. В случае опубликования информации в ленте новостей эмитентом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, эмитент или уполномоченное им лицо одновременно с опубликованием такой информации в ленте новостей обязаны уведомить организатора торговли о содержании такой информации. Такое уведомление должно направляться организатору торговли в согласованном с ним порядке.

2.4. Эмитент вправе изменить (скорректировать) информацию, содержащуюся в ранее опубликованном им в ленте новостей сообщении, путем опубликования в ленте новостей нового (другого) сообщения, которое должно содержать:

указание на то, что оно публикуется в порядке изменения (корректировки) информации, содержащейся в ранее опубликованном сообщении;

ссылку на ранее опубликованное сообщение, информация в котором изменяется (корректируется);

полный текст публикуемого сообщения с учетом внесенных изменений, а также краткое описание внесенных изменений.

2.5. Если иное не установлено настоящим Положением или иными нормативными актами Банка России, при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (далее — страница в сети Интернет). Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.6. Эмитент, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, должен на главной (начальной) странице в сети Интернет, электронный адрес которой включает доменное имя, права на которое принадлежат указанному эмитенту, контролирующему указанного эмитента лицу или организации, подконтрольной указанному эмитенту или контролирующему указанного эмитента лицу (далее — страница эмитента в сети Интернет), разместить ссылку на страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку.

При опубликовании на странице эмитента в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации.

(п. 2.6 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.7. Эмитент и распространитель информации на рынке ценных бумаг, если опубликование информации осуществляется на предоставляемой им странице в сети Интернет, обязаны сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

2.8. Эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации, содержащейся в каждом из сообщений, в том числе в каждом из сообщений о существенных фактах, публикуемых эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также в зарегистрированных решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекте ценных бумаг и в изменениях к ним, отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, ежеквартальном отчете, консолидированной финансовой отчетности, иных документах, обязательное раскрытие которых предусмотрено разделами II, VII и VIII настоящего Положения, путем помещения их копий по адресу (в месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа эмитента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа эмитента — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени эмитента без доверенности), по которому осуществляется связь с эмитентом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а до окончания срока размещения ценных бумаг — также в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента, содержащих информацию о размещении ценных бумаг.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.9. Эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию консолидированной финансовой отчетности, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено разделами II, VII и VIII настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более семи дней с даты получения (предъявления) соответствующего требования.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Публикуемые эмитентом в соответствии с настоящим Положением сообщения о существенных фактах, а также иные сообщения, копии которых предоставляются эмитентом владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию, должны быть составлены по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом, который обязан осуществлять раскрытие информации в соответствии с настоящим Положением, на странице в сети Интернет.

Копии документов, срок хранения которых эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации не является постоянным, должны предоставляться эмитентом по требованию заинтересованных лиц в течение установленных для таких документов сроков хранения.

Предоставляемая эмитентом копия заверяется уполномоченным лицом эмитента и его печатью (при наличии печати).

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.10. В случае когда в соответствии с настоящим Положением информация должна быть раскрыта путем опубликования в ленте новостей, раскрытие такой информации иными способами, в том числе в соответствии с требованиями настоящего Положения, до момента ее опубликования в ленте новостей не допускается. Такая информация не является общедоступной, и ее использование влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раскрытие информации, осуществленное третьими лицами, не освобождает эмитента от обязательств по ее раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Положения.

В случае если работники или должностные лица эмитента, в том числе члены совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, до опубликования в ленте новостей соответствующего сообщения комментируют в средствах массовой информации, в том числе в форме интервью, решения, принятые органами управления эмитента и подлежащие в соответствии с настоящим Положением раскрытию путем опубликования сообщения, в том числе сообщения о существенном факте, в ленте новостей, эмитент в срок не позднее следующего дня обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о принятом органом управления решении независимо от наступления срока, предусмотренного настоящим Положением для опубликования такого сообщения в ленте новостей.

2.11. В случае если в сообщениях, в том числе в сообщениях о существенных фактах, публикуемых эмитентом в соответствии с настоящим Положением, требуется указать идентификационные признаки соответствующих ценных бумаг эмитента, под такими признаками, если иное не предусмотрено настоящим Положением, понимаются вид, категория (тип), серия ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и дата его государственной регистрации (идентификационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и дата его присвоения) и международный код (номер) идентификации ценных бумаг (ISIN) (при наличии).

(п. 2.11 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.12. Российские эмитенты, ценные бумаги которых обращаются за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения и (или) обращения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российских эмитентов, обязаны раскрывать информацию, направляемую (представляемую) ими соответствующему органу (организации), регулирующему (регулирующей) рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли и (или) иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей ее раскрытия среди иностранных инвесторов.

Указанная информация должна раскрываться российскими эмитентами в порядке, в сроки и способами, предусмотренными настоящим Положением. При этом такая информация должна быть раскрыта способом, для которого настоящим Положением установлен наименьший срок раскрытия, а если способы раскрытия для такой информации настоящим Положением не предусмотрены, — путем опубликования на странице в сети Интернет текста документа, содержащего такую информацию, в срок не позднее даты раскрытия такой информации среди иностранных инвесторов.

В случае опубликования на странице в сети Интернет текста документа, содержащего информацию, предусмотренную настоящим пунктом Положения, текст такого документа должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.

2.13. В случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.14. В случаях когда эмитенты ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России обязаны раскрыть в ходе эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, и (или) сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, какую-либо информацию, не предусмотренную настоящим Положением, в том числе в случаях, когда эмитенты обязаны указать порядок раскрытия такой информации в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и проспекте ценных бумаг, порядок раскрытия такой информации должен предусматривать опубликование в ленте новостей в течение пяти дней с даты возникновения соответствующего события, влекущего возникновение обязательства по раскрытию информации, если иной срок раскрытия информации не установлен нормативными актами Банка России.

2.15. Консолидированной финансовой отчетностью эмитента в целях настоящего Положения является консолидированная финансовая отчетность группы организаций, которую эмитент обязан составлять как лицо, контролирующее организации, входящие в указанную группу, или по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

2.16. Если иное не установлено настоящим Положением, завершенным отчетным периодом в целях настоящего Положения является отчетный период, состоящий из 3, 6, 9 или 12 месяцев, в отношении которого истек установленный срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности или бухгалтерская (финансовая) отчетность за который составлена до истечения установленного срока ее представления.

2.17. В случае когда последний день срока, в который в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан раскрыть информацию или предоставить копию документа, содержащего подлежащую раскрытию информацию, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Раскрытие информации эмитентами всегда ли необходимо

Глава 11. Общие требования к раскрытию информации в форме отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг

11.1. Эмитенты в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» обязаны раскрывать информацию в форме отчета эмитента в случае, если в отношении их ценных бумаг осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг).

11.2. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме отчета эмитента в соответствии с пунктом 16 статьи 24 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8440) (далее — Федеральный закон N 514-ФЗ) не распространяется на не являющихся публичными акционерными обществами эмитентов, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций) не предусматривал размещение путем подписки (отчуждение) акций среди неограниченного круга лиц или среди заранее известного круга лиц, число которых превышало 500;

акции, в отношении которых зарегистрирован проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), были погашены в результате их конвертации в акции с большей или меньшей номинальной стоимостью, в том числе в связи с их консолидацией или дроблением, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7607; 2017, N 31, ст. 4830) (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 282-ФЗ).

11.3. Эмитенты, обязанные в соответствии с настоящим разделом раскрывать информацию в форме отчета эмитента, должны раскрывать отчеты эмитента, составленные за отчетные периоды, состоящие из 6 месяцев (отчет эмитента за 6 месяцев) и 12 месяцев (отчет эмитента за 12 месяцев).

Эмитенты, не являющиеся публичными акционерными обществами, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, вправе не раскрывать отчет эмитента за 6 месяцев.

11.4. Отчетным периодом для отчета эмитента за 12 месяцев (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, если уставом (учредительным документом) эмитента в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2017, N 30, ст. 4444) не установлены иные даты начала и окончания отчетного года для консолидированной финансовой отчетности при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года.

Если обязанность эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента возникает до истечения первого отчетного года, в котором осуществлена государственная регистрация эмитента, первым отчетным периодом для отчета эмитента за 12 месяцев является период с даты государственной регистрации эмитента по дату окончания первого отчетного года.

Отчетным периодом для отчета эмитента за 6 месяцев является период с даты начала отчетного года по дату окончания периода, состоящего из первых 6 месяцев отчетного года. Если обязанность эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента возникает до истечения первых 6 месяцев первого отчетного года, в котором осуществлена государственная регистрация эмитента, первым отчетным периодом для отчета эмитента за 6 месяцев является период с даты государственной регистрации эмитента по дату окончания первых 6 месяцев первого отчетного года.

11.5. Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента возникает с даты, следующей за датой начала размещения ценных бумаг, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии обязанность по раскрытию информации в форме отчета эмитента возникает с даты, следующей за датой регистрации указанного проспекта ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта акций при приобретении эмитентом, являющимся акционерным обществом, публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме отчета эмитента возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций (внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом).

11.6. Основаниями для прекращения обязанности эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента являются:

принятие Банком России или биржей решения о признании несостоявшимся выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в отношении которых осуществлялись составление и регистрация проспекта ценных бумаг;

вступление в законную силу судебного акта о признании недействительным выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в отношении которых осуществлялись составление и регистрация проспекта ценных бумаг;

вступление в законную силу судебного акта о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии;

погашение всех ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых был зарегистрирован их проспект;

принятие Банком России решения об освобождении эмитента, не являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом.

11.7. Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента прекращается на следующий день после опубликования в ленте новостей одного из следующих сообщений:

сообщения о наступлении основания для прекращения обязанности эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента, предусмотренного пунктом 11.6 настоящего Положения;

сообщения о существенном факте, предусмотренного подпунктами 13.9.9, 13.9.10 или 13.9.30 пункта 13.9 настоящего Положения.

Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме отчета эмитента прекращается при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, которые не затрагиваются основаниями, указанными в пункте 11.6 настоящего Положения.

11.8. В сообщении о наступлении основания для прекращения обязанности по раскрытию информации в форме отчета эмитента должны быть указаны сведения, установленные в пункте 13.11 настоящего Положения.

11.9. Отчет эмитента в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, если в соответствии с уставом (учредительным документом) указанного эмитента отчет эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом такого эмитента.

11.10. Отчет эмитента в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и (или) уполномоченным им должностным лицом эмитента, подтверждающими тем самым достоверность всей информации, содержащейся в отчете эмитента. В случае подписания отчета эмитента должностным лицом эмитента, уполномоченным лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, дополнительно указываются реквизиты документа, на основании которого указанное должностное лицо эмитента уполномочено на подписание отчета эмитента.

В случае если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации), отчет эмитента подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа такой управляющей организации, с указанием номера и даты заключения договора, по которому ей переданы полномочия единоличного исполнительного органа эмитента, или представителем такой управляющей организации, действующим на основании доверенности, выданной управляющей организацией, с указанием реквизитов указанной доверенности.

В случае если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента переданы по договору индивидуальному предпринимателю (управляющему), отчет эмитента подписывается таким управляющим с указанием номера и даты заключения договора, по которому ему переданы полномочия единоличного исполнительного органа эмитента, или представителем такого управляющего, действующим на основании доверенности, выданной управляющим, с указанием реквизитов указанной доверенности.

Отчет эмитента может быть дополнительно подписан иными лицами, в том числе консультантами эмитента, аудитором (аудиторской организацией), оценщиком (оценочной компанией), подтверждающими достоверность информации в указанной ими части отчета эмитента.

11.11. Отчет эмитента должен быть составлен в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.

11.12. Эмитент вместо информации, которая должна содержаться в отчете эмитента в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению, вправе включить в отчет эмитента ссылку на раскрытую эмитентом информацию с указанием адреса страницы в сети «Интернет», на которой раскрыта данная информация, наименования и структурной единицы (раздела, пункта) документа, в котором раскрыта данная информация, а также отчетного периода, за который он составлен.

В случае если контролирующая эмитента или подконтрольная эмитенту организация обязана осуществлять раскрытие информации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», эмитент вместо информации, которая должна содержаться в отчете эмитента в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению, вправе включить в отчет эмитента ссылку на информацию, раскрытую контролирующей эмитента или подконтрольной эмитенту организацией, с указанием полного фирменного наименования (для коммерческой организации) или наименования (для некоммерческой организации) указанной организации, адреса страницы в сети «Интернет», на которой раскрыта данная информация, наименования и структурной единицы (раздела, пункта) документа, в котором раскрыта данная информация, а также отчетного периода, за который он составлен.

Указание в отчете эмитента ссылки на информацию, раскрытую эмитентом, контролирующей эмитента или подконтрольной эмитенту организацией, допускается при условии, что ранее раскрытая информация, на которую дается ссылка, не изменилась и является актуальной на отчетную дату. Указание в отчете эмитента ссылки на информацию, раскрытую контролирующей эмитента или подконтрольной эмитенту организацией, допускается также при условии принятия указанной организацией на себя обязанности обеспечивать доступ к тексту документа, в котором раскрыта информация, на которую дается ссылка, в течение срока, установленного пунктом 12.3 настоящего Положения для обеспечения доступа к опубликованному в сети «Интернет» тексту отчета эмитента, в котором содержится такая ссылка.

Что АО нужно знать о раскрытии информации?

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта.

Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.

При приобретении эмитентом публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого вступило в силу решение о регистрации проспекта акций, когда сведения о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом, были внесены в ЕГРЮЛ. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в данном случае возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций. Информация раскрывается на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации.

В какой момент вступает в силу решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации?

Решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации вступает в силу:

    для АО, обладающих признаками публичности, акции и ценные бумаги которых публично размещаются или публично обращаются, а также наименование которых содержит указание на их публичный статус, — с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом;

Обязанность по раскрытию информации прекращается у:

  • публичных АО — либо с даты ликвидации общества, либо с момента утраты организацией публичного статуса — с даты, в которую указанное общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ сведений, не содержащих указание на то, что организация является публичной;
  • непубличных АО, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах;
  • непубличных АО с числом акционеров более 50, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты ликвидации организации, либо с момента снижения числа акционеров — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров составило 50 человек или менее.
  • вступлении в силу решения о признании несостоявшимся или недействительным выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, либо выпуска биржевых облигаций, либо выпуска российских депозитарных расписок, которые были допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
  • вступлении в силу решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг;
  • погашении ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых зарегистрирован их проспект, либо всех биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, в отношении которых бирже был представлен проспект для их допуска к организованным торгам.
  • раскрытие информации
  • публично-правовая компания
  • акционерное общество
admin
Оцените автора
Ракульское