Приватизация придомовой территории

Жители многоквартирных домов часто жалуются, что территория около их дома неблагоустроенна: не хватает парковочных мест, детям негде играть… Можно ли исправить эту ситуацию? Конечно. Если приватизировать придомовую землю и начать распоряжаться ей по своему усмотрению.

Как пройти эту процедуру, какие есть отрицательные последствия, об этом и некоторых других моментах и пойдет речь в нашей статье.

Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

Придомовая территория является частью общего имущества многоквартирного дома, этот постулат закреплен в ст.36 ЖК РФ. К такому земельному участку относятся:

  • участок, где расположен сам жилой дом;
  • спортивные и детские сооружения;
  • элементы благоустройств (зоны озеленения, скамейки, места отдыха и т.д.);
  • обеспечивающие коммунальные строения (подстанции, колодцы, коллекторы и т.д.);
  • парковки, предназначенные для жильцов дома.

Минимальный размер придомовой территории определяется его внешними границами, а максимальный фактически не регламентирован. Окончательные параметры фиксируются в кадастровом паспорте, а если его нет, то в техническом.

Так как земля под домом и около него является имуществом, то на нее так же распространяется действие ФЗ от 04.07.1991 года «О приватизации». Поэтому действительно, можно обратить придомовую территорию в коллективную собственность жителей многоквартирного строения.

Однако перед тем как принять решение об инициировании этой процедуры необходимо тщательно обдумать, рассмотреть все плюсы и минусы.

Фактически эти земельные участки принадлежат государству, а управление ими передано:

  • собраниям жильцов;
  • управляющим компаниям;
  • другим установленным законам организациям.

После приватизации управление придомовой территорией так же можно оставить у перечисленных лиц или изменить распорядителя.

Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом

О том, что возможность приватизировать участок под многоквартирным домом существует, знают многие. Однако не все решаются на такую процедуру, так как думают, что она достаточно сложна, а очевидных плюсов нет. Для наглядности изобразим все достоинства и недостатки в виде таблицы:

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Увеличение цены жилых помещений многоэтажки Обязательная налоговая выплата в бюджет
Получение прибыли от сдачи в аренду земли Ответственность (вплоть до уголовной) за нарушения правил пользования участком
Отсутствие необходимости запрашивать разрешение на возведение построек у собственника Увеличение стоимости найма коммерческих помещений в связи с увеличенной кадастровой стоимостью
Третьи лица не смогут претендовать на эту территорию (например, без согласия жильцов не будет возведен крупный ТЦ) Обеспечение и обслуживание территории за счет собственников
Создание инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям всех жильцов

Особое внимание стоит уделить, если вы собираетесь инициировать процедуру приватизации придомовой территории малоэтажных многоквартирных домов. Зачастую это невыгодно самим жильцам, так как все обязанности по обслуживанию, обустройству и оплате налогов ложатся на плечи жителей. А так как жильцов гораздо меньше, то и затраты будут больше, чем у владельцев квартир, оформивших в собственность придомовую территорию у многоэтажного дома.

Все же положительные и отрицательные моменты достаточно спорные, поэтому в каждом конкретном случае необходимо определить, будет ли больше пользы или вреда. Если у вас есть сомнения, то лучше проконсультироваться с грамотным юристом. Он сможет объективно рассмотреть вашу конкретную ситуацию и объяснить, стоит ли именно в вашем случае начинать процедуру приватизации участка у многоквартирного дома.

Как можно использовать приватизированную территорию у дома

В законе строго определены виды использования земли, относящейся к многоквартирным домам:

  • благоустройство территории (возведение детских площадок, установка спортивных снарядов, обустройство зон отдыха, озеленение двора и т.д.);
  • предоставление в наем отдельных участков (для рекламных конструкций, возведения коммерческой недвижимости и т.д.);
  • строительство гаражей для ветеранов ВОВ и инвалидов;
  • организация парковочных мест для жителей дома и их гостей.

Однако стоит помнить, что все возводимые постройки и объекты не должны противоречить нормам законодательства. Должны соблюдаться нормы расстояний между строениями, нельзя ущемлять права третьих лиц. Например, если через ваш двор есть проход на остановку общественного транспорта (единственный), а вы огородились забором и сделали вход на территорию по пропускам, то в судебном порядке вас обяжут обеспечить проход жителям соседних домов.

Пример. Жители одного из многоквартирных домов г. Саратова приватизировали придомовую территорию. Право на управление земельным участком было передано председателю ТСЖ. Он, чтобы выручить дополнительные средства на содержание дома, обустроил платную автомобильную парковку, для жителей соседних домов. Однако согласование с ответственными органами он не произвел, плату за парковку принимал в качестве добровольной спонсорской помощи.

В отношении председателя было возбуждено уголовное дело, а прокуратура обязала ликвидировать платную автомобильную парковку.

Кто может приватизировать

В законодательных актах определен круг лиц, которые могут обратиться в муниципальные органы с заявлением о приватизации:

  • компания-застройщик жилого дома;
  • общее собрание жильцов;
  • отдельный собственник жилого или нежилого помещения (как физическое, так и юридическое лицо), независимо от мнения других владельцев квартир;
  • некоторая группа собственников квартир, несогласных с решением общедомового собрания.

В случае, если с заявлением обращается застройщик, то будущие владельцы квартир при покупке уже будут иметь право собственности и на часть придомовой территории

Размер доли земли каждого владельца жилого или нежилого помещения определяется соразмерно площади его квартиры (помещения) к общей площади дома.

Обращаться за приватизацией придомовой территории может только собственник помещения в доме. То есть если квартира муниципальная, то и права на приватизацию придомовой территории нет. О том, как приватизировать квартиру, вы можете узнать в этой статье.

Как приватизировать землю под многоквартирным домом

Если вы самостоятельно или на собрании собственников квартир приняли решение о необходимости приватизации придомовой территории, то первым возникнет вопрос – с чего начать. Процедура достаточно сложна и имеется множество нюансов. Давайте разберемся в них.

Порядок действий

План действий, которого стоит придерживаться при оформлении в собственность земельного участка придомовой территории:

  1. Сбор и оформление документации. Тут необходимо обратиться в БТИ за всеми необходимыми справками, а если технической документации нет (например, дом построен раньше 2005 года), то придется заняться их оформлением. В технических документах должны быть указаны все строения и сооружения, водоемы, технические объекты, расположенные на придомовой территории.
  2. Межевание участка. Договор на эту процедуру необходимо заключать с организацией, у которой есть лицензия на данный вид деятельности.
  3. Подача заявления. Направляется муниципальным или федеральным органам власти, в чьем ведении находится земля.
  4. Регистрация права собственности в Росреестре.

В каждой конкретной ситуации могут потребоваться дополнительные действия, но перечисленные выше пункты обязательны.

Процедура

Стоит отметить, что дома, сданные в эксплуатацию после вступления в силу действующего ЖК РФ (1 марта 2005 года) уже имеют кадастровый паспорт, а зачастую и приватизированную придомовую территорию. А вот проживающим в старых домах на это рассчитывать не приходится.

Выполнение технического паспорта и кадастрового будет производится за счет тех, кто обращается за приватизацией.

После того, как все документы собраны, заявление подается в управление муниципалитета, ответственное за проведение приватизации. В установленный срок оно будет рассмотрена и с вами заключат договор о приватизации.

С этим договором необходимо явиться в региональное отделение Росреестра и подать заявление на регистрацию сделки. Через 2 недели выдадут свидетельство о собственности.

Заявление

Заявление о приватизации составляется в произвольной форме, однако в нем должны быть отражены такие сведения:

  • данные о заявителе;
  • точный адрес дома;
  • постройки, расположенные на участке;
  • сведения о постановке на кадастровый учет;
  • иные сведения, касающиеся описания участка земли (судебные, административные решения и т.д.);
  • дата составления и подпись заявителя (представителя).

Необходимые документы

Для того, чтобы обратиться с заявлением о приватизации необходимо собрать следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт;
  • техническую документацию из БТИ;
  • решение собственников жилья («совета дома»);
  • документы, подтверждающие межевание участка.

В некоторых случаях могут понадобиться и другие документы, например, судебные решения о признании отказа в приватизации незаконным и т.д.

Сроки и расходы

Можно с уверенностью сказать, что на процедуру оформления в собственность участка местности у вас не уйдет меньше 1,5 месяцев. На рассмотрение заявления о приватизации отводится 30 дней, а на регистрацию сделки – 14 дней. Плюс некоторое время уйдет на оформление кадастрового паспорта, если его нет и на сбор всех документов.

Стоимость же приватизации варьируется в зависимости от региона, в котором проводится, а также от необходимых процедур. Так она складывается из:

  • оплаты работы кадастрового инженера;
  • стоимости оформления кадастрового и технического паспортов;
  • госпошлина;
  • услуги представителя (при необходимости).

В среднем расходы на приватизацию земельного участка у многоквартирного дома варьируются от 10000 до 20000 рублей и ложатся на плечи тех, кто за ней обращается.

Налоги

В статье 338 НК РФ определен порядок установления размера налоговых сборов с участка, расположенного у многоквартирного дома. Так же на размер и порядок выплаты влияют и локальные нормативно-правовые акты.

Налог определяется исходя из базовой ставки налога на землю, кадастровой стоимости и местного коэффициента. Поэтому на одну и ту же площадь земли в разных частях России может быть начислена разная сумма обязательного сбора.

Оплачивать налог необходимо один раз в год. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны сами выплачивать налоговый сбор, а физических лиц рассчитывает и уведомляет о сумме платежа, дате и способе внесения ФНС РФ.

Причины отказа

Так как придомовая территория зачастую является желанным приобретением не только для владельцев квартир в многоэтажке, но и для застройщиков различной коммерческой недвижимости, то нередки ситуации, когда приходится обращаться в суд, чтобы окончательно разграничить принадлежность земли. Поэтому в приватизации могут отказать, если территория у дома является предметом судебного разбирательства.

Еще одна распространенная причина отказа – отсутствие межевого плана или кадастрового паспорта участка. После оформления этих документов вы имеете возможность снова подать заявление в муниципалитет о приватизации участка земли около дома.

Если же все документы в порядке, то отказ в приватизации общедомовой территории вы, скорее всего не получите – местным органам власти выгодно переложить на плечи собственников жилья обязанность по содержанию.

Но если все же вам отказали, а вы считаете, что это было необоснованно, то обращайтесь с иском в суд – это единственная инстанция, которая может поставить точку в споре о приватизации.

Нужен юрист

Если у вас возникли какие-то сложности с приватизацией домовой территории или не знаете с чего начать эту процедуру, то вы можете обратиться за бесплатной консультацией к высококвалифицированным специалистам нашего сайта. Они проинформируют вас обо всех изменениях в законодательстве, подскажут куда лучше обратиться с заявлением и как оформить все документы.

Если же у вас нет времени, желания или специальных знаний, чтобы самостоятельно заниматься приватизацией придомовой территории, лучше обратитесь к профессиональному юристу, который специализируется на вопросах приватизации имущества. Он сможет не только собрать все документы, организовать кадастровые работы и составить заявление на приватизацию, но и подать исковое заявление и представить ваши права в суде, если такая необходимость возникнет.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!

Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться?

Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома.

Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома.

А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей.

Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

Читайте также
Как жильцам выбрать способ управления домом?

В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации. Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления. Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?

02 марта 2020 Советы

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории.

Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Как приватизировать прилегающую придомовую территорию многоквартирного дома в собственность по закону в 2024 году

Все чаще российские собственники квартир и помещений в МКД озадачиваются статусом общего имущества – лестничных клеток, общих балконов, чердачных и подвальных помещений. Острым вопросом становится и приватизация придомовой территории в многоквартирном доме для организации возможности распоряжаться пространством в соответствии с нуждами дома. Что собой представляет эта процедура, какие имеет нюансы и особенности – рассмотрим ниже.

Понятие придомовой территории

дома

Придомовой или прилегающей считается территория, непосредственно примыкающая к границам многоквартирного дома и использующаяся для обеспечения его нормальной эксплуатации.

Законы, по которым можно определить состав придомовой территории многоквартирного дома, следующие:

  • Жилищный кодекс (29.12.2004 N 188-ФЗ) – п. 4 ч. 1 ст. 36;
  • Правила содержания общего имущества многоквартирного дома (утв. Постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006) – пп. е), ж) п. 2 раздела I.

Правилами установлено, что придомовая территория МКД включает:

  • земельный участок, на котором расположен данный дом;
  • элементы озеленения и благоустройства, относящиеся к многоквартирному дому;
  • коллективные автостоянки и гаражи;
  • детские и спортивные площадки.

Внимание! Какие именно площадки относятся к дому, нужно смотреть по границам, указанным в ЕГРН. Для этого нужно заказать выписку на многоквартирный дом, в графической части которой будут схематично указаны ориентиры и конфигурация участка.

Дополнительная информация хранится в технической документации ТСЖ или УК, обслуживающей дом.

Несмотря на то, что по закону придомовая территория автоматически должна принадлежать собственникам, на практике получается, что из-за особенностей ведения кадастрового учета в период принятия ключевых кодексов (Земельного, Жилищного, Гражданского) большая часть территорий осталась неразграниченной. В настоящее время такая земля остается на балансе города / поселка, а для перевода ее в собственность МКД необходима специальная процедура – приватизация.

Зачем нужна приватизация

По общему правилу, до оформления придомовой территории в собственность жильцов ей владеет и распоряжается муниципалитет. После приватизации формальными собственниками становятся владельцы помещений в многоквартирном доме. Это позволяет им:

  • решать, как именно использовать внутридворовую территорию – например, для размещения детского комплекса, оборудования парковки или зеленой зоны отдыха для всех жильцов, установки гаражей;
  • производить оперативный ремонт оборудования, не дожидаясь решения властей;
  • эффективно влиять на УК или ТСЖ, у которых больше не будет возможности сослаться на бездействие администрации;
  • сдавать участок в аренду владельцам магазинов, ремонтных лавок и т.п.

Перераспределяется и финансовое бремя. Поскольку бремя содержания имущества всегда лежит на собственнике, то с момента приватизации заботы о финансировании лягут на жильцов.

Стоит ли оформлять – плюсы и минусы

Однозначно сказать, стоит оформить землю при МКД в собственность или нет – нельзя, поскольку универсального решения здесь не может быть. У этой возможности есть как преимущества, так и недостатки, и окончательный вариант зависит от индивидуальной ситуации.

Преимущества Недостатки
+ возможность полностью распоряжаться земельным участком в соответствии с нуждами дома;

+ эффективный контроль за работой УК и обслуживающих организаций;

+ снижение расходов на ремонт, если собственники будут активно участвовать в организации работ;

+ исключается риск, что работы по благоустройству будут снесены администрацией (например, если жильцы решат проложить новый асфальт, его уже никто не снимет);

– управление будет осуществляться через собрания, организовать которые сложно;

– в крупных МКД управление будет затруднено за счет большого количества неактивных собственников;

Внимание! Помните, что приватизация придомовой территории не означает, что землю можно будет поделить на всех и каждому раздать по небольшому участку. Территория останется общей и распоряжаться ей можно будет по общему согласию.

Основная рекомендация: принимая решение о приватизации придомовой земли, обращайте внимание на количество квартир и настрой собственников. Измерить активность можно по числу присутствующих на ежегодных общих собраниях, на которых УК (ТСЖ) представляет годовой отчет.

Инициатива будет успешной в небольших домах с заинтересованными жильцами, а в крупных комплексах с неактивными собственниками – скорее всего, провалится.

Кто имеет право приватизировать

Требовать оформления прав на весь земельный участок, прилегающий к уже заселенному дому, могут:

  • собственники помещений МКД – квартир, комнат, некоммерческих помещений;
  • инициативная группа собственников, заручившаяся позицией общего собрания;
  • один представитель дома (например, Председатель Совета), избранный собственниками;
  • УК, ТСЖ.

Если дом только строится, начать приватизацию вправе застройщик. Главное условие – чтобы титульный собственник дома (собрание жильцов или застройщик) изъявил желание на приватизацию.

Внимание! У отдельных собственников есть возможность приватизации только части придомовой территории пропорционально доле в праве на имущество многоквартирного дома. Нужно понимать, что фактический размер такого участка будет совсем небольшим.

Процедура приватизации в данном случае окажется невыгодной.

Порядок действий

Процедура, как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома, осуществляется в несколько последовательных этапов. Проще всего сначала создать инициативную группу и наметить порядок действий с ориентировочными сроками и стоимостью оформления.

В каждом регионе существуют свои нюансы приватизации муниципальных земель. Перед проведением собрания и последующими этапами рекомендуем проконсультироваться со специалистом по управлению муниципальной собственностью вашего населенного пункта. Чиновник расскажет о местных нюансах приватизации и распечатает разработанные администрацией бланки заявлений.

Шаг 1. Проводим общее собрание собственников

Общее собрание собственников по вопросу приватизации придомовой территории проводится по правилам любого другого общего собрания – например, годового:

  • инициативная группа формирует сообщение, которое размещается в общедоступном месте или рассылается каждому лично – в зависимости от того, как это предусмотрено в данном многоквартирном доме;
  • в назначенный день жильцы собираются и голосуют – необходимо присутствие не менее 50% собственников, а «ЗА» должны проголосовать не менее половины пришедших;
  • результаты собрания оформляются в протоколе собрания, который подписывает секретарь и председатель. В протоколе должно быть сразу отражено, кто именно наделяется полномочиями действовать от имени многоквартирного дома по вопросу приватизации придомовой территории – подписывать и подавать документы.

Внимание! Если очное собрание не состоялось – можно провести заочное голосование.

С этого момента протокол собрания становится центральным юридическим документом, на основании которого можно проводить остальные операции.

Шаг 2. Организуем межевание земли

Если придомовая территория не размежевана – нужно обязательно провести межевание, то есть определить границы на местности. Своими силами граждане сделать это не смогут, потребуется помощь кадастрового инженера. Обратиться можно в любую фирму, в которой трудятся компетентные специалисты.

По итогам этого этапа на руках ответственного лица появляется межевой план придомовой территории.

Шаг 3. Сбор документов

Теперь необходимо обратиться в администрацию города за заключением соглашения о передаче придомовой территории в общую собственность многоквартирного дома. Для этого потребуется:

  • заявление о приватизации (скачать бланк);
  • выписка из ЕГРН на землю и на дом;
  • технический план на придомовую территорию;
  • протокол общего собрания собственников;
  • доверенность на представителя;
  • межевой план придомовой территории.

Сотрудники администрации могут попросить дополнительные документы в соответствии с местным административным регламентом. Подавать пакет документов нужно в комитет по управлению муниципальным имуществом.

Шаг 4. Подписываем соглашение с администрацией

В течение 30 дней чиновники рассматривают документы, после чего принимается решение о передаче в собственность. Оно может быть оформлено следующим образом:

  • как постановление главы города;
  • как постановление главы + соглашение (договор) о передаче земли в собственность.

Конкретный вариант зависит от местных правил. В любом случае итоговый документ понадобится на следующем этапе – для окончательной регистрации в ЕГРН.

Внимание! В приватизации придомовой территории могут и отказать, например, если протокол общего собрания оформлен неверно. В случае отказа можно либо попытаться устранить недостатки, либо обжаловать его через суд.

Определиться поможет наш дежурный юрист онлайн.

Шаг 5. Регистрация в ЕГРН

Приватизация завершается регистрацией прав в ЕГРН. Для этого представитель многоквартирного дома собирает:

  • постановление и соглашение с администрацией;
  • доверенность на представителя;
  • протокол общего собрания собственников;
  • выписки из ЕГРН на дом и территорию;
  • межевой план придомовой территории многоквартирного дома;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

С данным пакетом документов отправляется в МФЦ для подачи заявления. Заявление оформит специалист в ходе приема, заранее ничего заполнять не нужно. Спустя 3-14 дней представитель получит готовую выписку из ЕГРН с обновленной записью о праве собственности на оформленную придомовую территорию многоквартирного дома.

Сроки и стоимость

деньги

При приватизации придомовой территории многоквартирного дома могут возникнуть следующие расходы:

  • составление межевого плана – от 7 000 рублей;
  • получение выписок на дом и землю – от 300 рублей за документ;
  • расходы на проведение общего собрания (распечатка, расклейка объявлений, рассылка писем) – несколько тысяч рублей;
  • госпошлина за рассмотрение заявления о приватизации – бесплатно;
  • госпошлина за регистрацию в Росреестре – 200 рублей с каждого собственника (пп.23 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Если граждане решат обратиться за юридической помощью, дополнительно придется оплатить услуги специалиста – от 10 000 рублей. Напоминаем, что предварительная консультация нашего дежурного юриста по вопросу приватизации территории многоквартирного дома осуществляется бесплатно.

Сроки приватизации зависят от оперативности граждан:

  • проведение общего собрания – до 1 месяца;
  • изготовление межевого плана – до 14 дней;
  • рассмотрение заявления в администрации – до 30 дней;
  • регистрация в Росреестре – до 14 дней.

Итого на приватизацию территории многоквартирного дома придется потратить ориентировочно 3 месяца.

Налоговый вопрос и обязанности собственников

После приватизации граждане становятся полноправными владельцами общего имущества многоквартирного дома. Это означает, что:

  • содержать территорию нужно в надлежащем состоянии;
  • каждый будет уплачивать дополнительный налог, который рассчитывается ежегодно местной ИФНС исходя из доли в праве.

Уведомление о необходимости уплатить налог за придомовую территорию многоквартирного дома будут приходить вместе с налогом за квартиру. С 2024 года вся территория России перейдет на исчисление имущественного налога от кадастровой стоимости. Читайте подробнее, как посчитать такой налог в ценах 2024 года.

Хотя придомовая территория формально будет принадлежать жильцам на праве общей долевой собственности, при продаже квартиры соблюдать преимущественное право покупки доли, как при продаже общедолевого жилья, не нужно. Доля в придомовой территории перейдет к новому владельцу автоматически.

Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме – еще не распространенный, но вполне выгодный процесс. Оформление прав на землю будет напрямую зависеть от правильности подготовки общего собрания и документов. Поскольку законодательство постоянно меняется, а статья подготовлена на основании общих норм и правил, для решения индивидуальной ситуации рекомендуем обратиться за помощью к нашему дежурному юристу.

Статья была полезной? Будем благодарны за лайк и репост.

Как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома

Приватизация придомовой территории многоквартирного дома является безусловным правом каждого собственника жилого помещения. Жилищное законодательство предусматривает равные права всех владельцев квартир на земельный участок под многоквартирным зданием, при этом земля будет являться общей собственностью граждан.

Что это такое

Приобретая жилое помещение в многоквартирном здании, граждане автоматически получают право на часть общего имущества дома, в том числе на придомовую территорию. При этом основания приобретения жилья не имеют юридического значения, это могут быть договоры купли-продажи, дарения или приватизации.

При оформлении жилья в собственность сведения о земельном участке под домом не указываются в правоустанавливающих документах на квартиру, поскольку придомовая территория относится к общему имуществу здания. По этой причине, даже после переоформления права собственности на придомовой участок, закон ограничивает варианты использования земли следующими целями:

  • установка дополнительных элементов благоустройства (скамеек, детских площадок и т.д.);
  • оборудование стояночных мест;
  • озеленение, высадка зеленых насаждений и т.д.;
  • сдача части участка в аренду сторонним лицам.

Необходимо учитывать, что любые варианты распоряжения или использования общим имуществом многоквартирного здания допускается по общему решению собственников квартир. Такое волеизъявление оформляется протоколом общего собрания граждан, который должен одобряться большинством голосов.

Рассмотрим основные этапы приватизации земли под многоквартирным зданием, а также последствия этой процедуры для владельцев жилых помещений.

Как приватизировать придомовую территорию

Предварительные границы придомовой территории для вновь возводимого дома определяются еще на стадии оформления разрешения на строительство. Для этого застройщику согласовывается территория, на которой будет проводиться строительство, а уточнение размеров участка будет происходить уже на стадии ввода дома в эксплуатацию.

Для существующих зданий размер и основные характеристики придомового участка будут определяться следующим образом:

  • по данным технической документации БТИ, если строительство осуществлялось после 1991 года;
  • по нормативным показателям, если год постройки здания приходится на период существования СССР (если для таких домов сохранилась надлежащая документация, будут использоваться фактические сведения о размерах участка).

При возникновении споров о размере придомовой территории заинтересованные лица могут обращаться в судебные органы. Ответчиками по таким искам будут выступать органы местной власти, уполномоченные на распоряжение землей населенных пунктов.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ (2005 год) установлены следующие правила определения размера придомовой территории:

  • размер участка не может быть меньше площади дома;
  • в состав придомовой территории включается не только свободная земля, но и участки под строения коммунальных объектов, гаражей и т.д.;
  • в состав указанной территории входят объекты благоустройства.

При вводе здания в эксплуатацию размеры и характеристики земли под домом будут определяться в результате кадастрового учета. Для этого застройщику необходимо подготовить техническую документацию на возведенный объект. При этом оформление документации на землю напрямую не входит в обязанности застройщика, поэтому оформление участка в собственность, как правило, осуществляется уже после передачи гражданам готовых жилых помещений.

Правом на обращение за приватизацией придомовой территории обладает следующий круг субъектов:

  1. застройщик на стадии ввода дома в эксплуатацию;
  2. общее собрание собственников жилой недвижимости;
  3. управляющая компания или ТСЖ, если указанные полномочия делегированы им собственниками жилья;
  4. один или несколько собственников недвижимости, если общим собранием не принято соответствующее решение.

Поскольку право собственности будет оформляться не на каждого владельца жилья в отдельности, общие интересы граждан не будут нарушены даже в случае, если заявление на приватизацию подал только один человек. При любом варианте обращения будет зарегистрировано право общей собственности на придомовую территорию.

Рассмотрим, каким образом оформляется документация, необходимая для оформления права собственности.

Алгоритм действий для приватизации придомовой территории

Оформление права собственности будет осуществляться на основании заявления указанных выше субъектов. При совершении регистрационных действий одновременно должна проводиться процедура постановки объекта (здания) на кадастровый учет.

Для проведения учета и внесения сведений в ЕГРН заявителям нужно представить межевой план на участок земли под домом. Его изготовление входит в полномочия профессионального специалиста – кадастрового инженера, обладающего квалификационным аттестатом и состоящим в составе профильной саморегулируемой организации.

Чтобы получить межевой план участка инициатором приватизации нужно выполнить следующие действия:

  1. получить у застройщика, управляющей компании или в органах БТИ техническую документацию на многоквартирное здание;
  2. обратиться в местный орган власти с заявлением о формировании участка для придомовой территории, если он не был выделен при воде дома в эксплуатацию;
  3. выбрать кадастрового инженера из реестра указанных специалистов, который ведет служба Росреестра;
  4. заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ;
  5. передать кадастровому инженеру документацию на здание и участок земли под домом;
  6. обеспечить кадастровому инженеру доступ к земельному участку для проведения кадастровых работ;
  7. получить итог кадастровой деятельности – межевой план на участок.

При подготовке межевого плана кадастровый инженер не только использует нормативные сведения из документации, но и проводит фактические действия на обследуемом участке. При этом определяются характерные точки границ придомовой территории, по которым будет определены размеры и площадь участка.

Итоги обследования вносятся в межевой план в текстовом и графическом виде, а кадастровый инженер обязан самостоятельно отправить указанный документ в службу Росреестра для проведения учетных мероприятий. Направление межевого плана в Росреестр осуществляется по каналам электронной связи, а заявители могут получить письменную версию документа по отдельному распоряжению.

После оформления межевого плана в службе Росреестра будет проводиться процедура кадастрового учета и регистрация права собственности. Для этого заявители представляют следующий комплект документов:

  • заявление от лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий в интересах собственников жилых помещений;
  • межевой план (если он уже направлен кадастровым инженером, представление документа не требуется);
  • техническая документация на многоквартирный дом;
  • документы, подтверждающие формирование земельного участка (как правило, таким документом является распорядительный акт органов местной власти);
  • паспорта заявителей или доверенность на представителя;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Подача документов на проведение кадастрового учета допускается путем личного обращения в местный отдел Росреестра или через Многофункциональный центр. Конкретный вариант обращения выбирают сами заявители, а оформление документов через службу Росреестра занимает на 2-3 меньше времени.

В процессе кадастрового учета все основные сведения и характеристики земельного участка будут внесены в сведения ЕГРН, а после регистрации права собственности заявители получат выписку из реестра. С этого момента приватизация придомовой территории считается завершенной, владельцы жилых помещений в доме приобретают общее право собственности на участок земли под зданием. Оформление земли в собственность порождает обязанность уплачивать налог на имущество, который будет распределяться между владельцами квартир пропорционально занимаемой площади жилых помещений.

  • В закладки
  • Распечатать
  • Задать вопрос
  • Подписаться
  • Наш канал в Яндекс.Дзен
admin
Оцените автора
Ракульское