Правовые полномочия директора школы

1.1. Директор в соответствии с уставом ОО избирается общим собранием ОО с последующим утверждением учредителем ОО (назначается учредителем ОО). Директор освобождается от должности учредителем ОО. На период отпуска и временной нетрудоспособности обязанности директора могут быть возложены на одного из его заместителей.

Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа начальника органа управления образованием, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Кандидат на должность директора должен, как правило, иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет, пройти обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой установлены учредителем ОО и предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

1.3. Директор непосредственно подчиняется начальнику органа управления образованием.

1.4. Директору непосредственно подчиняются:

— руководители структурных подразделений;

— специалист по кадрам;

— врач по контролю за занимающимися физкультурой и спортом.

1.5. Директор должен знать:

— Конвенцию ООН «О правах ребенка»;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере образования;

— гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности участников отношений в сфере образования;

— приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

— правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты;

— педагогику общего образования;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— основы физиологии и гигиены;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы менеджмента и управления персоналом;

— основы управления проектами;

— основы экономики и социологии образования;

— способы организации финансово-хозяйственной деятельности ОО;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с работниками, учащимися (детьми) разного возраста, их законными представителями, коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения ОО;

— режим работы ОО;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В своей деятельности директор должен руководствоваться:

— Трудовым кодексом РФ;

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

— Гражданским кодексом РФ;

— Семейным кодексом РФ;

— Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

— указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства субъекта РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся;

— правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— уставом, Положением о нормах профессиональной этики педагогических работников и иными локальными нормативными актами ОО (в том числе настоящей должностной инструкцией).

Директор должен соблюдать Конвенцию ООН «О правах ребенка».

Основными функциями, выполняемыми директором, являются:

2.1. руководство ОО в соответствии с законодательством РФ, ее уставом и другими локальными нормативными актами;

2.2. определение стратегии, целей и задач развития ОО, организация целенаправленного процесса ее развития в соответствии со статусом;

2.3. системная организация образовательного и административно-хозяйственного процессов, руководство и контроль развития этих процессов;

2.4. обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований к уровню подготовки учащихся;

2.5. делегирование полномочий работникам ОО в рамках их компетенции;

2.6. установление внешних контактов ОО.

3. Должностные обязанности

Директор выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. анализирует:

— проблемы жизнедеятельности ОО, актуальные и перспективные потребности ее функционирования и развития;

— наличие и перспективные возможности ОО в области осуществления своих уставных задач;

— ход и развитие образовательного и административно-хозяйственного процессов;

3.2. прогнозирует:

— последствия запланированных процессов функционирования и развития ОО;

— тенденции изменения ситуации в обществе, в образовании и местном социуме для определения стратегии развития ОО;

3.3. планирует и организует:

— образовательную и административно-хозяйственную деятельность ОО;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности ОО и ее работников;

— сбор и накопление информации о значимых для ОО инновациях в образовании, административной и хозяйственной деятельности;

— систему внешних связей ОО, необходимых для ее успешного функционирования и развития;

— систему контроля деятельности ОО в целом, ее структурных подразделений, служб и отдельных работников;

3.4. координирует:

— совместную деятельность своих заместителей, служб и подразделений ОО;

— взаимодействие представителей сторонних организаций и ОО;

— реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда;

3.5. руководит:

— работой непосредственно подчиненных работников;

— организацией образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью школы;

— работой педагогического совета;

— реализацией системы стимулирования сотрудников школы;

— созданием благоприятной обстановки функционирования и развития школы;

3.6. контролирует:

— деятельность своих заместителей и непосредственных подчиненных;

— выполнение плана работы школы;

— реализацию стратегии развития образовательного учреждения;

— соответствие хода инновационных процессов и их результатов;

— ресурсное обеспечение функционирования и развития школы;

— выполнение принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности школы;

— соблюдение педагогическими работниками норм профессиональной этики;

3.7. корректирует:

— программы функционирования и развития, образовательную программу ОО;

3.8. организует разработку:

— структуры управления ОО;

— стратегических документов, необходимых для успешного функционирования и развития ОО;

— нормативных документов для структур и подразделений ОО;

— штатного расписания ОО в пределах фонда заработной платы;

— правил внутреннего трудового распорядка;

— должностных инструкций работников ОО;

— необходимых локальных нормативных актов;

— утверждение и реализацию образовательных программ ОО;

— по согласованию с учредителем программы развития ОО;

3.9. консультирует:

— работников ОО, учащихся, их законных представителей по принципиальным вопросам функционирования и развития ОО;

— лиц, привлекаемых к сотрудничеству с ОО по вопросам ее специфики, задач, программ обновления и т.д.;

3.10. оценивает и проводит экспертизу:

— стратегических документов функционирования и развития ОО (учебного плана, образовательной программы, концепции и программы развития и т.п.);

— предложений по организации тех или иных нововведений и установлению связей с внешними партнерами;

3.11. редактирует:

— подготавливаемые к изданию и (или) представлению в вышестоящие органы материалы о работе и развитии ОО, результатах исследований, экспериментов;

3.12. обеспечивает:

— исполнение законодательных актов и нормативных документов;

— эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, законными представителями учащихся и воспитанников и другими гражданами;

— благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

— создание условий для внедрения инноваций;

— формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы ОО и повышение качества образования;

— функционирование внутренней системы оценки качества образования;

— предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

— организацию разработки и принятия локальных нормативных актов;

— утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения представительного органа работников);

— прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию дополнительного профессионального образования работников;

— в пределах установленных средств — формирование фонда оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую части;

— установление заработной платы работникам, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

— реализацию педагогическими работниками академических прав и свобод, а также трудовых прав и социальных гарантий;

— формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в ОО;

— организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета;

— результативность и эффективность использования бюджетных средств;

— учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы;

— соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенического режима;

— безопасные условия и охрану труда;

— безусловное выполнения федеральных государственного образовательного стандарта;

— прием учащихся в ОО;

— изменение образовательных отношений с учащимися;

— прекращение образовательных отношений с учащимися;

— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников;

— создание условий для занятий учащихся физической культурой и спортом;

— систематическое проведение работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

— приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;

— учет, хранение и выдачу документов строгой отчетности;

— содействие деятельности общественных объединений учащихся, их законных представителей, осуществляемой в ОО и не запрещенной законодательством РФ;

— реализацию учащимися академических прав и мер социальной поддержки;

— защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

— участие учащихся, их законных представителей и работников в управлении ОО в соответствии с действующим законодательством, ее уставом и иными локальными нормативными актами;

— создание и ведение официального сайта ОО в сети Интернет;

— ежегодное предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

3.13. принимает участие:

— в работе совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий, организованных и проводимых соответствующим управлением образования на основании годового календарного плана и распоряжений его руководителя;

3.14. налагает вето:

— на решения коллегиальных органов управления и непосредственно подчиненных работников, если они противоречат действующему законодательству;

3.15. представляет:

— ОО в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях;

3.16. проходит:

— обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем ОО;

— обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

— обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Директор имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. присутствовать:

— на любых мероприятиях, проводимых работниками ОО, предупредив о посещении соответствующего работника не позднее, чем накануне (без права входить на учебное занятие в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), с последующим анализом и оценкой мероприятия и деятельности работника;

— обязательные для исполнения распоряжения работникам и учащимся в ОО;

4.3. привлекать:

— работников ОО к дисциплинарной ответственности за нарушения трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством;

— обучающихся к дисциплинарной ответственности за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка учащихся;

4.5. вносить предложения:

— о представлении работников ОО к награждению наградами различного уровня в соответствии с действующим законодательством;

— о присвоении работникам ОО почетных званий;

4.6. устанавливать:

— от имени ОО деловые контакты с лицами и организациями, потенциально способствующими обеспечению ее функционирования и развития;

4.7. запрашивать:

— для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных работников ОО (положения, планы, программы, рабочие материалы, контрольные работы и т.д.);

— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.8. проводить:

— приемку работ, выполненных по заказу ОО различными исполнителями (как из числа ее работников, так и из числа работников сторонних организаций);

4.9. контролировать и оценивать:

— работу сотрудников и учащихся ОО;

4.10. требовать:

— от работников ОО соблюдения технологий воспитательной, образовательной, экспериментальной, исследовательской и хозяйственной деятельности, норм профессиональной этики, выполнения принятых участниками образовательных отношений планов и программ, носящих обязательный характер;

— от работников и учащихся ОО точного и неукоснительного выполнения положений руководящих документов по обеспечению безопасности, по предупреждению и недопущению террористических актов, поддержанию общественного порядка, установленных правил и дисциплины, выполнения локальных нормативных актов;

4.11. заключать:

от имени ОО любые договора, не противоречащие законодательству РФ;

4.12. принимать:

— в пределах своей компетенции любые управленческие решения, касающиеся деятельности ОО;

4.13. поощрять:

— работников ОО в соответствии с действующим законодательством;

— учащихся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся;

4.14. утверждать:

— любую, не противоречащую законодательству РФ, нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ОО, ее подразделений и отдельных работников.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка ОО, законных распоряжений непосредственного руководителя и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекшее за собой дезорганизацию образовательного процесса, директор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, директор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного, учебного и хозяйственного процессов директор привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение ОО или участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, директор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный период с учетом плана работы вышестоящего органа управления образованием;

6.3. своевременно представляет в вышестоящий орган управления образованием необходимую отчетную документацию;

6.4. получает от непосредственного руководителя и уполномоченных им лиц информацию нормативно-правового, организационно-методического и административно-хозяйственного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически представляет информацию работникам ОО по вопросам, входящим в их компетенцию;

6.6. информирует вышестоящий орган управления образованием о возникших трудностях на пути реализации основных направлений уставной деятельности ОО;

6.7. информирует вышестоящий орган управления образованием о всех чрезвычайных происшествиях в ОО, связанных с ее жизнедеятельностью, жизнью и здоровьем детей.

Должностная инструкция директора школы

Должностная инструкция директора школы – это документ, в котором перечислены обязанности, права и меры наказания за нарушения руководителя учебного заведения.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции директора школы

Общие положения

  1. Данный документ регламентирует деятельность, права, ответственность руководителя учебного заведения (средней муниципальной школы).
  2. Приказы, указания и распоряжения директору дает руководитель Управления образования.
  3. Соответствующий образовательный уровень директора должен подтверждаться дипломами о высшем профессиональном образовании соответствующего профиля и по направлениям:
    • системы управления – государственные и муниципальные;
    • основы эффективного управления производством или организацией в условиях рыночной экономики;
    • управление персоналом.
  4. Необходим педагогический стаж от пяти лет.
  5. Также возможно наличие у кандидата дипломов о высшем профильном образовании и сертификатов о полученной дополнительной подготовке в областях:
    • государственные и муниципальные системы управления;
    • контроль социально-экономических систем;
    • управление организацией.
  6. Кандидат на должность принимается на работу и увольняется по приказу руководства Управления образованием.
  7. Функционал лица, занимающего должность директора, реализуется в рамках:
    • устава, принятого для учебных заведений данной категории;
    • внутреннего порядка, режима работы;
    • распоряжений и указаний Управления образования;
    • пунктов, перечисленных здесь;
    • правил и норм, предусмотренных законодательством;
    • гигиенических требований;
    • правил противопожарной безопасности.
  8. Директор должен владеть актуальной информацией и разбираться в темах и вопросах:
    • основные тенденции дальнейшего развития принципов и систем образования молодого поколения страны;
    • нормы и положения законов об образовательной системе, интеллектуального и физкультурно-спортивного развития;
    • современные методики преподавания, педагогика – в теории и применительно к практическому использованию;
    • нормы прав детей, принятых Конвенцией;
    • психология в целом, основные тенденции развития науки, психология ребенка;
    • физиология ребенка, санитария и гигиена;
    • теоретические основы и методики руководства;
    • последние разработки в направлении формирования у обучаемых высокого уровня многогранной и всесторонней подготовки и компетентности;
    • основные тенденции в развитии методологии, теории и практические методики обучения, развития с точки зрения максимальной эффективности.
  9. Директор должен владеть навыками и высокой способностью:
    • убеждать, обоснованно аргументировать свою позицию и точку зрения;
    • легко устанавливать контакт с детьми, подростками, а также с родителями учеников и коллегами;
    • анализировать и выявлять причины конфликтов, проводить мероприятия по их мирному разрешению и предупреждению;
    • работать с основными программами для набора и обработки текстов, владеть расчетами в таблицах, ориентироваться в базах, разбираться в браузерах и компьютерном оборудовании.
  10. Требуются знания в следующих областях:
    • основы бухгалтерии, актуальная экономика;
    • организация материальной стороны жизни школы, ведение хозяйственной части;
    • постановления и положения официальных документов, имеющие отношение к деятельности учебных заведений и управлению организациями, коллективами различного уровня (нормативные акты из сводов законов государства);
    • управление сотрудниками различных категорий и профессий;
    • управление проектами в основной части.
  11. Лицо, выполняющее обязанности директора в его отсутствие: _____________ (указание должности).

Должностные обязанности

Обязанностью директора является грамотное осуществление руководства школой в полном соответствии с законами, постановлениями и уставом, которое выражается в выполнении ряда действий, перечисленных ниже:

  1. Обеспечивает движение и функционирование школы, которые выражаются в активной, планомерно организованной воспитательной работе, усилиях по интеллектуальному развитию детей, а также отлаженной деятельности административно-хозяйственного отдела.
  2. Решает возникающие вопросы по всем делам учебного заведения в соответствии с принятыми уставами, правилами и пунктами распорядка школы.
  3. Организовывает работу таким образом, чтобы максимально обеспечить реализацию госстандарта образования и требований, зафиксированных в нормативных актах.
  4. Обеспечивает все необходимые условия для здоровья и благополучия учащихся, соблюдения их прав, совокупно с правами учителей, преподавателей и остального персонала в рамках законов РФ.
  5. Формирует стратегический план развития школы, выполнение задач, разрабатывает кратковременные и перспективные проекты и планы.
  6. Обеспечивает активность школы, ее успешное участие в мероприятиях, конкурсах, проектах районного, городского регионального и государственного значения.
  7. Контролирует следование правилам, принятым в отношении процессов планомерной работы с детьми, итогов и результатов обучения и иного проявления активности школы в деле воспитания и качественного образования детей.
  8. Разрабатывает стратегию работы, направленной на эффективное повышение показателей успешности работы, а также контролирует справедливость оценок и итогов обучения учащихся.
  9. Формирует предпосылки и условия для применения передовых технологий и методик в преподавании и воспитательной работе.
  10. Создает условия, поддерживает инициативность учителей и сотрудников в направлении повышения их собственного уровня – для высокой результативности образовательного процесса.
  11. Формирует и поддерживает оптимальные, психологически комфортные взаимоотношения в подчиненном коллективе.
  12. Осуществляет разработку комплекса мер по:
    • поощрению сотрудников – деньгами, бонусами и материальными призами;
    • поддержанию престижа учителей;
    • развитию дисциплинированности и ответственности коллектива.
  13. Распоряжается бюджетом, контролирует правильность и обоснованность расходов, разумно экономит.
  14. Правильно и обоснованно разделяет средства, предназначенные для оплаты работы коллектива с учетом выплаты оклада и поощрительной части. Контролирует назначение заработных плат соответственно ставкам, а также выдачу надбавок, доплат. Обеспечивает своевременные выплаты согласно принятым в подписанных членами коллектива договорах условиям.
  15. Составляет и утверждает состав штата, осуществляет подбор кадров и расстановку по позициям и вакансиям.
  16. Помогает коллективу постоянно совершенствоваться и расти профессионально.
  17. Уделяет внимание подбору, поиску достойных кадров. Принимает меры по созданию кадрового резерва на случай возникновения вакантных должностей.
  18. Обеспечивает надлежащие меры к тому, чтобы все – коллектив педагогов, технический персонал и учащиеся – соблюдали правила безопасности, нормы охраны труда.
  19. Способствует созданию благоприятных условий для возникновения желания у коллектива и реальной возможности принимать участие в управлении жизнью учебного заведения.
  20. Составляет, принимает и запускает в действие внутренние документы, соответствующие правовым нормам, по вопросам компенсаций и оплат, другим важным вопросам, с учетом точки зрения коллектива и представительного органа работников.
  21. Создает скоординированную систему взаимодействия всех подразделений школы.
  22. Реализует возможности для взаимодействия в различных формах с представителями и органами государственной власти, общественными организациями, а также родителями учеников.
  23. Является полномочным представителем учебного заведения на всех уровнях, при взаимодействии с общественными организациями, органами госструктуры, комитетами, любого уровня.
  24. Поддерживает молодежные, детские, учительские, родительские союзы и объединения.
  25. Контролирует состояние финансовой базы, ведет учет дополнительных источников денежных и иных средств.
  26. Следит за ведением документации.
  27. Обеспечивает ежегодное написание и предоставление в управление образования доклада о достижениях школы за период, а также приходно-расходного отчета.
  28. Вместе с Советом школы и организациями воспитательно-образовательного профиля проводит проектирование, разработку проектов развития школы, развивает пути их осуществления и реализует воплощение намеченных планов по направлениям:
    • программы гармоничного развития интеллекта в процессе обучения в школе;
    • программы дополнительных курсов, семинаров;
    • графики обучения, планы и объемы;
    • школьные и внешкольные дисциплины;
    • устав и порядок проведения деятельности в рамках заведения.

Права

Лицу, занимающему должность руководителя, предоставляется право:

  • требовать выполнения своих распоряжений, приказов и указаний;
  • получать информацию о проектах Управления образованием, имеющую отношение к школе;
  • вносить предложения, составлять проекты на темы школы и своего функционала;
  • всегда быть в курсе основных служебных новостей.

Ответственность

На руководителя возлагаются санкции и меры пресечения в следующих ситуациях:

  1. Некачественное или неполное выполнение действий, перечисленных выше – в соответствии с мерами, предусмотренными ТК.
  2. Правонарушения, произошедшие во время трудового процесса – в рамках, указанных административным, гражданским и уголовным сводами законов РФ.
  3. Возникший материальный ущерб – по законам, принятым по направлению нарушения.

Условия работы

Режим работы директора определяется уставом, распорядком школы и внутренними правилами.

Данная инструкция разработана _________________ (лицо или отдел, разработавший документ).

Согласовано _________________ (представитель юридического отдела).

С инструкцией ознакомлен _____________ (подпись директора).

Пояснения к документу

Составление такого документа важно для кандидата на должность директора и педагогического коллектива. Директор сразу видит свой круг обязанностей, а коллектив понимает, по каким вопросам можно обращаться к руководству.

Важно и то, что при наличии жалоб и претензий можно будет рассматривать вероятность вины директора в приложении к его прописанным обязанностям.

Оформление

Унифицированной формы нет, однако при составлении документа применяются общие стандарты руководящих должностей. Ориентиром может быть квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.

Документ составляется отделами управления по образованию, согласовывается с кадровиками и юристами.

Разделы

Документ состоит из 5 частей, при необходимости количество разделов может уменьшаться или увеличиваться.

Обязательно включается раздел «Общие положения», в которых освещаются основные требования к кандидату. Также перечисляются законы, которые обязательно должен знать директор, навыки (например, умение работать с текстами, базами, таблицами), а также знание основных теорий, наук, которые имеют отношение к работе.

В этом разделе указывается лицо, которое является непосредственным руководителем директора, а также лицо, исполняющее его обязанности во время отъезда или отсутствия.

Должностные обязанности — это объемный отдел, который следует написать как можно полнее и подробнее.

Присутствует указание на права, которыми наделяется директор для исполнения своих обязанностей. Подробно указываются права на взаимодействие с руководством и в целях улучшения работы.

Ответственность — здесь перечисляются возможные нарушения, а также указывается, что санкции, которые применяются соответственно проступку, должны соответствовать закону.

Следующий пункт — условия работы. Если есть конкретные особенности, их следует также указать.

Документ согласовывается с юридическим отделом, о чем свидетельствует подпись руководителя, а также ставится подпись самого кандидата после ознакомления. Документ датируется, используется без заверения печатью.

Классный руководитель: функции, права и обязанности

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей?

Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников?

Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей.

Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2024 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест.

Удостоверение

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя 642.5 КБ
  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям 634.1 КБ

Какие полномочия директора школы и наказание за превышение полномочии

Пост директора школы считают ответственной и серьезной должностью в педагогической сфере. Такой руководитель образовательного заведения является профессиональным работником, который имеет соответствующий опыт.

Перечень полномочий директора средней школы указывают в его должностной инструкции. Ниже в статье рассмотрены основные обязанности руководителя подобного учебного учреждения.

Функциональные обязанности директора средней школы

Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.

В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:

  • руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
  • организуют хозяйственную и административную деятельность;
  • обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
  • утверждают учебные планы и календарные графики на год;
  • в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
  • утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
  • выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
  • в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
  • определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
  • подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
  • контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
  • формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
  • в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
  • следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
  • организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
  • обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
  • контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
  • создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
  • обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
  • следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
  • обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
  • оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
  • осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
  • награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
  • штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
  • несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.

Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.

Важно! При формировании должностной инструкции для директора средней школы используют соответствующий раздел квалификационного справочника из Приказа Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 г. и ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г (далее – Закон № 273-ФЗ).

За что отвечает директор средней школы

Директора средних школ отвечает за такие действия:

  • предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
  • обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
  • соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
  • организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.

Внимание! Согласно п. 8 ст. 51 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г., за все вышеприведенные действия отвечает директор средней школы как должностное лицо в соответствии с этим законом и школьным Уставом.

Что делать в случае превышения полномочий директором

Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.

Пример!

Школьный директор, исходя из личной заинтересованности, отказывается преподавать ученикам конкретный предмет. В этой ситуации он дает учителям устные указания о выставлении оценок школьникам без фактического проведения занятий. Такое поведение считают уголовно наказуемым деянием.

Важно!

При превышении директором своих должностных полномочий подают заявление в местную прокуратуру. До подачи заявки собирают показания свидетелей (учеников и их родителей) и различные подтверждающие документы — справки, счета о расходах, заключения независимых экспертиз.

Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:

  1. Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
  2. Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
  3. Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
  4. Осуществляют арест на 4-6 мес.
  5. Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.

В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.

Задать бесплатный вопрос
Комментарии 0

Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.

admin
Оцените автора
Ракульское