1.1. Директор в соответствии с уставом ОО избирается общим собранием ОО с последующим утверждением учредителем ОО (назначается учредителем ОО). Директор освобождается от должности учредителем ОО. На период отпуска и временной нетрудоспособности обязанности директора могут быть возложены на одного из его заместителей.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа начальника органа управления образованием, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Кандидат на должность директора должен, как правило, иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет, пройти обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой установлены учредителем ОО и предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
1.3. Директор непосредственно подчиняется начальнику органа управления образованием.
1.4. Директору непосредственно подчиняются:
— руководители структурных подразделений;
— специалист по кадрам;
— врач по контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
1.5. Директор должен знать:
— Конвенцию ООН «О правах ребенка»;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере образования;
— гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности участников отношений в сфере образования;
— приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
— правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты;
— педагогику общего образования;
— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
— основы физиологии и гигиены;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— основы менеджмента и управления персоналом;
— основы управления проектами;
— основы экономики и социологии образования;
— способы организации финансово-хозяйственной деятельности ОО;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с работниками, учащимися (детьми) разного возраста, их законными представителями, коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения ОО;
— режим работы ОО;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. В своей деятельности директор должен руководствоваться:
— Трудовым кодексом РФ;
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
— Гражданским кодексом РФ;
— Семейным кодексом РФ;
— Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
— указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства субъекта РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся;
— правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— уставом, Положением о нормах профессиональной этики педагогических работников и иными локальными нормативными актами ОО (в том числе настоящей должностной инструкцией).
Директор должен соблюдать Конвенцию ООН «О правах ребенка».
Основными функциями, выполняемыми директором, являются:
2.1. руководство ОО в соответствии с законодательством РФ, ее уставом и другими локальными нормативными актами;
2.2. определение стратегии, целей и задач развития ОО, организация целенаправленного процесса ее развития в соответствии со статусом;
2.3. системная организация образовательного и административно-хозяйственного процессов, руководство и контроль развития этих процессов;
2.4. обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований к уровню подготовки учащихся;
2.5. делегирование полномочий работникам ОО в рамках их компетенции;
2.6. установление внешних контактов ОО.
3. Должностные обязанности
Директор выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
— проблемы жизнедеятельности ОО, актуальные и перспективные потребности ее функционирования и развития;
— наличие и перспективные возможности ОО в области осуществления своих уставных задач;
— ход и развитие образовательного и административно-хозяйственного процессов;
3.2. прогнозирует:
— последствия запланированных процессов функционирования и развития ОО;
— тенденции изменения ситуации в обществе, в образовании и местном социуме для определения стратегии развития ОО;
3.3. планирует и организует:
— образовательную и административно-хозяйственную деятельность ОО;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности ОО и ее работников;
— сбор и накопление информации о значимых для ОО инновациях в образовании, административной и хозяйственной деятельности;
— систему внешних связей ОО, необходимых для ее успешного функционирования и развития;
— систему контроля деятельности ОО в целом, ее структурных подразделений, служб и отдельных работников;
3.4. координирует:
— совместную деятельность своих заместителей, служб и подразделений ОО;
— взаимодействие представителей сторонних организаций и ОО;
— реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда;
3.5. руководит:
— работой непосредственно подчиненных работников;
— организацией образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью школы;
— работой педагогического совета;
— реализацией системы стимулирования сотрудников школы;
— созданием благоприятной обстановки функционирования и развития школы;
3.6. контролирует:
— деятельность своих заместителей и непосредственных подчиненных;
— выполнение плана работы школы;
— реализацию стратегии развития образовательного учреждения;
— соответствие хода инновационных процессов и их результатов;
— ресурсное обеспечение функционирования и развития школы;
— выполнение принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности школы;
— соблюдение педагогическими работниками норм профессиональной этики;
3.7. корректирует:
— программы функционирования и развития, образовательную программу ОО;
3.8. организует разработку:
— структуры управления ОО;
— стратегических документов, необходимых для успешного функционирования и развития ОО;
— нормативных документов для структур и подразделений ОО;
— штатного расписания ОО в пределах фонда заработной платы;
— правил внутреннего трудового распорядка;
— должностных инструкций работников ОО;
— необходимых локальных нормативных актов;
— утверждение и реализацию образовательных программ ОО;
— по согласованию с учредителем программы развития ОО;
3.9. консультирует:
— работников ОО, учащихся, их законных представителей по принципиальным вопросам функционирования и развития ОО;
— лиц, привлекаемых к сотрудничеству с ОО по вопросам ее специфики, задач, программ обновления и т.д.;
3.10. оценивает и проводит экспертизу:
— стратегических документов функционирования и развития ОО (учебного плана, образовательной программы, концепции и программы развития и т.п.);
— предложений по организации тех или иных нововведений и установлению связей с внешними партнерами;
3.11. редактирует:
— подготавливаемые к изданию и (или) представлению в вышестоящие органы материалы о работе и развитии ОО, результатах исследований, экспериментов;
3.12. обеспечивает:
— исполнение законодательных актов и нормативных документов;
— эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, законными представителями учащихся и воспитанников и другими гражданами;
— благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
— создание условий для внедрения инноваций;
— формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы ОО и повышение качества образования;
— функционирование внутренней системы оценки качества образования;
— предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
— организацию разработки и принятия локальных нормативных актов;
— утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения представительного органа работников);
— прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию дополнительного профессионального образования работников;
— в пределах установленных средств — формирование фонда оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую части;
— установление заработной платы работникам, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
— реализацию педагогическими работниками академических прав и свобод, а также трудовых прав и социальных гарантий;
— формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в ОО;
— организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета;
— результативность и эффективность использования бюджетных средств;
— учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы;
— соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенического режима;
— безопасные условия и охрану труда;
— безусловное выполнения федеральных государственного образовательного стандарта;
— прием учащихся в ОО;
— изменение образовательных отношений с учащимися;
— прекращение образовательных отношений с учащимися;
— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников;
— создание условий для занятий учащихся физической культурой и спортом;
— систематическое проведение работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся;
— приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
— учет, хранение и выдачу документов строгой отчетности;
— содействие деятельности общественных объединений учащихся, их законных представителей, осуществляемой в ОО и не запрещенной законодательством РФ;
— реализацию учащимися академических прав и мер социальной поддержки;
— защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
— участие учащихся, их законных представителей и работников в управлении ОО в соответствии с действующим законодательством, ее уставом и иными локальными нормативными актами;
— создание и ведение официального сайта ОО в сети Интернет;
— ежегодное предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
3.13. принимает участие:
— в работе совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий, организованных и проводимых соответствующим управлением образования на основании годового календарного плана и распоряжений его руководителя;
3.14. налагает вето:
— на решения коллегиальных органов управления и непосредственно подчиненных работников, если они противоречат действующему законодательству;
3.15. представляет:
— ОО в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях;
3.16. проходит:
— обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем ОО;
— обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
— обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Директор имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. присутствовать:
— на любых мероприятиях, проводимых работниками ОО, предупредив о посещении соответствующего работника не позднее, чем накануне (без права входить на учебное занятие в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), с последующим анализом и оценкой мероприятия и деятельности работника;
— обязательные для исполнения распоряжения работникам и учащимся в ОО;
4.3. привлекать:
— работников ОО к дисциплинарной ответственности за нарушения трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством;
— обучающихся к дисциплинарной ответственности за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка учащихся;
4.5. вносить предложения:
— о представлении работников ОО к награждению наградами различного уровня в соответствии с действующим законодательством;
— о присвоении работникам ОО почетных званий;
4.6. устанавливать:
— от имени ОО деловые контакты с лицами и организациями, потенциально способствующими обеспечению ее функционирования и развития;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных работников ОО (положения, планы, программы, рабочие материалы, контрольные работы и т.д.);
— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. проводить:
— приемку работ, выполненных по заказу ОО различными исполнителями (как из числа ее работников, так и из числа работников сторонних организаций);
4.9. контролировать и оценивать:
— работу сотрудников и учащихся ОО;
4.10. требовать:
— от работников ОО соблюдения технологий воспитательной, образовательной, экспериментальной, исследовательской и хозяйственной деятельности, норм профессиональной этики, выполнения принятых участниками образовательных отношений планов и программ, носящих обязательный характер;
— от работников и учащихся ОО точного и неукоснительного выполнения положений руководящих документов по обеспечению безопасности, по предупреждению и недопущению террористических актов, поддержанию общественного порядка, установленных правил и дисциплины, выполнения локальных нормативных актов;
4.11. заключать:
— от имени ОО любые договора, не противоречащие законодательству РФ;
4.12. принимать:
— в пределах своей компетенции любые управленческие решения, касающиеся деятельности ОО;
4.13. поощрять:
— работников ОО в соответствии с действующим законодательством;
— учащихся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся;
4.14. утверждать:
— любую, не противоречащую законодательству РФ, нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ОО, ее подразделений и отдельных работников.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка ОО, законных распоряжений непосредственного руководителя и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекшее за собой дезорганизацию образовательного процесса, директор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, директор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного, учебного и хозяйственного процессов директор привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение ОО или участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, директор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный период с учетом плана работы вышестоящего органа управления образованием;
6.3. своевременно представляет в вышестоящий орган управления образованием необходимую отчетную документацию;
6.4. получает от непосредственного руководителя и уполномоченных им лиц информацию нормативно-правового, организационно-методического и административно-хозяйственного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически представляет информацию работникам ОО по вопросам, входящим в их компетенцию;
6.6. информирует вышестоящий орган управления образованием о возникших трудностях на пути реализации основных направлений уставной деятельности ОО;
6.7. информирует вышестоящий орган управления образованием о всех чрезвычайных происшествиях в ОО, связанных с ее жизнедеятельностью, жизнью и здоровьем детей.
Должностная инструкция директора школы
Должностная инструкция директора школы – это документ, в котором перечислены обязанности, права и меры наказания за нарушения руководителя учебного заведения.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец должностной инструкции директора школы
Общие положения
- Данный документ регламентирует деятельность, права, ответственность руководителя учебного заведения (средней муниципальной школы).
- Приказы, указания и распоряжения директору дает руководитель Управления образования.
- Соответствующий образовательный уровень директора должен подтверждаться дипломами о высшем профессиональном образовании соответствующего профиля и по направлениям:
- системы управления – государственные и муниципальные;
- основы эффективного управления производством или организацией в условиях рыночной экономики;
- управление персоналом.
- Необходим педагогический стаж от пяти лет.
- Также возможно наличие у кандидата дипломов о высшем профильном образовании и сертификатов о полученной дополнительной подготовке в областях:
- государственные и муниципальные системы управления;
- контроль социально-экономических систем;
- управление организацией.
- Кандидат на должность принимается на работу и увольняется по приказу руководства Управления образованием.
- Функционал лица, занимающего должность директора, реализуется в рамках:
- устава, принятого для учебных заведений данной категории;
- внутреннего порядка, режима работы;
- распоряжений и указаний Управления образования;
- пунктов, перечисленных здесь;
- правил и норм, предусмотренных законодательством;
- гигиенических требований;
- правил противопожарной безопасности.
- Директор должен владеть актуальной информацией и разбираться в темах и вопросах:
- основные тенденции дальнейшего развития принципов и систем образования молодого поколения страны;
- нормы и положения законов об образовательной системе, интеллектуального и физкультурно-спортивного развития;
- современные методики преподавания, педагогика – в теории и применительно к практическому использованию;
- нормы прав детей, принятых Конвенцией;
- психология в целом, основные тенденции развития науки, психология ребенка;
- физиология ребенка, санитария и гигиена;
- теоретические основы и методики руководства;
- последние разработки в направлении формирования у обучаемых высокого уровня многогранной и всесторонней подготовки и компетентности;
- основные тенденции в развитии методологии, теории и практические методики обучения, развития с точки зрения максимальной эффективности.
- Директор должен владеть навыками и высокой способностью:
- убеждать, обоснованно аргументировать свою позицию и точку зрения;
- легко устанавливать контакт с детьми, подростками, а также с родителями учеников и коллегами;
- анализировать и выявлять причины конфликтов, проводить мероприятия по их мирному разрешению и предупреждению;
- работать с основными программами для набора и обработки текстов, владеть расчетами в таблицах, ориентироваться в базах, разбираться в браузерах и компьютерном оборудовании.
- Требуются знания в следующих областях:
- основы бухгалтерии, актуальная экономика;
- организация материальной стороны жизни школы, ведение хозяйственной части;
- постановления и положения официальных документов, имеющие отношение к деятельности учебных заведений и управлению организациями, коллективами различного уровня (нормативные акты из сводов законов государства);
- управление сотрудниками различных категорий и профессий;
- управление проектами в основной части.
- Лицо, выполняющее обязанности директора в его отсутствие: _____________ (указание должности).
Должностные обязанности
Обязанностью директора является грамотное осуществление руководства школой в полном соответствии с законами, постановлениями и уставом, которое выражается в выполнении ряда действий, перечисленных ниже:
- Обеспечивает движение и функционирование школы, которые выражаются в активной, планомерно организованной воспитательной работе, усилиях по интеллектуальному развитию детей, а также отлаженной деятельности административно-хозяйственного отдела.
- Решает возникающие вопросы по всем делам учебного заведения в соответствии с принятыми уставами, правилами и пунктами распорядка школы.
- Организовывает работу таким образом, чтобы максимально обеспечить реализацию госстандарта образования и требований, зафиксированных в нормативных актах.
- Обеспечивает все необходимые условия для здоровья и благополучия учащихся, соблюдения их прав, совокупно с правами учителей, преподавателей и остального персонала в рамках законов РФ.
- Формирует стратегический план развития школы, выполнение задач, разрабатывает кратковременные и перспективные проекты и планы.
- Обеспечивает активность школы, ее успешное участие в мероприятиях, конкурсах, проектах районного, городского регионального и государственного значения.
- Контролирует следование правилам, принятым в отношении процессов планомерной работы с детьми, итогов и результатов обучения и иного проявления активности школы в деле воспитания и качественного образования детей.
- Разрабатывает стратегию работы, направленной на эффективное повышение показателей успешности работы, а также контролирует справедливость оценок и итогов обучения учащихся.
- Формирует предпосылки и условия для применения передовых технологий и методик в преподавании и воспитательной работе.
- Создает условия, поддерживает инициативность учителей и сотрудников в направлении повышения их собственного уровня – для высокой результативности образовательного процесса.
- Формирует и поддерживает оптимальные, психологически комфортные взаимоотношения в подчиненном коллективе.
- Осуществляет разработку комплекса мер по:
- поощрению сотрудников – деньгами, бонусами и материальными призами;
- поддержанию престижа учителей;
- развитию дисциплинированности и ответственности коллектива.
- Распоряжается бюджетом, контролирует правильность и обоснованность расходов, разумно экономит.
- Правильно и обоснованно разделяет средства, предназначенные для оплаты работы коллектива с учетом выплаты оклада и поощрительной части. Контролирует назначение заработных плат соответственно ставкам, а также выдачу надбавок, доплат. Обеспечивает своевременные выплаты согласно принятым в подписанных членами коллектива договорах условиям.
- Составляет и утверждает состав штата, осуществляет подбор кадров и расстановку по позициям и вакансиям.
- Помогает коллективу постоянно совершенствоваться и расти профессионально.
- Уделяет внимание подбору, поиску достойных кадров. Принимает меры по созданию кадрового резерва на случай возникновения вакантных должностей.
- Обеспечивает надлежащие меры к тому, чтобы все – коллектив педагогов, технический персонал и учащиеся – соблюдали правила безопасности, нормы охраны труда.
- Способствует созданию благоприятных условий для возникновения желания у коллектива и реальной возможности принимать участие в управлении жизнью учебного заведения.
- Составляет, принимает и запускает в действие внутренние документы, соответствующие правовым нормам, по вопросам компенсаций и оплат, другим важным вопросам, с учетом точки зрения коллектива и представительного органа работников.
- Создает скоординированную систему взаимодействия всех подразделений школы.
- Реализует возможности для взаимодействия в различных формах с представителями и органами государственной власти, общественными организациями, а также родителями учеников.
- Является полномочным представителем учебного заведения на всех уровнях, при взаимодействии с общественными организациями, органами госструктуры, комитетами, любого уровня.
- Поддерживает молодежные, детские, учительские, родительские союзы и объединения.
- Контролирует состояние финансовой базы, ведет учет дополнительных источников денежных и иных средств.
- Следит за ведением документации.
- Обеспечивает ежегодное написание и предоставление в управление образования доклада о достижениях школы за период, а также приходно-расходного отчета.
- Вместе с Советом школы и организациями воспитательно-образовательного профиля проводит проектирование, разработку проектов развития школы, развивает пути их осуществления и реализует воплощение намеченных планов по направлениям:
- программы гармоничного развития интеллекта в процессе обучения в школе;
- программы дополнительных курсов, семинаров;
- графики обучения, планы и объемы;
- школьные и внешкольные дисциплины;
- устав и порядок проведения деятельности в рамках заведения.
Права
Лицу, занимающему должность руководителя, предоставляется право:
- требовать выполнения своих распоряжений, приказов и указаний;
- получать информацию о проектах Управления образованием, имеющую отношение к школе;
- вносить предложения, составлять проекты на темы школы и своего функционала;
- всегда быть в курсе основных служебных новостей.
Ответственность
На руководителя возлагаются санкции и меры пресечения в следующих ситуациях:
- Некачественное или неполное выполнение действий, перечисленных выше – в соответствии с мерами, предусмотренными ТК.
- Правонарушения, произошедшие во время трудового процесса – в рамках, указанных административным, гражданским и уголовным сводами законов РФ.
- Возникший материальный ущерб – по законам, принятым по направлению нарушения.
Условия работы
Режим работы директора определяется уставом, распорядком школы и внутренними правилами.
Данная инструкция разработана _________________ (лицо или отдел, разработавший документ).
Согласовано _________________ (представитель юридического отдела).
С инструкцией ознакомлен _____________ (подпись директора).
Пояснения к документу
Составление такого документа важно для кандидата на должность директора и педагогического коллектива. Директор сразу видит свой круг обязанностей, а коллектив понимает, по каким вопросам можно обращаться к руководству.
Важно и то, что при наличии жалоб и претензий можно будет рассматривать вероятность вины директора в приложении к его прописанным обязанностям.
Оформление
Унифицированной формы нет, однако при составлении документа применяются общие стандарты руководящих должностей. Ориентиром может быть квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.
Документ составляется отделами управления по образованию, согласовывается с кадровиками и юристами.
Разделы
Документ состоит из 5 частей, при необходимости количество разделов может уменьшаться или увеличиваться.
Обязательно включается раздел «Общие положения», в которых освещаются основные требования к кандидату. Также перечисляются законы, которые обязательно должен знать директор, навыки (например, умение работать с текстами, базами, таблицами), а также знание основных теорий, наук, которые имеют отношение к работе.
В этом разделе указывается лицо, которое является непосредственным руководителем директора, а также лицо, исполняющее его обязанности во время отъезда или отсутствия.
Должностные обязанности — это объемный отдел, который следует написать как можно полнее и подробнее.
Присутствует указание на права, которыми наделяется директор для исполнения своих обязанностей. Подробно указываются права на взаимодействие с руководством и в целях улучшения работы.
Ответственность — здесь перечисляются возможные нарушения, а также указывается, что санкции, которые применяются соответственно проступку, должны соответствовать закону.
Следующий пункт — условия работы. Если есть конкретные особенности, их следует также указать.
Документ согласовывается с юридическим отделом, о чем свидетельствует подпись руководителя, а также ставится подпись самого кандидата после ознакомления. Документ датируется, используется без заверения печатью.
Классный руководитель: функции, права и обязанности
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей?
Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников?
Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей.
Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2024 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест.
Удостоверение
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Инвариантные обязанности классного руководителя 642.5 КБ
- Нормативно‑правовая база для классного руководителям 634.1 КБ
Какие полномочия директора школы и наказание за превышение полномочии
Пост директора школы считают ответственной и серьезной должностью в педагогической сфере. Такой руководитель образовательного заведения является профессиональным работником, который имеет соответствующий опыт.
Перечень полномочий директора средней школы указывают в его должностной инструкции. Ниже в статье рассмотрены основные обязанности руководителя подобного учебного учреждения.
Функциональные обязанности директора средней школы
Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.
В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:
- руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
- организуют хозяйственную и административную деятельность;
- обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
- утверждают учебные планы и календарные графики на год;
- в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
- утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
- выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
- в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
- определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
- подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
- контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
- формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
- в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
- следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
- организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
- обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
- контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
- создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
- обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
- следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
- обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
- оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
- осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
- награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
- штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
- несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.
Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.
Важно! При формировании должностной инструкции для директора средней школы используют соответствующий раздел квалификационного справочника из Приказа Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 г. и ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г (далее – Закон № 273-ФЗ).
За что отвечает директор средней школы
Директора средних школ отвечает за такие действия:
- предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
- обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
- соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
- организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.
Внимание! Согласно п. 8 ст. 51 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г., за все вышеприведенные действия отвечает директор средней школы как должностное лицо в соответствии с этим законом и школьным Уставом.
Что делать в случае превышения полномочий директором
Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.
Пример!
Школьный директор, исходя из личной заинтересованности, отказывается преподавать ученикам конкретный предмет. В этой ситуации он дает учителям устные указания о выставлении оценок школьникам без фактического проведения занятий. Такое поведение считают уголовно наказуемым деянием.
Важно!
При превышении директором своих должностных полномочий подают заявление в местную прокуратуру. До подачи заявки собирают показания свидетелей (учеников и их родителей) и различные подтверждающие документы — справки, счета о расходах, заключения независимых экспертиз.
Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:
- Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
- Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
- Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
- Осуществляют арест на 4-6 мес.
- Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.
В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.
Задать бесплатный вопрос
Комментарии 0
Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.