Правила проживания после регистрации

Регистрация должна выполняться человеком по месту жительства или пребывания. Стоит обратить внимание, что у одного и того же человека могут быть эти две регистрации одновременно. Оформлением регистрации стоит заняться, если на новом месте вы проживаете уже больше 90 календарных дней.

Сергеев Олег · 2024-08-16 20:08:37

  • Регистрация по месту жительства или пребывания
  • Место жительства, пребывания и проживания
  • В какой срок нужно получить новую регистрацию при смене адреса
  • Какой штраф за отсутствие регистрации
  • Снятие с регистрации по месту жительства
  • Сняться с прежнего адреса для прописки в новом
  • Как прописать новорожденного
  • Могут ли отказать в прописке ребёнка
  • Считается ли гражданство СССР иным гражданством
  • Как получить документы жилищного учёта в Москве
  • Комментарии

Регистрация по месту жительства или пребывания так же важна и нужна, как и оформление любых иных документов.

За отсутствие которой можно также получить немаленький штраф. На основе данных о проведённой регистрации специалистами самых разных отраслей проводятся анализы, формируется статистика и конечно же пополняется информационная база страны.

Регистрация по месту жительства или пребывания

На сегодняшний день, каждый граждан, находящийся на территории страны длительный период времени, должен где-то проживать и именно по этому адресу необходимо данному лицу зарегистрироваться. Различают несколько видов регистрации – постоянная и временная. Для её оформления необходимо обратиться в один из отделов по вопросам миграции МВД.

Весь процесс регистрации осуществляется на бесплатной основе.

Часто, можно услышать, как постоянную регистрацию по месту жительства ещё называют самой обычной пропиской. Процессом оформления данной регистрации необходимо заняться в течении семи дней после смены предыдущего адреса проживания или после регистрации рождения ребёнка.

Весь процесс оформления занимает не больше шести рабочих дней.

Обязательно при себе необходимо иметь оригинал паспорта, ведь именно туда ставится отметка о регистрации по месту жительства. Детям, которым ещё не исполнилось 14 лет и которые не имеют паспорта, выдаётся свидетельство о регистрации.

Что касается регистрации по месту пребывания, которую ещё часто называют временной пропиской, её оформление необходимо при длительном пребывании в ином регионе. Длительное пребывание считается срок больше чем 90 дней. Нередки случаи, когда один и тот же человек имеет прописку в одном городе, а временно зарегистрирован в ином.

Вся процедура оформления временной прописки от момента подачи документов до момента её получения, займёт не больше шести рабочих дней. Подтверждение тому, что человек зарегистрирован по месту пребывания, является свидетельство. Данное свидетельство может выдаваться, как в бумажной форме, так и в электронной.

Всем гражданам доступно несколько вариантов, как можно оформить прописку и регистрацию, а именно воспользоваться официальным сайтом Госуслуг, в МВД и МФЦ. Что выбрать, каждый решает сам для себя, но не зависимо от выбора, непременно необходимо следовать специально разработанной инструкции.

Место жительства, пребывания и проживания

Что именно принято понимать под понятиями место жительства или пребывания, прописано на законодательном уровне в соответствующем законе, а именно:

  • место жительства: место, где гражданин проживает на постоянной основе или находится больший период времени. Регистрацию по месту жительства ещё называют «пропиской» или «постоянной регистрацией», отметка о которой проставляется в паспорт человека;
  • место пребывания: временное место проживания человека, при регистрации оно подтверждается соответствующим свидетельством. Оформляемая регистрация по месту пребывания также носит временный характер, поэтому не может полноценно заменить или полностью отменить постоянную регистрацию. Один и тот же человек может иметь две эти регистрации даже в разных населённых пунктах (регистрацию по месту жительства в одном, по месту пребывания в ином). При выполнении регистрации по месту пребывания, регистрация по месту жительства не снимается и продолжает так же функционировать;
  • место фактического проживания: место, где гражданин проживает в данный момент времени (чаще всего не регистрируясь при этом). Фактическое место проживания может быть тем же местом жительства или пребывания, но также может не совпадать с ним.

В какой срок нужно получить новую регистрацию при смене адреса

В случае смены ваше места жительства, заняться регистрацией по новому месту жительства стоит в течении семи дней. Отчёт времени начинается с момента прибытия на новое место или с дня ликвидации регистрации по старому адресу.

На регистрацию по месту пребывания выделяется 90 дней.

Если переезд по сроку длился не больше 90 дней, по человек освобождается от необходимости получения регистрации по месту пребывания.

При регистрации на один и тот же адрес, достаточно будет выполнить регистрацию или по месту жительства или пребывания.

Какой штраф за отсутствие регистрации

Каждый кто нарушит хоть одно установленное согласно законодательству правило регистрации, будет отвечать перед законом. Основная мера наказания в данном случае регламентируется ст.19.15.2КоАП РФ, согласно которой нарушителю будет предъявлен штраф. Размер штрафа зависит от мета.

В котором было выявлено такое нарушение, а именно:

  • в Москве или Санкт-Петербурге: размер штрафа может находиться в диапазоне от 3000 до 5000 рублей;
  • в иных регионах страны: размер штрафа может находиться в диапазоне от 2000 до 3000 рублей.

В случае, если нарушителем оказался наниматель или собственник, то размер штрафа может быть и больше. Кроме того, в некоторых ситуациях могут быть приведены основания, которые позволят избежать ответственности и освободят от уплаты штрафа.

Снятие с регистрации по месту жительства

При переезде на новое место жительства, в обязательном порядке необходимо подать заявление о регистрации на новом месте жительства. Данное заявление является основанием для автоматического снятия с учёта со старого места регистрации. При необходимости, также допустима подача отдельного заявления о снятии регистрации со старого места жительства.

После подачи заявления, время ожидания на результат составляет три дня.

Кроме переезда на новое место жительства, могут быть и иные причины, по которым необходимо выполнить снятие с регистрации, а именно:

  • потеря всех прав на жилплощадь;
  • смерть человека или признание его в судебном порядке без вести пропавшим;
  • незаконная регистрация по месту жительства;
  • изменение кочевых маршрутов – требует написания соответствующего заявления граждан.

Сняться с прежнего адреса для прописки в новом

Большинство людей, при переезде на новое место жительства задаются вопросом: «Нужно ли выписываться со старого места жительства, для оформления регистрации на новом месте?». На самом деле всё зависит от ситуации. Например, если вы будете прописываться в иную квартиру, но она также находится в том же городе, что и старая, то выписываться со старого адреса нет необходимости.

В том случае, когда вы планируете переезжать в иной город для постоянного проживания там, то благодаря выписки со старой квартиры, вы сможете существенно сэкономить своё время на оформление регистрации по новому месту проживания.

Кроме того, в результате это очень удобно, ведь согласно закону, на перерегистрацию вам будет предоставлено всего лишь 7 дней.

Как прописать новорожденного

После появления ребёнка на свет, кроме необходимости его зарегистрировать (в подтверждение регистрации родителям выдаётся соответствующее свидетельство о рождении), его необходимо ещё и прописать. Прописка выполняется непосредственно по месту его жительства.

Для того чтобы прописать ребёнка, родителям предлагается воспользоваться услугой «Регистрация гражданина по месту жительства». Из документов при себе в обязательном порядке нужно иметь свидетельство о рождении малыша.

Могут ли отказать в прописке ребёнка

Согласно действующему Жилищному кодексу РФ, при оформлении прописки ребёнка в той жилплощади, где непосредственно проживают и прописаны родители, отказать не могут.

Также для данной процедуры нет необходимости в получении разрешения иных членов семьи.

Кроме того, на возможность регистрации ребёнка по месту проживания родителей не имеет ни какого влияния нормы, касательно площади жилья и его состояния.

Считается ли гражданство СССР иным гражданством

В процессе прохождения регистрации. Стоит обратить внимание на то, что гражданство СССР не считается иным гражданством. Учитывая это, ответом на вопрос: «Гражданин ли вы иного государства?», должен быть нет.

Кроме того, о наличии гражданства СССР при подаче заявления на регистрацию по месту жительства или пребывания не указывается.

Как получить документы жилищного учёта в Москве

Причин, кроме регистрации, по которым гражданам страны необходимо получить те или иные документы жилищного учёта могут быть самыми различными. Чаще всего к запрашиваемым документам относятся:

  • справка о составе семьи;
  • выписка из домовой книги;
  • единый жилищный документ.

Для москвичей доступно несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, они могут обратиться с данным вопросом в один из многофункциональных центров (МФЦ), а также воспользоваться порталом Мэра Москвы.

Регистрация по месту пребывания

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место пребывания» относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение. Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.

При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение. То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно. Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания. Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства.

Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.

Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.

Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах. Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. № 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства.

Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек. Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.

Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях

Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

С последним пунктом обычно возникают затруднения. Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно. При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.

По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают.

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.

Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок. Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.

Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.

Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет. Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома.

Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца.

В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.

Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация по месту жительства

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место жительства» относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие «место жительства» как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое «жилое помещение»?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения «пригодных для постоянного проживания«. Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке.
Узнать больше

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст.

6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: «Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания: отдельные вопросы правоприменения

При осуществлении регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — регистрационный учет) сотрудники подразделений по вопросам миграции руководствуются требованиями Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1

«О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 5242-1), требованиями Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Правила регистрации), а также положениями Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (далее – Административный регламент).

В соответствии с положениями Закона РФ № 5242-1 регистрация по месту жительства, а также регистрация по месту пребывания — это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания, месте жительства гражданина или о его нахождении в данном месте.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ № 5242-1 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства.

Регистрация по месту жительства либо по месту пребывания является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно ст. 6 Закона РФ № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Перечень документов, необходимых для осуществления регистрации по месту жительства, утвержден п. 16 Правил, а также п. п. 48, 49 Административного регламента, и включает в себя:

1) заявление о регистрации по месту жительства;

2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;

3) документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН (например, договор, решение суда о признании права пользования жилым помещением или иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением);

4) письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Указанное согласие удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу документов в орган регистрационного учета, либо нотариально.

Документы для регистрации по месту жительства представляются лицу, ответственному за прием и передачу документов в органы регистрационного учета МВД России, по месту нахождения жилого помещения. К указанным ответственным лицам относятся, в частности, уполномоченные должностные лица МФЦ, уполномоченные лица ТСЖ, ЖСК либо управляющих организаций.

После приема у гражданина документов указанные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета.

В настоящее время предусмотрена возможность подачи документов в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее – Единый портал госуслуг). В этом случае гражданину направляется уведомление с предложением в трехдневный срок с даты его получения прибыть в орган регистрационного учета лично и предъявить необходимые документы.

Регистрация по месту жительства осуществляется:

1) не позднее шести календарных дней со дня подачи заявителем документов ответственному лицу (трех рабочих дней в случае направления МФЦ сведений, содержащихся в документах, через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ));

2) восьми рабочих дней со дня подачи необходимых документов, если в орган регистрационного учета не представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (семи рабочих дней со дня подачи заявления при направлении МФЦ сведений через СМЭВ);

3) в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение, — в случае направления заявления и документов через Единый портал госуслуг.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 местом пребывания гражданина Российской Федерации может являться гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

По общему правилу граждане РФ, проживающие в жилом помещении, которое не является их постоянным местом жительства, обязаны регистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, и без снятия с учета по месту жительства

Положениями ст. 5 Закона РФ № 5242-1 предусмотрен ряд исключений, при которых регистрация по месту пребывания гражданам РФ не требуется. Так, граждане Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, а также администрация гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, медицинской организации или другого подобного учреждения вправе не регистрировать граждан по месту пребывания, если непрерывный срок пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней и соблюдается одно из следующих условий:

1) жилое помещение, организация или учреждение находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ, в котором гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания;

2) жилое помещение, организация или учреждение находится в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если гражданин зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

3) жилое помещение, организация или учреждение находится в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если гражданин зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

4) жилое помещение находится в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

В соответствии с п. 10 Правил регистрация по месту пребывания в жилых помещениях осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

— с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

— с собственниками жилых помещений;

— с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков предусматривает привлечение к административной ответственности по ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за исключением следующих случаев:

1) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

2) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

3) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

4) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;

5) если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

6) если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Одним из проблемных вопросов предоставления государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства (пребывания) граждан Российской Федерации является истребование согласия собственников в случае владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности в коммунальной квартире или многоквартирном доме с коридорной системой (общежития).

Согласно ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. В соответствии с ч. 1 ст.

247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Таким образом, вселение и регистрация собственником по месту жительства членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо предоставление согласия всех сособственников этого жилого помещения. В случае непредоставления такого согласия государственная услуга по регистрационному учету граждан не будет оказана.

Данной позиции придерживается и сложившаяся судебная практика. В частности, аналогичный вопрос нашел свое отражение в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года.

Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает безусловное право на вселение (а следовательно, и регистрацию) несовершеннолетнего в квартиру, где зарегистрированы один или оба из его родителей. Правовые нормы, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту жительства, подтверждают этот принцип. Пункты 44, 50 Административного регламента не указывают согласие собственника, членов его семьи, наймодателя, нанимателя в качестве необходимого документа при регистрации по месту жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.

При этом регистрация несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, производится в общем порядке с обязательным приложением письменного согласия о вселении от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (п. п. 2.1, 49.4 Административного регламента).

Документы о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства подаются в орган регистрационного учета (Многофункциональный центр, Единый портал госуслуг).

Применительно к регистрации несовершеннолетних в жилом помещении, где проживают родители, основанием является регистрация родителей по месту жительства в указанном помещении, поэтому предоставление документа-основания не требуется.

Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, подают заявление о регистрации в жилом помещении, занимаемом родителями (законными представителями), от своего имени в общем порядке.

Согласно п. 18 Правил регистрации органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Нередко возникают спорные ситуации при снятии несовершеннолетних с регистрационного учета. Поскольку права несовершеннолетних на жилое помещение напрямую зависит от прав их родителей, следовательно, влечет прекращение прав несовершеннолетнего на жилое помещение, если права родителей на указанное помещение прекращены. В таком случае сохранение регистрации несовершеннолетних по месту жительства в указанных жилых помещениях невозможно.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в некоторых случаях право ребенка в отношении жилого помещения и его право на регистрацию сохраняются, даже если он фактически там не проживает.

Судебная практика склоняется к тому, чтобы сохранять за ребенком право проживания и регистрацию в квартире (собственности родителя, а иногда иных лиц), где зарегистрирован один из родителей после расторжения брака, даже если ребенок фактически проживает с другим родителем (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2015 по делу № 33-16243/2015; Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26.02.2015 по делу №33-821/2015). Несовершеннолетний не может быть выселен как бывший член семьи из квартиры, собственником которой является один из его родителей, а часто и другой член семьи (дедушка, бабушка).

Также не прекращается право пользования и регистрация по месту жительства в квартире, где ребенок зарегистрирован на основании договора социального найма, но не проживает в силу обстоятельств (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 08.06.2015 по делу № 33-8332/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.03.2015 №33-4244/2015 по делу №2-466/2014; Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33-0053).

Таким образом, регистрация несовершеннолетних по месту жительства должна рассматриваться во взаимосвязи с их жилищными правами. Эти права (их возникновение и прекращение) производны от прав родителей. Несовершеннолетние регистрируются в жилых помещениях, где проживает один из их родителей (исключение возможно для лиц старше 14 лет).

Несовершеннолетний не может быть лишен права на жилое помещение и права на регистрацию по месту жительства, если в силу обстоятельств временно лишен возможности там проживать.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

admin
Оцените автора
Ракульское