Права детей на имущество родителей имеет ли право ребенок на квартиру

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, имеет ли право ребёнок на долю в квартире подаренную её отцу? Заранее спасибо за ответ.

24 мая 2019, 07:32 , Дарья, г. Хабаровск
Ответы юристов
Максим Сушков
Юрист, г. Кандалакша

Общаться в чате

Нет, не имеют дети права на имущество родителей, так же как и родители на имущество детей. Получить долю ребенок сможет только по наследству или опять-таки по договору дарения.

Если есть вопросы или необходима помощь в составлении документов, обращайтесь в чате. Предоставление дополнительной информации, а также составление любых документов правового характера, как правило, осуществляется на платной основе, всё по договорённости.

24 мая 2019, 07:34
Дмитрий Николаев
Адвокат, г. Саратов

Общаться в чате

Уважаемая Дарья! Согласно ст. 60 Семейного Кодекса РФ:

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

В силу указанной нормы права ребенок не имеет права собственности на квартиру отца.

24 мая 2019, 07:34
Похожие вопросы
Семейное право

Мы хотим с мужем развестись. У нас маленьки ребенок., который находится со мной ему 10 месяцев. Муж хочет забрать его к себе,я против. он военнослужающий в Хабаровском крае. Сейчас находится в Дагестане, имущество не хочет делить, вещи мои не отдают, все прячут на квартире, телефон, личные вещи мои , ребенка, посуда, бытовая техника-все это было приданным.

В квартиру не пускают, и шантажируют, что бы Я написала отказ на ребенка.

Показать полностью
29 ноября, 19:34 , вопрос №3511828, Милана, г. Москва
Конституционное право

Добрый день! Родители написали согласие на психолого- педагогическое сопровождение. Но они не хотят обследовать ребенка на психолого- педагогическом консилиуме внутри колледжа.

Могут ли написать отказ от ппк внутри школы? По какому закону они имеют право это сделать?

Показать полностью
29 ноября, 09:52 , вопрос №3511084, Марина, г. Москва
Гражданское право

Суд отказал в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения определения суда в части начальной продажной цены, просил изменить НПЦ в связи существенным изменением стоимости имущества, поскольку оценка имущества на основе которого установлена НПЦ была дана более 5 лет назад. К заявлению приложил свежий отчет рыночной стоимости имущества, произведенный независимым оценщиком. Вопрос:1. Насколько корректным было наименование моего заявления. может быть надо было назвать заявление как-то по другому?

2. Каковы перспективы обжалования в апелляции?

Показать полностью
Москва

1. Что такое права и свободы человека? 2. Почему права человека связываются с его достоинством? 3. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга? 4. Как вам видится роль образования в этом процессе? 5. Установите соотношение между правами и свободами человека 6. Кто является субъектами прав и свобод?

7. Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»? 8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека? 9. Покажите это на примерах России и других стран. 10.

Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах? 1.(11)Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах? 2.(12) Как изменился статус человека с образованием государства?

3.(13) Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека. 5.(14) Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека. 6.(15) Как религия влияет на понимание статуса человека? 7.(16) Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

8.(17) Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов. 9.(18) Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека? 10.(19) Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?

11.(20) Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом? 12.(21) Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека? 1. (22) Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека? 2.(23) Каково содержание Всеобщей декларации прав человека?

3.(24) Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека? 4.(25) Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два? 5.(26) Опишите каждый из этих Пактов. 6.(27) Как вы представляете себе Международный билль о правах человека? 7.(28) Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека?

8.(29) Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Опишите ее составляющие. 9.(30) Как складывалась американская система защиты прав человека? 10.(31) Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?

11.(32) Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека. 1.(33) По каким критериям классифицируются права и свободы человека? 2.(34) Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина.

3.(35) Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»? 4.(36) Сколько «поколений прав человека» вы знаете? 5.(37) Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека. 6.(38) Чем, по вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных? 7.(39) Что вы понимаете под международными измерениями прав человека?

8.(40) Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются? 9.(41) Как вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права? 1.(42) В каком случае работодатель имеет право уволить сотрудника во время его больничного или отпуска? 1. Что такое права и свободы человека?

2. Почему права человека связываются с его достоинством? 3. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга? 4. Как вам видится роль образования в этом процессе? 5. Установите соотношение между правами и свободами человека 6. Кто является субъектами прав и свобод?

7. Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»? 8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека? 9. Покажите это на примерах России и других стран.

10. Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах? 1.(11)Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах? 2.(12) Как изменился статус человека с образованием государства? 3.(13) Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.

5.(14) Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека. 6.(15) Как религия влияет на понимание статуса человека? 7.(16) Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека? 8.(17) Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

9.(18) Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека? 10.(19) Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции? 11.(20) Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?

12.(21) Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека? 1. (22) Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека? 2.(23) Каково содержание Всеобщей декларации прав человека? 3.(24) Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?

4.(25) Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два? 5.(26) Опишите каждый из этих Пактов. 6.(27) Как вы представляете себе Международный билль о правах человека?

7.(28) Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека? 8.(29) Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Опишите ее составляющие.

9.(30) Как складывалась американская система защиты прав человека? 10.(31) Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода? 11.(32) Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека.

1.(33) По каким критериям классифицируются права и свободы человека? 2.(34) Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина. 3.(35) Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»?

4.(36) Сколько «поколений прав человека» вы знаете? 5.(37) Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека. 6.(38) Чем, по вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных?

7.(39) Что вы понимаете под международными измерениями прав человека? 8.(40) Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются? 9.(41) Как вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права?

1.(42) В каком случае работодатель имеет право уволить сотрудника во время его больничного или отпуска? 1. Что такое права и свободы человека? 2. Почему права человека связываются с его достоинством? 3. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?

4. Как вам видится роль образования в этом процессе? 5. Установите соотношение между правами и свободами человека 6. Кто является субъектами прав и свобод? 7. Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»? 8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека? 9. Покажите это на примерах России и других стран.

10. Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах? 1.(11)Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах? 2.(12) Как изменился статус человека с образованием государства?

3.(13) Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека. 5.(14) Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека. 6.(15) Как религия влияет на понимание статуса человека? 7.(16) Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека? 8.(17) Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

9.(18) Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека? 10.(19) Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции? 11.(20) Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом? 12.(21) Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека? 1. (22) Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека?

2.(23) Каково содержание Всеобщей декларации прав человека? 3.(24) Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека? 4.(25) Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два?

5.(26) Опишите каждый из этих Пактов. 6.(27) Как вы представляете себе Международный билль о правах человека? 7.(28) Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека? 8.(29) Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Опишите ее составляющие.

9.(30) Как складывалась американская система защиты прав человека? 10.(31) Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода? 11.(32) Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека. 1.(33) По каким критериям классифицируются права и свободы человека?

2.(34) Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина. 3.(35) Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»? 4.(36) Сколько «поколений прав человека» вы знаете?

5.(37) Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека. 6.(38) Чем, по вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных? 7.(39) Что вы понимаете под международными измерениями прав человека?

8.(40) Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются? 9.(41) Как вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права? 1.(42) В каком случае работодатель имеет право уволить сотрудника во время его больничного или отпуска?

1. Что такое права и свободы человека? 2. Почему права человека связываются с его достоинством? 3. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?

4. Как вам видится роль образования в этом процессе? 5. Установите соотношение между правами и свободами человека 6. Кто является субъектами прав и свобод? 7. Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»?

8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека? 9. Покажите это на примерах России и других стран. 10.

Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах? 1.(11)Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах? 2.(12) Как изменился статус человека с образованием государства? 3.(13) Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.

5.(14) Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека. 6.(15) Как религия влияет на понимание статуса человека? 7.(16) Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека? 8.(17) Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

9.(18) Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека? 10.(19) Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции? 11.(20) Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом? 12.(21) Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?

1. (22) Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека? 2.(23) Каково содержание Всеобщей декларации прав человека? 3.(24) Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?

4.(25) Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два? 5.(26) Опишите каждый из этих Пактов. 6.(27) Как вы представляете себе Международный билль о правах человека?

7.(28) Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека? 8.(29) Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Опишите ее составляющие.

9.(30) Как складывалась американская система защиты прав человека? 10.(31) Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода? 11.(32) Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека.

1.(33) По каким критериям классифицируются права и свободы человека? 2.(34) Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина. 3.(35) Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»? 4.(36) Сколько «поколений прав человека» вы знаете? 5.(37) Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека.

6.(38) Чем, по вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных? 7.(39) Что вы понимаете под международными измерениями прав человека? 8.(40) Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются?

9.(41) Как вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права? 1.(42) В каком случае работодатель имеет право уволить сотрудника во время его больничного или отпуска?

Права детей на имущество родителей имеет ли право ребенок на квартиру

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилищные права детей

Жилищные права детей имеют свою специфику. Особенно право пользования несовершеннолетнего ребенка жилым помещением, принадлежащим родителям или одному из них на праве собственности.

Пункт 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает, что несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье, а также проживать совместно с родителями.

Пункт 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) конкретизирует: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст.

20 ГК РФ), т.е. место жительства несовершеннолетних определено самим законом: несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими родителями (законными представителями).

Проживает — равнозначно «пользуется», т.е. ребенок, проживая совместно с родителями, имеет право пользования жилым помещением своих законных представителей.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55 СК РФ).

Это право не утрачивается, оно просто изменяется.

Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Бывшими являются супруги в случае расторжения брака. Дети бывшими не бывают. Это мнение Президиума Верховного Суда РФ, озвученное в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007.

Верховный Суд РФ отметил, что в силу установлений СК РФ об обязанностях родителей в отношении своих детей право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями.

Это значит, что ребенок как член семьи всегда будет иметь право пользования жилым помещением любого из родителей.

Однако некий подводный камушек присутствует, а именно: чтобы оставаться членом семьи, требуется совместное проживание с собственником.

Исходя из того, как сформулирована ч. 1 ст. 31 ЖК РФ (в ней дан перечень граждан, являющихся членами семьи собственника жилого помещения), приходится признать, что совместное проживание необходимо для того, чтобы отнести гражданина к членам семьи собственника.

Причем переход права собственности на жилье к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 292 ГК РФ).

В то же время следует иметь в виду положения п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которым «отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

При отчуждении жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, согласия органа опеки и попечительства по общему правилу не требуется, поскольку предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей, и это не опровергнуто имеющейся у органа опеки и попечительства информацией об отсутствии попечения со стороны родителей.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 08.06.2010 № 13-П признал возможность судебной защиты прав тех несовершеннолетних, которые формально не относятся к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но фактически лишены жилого помещения на момент совершения сделки по его отчуждению.

Таким образом, Конституционный Суд РФ позволяет также обратиться за судебной защитой прав тех несовершеннолетних, которые считаются находящимися на попечении родителей, при том, однако, условии, что такая сделка (вопреки установленным законом обязанностям родителей) нарушает их права и охраняемые законом интересы.

Права детей и родителей в сделках с недвижимостью: коротко о главном

Фото: 4 PM production/shutterstock

Дети могут быть владельцами недвижимости вне зависимости от возраста. Оформление жилья на ребенка дает гарантию, что к наступлению совершеннолетия он будет обеспечен собственной жилплощадью и никакие семейные обстоятельства не уменьшат его прав.

Однако нередко возникает необходимость в продаже или обмене недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему, а такие сделки имеют немало особенностей. Рассказываем, какие права по распоряжению жильем имеют ребенок и его родители.

Права несовершеннолетнего на недвижимость

Нет, самостоятельно распорядиться имуществом несовершеннолетние дети не могут. Те, кто не достиг 14 лет, в сделках не участвуют совсем — от их имени выступают родители (либо усыновители или опекуны). Дети в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с жильем, но только с письменного разрешения родителей (либо усыновителей или опекунов).

В обоих случаях сделки с жильем, оформленным на ребенка, могут быть совершены только с согласия органов опеки и попечительства. При этом несовершеннолетний может получить право самостоятельно распоряжаться недвижимостью с 16 лет, если будет признан органами опеки или судом полностью эмансипированным (например, если он работает, вступил в брак и т. п.).

Могут ли родители распоряжаться квартирой ребенка

Жилье, оформленное на ребенка, является исключительно его имуществом, родители не имеют на него права собственности. Родители или другие законные представители несовершеннолетнего не могут только по своей воле продать, обменять или подарить принадлежащую ему недвижимость. Они также не могут сдать собственность ребенка в аренду, передать в безвозмездное пользование или в залог, разделить имущество, выделить из него доли.

На все нужно согласие органов опеки и попечительства — без этого никакие сделки, влекущие уменьшение имущества ребенка, невозможны.

Можно ли продать квартиру с несовершеннолетним собственником

Органы опеки одобряют сделки с недвижимостью, которая принадлежит детям, только в случае их выгоды — ребенок-собственник должен быть обеспечен альтернативной квартирой такой же или большей площади. Родителям или представителям ребенка придется доказать не только то, что он не останется без жилья, а еще и то, что его жилищные условия не ухудшатся.

Разрешение на продажу квартиры, оформленной на несовершеннолетнего, можно получить при перемене места жительства и при исключительных обстоятельствах, касающихся интересов ребенка (например, в случае оплаты его лечения). Но решение этого вопроса остается, опять же, за органами опеки.

На что обращают внимание органы опеки

Месторасположение жилья органы опеки также учитывают и могут не дать разрешения, если взамен московской квартиры ребенку предлагается жилье в регионах. Органы опеки также обратят внимание на цену жилья. Если стоимость предлагаемой ребенку квартиры меньше цены принадлежащей ему жилплощади, то они могут обязать родителей перечислить разницу на банковский счет несовершеннолетнего — доступ к нему он получит, когда достигнет совершеннолетия.

Есть еще одно ограничение: родители (усыновители или опекуны) и их близкие родственники не могут выкупить у ребенка квартиру.

Как оформить квартиру на ребенка

Оформить недвижимость на несовершеннолетнего возможно, даже если он будет единственным ее владельцем. Чаще всего это покупка родителями квартиры детям, получение по завещанию либо дарственной.

«Важно отметить, что такое имущество не будет считаться совместно нажитым при разводе родителей. Существуют некоторые тонкости оформления такой сделки. Нужно сразу оговориться, что совершать какие-либо действия с недвижимостью он сможет только при наступлении совершеннолетия.

В возрасте до 14 лет все решения за несовершеннолетнего принимают его родители либо опекуны, в том числе ставят за него подпись. С 14 до 17 лет подросток может совершать сделки с жильем, но с письменного разрешения родителей. Также в этом возрасте уже необходима подпись самого ребенка рядом с подписью своих законных представителей.

Возможны случаи, когда с 16 лет подросток может самостоятельно распоряжаться недвижимостью, для этого он должен быть признан судом полностью дееспособным (иметь работу, постоянный доход, вступить в брак и т. д.) При заключении сделок с участием несовершеннолетних обязательно участие органов попечительства, которые следят за соблюдением прав ребенка», — рассказала Виктория Данильченко, председатель «Коллегии адвокатов Виктории Данильченко».

Любое уменьшение имущества ребенка невозможно, как и совершение каких-либо сделок с ней законными представителями без разрешения вышеуказанного ведомства. Получить такое разрешение весьма сложно, уточнила юрист. По ее словам, если законные представители решат приобрести новое жилье для ребенка, они обязаны доказать, что он будет обеспечен альтернативным жильем такой же или большей площади, а его жилищные условия не ухудшатся.

Кроме того, во внимание принимается место расположения новой жилплощади (поменять московскую квартиру на дом в регионе вряд ли получится), а также ее стоимость.

Сам процесс оформления недвижимости на несовершеннолетнего не отличается от обычного. «Для начала необходимо собрать пакет документов, среди которых обязательны: свидетельство о собственности на недвижимость; в случае наличия нескольких владельцев нотариально заверенное согласие всех собственников; выписка из домовой книги (необходима для подтверждения того, что на данный момент никто не прописан в квартире); выписка с лицевого счета; справка из БТИ; копия кадастрового паспорта. При подписании договора купли-продажи в графе «Ф. И. О. покупателя» указываются данные ребенка, а также данные его законного представителя. У законных представителей должны быть документы, подтверждающие их полномочия (свидетельство о рождении для родителей либо решение суда об установлении попечения или усыновлении).

По достижении 14-летнего возраста для совершения сделки подросток должен получить паспорт. Далее договор заверяют у нотариуса и оформляют акт приема-передачи недвижимости. После оплаты госпошлины пакет передается в регистрирующий орган, который через 30 дней выдает свидетельство о собственности», — объяснила Данильченко.

Если для приобретения жилплощади требуется привлечение кредитных средств, в том числе и материнского капитала, необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства, объяснила юрист. Она подчеркнула, что такой же механизм передачи недвижимости ребенку соблюдается и при дарении — в этом случае заключается договор дарения. Если получение жилплощади происходит по завещанию, то подписей ребенка и родителей не потребуется, так как в этом случае сделка односторонняя, резюмировала эксперт.

Как выделить долю в недвижимости несовершеннолетнему

Обычно доли в доме или квартире выделяются равными. Например, если в семье двое супругов и двое детей — тогда каждый получает по 25% квартиры, пояснила юрист. По ее словам, процедура представляет собой безвозмездную передачу доли в жилой недвижимости. В дарственной или в соглашении о передаче указывается информация об участниках сделки (Ф.

И. О., паспортные данные, дата рождения), данные об объекте недвижимости, размер выделяемой доли, при участии несовершеннолетних до 14 лет указываются его законные представители.

Оформление происходит у нотариуса. За удостоверение соглашения потребуется заплатить. Размер госпошлины будет зависеть от стоимости недвижимости — 0,5%, но не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб., подчеркнула Данильченко. По ее словам, доплаты за техническую часть работы варьируются от региона.

Выделение долей заверяется в Росреестре. Для этого необходимо предоставить паспорта родителей, свидетельства о рождении детей, соглашение о выделении долей (три экземпляра), свидетельство о браке или разводе, документ, подтверждающий права собственности, чеки/квитанции об уплате госпошлины.

Как продать квартиру с долей ребенка

Если ребенок владеет долей в квартире, то продать такое жилье тоже можно лишь с разрешения органов опеки. Они могут дать согласие, если несовершеннолетний будет обеспечен долей в другой квартире, но эта доля должна быть не меньше и не дешевле, чем в продаваемом жилье. Родителям и близким родственникам запрещается покупка недвижимости несовершеннолетнего.

Такие же правила действуют, если ребенок владеет не всей квартирой, а лишь долей в ней.

Для проведения сделки необходим разрешительный документ от третьей стороны — органа опеки и попечительства. Форма согласия не установлена законодательством, поэтому наиболее целесообразным вариантом при продаже доли несовершеннолетнего в квартире является обращение в территориальный орган опеки с запросом о предоставлении соответствующего разрешения, поясняет юрист компании «Юков и партнеры» Александра Воскресенская. По ее словам, опека в таких случаях проводит проверку, направленную на установление того, не ухудшится ли жилищное и социальное положение ребенка при совершении сделки, не будут ли ущемлены его права.

Полученное разрешение представляется в соответствующее подразделение Росреестра вместе с пакетом стандартных документов (заявление, правоустанавливающие документы, договор, госпошлина). Покупателю необходимо проверить, принадлежит ли доля в покупаемой квартире несовершеннолетнему ребенку, заказав выписку из ЕГРН.

admin
Оцените автора
Ракульское