Порядок расчета платы за коммунальные услуги

С 30 июля есть пять вариантов для расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Так вышло потому, что в этот день вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ.

Подробности в сегодняшней статье.

Пять вариантов расчёта

Новый Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ внёс изменения в порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД. Чтобы держать вас в курсе событий, 14 августа совместно с Еленой Шерешовец мы провели вебинар, на котором рассказали, хорошо или плохо скажутся перемены на работе управляющих компаний.

Чтобы рассчитать плату за коммунальные ресурсы, нужно тариф умножить на объём конкретного ресурса. Возникает логичный вопрос: как узнать объём потреблённого ресурса. Есть пять вариантов, чтобы сделать это.

    В МКД установлен ОДПУ (

В МКД установлен ОДПУ

Если в многоквартирном доме установлен ОДПУ, расчёт делается исходя из норматива с проведением перерасчёта. Объём потреблённого коммунального ресурса будет рассчитываться как произведение норматива, установленного субъектом РФ, на общую площадь помещений из общего имущества МКД, на частное общей площади помещения МКД и общей площади всех помещений МКД.

Зачем тогда прибор учёта, если считаем по нормативу? Прибор учёта понадобится один раз в год. Весь год, начиная с августа и до 1 июля следующего года, вы в домах с ОДПУ выставляете плату за коммунальный ресурс по нормативу.

30 июня следующего года в платёжном документе за июнь нужно будет сделать перерачёт.

Перересчёт делает лицо, управляющее МКД: управляющая организация, ТСЖ, ТСН или ЖК. Чтобы сделать перерасчёт, нужно взять все показания ОДПУ за год, отнять от них норматив и эту разницу умножить на долю помещения потребителя в общем имуществе МКД.

Почитать  Переоформление страховки дома в случае смерти собственника

Если получившийся результат нулевой или положительный, то корректировка будет нулевой. Это значит, что если по ОДПУ жильцы целый год потребляли коммунальный ресурс больше, а по нормативу вы выставляли им меньшие суммы, корректировка будет равна нулю, доначислять вы не имеете права.

Перерасчёт можно сделать только в том случае, если по факту жильцы дома в течение года потребляли меньше коммунальных ресурсов, чем по нормативу. Перерасчёт всегда делается в меньшую сторону: жильцы в любом случае заплатят меньше.

  • управляющая компания прекратила управлять домом,
  • у жильца прекратилось право собственности на жилое помещение,
  • расторгнут договор найма.

Автоматизированная информационная измерительная система

В многоквартирном доме установлены ОДПУ, но также стоит автоматизированная информационная измерительная система. Рассчёт платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества будет производиться по показаниям этой системы при условии, что в ней есть возможность одномоментного снятия показаний.

Понятие «одномоментное снятие показаний» законом не закреплено. Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.

Объём коммунального ресурса для такого дома – то, что показала автоматизированная система, умноженное на частное общей площади конкретного помещения и общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников приняло иное решение

  • по показаниям ОДПУ,
  • по среднемесячному объёму.

Чтобы принять решение начислять плату за коммунальный ресурс по показаниям ОДПУ, должны соблюдаться два условия: в доме должен быть установлен ОДПУ и должно выполняться работы сверх минимального перечня.

Важно помнить: если в субъекте РФ не принят норматив, проводить такое собрание нельзя.

Если в доме есть ОДПУ, перечень работ и услуг превышает минимальный и на ОСС принято решение об определении расходов исходя из показаний ОДПУ, объём коммунального ресурса определяется следующим образом: разница объёма КР и суммы объёмов КР умножается на частное общей доли помещения МКД и общей доли всех помещений в МКД.

Если получившийся объём имеет отрицательную величину, то в следующем месяце он уменьшается на данную величину (пп. «а» п. 21 ПП РФ N 124). Перерасчёт в этом случае не делается.

  • в доме установлен ОДПУ,
  • ОСС принимает размер среднемесячного потребления,
  • перерасчёт делается в июле.

Пререрасчёт делается также, как в случае, когда общее собрание собственников не проводилось. Единственная разница: из суммы всех показаний ОДПУ за год вычитается не норматив, а размер среднемесячного потребления коммунального ресурса.

То есть перерасчёт делается, когда по факту в течение года жильцы дома потратили меньше коммунальных ресурсов, чем по среднемесячному потреблению. Перерасчёт делается в меньшую сторону, жильцы в любом случае заплатят меньше.

В МКД нет ОДПУ

  • прошло три календарных месяца с даты выхода из строя ОДПУ,
  • утратился ранее введённый в эксплуатацию ОДПУ,
  • истёк срок эксплуатации ОДПУ.

В этих случаях объём потреблённого ресурса определяется по нормативу. Норматив умножается на площадь мест общего пользования, а затем умножается на долю конкретного собственника. Перерерасчёт не делается.

Но что делать, если субъект РФ не принял норматив?

Субъект РФ не принял норматив

Для начала нужно определиться, какой норматив не принял субъект РФ:

норматив на ОДН – на 1 ноября 2016 года

или на коммунальный ресурс на общее имущество в МКД – на 1 июня 2017 года.

Если не принят норматив на коммунальный ресурс, делать ничего не нужно. Ещё не закончился период, который начался с 1 января и который закончится с принятие новых нормативов. Нужно продолжать считать по нормативам на ОДН, которые утвердили на 1 ноября 2016 года.

Выставлять больше норматива нельзя, проводить ОСС нельзя.

Если же не принят норматив на ОДН, жильцам МКД выставляется плата за коммунальный ресурс на содержание ОИ в МКД по фактическому потреблению.

15 августа 2017
Полезная статья?

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 72 965 подписчикам

Материалы к статье

Видеозапись вебинара от 14.08.2017 — Новые правила расчета КР на содержание ОИ МКД 3 hours, 53 minutes

Слайды с вебинара 14082017 — Новые правила расчета КР на содержание ОИ МКД 64 страниц 3823 Кб
Ответ ГЖИ по ОДН 2 страниц 5008 Кб
Ответ Департамента ЖКХ и благоустройства города Москва по ПП РФ 1498 2 страниц 54 Кб

Ответ Минстроя РФ по заключению договоров 3 страниц 1251 Кб

Письмо Минстроя РФ от 30122016 N 45099-АЧ_04 о размере платы за содержание и ремонт жилых помещений 12 страниц 8398 Кб

Проект изменений в ПП РФ 354 491 124 22 страниц 394 Кб
Федеральный закон 258-ФЗ от 29072017 3 страниц 14 Кб
Заключение по спору с ГЖИ по оплате по нормативу а не по ОДПУ 13 страниц 2692 Кб

Образцы актов ИПУ 13 страниц 115 Кб
Уведомление от УО в РСО 1 страниц 13 Кб
Уведомление собственникам нежилых помещений 1 страниц 13 Кб
Форма нового платежного документа 13 страниц 86 Кб

Повестки общих собраний собственников 36 страниц 145 Кб
Исковое заявление на взыскание ОДН 3 страниц 107 Кб
Производство КУ с использованием ВИС 4 страниц 16 Кб

Экспертное правовое заключение о неоплате ОДН 13 страниц 1078 Кб
Смотреть всё
Получить всё за 1 900 рублей

Статьи по теме

ГИС, сдавайся! (часть VII) Вносим информацию о размере платы за жилое помещение

Народ безмолвствует. 1 июля вступил в силу совместный Приказ Минкомсвязи РФ N 74 и Минстроя РФ N 114/пр от 29.02.2016. Документ вводит переходный период до 1 января 2017 года для размещения информации…

8 июня 2016

Поквартирный обход как способ снижения ОДН . Интервью с Николаем Федотовым

Сегодня мы поговорим о наболевшей для управляющих организаций теме – о том, как недобросовестные жильцы недоплачивают за потреблённые воду и электричество и как этому противостоять.Чтобы разобра…

11 ноября 2016

Минстрой РФ о приборах учёта в ветхих и аварийных объектах

Минстрой РФ опубликовал письмо «О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления» от 3 ноября 2016 г. N 36508-ОД/04. В нём разъясняется, как следует поступать в тех случаях, когда в ветх…

16 ноября 2016
4 комментария
Валентина Романова 15 февраля 2018

Суть такова: Управляющая организация не предоставляет коммунальную услугу по электроснабжению потребителям в многоквартирном доме, но приобретает по Договору электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Общедомовых приборов учета, которые учитывают потребление на ОДН в МКД не установлены, а есть только приборы учета на весь объем ресурса (потребление помещениями плюс ОДН). Так как у управляющей организации нет показаний по потреблению помещениями( у них прямые договоры с ресурсниками), считаю предъявление к оплате ресурсоснабжающей организацией разницы между показаниями прибора учета всего объема ресурса и потребленным коммунальным ресурсом помещениями, неправомерно.

К Договору на покупку коммунальных ресурсов был приложен список МКД, в которых имеются соответствующие внутридомовые инженерные системы, предусматривающие возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), — на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством)). Тем не менее, ПАО « ХХХ» взимает плату основываясь на показаниях прибора учета полного объема ресурса по всем МКД, находящихся в управлении нашей организации, в том числе и по МКД точечной застройки. Мы считаем, что в данном случае, основываясь на действующем законодательстве в этой сфере, с учетом сложившихся договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией предъявлять к оплате по Договору электроснабжения в целях содержания общего имущества, РСО должна только по утвержденному законом нормативу.

Прошу дать разъяснения по расчетам УО с СРО.

Наталья Галанцева 15 февраля 2018 Валентина
Тоже интересует ответ на данный вопрос.
Сергей Зубарев 15 августа 2018

«Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.» Почему в течение часа, а не секунды/минуты/суток/недели/месяца?

Андрей Носов 11 августа 2021

А как рассчитывается объем горячей воды (тепловой энергии и горячей воды на нужды горячего водоснабжения), поставляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме? Речь идет о договоре горячего водоснабжения между РСО и управляющей организации. Если про компонент горячего водоснабжения более-менее ясно (разница между объемами по ОДПУ и ИПУ + нормативщики), то с тепловой энергией совсем не ясно.

РСО предлагает установить в договоре единый порядок определения объемов горячей воды для обоих компонентов, как разницу между общим объемом по ОДПУ и ИПУ + нормативщики.

Написать комментарий

Вопросы по теме

Уважаемые специалисты! Формулировка «статическое давление требуемое для пос…

Добрый! Имеется Мжд. В нем имеется нежилое помещение (бывшая квартира) выве…

В МКД несколько квартир переведены в нежилой фонд и там расположены магазин…

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Новые правила расчёта и приёма платежей за коммунальные услуги: что изменилось с 1 сентября 2024

С 1 сентября 2024 года плату за коммунальные ресурсы рассчитывают по новым правилам. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Документом были внесены изменения в Правила № 354, № 491 и № 124 в части предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением № 92 был детализирован порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы. Методика и формулы расчёта зависят от нескольких факторов: наличия в многоквартирном доме коллективных приборов учёта, автоматизированных измерительных систем учёта коммунальных ресурсов, решения общего собрания собственников по способам расчёта за содержание общего имущества.

Основные изменения в порядке расчёта коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Порядок расчёта КР на СОИ до и после вступления в силу Постановления № 92

До вступления Постановления № 92

После вступления Постановления № 92

Использовали три варианта расчётов за СОИ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

  1. Исходя из норматива. Норматив применялся на основании решения региональных властей с учётом технических особенностей дома. Для разных типов жилых зданий устанавливался свой норматив с учётом этажности, степени благоустройства дома и возможности подключения коллективных приборов учёта.
  2. Исходя из показаний автоматизированных информационно-измерительных систем учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг (умных счётчиков) — при их наличии в доме. Счётчики позволяют одномоментно снять показания с индивидуальных и общедомовых приборов учёта. Разница между суммой индивидуальных счётчиков и общедомовым принималась за объём коммунального ресурса, потраченного на содержание общедомового имущества.
  3. По фактическому или среднемесячному потреблению с последующей корректировкой. Решение о выборе способа принималось на общем собрании собственников жилья.
  • при отсутствии общедомового счётчика (выходе его из строя, истечении срока поверки) — расчёт производится по нормативу;
  • если общедомовой счётчик установлен, но собственники не приняли решение о распределении КР на СОИ по факту, то в основе расчёта нужно применять норматив, который в дальнейшем пересчитывается на фактическое потребление;
  • если собственники проголосовали за начисление по среднемесячному потреблению КР на СОИ, то оно выставляется в расчётном периоде, а затем корректируется на факт (такой же принцип используется при оплате КР на СОИ по факту на основе показания общедомового прибора учёта);
  • если в доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг, то КР на СОИ определяется по ней каждый месяц.

Законом установлены три случая перерасчёта (п. 29(3) Правил № 491) по КР на СОИ:

  • если нет решения собственников о выставлении сверхнормативного объёма КР на СОИ, доначисление по КР на СОИ осуществляется каждый год, в течение I квартала года, следующего за расчётным годом (например, до 31 марта 2024 года потребители получат доначисление за весь сверхнормативный объём КР на СОИ, потреблённый за 2024 год);
  • при прекращении управления многоквартирным домом лицом (плата доначисляется за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме);
  • если собственники приняли решение о начислении КР на СОИ по факту, доначисление производится за период, предшествующий такому решению (если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом).

Если нормативы или тарифы меняются, то для дома, где нет ТСЖ, решение собственников об изменении размера платы за содержание жилого помещения не требуется (п. 29(5) Правил № 491).

Рекомендуем

Ведущие отраслевые эксперты-практики дадут рекомендации по организации приема платежей граждан и осуществлению расчетов между РСО, УО и РКЦ. Особое внимание будет уделено расчетам между РСО и УО при прямых договорах, правилам применения повышающих коэффициентов в 2021 году, перерасчетам при нарушении качества услуг, новым правилам взыскания задолженности за ЖКХ.

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

  • 13.08.2021

Ищем ответы на вопросы о плате за коммунальные услуги

Что делать, если «умный» счетчик ошибается в подсчетах? Как добиться перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги? Как взыскивается задолженность по коммунальным платежам?

И изменится ли стоимость «коммуналки» в 2024 году?

Ищем ответы на вопросы о плате за коммунальные услуги

По каким правилам жильцам предоставляются коммунальные услуги?

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Каждый собственник и пользователь жилых помещений вправе рассчитывать на предоставление ему таких коммунальных услуг, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Предоставление этих услуг обеспечивает управляющая организация, товарищество или кооператив посредством заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Кроме того, собственники и пользователи жилых помещений могут перейти на прямые договоры с РСО. При этом отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг и их оплатой, возникают между каждым из жильцов и РСО, минуя организацию, которая управляет многоквартирным домом (к примеру, УК, ТСЖ). Но это возможно только при условии принятия такого решения общим собранием собственников помещений в доме.

Кто и с какого момента обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги?

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность возникает у следующих лиц (ст. 153 ЖК РФ):

  • нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
  • арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора аренды;
  • нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма;
  • члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения кооперативом;
  • собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение;
  • лица, принявшего от застройщика помещения в многоквартирном доме по документу о передаче, с момента такой передачи;
  • застройщика в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а наниматели жилых помещений – еще и плату за пользование помещением (плату за наем).

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату: за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме; за холодную, горячую воду и электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; за отведение сточных вод в целях содержания этого имущества.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как производятся расчеты за содержание помещения и «коммуналку»?

Расчеты производятся через финaнcoвo-лицeвoй счет. Он оформляется на каждое жилое помещение, которое принадлежит гражданам по договору найма, социального найма или на правах собственности. Такой счет содержит сведения о его владельцах, об адресе жилого помещения, информацию по начислениям и оплатам, долгам перед исполнителями жилищно-коммунальных и иных услуг и льготам, а также историю начислений с разбивкой по типам услуг и месяцам, сальдовую ведомость и сведения о страховании.

Финансово-лицевой счет открывается на жилое помещение один раз, и его номер не меняется. При этом он может быть переоформлен на нового собственника или нанимателя.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нового собственника или нанимателя с даты заключения соответствующего договора. Для переоформления финансово-лицевого счета необходимо обратиться с письменным заявлением в ТСЖ или управляющую компанию, которая обслуживает дом, либо единый расчетный центр. В Москве это можно сделать еще и в многофункциональном центре «Мои документы».

К заявлению необходимо приложить копию паспорта, документ, подтверждающий право собственности (свидетельство или выписка из ЕГРН), и договор отчуждения (например, купли-продажи, дарения) или договор найма.

Если заявитель получил отказ в переоформлении финансово-лицевого счета (это возможно при наличии задолженности), он вправе обратиться с жалобой в государственную жилищную инспекцию или обжаловать отказ через суд.

Как устанавливается срок оплаты?

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится каждый месяц до 10-го числа на основании платежных документов или информации, которая размещается в системе, позволяющей внести такую плату. Иной срок может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ст. 155 ЖК РФ).

Задолженность за предоставленные коммунальные услуги возникает с 11-го числа месяца, следующего за периодом оплаты. В случае невнесения платы за коммунальные услуги начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ на всю сумму долга.

Как взыскивается задолженность?

Уведомляет потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или уплате неустоек (штрафов, пеней) исполнитель – юрлицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (например, управляющая компания или ТСЖ). Делает это исполнитель посредством телефонного звонка, смс-сообщения, передачи сообщения по электронной почте или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ. Также он может дополнительно направить должнику уведомление о необходимости погасить задолженность в определенный срок.

Читайте также
Двойные платежи за ЖКУ

Что делать, если из-за путаницы в управлении многоквартирным домом внесения платы за жилищно-коммунальные услуги требуют сразу две управляющие компании?

18 ноября 2021 Советы

В случае отсутствия реакции со стороны должника исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по коммунальным платежам. Срок исковой давности, в течение которого гражданин или юрлицо может обратиться в суд с требованием о защите прав и интересов, составляет 3 года и исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.

Рассмотрение требования о взыскании задолженности в размере не более 500 тыс. руб. осуществляется в рамках приказного производства – без вызова в суд сторон (взыскателя и должника). Взыскатель должен подать в судебный участок мирового судьи заявление о выдаче судебного приказа и приложить к нему документы, обосновывающие его требование. Затем мировой судья выносит судебный акт, который называется судебный приказ, и высылает его копию должнику.

Судебный приказ одновременно является и исполнительным документом, т.е. позволяет списать задолженность в порядке принудительного взыскания через службу судебных приставов (подробнее об этом рассказано в статье «Как взыскивается долг до 500 000 рублей?»).

Если же сумма требований превышает 500 тыс. руб. или суд вынес определение об отмене судебного приказа, заявление взыскателя рассматривается в суде первой инстанции в рамках искового производства. В этом случае взыскатель (истец) подает исковое заявление в районный суд по месту регистрации должника (ответчика) и прикладывает к нему необходимые документы. Суд рассматривает исковое заявление с вызовом сторон по делу, выясняет обстоятельства, исследует документы и выносит решение.

Кому звонить в аварийной ситуации?

Кому звонить, если батареи в квартире вдруг стали холодными или в кране кончилась вода? Жильцы могут связаться с диспетчерской службой УК или ТСЖ при наличии договора с управляющей организацией. А куда обращаться, если коммунальные услуги жителям предоставляет РСО (теплосбыт, водоканал и т.п.)? На этот вопрос дал ответ Минстрой в Письме от 30 декабря 2020 г. № 40274-ОГ/04: при аварийной ситуации звонить нужно в диспетчерскую (аварийную) службу исполнителя коммунальных услуг – РСО. Сотрудники службы согласуют с потребителем время проверки.

И если жалоба окажется обоснованной, будет произведен перерасчет платы за коммунальную услугу.

Также ведомство напомнило нам о мнении Верховного Суда РФ (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22). Факт неоказания коммунальной услуги или ее плохого качества может подтверждаться не только актом о непредоставлении такой услуги или нарушении ее качества, но и другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Следовательно, даже если у жильца не будет на руках акта, который ему должны выдать после проверки (скажем, РСО уклонилась от его составления), но будут видео и показания свидетелей, то он сможет обратиться в РСО с требованием произвести перерасчет платы за некачественную услугу. Для этого понадобится письменное заявление, к которому нужно будет приложить имеющиеся доказательства.

Что будет с ценами на коммунальные услуги в 2024 году?

Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 г. № 3073-р установлены индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2024 г. А это значит, что следующим летом ожидается рост коммунальных платежей. С 1 июля 2024 г. тарифы на коммунальные услуги для населения вырастут в среднем на 2,9–6,5% в зависимости от субъекта РФ.

Читатели «АГ» спрашивают.

1. «Нам поставили “умный” счетчик, и почти сразу образовалась большая сумма задолженности. Как контролировать передачу показаний?»

Индивидуальные приборы учета электроэнергии, так называемые «умные» счетчики, работают автономно. Они без участия человека передают показания в РСО. Однако любая техника может дать сбой.

Поэтому желательно периодически самостоятельно фиксировать показания. Если у вас вдруг появился долг, с которым вы не согласны, следует подать заявление в РСО с требованиями указать причины образования задолженности и списать ее.

Желающие разобраться в правовом регулировании отношений в сфере электроэнергетики ответы на свои вопросы могут найти в Жилищном кодексе и Градостроительном кодексе, федеральных законах от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ, от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ и от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ.

2. «Я собственник квартиры, но прописана и живу по другому адресу. Газового счетчика в квартире нет, плачу по нормативу за одного человека. Должна ли я платить за газ, если им не пользуюсь?»

Вопросы газификации регулируются Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, где прописаны правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Согласно этим правилам при отсутствии приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа (Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 373).

При отсутствии потребителя более 5 дней подряд в жилом помещении, не оборудованном прибором учета из-за подтвержденной технической невозможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу (раздел 8 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

3. «Прежний владелец квартиры погасил свои долги за водоснабжение, но не расторг договор с водоканалом. Договор купли-продажи мы оформили в апреле 2021 г. А с водоканалом я пришла заключать договор только в сентябре. Там мне сказали, что с мая копится задолженность, так как в квартире прописаны два человека и плата начислялась по нормативу. Начиная с мая я считаюсь новым собственником, потому и плату требуют с меня.

Но договор-то я заключила с водоканалом в сентябре. Чья это задолженность и обязана ли я ее погасить?»

Правовые вопросы водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

Собственник обязан оплачивать коммунальные услуги с момента оформления права собственности на квартиру или дом. Если задолженность образовалась до этого момента, ее должен погасить прежний владелец. Если вы получаете платежки с чужими долгами за воду, необходимо обратиться в РСО с письменным заявлением о перерасчете и приложить к нему договор купли-продажи недвижимости.

admin
Оцените автора
Ракульское