Основания к остановке транспортного средства сотрудником полиции

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв.

Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).

В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5, п. 37 ч. 1 ст.

13 Закона N 3-ФЗ).

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7) необходимость использования транспортного средства;

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).

В каких случаях инспектор ДПС ГИБДД имеет право остановить транспортное средство?

В соответствии с требованиями Административного регламентаисполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664,

основаниями для предъявления сотрудником ДПС ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства являются:

1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

6. Необходимость использования транспортного средства.

Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711.

12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

При подаче сигналов об остановке водителю необходимо остановиться в месте, указанном сотрудником ДПС ГИБДД.

При этом остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

Основания для остановки вашего автомобиля инспектором ГИБДД

Здравствуйте, уважаемый посетитель. Рад, что вы заглянули на юридический блог.

В данной заметке я расскажу о том, в каких случаях инспектор ГИБДД вправе остановить транспортное средство. Эту информацию должен знать каждый водитель. Резкой постановкой вопроса «в связи с чем Вы меня остановили?» можно избавить себя от нерадивого инспектора, безосновательно остановившего ваш автомобиль.

Такой инспектор ГИБДД, не ожидая получить от вас вопрос в лоб, буркнет что-то типа «проверка документов» или, что еще забавнее, пожелает вам счастливого пути. Итак, перечислю случаи, когда инспектор ГИБДД имеет все основания для остановки транспортного средства. Но для начала советую прочитать о 5 неотложных действиях, которые нужно сделать перед разговором с инспектором ГИБДД.

Итак, согласно п.63 Административного Регламента ГИБДД основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются:

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

— необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Разумеется, в любом из рассматриваемых случаев инспектор ГИБДД проверит ваши документы (водительские права, страховку, техпаспорт и проч.)

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости». Данное правило подкреплено статьей 12.35 Коап РФ «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию», согласно которой инспектор ГИБДД может быть оштрафован на сумму до 20 тысяч рублей за то, что остановил Ваш автомобиль просто так — для проверки документов. Поэтому, если инспектор указал, что остановил Ваш автомобиль для проверки документов, можете недвусмысленно намекнуть инспектору ГИБДД, что он не прав либо обратиться с жалобой на действия инспектора ГИБДД.

Для проверки документов можно останавливать транспортные средства только лишь на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. При этом, под Стационарным постом дорожно-патрульной службы понимается место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Итак, зона ответственности стационарного поста ДПС — территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.

Если Вас останавливает инспектор ГИБДД для проверки документов и при этом указывает, что данный участок местности якобы входит в зону ответственности такого-то поста, то попросите схему этой самой зоны. Если вам её не покажут — то следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС. Имейте в виду, что всякие будки, автомобили, придорожная растительность к стационарным постам ДПС никак не относится.

Теперь, по поводу спецмероприятий, о которых так часто говорят сотрудники ГИБДД, останавливающие Вас, просто так — для проверки документов.

О том, что идет спец мероприятие, можно будет догадаться, если к примеру гаишники стоят на каждом перекрестке, все в бронежилетах или парадной форме и т.д. Если же вас остановил сотрудник ГИБДД, где-нибудь на трассе, и сказал, что идет спецоперация, то поинтересуйтесь, почему сотрудник милиции находится вне заградительного поста, и сделаны ли записи об этой операции в его карточке маршрута патрулирования.

Однако, скорее всего, эту карточку инспектор Вам не покажет, так как он не обязан этого делать. Но в случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов и тогда, если никакой операции на самом деле не было, Вы выиграете процесс.

Удачи Вам на дорогах и не попадайтесь на так называемую «проверку документов».

Причин для правомерной остановки автомобиля инспектором ДП

⚠⁉Причин для правомерной остановки автомобиля инспектором ДПС на самом деле немного — всего 10. Причём, не все они дают одинаковые права инспектору. В целом же, только данные основания для остановки транспортного средства могут позволить сотруднику ГИБДД пользоваться своим правом остановки и требовать её.

Но ирония в том, что все они настолько размыты, что практически любая остановка по требованию может быть иметь под собой правомерную причину.

Эти 10 причин для остановки транспортного средства регламентированы Административным регламентом МВД, введённым знаменитым 185-м Приказом:
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

‼установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
‼наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
‼наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учётов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
‼необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
‼необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
‼выполнение распорядительно-регулировочных действий;
‼необходимость использования транспортного средства;
‼необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
‼проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
‼проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

ℹКак видим, все эти основания для остановки ТС вполне имеют под собой логику. Но давайте разберём каждый из этих пунктов подробнее!

➡Причина для остановки — признаки нарушения требований безопасности

Это ситуация, когда инспектор высматривает, стоя на дороге на своём посту нарушение воочию. К таким нарушениям относятся, например, непристёгнутый ремень, пересечение сплошной линии разметки в нарушение ПДД, тонировка или превышение скорости (оно должно быть установлено специальным прибором).

В этих случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль, потребовать передать ему для проверки документы и оштрафовать водителя за нарушение… Или убедиться в своей неправоте — и в этом случае остановка становится незаконной.

А вот такие нарушения, как отсутствие аптечки в автомобиле, отсутствие права управления водителем и другие не относятся к числу тех, что можно выявить визуально дистанционно.

➡Причина для остановки — ориентировка на автомобиль

Наличие ориентировки на транспортное средство, дающее основание полагать, что оно может быть в угоне, розыске или с его помощью некогда было совершено ДТП — это ещё одна причина для остановки транспортного средства. Но здесь есть одно «но» — ориентировка может быть передана устно и убедиться в её наличии Вы можете, только позвонив по номеру дежурной части. Сам инспектор ДПС обязан лишь не препятствовать Вам в таком ознакомлении.

И это как раз тот случай, когда инспектору достаточно лишь проверить документы водителя и на автомобиль, дабы убедиться, что водитель или автомобиль не причастный ни к каким ДТП, и автомобиль не находится в розыске или угоне.

➡Причина для остановки — необходимость привлечь водителя как свидетеля и понятого

Ещё одна распространённая причина остановки транспортного средства, когда сотруднику ГАИ нужно привлечь понятых или опросить свидетелей ДТП или иных событий, которые могли увидеть водитель или его пассажиры.

Что касается участия в виде понятого, то следует отметить, что инспектор ДПС может предложить, а водитель вправе отказаться.

➡Причина для остановки — регулирование дорожного движения

Если инспектору дана команда переорганизовать движение на данном участке дороги, то он в этом случае может останавливать транспортные средства целыми направлениями. Самый яркий тому пример, когда проезжают автомобили высокопоставленных лиц, и для их пропуска нужно остановить движение.

Нужно всегда помнить о приоритетах регулирования движения для водителя: сигналы регулировщика находятся в их главе, отменяя сигналы светофора и действия знаков приоритета.

➡Причина для остановки — использование автомобиля или водителя для помощи

В редких случаях (на практике особенно редких) сотруднику полиции может потребоваться автомобиль для выполнения служебных обязанностей или сам водитель или его пассажиры.

➡Причина для остановки — специальные мероприятия

Самая интересная и спорная причина для проверки. Помните, выше мы говорили о том, что инспектор визуально не может выявить, например, наличие аптечки в автомобиле или отсутствие прав у водителя, а, значит, и останавливать по этой причине машину не может. Вот для этого есть отдельная законная причина для остановки — спецоперация.

Вы наверняка слышали о таких громких названиях спецопераций как «трезвый водитель», «детское кресло» и тому подобных. Это означает, что инспектор может остановить транспортное средство с целью просто проверить «свежесть дыхания» водителя, мотивируя это спецмероприятием.

И самое главное — он не должен предъявлять доказательство в виде письменного подтверждения такого мероприятия. Вы также может позвонить в дежурную часть, где Вам подтвердят наличие таковой.

➡Причина для остановки — проверка документов на стационарном посту

Последнее основание для остановки вызывает больше всего споров. Проверка документов, действительно, может быть основанием для остановки транспортного средства, но только на стационарных постах ДПС. При этом, ни сам Административный регламент, ни иные правовые акты не дают определения стационарным постам.

Это могут быть как пункты КПП, так и пункты весового контроля и другие, где дежурство сотрудников ГИБДД организовано стационарно.

⁉Как инспектор должен останавливать транспортное средство?

Вопреки распространённому мнению, остановка автомобиля может быть осуществлена и без жезла, а с помощью руки или громкоговорящего устройства. Об этом нам говорит пункт 64 Административного регламента. Кроме того, могут использоваться дополнительные сигналы: свисток, красный светоотражающий диск и другие световые и звуковые сигналы.

После остановки сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно подойти к водителю, представиться, назвать причину остановки и кратко изложить требования по предъявлению документов. И никакой очерёдности — если инспектор остановил Ваш автомобиль и после этого пошёл к другим остановленным водителям, то он действует незаконно. Впрочем, это не значит, что Вы можете уехать.

⁉Что будет, если не остановиться по требованию инспектора?

Вопросу об игнорировании требования об остановке у нас посвящена отдельная статья. 25 КоАП. Некоторые инспекторы лукавят, пытаясь подвести данное нарушение под часть 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает наказание уже в виде административного ареста за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Однако, следует учитывать, что статья 12.25 в нашем случае — более частная, поэтому наказание следует именно по ней.

admin
Оцените автора
Ракульское