Организация парковки на придомовой территории

Статья 12. Требования к парковке общего пользования

1. Парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.

2. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.

4. Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.

5. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

6. При размещении парковок общего пользования на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения.

7. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.

Почитать  Ошибка в кредитной истории как исправить

8. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

9. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.

11. Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения.

12. Пользователи парковок общего пользования при размещении транспортных средств обязаны соблюдать правила пользования парковками общего пользования, установленные владельцами парковок. Владельцы парковок общего пользования обязаны размещать правила пользования парковками общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.

13. Контроль за соблюдением правил пользования парковками общего пользования осуществляется владельцами таких парковок.

14. Контроль за соблюдением требований к парковкам общего пользования, установленных настоящей статьей, осуществляется органами, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.

Каковы права жильцов при организации парковки на придомовой территории многоквартирного дома — каковы правила стоянки машин?

Фото1

Автовладельцев с каждым днем становится все больше, а вот количество парковочных мест, к сожалению, не увеличивается пропорциональному данному процессу.

Поэтому вопрос организации парковки автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома актуален сегодня как никогда.Что включают в себя права жильцов и как решить проблему с несанкционированной стоянкой на территории дома – разберемся во всех нюансах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Скрыть содержание

Закон

Не существует отдельного положения о парковке на придомовой территории, регулирующего организацию стоянок на территории многоквартирных домов. Для того чтобы ознакомиться с нормами, имеющими отношение к данному вопросу, нужно обратиться к правовым декретам.

Жилищный Кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт имеет статус федерального закона и определяет следующие основы процесса организации придомовой парковки: во-первых, в ст. 16 закона определено, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, и для этого не требуется издание дополнительных постановлений местных органов власти.

Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44.

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Закон предусматривает, что для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме.

Таким образом, необходимо организовать общее собрание жильцов, вынести данный вопрос на обсуждениеи, если будет одобрено решение об организации парковочных мест на придомовой территории, собрать подписи 2/3 жильцов.

После этого собственники квартир имеют полное право устанавливать шлагбаумы и иным образом благоустраивать придомовую территорию.

Положение Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данным положением предусмотрены критерии, которым должна соответствовать организовываемая парковка: максимальная вместимость открытой парковки на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест.

Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест. На практике зачастую не возникает проблем с соблюдением норм данного Положения.

Правила Дорожного Движения. Самое важное правило парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которое нужно иметь в виду при организации парковочной площадки – это требование ПДД о том, что автомобиль не может совершать стоянку с работающим двигателем в дворовых территориях.Под стоянкой подразумевается более чем пятиминутная остановка машины, не связанная с посадкой (или высадкой) пассажиров.

Штраф за подобное нарушение составляет 1500 тысячи рублей.

Права жильцов

Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:

  1. Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
  2. Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.

Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собраниясобственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов властио размерах и составе придомовой территории.

Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.

Чем отличается стоянка от парковки

Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).

С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины.В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.

В случае парковки ответственность лежит только на владельце транспортного средства. Говоря о придомовых территориях, корректнее всего использование именно термина «парковка».

Стихийная стоянка

Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД,чтобы оно выписало предписание.

Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.

Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.

Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.

Составление заявления о незаконной парковке

Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.

Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.

Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).

Обязательно приложите к обращению фото- и видео-доказательства правонарушения.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.

Как организовать парковку на придомовой территории

Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.

Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.

Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:

  • наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
  • в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
  • к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.

После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.

В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).

Далее все зависит от того, насколько масштабна будет парковочная площадка.Изначально необходимо определиться с проектом будущей стоянки.

Для этого проще и быстрее всего нанять специализированную организацию. После согласования проекта с жильцами, можно приступить непосредственно к обустройству парковки во дворе дома.

Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.

Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время.Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.

В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ).

Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд.

7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Парковка у дома и пожарная безопасность: что нужно учесть УО

Парковка у дома и пожарная безопасность: что нужно учесть УО

У управляющих организаций много обязанностей, их нужно выполнять, чтобы не получить штраф и не лишиться лицензии. Среди прочего они обязаны контролировать, как близко к дому ставят свои машины жители, поскольку речь идёт о соблюдении требований пожарной безопасности. Читайте о решении ВС РФ по подобному делу.

Надзорные органы регулярно проверяют соблюдение требований пожарной безопасности

Орган государственного пожарного надзора провёл в отношении управляющей компании внеплановую выездную проверку и нашёл нарушение требований пожарной безопасности. УО не обеспечила проезд пожарной техники с двух продольных сторон, то есть не учла положения п. п. 8.6 и 8.8 СП 4.13130.2013.

Компании было вынесено предписание об устранении нарушений, но она с ним не согласилась и подала иск в суд.

Стоянка автомобилей должна быть организована без нарушений требований пожарной безопасности

У входов в подъезды многоквартирного дома была организована стоянка автомобилей. Контролирующий орган указал на то, что придомовая территория не предназначена для парковок машин, если она не устроена надлежащим образом.

При этом ведомство сослалось на постановление Главы государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, которое представило новую редакцию СанПиН 2.21/21.11200-03. Согласно этому документу, стоянка автомобилей допускается на расстоянии не менее 10 метров от жилых домов.

В рассматриваемом деле на момент проверки машины находились на расстоянии 3 метров от дома. Это является нарушением требований законодательства в области пожарной безопасности: создаётся помеха для подъезда пожарной техники к многоквартирному дому.

  • 3,5 м, если высота здания составляет до 13 м включительно;
  • 4,2 м для здания от 13 до 46 м включительно;
  • 6 м при высоте здания более 46 м.
  • 5–8 м для зданий высотой до 28 м включительно;
  • 8–10 м, если здание высотой более 28 м.

Арбитражный суд, который первым разбирал дело, указал, что устранять нарушения и выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома должна управляющая компания. Она имеет право выбирать способ и условия для этого. В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Апелляционная, а затем и кассационная инстанции оставили решение первого суда в силе, поддержали его выводы. Верховный суд РФ согласился с этим. Далее мы расскажем, на какие нормы ссылались суды.

УО должна следить за безопасностью, в том числе пожарной, в доме

Управляющая организация, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания людей в доме, надлежащее содержание общедомового имущества, решать вопросы пользования таким имуществом, предоставлять коммунальные услуги.

По договору управления УО по заданию собственников в течение согласованного срока за плату выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставляет коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

  • о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
  • техническом регулировании,
  • защите прав потребителей,
  • обеспечении безопасности для жизни и здоровья граждан.

Надлежащее содержание общедомового имущества обеспечивают собственники помещений. Для этого они заключают договор с управляющей организацией или ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 16 Правил № 491).

Суды сделали вывод, что по существу перечисленных норм, управляющая организация обязана следить за содержанием дома, обеспечивать меры пожарной безопасности и отвечать за соблюдение требований пожарной безопасности в МКД, независимо от наличия или отсутствия таких услуг в Перечне работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

УО обязана принимать меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями НПА

Суды также рассмотрели доводы управляющей организации о том, что предписание органа пожарного надзора невозможно было исполнить: в её обязанности не входило освобождение проезда к дому от припаркованных машин до ширины проезда 6 метров, да и не могла она требовать от владельцев транспортных средств освободить проезд к дому. Доводы были признаны необоснованными.

К тому же УО не предоставила доказательств, что принимала меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями нормативных актов и предлагала собственникам решить вопрос по размещению стоянки в соответствии с требованиями СНиП и СанПиН.

На заметку

  • проверить, что вы не нарушаете нормы Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Правила противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, постановление Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 и иные нормативные акты;
  • провести ОСС и решить на нём вопрос об организации стоянки автотранспорта у дома;
  • регулярно информировать жителей МКД о необходимости соблюдать требования пожарной безопасности;
  • писать претензии владельцам машин, нарушающим требования пожарной безопасности. Это поможет вам доказать в суде, что вы предпринимали попытки предотвратить нарушение.
admin
Оцените автора
Ракульское