Меры государственной поддержки строительной отрасли в 2024 году

Особое внимание в ходе совещания с кабмином, которое состоялось 23 марта 2024 года, было уделено ситуации в строительной отрасли. Президент РФ Владимир Путин отметил, что вопрос поддержки стройкомплекса страны, учитывая его системообразующую роль в экономике, имеет значимое социальное измерение.

О подготовленном комплексе решений для повышения устойчивости экономики рассказал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. В частности, он отметил, что «большой пакет предложен для строительной индустрии».

«В прошлом году она показала рекордные результаты, и мы готовим новые мероприятия. Они помогут российским строителям не сбавлять высокие темпы ввода в эксплуатацию гражданских и промышленных объектов. Буквально вчера [22 марта] был рассмотрен третий комплекс мер.

Он затрагивает вопросы сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла и создания инфраструктуры, а также сохранение порядка изменения цены госконтракта в связи с ростом стоимости ресурсов», – сказал глава кабинета министров.

Подробно о ключевых направлениях по поддержке строительной отрасли в своем докладе рассказал профильный вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он отметил, что со всеми органами госвласти, регионами и заказчиками настроена системная работа в режиме штабов.

«Основные наши стройки не остановятся, а мы их, наоборот, будем ускорять. Для этого мы приняли целый ряд решений, в том числе в пакете антикризисных мер, – сообщил Марат Хуснуллин. – Все по плану их выполняем, выпускаем постановления, большое количество законов уже выпущено, и целый ряд нормативных актов у нас находится на исполнении».

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров поддержал направления, о которых рассказал Марат Хуснуллин, особенно с акцентом на металлургию.

«Мы с коллегами из Минстроя, Минтранса сейчас готовим в том числе комплексное предложение в Правительстве для рассмотрения – запуск инфраструктурных строек, где будет большой объем утилизироваться металла с точки зрения поддержания коллективов металлургических предприятий, чтобы продолжали работать доменные печи, – сказал глава Минпромторга России. – Поэтому для нас сегодня инфраструктурные проекты для металлургии – это крайне важно».

Почитать  О порядке приватизации служебного жилого помещения на примерах

Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что ведомство совместно с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным подготовило предложение по так называемому ипотечному меню.

«Мы согласовали объемы дополнительных ассигнований, которые придется нам выделять в этот период. Но считаем, что ипотека – это тот драйвер, который позволит поддержать нашу и экономику, в первую очередь строительный сектор, и позволит, главное, нашим людям улучшить свое жилье», – сказал глава Минфина России.

Подводя итоги совещания, Владимир Путин поддержал озвученные предложения, подчеркнув, при этом, что:

· необходимо выделить в текущем году дополнительные средства в размере не менее 120 млрд рублей на строительство и ремонт автомобильных дорог в регионах;

· оперативно разворачивать инфраструктурные планы, запускать новые стройки для стимулирования внутреннего спроса на продукцию, прежде всего, металлургической промышленности, а начатую работу в этом направлении держать на постоянном контроле;

· добиться того, чтобы на жилищный рынок выходили новые объекты, а российские граждане имели реальную возможность приобрести жилье, в том числе с помощью ипотеки;

· дополнительно поддержать застройщиков: не только продолжить упрощение регуляторики, но и запустить новую программу льготного кредитования строительных компаний, которые осваивают территории, продвигают проекты создания качественного современного жилья.

Президент России обозначил принципиальную позицию – ставки по специальным ипотечным программам останутся неизменными:

· по программе семейной ипотеки – 6%;
· по сельской ипотеке – 3%;
· по дальневосточной ипотеке – 2%.

Владимир Путин обратил внимание на то, что каждая из этих программ имеет ограничения по срокам, и граждане должны об этом знать, своевременно планировать расходы в рамках семейного бюджета, реализуя свои планы на улучшение жилищных условий.

Также глава государства сообщил о намерении гибко регулировать льготную ипотеку. С учетом тенденций ипотечного рынка Правительство предложило увеличить ставку до 12%, а предельный размер льготной ипотеки для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 12 млн рублей, для всех остальных регионов – до 6 млн рублей.

«Будем смотреть, как сработают все эти решения. Ориентир – портфель ипотечных кредитов в текущем году должен вырасти не меньше, чем в прошлом году», – подвел итог Владимир Путин.

​Помнить о мотивах. Рассказываем о мерах господдержки строительной отрасли

​Помнить о мотивах. Рассказываем о мерах господдержки строительной отрасли

По просьбе Business Class эксперт консалтинговой компании «ЮКЕЙ» в области недвижимости и земли Анжелика Сабурова систематизировала информацию о мерах государственной поддержки строительной отрасли.

В течение 2024 года в России было принято много антикризисных мер, касающихся строительства и земельных отношений. Были приняты десятки разрозненных нормативно-правовых актов. Собрав их воедино, можно увидеть основную тенденцию – снижение бюрократической нагрузки, упрощение ряда процедур, сокращение сроков и прочие послабления для участников.

Документация для строительства.

С 13 апреля 2024 года действуют особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию.

Российское правительство в условиях кризиса продлило действие ряда документов:

– На один год продлеваются срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, который истекает в период с 13 апреля до 1 августа 2024 года;

– Также на один год увеличивается срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для выдачи разрешения на строительство и для внесения в него изменений, а также для подготовки проектной документации, истекающий в период с 13 апреля 2024 года до 1 января 2024 года.

Проектирование.

Отчасти упрощаются процедурные моменты при осуществлении строительной деятельности:

– По решению застройщика не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, если в ней заменены строительные ресурсы на аналоги и при этом сметная стоимость строительства не изменилась;

– Предусматривается возможность неоднократного продления сроков проведения государственной экспертизы проектной документации.

Предоставление публичных земель.

Установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

– В 2024 году в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций установлен новый случай, когда государственный или муниципальный участок предоставляется в аренду гражданам или российским юридическим лицам без проведения торгов для осуществления деятельности по производству импортозамещающей продукции;

– также теперь земли предоставляются в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта либо для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину.

Аренда публичных земельных участков.

Договоры аренды государственных и муниципальных земель теперь могут быть пролонгированы:

– До 1 марта 2024 года арендатор публичного участка может потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение для увеличения срока действия договора аренды максимум на 3 года. Основания заключения договора и задолженность по арендной плате не имеют значения. Важно, чтобы на дату обращения не истек срок действия договора; чтобы арендодатель не заявил в суд требования о расторжении договора и чтобы отсутствовали нарушения законодательства при использовании земли.

– Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить льготную арендную плату по договорам аренды государственных и муниципальных земель на срок не более года и размером не менее 1 рубля.

Санкции к застройщикам.

До 1 января 2024 года предусмотрен мораторий в отношении финансовых санкций к застройщикам:

– С 29 марта до 31 декабря 2024 включительно не начисляются неустойки (пени) за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства.

– В отношении соответствующих требований, предъявленных к застройщику до 29 марта 2024, предоставляется отсрочка до 31 декабря 2024 включительно.

На сегодняшний день уже имеется судебная практика, когда участнику долевого строительства отказывают во взыскании всей заявленной суммы неустойки, снижают ее в значительной степени.

Проверки бизнеса.

До конца 2024 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса.

– Плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля;

– Определены исключительные основания проведения в 2024 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок. В числе исключений непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– Большое внимание будет уделяться дистанционному, «бесконтактному» мониторингу, в рамках которого будет изучаться информация в проектных декларациях, ежеквартальной отчетности, а также фотографии строящихся объектов, на основании чего будет формироваться прогноз угрозы срыва сроков ввода в эксплуатацию дома.

Безусловно, послабления, предоставленные бизнесу, должны упростить некоторые процедуры; помочь скорректировать планы, не попадая при этом под действие санкций, однако они не должны повлечь злоупотребления со стороны разумных и осмотрительных участников гражданского оборота, поскольку суды в текущих реалиях четко просматривают цели и мотивы сторон и при наличии признаков недобросовестного поведения могут отказать в защите прав.

Третий пакет мер поддержки: закупки «под ключ», сокращение сроков оплаты по контракту, особенности казначейского сопровождения и другие изменения в законодательстве о закупках

В рамках реализации третьего пакета мер поддержки экономики и строительной отрасли, в частности в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 99018-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предусматривает установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ, предусматривающие: установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», что позволит заказчикам: определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых «работ и оснащение объекта капитального строительства. упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие:

· сокращение максимального срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2024 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;

· наделение Правительства Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к участникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

· уточнение оснований для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами. В частности, вводится возможность рассмотрения вопроса о включении информации в такой реестр в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии надлежащих оснований;

· установление возможности до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;

· продление до 31 декабря 2024 г. ранее установленного до 31 декабря 2024 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений территорий для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Напоминаем, что ранее Правительство РФ приняло постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 417, в соответствии с которым уточняются сроки оплаты по договору, заключенному по результатам закупки, проведенной на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также расширен перечень оснований принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП), если надлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта, заключенного на основании Закона № 44-ФЗ оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В целях реализации решения Правительства России о повышенном авансировании государственных (муниципальных) контрактов в 2024 году разработан и вынесен на общественное обсуждение проект проставления Правительства Российской Федерации «О случаях и порядке перечисления в 2024 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях».

В соответствии с положениями проекта постановления, предусматривается возможность оплаты по контрактам (договорам) на приобретение строительных материалов с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчиком по договору на приобретение строительных материалов в территориальных органах Федерального казначейства на расчетные счета в кредитных организациях, если такие строительные материалы приобретаются в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее – договор строительного подряда).

При этом, строительные материалы, которые могут быть оплачены с казначейского счета, должны быть включены в перечень строительных материалов, необходимых для исполнения договора строительного подряда. Этот перечень утверждается соответствующим заказчиком по договору строительного подряда, для исполнения которого закупаются строительные материалы, и представляется исполнителем (подрядчиком) по договору строительного подряда в территориальный орган Федерального казначейства, где размещены средства, за которыми осуществляется казначейское сопровождение. Территориальный орган Федерального казначейства, в свою очередь, при перечислении средств поставщику строительных материалов проводит проверку на соответствие перечня строительных материалов, утвержденного заказчиком, и перечня поставляемых по такому договору строительных материалов.

Оценка регулирующего воздействия в отношении указанного проекта постановления проводится до 11 апреля 2024 года.

Какую льготную программу выбрать в 2024 году?

Новость

Сегодня в жилищной сфере действует большое количество мер поддержки, каждая из которых адресована определенной категории граждан. Разбираемся, кто может рассчитывать на помощь государства при покупке жилья и на каких условиях можно оформить ипотеку по льготной ставке.

Льготная ипотека 7%

«Льготная ипотека» по-прежнему остается наиболее универсальной ипотечной программой с господдержкой для граждан России, так как не имеет ограничений по возрасту и семейному положению заемщиков.

В июне этого года программа была продлена до 31 декабря 2024 года, а процентная ставка снижена до 7% годовых. С помощью данной меры поддержки можно получить жилищный кредит в размере до 12 миллионов рублей для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и до 6 млн рублей для остальных субъектов страны. При этом льготную ипотеку можно совместить с другим кредитом на рыночных условиях, тем самым увеличив лимиты на покупку жилья до 30 млн рублей и 15 млн рублей соответственно.

Средства ипотеки можно потратить на покупку жилья в строящемся доме, приобретение готовой квартиры у застройщика, строительство частного дома или покупку земельного участка с дальнейшим строительством. При этом теперь не обязательно нанимать подрядную организацию для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — построить дом по программе господдержки можно и своими силами.

Для получения кредита нужно внести не менее 15% от стоимости жилья в качестве первоначального взноса, который можно сформировать как за счет личных накоплений, так и с помощью средств материнского (семейного) капитала.

новость 22 июня.png

Семейная ипотека 6%

В этом году изменения коснулись и программы «Семейная ипотека», которую теперь так же можно комбинировать с другими рыночными и льготными жилищными кредитами.

Оформить кредит по льготной ставке до 6% на приобретение жилья на первичном рынке или строительство частного дома могут семьи, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2024 года родился ребенок.

Кроме этого, «Семейная ипотека» позволяет оформить не только новый кредит, но и рефинансировать уже действующую ипотеку.

В будущем Правительство России планирует распространить действие программы на семьи, в которых ребенок родился до 31 декабря 2024 года.

новость 21 июня (1).png

Льготная ипотека для IT-специалистов до 5%

Новая программа IT-ипотеки позволяет льготный кредит на покупку или строительство жилья работникам высокотехнологичных организаций, имеющим аккредитацию Минцифры России в качестве IT-компании и пользующихся льготами. Для получения ипотеки с господдержкой сотрудники таких компаний должны иметь доход от 150 тыс. рублей в месяц до вычета подоходного налога (НДФЛ) в городах-миллионниках и не менее 100 тыс. рублей – в остальных населенных пунктах.

Условия

При этом максимальный размер ипотечного кредита, который могут оформить сотрудники IT-компаний с использованием льготной ставки, в регионах-миллионниках составляет 18 млн рублей, в остальных – 9 млн рублей. Однако есть возможность сочетать IT-ипотеку с дополнительной суммой, взятой по рыночной или другой субсидируемой ипотеке.

Требования

Сельская ипотека до 3%

«Сельская ипотека» подойдет гражданам, которые хотят приобрести либо построить жилье в сельской местности. Процентная ставка по данной программе составляет до 3% годовых, а максимальный размер кредита — 5 млн рублей для регионов Дальневосточного федерального округа, Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и 3 млн рублей других субъектов России.

Приобретаемое или строящееся жилье должно находиться в населенных пунктах, в которых проживает до 30 тыс. человек. При этом построить частный дом можно только с привлечением подрядной организации, но срок строительства не должен превышать 2-х лет. В противном случае банк может повысить процентную ставку по кредиту.

Также с помощью программы «Сельская ипотека» можно рефинансировать ранее оформленный кредит, но сделать это можно только при соблюдении определенных условий.

сельская ипотека-2.png

Дальневосточная ипотека до 2%

Для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) и граждан, желающих переехать в один из дальневосточных регионов, действует программа «Дальневосточная ипотека».

Ипотека доступна для молодых семей, граждан до 35 лет (включительно) с детьми в возрасте до 18 лет, медицинских работников и работников образования со стажем работы в ДФО не менее 5 лет, а также для участников региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов или участников программы «Дальневосточный гектар».

Дальневосточная ипотека позволяет получить кредит на сумму до 6 млн рублей по ставке до 2% годовых на строительство дома, а также для приобретения жилья на первичном рынке недвижимости. Также купить квартиру можно и на вторичном рынке, но только в многоквартирных домах, расположенных на сельских территориях, моногородах в ДФО и на территории Магаданской области или Чукотского автономного округа.

новость 27 июня.png

Какие еще существуют меры поддержки?

Кроме федеральных ипотечных программ в России действует еще целый ряд государственных мер поддержки, которые помогают гражданам полностью или частично погасить ипотеку, а также снизить финансовую нагрузку на семейный бюджет.

Так, имущественный налоговый вычет позволяет вернуть налогоплательщикам до 260 тыс. рублей (а супругам совокупно до 520 тыс. рублей) с покупки жилья. А если квартира приобреталась в ипотеку, то можно получить вычет с уплаченных банку процентов – до 390 тыс. рублей (супругам до 720 тыс. рублей).

новость 22 июля.png

В свою очередь, семьи с детьми могут направить на досрочное погашение жилищного кредита либо использовать в качестве первоначального взноса средства материнского (семейного) капитала. В данный момент его размер составляет 524,5 тыс. рублей на первого ребенка и 693,1 тыс. рублей на второго и последующих детей, либо 168,6 тыс. рублей, если семья уже оформляла маткапитал.

Кроме этого, многодетные семьи имеют право на выплату до 450 тыс. рублей на погашение ипотеки, если у них с 1 января 2019 года родился третий или последующий ребенок.

Помимо федеральных ипотечных программ существует еще около 300 региональных мер поддержки граждан в улучшении жилищных условий. Узнать о них можно в нашем «Каталоге жилищных программ с господдержкой».

admin
Оцените автора
Ракульское