Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования (ВРИ) – одна из основных характеристик участка, которая определяет целевое применение земли или существующих и возводимых на ней объектов. В рамках этой категории определяется, как землепользователь может распоряжаться наделом и какую деятельность осуществлять.

Вид разрешенного использования закрепляется применительно к каждой территориальной зоне. Однако порой возникают ситуации, когда этот вид нужно менять (например, для снижения кадастровой стоимости). Это официальная процедура, на которую нужно соответствующее разрешение со стороны государственных органов.

Компания «Геомер Групп» имеет большой опыт по изменению ВРИ. Наши профессиональные навыки и деловые связи позволяют успешно решить задачу в короткий срок.

Разновидности

В рамках градостроительного регламента каждого муниципального территориального образования в отношении участков существуют следующие ВРИ:

  • основные – предпочтительны в рамках конкретной территориальной зоны в соответствии со стратегическими планами ее развития;
  • условно разрешенные – допускаются, но не являются приоритетными;
  • вспомогательные – возможны как дополнительные, должны служить для обеспечения других ВРИ.

Стоит учитывать, что вид разрешенного использования – один из основных факторов при расчете кадастровой стоимости земли и связанных с ней платежей (налоговых выплат, арендной платы).

Законодательное регулирование

Землепользователь не может устанавливать вид разрешенного использования по своему усмотрению. В этом вопросе обязательно нужно учитывать Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) того территориального образования, к которому относится земельный надел.

Информация о ВРИ участка регистрируется в ЕГРН и считается общедоступной. Эти сведения можно посмотреть в выписке из базы ЕГРН (можно оформить онлайн или по запросу в Росреестр) в категории дополнительных данных.

Этапы изменения

Порядок действий зависит от выбора нового ВРИ. Посмотреть списки допустимых в этом муниципальном образовании видов использования можно в местной администрации. Далее возможны следующие варианты:

  1. Замена на другой основной вид использования – в таких случаях действия владельца участка носят уведомительный характер. Разрешение не требуется. Нужно только отправить заявку в Росреестр, чтобы в базу ЕГРН внесли новые сведения. Одновременно собственник может поменять вспомогательный вид разрешенного использования.
  2. Замена на условно разрешенный вид использования – владелец земельного надела должен подать заявку и получить разрешение в местном муниципалитете или другом уполномоченном органе. Заявление рассматривается компетентной комиссией в ходе публичных слушаний. При положительном результате владелец участка получает разрешение на изменение, и новые данные вносят в базу ЕГРН.
  3. Замена на вид использования, которого нет в ПЗЗ конкретной территории – тогда заявителю приходится ходатайствовать об изменении Правил или заниматься их оспариванием. В таких случаях нужен градостроительный аудит для обоснования изменений. Важно определить, какие поправки в ПЗЗ допустимы градостроительной политикой территории, а какие явно противоречат, поэтому будут отклонены. Все принятые ВРИ в Правилах должны соответствовать классификации, выпущенной Минэкономразвития в 2014 году.

Если в муниципалитете не утверждены ПЗЗ, землепользователь подает заявку на проведение публичного обсуждения по изменению ВРИ, которое организует местная администрация.

Заказать бесплатную консультацию

Комплексное сопровождение услуги

Компания «Геомер Групп» предлагает полный комплекс услуг по изменению ВРИ земельных участков:

  • консультативная помощь;
  • правовая экспертиза достаточных оснований и последствий смены ВРИ;
  • подготовка документов;
  • обращение в госорган от имени владельца участка;
  • взаимодействие с госорганами по всем возникающим вопросам;
  • получение ответа (при необходимости помощь с обжалованием и оспариванием в суде).

Наши сотрудники подходят индивидуально к решению каждой задачи, особенно в случаях, когда приходится ходатайствовать об изменении ПЗЗ. Мы внимательно изучаем градостроительную документацию, учитывает стратегические планы развития населенного пункта, оцениваем перспективы пересмотра градостроительных регламентов.

В ходе работы по вашему запросу наша команда выработает план действий, оптимально удовлетворяющий целям заказчика, и сформирует оптимальную правовую позицию для защиты интересов в государственных ведомствах.

Сколько стоит услуга?

Для изменения ВРИ участков в Москве предусмотрена государственная пошлина, которая рассчитывается с учетом разницы между прежней и новой кадастровой стоимостью.

Цена услуг ООО «Геомер Групп» рассчитывается в зависимости от круга задач, которые вы возлагаете на наших сотрудников. Сориентироваться в стоимости поможет прайс на сайте. Подробный расчет вы сможете получить во время консультации.

Заказать бесплатную консультацию
Цены на услугу «Изменение разрешенного вида использования»

№ п/п Наименования работ Ед. измерения Стоимость
1. Изменение вида разрешенного использования объект от 15000 ₽

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 октября 2020 г. N 13-00290/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

Обзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 октября 2020 г. N 13-00290/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

16 ноября 2020

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.

В соответствии с пунктом 5.26 (7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка, (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 «Проект межевания территории. Текстовая часть» должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У. Галишин

Обзор документа

Росреестр указал, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида исходного участка, если законом установлен порядок определения вида образуемого объекта, отличный от предусмотренного ЗК РФ.

Даны разъяснения по подготовке необходимой документации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В Москве повысилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка – что необходимо знать инвестору?

С 19 ноября 2020 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ.

Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей.

Ниже мы более подробно расскажем о данных нововведениях.

История вопроса: что такое ВРИ и почему надо платить за его смену?

Одним из существенных аспектов девелопмента, с которого, можно сказать, начинается процесс строительства, является ВРИ земельного участка. Именно ВРИ определяет, какие объекты могут быть возведены на земельном участке.

Если текущий ВРИ, указанный для земельного участка в ЕГРН, не соответствует планируемому фактическому использованию участка (например, после реализации девелоперского проекта), то застройщику необходимо изменить такой ВРИ.

Застройщик – собственник земельного участка может самостоятельно выбрать требуемый ему ВРИ из перечня основных ВРИ, содержащегося в правилах землепользования и застройки, и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН.

Когда строительство осуществляется девелопером на земельных участках, арендованных у государства, то для изменения ВРИ необходимо также внести изменения в договор аренды земельного участка.

По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.

В зависимости от статуса застройщика (собственник или арендатор земельного участка) при изменении ВРИ земельного участка, расположенного в Москве, ему необходимо будет внести:

  • плату за изменение ВРИ– сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
  • арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участокв связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.

Что изменилось?

Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.

Плата за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности

Постановлением № 2019 было утверждено всего одно изменение в формуле, применяемой для расчета платы за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности.

Однако оно привело к очень существенному увеличению платы, взимаемой с московских девелоперов.

В ранее применявшуюся формулу Постановлением № 2019 был добавлен коэффициент местоположения, который составляет 2,0 для земельных участков, расположенных в старой Москве, и 8,0 для участков в пределах Новой Москвы.

Таким образом, размер платы за изменение ВРИ для частных собственников земельных участков с 19 ноября 2020 года увеличился: (i) для территорий в границах старой Москвы – вдвое, (ii) для присоединенных территорий – в восемь раз.

При этом по-прежнему сохраняются основания для применения льготных условий внесения платы за смену ВРИ (например, рассрочка на период строительства) и полного освобождения от внесения платы.

Плата за изменение ВРИ земельного участка, арендуемого у г. Москвы

До принятия Постановления № 2019 размер арендной платы за земельный участок в течение первого года после смены ВРИ зависел от:

  • кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
  • действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
  • только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).

Таким образом, плата за первый год аренды после смены ВРИ земельного участка в пределах ТТК могла достигать 81,5 % от кадастровой стоимости этого земельного участка, а за пределами ТТК – 1,5 % от кадастровой стоимости.

С 19 ноября 2020 года порядок расчета размера арендной платы после смены ВРИ был полностью изменен. Теперь размер платежа зависит не от показателя плотности застройки, а от множества переменных:

  • функционального назначения помещений объекта согласно ГПЗУ;
  • общей площади объекта;
  • базового стоимостного показателя помещений определенного функционального назначения;
  • коэффициентов ренты, доходности земельного участка и местоположения; и
  • кадастровой стоимости земельного участка.

Заключение

В целом после принятия Постановления № 2019 плата за изменение ВРИ частного земельного участка в границах старой Москвы может составлять примерно 120–160 % от кадастровой стоимости (вместо 60–80 % ранее). Для Новой Москвы процент будет существенно выше.

Новый порядок расчета размера арендной платы за участок после смены ВРИ, на наш взгляд, хоть и является более совершенным и направлен на диверсификацию строительства в Москве, но также приведет к увеличению бюджета девелоперских проектов: плата за изменение ВРИ теперь не ограничивается 81,5 % от кадастровой стоимости участка.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Арташесом Огановым, Натальей Гегечкориили вашим постоянным контактом в CMS Russia.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ДЕВЕЛОПМЕНТА

Градостроительным кодексом РФ установлено, что порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка определяется правилами землепользования и застройки. Однако на 17.10.2016 в Москве и Московской области и во многих муниципальных образованиях МО такие правила не приняты. Поэтому действует общая процедура, когда решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п.

3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
Для изменения вида разрешенного использования земельных участков, как правило, действует следующий алгоритм.

1. Подготовка документов и представление их в администрацию по месту нахождения земельного участка.
Состав пакета документов определяется регламентом соответствующего административного образования. В числе таких документов могут быть:
1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;
4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;
6) копии документов государственного кадастра недвижимости на указанный в обращении земельный участок (копии выписок из сведений государственного кадастра недвижимости по формам КВ.1, КВ.2, КВ.3);
7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);
8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;
9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.
В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться.
Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях.
Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст.

22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

2. Получение решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления, проведенных публичных слушаний выдается решение главы муниципальной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке.
На основании решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в государственный кадастр недвижимого имущества. Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним местной администрацией самостоятельно.

3. Внесение изменений в кадастровый учет земельного участка.
Можно подать заявление о кадастровом учете изменений земельного участка через сайт Росреестра. Документы при этом должны быть подписаны квалифицированной цифровой подписью заявителя и кадастрового инженера.
Заявление и иные документы можно также подать в бумажном виде лично или по почте в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.
Помимо заявления представляются оригиналы или нотариально заверенные копии:
— свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок;
— решения главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
— межевого плана.
Срок рассмотрения документов составляет 10 рабочих дней.
В результате вы должны получить кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка.

admin
Оцените автора
Ракульское