Использование земельного участка

Ответы на вопросы о том, что можно строить на участке и как его можно использовать, необходимы не только для его собственника. Они требуются и для будущих землевладельцев.

Предположим, что нужна земля для осуществления фермерской деятельности, а в старом свидетельстве на право собственности на ЗУ или в Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости указывается, что надел предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится.

Так что нужно выяснить, чтобы не было ошибок при покупке ЗУ или при подготовке строительству того или иного объекта? Ни много ни мало – ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) того поселения, на территории которого расположен участок. ПЗЗ муниципальных образований представлены на их официальных сайтах.

С первого взгляда, задача кажется сложной. Это не так. В ПЗЗ всё «расставлено по полочкам»:

  • земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны:
    • виды и состав территориальных зон определены в статье 35 ГрК РФ
    • деление на территориальные зоны – это градостроительное зонирование территории поселения, представленное в графических материалах ПЗЗ – картах градостроительного зонирования, в которых каждая зона имеет свой цвет и буквенно-цифровое обозначение
    • все территориальные зоны имеют границы
    • внутри территориальной зоны устанавливается правовой порядок использования и застройки земельных участков – он называется градостроительным регламентом
    • виды разрешённого использования земельных участков, которые включены в границы территориальной зоны:
    • минимальные и максимальные размеры ЗУ, которые не должны быть меньше или больше так называемых предельных размеров
    • виды объектов недвижимости, которые можно строить на земельных участках, расположенных в границах территориальной зоны
    • параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС (высотность, этажность, площадь и др.)
    • запрос необходимо направить в отдел градостроительства и архитектуры администрации местного поселения

    Виды разрешённого использования для каждой территориальной зоны определяют местные власти:

    • с учётом исторически сложившихся условий использования территории
    • с использованием материалов такого документа, как Классификатор видов разрешенного использования
      • утверждён приказом Росреестра № П/0412 от 10 ноября 2020 года

      Документы градостроительного зонирования:

      • регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, а какие – после получения разрешения
      • для каких видов деятельности участки не могут быть использованы

      2. Виды разрешённого использования земельных участков

      Вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ) – один из параметров градостроительного регламента территориальной зоны.

      Наименование ВРИ ЗУ «рассказывает» о возможных способах эксплуатации надела и объектов капитального строительства (ОКС), которые уже размещены или будут построены на участке:

      1. в пределах целевого назначения ЗУ
      2. в соответствии с градостроительным зонированием территории поселения

      В Классификаторе ВРИ к видам разрешенного использования земельных участков применяется цифровое кодирование. Даётся описание ВРИ ЗУ.

      • ВРИ ЗУ «ведение огородничества» с кодом 13.1:
        • строительство жилого и садового дома на ЗУ с таким кодом запрещено
        • разрешено возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая с/х культур
        • допускается строительство жилого дома

        Градостроительный регламент любой территориальной зоны определяет:

        • ВРИ ЗУ и способы эксплуатации наделов, включённых в границы той или иной территориальной зоны
        • назначение и виды ОКС, которые можно строить на ЗУ, включённых в границы той или иной территориальной зоны

        ВРИ ЗУ делятся на следующие виды (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ):

        1. основные
        2. условно разрешённые
        3. вспомогательные

        Основные ВРИ ЗУ и ОКС:

        • устанавливаются в каждой территориальной зоне в обязательном порядке (пункт 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
        • указываются в Классификаторое ВРИ:
          • без разделения на основные, условно разрешённые и вспомогательные
          • сопутствующие виды эксплуатации участков:
            • неразрывно связаны с основным ВРИ
            • не требует отдельных процедур, так как уже учтены

            В соответствии с положениями Земельного еодекса РФ (статья 7):

            1. Для земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования ЗУ из категорий земель:
              • земли с/х назначения
              • земли населенных пунктов
              • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
              • земли особо охраняемых территорий и объектов
              • земли лесного фонда
              • земли водного фонда
              • земли запаса
            2. Правообладатель ЗУ может выбрать любой основной или вспомогательный вид разрешённого использования
              • из видов предусмотренных градостроительным зонированием территорий (градостроительным регламентом территориальной зоны)
            3. Основной или условно разрешённый вид разрешённого использования ЗУ считается выбранным со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующем виде разрешённого использования
            4. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется

            В пределах территориальной зоны можно выполнять изменение существующего ВРИ ЗУ и ОКС на другой вид разрешённого использования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ):

            • в соответствии с градостроительным регламентом:
              • из числа видов, предусмотренных этим регламентом

              3. Основные ВРИ земельных участков

              К основным ВРИ ЗУ относятся главные виды (способы) эксплуатации участка, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ПЗЗ, в границах которой расположен ЗУ.

              При необходимости собственник ЗУ вправе сделать выбор предпочтительного для себя одного из основных видов использования ЗУ:

              • в самостоятельном порядке (без согласований)
                • в совокупности со вспомогательным видом использования
                • внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется

                Изменение основного ВРИ ЗУ на другой вид проводится в соответствии с наименованием вида использования участка по Классификатору ВРИ.

                Изменение ВРИ объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений:

                • жилых – в нежилые помещения
                • нежилых – в жилые помещения

                осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

                Существующий основной ВРИ ЗУ считается изменённым с момента внесения в ЕГРН сведений об участке с новым ВРИ и записи в ЕГРН.

                В Классификаторе ВРИ ЗУ основные виды разрешённого использования ЗУ сгруппированы по разделам. Они соответствуют целевыму назначению участков:

                • сельскохозяйственное
                • жилая застройка
                • общественное использование объектов капитального строительства
                • предпринимательство
                • отдых (рекреация)
                • производственная деятельность
                • транспорт
                • обеспечение обороны и безопасности
                • деятельность по особой охране и изучению природы
                • лесное
                • водные объекты
                • общее пользование территории

                Каждый из разделов состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.

                К примеру, раздел Классификатора «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:

                • для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)
                • малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)
                • для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)
                • блокированная жилая застройка (код 2.3)
                • передвижное жильё (код 2.4)
                • среднеэтажная застройка (код 2.5)
                • многоэтажная застройка (высотная) — код 2.6
                • обслуживание жилой застройки (код 2.7)
                • объекты гаражного назначения (код 2.7.1)

                Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» описание вида выглядит так:

                • размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше 3 надземных этажей)
                • производство с/х продукции
                • размещение гаража и иных вспомогательных сооружений
                • содержание с/х животных

                Если вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, то он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору (часть 11 статьи 34 ФЗ №171).

                При этом смена ВРИ ЗУ не выполняется, а земельный надел используется по своему прежнему назначению до тех пор, пока у собственника не возникнет надобность в этой замене. Изменить вид использования надела можно будет только из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом и, как понятно, в соответствии с Классификатором ВРИ.

                4. Условно разрешённые виды использования земельных участков

                Не во всех случаях основной ВРИ недвижимости (ЗУ или ОКС) позволяет эксплуатировать его достаточно эффективно. Градостроительный регламент территориальной зоны позволяет собственнику недвижимости рассмотреть возможность применения условно разрешённого вида использования.

                Условно разрешённый вид использования (УРВИ) земельного участка или ОКС не относится к основным. Несложно заметить, что название вида использования «подсказывает», что получение УРВИ возможно лишь при определённых разрешениях.

                Чтобы установить УРВИ потребуется провести дополнительные согласования – в следующем порядке:

                • в комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, в которой оценивается эффективность задачи:
                  • целесообразность изменения ВРИ
                  • последствия изменения ВРИ для окружающей среды
                  • правовые и экономические последствия для соседних землепользователей
                  • в ходе слушаний участники высказывают замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта (ЗУ или ОКС) на условно-разрешенный
                  • результаты слушаний фиксируются в протоколе
                  • или об установлении испрашиваемого условно разрешённого вида использования ЗУ
                  • или об отказе в установлении для земельного участка УРВИ

                  Таким образом, одним из отличий условно разрешённого вида использования (УРВИ) ЗУ и ОКС от основного ВРИ является зависимость выбора необходимого УРВИ от согласований и разрешений:

                  • при выборе вида из основных ВРИ не требуется получение согласований и разрешений от органов власти
                  • для выбора одного из УРВИ требуется получение от местной администрации разрешения на этот вид использования

                  Порядок получения разрешения на условно разрешённый участка установлен Градостроительным кодексом РФ (статья 39):

                  • правообладатель направляет заявление в комиссию по ПЗЗ
                  • по итогам рассмотрения заявления комиссия направляет протокол заседания в орган местного самоуправления (в администрацию местного поселения)
                  • администрация:
                    • организует и проводит публичные слушания
                    • готовит заключение (решение главы администрации):
                      1. или о предоставлении разрешения на УРВИ
                      2. или отказ в предоставлении разрешения на УРВИ с указанием причин

                    Если решение о установлении для участка УРВИ будет положительным, то решение направляется в Росреестр для внесения сведений об условно разрешённом виде использования ЗУ в государственном кадастре недвижимости (ГКН).

                    5. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

                    Вспомогательные виды эксплуатации участков – дополнительные к основным и условно разрешённым ВРИ:

                    • могут применяться только совместно с основными и условно разрешёнными видами:
                      • не должны быть преимущественными

                      Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными ВРИ вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов:

                      • технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый ВРИ, обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе:
                      • проезды общего пользования
                      • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
                      • автостоянки и гаражи (открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
                      • благоустроенные детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий
                      • хозяйственные площадки
                      • общественные туалеты
                      • объекты, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов:
                        • торговли
                        • общественного питания
                        • бытового обслуживания

                        Полезно знать

                        • Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2024 года – здесь
                        • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
                        • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
                        • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
                        • Узнать о новом Классификаторе ВРИ ЗУ (2019) можно здесь
                        • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
                        • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года можно ознакомиться здесь
                        • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья
                        • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь
                        • Как провести раздел участка – здесь
                        • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
                        • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь

                        Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

                        Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

                        Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

                        Основные выводы Обзора:

                        1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

                        Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

                        2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

                        • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
                        • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

                        4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

                        Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

                        5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

                        • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
                        • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
                        • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

                        7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
                        Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

                        8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

                        Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

                        При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

                        Нецелевое использование земельного участка собственником помещения в деловом центре, или Практика применения ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ

                        Собственникам и покупателям нежилых зданий (помещений) необходимо учитывать виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены такие нежилые здания (помещения).

                        Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием». К ответственности могут быть привлечены как граждане (физические лица), так и организации (юридическое лица), в последнем случае к ответственности привлекается также директор организации-правонарушителя.

                        За что предусмотрена ответственность?

                        Как это иногда бывает, статья закона написана с нарушением правил русского языка. Законодатель имел в виду три случая, когда нарушитель привлекается к ответственности:

                        1. земельный участок используется не по целевому назначению ;
                        2. земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием;
                        3. земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием.

                        Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

                        1. земли сельскохозяйственного назначения;
                        2. земли населенных пунктов;
                        3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
                        4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
                        5. земли лесного фонда;
                        6. земли водного фонда;
                        7. земли запаса.

                        Из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешается использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель. Использование земель запаса, как правило, допускается после перевода их в другую категорию. Интерес для рассматриваемого вопроса об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8.

                        КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).

                        Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки. Так, например, Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП.

                        До принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков в городе Москве устанавливалось Департаментом городского имущества города Москвы (ранее — Департаментом земельных ресурсов города Москвы) на основании градостроительных планов земельных участков или иной документации по планировке территории (п. 9 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»).

                        В крупных городах большинство компаний и предпринимателей арендуют или имеют в собственности помещения, расположенные в бизнес-центрах или деловых центрах, многие из которых в прежние годы были предоставлены научно-исследовательским институтам (НИИ) или производственным предприятиям, и, соответственно, земельные участки под ними имеют соответствующий вид разрешенного использования: для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; для эксплуатации научно-.исследовательского института; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и т.п.). Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.

                        Кто может быть привлечен к ответственности?

                        Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

                        Таким образом, к ответственности могут быть привлечены как собственники, так и арендаторы земельных участков, а также лица, которым земельный участок был предоставлен на основании акта уполномоченного органа (см. Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18-3).

                        Не вызывает сомнений, что размещение торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования — для благоустройства или размещение рынка на земельном участке с видом разрешенного использования — для эксплуатации торгово-развлекательного центра, является правонарушением, и собственник (арендатор) земельного участка будет привлечен к административной ответственности.

                        Более интересными являются случаи, когда, к примеру, собственник делового центра, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования — для эксплуатации научно-исследовательского института, сдает часть помещений в аренду под офисы, при этом на большей площади делового центра действительно находится и функционирует научно-исследовательский институт. Будет ли собственник привлечен к ответственности? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная.

                        В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания). См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 09АП-32263/2019 по делу N А40-283428/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-3936/2018 по делу N А40-101253/17. В других случаях, те же (московские) суды отмечают, что здание хотя и является отдельным объектом недвижимости, тем не менее имеет прочную связь с земельным участком и его использование (в том числе использование расположенных в нем помещений, как его составных частей) невозможно без использования земельного участка. Иными словами, на основе закрепленного в Земельном кодексе РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суды делают вывод о том, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2019 N Ф05-21825/2018 по делу N А40-118400/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23523/2018 по делу N А40-37466/2018).

                        Хотя в некоторых случаях собственнику удаётся доказать, что столовая или сауна, находящиеся в здании, используются только для сотрудников предприятия (например, если установлен пропускной режим в здание), и состав административного правонарушения отсутствует (пр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 N 09АП-26978/2011 по делу N А40-58558/11-154-479; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-5270/2019 по делу N А40-230302/18). Еще более интересная ситуация, когда небольшое по площади помещение в этом деловом центре принадлежит на праве собственности другому лицу (не научно-исследовательскому институту). Будет ли такой собственник привлечен к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, если в принадлежащем ему помещении находится продуктовый магазин или офис?

                        По мнению судов – да (решений в пользу таких собственников найти не удалось).

                        Арендаторам зданий (помещений) повезло больше, так как они не являются земплепользователями и, соответственно, не могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 N Ф05-12631/2019 по делу N А40-236549/18-72-2401).

                        Срок давности привлечения к ответственности.

                        Зачастую, единственная возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – это пропуск уполномоченным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

                        Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что объективная сторона этого административного правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 и от 20.06.2018 N 305-АД18-864). Это означает, во-первых, подсудность таких споров для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арбитражным судам, а во-вторых, общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

                        Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является длящимся. Срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (со дня составления уполномоченным органом акта обследования).

                        Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня составления акта обследования.

                        Тем не менее, в судах общей юрисдикции иногда применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности (как для правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования). См., например, Решение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15475/2017.

                        Почему к ответственности стали привлекать чаще?

                        По-видимому, причиной, послужившей росту количества административных дел по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является собираемость налогов. При этом, целью является не только сбор штрафов, но и побуждение собственников к изменению вида разрешенного использования земельных участков.

                        От вида разрешенного использования земельного участка зависит кадастровая стоимость земельного участка, а она, в свою очередь, влияет на плату за земельный участок (земельный налог/арендную плату).

                        Таким образом, собственники и покупатели нежилых зданий (помещений) должны учитывать вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, при осуществлении своей деятельности в нем и деятельности арендаторов. Целесообразно ограничить право арендатора сдавать нежилое здание (помещение) в субаренду (и иную передачу прав на него) и предусматривать в договоре аренды обязанность арендатора использовать здание (помещение) с учетом целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также условие о возмещении потерь арендодателя в случае привлечения его к административной ответственности.

                        Неочевидные последствия изменения разрешённого использования участка

                        Изменение разрешённого использования участка (ВРИ) – один из основных вопросов сфере земельного законодательства. Но обычно предметом рассмотрения становится то, в каких случаях и как можно изменить ВРИ. Так, ранее в статьях мои коллеги рассматривали различные варианты изменения ВРИ, в том числе в зонах сохраняемого землепользования, зонах комплексного развития территории, где такая возможность, казалось бы, отсутствует.

                        Смена ВРИ становится особенно актуальной для изменения кадастровой стоимости участка. Что может быть интересно как для снижения налоговых или арендных платежей, так и, напротив, для повышения выкупной стоимости, если в перспективе ожидается изъятие участка (при комплексном развитии территории, для транспортного строительства и т. д.). Подробно об этом — в недавнем материале моей коллеги.

                        Но часто ни владельцы участков, ни юристы до конца не понимают всех последствий такого изменения. В данной заметке я сделаю акцент именно на том, к каким не всегда очевидным последствиям может привести изменение ВРИ участка. Можно рассматривать её как составленный исходя из опыта Правового центра «Два М» чек-лист вопросов, которые нужно оценить, прежде чем принимать решение об изменении ВРИ.

                        Так, при оценке последствий изменения ВРИ нередко оказывается, что совокупное влияние данного действия на различные платежи и иные обстоятельства лишает использование участка по соответствующему назначению экономического смысла. Это может быть поводом выбрать иные варианты реализации намеченных целей, такие как применение вспомогательных ВРИ, которые не требуется вносить в кадастр.

                        Кадастровая стоимость участка в зависимости от ВРИ

                        Изменение разрешённого использования участка влечёт пересмотр его кадастровой стоимости в случаях, когда старое и новое разрешённое использование для целей кадастровой оценки отнесены к разным группам или подгруппам. Причём если участку устанавливается несколько ВРИ, относящихся к разным группам, его оценивают по наиболее «дорогой».

                        Так, разница между производственно-складскими объектами и офисами в Москве составляет обычно три и более раза, в отдельных кадастровых кварталах — до десятков раз. При изменении разрешённого использования с сельскохозяйственного на виды, допускающие строительство, разница исчисляется сотнями раз.

                        Для того, чтобы оценить изменение касторовой стоимости, нужно ознакомиться с группировкой участков, принятой в отчёте об оценке, действующем в соответствующем регионе. А в период перед утверждением новой кадастровой оценки – также с проектом отчёта на будущей год. Из них можно узнать, в какую оценочную группу попадёт участок после изменения ВРИ и по какой математической модели, с применением каких показателей будет рассчитываться его стоимость. Также новую стоимость участка можно будет примерно оценить исходя из средних значений по кадастровому кварталу для участков аналогичной группы

                        В свою очередь, кадастровая стоимость участка оказывает влияние не только на периодические платежи (земельный налог или арендную плату в случаях её расчёта в процентах от кадастровой стоимости), но и на разовые платежи в бюджет – плату за изменение ВРИ, за снятие запрета на строительство, выкупную цену земельного участка при его приватизации.

                        Также при оспаривании кадастровой стоимости на основании отчёта оценщика (установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой) оценщик (а далее и судебный эксперт) будет руководствоваться ВРИ участка. В связи с этим, если фактическое использование участка отличается от разрешённого, то целесообразно сначала изменить разрешённое использование в пользу более «дешёвых» видов и лишь затем, если потребуется, оспаривать пересчитанную кадастровую стоимость.

                        Кадастровая стоимость зданий на участке

                        Если влияние разрешённого использования участка на кадастровую стоимость самого такого участка сравнительно очевидно, то со зданиями на нём ситуация обстоит несколько сложнее. Так для целей кадастровой оценки здания его назначение определяется исходя из фактического использования, которое должно соответствовать одному из ВРИ участка. При этом ситуация осложняется тем, что конкретное разрешённое использование здания в кадастровом учёте сейчас не фиксируется (есть лишь разделение на жилые и нежилые) и определяется отдельно при каждой кадастровой оценке Соответственно, изменение разрешённого использования участка во многих случаях влечёт переоценку зданий на нём, хотя и не одномоментно, а при следующей кадастровой оценке.

                        Влияние ВРИ на рыночную стоимость участка

                        Разрешённое использование участка имеет решающе значение для его оценки и в тех случаях, когда определяется его рыночная стоимость в рамках индивидуальной оценки.

                        Так при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд размер компенсации будет зависеть именно от разрешённого использования участка на момент принятия решения об изъятии. Именно оно должное учитываться как при оценке, подготавливаемой инициатором изъятия, так и в дальнейшем при судебной экспертизе. В связи с чем закономерно возникает вопрос об изменении разрешённого использования участка на наиболее «дорогое» в ситуациях когда есть основания предполагать его изъятие в ближайшей перспективе.

                        Но экономическая целесообразность такого действия зависит от иных последствий, к которым приведёт изменение ВРИ, а также от срока до предстоящего изъятия.

                        Плата за изменение ВРИ

                        Изменение ВРИ участка в Москве и Московской области во многих случаях является платным. Плата рассчитывается исходя из разницы между старой и новой кадастровой стоимостью с применением различных ставок в зависимости от назначения объекта и иных параметров. При этом в Московской области в ряде случаев изменение разрешённого использования с нулевой или отрицательной разницей между старой и новой стоимостью также требует внесения платы.

                        Напротив, для отдельных ВРИ внесение данной платы не требуется или она носит символический характер.

                        В целом можно отметить, что данный вид платы ввиду неясности его правовой природы вызывает многочисленные споры, часть которых рассмотрена в статье моей коллеги.

                        Изменение ставки арендной платы или земельного налога

                        В ряде случаев изменение ВРИ участка помимо роста кадастровой стоимости увеличивает его арендную плату или земельный налог за счёт применения боле высокой ставки. Если для разных видов, установленных для участка, применяются разные ставки то, как правило, устанавливается максимальная из них. Например, в Москве применение «льготных» ‑ менее 1,5% кадастровой стоимости – ставок арендной платы возможно при наличии у участка в качестве основных ВРИ только тех, для которых предусмотрена льгота.

                        Аналогично обстоит ситуация с пониженными ставками земельного налога для отдельных категорий объектов.

                        Налог на имущество в отношении зданий

                        Изменение разрешённого использования участков на виды, предусматривающие размещение офисов, объектов торговли общепита и бытового обслуживания, может повлечь включение расположенных на них объектов в число облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости. Что обычно означает радикальное увеличение налогового бремени.

                        При этом известная позиция Конституционного суда о том, что применять данный вид налогообложения, исходя из одного лишь разрешённого использования, нельзя, касается лишь арендованных участков и лишь в случае, если разрешённое использование установлено государственным органом, а не арендатором.

                        Какие категории земли бывают и что на них можно строить

                        Фото: DifferR\shutterstock

                        Зачастую у собственников земельных участков возникает путаница, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нем можно вести, а какую нет, в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы серьезные, поскольку вид разрешенного использования — это главный фактор при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

                        Росреестр разъяснил, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных.

                        Виды разрешенного использования

                        Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования. Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.

                        Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра.

                        На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

                        Классификатор ВРИ:

                        1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
                        2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
                        3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
                        4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
                        5. Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
                        6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
                        7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
                        8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
                        9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
                        10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
                        11. Водные объекты (гидротехнические сооружения);
                        12. Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
                        13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

                        Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.

                        Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

                        Способы определения ВРИ земельного участка

                        Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.

                        Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра». В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования». Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта».

                        Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

                        Виды разрешенного использования для строительства дома

                        Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:

                        • 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
                        • 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
                        • 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.

                        Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то на нем нельзя строить жилой или садовый дом. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается, пояснили в Росреестре.

                        Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает. Но если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ.

                        Виды разрешенного использования для разведения животных

                        Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство».

                        Многие садоводы и огородники интересуются, можно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

                        При желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные законы, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность. Поэтому необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

                        Смена ВРИ

                        Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

                        Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

                        Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

                        Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

                        Читайте также:

                        • Категория земли: как определить и что можно построить
                        • Растем вширь: 4 способа законно увеличить земельный участок
                        • Кустарник и самовольное строительство: за что могут изъять дом и землю
                        • 10 копеек за «квадрат»: как арендовать землю у государства
admin
Оцените автора
Ракульское