Что такое государственная собственность

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарии к ст. 16 ЗК РФ

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст.

Почитать  Статья 5. Принцип вины

9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Государственная собственность

Госуда́рственная со́бственность — имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности.

Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций [1] .

В Российской империи использовалось понятие государственное имущество — в гражданском праве так называлось имущество, составляющее собственность государства как юридического лица [2] .

В СССР государственная собственность считалась высшей формой собственности и входила в основу экономической системы социалистического государства, была основой командно-административной экономики.

Право государственной собственности в Российской Федерации закреплено статьёй 214 ГК РФ.

  • 1 Виды государственной собственности в России
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Литература

Виды государственной собственности в России [ править | править код ]

Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на собственность федеральную и субъектов федерации. Согласно ст. 130 Конституции России муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

Это самостоятельная форма собственности. К федеральной собственности относятся:

  1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности);
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (Государственная казна Российской Федерации, имуществовооруженных сил и различных войск, предприятия и т. д.);
  3. Объекты оборонного производства;
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
  5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации [3] .

См. также [ править | править код ]

  • Казна
  • Производство
  • Муниципальная собственность
  • Частная собственность
  • Приватизация
  • Национализация

Примечания [ править | править код ]

  1. Государственная Собственность — Большой энциклопедический словарь(неопр.) . Дата обращения: 27 мая 2015.Архивировано 27 мая 2015 года.
  2. ↑Имущество государственное // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. ↑ Постановление Верховного Совета России от 27.12.1991 № 3020-1 О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность[1](недоступная ссылка)

Ссылки [ править | править код ]

  • Краус, ТамашПерестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства.
  • Н. П. Огарев«Государственная собственность»
  • Закон о Собственности в СССР от 06.03.1990

Литература [ править | править код ]

  • Государственная собственность в Российской Федерации. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Это «статья-заготовка» по экономике. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Википедии. Нажмите и узнайте подробности.

Словари и энциклопедии

  • Брокгауза и Ефрона
  • Малый Брокгауза и Ефрона
  • Современной Украины

Понятие государственной собственности

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Полезно для написания работы по теме «Понятие государственной собственности» ????
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Замечание 1

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам. Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления. К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения. В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

State ownership

«State property» redirects here. For other uses, see State property (disambiguation). For the socialist concept, see Social ownership.

Not to be confused with Common good or Public good (economics).
Major types
By ideology
By coordination
By regional model

Property types

  • Collective ownership
  • Commons (Common ownership)
  • Private property
  • State ownership
  • Social ownership

Transition

  • Collectivization
  • Communization
  • Corporatization
  • Demutualization
  • Deregulation
  • Expropriation
  • Financialization
  • Liberalization
  • Marketization
  • Municipalization
  • Mutualization
  • Nationalization
  • Privatization
  • Socialization
    • Marxist

    Coordination
    Other types

    • Commons-based peer production
    • Expeditionary
    • Hunter-gatherer
    • Inclusive Democracy
    • Information
    • Manorialism
    • Newly industrialized
    • Palace
    • Plantation
    • Plutonomy
    • Post-capitalist
    • Post-industrial
    • Post-scarcity
    • Resource-based
    • Token
    • Traditional
    • Transition
    • World

    A plaque marking state property in Riga, Latvia

    State ownership, also called government ownership and public ownership, is the ownership of an industry, asset, or enterprise by the state or a public body representing a community, as opposed to an individual or private party. [1] Public ownership specifically refers to industries selling goods and services to consumers and differs from public goods and government services financed out of a government’s general budget. [2] Public ownership can take place at the national, regional, local, or municipal levels of government; or can refer to non-governmental public ownership vested in autonomous public enterprises. Public ownership is one of the three major forms of property ownership, differentiated from private, collective/cooperative, and common ownership. [3]

    In market-based economies, state-owned assets are often managed and operated as joint-stock corporations with a government owning all or a controlling stake of the company’s shares. This form is often referred to as a state-owned enterprise. A state-owned enterprise might variously operate as a not-for-profit corporation, as it may not be required to generate a profit; as a commercial enterprise in competitive sectors; or as a natural monopoly.

    Governments may also use the profitable entities they own to support the general budget. The creation of a state-owned enterprise from other forms of public property is called corporatization.

    In Soviet-type economies, state property was the dominant form of industry as property. The state held a monopoly on land and natural resources, and enterprises operated under the legal framework of a nominally planned economy, and thus according to different criteria than enterprises in market and mixed economies.

    Nationalization is a process of transferring private or municipal assets to a central government or state entity. Municipalization is the process of transferring private or state assets to a municipal government.

    Contents

    • 1 State-owned enterprise
    • 2 Relation to socialism
    • 3 User rights
    • 4 Public property
    • 5 Criticism
    • 6 See also
    • 7 References

    State-owned enterprise [ edit ]

    Main article: State-owned enterprise

    A state-owned enterprise is a commercial enterprise owned by a government entity in a capitalist market or mixed economy. Reasons for state ownership of commercial enterprises are that the enterprise in question is a natural monopoly or because the government is promoting economic development and industrialization. State-owned enterprises may or may not be expected to operate in a broadly commercial manner and may or may not have monopolies in their areas of activity.

    The transformation of public entities and government agencies into government-owned corporations is sometimes a precursor to privatization. State capitalist economies are capitalist market economies that have high degrees of government-owned businesses.

    Relation to socialism [ edit ]

    See also: Social ownership and State socialism

    Public ownership of the means of production is a subset of social ownership, which is the defining characteristic of a socialist economy. However, state ownership and nationalization by themselves are not socialist, as they can exist under a wide variety of different political and economic systems for a variety of different reasons. State ownership by itself does not imply social ownership where income rights belong to society as a whole. As such, state ownership is only one possible expression of public ownership, which itself is one variation of the broader concept of social ownership. [4] [5] In the context of socialism, public ownership implies that the surplus product generated by publicly owned assets accrues to all of society in the form of a social dividend, as opposed to a distinct class of private capital owners.

    There is a wide variety of organizational forms for state-run industry, ranging from specialized technocratic management to direct workers’ self-management. In traditional conceptions of non-market socialism, public ownership is a tool to consolidate the means of production as a precursor to the establishment of economic planning for the allocation of resources between organizations, as required by government or by the state. State ownership is advocated as a form of social ownership for practical concerns, with the state being seen as the obvious candidate for owning and operating the means of production. Proponents assume that the state, as the representative of the public interest, would manage resources and production for the benefit of the public. [6] As a form of social ownership, state ownership may be contrasted with cooperatives and common ownership.

    Socialist theories and political ideologies that favor state ownership of the means of production may be labelled state socialism. State ownership was recognized by Friedrich Engels in Socialism: Utopian and Scientific as, by itself, not doing away with capitalism, including the process of capital accumulation and structure of wage labor. Engels argued that state ownership of commercial industry would represent the final stage of capitalism, consisting of ownership and management of large-scale production and manufacture by the state. [7] Within the United Kingdom, public ownership is mostly associated with the Labour Party (a centre-left democratic socialist party), specifically due to the creation of Clause IV of the «Labour Party Manifesto» in 1918. «Clause IV» was written by Fabian Society member Sidney Webb.

    User rights [ edit ]

    A plaque marking state property in Jūrmala

    When ownership of a resource is vested in the state, or any branch of the state such as a local authority, individual use «rights» are based on the state’s management policies, though these rights are not property rights as they are not transmissible. For example, if a family is allocated an apartment that is state owned, it will have been granted a tenancy of the apartment, which may be lifelong or inheritable, but the management and control rights are held by various government departments. [8]

    Public property [ edit ]

    Main article: Public property

    There is a distinction to be made between state ownership and public property. The former may refer to assets operated by a specific state institution or branch of government, used exclusively by that branch, such as a research laboratory. The latter refers to assets and resources that are available to the entire public for use, such as a public park (see public space).

    Criticism [ edit ]

    In neoclassical economic theory, the desirability of state ownership has been studied using contract theory. According to the property rights approach based on incomplete contracting (developed by Oliver Hart and his co-authors), ownership matters because it determines what happens in contingencies that were not considered in prevailing contracts. [9] The work by Hart, Shleifer and Vishny (1997) is the leading application of the property rights approach to the question whether state ownership or private ownership is desirable. [10] In their model, the government and a private firm can invest to improve the quality of a public good and to reduce its production costs. It turns out that private ownership results in strong incentives to reduce costs, but it may also lead to poor quality. Hence, depending on the available investment technologies, there are situations in which state ownership is better.

    The Hart-Shleifer-Vishny theory has been extended in many directions. For instance, some authors have also considered mixed forms of private ownership and state ownership. [11] Moreover, the Hart-Shleifer-Vishny model assumes that the private party derives no utility from provision of the public good. Besley and Ghatak (2001) have shown that if the private party (a non-governmental organization) cares about the public good, then the party with the larger valuation of the public good should always be the owner, regardless of the parties’ investment technologies. [12] More recently, some authors have shown that the investment technology also matters in the Besley-Ghatak framework if an investing party is indispensable [13] or if there are bargaining frictions between the government and the private party. [14]

    See also [ edit ]

    • Common ownership
    • List of government-owned companies
    • Municipalization
    • Nationalization
    • Private ownership
    • Property rights (economics)
    • Public good (economics)
    • Public sector
    • Public finance
    • Public property
    • Social ownership
    • State-owned enterprise

    References [ edit ]

    1. ^«Public Ownership». Oxford Dictionaries. Archived from the original on January 26, 2018 . Retrieved January 25, 2018 . Ownership by the government of an asset, corporation, or industry.
    2. ^
    3. Tupper, Allan (February 7, 2006). «Public Ownership». The Canadian Encyclopedia. Historica Canada . Retrieved January 25, 2018 . public ownership generally refers to enterprises, wholly or partially government owned, which sell goods and services at a price according to use. According to this definition, government-owned railways, airlines, and utilities are examples of public ownership, but hospitals, highways and public schools are not.
    4. ^
    5. Gregory, Paul R.; Stuart, Robert C. (2003). Comparing Economic Systems in the Twenty-First Century. Boston: Houghton Mifflin. p. 27. ISBN0-618-26181-8 . There are three broad forms of property ownership-private, public, and collective (cooperative).
    6. ^
    7. Hastings, Mason and Pyper, Adrian, Alistair and Hugh (December 21, 2000). The Oxford Companion to Christian Thought . Oxford University Press. p. 677. ISBN978-0198600244 . Socialists have always recognized that there are many possible forms of social ownership of which co-operative ownership is one. Nationalization in itself has nothing particularly to do with socialism and has existed under non-socialist and anti-socialist regimes. Kautsky in 1891 pointed out that a ‘co-operative commonwealth’ could not be the result of the ‘general nationalization of all industries’ unless there was a change in ‘the character of the state’.
    8. ^
    9. Ellman, Michael (1989). Socialist Planning. Cambridge University Press. p. 327. ISBN0-521-35866-3 . State ownership of the means of production is not necessarily social ownership and state ownership can hinder efficiency.
    10. ^
    11. Arnold, Scott (1994). The Philosophy and Economics of Market Socialism: A Critical Study . Oxford University Press. pp. 44. ISBN978-0195088274 . For a variety of philosophical and practical reasons touched on in chapter 1, the most obvious candidate in modern societies for that role has been the state. In the past, this led socialists to favor nationalization as the primary way of socializing the means of production…The idea is that just as private ownership serves private interests, public or state ownership would serve the public interest.
    12. ^
    13. Frederick Engels. «Socialism: Utopian and Scientific (Chpt. 3)». Marxists.org . Retrieved 2014-01-08 .
    14. ^
    15. Clarke, Alison; Paul Kohler (2005). Property law: commentary and materials. Cambridge University Press. p. 40. ISBN9780521614894 .
    16. ^
    17. Hart, Oliver (1995). «Firms, Contracts, and Financial Structure». Oxford University Press. > : Cite journal requires |journal= (help)
    18. ^
    19. Hart, Oliver; Shleifer, Andrei; Vishny, Robert W. (1997). «The Proper Scope of Government: Theory and an Application to Prisons». The Quarterly Journal of Economics. 112 (4): 1127–1161. doi:10.1162/003355300555448. ISSN0033-5533. S2CID16270301.
    20. ^
    21. Hoppe, Eva I.; Schmitz, Patrick W. (2010). «Public versus private ownership: Quantity contracts and the allocation of investment tasks». Journal of Public Economics. 94 (3–4): 258–268. doi:10.1016/j.jpubeco.2009.11.009.
    22. ^
    23. Besley, Timothy; Ghatak, Maitreesh (2001). «Government versus Private Ownership of Public Goods». The Quarterly Journal of Economics. 116 (4): 1343–1372. doi:10.1162/003355301753265598. JSTOR2696461. S2CID39187118.
    24. ^
    25. Halonen-Akatwijuka, Maija (2012). «Nature of human capital, technology and ownership of public goods». Journal of Public Economics. Fiscal Federalism. 96 (11–12): 939–945. doi:10.1016/j.jpubeco.2012.07.005. S2CID154075467.
    26. ^
    27. Schmitz, Patrick W. (2015). «Government versus private ownership of public goods: The role of bargaining frictions». Journal of Public Economics. 132: 23–31. doi: 10.1016/j.jpubeco.2015.09.009 .

    Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности (действующая редакция)

    1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    Статья 213 Статья 214 Статья 215
    Постоянная ссылка на документ
    URL документа [ скопировать ]
    HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
    BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
    в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
    Скачать документ в формате

    Комментарий к ст. 214 ГК РФ

    1. В законодательстве советского периода признавалась лишь единая государственная собственность как основная форма социалистической собственности (ст. 94 ГК РСФСР). В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» было закреплено двухуровневое деление государственной собственности и выделена в качестве самостоятельной формы собственности муниципальная собственность, что вызвало необходимость разграничения единой государственной собственности «по уровням» — собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Такое разграничение было закреплено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». При этом, если не предусмотрено иное, в отношениях публичной собственности действует презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации в целом.

    Данное правило позволяет исключить появление бесхозяйного публичного имущества и позволяет определять принадлежность конкретных объектов публичной собственности, не распределенных между субъектами публичной собственности.

    2. Пункт 2 закрепляет принцип принадлежности земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, государству. Данное положение фактически должно исключать существование бесхозяйных природных ресурсов.

    3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к ст. 125 ГК РФ, устанавливающей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Компетенция государственных органов определяется специальными законами и положениями о соответствующих государственных органах.

    4. В п. 4 выделены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства). Российская Федерация и ее субъекты свободно распоряжаются и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, не может быть произвольно изъято у указанных субъектов и на него не может быть обращено взыскание по долгам Российской Федерации и субъектов РФ.

    5. В соответствии с п. 5 порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

admin
Оцените автора
Ракульское