Что делать если невозможно установить прибор учета воды

В моей квартире невозможно установить индивидуальный прибор учета. Что сделать, чтобы факт невозможности установить такой прибор зафиксировать официально, чтобы избежать повышающего коэффициента?

Светлана Разворотнева
Консультаций: 262

Согласно пп. «к(3)» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета.

Такой акт будет являться основанием для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета.

При составлении акта вправе присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома,

Аналогичное правомочие в части определения технической возможности установки общедомового прибора учета предоставлено потребителю пп. «к(5)» п. 33 Правил.

Существенным отличием для составления актов, определяющих наличие технической возможности установить общедомовой прибор учета, от актов, касающихся индивидуальных приборов учета, является обязательное участие ресурсоснабжающей организации.

Пункт 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также формы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26 февраля 2014 г., это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития.

Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627. Ознакомиться с полным текстом приказа можно на сайте НП «ЖКХ Контроль».

Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме не оборудовано индивидуальными приборами учета, а также отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.

Начать необходимо с обращения к исполнителю, каковым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив).

Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.

Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.

Приказом утверждены следующие критерии:

установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;

в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии, — это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы отопления, обусловленное проектными характеристиками.

Достаточно наличия одного из приведенных оснований.

Возможность составления акта не предусмотрена для домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в ч. 6 ст. 11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.

Обращаем ваше внимание, что необходимость составления акта обусловлена не только наличием повышающего коэффициента. В связи с внесенными постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 изменениями в Правила, условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета.

После составления акта выставление платы с учетом повышающего коэффициента может рассматривать как нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, что дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

В каких случаях невозможно поставить счетчики: законы, правила, образец акта

С квартирными счетчиками коммунальные счета обычно ниже. Однако установить водомеры можно не везде и не всегда. В этой статье мы расскажем о том, что такое отсутствие технической возможности установки приборов учёта, какой составляется документ и для чего он оформляется.

Нормативная база

Если стоят счетчики, плата рассчитывается, исходя из учтённого расхода, помноженного на тариф. Тариф утверждается органом власти субъекта РФ, то есть в каждом регионе он свой.

Если счётчик отсутствует, плата будет рассчитываться, исходя из требований п. 42 правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила 354). То есть не по показаниям, а исходя из норматива, с учётом увеличивающего коэффициента. Нормативы утверждаются отдельным нормативным актом для каждого ресурса отдельно в каждом регионе.

Повышающий коэффициент также прописан в Правилах 354 (формула 23(1)).При проведении расчётов по нормативам при отсутствии общедомовых, индивидуальных или общих квартирных счётчиков монтажа в 2016 году коэффициент был равен 1,4.

С 2017 года коэффициент повысился, сейчас он равен 1,5. Например, если норматив на человека — 100 кВт электроэнергии, то придется платить не за 100, а уже как за потреблённые 150 кВт.

Однако существуют ситуации, когда нет возможности поставить счётчик. В этом случае, чтобы снизить финансовую нагрузку, потребителю необходимо будет добиться составления акта о невозможности его монтажа.

Пункт 81 Правил 354 закрепляет, что критерии возможности (невозможности) установки приборов должны быть определены Министерством строительства и ЖКХ. Однако редакция этих же Правил 354, действующая до 2014 года, указанное полномочие делегировала Министерству регионразвития. Поэтому сейчас этот вопрос регламентирует приказ этого ведомства от 29 декабря 2011 № 627.

Критерии

Если при обследовании объекта будут обнаружены следующие факторы, то они будут указывать на невозможность монтажа счётчиков:

  1. Если требуется проведение капитального ремонта инженерных сетей жилого помещения.
  2. Если требуется создание новых внутридомовых инженерных сетей.
  3. Если в таком жилом помещении невозможно соблюсти следующие требования, определённые законом о единстве измерений:
  • требования метрологических и качественных признаков водомера;
  • место его нахождения;
  • порядок монтажа.

Также в качестве факторов, которые могут существенно повлиять на работу измерительного устройства можно отнести:

  1. Присутствие магнитных помех.
  2. Повышенную влажность.
  3. Отсутствие доступа к снятию показаний и осмотру водомера.
  4. Затопление помещения.

Во всех этих случаях техническая возможность установки водомера отсутствует.

В каких домах не ставят счетчики

Перечислим технические характеристики дома, в которых нельзя ставить приборы учёта:

  1. В жилые помещения либо дом, в соответствии с проектными условиями, невозможно монтировать устройство без проведения капитального ремонта или без реконструкции. Либо требуется прокладка дополнительных инженерных систем.
  2. Внутридомовые инженерные сети дома находятся в вертикальной плоскости.
  3. При монтаже в таких помещениях будут нарушаться метрологические требования водомеров, а также требования к порядку и месту его монтажа, определённые действующими нормами.
  4. Место крепления водомера не позволит ремонтировать либо заменять его.
  5. В месте предполагаемого нахождения такого помещения невозможно соблюсти требования по эксплуатации счётчика, определённые законом о единстве измерений. То есть работа измерительного устройства будет нарушена, вследствие чего счетчик будет показывать неправильно. Произойти это может последующим причинам:
  • затопление помещения;
  • магнитное излучение;
  • невозможность снятия показаний;
  • нарушение температурного режима.

Важно, что при наличии этих характеристик нельзя ставить не только индивидуальные приборы учёта в жилых квартирах (домах), но и общедомовые счётчики.

Как и зачем подтверждать невозможность установки

В п. к(3) п. 33 Правил 354 определено право абонента требовать от своей управляющей компании составить акт о невозможности установки счётчиков на воду. Это правило касается не только водомеров, но и приборов, учитывающих потребление газа, электричества, а также общедомовых счетчиков.

Если есть такой документ, то при расчете платы за воду уже не будет применяться повышающий коэффициент.

Для составления акта обследования приглашается представитель коммунальной компании.

Алгоритм

Для оформления акта о невозможности установки прибора учёта владельцу квартиры необходимо действовать следующим образом:

  1. Обратиться в коммунальную компанию за разъяснениями о порядке начислений платы за коммунальную услугу.
  2. Получить ответ с разъяснениями и причинами: применение повышающего коэффициента по причине отсутствия водомера, отсутствия составленного акта.
  3. Обратиться в коммунальную компанию с заявлением о проведении обследования на предмет возможности монтажа водомера.
  4. Дождаться визита представителя коммунальной компании для проведения совместного обследования.
  5. Подписать акт о невозможности установки водомера и получить один его экземпляр на руки.
  6. Обратиться повторно в коммунальную компанию с заявлением и копией акта. Проинформировать представителей УК о том, что расчётная схема абонента должна быть изменена – применение коэффициента недопустимо. При этом важно знать, что перерасчёт за все предыдущие периоды невозможен, то есть размер платы будет откорректирован только после даты составления акта.

Акт о невозможности установки счетчика поможет снизить размер платы за потребляемый ресурс. Расчёт платы будет выглядеть как произведение норматива потребления на тариф, но без использования повышающего коэффициента. Составить этот документ можно только при наличии определённых критериев, список которых утверждён приказом Министерства регионразвития.

Можно ли не ставить водосчетчики в квартире

Вопрос об установке счетчиков у многих не решен до сих пор. Хотя рекомендация устанавливать приборы учета воды действует уже несколько лет. Многие не видят в них выгоды, некоторые элементарно не знакомы с процедурой, которая кажется им слишком мудреной.

Если не установить счетчики воды, штрафов не будет. Но деньги вы все-таки потеряете.

Обязательно ли устанавливать счетчики в 2019-2020 году

Обязательно ли ставить счетчики на воду, описано в №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который был принят 23.12.2009 года. Он четко разъясняет, что от счетчиков можно отказаться, и никаких штрафов за их отсутствие законом не предусмотрено.

Однако те, кто не ставит приборы учета, платят за воду с повышающим коэффициентом. (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603). В 2019 году этот коэффициент повышения равен 1,5.

Потребители, которые не поставили водосчетчик, платят по формуле:

Оплата = (количество людей, проживающих в квартире) Х (норматив потребления (в кубических литрах) Х (стоимость кубического литра) Х 1,5.

От повышающего коэффициента освобождают тех, кто доказал, что в его квартире или доме нет технической возможности установить водосчетчик.

Для тех, кто платит по счетчикам, формула следующая:

Оплата = (количество воды по счетчикам (в кубических литрах) Х (стоимость кубического литра)

Итак, совсем необязательно устанавливать счетчики в 2019-2020 году. Однако счет за водоснабжение, скорее всего, будет довольно большим.

Надо еще учитывать, что управляющие компании (далее УК) напрямую заинтересованы в монтировании приборов учета воды. УК несет ответственность за исполнение закона домах и квартирах, находящихся в их юрисдикции. Поэтому назойливые звонки от них вам обеспечены.

подсчет установки водомера

Чтобы решить,ставить или нет счетчик на воду, необходимо посчитать сумму, затраченную на приобретение водомеров, на монтаж и за ежемесячную оплату. Затем сравнить с суммой оплаты, которая ожидает собственника в 2020 году.

Выгодна ли установка приборов учета воды

Стоит ли устанавливать водомеры, выгодно ли ставить счетчик воды? Вот основной вопрос у тех, кто колеблется. Некоторые даже рассматривают возможность убрать счетчики, если они уже были установлены.

Чаще всего счетчики воды выгодны и помогают сэкономить. Докажем на цифрах.

Оплата воды в квартире производится по следующей схеме: норматив потребления воды перемножается на количество людей, прописанных в жилом помещении, затем умножается на коэффициент 1,5.

В России среднее значение тарифа на холодную воду составляет 39 руб/кубометр (в каждом регионе свой тариф, это усредненная цена), средний ежемесячный расход по счетчику 4 м 3 , если прописан один человек. Согласно нормативному расходу за 2019 год, этот показатель равен 7,8 м 3 в месяц.

Приведем пример с ситуацией, когда в жилом помещении официально прописан один человек:

39*4 = 156 рублей в месяц со счетчиков

39*7,8*1,5 = 456,3 рубля в месяц без счетчика

Итого расходы за год: со счетчиком: 1872 руб., без счетчика: 5475,6 руб.

Поставить его обойдется в 2-3 тысячи рублей.

Таким образом, уже за год вы сможете «отбить» расходы на приобретение и монтаж водомеров.Интересный факт: когда в доме есть приборы учета, это способствует рациональному потреблению.

Экономия зависит от количества людей, прописанных в жилом помещении. Например, в случае, когда прописано 4 человека, экономия составит около 500 рублей ежемесячно.

Кому их можно не ставить

Иногда можно не устанавливать счетчики на воду на вполне законных основаниях. Есть целый перечень случаев, когда вмонтировать водомерный прибор в квартиру не представляется возможным по ряду технических причин, следовательно, его установка не обязательна.

  • Дом, в котором находится жилое помещение, имеет аварийный статус;
  • Вмешательство в трубопроводную систему может повлечь за собой необратимые последствия в виде нарушения целостности конструкции. В частности, старый, ветхий трубопровод;
  • Иногда из-за конструкции труб не представляется возможным корректная постановка приборов:

Тогда можно не ставить водосчетчик, и повышающего коэффицента в расчете суммы оплаты не будет.

Чтобы документально подтвердить это, необходимо пригласить сотрудника управляющей компании, чтобы тот официально засвидетельствовал факт невозможности установки водомера и выдал соответствующее письменное заключение. Оно является официальным документальным основанием, чтобы отказаться от счетчиков на воду.

Умные водосчетчики станут обязательными

Внедрение«умных»счетчиков воды стало обязательным с 1 июля 2019 года. Мера коснется прежде всего новостроек и жилых строений после капитального ремонта. Предлагается монтировать новые приборы взамен старых, которые вышли из строя или у которых закончился срок эксплуатации.

К концу 2019 года планируется начать широкое внедрение смарт-приборов учета.

«Умные» автоматические водомеры нужны для того, чтобы управляющие компании получали достоверные данные, а система начисления платежей была более прозрачной и удобной для жильцов. Не надо ежемесячно переписывать и передавать данные. Все будет происходить в автоматическом режиме и в режиме реального времени.

Таким образом планируется свести на нет риск неучтенного потребления ресурса. Связано это с подкручиванием показателей, установкой магнитов на водосчетчики. «Умные» приборы сделают эту процедуру невозможной, так как любые махинации будут моментально зафиксированы.

У многих возникнет закономерный вопрос: а за чей счет будет производиться установка этого автоматического оборудования? Пока ясности нет. Единственное что известно, это то, что установка будет проводиться не за счет собственников жилого помещения.

Установку прибора учета воды должны осуществлять застройщики жилья и УК. При этом Федерального закон 188-ФЗ и статьи 166 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации гласят, что если у УК недостаточно средств для установки умных счетчиков, то их можно взять из средств на капитальный ремонт.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий Отменить ответ

Александр 26.11.2019 в 09:56

Я не знаю как учитывают расход горячей и холодной воды в других странах, но у нас это какой-то абсурд. И ни кто почему-то даже этим не возмущаемся. Мы тупо выполняем все распоряжения чиновников.

Мало того что власть нас счтает вороватым быдлом, наплевав на презумпцию невиновности, так ещё и мы сами, за свой счёт, должны контролировать себя, что бы мы не воровали у них воду. По логике — Кто не верит тот и контролирует.
Неужели ни кто не видит абсурдности ситуации?
Представьте себе ситуацию. Приходит к вам продавец и предлагает воду. Мол, я проведу тебе в дом трубу и будешь каждый месяц платить мне как за пять кубов. Сам он, (да и вы тоже) прекрасно знает, что столько воды вы не потратите, но на всякий случай средний расход на человека накручивает в пять раз больше. (Наверное для того что бы покупатель с радостью взял на себя расходы по установке этих счётчиков.) У него ведь и аварии бывают, и утечки всякие, и эти расходы он хочет повесить на вас.

По нормативу брать деньги ему выгодней.
А вы этого не хотите и говорите: — Нет, дАрАгой, я куплю счётчик и буду платить строго по нему.
— Нет — говорит продавец — ты жулик. Я за дверь — ты открутишь счётчик и будешь у меня воровать воду.
— Мамой клянусь, — говорите вы — не буду воровать. Ты мне не веришь? — и рвёте на груди рубаху как доказательство искренности и правдивости своих слов.
— Нет, не верю — говорит продавец. — Ты опломбируй всё что можно, что бы я видел, что ты не воруешь у меня воду.
— Почему я должен пломбировать — возмущается покупатель?
— Ты не веришь, ты и пломбируй за свой счёт. Тем более что ты эти затраты всё равно включишь в стоимость воды. А то ты хочешь сидеть на сраке, а я за тебя должен работать, бегать по магазинам покупать эти счётчики, потом бегать по обслуживающим организациям что бы его проверить, опломбировать, а ты получать за это деньги.
По справедливости установкой и опломбировкой счётчиков должны заниматься сами поставщики этих услуг за свой счёт, вернее из прибыли. Сами должны проводить проверки этих счётчиков не снимая их из системы, или снимая и устанавливая временный на время проверки или уже проверенный. А все затраты включать в стоимость воды по законам ценообразования.

Мы же не ходим в магазин со своими весами.
Для чего мы платим на каждый метр жилой площади 25,86 руб. на техническое содержание жилья? При площади 2-х комнатной квартиры примерно 45м², с каждой квартиры УК (управляющая компания) получает примерно 1200 рублей ежемесячно. Куда идут эти деньги?

Вот пусть сами покупают и устанавливают счётчики. Когда они будут у них на балансе, тогда не будут их выбрасывать каждые четыре года. А будут проверять за свой счёт, и служить они будут десятки лет.

А сейчас выбрасываются практически новые счётчики. У меня например, он намотал всего 136 м². Ему ещё мотать и мотать. А власть заставляет меня его выкидывать и покупать новый за мой счет. А так же проверять за мой же счёт.

Меня устраивает этот счётчик. Вас не устраивает, приходите и проверяйте за свой счёт. Опломбировывайте за свой счёт.

Почему я должен сам себя контролировать.
Я и сам знаю, что не буду воровать воду. Вы не верите, вы и контролируйте. За свой счёт, не за мой.
Похоже, что депутаты, которые принимали закон обязывающий самих жильцов контролировать своё потребление, лоббируют интересы производителей наших и зарубежных компаний изготавливающих эти счётчики. А так же интересы управляющих компаний, с которых тоже, наверное, имеют свой навар. Знаю, что нашим чиновникам бесполезно что либо доказывать, но и молчать тоже нельзя.

Ольга 18.08.2021 в 07:28
Юрий 16.01.2020 в 22:47

Абсолютно согласен. Счетчики должен устанавливать и принимать на свой баланс поставщик воды. Прочем одновременно во все доме, чтобы исключать несправедливое распределение дебалансов.

Андрей 30.07.2020 в 18:44

Когда я был водоканале мне сказали ставте счётчики. Типо УК ваша пусть их устанавливает. Вот придётся ставить.

Инна 20.02.2020 в 13:20

У меня оба трудбопровода на горячую и холодную воду сконструированы так, что мне придется ставить не 2, а 4 счетчика — по 2 на каждую трубу. Оно мне надо? Вызвали сантехника, он сказал: все можно переделать, стоит это 25 тыс рублей.

На хрена мне такие счетчики, которые никогда не окупятся? Пока эти окупаться будут, уже новые ставить пора… ???? ???? ????

Все законы о счетчиках, действующие в 2024 году

Юлия Куприна

Устанавливать приборы учета на трубопроводы в большинстве случаев выгодно. Действующие законы о счётчиках на воду регламентируют порядок расчета при отсутствии водомеров и при их наличии. Сумма к оплате в первом случае может быть значительно выше, чем при расчете по счетчикам.

В этой статье разберемся в действующих в 2024 году нормативных актах, нововведениях, обязательствах хозяина квартиры, санкциях и штрафах.

Законодательство

Нормативная база, касающаяся установки счётчиков на воду, а также их использования, поверки постоянно пополняется и изменяется.

Местные органы власти могут вносить изменения в существующие положения, издавать новые акты, которые дополняют или расширяют вопросы эксплуатации приборов учета воды.

Общий список основных актов выглядит следующим образом:

  1. Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 (-далее ФЗ № 102-ФЗ), в котором установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений.
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 (- далее ФЗ № 261-ФЗ), регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта. Помимо этого,он регулирует порядок установки и ввода в эксплуатацию счётчиков, в том числе по учёту воды.
  3. Федеральный закон№ 416-ФЗ от 07.12.2011, в котором прописаны все виды правоотношений, касающиеся системы водоснабжении в целом.
  4. Постановление Правительства РФ № 776 от 04.09.2013, в котором описаны вопросы, относящиеся к регулированию порядка учёта водного ресурса, а также сточных вод с использованием водомеров.
  5. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. В этом нормативном акте закреплён порядок расчёта оплаты за потреблённую услугу при отсутствии измерительного устройства.Акт закрепляетнормативы потребления.
  6. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (-далее ПП РФ № 354).В этом документе подробно расписано, как осуществляется расчет платы по прибору учета, а также описаны все иные ситуации, которые могут возникнуть в сфере потребления коммунальных ресурсов.
  7. Постановление Правительства РФ № 603 от 29.06.2016. Этим документом вносятся изменения в некоторые акты, регулирующие вопросы предоставления коммунальных услуг.
  8. Федеральный закон №496-ФЗ от 27.12.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». Здесь речь о том, что теперь действительной является только электронная регистрация результатов поверки счетчиков. Цифровая запись о поверке будет храниться в виртуальной базе — Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФИФОЕИ) (он же реестр ФГИС «Аршин»).

Кроме этих документов следует назвать ещё Приказ Минэнерго РФ № 178 от 16.04.2010, согласно которому всем потребителям предлагалось установить счетчики.

А вот уже Постановление Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 определило введение повышенных коэффициентов с 01.01.2015 для потребителей, у которых есть возможность установки измерительного устройства, но приборов нет.

Полный текст Постановления можно сказать здесь.

Отменена ли поверка из-за карантина

В 2021 году из-за пандемии в ряд законов внесли изменения. Это коснулось и приборов учёта. Во время карантина в 2021 году, вплоть до 1 января 2024 года поверка приборов учета (в частности, водосчетчиков) перестала быть обязательной процедурой для физических лиц. Проводить процедуру можно, свидетельство о поверке действительно.

Но если вы не сделаете очередную поверку в 2020 году, то применять к вам никаких санкций не имеют права.

Читайте подробности про поверку 2020 в отдельной статье.

1 января 2024 года мораторий закончился. Теперь нужно по-прежнему делать поверку. Читайте, что делать, если вы не успели сделать ее в 2021 году и поверка просрочена.

Обязательно ли ставить счетчики

Обязательность установки счётчиков закреплена в ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009. Одновременно со вступлением этого акта в силу были внесены изменения в КоАП РФ. В ст. 9.16 были добавлены штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов в части несоблюдения требований об установке измерительных приборов используемых энергоресурсов.

Имеются в виду не рядовые хозяева жилья, а управляющие компании.

Пункт 1 ст. 13 в ФЗ № 261-ФЗ устанавливает, что все энергетические ресурсы, в том числе и вода, должны быть учтены с использованием специальных измерительных средств.

Пункт 2 этого же закона говорит о том, что оплату за энергоресурс следует производить, исходя из данных, полученных такими измерительными средствами.

Эти же самые заключения содержатся в главе VII Правил, утверждённых ПП РФ № 354. При этом нормами этого документа закреплён обязательный ввод приборов учёта в эксплуатацию и сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты установки прибора учёта. Данные требования относятся также и к водомерам, устанавливаемые на центральные сети водоснабжения.

Общие правила установки водомеров и их ввод в эксплуатацию выглядят следующим образом:

  1. Водомер, как и другой счётчик, необходимо ввести в эксплуатацию. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты его монтажа при помощи подачи заявки и следующих документов:
  • заявка должна содержать:
    • данные заявителя;
    • тип и место монтажа водомера;
    • данные организации, которая его установила;
    • фактические показания на дату монтажа;
    • дату следующей поверки счётчика;
    1. После ввода водомера в эксплуатацию расчет за потраченную воду, начиная со следующего месяца, будет осуществлять по его показаниям.

    Факт невозможности установки приборов учёта должен быть зафиксирован соответствующим актом. Форма этого документа, а также порядок действий определяются Министерством строительства и ЖКХ РФ.

    При этом если хозяин квартиры не поставит счетчик, штрафов не будет. Но платить за воду придется по нормативам (которые изначально завышены) с повышающим коэффициентом. То есть потребитель будет сильно переплачивать.

    Что говорит закон о поверке и замене счётчиков

    В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал).

    По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.

    То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.

    Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.

    Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.

    Межповерочный интервал счетчиков воды следующий:

    1. Для холодной воды – 6 лет.
    2. Для горячей воды этот срок 4 года или 6 лет (зависит от конкретной модели).

    Это обусловлено разным химическим составом воды, который влияет на износ оборудования.

    Решать, надо ли менять счетчик или проводить его поверку, потребитель должен самостоятельно. По статистике только небольшое количество водомеров проходят обязательные испытания и по истечении срока межповерочного интервала соответствуют заявленным требованиям.

    При этом сама процедура замены прибора учета в квартире проходит в более короткие сроки и сопровождается меньшими тратами.

    Поэтому решить,нужно менять счётчики либо проводить их исследование, необходимо исходя из совокупности всех факторов.

    Установка умных счётчиков c 2020 года

    С июля 2019 года в РФ вводится практика установки интеллектуальных систем снятия и контроля показаний (законопроект №139989–7 Министерства строительства и ЖКХ). В качестве эксперимента уже несколько регионов РФ производят установку таких систем, контролирующих расход потреблённой электроэнергии. Все необходимые поправки в законы об электроэнергетике внесены.

    Вопрос по разработке и установке аналогичных систем в сфере водоснабжения продолжается.

    Мероприятия по установке умных приборов учёта проводятся силами коммунальной (ресурсоснабжающей) компании. То есть потребителю оплачивать и приобретать такой прибор учёта не нужно.

    Счётчик указанного типа передаёт информацию в центр сбора данных по закрытым протоколам связи. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных центра сбора данных. Внесение изменений в показания по указанному прибору, хранящиеся в центре учета, исключено.

    Многие регионы уже утвердили нормативные акты, согласно которым умные приборы учета надлежит устанавливать:

    1. В новых многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию.
    2. В домах после проведения капитального ремонта.

    Кроме этого, при проектировании и строительстве домов такие системы следует вносить в состав обязательного оборудования.

    Штрафы и санкции за нарушения

    Никакой ответственности за отсутствие прибора учёта воды в квартире действующее законодательство не содержит. То есть потребитель может не опасаться наложения на него каких-то штрафов.

    Расчёт за потреблённую воду будет осуществляться по нормативам, установленным в регионе, с учётом повышающего коэффициента.

    А вот если счетчик уже стоит, нельзя вмешиваться в его работу.

    В этом случае будет составлен акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом размер платы за потреблённую воду в период неучтённого потребления будет большим по причине расчёта по формуле.

    Установка счётчиков позволяет значительно сократить размер платы за потреблённую воду. Эта сфера регламентирована действующим законодательством.

    Об изменениях в порядке составления акта невозможности установки ПУ

    Об изменениях в порядке составления акта невозможности установки ПУ

    26 сентября 2020 года вступает в силу приказ Минстроя РФ от 28.08.2020 № 485/пр, которым ведомство определило критерии наличия или отсутствия технической возможности установить ИПУ/ОДПУ, форму соответствующего акта и порядок его заполнения. Рассмотрим документ подробно.

    Минстрой РФ подписал новый приказ о критериях отсутствия возможности монтажа ПУ и обновил форму акта

    Обязанность Минстроя РФ определять критерии наличия или отсутствия технической возможности установить ИПУ/ОДПУ, а также форму и порядок составления акта об этом прописана в пп. «г» п. 4 ПП РФ № 354. Для этого ранее был выпущен приказ ведомства от 29.12.2011 № 627/пр. Он действует до 26 сентября 2020 года.

    В июне 2020 года вышло ПП РФ № 950, согласно п. 2 которого Минстрой РФ должен внести изменения в свои нормативные документы и привести их в соответствие с постановлением. Одним из таких документов стал приказ Минстроя РФ от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения».

    1. Перечень критериев, которые определяют, можно установить в доме или помещении МКД прибор учёта.
    2. Форма акта, где фиксируется наличие/отсутствие технической возможности для монтажа ИПУ/ОДПУ.
    3. Порядок заполнения такого акта.

    Все три пункта оформлены приложениями к приказу № 485/пр. Сделаем их краткий обзор.

    Как изменилась схема замены и эксплуатации счётчиков электроэнергии

    Акт об отсутствии/наличии возможности установить ОДПУ электроэнергии составляет гарантирующий поставщик

    • для этого нужна реконструкция, капремонт внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или создание новых систем;
    • при установке счётчика невозможно обеспечить выполнение обязательных метрологических и технических требований к нему, в том числе к месту и порядку его установки;
    • в месте монтажа ПУ нельзя соблюсти нормативные условия эксплуатации прибора для его надлежащего функционирования, в том числе температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и/или после установки невозможно снять показания счётчика, обслуживать его и проводить замену.

    Установить приборы учёта теплоэнергии невозможно, если в доме вертикальная разводка внутридомовых инженерных систем отопления (п. 3 приложения 1 к приказу № 485/пр).

    Если в ходе обследования дома или помещения эти критерии не будут зафиксированы, делается вывод, что есть техническая возможность для монтажа счётчик. Также такой вывод делается автоматически в отношении новых МКД, для которых Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлено требование по их оснащению приборами учёта ресурсов на дату ввода в этих домов эксплуатацию (п. 5 приложения 1 к приказу № 485/пр).

    В приказе № 485/пр добавлен новый пункт, который согласуется с нормами ПП РФ № 950. Напомним, что это постановление перенесло обязанность по установке, обслуживанию и ремонту приборов учёта электроэнергии в МКД на гарантирующего поставщика. Поэтому в п. 7 приложения 1 к приказу № 485/пр указано, что обследование технической возможности установки ОДПУ проводит именно РСО электроэнергии.

    Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ

    Форма акта дополнена полем для перечня необходимых для установки ПУ мероприятий

    Результаты обследования технической возможности установки прибора учёта коммунальных ресурсов фиксируются в акте. Его форма приведена в приложении 2 к приказу № 485/пр. Она претерпела небольшие изменения по сравнению с приказом № 627/пр.

    Как и прежде, в акте указывается кто и в чьём присутствии проводит обследование, когда и где, с помощью каких инструментов. Фиксируется факт возможности или невозможности установить счётчик, а также критерии, из-за которых это сделать нельзя.

    В форму акта добавлен п. 9, согласно которому проверяющие должны прописать перечень конкретных организационно-технических мероприятий, которые необходимы для установки прибора учёта, и лицо, отвечающее за их выполнение.

    Часть формы акта из приказа № 485/пр

    В приложении 3 к приказу № 485/пр расписан порядок заполнения каждого пункта формы акта, которым фиксируется наличие или отсутствие возможности установить в доме или помещении прибор учёта. Образец документа практически не изменился по сравнению с предыдущей редакцией: добавлен лишь пункт о новом п. 9 о составлении перечня мероприятий, которые необходимы для установки счётчика, и назначении ответственного за это лица.

    Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

    На заметку

    Наличие акта о возможности установки прибора учёта или о её отсутствии важно при расчётах платы за коммунальные услуги. Так, если в отношении помещения МКД составлен акт о том, что там могут быть установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, то исполнитель услуг вправе при расчёте платы за КУ применять повышающий коэффициент согласно абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354.

    • если потребитель предоставил акт обследования на предмет отсутствия технической возможности установки ИПУ, начиная с расчётного периода, в котором составлен такой акт;
    • если законодательством РФ обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме приборами учёта электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика.

    Новый приказ Минстроя РФ ничего существенно не поменял в порядке составления акта обследования дома или помещения, чтобы зафиксировать, можно ли там установить прибор учёта коммунальных ресурсов. Но будьте внимательнее – используйте новую форму акта и учитывайте изменения, которые произошли после принятия ПП РФ № 950 в сфере установки и обслуживания счётчиков электроэнергии: составлять акт в отношении ПУ этого коммунального ресурса вправе только гарантирующий поставщик.

admin
Оцените автора
Ракульское