Право собственности на землю

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарии к ст. 16 ЗК РФ

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ.

Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Почитать  Предоставление жилья сотрудникам мвд

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

3.1. Право собственности на земельные участки

Земля может находиться в частной (граждан и юридических лиц) или публичной (государственной) собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами [1] .

Что касается иных форм собственности на землю, то таковых текущим законодательством не предусмотрено. Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц и является, таким образом, разновидностью частной собственности.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. 5–5.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, так же как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе 7 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Во-первых, земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Таким случаем, в частности, является ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ином случае сделка по приобретению земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, совершённая в нарушение федеральных законов, является ничтожной [2] .

В-вторых, не могут быть приватизированы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п. 8 ст. 27, п. 12 ст.

85 ЗК РФ).

В-третьих, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Таких случаев установлено два: указанные лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды [3] , а также названные лица не могут обладать земельными участками в границах морского порта [4] .

Владение землёй означает иметь возможность обладать им как своим собственным, допускать или ограничивать допуск к нему третьих лиц.

Пользование землёй – это возможность извлекать её полезные свойства, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Например, собственник земельного участка вправе обращать в свою собственность плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования земельного участка. Это положение соответствует ст. 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Собственник земельного участка вправе огородить земельный участок и ограничить доступ на него третьих лиц. Если же собственник подобных действий не совершил или иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику [5] . При этом поскольку речь идёт только о проходе, субъектами данного права могут быть исключительно физические лица. Это право распространяется на любой земельный участок, независимо от формы собственности.

Однако действующим законодательством допускаются и случаи, при которых граждане могут свободно находиться на открытых для доступа земельных участках, т. е., по сути, речь идёт о земельных участках общего пользования, а также природных объектах как в черте населённых пунктов, так и за их пределами, где допускается свободное пребывание граждан. Такие случаи действуют только в отношении земельных участков, находящихся в собственности публичных образований.

Пределы пользования природными объектами, расположенными в общедоступных местах, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а также могут определяться собственником земельного участка. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК РФ). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст.

11 ЛК РФ). Ст. 221 ГК РФ устанавливает правило о возможности приобретения права собственности на общедоступные для сбора вещи, которое может применяться при присвоении водных, лесных ресурсов в период пребывания на общедоступных территориях.

За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования предусматривается административная ответственность.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка также вправе:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводнённые карьеры в соответствии с законодательством РФ;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешённым использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Данная статья называет только некоторые права собственников земельных участков по их использованию. И это вполне объяснимо, так как перечислить всё, что может делать собственник на своём земельном участке, практически невозможно, поэтому, назвав наиболее важные права, законодатель указал, что собственник может осуществлять и другие права по использованию земельного участка. Правда, речь всё равно идёт о правах, «предусмотренных законодательством».

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землёй и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с земельным законодательством земля должна использоваться прежде всего в соответствии с её целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешённым использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст.ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст.

304 ГК РФ).

[1] См., например, Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 14182/12 по делу № А56-40992/2011.

Право собственности на землю

Право собственности на недвижимое имущество, в частности, землю, определяется, приобретается гражданами и учреждениями, а также реализуется субъектами на законном основании.

Основной отличительной характеристикой всех земельных территорий в правовом поле является соотношение с определенной формой собственности, так как особенности целевого использования зависят от характеристик и места расположения, то есть от факторов, которые не зависят от граждан.

Форма собственности и права на территорию – характеристики, которые напрямую зависят от человека, который распоряжается или желает иметь в своем распоряжении земельный участок.

Поэтому каждому человеку, который является пользователем, арендатором или желает получить в собственность или владение свою землю, стоит ознакомиться с понятием права собственности, а также основными особенностями гражданского законодательства в отношении земельных участков.

Право собственности на землю

Земельный участок – это определенная часть наземной поверхности, которая имеет строго указанные границы, характеризуется конкретным месторасположением, а также ряд обозначенных прав, которые возникают в отношении данного участка.

Определяющим понятием земельного законодательства является право собственности на земельные участки, которое заключается в предоставлении гражданам государства права владеть, пользоваться всеми земельными ресурсами и дополнительными объектами, расположенными в определенных границах, а также распоряжаться участками по своему усмотрению.

Право собственности на недвижимое имущество, в частности, землю, определяется, приобретается гражданами и учреждениями, а также реализуется субъектами на законном основании.

Подспорьем для этого выступают действующие нормы Земельного кодекса РФ, документы, которые издаются в соответствии с ними, а также иные правовые акты, созданные государственными и муниципальными органами.

Права собственности на пользование, владение и распоряжение распространяются в конкретных пределах:

  • на всю территорию конкретного участка в строго обозначенных границах;
  • на почвенный слой и все природные объекты (многолетние насаждения, водные и лесные объекты), которые расположены на нем;
  • на все виды пространства, которые находятся над и под почвенным слоем до предела, достаточного для возведения жилой, производственной недвижимости, а также использования участка в соответствии с целевым предназначением.

Земельный участок как объект гражданского права, его признаки

В поле гражданского законодательства земельный участок как объект гражданских прав рассматривается с учетом признаков, которые отличают земельную недвижимость от прочих видов имущества:

  • оборотоспособность – это ключевая характеристика земельных территорий, которая заключается в их возможности свободно переходить из одной формы собственности в иную в любом законном порядке или же отчуждаться на различных основаниях. Исключением в данном отношении могут быть ограничения в возможности оборота и изъятии участка;
  • делимость или неделимость заключается в возможности разделения земельного участка без нанесения существенного ущерба в отношении его хозяйственного предназначения.

Данный признак является определяющим в тех случаях, когда существует необходимость в отделении определенной части территории, которая находится в общей собственности или же при проведении процедуры отчуждения определенной части из единого земельного участка.

Неделимость земли может устанавливаться в соответствии с законодательными актами или при наличии судебного решения. В таком случае лицу, которое желает владеть частью территории, выделяется не часть земельного участка в натуральном виде, а выплачивается соответствующая финансовая компенсация;

  • земельный участок как объект гражданских прав рассматривается в качестве недвижимого имущества. Соответственно, все земельные территории подлежат официальной регистрации в уполномоченных государственных или муниципальных органах, а также в едином государственном реестре. Основаниями для перерегистрации являются заключение любых сделок с землей, а также регистрация необходима при приобретении, ограничении, прекращении или переходе права собственности к иным лицам;
  • возможность получения выгоды и использования земельных территорий исключительно законными пользователями. Значит, вся продукция, произведенная в пределах конкретного участка, урожай, выращенный на нем, а также все материальные доходы, полученные в результате их реализации, принадлежат лицу, которое на законных основаниях использует данный участок.

Помимо таких характеристик, земельные территории имеют специфические признаки, которые рассматриваются в контексте исключительно земельного законодательства.

Субъекты и виды права собственности на землю

Субъекты прав собственности на земельные участки – это лица и различные организации, учреждения, которые приобретают права собственности на землю. Гражданским и земельным законодательством определены следующие субъекты права собственности на землю:

  • физические и юридические лица, которые могут владеть и использовать земельные участки на основании прав частной собственности;
  • федеральные субъекты муниципального масштаба, которые владеют территориями на основании муниципальной собственности и распоряжаются владениями с помощью органов местного самоуправления;
  • государство, которое владеет землями государственной собственности и распоряжается ими через органы государственной власти.

Распределение земель по формам собственности осуществляется по субъектному принципу и зависит от принадлежности участков конкретным лицам. Законодательством определены следующие формы собственности на землю:

  • частная собственность, права которой реализуются частными лицами и группами граждан в целях удовлетворения собственных потребностей и интересов;
  • земли, находящиеся в государственной собственности, используется органами государственной власти исключительно в интересах всего населения страны и для удовлетворения общественных потребностей;
  • муниципальная собственность заключается в реализации земельных прав органами местного самоуправления для обеспечения интересов местного населения муниципальных объектов;
  • иные формы собственности.

Оборот земельных участков. Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота

Оборот земельных участков осуществляется на основании действующего земельного и гражданского законодательства и заключается в возможности перераспределения территорий между частными лицами с помощью экономических и финансовых методов.

Оборот подтверждает передачу прав от одного лица к иному на основании спроса и предложения.

Урегулирование оборота земельных участков осуществляется государством и заключается в разграничении территорий на определенные категории, в зависимости от возможности использовать участки для оборота:

  • территории, оборот которых официально разрешен;
  • участки, полностью или частично изъятые из оборота.

Земельные участки, которые были изъяты государством из оборота, не могут быть объектом заключения сделок и предоставляться на правах частной собственности. Земельные участки ограничены в свободном обороте на территориях, которые заняты объектами федерального значения.

Ограничения использования земель целевого назначения. Запрет использования такого рода земель не по назначению

Законодательством предусмотрены ограничения на использование территорий специального целевого назначения с помощью установления запрета на эксплуатацию земельных участков не в соответствии с целевым назначением. В зависимости от целевых характеристик территории распределяются на следующие категории:

  • участки, которые предназначены для сельскохозяйственного использования;
  • земли, которые используются для выполнения задач специальных ведомств энергетики, промышленности, обороны и безопасности и др.;
  • территории населенных пунктов;
  • земли водного и лесного фонда;
  • земельные участки, которые принадлежат к особо охраняемым.

Каждый из участков может использоваться исключительно в соответствии с разрешенными правилами использования, а также установленным правовым режимом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Регистрация права собственности на земельный участок

В каких случаях возникает право собственности на земельный участок? Как осуществляется регистрация? Сколько ждать получения документов?

Оксана Грикевич
Консультаций: 1

Право собственности граждан на земельные участки возникает на основании сделок (купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением), актов государственных или муниципальных органов, судебных решений, при наследовании, правопреемстве и в случаях приобретательской давности.

Куда обращаться?

Заявление на право собственности земельного участка можно подать в территориальный орган Росреестра или МФЦ.

При этом нужно учитывать тот факт, что МФЦ является не регистрирующим органом, а посредником между заявителем и Росреестром.

Куда лучше обратиться?

Вне зависимости от того, куда решите обратиться, документы на право собственности земельного участка вам придется подавать одни и те же. Сумма госпошлины также одинакова.

Обратите внимание, что реквизиты для оплаты госпошлины разные: если вы оплатили госпошлину в Росреестр, то у вас не примут документы в МФЦ, и наоборот. Пошлину можно оплатить через терминал, расположенный в МФЦ. Зато в Росреестре, если каких-либо документов не достает, вам дадут квалифицированную консультацию по вопросам регистрации права собственности на земельный участок.

Срок обработки документов в Росресстре — семь рабочих дней, в МФЦ — девять.

Рассмотрим два наиболее частых основания для возникновения прав на земельные участки: договор купли-продажи и наследование.

Регистрация права собственности при купле-продаже

Регистрация перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи имеет свои особенности.

Объектом купли-продажи может быть только участок, прошедший кадастровый учет. В ходе государственного кадастрового учета каждому участку присваивается уникальный кадастровый номер.

При заключении договора купли-продажи земельного участка покупатель и продавец не имеют права изменять целевое назначение земли, условия ее использования: например, отнесение к охранной зоне, обременение, ограничения.

Если вам требуется регистрация прав собственности на земельный участок, документы должны быть предоставлены в следующем объеме:

1. Заявление по установленному образцу.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

3. Доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя.

4. Квитанция на оплату пошлины.

5. Кадастровый паспорт на земельный участок.

6. Три экземпляра подписанного договора с приложением акта приема-передачи земельного участка.

7. Свидетельство о праве собственности продавца.

8. Правоустанавливающие документы продавца — основание приобретения земельного участка: старый договор купли-продажи, дарения, мены, нотариальное свидетельство о наследстве.

9. Если сторона сделки не состоит в браке, то потребуется нотариальное заявление о том, что лицо в браке не состоит.

Если сторона состоит в браке, то нужны нотариальная копия свидетельства о браке и нотариальное согласие супруга на совершение сделки.

Нотариальное согласие супруга требуется, если земельный участок является совместно нажитым имуществом. Если земля была подарена одному из супругов или унаследована им, она не является совместно нажитым имуществом, и нотариальное согласие супруга не требуется.

Если на земельном участке расположен дом, то право собственности на каждый объект оформляется отдельно.

Если продавцу принадлежит доля в праве общей собственности

Земельный участок в собственности двух и более лиц находится в общей собственности. Если доли в праве собственности каждого из собственников установлены, то такой вид собственности называется общей долевой собственностью на земельный участок, если не установлены — общей совместной собственностью.

Если продавец желает продать долю в общей совместной собственности, то нужно сначала выделить эту долю.

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на земельный участок, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

В случае отчуждения доли из имущества, принадлежащего лицам на праве общей собственности, третьему лицу иные субъекты долевой собственности имеют преимуществом покупки доли в праве на земельный участок по назначенной стоимости либо на условиях равенства.

Продавцу в обязательном порядке нужно направить всем субъектам долевой собственности письменное уведомление о продаже его доли третьему лицу. Продавец указывает цену, а также иные существенные условия продажи.

В случае получения от субъектов долевой собственности отказа либо отсутствия с их стороны намерений приобрести долю в течение календарного месяца продавец может продавать ее третьему лицу.

Поскольку такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, нотариус подскажет продавцу, как соблюсти процедуру уведомления сособственников.

Регистрация права собственности на унаследованный участок

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Если у наследодателя было надлежащим образом оформлено право собственности, процедура наследования, если между наследниками нет спора, достаточно проста.

Предположим, наследник получил свидетельство о праве на наследство у нотариуса. В этом случае он действует по общей процедуре и подает в орган, осуществляющий регистрацию, документы, обуславливающие переход права собственности на земельный участок:

1) свидетельство на наследство;

2) свидетельство о праве собственности наследодателя.

Также подаются документы:

1) заявление по установленному образцу;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

3) доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя;

4) квитанция на оплату пошлины;

5) кадастровый паспорт на земельный участок.

Земля на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляется с момента принятия Земельного кодекса РФ. Лицо, обладающее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вправе получить на него право собственности. Если на момент смерти такого лица право собственности не оформлено, то право пожизненного наследуемого владения переходит его наследникам.

При этом в регистрирующий орган, помимо стандартного перечня документов, подаются:

1) свидетельство на право пожизненного наследуемого владения (наследодателя);

2) свидетельство на наследство.

При подаче документов заявителю выдадут расписку, в ней указан перечень поданных документов, дата выдачи. В дату, указанную в расписке, вам выдадут выписку из ЕГРП. Данный документ является подтверждением перехода права собственности на земельный участок.

Мы надеемся, что достаточно подробно рассказали о том, каков порядок регистрации права собственности на земельный участок как при купле-продаже, так и при наследовании. Если у вас остались какие-то вопросы, то вы можете задать их, воспользовавшись специальной формой на нашем сайте.

admin
Оцените автора
Ракульское