Порядок организации аукциона

Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.

Из нашей статьи вы узнаете:

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения и документации о проведении такого аукциона.

Аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на 8 электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Это:

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  4. Акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ четко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включен в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс, при этом другие конкурентные способы закупки (котировка, запрос предложений), а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены. Если объект закупки не включен в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Почитать  Парковка грузовой машины во дворе

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.

Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей – то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ двух миллиардов рублей — то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые одновременно направляются участником закупки оператору электронной площадки. В первой части заявки указывается согласие участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки.

При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в первой части указывается:

  1. а) наименование страны происхождения товара;
  2. б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Такая информация включается в заявку в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Если вы участвуете в аукционе на выполнение строительных работ, и в составе документации заказчик разместил проектно-сметную документацию, то первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Обратите внимание! Указывать в первой части заявки наименование участника закупки (прямо или косвенно) запрещено, так как это нарушает конфиденциальность процедуры закупки.

Информация об участнике закупки раскрывается во второй части заявки, в ней же предоставляются документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным к участникам такого аукциона.

Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) и аккредитован на электронной площадке.

Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает ее получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления ее заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Так возврату подлежат:

  1. заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
  2. лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернет все заявки такого участника;
  3. опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  4. заявки, поданные за три месяца до даты окончания срока регистрации участника в ЕИС;
  5. заявки от участника, включенного в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при условии установления заказчиком требования, об отсутствии в таком реестре;
  6. заявки от участников, не представивших для включения в ЕРУЗ и аккредитации на площадке электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает аукционная комиссия заказчика.

Как и в случае со сроком размещения извещения, срок рассмотрения первых частей заявок «привязан» к НМЦК. Если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо не превышает двух миллиардов рублей при закупке подрядных работ, то комиссия рассматривает первые части один рабочий день, а если НМЦК превышает указанные значения – то три рабочих дня.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и принимает решение о допуске или недопуске к аукциону.

Участник закупки не будет допущен к аукциону в двух случаях, если:

  • не предоставил информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ или предоставил недостоверную информацию;
  • если полученная от него информация не соответствует Закону №44-ФЗ и документации о таком аукционе.

Вторые части заявок поступают заказчику от оператора площадки после размещения на площадке протокола проведения электронного аукциона, то есть только после того, как аукцион прошел.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок, поданные всеми его участниками, принявшими участие в аукционе.

Рассмотрение заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Победителем аукциона признается тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика, соответствующей требованиям, установленным документацией.

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении в порядке, установленном статьей 68 Закона №44-ФЗ.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Но если вы участвуете в электронном аукционе на закупку подрядных работ и заказчиком в документацию включена проектная документация, то будьте готовы к тому, что аукцион проведут через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 статьи 68 Закона №44-ФЗ, которой установлено, что при проведении электронного аукциона участник не вправе подать предложение о цене контракта:

  1. равное ранее поданному своему предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение, равное нулю;
  2. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  3. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Время приема предложений о цене контракта от участников аукциона составляет десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени никто не подал предложения о более низкой цене контракта, то такой аукцион автоматически завершается.

Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.

Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).

Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно на сайте ЕИС.

Скачать плагин ГИС

ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя.

Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.

Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки. При этом необходимо отметить, что скриншоты (снимков экрана) не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.

Сроки и порядок отмены аукциона

Закон №44-ФЗ дает заказчику право отменить любую конкурентную закупку за исключением запроса предложений. В соответствии со статьей 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:

  • уменьшения лимитов бюджетных средств;
  • обнаружения ошибок в документации о закупке;
  • получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
  • необходимости исполнения решения суда.

При отмене закупки заказчик не несет ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Решение об отмене закупки размещается в ЕИС в день его принятия и незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками).

Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются участнику на его спецсчет.

Электронный аукцион может быть отменен не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

В соответствии со статьей 83.2 Закона №44-ФЗ по результатам электронной закупки контракт заключается с победителем торгов, а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

При проведении электронного аукциона контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.

Успешное участие в электронном аукционе требует знания норм Закона №44-ФЗ, большого количества подзаконных актов, а также навыков работы в ЕИС и на площадке.

Если вы сомневаетесь в собственных силах или не имеете опыта участия в торгах, для повышения шансов на победу рекомендуем обратиться в «Астрал.Тендер». Здесь вы сможете обучиться тонкостям самостоятельного участия в электронных торгах или получить услугу сопровождения участия в закупках под ключ.

Порядок организации аукциона

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок организации аукциона

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» — «п» пункта 1, подпунктами «а» — «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

2. Участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

3. Подача ценовых предложений проводится в следующем порядке:

1) подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее — «шаг аукциона»);

2) не допускается подача участником закупки ценового предложения:

б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;

в) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах «шага аукциона»;

г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки;

3) допускается подача ценового предложения независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей части;

4) оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается;

5) время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений;

6) не позднее десяти минут с момента окончания времени приема ценовых предложений, предусмотренного пунктом 5 настоящей части, участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений, предусмотренное пунктом 5 настоящей части. Ценовое предложение участника закупки должно соответствовать требованиям подпунктов «а», «б» и «г» пункта 2 настоящей части и может быть подано независимо от «шага аукциона»;

7) оператор электронной площадки указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках закупки, а также оставшееся время приема ценовых предложений;

8) в случае, если участником закупки не подано ценовое предложение, минимальным ценовым предложением такого участника закупки признается начальная (максимальная) цена контракта либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);

9) в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью, с учетом следующих особенностей:

а) по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цены контракта;

б) участники закупки вправе подать ценовые предложения, предусматривающие увеличение ценового предложения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта;

в) процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах «шага аукциона», составляющего до пяти миллионов рублей;

С 01.01.2024 п. «г» п. 9 ч. 3 ст. 49 утрачивает силу (ФЗ от 16.04.2022 N 104-ФЗ).

г) не допускается подача ценового предложения, размер которого превышает сто миллионов рублей.

4. Не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:

1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;

2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:

а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;

б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 настоящей статьи), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;

в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) размещает протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, в единой информационной системе и на электронной площадке;

4) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

5. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 — 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

6. Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:

1) в единой информационной системе и на электронной площадке — протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) в единой информационной системе — информацию, указанную в подпунктах «а» и «е» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, заявки которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не размещается на официальном сайте.

7. Участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подачи ценовых предложений в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником закупки. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления такого запроса, оператор электронной площадки направляет с использованием электронной площадки участнику закупки соответствующие разъяснения.

8. Направление (при необходимости) участником закупки, принимавшим участие в закупке, запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки такого участника закупки, и направление такому участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона.

9. Если электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных частями 2, 5 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Как принять участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция

Как принять участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция

Как принять участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция

Электронный аукцион — самая распространенная процедура в 44-ФЗ, при которой взаимодействие поставщика и покупателя происходит в режиме онлайн, а победителем аукциона становится участник, предложивший самую низкую цену за исполнение контракта. Cтороны закупки обмениваются исключительно электронными документами, что позволяет принимать участие в аукционе любому поставщику и любому заказчику из любой точки мира, при условии наличия стабильного интернета, электронной подписи и ноутбука. Электронные аукционы проводятся на электронной площадке и на едином сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

Принцип участия в аукционе довольно прост – поставщик ищет интересную закупку, после чего готовит соответствующую документацию и подает её через электронную площадку. На этой же площадке проводится аукцион и заказчик знакомится с 1 и 2 частью электронного аукциона. Подписание контракта с победителем электронного аукциона также происходит на электронной площадке.

Документация, необходимая заказчику

Для проведения электронного аукциона, заказчику необходимо разместить соответствующее извещение и всю необходимую документацию по перечню, приведенному в 44-ФЗ о проведении электронного аукциона. При этом следует учитывать, что извещение о проведении торгов должно содержать в себе ключевые организационные характеристики закупки, такие как:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • ИКЗ – идентификационный код закупки, представляющий собой уникальный цифровой машиночитаемый код, состоящий из 36 символов и присваиваемый каждой закупке с целью обеспечения взаимосвязи между планом-графиком, извещением и закупочной документацией;
  • НМЦК – начальная максимальная цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в предусмотренных положениями закона случаях;
  • Полное наименование заказчика, с указанием юридического статуса.
  • Информация об обеспечении исполнения контракта представляет собой информацию о своего рода залоге, гарантирующем добросовестное исполнение поставщиком всех обязательств, принятых на себя согласно контракту.
  • Крайний срок, до которого актуальна подача заявок на участие в данном аукционе.
  • Сроки, в которые будет произведено рассмотрение заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе.
  • Дата и время проведения процедуры электронного аукциона.
  • Адрес площадки, на которой состоится проведение торгов.

Что необходимо для участия в электронном аукционе

Для того, чтобы стать участником электронных торгов, необходимо выполнить минимальные требования:

Получение квалифицированной электронной подписи (КЭП)

Аккредитация на электронных торговых площадках (ЭТП)

Подготовка специального счёта

Нюансы работы со специальным банковским счётом:

  • Остаток на счёте – он в обязательном порядке должен быть достаточным для обеспечения сделки и при частом участии в аукционах требует регулярного пополнения. ВНИМАНИЕ! В случае недостатка средств на счету, подать заявку на участие в аукционе будет невозможно! Денежные средства подлежат блокировке в тот же день и час, когда происходит завершение подачи заявок на электронной площадке и при нехватке средств, заявка будет отклонена.
  • Правила пополнения счёта – приходные операции по счёту может осуществить любое лицо. Тут ограничения отсутствуют.
  • Спецсчёт и ИФНС – в случае, если ИФНС по какой-либо причине (отсутствие своевременно предоставленной отчетности или задолженности по уплате налогов) примет решение о блокировке Ваших банковских счетов, спецсчёт будет точно также заблокирован, что в свою очередь лишит Вас права на подачу заявки на участие в торгах.

Согласно положениям закона 44-ФЗ, заказчики не имеют права проводить закупки на любой площадке по своему желанию. Размещение заявки на осуществление закупки правомерно только на одной из площадок, включенных в перечень, указанный в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р, а именно:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ);
  • Единая электронная торговая площадка (РОСЭЛТОРГ);
  • Российский аукционный дом (РАД);
  • ТЭК-Торг;
  • ЭТС;
  • Сбер А;
  • РТС;
  • ЭТП ГПБ.

Регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС

Необходима также регистрация участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Процедура регистрации физического лица, ИП и юридического лица имеет свои нюансы, которые рассмотрены в таблице. Перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.

Регистрация физлица или ИП в ЕИС Регистрация юрлица в ЕИС
ФИО (при наличии) Полное и сокращенное (при наличии) наименование
ИНН или его аналог Наименование и цифровой код страны регистрации
Код страны по ОКСМ ИНН либо аналог — для иностранного лица
Почтовый адрес и адрес места жительства Код причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой
Адрес электронной почты ОГРН
Номер контактного телефона Адрес (место нахождения)
Паспортные данные Код (коды) вида экономической деятельности
ОГРНИП Код причины постановки на учет обособленного
подразделения юрлица
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговой Наименование обособленного подразделения
Принадлежность к СМП, при наличии Адрес (место нахождения) обособленного подразделения.
Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии)
Копия паспорта ФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии)
Выписка из ЕГРИП для ИП Сайт юрлица (при наличии)
Адрес электронной почты и номер контактного телефона
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки

Порядок проведения электронного аукциона

Каждый электронный аукцион проходит в несколько этапов:

  • Поиск поставщиком подходящего по параметрам аукциона в ЕИС;
  • Ознакомление с извещением о проведении торгов, документацией и т.п.;
  • Подача заявки на участие в электронном аукционе. Для её правильного оформления необходимо внимательное ознакомление с аукционной документацией. Каждая заявка состоит из двух частей: согласия участника на осуществление поставок товара/проведения работ/оказания услуг с описанием их характеристик; информации об участнике, подтверждающей соответствие исполнителя требованиям, указанным в аукционной документации;
  • Формирование протокола рассмотрения первых частей заявок, которое осуществляет заказчик по истечении времени подачи заявок на участие в электронных торгах;
  • Информирование участников о допуске к процедуре торгов, осуществляемое оператором на основании отобранных заказчиком заявок;
  • Проведение торгов. По результатам проведения которых и определяется победитель, которому высылается в электронном виде госконтракт на подпись.

Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик рассматривает первоначально только первые части заявок, которые не содержат информации об участнике аукциона. Таким образом гарантируется прозрачность и честность проведения торгов, в силу того, что заказчик не знает кого из заказчиков он допустил к процедуре проведения торгов. Вторые части заявок с информацией об исполнителе заказчик получит только после завершения аукциона.

Участие в торгах принимают исключительно те исполнители, кто имеет обеспечение заявки. Исключение составляют только закупки посредством запроса котировок и закупки у единственного поставщика.

Размер обеспечения регулируется начальной ценой контракта и составляет:

  • Для начальной цены от 1 до 5 млн – 0,5-1% от цены контракта;
  • Для начальной цены от 5 до 20 млн – 0,5-1% от цены контракта;
  • Для начальной цены от 20 и более – 0,5-5% от цены контракта.

Кроме денежных средств обеспечением заявки может служить и банковская гарантия (См. подробнее: “Банковская гарантия на обеспечение заявки: необходимые сведения“), для получения которой необходимо предоставить банку следующий пакет документов:

  • Балансовую отчетность за последний год;
  • Отчетная документация о прибылях и убытках.

Различие заключается в том, что обеспечение заявки посредством спецсчёта предполагает возврат денежных средств, а комиссия, уплачиваемая банку за услуги – нет.

Кроме обеспечения заявки, необходимо еще и обеспечение контракта, размеры которого могут колебаться до 30 % от НМЦК и служит своего рода страховкой заказчика от недобросовестных поставщиков. В случае, когда поставщик допускает серьезное нарушение условий, прописанных в контракте, денежные средства у него забирают в пользу исполнителя. Следует помнить, что обеспечение контракта должен предоставить исключительно победитель.

ВНИМАНИЕ! В случае отказа от обеспечения контракта денежными средствами или банковской гарантией, заказчик признается уклонистом и его данные попадают в реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет.

Важные пункты электронного аукциона

Каждое извещение об открытии электронного аукциона содержит три вида требований, предъявляемых участникам электронных торгов: единые, дополнительные и факультативные. Участник аукциона обязан соответствовать всем без исключения требованиям.

Кому и зачем нужны разъяснения по аукциону?

В практике проведения электронных торгов часты случаи допущения госзаказчиками ошибок в документации к электронным аукционам: отсутствует указание адреса поставки заказа, объёма товара, отсутствует часть документации, использованы непонятные формулировки и аббревиатуры и т.п. При столкновении с такой ситуацией участник электронных торгов имеет право на подачу запроса на разъяснение. Делается это через специальную электронную площадку, а количество таковых запросов ограничено тремя, однако каждый запрос может содержать неограниченное число вопросов.

После получения запроса, заказчик обязан составить и отправить ответ на него в срок не более двух дней. В случае допуска ошибки, необходимо внесение правок в документацию, при этом произойдет смещение сроков процедуры в большую сторону.

Что такое шаг аукциона

Шаг аукциона представляет собой интервал допустимых ценовых предложений, поступающих от участников торгов, организованных путём проведения аукциона на повышение/понижение цены.

На всех официальных площадках для проведения электронных торгов, шаг аукциона и время ожидания ценовых предложений одинаковое и устанавливается, как правило, в диапазоне от 0,5 до 5 % от НМЦК, но не менее чем 100 руб., при этом время для подачи предложений — не более 10 минут.

Процедура проведения электронных торгов

Участнику аукциона следует обратить внимание на такие моменты, как:

  • Время, оставшееся до окончания аукциона;
  • Шаг аукциона.

Никто из участников торгов не в праве выступать с предложением о цене контракта, которая равна или превышает ранее предложенную другими участниками аукциона. Кроме того, участники аукциона не в праве предлагать цену ниже текущего минимального предложения о цене контракта.

Аукцион считается состоявшимся и завершённым, если в течении 10 минут после предложения последней ставки, никто из участников не внёс иного предложения.

После завершения аукциона автоматически формируется протокол с итогами торгов, в котором указаны лучшие ставки, но при этом все участники аукциона скрыты под номерами.

Контактные данные и всю информацию об исполнители заказчик сможет получить только после завершения торгов, при подписании контракта. Контракт подписывается сторонами в установленные законодательством сроки. Кроме того, для победителя необходимо обеспечение контракта, размер которого составляет не более 30 % от начальной максимальной цены контракта.

Участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция

Электронный аукцион — самая распространенная процедура в 44-ФЗ. Почти 80 % всех закупок проходят именно в таком формате, так как суть его достаточна проста: кто дает самую низкую цену — тот и выигрывает. Но есть у электронного аукциона и свои особенности.

Электронный аукцион может проводиться на любую сумму. Но когда участников много, все они начинают торговаться. В этой ситуации легко поддаться азарту и не рассчитать свои возможности. Важно детально просчитывать стоимость выполнения контракта.

Готовясь к электронному аукциону, следует всегда учитывать самую нижнюю цену.

Что такое госзакупки по 44-ФЗ

Все закупки, за исключением закупок не для всех, проводятся в электронной форме на электронной площадке. Помимо этого закупка размещается еще и на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Он становится доступен любому участнику после прохождения процедуры регистрации.

На zakupki.gov.ru участники ищут интересную им закупку, далее готовят документацию и подают ее через электронную площадку. Там же осуществляется аукцион, а заказчик знакомится с 1 и 2 частью электронного аукциона. Подписание госконтракта с победителем происходит тоже на электронной площадке.

Электронный аукцион — способ закупки, при котором заказчик и поставщик взаимодействуют в режиме онлайн, а победителем объявляется участник, предложивший самую низкую цену для заключения контракта. Стороны закупки обмениваются не бумагами, а электронными документами. При наличии электронной подписи и ноутбука это позволяет принимать участие в аукционе в любой точке мира.

Какие документы требуются заказчику

Заказчику нужно разместить извещение и документацию об электронном аукционе. В извещении он прописывает ключевые организационные детали закупки, а именно:

  • номер закупки (ИКЗ);
  • НМЦК объекта закупки;
  • наименование заказчика;
  • информацию об обеспечении;
  • срок окончания подачи заявок;
  • срок рассмотрения первых частей заявок;
  • дату проведения аукциона;
  • адрес площадки для проведения аукциона.

Что нужно для участия в электронном аукционе

Нужно решить организационные вопросы, связанные с получением необходимой подписи, обеспечить себе вход на электронные торговые площадки (ЭТП), подготовить спецсчет.

1. Получите квалифицированную электронную подпись (КЭП). В противном случае вы не сможете подать заявку, ценовое предложения и подписать контракт.

КЭП является аналогом собственноручной подписи.

Электронная подпись 3.0 подходит для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческих тендерах и торгах банкротов. Работает на 497 площадках.

2. Аккредитуйтесь на электронных торговых площадках (ЭТП). Аккредитация предполагает вход на площадку, на федеральных ЭТП она бесплатна.

Без аккредитации вы не сможете совершать какие-либо действия.

Заказчики по 44-ФЗ не могут проводить закупки на любой площадке по своему усмотрению. Размещать закупки можно только на площадках из перечня, указанного в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. В этом списке всего 8 площадок:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ);
  • Единая электронная торговая площадка (РОСЭЛТОРГ);
  • Российский аукционный дом (РАД);
  • ТЭК-Торг;
  • ЭТС;
  • Сбер А;
  • РТС;
  • ЭТП ГПБ.

Для участия в торгах для каждого аккредитованного поставщика в рамках площадки создается личный кабинет. Функционал личного кабинета позволяет подавать заявки на участие в аукционах, непосредственно участвовать в них, подавать запросы на разъяснение аукционной документации и многое другое.

3. Зарегистрируйтесь в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Если вы этого не сделаете, то не сможете подавать заявки.

В таблице приводится перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.

Регистрация физлица или ИП в ЕИС Регистрация юрлица в ЕИС
ФИО (при наличии) Полное и сокращенное (при наличии) наименование
ИНН или его аналог Наименование и цифровой код страны регистрации
Код страны по ОКСМ ИНН либо аналог — для иностранного лица
Почтовый адрес и адрес места жительства Код причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой
Адрес электронной почты ОГРН
Номер контактного телефона Адрес (место нахождения)
Паспортные данные Код (коды) вида экономической деятельности
ОГРНИП Код причины постановки на учет обособленного
подразделения юрлица
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговой Наименование обособленного подразделения
Принадлежность к СМП, при наличии Адрес (место нахождения) обособленного подразделения.
Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии)
Копия паспорта ФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии)
Выписка из ЕГРИП для ИП Сайт юрлица (при наличии)
Адрес электронной почты и номер контактного телефона
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки

4. Зарегистрируйтесь на сайте Госуслуг. Он интегрирован с ЕРУЗ, системы обращаются друг к другу для проверки сведений.

5. Откройте спецсчет в банке из перечня правительства. Спецсчет — это такой же расчетный счет, который открывается в банке, но предназначен он только для работы с обеспечением заявок, то есть у него есть дополнительный функционал.

Спецсчет нужен для обеспечения заявки, чтобы заплатить за вход в закупку. С него списывают плату за победу в электронном аукционе. Открыть спецсчет можно в одном из 18 банков, которые указаны в Распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р.

В число банков, имеющих право работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ, Банк ВТБ, Газпромбанк, Сбер, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит Банк и др.

Как работать со спецсчетом:

  • Нужно следить за остатком на спецсчете. Это особенно важно, если вы часто участвуете в аукционах. Если деньги заканчиваются, то спецсчет нужно пополнять, чтобы имеющейся суммы хватало на обеспечение. По новым правилам подать заявку заново, если не хватает денег на обеспечение, невозможно. Средства блокируются четко в тот день и час, когда завершается подача заявок. Если нет обеспечения, заявка отклоняется.
  • Пополнить счет может кто угодно. Главное, чтобы в момент списания средств хватало денег на обеспечение участия в закупке. Поэтому важно рассчитывать сроки.
  • Спецсчет не защищен от риска блокировки налоговой. Если вы вовремя не отчитаетесь в налоговую или будете иметь какие-то задолженности, налоговая заблокирует спецсчет или спишет с него деньги. Поэтому внимательнее следите за работой бухгалтерии и финансовой дисциплиной.

Этапы электронного аукциона

Все начинается с поиска подходящего аукциона в ЕИС. Найдя интересное предложение, нужно ознакомиться с извещением, документацией, требованиями и другими деталями. Если вас все устраивает, то можете подавать заявку.

Составление заявки на участие в аукционе — самый ответственный этап. Чтобы правильно это сделать, нужно очень внимательно читать аукционную документацию. Заявка состоит из двух частей.

  • Первая часть: должна быть анонимной, содержит согласие участника на поставку нужного товара (работ, услуг) и описание их характеристик.
  • Вторая часть: содержит сведения об участнике, документы, подтверждающие соответствие участника установленным в аукционной документации требованиям (различные лицензии и сертификаты).

После истечения срока подачи заявок заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок, а оператор площадки обязан в установленные сроки сообщить поставщику, допущен ли тот до торгов.

Заказчик рассматривает первые части заявок, формирует протокол, направляет его оператору площадки, тем самым сообщая о том, какие заявки он допустил до аукциона. После этого оператор сообщает участникам, кто прошел по первым частям и может участвовать в процедуре. Проведением аукциона занимается оператор площадки.

Есть серьезная причина, почему заказчик сначала рассматривает первые части заявок. Дело в том, что во вторых частях содержится информация об участнике, а это значит, что заказчик, понимая, кто подал заявки, может каким-то образом повлиять на результат. Даже если участник попытаетесь в первых частях дать информацию о себе, заявка будет отклонена.

Только после проведения аукциона к заказчикам перейдут вторые части заявок, из которых они узнают, какие компании под какими номерами скрыты. По результатам рассмотрения вторых частей заявок выявляется победитель, которому и высылают госконтракт. Его надо подписать в электронной форме в установленные сроки.

Для участия открывается спецсчет — для оплаты подачи заявки. Участие принимает только тот, кто оплатил обеспечение заявки. Это правило касается всех способов закупки, кроме запроса котировок и закупок у единственного поставщика.

Размер обеспечения зависит от начальной цены контракта:

Минимальный % обеспечения заявки

Максимальный % обеспечения заявки

admin
Оцените автора
Ракульское