Перерасчет платы за коммунальную услугу

В этой публикации речь пойдет об основаниях для перерасчета (изменения) платы за коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом г) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила), исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами порядке и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Перерасчет величины платежа за коммунальные услуги может быть произведен по следующим причинам:
• предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества,
• временное отсутствие потребителя в занимаемом жилом помещении,
• перерыв в предоставлении коммунальных услуг, превышающий установленную продолжительность,
• проживание временных жильцов.

При перерывах, превышающих установленную продолжительность, в том числе при перерывах для проведения ремонтных и профилактических работ размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитывается при отсутствии прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса и снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Однако если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая не осуществляет обслуживание общего имущества многоквартирного дома, то она производит перерасчет в том случае, если нарушение качества услуги имело место до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В случае если нарушения возникли во внутридомовых инженерных системах, перерасчет не производится, но потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, в том числе вызванных внесением платы за не предоставленную коммунальную услугу, с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Почитать  Причины развода в исковом заявлении

Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги и уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оформление которого предусмотрено разделом Х Правил, определяющим порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с Правилами алгоритм действий потребителей и исполнителей при нарушениях качества коммунальных услуг должен быть следующим.

1. Потребитель должен уведомить о нарушениях качества коммунальной услуги аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сделать заявку (которая подлежит обязательной регистрации) можно в устной или письменной форме. При этом потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., вид коммунальной услуги, адрес помещения, где обнаружено нарушение ее качества.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, в свою очередь, дает потребителю сведения (Ф.И.О.) о лице, принявшем сообщение, называет номер, под которым оно зарегистрировано, и время регистрации.
2. Если сотруднику известны причины нарушения качества коммунальной услуги, то он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, а причины нарушения качества возникли во внутридомовых инженерных сетях (то есть это не зона ответственности ресурсоснабжающей компании), он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Дополнительно он должен сразу же известить о нарушении качества коммунальной услуги в организацию, обслуживающую многоквартирный дом.
3. Если диспетчеру неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, то он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, а также немедленно уведомить об этом ресурсоснабжающую организацию.
Проверка должна быть проведена не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
4. При проверке составляется акт, в котором указывается:
• дату и время проведения проверки;
• выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
• использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
• выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
5. Акт проверки подписывается, один его экземпляр передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя, остальные передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
6. Если при проверке между сторонами возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Расходы при этом несет исполнитель, но если в результате будет установлено отсутствие факта нарушения, то потребитель обязан возместить исполнителю затраты на проведение экспертизы.
Таким образом, для того чтобы получить перерасчет при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, потребителю необходимо иметь на руках акт проверки. Сообщать о нарушении лучше письменно.
Желательно оставить себе второй экземпляр заявления с отметкой о принятии, также запомнить или записать номер, под которым зарегистрировано сообщение. Эти сведения пригодятся, если возникнет необходимость обращения в суд.
При отсутствии Потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд, он имеет право на уменьшение платежей за коммунальные услуги при отсутствии в помещении индивидуальных приборов учета.
Для того чтобы получить перерасчет квартплаты по указанным основаниям, необходимо подать исполнителю коммунальных услуг заявление. Это можно сделать как до отъезда, так и после возвращения, но не позднее 30 дней.
В первом случае перерасчет осуществляется за указанный период временного отсутствия потребителя, но не более чем за шесть месяцев. Если же отсутствие продлится дольше, заявление подается повторно.

Перерасчет допускается и без предъявления подтверждающих документов, если на период отъезда по заявлению потребителя исполнитель произвел отключение ресурсов и опломбировал запорную арматуру, отделяющую внутриквартирное оборудование от внутридомовых инженерных систем. По возвращении жильца исполнитель проверяет факт сохранности установленных пломб: если они на месте, то документы, подтверждающие отсутствие потребителя, не нужны.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчет осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя, изменение размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Когда житель дома вправе требовать от УО перерасчёт платы за ЖКУ

Когда житель дома вправе требовать от УО перерасчёт платы за ЖКУ

Судебная практика по спорам о некачественных услугах по договору управления обширна. Читайте обзор дела, в котором владелец нежилого помещения пытался взыскать с УО деньги, которые потратил на обслуживание и ремонт части общего имущества под предлогом, что компания этого не делала.

Собственник доказал, что УО не оказывала услуги или не проводила работы по договору управления

В одном из многоквартирных домов Ярославля весь первый этаж был занят нежилыми помещениями с отдельной входной группой. Жители МКД попадали домой с придомовой территории сразу на второй этаж. Собственники нежилых помещений с 1998 года самостоятельно обслуживали общее имущество в части встроенно-пристроенного нежилого помещения и не платили за содержание остальной части дома.

Но в 2017 году в доме сменилась УО. Она начислила собственникам нежилых помещений плату за содержание и ремонт всего общего имущества дома. Один из них посчитал это незаконным и обратился в суд.

В иске он указал, что напрямую оплачивал подрядчикам уборку территории, обслуживание теплового пункта, ремонт систем ГВС, поверку ОДПУ, ремонт входной группы, кровли, фасада и цоколя в той части дома, где находятся нежилые помещения.

По мнению истца, УО взимает плату за услуги, которые не оказывает, поэтому он обратился в суд. Он потребовал взыскать с компании неосновательное обогащение на сумму более 230 тысяч рублей, потраченные им на обслуживание и ремонт общего имущества.

УО не оспаривала, что владельцы нежилых помещений по принятому ими решению всегда сами занимались обслуживанием своей части МКД. К тому же истец предоставил в суд документы – чеки, договоры, акты – подтверждающие, что он платил за работы и услуги по обслуживанию и ремонту нежилой части МКД и земельного участка.

Исходя из этого суд посчитал, что истец бесспорно доказал факт, что собственники нежилых помещений с 1998 года самостоятельно несли расходы по содержанию и ремонту общего имущества части многоквартирного жилого дома. УО после заключения договора управления такие услуги не оказывала. Требования истца о взыскании с УО денежных средств в счёт возмещения убытков суд признал законным (решение Заволжского районного суда Ярославля от 24.03.2021 по делу № 2-149/2021).

Составлен акт оказания УО некачественных услуг, собственник направил в компанию претензию

Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу. Новый суд указал, что в соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, которым управляет организация, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги именно ей, за исключением случая, когда заключён прямой договор с РСО.

Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества установлены Правилами № 491. Согласно п. 8 Правил № 491, для перерасчёта из-за некачественных услуг собственник должен направить в УО заявление в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. В силу п. 15 Правил № 491, факт такого нарушения должен быть зафиксирован в соответствующем акте.

Именно акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт.

  • в материалах дела нет доказательств, что эти работы были необходимы, например, ремонт кровли и цоколя здания;
  • расходные кассовые ордеры об оплате уборки территории не содержат информации о том, какая территория убиралась, а договоры об этом собственник не предоставил;
  • в деле нет акта, составленного по требованиям Правил № 491.

Истец является собственником нежилых помещений, которые находятся в многоквартирном доме. Поэтому он также обязан нести расходы на содержание общих внутридомовых сетей. С момента заключения договора управления УО направляла истцу платёжные документы с начислениями за содержание и ремонт нежилого помещения, содержание приборов учёта и за КР на СОИ.

Суд апелляционной инстанции отменил решение коллег и отказал собственнику во взыскании с УО неосновательного обогащения (апелляционное определение Ярославского областного суда от 20.07.2021 по делу № 33-3962/2021). Кассационный суд, куда пожаловался владелец помещений, согласился с таким решением (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 по делу № 8Г-26163/2021).

Чтобы получить перерасчёт, житель дома должен доказать наличие оснований для этого согласно требованиям НПА

Согласно Правилам № 491, чтобы доказать, что управляющая организация предоставляет услуги и проводит работы по договору управления с ненадлежащим качеством, собственникам необходимо составить для этого акт. Процедура оформления этого документа описана в разд. 10 Правил № 354 (п. п. 15, 16 Правил № 491).

При этом управляющим организациям, которые столкнулись претензиями собственников к качеству ЖКУ, следует учитывать мнение Верховного суда РФ о том, что кроме акта, собственники могут предъявить в суде и иные доказательства таких нарушений.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, потребитель может подтвердить факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг не только актом, но и любыми другими средствами, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ: показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта. Достаточность доказательств определяют суды. Если они подтвердят правоту владельца помещения, то УО будет обязана сделать ему перерасчёт платы за ЖКУ согласно ч. 4 ст.

157 ЖК РФ.

Если же собственник помещений самостоятельно оплатил какие-то услуги или работы, которые входят в обязательства УО по договору управления, то он должен доказать, что такие работы или услуги были необходимы, а компания отказалась их выполнять, в том числе в ответ на претензию.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в 2024 году

Перерасчет платы за коммунальные услуги в случае предоставления их ненадлежащего качества или с перерывами производится исполнителями коммунальных услуг на основании акта проверки факта нарушения.

Перерасчет платы за коммунальные услуги в случае предоставления их ненадлежащего качества или с перерывами производится исполнителями коммунальных услуг на основании акта проверки факта нарушения.

Ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами

Исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги), предоставивший потребителю коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. 2, пп. «г» п. 31, п. п. 98, 150 Правил, утв.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила)).

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, изменение размера платы за коммунальную услугу производится такой организацией в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Если же нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а возмещение убытков производится лицами, осуществляющими обслуживание внутридомовых инженерных систем (п. 103 Правил).

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

При этом к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ; п. 4 ст.

13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 150 Правил).

При причинении вследствие нарушения качества коммунальной услуги вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя такой вред подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. При этом требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший, независимо от наличия или отсутствия договора с исполнителем.

Потребитель также вправе требовать от исполнителя возмещения морального вреда, а в некоторых случаях уплаты неустоек (штрафов, пеней) (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 14, ст.

15 Закона N 2300-1; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22; пп. «е» п. 33, п. п. 150, 151, 157 Правил).

Порядок установления факта ненадлежащего предоставления коммунальных услуг для перерасчета размера платы

Обнаружив факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем, сообщив свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

Сообщение может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер сообщения и время его регистрации (пп. «и» п. 31, пп. «в» п. 31(1), пп. «а» п. 34, п. п. 105, 106 Правил).

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан сразу сообщить об этом обратившемуся и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107 Правил).
Если же причины сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Проверка должна быть назначена не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 Правил). По результатам проверки составляется акт, в котором указываются, в частности, дата и время проведения проверки и выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги.

Один экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил).

Если в ходе проверки возникает спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяется порядок проведения дальнейшей проверки. При этом любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п. п. 109, 110 Правил).

Если в установленное время проверка не проведена, а также если невозможно уведомить исполнителя о факте нарушения качества коммунальной услуги из-за ненадлежащей организации работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя (п. 110 (1) Правил).

Такой акт должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем ТСЖ, ЖК, ЖСК либо совета многоквартирного дома (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).

Акт проверки служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (пп. «ж» п. 69 Правил).

Порядок перерасчета платы при ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг

При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 Правил).

Заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (образец)

Объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги (для жилых помещений), расчетной величины потребления коммунальной услуги (для нежилых помещений).

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии (п. 100 Правил).

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, а размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит уменьшению с учетом доли площади жилого помещения в общей площади жилых помещений (п. 101 Правил; п. 2 Приложения N 3 к Правилам).

Ищем ответы на вопросы о плате за коммунальные услуги

Что делать, если «умный» счетчик ошибается в подсчетах? Как добиться перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги? Как взыскивается задолженность по коммунальным платежам?

И изменится ли стоимость «коммуналки» в 2024 году?

Ищем ответы на вопросы о плате за коммунальные услуги

По каким правилам жильцам предоставляются коммунальные услуги?

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Каждый собственник и пользователь жилых помещений вправе рассчитывать на предоставление ему таких коммунальных услуг, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Предоставление этих услуг обеспечивает управляющая организация, товарищество или кооператив посредством заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Кроме того, собственники и пользователи жилых помещений могут перейти на прямые договоры с РСО. При этом отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг и их оплатой, возникают между каждым из жильцов и РСО, минуя организацию, которая управляет многоквартирным домом (к примеру, УК, ТСЖ). Но это возможно только при условии принятия такого решения общим собранием собственников помещений в доме.

Кто и с какого момента обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги?

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность возникает у следующих лиц (ст. 153 ЖК РФ):

  • нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
  • арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора аренды;
  • нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма;
  • члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения кооперативом;
  • собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение;
  • лица, принявшего от застройщика помещения в многоквартирном доме по документу о передаче, с момента такой передачи;
  • застройщика в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а наниматели жилых помещений – еще и плату за пользование помещением (плату за наем).

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату: за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме; за холодную, горячую воду и электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; за отведение сточных вод в целях содержания этого имущества.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как производятся расчеты за содержание помещения и «коммуналку»?

Расчеты производятся через финaнcoвo-лицeвoй счет. Он оформляется на каждое жилое помещение, которое принадлежит гражданам по договору найма, социального найма или на правах собственности. Такой счет содержит сведения о его владельцах, об адресе жилого помещения, информацию по начислениям и оплатам, долгам перед исполнителями жилищно-коммунальных и иных услуг и льготам, а также историю начислений с разбивкой по типам услуг и месяцам, сальдовую ведомость и сведения о страховании.

Финансово-лицевой счет открывается на жилое помещение один раз, и его номер не меняется. При этом он может быть переоформлен на нового собственника или нанимателя.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нового собственника или нанимателя с даты заключения соответствующего договора. Для переоформления финансово-лицевого счета необходимо обратиться с письменным заявлением в ТСЖ или управляющую компанию, которая обслуживает дом, либо единый расчетный центр. В Москве это можно сделать еще и в многофункциональном центре «Мои документы».

К заявлению необходимо приложить копию паспорта, документ, подтверждающий право собственности (свидетельство или выписка из ЕГРН), и договор отчуждения (например, купли-продажи, дарения) или договор найма.

Если заявитель получил отказ в переоформлении финансово-лицевого счета (это возможно при наличии задолженности), он вправе обратиться с жалобой в государственную жилищную инспекцию или обжаловать отказ через суд.

Как устанавливается срок оплаты?

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится каждый месяц до 10-го числа на основании платежных документов или информации, которая размещается в системе, позволяющей внести такую плату. Иной срок может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ст. 155 ЖК РФ).

Задолженность за предоставленные коммунальные услуги возникает с 11-го числа месяца, следующего за периодом оплаты. В случае невнесения платы за коммунальные услуги начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ на всю сумму долга.

Как взыскивается задолженность?

Уведомляет потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или уплате неустоек (штрафов, пеней) исполнитель – юрлицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (например, управляющая компания или ТСЖ). Делает это исполнитель посредством телефонного звонка, смс-сообщения, передачи сообщения по электронной почте или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ. Также он может дополнительно направить должнику уведомление о необходимости погасить задолженность в определенный срок.

Читайте также
Двойные платежи за ЖКУ

Что делать, если из-за путаницы в управлении многоквартирным домом внесения платы за жилищно-коммунальные услуги требуют сразу две управляющие компании?

18 ноября 2021 Советы

В случае отсутствия реакции со стороны должника исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по коммунальным платежам. Срок исковой давности, в течение которого гражданин или юрлицо может обратиться в суд с требованием о защите прав и интересов, составляет 3 года и исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.

Рассмотрение требования о взыскании задолженности в размере не более 500 тыс. руб. осуществляется в рамках приказного производства – без вызова в суд сторон (взыскателя и должника). Взыскатель должен подать в судебный участок мирового судьи заявление о выдаче судебного приказа и приложить к нему документы, обосновывающие его требование. Затем мировой судья выносит судебный акт, который называется судебный приказ, и высылает его копию должнику.

Судебный приказ одновременно является и исполнительным документом, т.е. позволяет списать задолженность в порядке принудительного взыскания через службу судебных приставов (подробнее об этом рассказано в статье «Как взыскивается долг до 500 000 рублей?»).

Если же сумма требований превышает 500 тыс. руб. или суд вынес определение об отмене судебного приказа, заявление взыскателя рассматривается в суде первой инстанции в рамках искового производства. В этом случае взыскатель (истец) подает исковое заявление в районный суд по месту регистрации должника (ответчика) и прикладывает к нему необходимые документы. Суд рассматривает исковое заявление с вызовом сторон по делу, выясняет обстоятельства, исследует документы и выносит решение.

Кому звонить в аварийной ситуации?

Кому звонить, если батареи в квартире вдруг стали холодными или в кране кончилась вода? Жильцы могут связаться с диспетчерской службой УК или ТСЖ при наличии договора с управляющей организацией. А куда обращаться, если коммунальные услуги жителям предоставляет РСО (теплосбыт, водоканал и т.п.)? На этот вопрос дал ответ Минстрой в Письме от 30 декабря 2020 г. № 40274-ОГ/04: при аварийной ситуации звонить нужно в диспетчерскую (аварийную) службу исполнителя коммунальных услуг – РСО.

Сотрудники службы согласуют с потребителем время проверки. И если жалоба окажется обоснованной, будет произведен перерасчет платы за коммунальную услугу.

Также ведомство напомнило нам о мнении Верховного Суда РФ (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22). Факт неоказания коммунальной услуги или ее плохого качества может подтверждаться не только актом о непредоставлении такой услуги или нарушении ее качества, но и другими средствами доказывания, предусмотренными ст.

55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). Следовательно, даже если у жильца не будет на руках акта, который ему должны выдать после проверки (скажем, РСО уклонилась от его составления), но будут видео и показания свидетелей, то он сможет обратиться в РСО с требованием произвести перерасчет платы за некачественную услугу. Для этого понадобится письменное заявление, к которому нужно будет приложить имеющиеся доказательства.

Что будет с ценами на коммунальные услуги в 2024 году?

Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 г. № 3073-р установлены индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2024 г. А это значит, что следующим летом ожидается рост коммунальных платежей. С 1 июля 2024 г. тарифы на коммунальные услуги для населения вырастут в среднем на 2,9–6,5% в зависимости от субъекта РФ.

Читатели «АГ» спрашивают.

1. «Нам поставили “умный” счетчик, и почти сразу образовалась большая сумма задолженности. Как контролировать передачу показаний?»

Индивидуальные приборы учета электроэнергии, так называемые «умные» счетчики, работают автономно. Они без участия человека передают показания в РСО. Однако любая техника может дать сбой.

Поэтому желательно периодически самостоятельно фиксировать показания. Если у вас вдруг появился долг, с которым вы не согласны, следует подать заявление в РСО с требованиями указать причины образования задолженности и списать ее.

Желающие разобраться в правовом регулировании отношений в сфере электроэнергетики ответы на свои вопросы могут найти в Жилищном кодексе и Градостроительном кодексе, федеральных законах от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ, от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ и от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ.

2. «Я собственник квартиры, но прописана и живу по другому адресу. Газового счетчика в квартире нет, плачу по нормативу за одного человека. Должна ли я платить за газ, если им не пользуюсь?»

Вопросы газификации регулируются Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, где прописаны правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Согласно этим правилам при отсутствии приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа (Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 373).

При отсутствии потребителя более 5 дней подряд в жилом помещении, не оборудованном прибором учета из-за подтвержденной технической невозможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу (раздел 8 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

3. «Прежний владелец квартиры погасил свои долги за водоснабжение, но не расторг договор с водоканалом. Договор купли-продажи мы оформили в апреле 2021 г. А с водоканалом я пришла заключать договор только в сентябре. Там мне сказали, что с мая копится задолженность, так как в квартире прописаны два человека и плата начислялась по нормативу.

Начиная с мая я считаюсь новым собственником, потому и плату требуют с меня. Но договор-то я заключила с водоканалом в сентябре. Чья это задолженность и обязана ли я ее погасить?»

Правовые вопросы водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

Собственник обязан оплачивать коммунальные услуги с момента оформления права собственности на квартиру или дом. Если задолженность образовалась до этого момента, ее должен погасить прежний владелец. Если вы получаете платежки с чужими долгами за воду, необходимо обратиться в РСО с письменным заявлением о перерасчете и приложить к нему договор купли-продажи недвижимости.

admin
Оцените автора
Ракульское