Отказ в регистрации юридического лица

Организация того или иного предприятия или юридического лица наделяет уполномоченных сотрудников налоговой службы Российской Федерации не только обязательством совершения государственной регистрации, но и правом отказать заявителю в регистрации юридического лица или при наличии достаточных оснований временно приостановить регистрационные мероприятия и сопутствующие действия. Принятие решений об отказе в осуществлении регистрации организации обуславливается положениями и правовыми основаниями, предусмотренными в действующем законодательстве страны.

Государственная регистрация в целях законного оформления юридического лица является обязательной процедурой в следующих ситуациях:

  • если создается организация или предприятие;
  • если происходит реорганизация организации или предприятия;
  • если организация или предприятие ликвидируются;
  • если необходимо внести различные изменения в учредительную документацию;
  • если свою деятельность регистрирует индивидуальный предприниматель.

Согласно пункту первому в соответствующем правительственном постановлении, полномочие государственной регистрации организаций и предприятий получает Федеральная налоговая служба или ФНС. Эта же службы занимается и оформлением некоммерческих организаций.

На каких основаниях Федеральная налоговая служба может отказать в регистрации юридического лица?

Полный перечень правовых оснований, которыми руководствуются служащие Федеральной налоговой службы в процессе вынесения решения об отказе в осуществлении государственной регистрации конкретного юридического лица, приводится в главе восьмой соответствующего Федерального закона. Список допустимых и признанных законными оснований включает в себя в общей сложности 21 условие. При этом большая часть данных условий и обстоятельств используется в рамках урегулирования процедуры государственной регистрации вновь создаваемой организации или предприятия.

Основания, предусмотренные Федеральным законом, могут быть сгруппированы в соответствии с содержанием и сутью допущенного заявителем нарушения. Таким образом, в государственной регистрации может быть отказано в случае допущения со стороны юридического лица следующих нарушений:

  • при условии непредоставления полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица. В данном случае речь идет о сведениях и документах, которые подразумеваются общими и индивидуальными законодательными нормами для различных форм юридического лица;
  • при нарушений нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
  • при неправильном выборе уполномоченного органа по различным принципам и последующем направлении заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
  • неверной формы и содержания бланков, необходимых для совершения процедуры;
  • при предоставлении бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
  • при выявлении каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.
Почитать  Покупка земельного участка

Основания для отказа могут быть выявлены и установлены после того, как заявитель представил необходимые документы в уполномоченный налоговый орган (на этапе проверки данных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации). Должностные служащие налогового органа имеют право на совершение межведомственных запросов с целью получения подробных данных относительно учредителей организации или предприятия.

Наличие причин при принятии решения об отказе в государственной регистрации моет определяться с учетом конкретной формы потенциального юридического лица. Например, если речь идет о некоммерческом образовании, то дополнительными причинами для отказа, в соответствии со статьей 23.1 в соответствующем Федеральном законе могут стать:

  • существование некоммерческого образования под названием, аналогичным тому, что выбрано учредителями;
  • выявление факта оскорбления и нарушения нравственных, национальных и религиозных ценностей названием, выбранным учредителями.
  • наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации в случае создания иностранной некоммерческой организации неправительственного характера;
  • возникновение угрозы при создании иностранной некоммерческой организации неправительственного характера в отношении государственного суверенитета, независимости и иных факторов;
  • выявление факта ликвидации иностранного некоммерческого образования, существовавшего ранее, на основании грубого противоречия действующим нормативам и положениям страны.

Другие причины отказа, который может быть принят в отношении регистрации юридических лиц в форме некоммерческого образования, соответствуют тем, что предусмотрены для коммерческой компании.

Приведенный выше список оснований является полностью исчерпывающим. Это значит, что уполномоченный орган в лице налоговой службы не имеет права отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации. Аналогичным образом, существуют основания, которые не могут повлиять на решение налоговой службы. К списку данных оснований, не принимаемых во внимание, является наличие судебных или третейских споров относительно следующих предметов:

  • величины или части доли определенного учредителя в уставном капитале;
  • принадлежности целой доли или частичного уставного капитала тому или иному лицу;
  • других факторов, которые имеют непосредственную связь с содержанием данных о предприятии или организации, подлежащих государственной регистрации.

Юридическая практика показывает, что, несмотря на четкий перечень оснований, сотрудники налоговых служб часто могут самостоятельно расширять этот список, обуславливая отказы по регистрациям. Например, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться должностными лицами в качестве непредоставления документа или предоставления неверных сведений. Таким образом, сотрудничество с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов на регистрацию организации или предприятия является важным условием для исключения вероятности получить отказ.

Особенности решения об отказе юридического лица

Когда речь идет об отказе в государственной регистрации, то данное решение является процессуальным и предусматривает возможность вынесения только после того, как были представлены необходимые документы в уполномоченный орган в официальном порядке. В случае представления потенциальным заявителем необходимого комплекта документов в рамках предварительного ознакомления и консультации, отказ невозможен ввиду отсутствия оснований и нарушения действующих положений законодательства.

Вынести решение об отказе в государственной регистрации или отсутствии возможности для дальнейшего продолжения соответствующих действий могут только уполномоченные должностные лица налогового органа. Факт проставления подписи и утверждения рассматриваемого процессуального решения не уполномоченным лицом является поводом для признания незаконности отказа в государственной регистрации. Документ об отказе в совершении регистрации должен включать в себя основание для принятия подобного решения с обязательной ссылкой на пункт действующего законодательства.

При отказе в совершении регистрации происходит полное прекращение мероприятий по проверке и оформлению документов. Исключениями являются случаи, которые предусмотрены Федеральными законами. После того, как было вынесено решение рассматриваемого содержания, оно направляется заявителю с обязательным возвратом представленных документов.

Решение об отказе в совершении регистрации может приниматься в срок, утвержденный действующим законодательством и равный пяти рабочим дням. Исчисление данного срока времени начинается с того дня, как заявителем был представлен перечень необходимых документов в уполномоченный орган. Выдача решения осуществляется путем направления заявителю или его законному представителю.

Решение должно быть выдано в течение рабочего дня после принятия.

Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?

Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:

  • в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
  • если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.

В случае отказов на официальную регистрацию соответствующее решение должно быть вынесено до истечения срока времени, который предусмотрен законодателем для проведения необходимых процессуальных действий. Если отказ был принят позже данного срока, его можно признать недействительным.

Обратите внимание на то, что отказ не является препятствием для повторного направления документов на регистрационную процедуру после того, как нарушения были устранены. При повторном выявлении веских причин для того, чтобы отказать заявителю, налоговая служба снова возвращает комплект документов заявителю. Каждая последующая подача заявления предусматривает повторную оплату государственных пошлин.

Обжалование отказа в регистрации компании: сроки, порядок, результаты

Действующее законодательство регламентирует определенные сроки времени, выделенные на то, чтобы заявитель, столкнувшийся с отказом, смог обжаловать отказ и подать жалобу в уполномоченные органы. Срок времени для подготовки и направления жалобы приравнивается к трем календарным месяцам, начиная с момента получения информации о том, что в оформлении компании отказано. Срок подачи жалобы может исчисляться с момента, когда лицо было проинформировано о нарушении законных прав.

Решение можно обжаловать посредством обращения в суд. В таких условиях согласно пункту четвертому статьи 198, подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены. В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока.

Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.

Если жалоба находится на рассмотрении суда, решение по этой жалобе принимается в 15-дневный срок, начиная с момента фактического получения (или направления по почте) жалобы. При необходимости законом предусмотрена возможность продления данного срока максимум на 10 дней. Количество дней на подачу и рассмотрение жалобы не включает в себя праздничные и выходные дни.

Жалоба об обжаловании подается в трехмесячный срок в вышестоящий государственный регистрирующий орган. Это может быть Федеральная налоговая служба высшей инстанции или орган исполнения. Жалоба может быть подана через налоговую инспекцию, которая вынесла отказ в совершении процедуры государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством обжаловать отказ можно, используя любые формы жалобы.

Это может быть жалоба в письменном виде на бумажном носителе или электронная жалоба, направленная в режиме онлайн.

Важно помнить о том, что жалоба должна включать в себя обязательные к указанию реквизиты, которые предусмотрены государственной властью и соответствующими Федеральными законами. Так, в жалобе необходимо указать:

  • данные заявителя, претендующего на образование юридического лица;
  • характеристики процессуального акта в отношении юридического лица;
  • перечень оснований для направления жалобы;
  • изъявление фактических требований лица, являющегося заявителем.

Как уже говорилось ранее, максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный орган государственной службы. Лицом может быть получено решение, заключающееся в полной отмене соответствующего акта, принятого в отношении юридических лиц, если в государственном органе по обжалованию вынесено решение об удовлетворении.

Также лицом, которое обжалует процессуальный акт, может быть получен результат в виде оставления заявления без рассмотрения. Данное решение принимается в течение 5 рабочих дней с того момента, как лицо, претендующее на оформление юридического лица, обжалует решение посредством подачи соответствующего заявления. Если есть судебное решение, которое вступило в свою законную силу и относится к аналогичному предмету и аналогичным основаниям для обжалования, то решение об оставлении без рассмотрения принимается в течение пятнадцати рабочих дней.

Информирование лиц о том, что заявление обжалования остается без рассмотрения, осуществляется в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.

Обжалование в большинстве случаев при негативном решении относительно оформления юридического лица может осуществляться повторно. Например, если обжалование не завершилось положительным исходом по причине отсутствия подписи лица или его законного представителя, отсутствия необходимых документов, утверждающих полномочия того, кто обеспечивает представительство лицу и так далее, то после исправления ошибок и нарушений лицом может быть подано повторное заявление на оспаривание отказов в законном оформлении юридического лица.

Существуют ситуации, в рамках которых лицу не позволяется повторно обращаться в соответствующий орган для оспаривания решения Федеральной налоговой службы:

  1. 1. Если заявление об оспаривании подается после завершения срока, предусмотренного для его подачи без сопутствующего ходатайства о восстановлении данного срока времени и веских доказательств отсутствия вины в упущении этого срока. Сюда же можно отнести случаи, когда представителям потенциальных юридических лиц было отказано в восстановлении срока апелляции.
  2. 2. Если до того, как заявление было рассмотрено, заявитель потребовал его отзыва, не дожидаясь окончательного решения.
  3. 3. Если заявление об оспаривании отказов в оформлении юридических лиц уже находится в производстве или имеет место судебное решение, вступившее в свою законную силу.

В случае отказа Федеральной налоговой службы с последующей отменой данного решения в отношении юридических лиц вышестоящими инстанциями предусматривается возобновление процесса государственной регистрации юридического образования. Ее результатом становится внесение соответствующих сведений о компании в ЕГРЮЛ, что равноценно государственной регистрации.

Если заявление об оспаривании отказов в отношении государственной регистрации юридических образований не удовлетворено на всех возможных инстанциях, заявитель сохраняет за собой право оспорить данный факт посредством обращения в суд.

К сожалению, негативные решения в отношении государственной регистрации юридических образований встречаются в юридической практике достаточно часто. Специалисты Московской муниципальной коллегии адвокатов предлагают услуги правовой защиты для юридического лица и берут на себя решение всех сопутствующих вопросов. Мы подготовим документы, подтверждающие информацию о юридическом лице, составим необходимые ходатайства и запросы, проконтролируем процесс исполнения судебного решения.

В случае установления судом факта незаконности решения Федеральной налоговой службы в отношении оформления юридических лиц и последующих за ним убытков квалифицированный адвокат поможет добиться компенсации данных убытков за счет государственной казны.

Ведущие адвокаты коллегии

Почему вам откажут в регистрационных действиях с ООО: разбираем по пунктам

При регистрации, перерегистрации, внесении изменений в ЕГРЮЛ для компании вы можете получить отказ. Несмотря на то, что процедура регистрации за последние годы существенно упростилась, но остается вероятность, что с первого раза вы не сможете открыть свою компанию или что-то изменить в существующей. В чем же причины?

По каким причинам могут отказать в регистрации

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень причин, по которым регистрирующий орган может отказать в регистрации. Однако фактически причины могут звучать в ответе инспекции совсем по-другому, и, при сопоставлении написанного инспекторами и указанного в статье 23, возникает непонимание — как соотнести два документа между собой? Попробуем дать расшифровку.

Подпункт «а» пункта 1 ст. 23:

«непредставление документов, необходимых для государственной регистрации».

  • неверно указан адрес;
  • допущены орфографические ошибки;
  • несовпадении данных, к примеру, в протоколе о создании и заявлении.

Поэтому данные стоит несколько раз проверить на их достоверность и на отсутствие очевидных ошибок.

Пп. «б» — подали документы не в ту налоговую. В большинстве регионов созданы единые регистрационные центры, а потому ошибка эта крайне редка.

Пп. «в» — специализированные причины. Например — в список компаний, участвующих в реорганизации, заявители пытаются добавить компанию, которая находится в процессе ликвидации. Либо они же пытаются изменить устав компании, также находящейся в процессе ликвидации.

Пп. «г» — забыли о нотариальном удостоверении. Нотариальное подтверждение подлинности подписи при первичной регистрации необязательно. Если заявителей несколько и они отправят подавать документы одного из них, то могут забыть что потребуется удостоверение подписей всех учредителей, и заодно «гонцу» нужно вручить нотариальную доверенность от остальных.

С другой стороны, нотариальное удостоверение не очевидно указано в законе, на что попадаются неопытные бизнесмены, желающие зарегистрировать компанию.

Пп. «д» — подписание заявления неуполномоченным лицом. Например, при регистрации компании заявление подписал не учредитель, а директор. Достаточно частая ошибка.

Или при смене руководителя заявителем выступает предыдущий, а не вновь избранный директор. Причем это — позиция налоговиков, законодательно она никак не обозначена.

Пп. «е» — если из ООО попытаются выйти все участники, при этом ни одного не останется, это, разумеется, не зарегистрируют.

Пп. «ж» — наименование юрлица не соответствует законодательству. К примеру, без специального разрешения использованы сочетания «Мос», «Рос», использованы названия стран, ведомств, министерств,конечно нельзя использовать и неприличные наименования.

Пп. «з» — не приложили справку из ПФР при ликвидации.

Пп. «и» — специализированная причина, связана с регистрацией перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия.

Пп. «к» — недостоверные паспортные данные. Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).

Пп. «л» — кто-то отправил налоговикам возражения о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ. Возможно вы не согласовали до конца назначение нового директора, не урегулировали вопрос зарплаты, а уже идете вносить изменения. Потенциальный руководитель может сообщить, что его хотят назначить директором в ООО без его ведома или с нарушением порядка.

Пп. «м» — запрет на регистрационные действия от пристава. Придется обратиться в ФССП и выяснить — в чем причина.

Пп. «н» — судебный запрет в отношении лица, которое хочет стать участником или директором. Касается как физлиц, так и юрлиц.

Пп. «о» — дисквалификация лица, пожелавшего стать директором.

Пп. «п» — дисквалификация для ИП, который решил стать управляющим.

Пп. «р» — недостоверные сведения об адресе компании, содержащиеся в ЕГРЮЛ. До снятия такой отметки в реестре, вам будут отказывать. Это одна из распространенных причин для отказа.

Пп. «с», «т», «у» — опять-таки специфический случай, когда не уведомили кредиторов при реорганизации, ликвидации или уменьшении уставного капитала.

Пп. «ф» — если в ЕГРЮЛ вносятся сведения о лице, которое до этого являлось директором либо участником компании, которую принудительно исключили из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, либо как недействующую. Запрет длится 3 года.

Пп. «х» — несоблюдение требований законодательства, обязательных для регистрации, ликвидации и реорганизации. Это общая формулировка, под ней может скрываться все, что угодно. Остается надеяться, что инспекция в своем отказе конкретизирует — что именно вы нарушили.

Пп. «ц» — несоблюдение форм документов. Например, с 25 ноября прошлого года утверждены новые формы заявлений, а вы принесли старые бланки.

Пп. «ч» — поданы документы с недостоверными сведениями. Также общая формулировка, недостоверность может касаться, например, адреса регистрации руководителя.

Зарегистрироваться быстро и без лишних трат поможет Локо-Банк:

● Регистрация за 0 рублей;

● Подбор налогового режима и ОКВЭД;

● Заполнение документов специалистами;

● Бесплатное открытие счета.

Зарегистрировать ООО

Причины для отказа, не указанные в законе

К сожалению, налоговики могут отказать в регистрации и по другим причинам, которые прямо в законе не указаны, но могут быть подогнаны под существующие формулировки.

Так, в первичной регистрации компании часто отказывают, если налоговики не обнаружили ее по адресу, указанному в заявлении в качестве адреса юридического лица.

По факту они могли вообще ничего не проверять, поскольку практика сложилась такая: налоговики ждут, что представитель (зачастую это сам директор) компании придет в территориальную налоговую «знакомиться» и расскажет лично, по какому адресу организация будет находиться, чем собирается заниматься и так далее.

Законодательно эта практика никак не закреплена, но, из-за большого наплыва фирм-однодневок, налоговики негласно утвердили такой порядок.

В не столь отдаленном времени, гарантийные письма на адрес тоже были только негласной практикой. Однако с 2015 года это стало нормой, закрепленной в законе.

Также отказать могут, если госпошлина оплачена не от лица учредителя, а от лица другого человека, не относящегося к создаваемому ООО.

Неужели у налоговиков есть некий «план по отказам»?

Это распространенный миф, который очень любят пересказывать своим клиентам неопытные регистраторы. Однако на деле налоговикам нет нужды отказывать в регистрации без причин. Просто сама процедура, несмотря на то, что многие юристы считают ее «неюридической», сложна и запутана.

Легко ошибиться как в заполнении форм, так и в том, какие документы нужно вложить в комплект, да и некоторые околопроцедурные моменты могут быть не учтены.

  • регистрация юридических лиц
  • государственная регистрация
  • перерегистрация ООО
  • регистрация ООО
  • госрегистрация
  • регистрация
  • отказ в государственной регистрации

Госрегистрация юрлиц. Почему откажут в 2020-м

Несмотря на то, что изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступающие в силу с 01.01.2020 внесены не были, с указанной даты возникли практические сложности при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

1. Требование к нотариальному удостоверению Решение единственного участника хозяйственного общества

На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

В статье 39 указанного Федерального закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 указанного Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества. Согласно п. 3 ст.

17 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (введен Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ) факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом, остальные решения в обществе, состоящем из одного участника по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.

Таким образом, из смысла данной нормы следует, что в обществе, состоящем из одного участника, общие собрания не проводятся, а вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания, решаются одним участником, круг решений требующих нотариального удостоверения определен императивным образом.

Поскольку требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, относится к оформлению решения общего собрания, на решение единственного участника оно не распространяется.

Одним из обязательных документов для регистрации является решение о государственной регистрации (внесении изменений), являющееся в соответствии с федеральным законом основанием для государственной регистрации. В соответствии с п. 3 «Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст.

67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника, поскольку подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ направлен на то, чтобы исключить фальсификацию решения, принимаемого высшим органом управления общества, и действие указанной нормы в равной мере распространяется и на решение единственного участника общества, которое также подвержено риску фальсификации (Определением ВС РФ от 30.12.2019 № 306-ЭС19-25147 по делу № А72-7041/2018 разъяснено, что положения Обзора судебной практики подлежат применению после 25.12.2019, а позиция ВС РФ, указанная в Обзоре от 25.12.2019 уже нашла отражение в материалах судебной практики, в частности, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 № 19АП-7042/2019 по делу № А08-941/2019).

При этом заслуживает внимание тот факт, что немногим ранее в п. 1.3. Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016) судами был сделан иной вывод, что «требование регистрирующего органа о необходимости нотариального удостоверения решения единственного участника необоснованно».

Регистрирующие органы, следующим образом обосновывают принимаемые решения об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием решения единственного участника, удостоверенного нотариально: «Согласно подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии подтверждаются путем нотариального удостоверения если иной способ не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятых единогласно.

Кроме того, закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ.

Однако представленное решение единственного участника не соответствует вышеуказанным нормам, поскольку подпись единственного участника в представленном решении не засвидетельствована нотариально. На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подп. «г» несоблюдение нотариальной формы представляемых документов налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации». Несмотря на то, что как следует из п. 1.6. Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2018) обязанность представить документ, не указанный в законе не может вытекать из толкования постановления Пленума ВАС РФ, с 25.12.2019 Решения единственного участника хозяйственного общества подлежат нотариальному удостоверению, однако иной (альтернативный) способ удостоверения может быть предусмотрен в Уставе либо в решении общего собрания участников такого общества, принятым участниками общества единогласно (абз.

3 п. 107 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», подп. 1-3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ.

2. Требования к юридическому адресу хозяйственного общества, располагающемуся в жилом помещении

  • не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях мессионерской деятельности.

Решением налогового органа в государственной регистрации было отказано по следующим основаниям «осуществление вида экономической деятельности, указанных в сведениях ЕГРЮЛ, невозможно в жилом помещении. Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в обязанности собственника использовать жилое помещение по назначению, т.е. для проживания в нем граждан, соблюдать права и законные интересы соседей, а использование жилого помещения для осуществления для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных п.п. 2,3 ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ.

Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе местонахождения. На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подп. «ч» предоставление документов, содержащих недостоверные сведения».

В настоящее время официальные разъяснения налогового органа о видах экономической деятельности, которые возможно осуществлять в случае регистрации юридического адреса Общества по адресу места регистрации учредителя, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов и/или единоличного исполнительного органа отсутствуют, несмотря на это любое заинтересованное лицо вправе обратиться в налоговый орган в порядке ст. 21 НК РФ за получением соответствующих разъяснений.

Тем не менее, в случае, если заявитель не согласен с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, оно может быть обжаловано в порядке главы VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в административном, а затем и в судебном порядке.

  • регистрация юридических лиц
  • нотариальное оформление
  • ЕГРЮЛ

Отказы в регистрации ИП и ООО: обзор судебной практики

О том, по каким причинам налоговая инспекция может отказать в государственной регистрации, мы рассказали в статьях «В каких случаях мне могут отказать в регистрации ООО?» и «Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя». Всем начинающим бизнесменам, которым только предстоит процедура регистрации, рекомендуем ознакомиться еще и с конкретными обстоятельствами вынесения налоговиками решений об отказе.

Федеральная налоговая служба регулярно выпускает обзоры судебной практики по вопросам госрегистрации. В большинстве рассмотренных дел суды поддерживают позицию налоговых органов и подтверждают законность отказов в регистрации. К акие же доводы регистрирующих органов при вынесении отказа суды считают справедливыми?

  1. Создавать юридические лица можно только в тех организационно-правовых формах, которые действуют после внесения масштабных изменений в Гражданский кодекс в сентябре 2014 года. Учредители же при подаче заявления на регистрацию юридического лица указали недействующую организационно-правовую форму «Потребительское общество» (дело № А65-16904/2015). Что же касается ООО, то хотя они теперь относятся к коммерческим корпоративным непубличным организациям, полное наименование организационно-правовой формы не изменилось. ООО – это «Общество с ограниченной ответственностью», никаких новшеств здесь не случилось.
  2. Основной документ заявителя, данные которого вносятся в форму Р21001, не должен содержать недействительных отметок или сведений. В деле № А12-8743/2015 гражданин России оспаривал отказ в регистрации ИП по причине того, что в его паспорте были сделаны отметки о регистрации российского гражданина на территории Республики Казахстан. УФМС России сообщило, что такой паспорт является недействительным и подлежит замене. Соответственно, регистрация индивидуального предпринимателя по такому документу невозможна.
  3. При реорганизации юридического лица в общество с ограниченной ответственностью заявители указали прежнее фирменное наименование «РОСИНВЕСТ-Э». Как известно, при выборе наименования ООО необходимо учитывать имеющиеся требования к его указанию. Заявленное наименование содержит корень «Рос», а такие слова могут включаться в название организации только при наличии соответствующего разрешения. Такое разрешение получено не было, потому что заявитель считал, что имеет на него право по факту правопреемства. Суд же поддержал доводы ИФНС об отказе, т.к. в этом случае в процессе реорганизации создается новое юридическое лицо, и его регистрация осуществляется на общих основаниях (дело № А76-12727/2015).
  4. В деле № А41-5816/15 рассматривался иск о признании недействительным отказа налоговой инспекции в регистрации ООО по причине того, что решение учредителей и договор об учреждении были распечатаны на двух сторонах листа. Суд указал, что двусторонняя печать всех документов, подаваемых на государственную регистрацию, не допускается, т.к. это затрудняет их технологическую обработку.
  5. В заявлении по форме Р21001 заявитель указал 20 кодов ОКВЭД, при этом только 13 из них имели 4 и более цифры. В рассматриваемом деле № А53-12231/2015 суд подтвердил решение ИНФС об отказе, т.к. все коды ОКВЭД в заявлении должны иметь не менее 4-х знаков.
  6. Учредителем регистрируемого ООО выступало юридическое лицо, документы на регистрацию подавались не лично руководителем, а в электронном виде. Однако сертификат ключа проверки электронной подписи не содержал достоверной информации о полномочиях физического лица действовать от имени этого юридического лица. Суд пришел к выводу обоснованности отказа в регистрации ООО по причине отсутствия сведений, подтверждающих полномочия руководителя (дело № А45-11584/2015).
  7. В деле № А43-8118/2015 уже зарегистрированное общество «Д. РОС» обратилось с жалобой на требование налоговой инспекции изменить фирменное наименование. В название ООО входит слово «Рос», и для того, чтобы зарегистрировать такое наименование, необходимо получать разрешение от государственных органов. Налоговая инспекция при первичной регистрации общества не затребовала такое разрешение от заявителя, и ООО было создано. Через два года ИНФС запросила документ, подтверждающий право использовать в фирменном наименовании слово «Рос», однако общество его не представило. Суд, рассмотрев дело, счел требование налогового органа изменить фирменное название справедливым. Доводы организации о том, что налоговая инспекция не может принудить изменить фирменное наименование после его регистрации, суд во внимание не принял. Согласно позиции суда, при первичной регистрации ИФНС вправе, но не обязана запрашивать соответствующее разрешение, однако, в заявлении на регистрацию по форме Р 11001 заявитель подтверждает достоверность сведений. В данном случае позднее было обнаружено, что сведения относительно фирменного наименования оказались недостоверными, поэтому ООО обязано изменить название.

После выхода Обзора судебной практики Президиума ВС от 25.12.2019 некоторые ИФНС стали требовать нотариального заверения решения или протокола об учреждении ООО. При этом закон № 129-ФЗ такого условия не содержит. Нам стало известно о нескольких случаях отказа в регистрации ООО, если решение или протокол не заверены у нотариуса.

Данное требование не обосновано и может быть обжаловано.

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Рекомендуем нашим пользователям быть внимательными при подготовке документов на государственную регистрацию, а при возникновении сомнений в правильности внесения сведений обращаться за бесплатной консультацией профессиональных регистраторов.

admin
Оцените автора
Ракульское