Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры

«Особенности приобретения жилых помещений с использованием государственного жилищного сертификата по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома»

ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО СЕРТИФИКАТА ПО ДОГОВОРУ УЧАСТИЯ

В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 N 1392 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесен ряд изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Правила выпуска и реализации сертификатов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.

Одним из таких изменений (новая редакция пунктов 47, 53 и 55 Правил) является предоставления гражданам права использовать социальную выплату для приобретения жилых помещений, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом (далее соответственно — социальная выплата, сертификат), на приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома (в жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), объектом долевого строительства по которому является жилое помещение в многоквартирном доме (далее — договор участия в долевом строительстве).

К договорам участия в долевом строительстве новой редакцией Правил приравнены договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома либо жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, объектом долевого строительства по которому является жилое помещение в многоквартирном доме либо жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков.

Существенным условием приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве за счет средств социальной выплаты является требование уплаты цены такого договора (договоров) на счет эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве (пункт 53 Правил).

Почитать  Обязан ли банк предоставить оригинал кредитного договора

То есть, обязательным условием для принятия банком зарегистрированного установленным порядком договора участия в долевом строительстве является исполнение требования, чтобы в указанном договоре было обязательно указано, что уплата цены такого договора осуществляется на счет эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве и реквизиты указанного счета.

Что же такое «счет эскроу».

Особенности счета эскроу установлены статьями 860.7 — 860.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), перечислим основные из них:

1) по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты — бенефициару (пункт 1 статьи 860.7 ГК РФ);

2) если иное не предусмотрено договором, ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу, за исключением случая, возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару (пункт 1 статьи 860.8 ГК РФ);

3) зачисление на счет эскроу иных денежных средств депонента, за исключением депонируемой суммы, указанной в договоре эскроу, не допускается (пункт 2 статьи 860.8 ГК РФ);

4) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, банк в установленный таким договором срок, а при его отсутствии — в течение десяти дней обязан выдать бенефициару депонированную сумму или перечислить ее на указанный им счет (пункт 3 статьи 860.8 ГК РФ);

5) приостановление операций по счету эскроу, арест или списание денежных средств, находящихся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается (пункт 4 статьи 860.8 ГК РФ);

6) если иное не предусмотрено договором эскроу, закрытие счета эскроу осуществляется банком по истечении срока действия или прекращения по иным основаниям договора эскроу (пункт 1 статьи 860.10 ГК РФ). Расторжение договора банковского счета эскроу по заявлению депонента или бенефициара не допускается.

Исходя из изложенных норм ГК РФ статьями 15.4 и 15.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ) установлены особенности уплаты цены договора участия в долевом строительстве с использованием счета эскроу.

При этом необходимо отметить, что согласно части 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 N 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» требование об уплате цены договора участия в долевом строительстве распространяется на все такие договоры, представленные на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, за исключением заключения договоров участия в долевом строительстве в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости:

1) если договора участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 1 июля 2019 года;

2) которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве.

Основные особенности использования счета эскроу для уплаты цены договора участия в долевом строительстве (статьи 15.4 и 15.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ):

1) договором участия в долевом строительстве должны быть предусмотрены (часть 2 статьи 15.4):

— определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома;

— срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

— цена договора, сроки и порядок ее уплаты;

— гарантийный срок на объект долевого строительства;

— обязанность участника долевого строительства (депонента) уплатить цену договора участия в долевом строительстве до ввода в эксплуатацию многоквартирного дома путем внесения денежных средств в сроки и размере, которые установлены договором участия в долевом строительстве (депонируемая сумма), на открытый в уполномоченном банке (эскроу-агент) счет эскроу с указанием сведений о таком банке (наименование, фирменное наименование, место нахождения и адрес, адрес электронной почты, номер телефона);

2) счет эскроу открывается уполномоченным банком (эскроу-агент) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета — участника долевого строительства (депонента) в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в целях передачи эскроу-агентом таких средств застройщику (бенефициару) в срок не позднее десяти рабочих дней после представления застройщиком способом, предусмотренным договором эскроу, уполномоченному банку разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и сведений Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающих государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (части 2 и 6 статьи 15.5);

3) в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется застройщиком за счет средств целевого кредита, участники долевого строительства вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке, который предоставил такой целевой кредит (часть 1.1 статьи 15.4);

4) денежные средства на счет эскроу вносятся после регистрации договора участия в долевом строительстве на срок условного депонирования денежных средств, который не может превышать более чем на шесть месяцев срок ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, указанных в проектной декларации (часть 4 статьи 15.5);

5) обязанность участника долевого строительства по уплате обусловленной договором цены считается исполненной с момента поступления денежных средств на открытый в уполномоченном банке счет эскроу (часть 3 статьи 15.4);

6) проценты на сумму денежных средств, находящихся на счете эскроу, не начисляются. Вознаграждение уполномоченному банку, являющемуся эскроу-агентом по счету эскроу, не выплачивается (часть 5 статьи 15.5);

7) в случае уступки участником долевого строительства, являющимся владельцем счета эскроу, прав требований по договору участия в долевом строительстве или перехода таких прав требований по иным основаниям, в том числе в порядке универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество должника, к новому участнику долевого строительства с момента государственной регистрации соглашения (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, или с момента перехода по иным основаниям прав требований по такому договору переходят все права и обязанности по договору счета эскроу, заключенному прежним участником долевого строительства;

Таким образом, при приобретении жилого помещения за счет средств социальной выплаты по договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве перечисление средств социальной выплаты будет осуществляться на счет прежнего участника долевого строительства, при этом договором об уступке прав требований должно быть определено, что на нового участника долевого строительства переходят все права и обязанности по договору счета эскроу, на который перечислялись денежные средства в счет уплаты договора участия в долевом строительстве.

8) помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований прекращения договора счета эскроу договор счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве прекращается по следующим основаниям (часть 7 статьи 15.5):

— при расторжении договора участия в долевом строительстве;

В соответствии с частью 1.1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ по требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае:

1) прекращения или приостановления строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

2) существенного изменения проектной документации строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе превышения допустимого изменения общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, которое может быть установлено в договоре в размере не более пяти процентов от указанной площади;

3) изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

4) в иных установленных федеральным законом или договором случаях.

— при отказе от договора участия в долевом строительстве в одностороннем порядке;

В соответствии с частью 7 статьи 15.4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ основанием отказа в одностороннем порядке участника долевого строительства от договора участия в долевом строительстве, денежные средства в счет уплаты цены которого внесены на счет эскроу является:

1) неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в срок, превышающий установленный договором срок передачи такого объекта на два месяца;

2) неисполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований (качество объекта долевого строительства должно соответствовать условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям), приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения цены договора, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков);

3) существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;

4) в иных установленных федеральным законом или договором случаях;

5) наличия требования кредитора о досрочном исполнении застройщиком обязательств по кредитному договору (договору займа) и об обращении взыскания на земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды указанного земельного участка и строящихся (создаваемых) на этом земельном участке многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, являющихся предметом залога (ипотеки), обеспечивающим исполнение соответствующего договора, в предусмотренных законом, кредитным договором (договором займа) и (или) договором залога (ипотеки) случаях;

6) признания застройщика банкротом и открытие конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации юридического лица — застройщика.

Застройщику механизм уплаты цены договора участия в долевом строительстве с использованием счета эскроу невыгоден, поскольку строить жилые дома ему придется не за счет средств дольщиков (как сейчас), а за счет собственных средств либо за счет кредитных средств, предоставляемых им банками, в том числе за счет средств, размещенных на счетах эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве, что может привести к некоторому росту стоимости жилья на первичном рынке недвижимости.

Однако данный механизм позволяет застраховать денежные средства участников долевого строительства, так как в случае неисполнения застройщиком своих обязательств по передаче жилых помещений участники долевого строительства получат денежные средства, размещенные на счетах эскроу, внесенные ими в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве.

Никакие другие способы использования средств социальной выплаты в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве не предусмотрены, владельцам сертификатов, заключившим договора участия в долевом строительстве, не предусматривающие перечисления социальной выплаты в счет уплаты цены такого договора на счет эскроу, будет отказано в принятии такого договора для оплаты за счет средств социальной выплаты.

Оформление общей собственности на приобретенное с использованием средств материнского капитала жилье: практические проблемы

Тезис о том, что предоставление материнского капитала является одной из наиболее востребованных мер социальной поддержки семей с детьми, подтверждается практикой. По данным Минтруда России, за все время реализации данной программы – она запущена, напомним, 1 января 2007 года – было выдано 11,6 млн сертификатов на материнский капитал. Удовлетворено уже 9,5 млн заявлений семей о распоряжении соответствующими средствами – общая сумма перечисленных по ним средств составила к концу прошлого года 3,2 трлн руб. (такие сведения приводятся в посвященном материнскому капиталу Бюллетене Счетной палаты № 9 (286) 2021 г.).

Ключевое изменение, внесенное в программу в прошлом году (в соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2020 г. № 35-ФЗ), – о предоставлении прав на получение средств материнского капитала семьям с одним ребенком, рожденным или усыновленным 1 января 2020 года и позднее, а также переход к проактивному – без подачи соответствующего заявления – оформлению ПФР сертификатов на материнский капитал, увеличили количество их получателей в два раза. Если в 2019 году было выдано 626,5 тыс. сертификатов, то в 2020 году – уже 1,2 млн (641,3 тыс. – в проактивном режиме).

Самым распространенным направлением распоряжения средствами материнского капитала является улучшение жилищных условий: в 61,1% (632,4 тыс.) всех одобренных в прошлом году заявлений было указано именно оно.

В то же время растут и цифры другой статистики – о мошеннических действиях со средствами материнского капитала. Результаты исследования, проведенного на цифровой платформе «Инициатор», – эксперты, как рассказала руководитель проекта Венера Шайдуллина, проанализировали все находящиеся в открытом доступе вступившие в законную силу приговоры о привлечении к уголовной ответственности за мошенничество при покупке недвижимости с использованием материнского капитала (ответственность за мошенничество при получении выплат предусмотрена ст. 159.2 Уголовного кодекса) за пять лет – показали, что число таких приговоров увеличилось с 85 в 2015 году до 365 в 2020. Всего же, по экспертным оценкам, в год осуществляется более 4 тыс. мошеннических действий со средствами материнского капитала, так что уровень раскрываемости таких преступлений – довольно низкий. В числе используемых нарушителями схем – в том числе фиктивные договоры купли-продажи жилого помещения (часто – с близкими родственниками), фиктивная оценка стоимости приобретаемого жилья, покупка непригодных для проживания помещений.

Проблема известна органам власти – Минтруд России отмечает, что с весны 2019 года контроль за состоянием жилья, приобретаемого с использованием средств материнского капитала, усилен: соответствующую информацию территориальные отделения ПФР запрашивают в органах местного самоуправления, государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Получение от них сведений о том, что приобретаемая квартира или дом непригодны для проживания, становится основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении материнским капиталом.

Корректно составить договор купли-продажи объекта недвижимого имущества поможет сервис «Конструктор правовых документов» системы ГАРАНТ

При этом и сами владельцы сертификатов на материнский капитал, как и любые покупатели жилья, нередко становятся жертвами мошенников, особенно при заключении договоров купли-продажи в простой письменной форме. «Очень много обращений в СПЧ от людей, пострадавших от мошеннических действий. К сожалению, не всегда им можно помочь, – если нет чистоты сделки с недвижимостью, сделать ничего нельзя. Количество уголовных дел, возбужденных по фактам таких мошенничеств, достаточно велико, но любое разбирательство приводит к тому, что семьи на долгие годы подвешены в неопределенном состоянии, в том числе без регистрации по месту проживания или пребывания, что часто влечет поражение и в социальных правах семьи», – подчеркнула заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора в ходе состоявшегося позавчера в ОП РФ круглого стола, посвященного возможным направлениям совершенствования законодательства о материнском капитале.

Помимо этого, при использовании средств материнского капитала для улучшения жилищных условий возникает и ряд проблем правоприменительного характера – в связи с тем, что четкий порядок оформления в собственность семьи приобретаемого жилья Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) не установлен. В ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ говорится лишь непосредственно об обязанности лица, получившего сертификат, оформить жилое помещение, приобретенное, построенное или реконструированное с использованием средств материнского капитала, в общую собственность этого лица, его супруга (супруги) и детей с определением размера долей по соглашению. А в п. 15.1 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее – Правила) указано, что выполнить эту обязанность необходимо в течение шести месяцев с определенного момента (в зависимости от вида жилого помещения и способа покупки или строительства), например:

  • перечисления ПФР средств материнского капитала лицу или организации, продающим жилое помещение, а в случае приобретения жилья с использованием средств целевого жилищного займа – после снятия с него обременения;
  • ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства или получения уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям градостроительного законодательства;
  • полной выплаты задолженности по кредиту, средства которого были направлены на приобретение, строительство, реконструкцию жилого помещения или погашение ранее полученного на эти цели займа, и погашения регистрационной записи об ипотеке данного помещения;
  • подписания акта о передаче участнику долевого строительства построенного объекта и др.

Первый вопрос, который возникает на практике, – обязательно ли нотариальное удостоверение соглашения об определении размера долей. По мнению экспертов, отсутствие прямого указания на это в ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ и Правилах позволяет сделать вывод о том, что допускается простая письменная форма – в случае, когда жилое помещение приобретается только за счет средств материнского капитала или за счет этих средств и имущества супругов, если при этом правовой режим этого имущества не меняется. Однако при совершении таких сделок без участия нотариусов происходит множество нарушений: вместо долевого указывается совместный режим собственности, неправильно определяется размер долей, доли не выделяются несовершеннолетним детям и т. д. – и обнаруживается это гораздо позже: при разделе имущества супругов, оформлении наследственных прав после смерти одного из членов семьи, продаже недвижимости, подчеркивает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Таким образом, страдают права и интересы не только членов семьи, использовавших материнский капитал для улучшения жилищных условий, но и третьих лиц, приобретающих впоследствии данное жилье.

Избежать ошибок при оформлении соглашений об определении долей в праве общей собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, поможет закрепление в Законе № 256-ФЗ обязательности их нотариального удостоверения, уверены и цивилисты, и правозащитники. Кроме того, в целях воспрепятствования мошенничеству с такими жилыми помещениями предлагается ввести механизм предварительного контроля со стороны нотариусов за сделками по приобретению жилья с использованием средств материнского капитала – до момента списания денежных средств со счета в ПФР.

Какими должны быть размеры долей, законодательство тоже не устанавливает. При решении этого вопроса можно ориентироваться на позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой доли в праве собственности на приобретенное с использованием средств материнского капитала жилое помещение определяются исходя из равенства долей родителей и детей в средствах материнского капитала, а не всех потраченных на приобретение данного жилья средствах (п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22 июня 2016 г.).

В практике тем не менее в составленных в простой письменной форме соглашениях встречаются и равные доли всех членов семьи даже в случаях, когда материнский капитал покрыл лишь небольшую часть расходов на покупку жилья, и напротив, слишком маленькие доли детей: 1/40, 1/100 и даже 1/1000, отмечают эксперты. В связи с этим представляется целесообразным установить четкие правила определения размера долей.

Еще один интересный нюанс касается круга лиц, в общую долевую собственность которых оформляется жилое помещение. Согласно предыдущей редакции ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ, действовавшей до 12 марта 2020 года, к таким лицам относились родители и дети. В действующей же говорится о лице, получившем сертификат, его супруге и детях. Причем никакой оговорки о том, должен ли быть супруг отцом хотя бы одного из детей, нет.

Как видно из указанных выше сроков оформления соглашения об определении долей, между получением средств материнского капитала и составлением соглашения может пройти значительный период времени (особенно в случае строительства дома своими силами или использования материнского капитала на погашение ипотеки), в течение которого супруг у получившего сертификат лица может поменяться, в связи с чем встанет вопрос, какой из супругов будет участвовать в составлении соглашения. «В соответствии с новой формулировкой ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ нужно указывать в соглашении того супруга, который есть на момент его оформления», – пояснила член комиссии ФНП по методической работе, нотариус Саратовской областной нотариальной палаты Оксана Гнатенко.

Крайне дискуссионным является вопрос о моменте возникновения права общей долевой собственности на приобретенное с использованием средств материнского капитала жилье. Ряд юристов полагают, что данное право возникает с момента его государственной регистрации – по общему правилу, предусмотренному ст. 8.1 Гражданского кодекса. Другие считают моментом возникновения права момент перечисления средств материнского капитала. «На сегодняшний день соглашение об определении размера долей не является отчуждательной сделкой, по своей правовой природе оно, скорее, похоже на предусмотренные п. 1-2 ст. 245 ГК РФ соглашения.

Такое его восприятие – в качестве соглашения об оформлении права долевой собственности, которое уже возникло в связи с перечислением средств материнского капитала, на мой взгляд, напрямую вытекает из положений ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ, такое же толкование поддерживается ВС РФ [в упомянутом выше обзоре судебной практики 2016 года. – ГАРАНТ.РУ]», – отметила доцент кафедры нотариата МГЮА имени О.Е.

Кутафина Светлана Чашкова.

При этом сторонники обеих позиций сходятся во мнении о том, что момент возникновения права общей долевой собственности членов семьи в таких случаях должен быть прямо установлен в законе. Если должна применяться ст. 8.1 ГК РФ, указание на это может быть включено в Закон № 256-ФЗ.

Если же «побеждает» подход, согласно которому право собственности на приобретенные с использованием материнского капитала жилые помещения возникает непосредственно при перечислении соответствующих средств владельцу сертификата, данное исключение из общего правила возникновения прав на недвижимое имущество должно быть закреплено непосредственно в ГК РФ.

Также единогласно поддерживается экспертным сообществом и предложение о необходимости отражения сведений о том, что при приобретении жилого помещения использовались средства материнского капитала, в ЕГРН – третьим лицам должно быть было понятно, что в соответствующих квартире или доме, даже если они оформлены на одного собственника, есть доли детей и супруга. Это важно и при оформлении наследственных прав: наследственная масса должна определяться с учетом принадлежащей наследодателю доли в таком жилом помещении.

ОП РФ, как заверила секретарь палаты Лидия Михеева, намерена проанализировать все идеи экспертного сообщества о необходимом уточнении правил оформления в общую собственность приобретаемых с использованием средств материнского капитала жилых помещений и направить в Госдуму и Совет Федерации конкретные предложения по корректировке законодательства в этой части.

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств

1 апреля 2020

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств и сообщает следующее.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.

Для получения в установленном порядке позиции Минфина России по вопросам, решение которых входит в компетенцию Минфина России, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

Порядок, цели, условия предоставления и использования межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми (правовыми) актами субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также соглашениями (договорами) об их предоставлении.

В этой связи следует отметить, что при квалификации совершенных муниципальным образованием финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию в форме городского округа для нужд жилищно-коммунального хозяйства, необходимо исходить из соблюдения положений нормативных правовых (правовых) актов, в том числе правил, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии, а также соглашения (договора) о предоставлении указанных средств.

Кроме того, сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно положениям статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетных средств понимается расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Ответственность за нарушения порядка, целей и условия предоставления (использования) указанной субсидии, допущенные муниципальным образованием и выявленные уполномоченным органом, в том числе за нецелевое (неэффективное) использование бюджетных средств, установлена указанными выше положениями законодательства Российской Федерации, а также может быть предусмотрена положениями договоров (соглашений) либо иных документов, являющихся правовым основанием предоставления средств, использованных с нарушением.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.

При этом статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:

— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);

— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В этой связи конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Кроме того, сообщаем, что контроль за соблюдением целей и условий соглашений (договоров) о предоставлении средств муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.

Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее — сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно — государственная программа, ведомственная целевая программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее — социальная выплата).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификат не является ценной бумагой.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в ведомственной целевой программе добровольное.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.11.2018 N 1392, от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий по обеспечению жильем граждан за счет средств федерального бюджета с использованием сертификатов в рамках ведомственной целевой программы (далее — банк), — 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, — 7 месяцев.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2012 N 1042, от 05.07.2016 N 629, от 30.12.2017 N 1710, от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее — граждане):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:

военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» состоят в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по месту службы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 N 742)

граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» состоят в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по последнему перед увольнением месту службы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 N 742)

члены семей лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные лица на дату гибели (смерти) в соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» состояли в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по месту службы. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 N 742)

(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 05.07.2016 N 629, от 22.12.2017 N 1613, от 30.12.2017 N 1710, от 04.07.2019 N 858)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) — г) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 561;

admin
Оцените автора
Ракульское