Наем субподрядчика при выполнении контракта

Субподряд в госзакупках — это привлечении поставщиком других лиц для частичного или полного выполнения работ по контракту.

В практике государственных закупок довольно часто победитель торгов ( подрядчик по контракту ) делегирует частичное или полное исполнение обязательств на третье лицо ( субподрядчика ).

Варианты привлечения субподрядчиков в госзакупках

Существует 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  1. когда поставщик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика
  2. поставщик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта, если нет ограничений от заказчика

Привлечение подрядчика поставщиком на собственное усмотрение

Поставщик вправе привлекать подрядчиков для исполнеия госконтракта, на условиях, которых он сам определяет, если это не запрещено законом или не ограничено заказчиком:

  • в закупоках по 223-ФЗ заказчик может установить ограничения на своё усмотрение (эти ограничения он указывает в Положении о закупках или в закупочной документации)
  • в закупках по 44-ФЗ есть список работ на которые поставщик не может привлекать подрядные организации (Постановление №570)

Обязательное привлечение субподрядчиков (СМП, СОНКО)

В ч. 1 статьи 30 44-ФЗ устанавливается , что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 25% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 5 статьи 30 44-ФЗ , если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

Почитать  Обжалование, отмена, оспаривание алиментов в судебном порядке

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО, требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке .

Виды работ в которых запрещено привлекать подрядчиков (Постановление №570)

25.05.2017 вступило в силу Постановление Правительства №570

Данный документ содержит:

    список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

Заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

Важно: в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Видео из которого вы узнаете, какие ещё существуют нюансы при привлечении субподрядчика в госзакупках:

  • требование в закупках от 20 млн. рублей
  • коллективное участие

Штрафы за нарушение запрета Постановления №570

Постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда по указанным в Постановлении видам работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Сопровождение в тендерах

от поиска закупок до заключения контракта

©ООО «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статьи по теме:

Поделитесь ссылкой на эту статью

Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе

Участие субподрядчиков (соисполнителей) в выполнении контрактов с заказчиками, осуществляющими закупки по Закону о контрактной системе [1] , в том числе бюджетными учреждениями, является распространенной практикой. В данной статье рассматриваются отдельные правовые вопросы, связанные с таким участием.

Нормы гражданского законодательства.

В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст.

706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ).

Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).

Нормы Закона о контрактной системе.

В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.

Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.

В рамках предусмотренного в Законе о контрактной системе квотирования закупок у СМП и СОНКО [2] заказчик при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – подрядчик) вправе прописать в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО [3] . Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а названный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СОНКО, и включается в соответствующий отчет об этих закупках. Кроме того, в контрактах должно содержаться обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП И СОНКО (ч. 6 ст.

30 Закона о контрактной системе). Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере – например, 1% от цены контракта [4] .

Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа. Если он будет прописан в диапазонном значении (допустим, «не менее 15%»), то, хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым [5] , но в подавляющем большинстве случаев они расценивают такое как нарушение законодательства [6] . Вместе с тем следует помнить, что данное фиксированное число должно входить непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении – в противном случае тоже будет иметь место нарушение законодательства [7] .

Кроме того, в соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ в конце 2016 года утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО [8] . В условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5% от цены контракта, а подрядчик обязан в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СОНКО в качестве субподрядчиков и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг. Обратим внимание, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом Законе о контрактной системе и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СОНКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки (ч.

8 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе).

Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд [9] . Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком.

При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст.

34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст.

34 Закона о контрактной системе).

Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок [10] , а также признания факта совершения административного правонарушения [11] , которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Правомерность запрета привлечения субподрядчика.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.

Этот запрет может считаться неправомерным, поскольку в таком случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а данное требование к участникам закупки не предусмотрено в Законе о контрактной системе [12] .

С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, ведь он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки [13] .

В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным [14] . А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным [15] . С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все же стоит считать правомерным, по крайней мере, в отношении названных видов договоров.

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст.

770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным [16] . Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

Заказчик – согласованный субподрядчик – субгенподрядчик 2024 г.

тендер

В наше динамичное время подрядные отношения обрастают новой генерацией форм договорных связей. Например, заключаются трехсторонние договоры, участниками которых становятся заказчик, генподрядчик и субподрядные организации. Дабы избежать терминологического хаоса в деловых документах из-за применения традиционного терминологического аппарата в нетрадиционной договорной конструкции, вводятся новые дефиниции.

Так, иностранные строительные фирмы, подписывая подобные трехсторонние договоры, вводят такие наименования для сторон сделки как «заказчик» («работодатель»), «инженер», «подрядчик».

Кроме того, в схеме генподрядных взаимодействий помимо привычных «заказчика» и «генподрядчика», начинают фигурировать такие персонажи как «инвестор» или банк, открывший кредит для реализации строительного проекта, а также «субгенподрядчик», выполняющий агентские функции в интересах генерального подрядчика.

Хотите выиграть в запросе котировок?

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

1. Согласованный субподрядчик

Если в договоре подряда не прописана обязанность подрядчика выполнить предусмотренную договором работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Таким образом, заказчик может даже не знать, кем в итоге реализуются договорные условия.

Средним звеном в цепочках «заказчик — генеральный подрядчик – субподрядчик» и «заказчик – соподрядчики» (ст. 707 ГК РФ) становится согласованный субподрядчик. Используя этот список как составную часть генподрядного договора, заказчик не вступает в договорные отношения с субподрядчиками. Тем не менее он влияет на их правовое положение. Допустим, заказчик может не согласовать с конкретной организацией в качестве субподрядчика объемы и (или) виды поручаемых ей работ.

Субподрядный договор с этой организацией не будет заключен генеральным подрядчиком. Можно сказать, что договорное условие о списке согласованных субподрядчиков в определенной степени ограничивает свободу договора в отношениях генерального подрядчика с субподрядными организациями.

Список согласованных с заказчиком субподрядчиков в современной судебно-арбитражной практике расценивается как свидетельство осмотрительности хозяйствующего субъекта в выборе контрагентов. Он представляется на рассмотрение заказчика до заключения договора строительного подряда. Если договору предшествуют торги, то список субподрядчиков включается в конкурсное (тендерное) предложение участника торгов.

Этот список будет, конечно, учитываться заказчиком при определении победителя торгов.

(См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2007 г. по делу N А40-79963/06-129-510; Постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2007 г. N КА-А40/9158-07 по делу N А40-77259/06-108-450).

Если же говорить об аукционах на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд, то перечень требуемых от участников размещения заказа документов полностью прописан действующим законодательством. Поэтому участник размещения заказа, претендующий на получение соответствующего строительного подряда, может сообщить о списке своих субподрядчиков лишь в инициативном порядке (ч. 4.1 ст. 10, ч. 2.1 ст. 11, ч. 3 ст.

35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

В процессе исполнения договора может возникнуть необходимость замены субподрядчика и/или перераспределения видов или объемов работ между существующими субподрядными организациями. Для этого генеральному подрядчику потребуется письменное согласие заказчика, которое может быть выражено в письме или дополнительном соглашении к договору подряда.

Зачастую заказчик, недовольный ходом ведения работ, либо сам пытается вступить в непосредственные переговоры с субподрядными организациями, либо требует, чтобы генеральный подрядчик отказался от договорных отношений с конкретным субподрядчиком, недобросовестно исполняющим свои обязательства. Предположим, генеральный подрядчик принимает претензии заказчика и в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора с субподрядчиком (ст. 717 ГК РФ).

Кто будет нести негативные правовые последствия такого отказа? Сторонами субподрядного договора являются генеральный подрядчик и субподрядчик. Заказчик не участвует в этом договоре, хотя и согласовывает с генеральным подрядчиком кандидатуры субподрядчиков. Обязательство, а также односторонний отказ от его исполнения не могут создавать права и обязанности для лица, которое не участвует в нем в качестве стороны (п.

3 ст. 308 ГК РФ). Следовательно, оснований для того, чтобы обязать заказчика возместить субподрядчику убытки в связи с односторонним отказом генподрядчика от договора с ним, просто нет.

Ответственность в порядке регресса у заказчика также не наступает.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

2. Система расчетов: заказчик — генподрядчик – субподрядчик

Как правило, в субподрядных договорах есть условие о том, что вознаграждение выплачивается субподрядчику через определенное количество дней после того, как генеральный подрядчик получит соответствующее вознаграждение от заказчика. Правомерно ли такое условие? Допустим, заказчик не производит в установленные сроки расчеты с генеральным подрядчиком.

Может ли субподрядчик обратиться в суд с исковыми требованиями об оплате выполненных им работ одновременно к двум субъектам — генеральному подрядчику и заказчику?

По общему правилу заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за действия субподрядчиков. Генеральный подрядчик несет ответственность перед субподрядчиком/субподрядчиками за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Поэтому оплата генеральным подрядчиком выполненных субподрядчиком работ должна производиться независимо от оплаты работ заказчиком генеральному подрядчику (п. 3 ст.

706 ГК РФ). Условие договора, по которому исполнение обязательства по оплате выполненных работ ставится в зависимость от исполнения своего обязательства третьей стороной, не являющейся стороной по договору субподряда, незаконно! Взаимоотношения заказчика с генеральным подрядчиком не должны оказывать влияние на имущественное положение субподрядчика, в том числе в связи с неоплатой (несвоевременной оплатой) работ по договору генерального подряда.

Конечно, когда генеральный подрядчик мотивирует неоплату работ, выполненных субподрядчиком, отсутствием соответствующего платежа от заказчика, можно предположить возникновение у этих лиц солидарной обязанности перед субподрядчиком, особенно если подобное условие было включено в текст субподрядного договора. Тем не менее это не так. Условие договора субподряда об оплате выполненных работ после перечисления денежных средств заказчиком генеральному подрядчику не свидетельствует о возникновении солидарной обязанности у заказчика.

(См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 января 2007 г. N Ф08-6809/2006).

Расчеты субподрядчика с заказчиком могут производиться в случае, если между ними с согласия генерального подрядчика заключен договор на выполнение отдельных работ (п. 4 ст. 706 ГК РФ) либо в договорах генерального подряда и субподряда стороны предусмотрели, что расчеты за выполненные работы заказчик производит непосредственно с субподрядчиком, минуя генерального подрядчика (См. п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 сентября 2006 г. по делу N А29-10684/2005-4э).

Многие заказчики включают в договор условия, обязывающие генерального подрядчика своевременно рассчитываться с субподрядчиками. Это вполне понятное желание заказчика, ведь от своевременной оплаты работ субподрядчиком зависит надлежащее исполнение договора подряда в целом. Только принудительно заставить генерального подрядчика их соблюдать, пожалуй, нельзя.

Хотите заключать прямые контракты без тендера?

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

3. Что такое «генподрядный процент»?

Исторически в русском строительном бизнесе сложилась практика оплаты услуг генерального подряда субподрядчиком – «генподрядный процент», или «генподрядная наценка». Многие субподрядные договоры устанавливают такой платеж, как правило, в одной из двух форм:

перечисление денежных средств на счет генерального подрядчика;

зачет стоимости услуг генерального подряда в счет оплаты работы субподрядчика.

Но в этом случае в бухгалтерском учете обоих контрагентов (и субподрядчика, и генподрядчика) должна отражаться операция по зачету встречных договорных обязательств (ст. 410 ГК РФ). Безусловно, условие об оплате услуг генерального подряда должно включаться в субподрядные договоры не автоматически, как это, к сожалению, обычно бывает, а только если для этого есть конкретные основания.

Сегодня в нашей стране продолжает действовать Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1988 г. N 132/109, регламентирующее как основания взыскания, так и размеры генподрядного процента.

Генподрядный процент призван компенсировать затраты на конкретные услуги, которые генеральный подрядчик оказывает субподрядчику.

К таким затратам относятся:

1) административно-хозяйственные расходы генерального подрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиком, приемкой работ от субподрядчика и сдачей заказчику работ, выполненных субподрядчиком, разрешением вопросов материально-технического снабжения;

2) затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчика временными зданиями и сооружениями, оказанию дополнительной медицинской помощи.

Субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит соответствующие отчисления генеральному подрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ. Размер процентного отчисления устанавливается в зависимости от вида работ и составляет в разных случаях от 1 до 4%.

Есть случаи, когда особо ретивые генеральные подрядчики не только взыскивают со своих субподрядчиков по 10, а то и по 15% генподрядной наценки, но и умудряются получать генподрядный процент с заказчиков! Например, вознаграждение генподрядчика составляет 100 руб., в процессе переговоров по заключению генподрядного и субподрядных договоров он озвучивает в своей интерпретации «легенду» о генподрядной наценке. В итоге в договоре появляется новая строка доходов генерального подрядчика: 10 — 15% он получит дополнительно со своего заказчика и такой же процент заберет из суммы вознаграждения каждого своего субподрядчика.

Генподрядный процент может быть обоснован, но взыскивать его допустимо лишь с субподрядчиков, а не с заказчиков, в разумных пределах и при условии фактически оказанных генеральным подрядчиком услуг. Автоматическое применение генподрядного процента уже привело к тому, что зачастую субподрядчики называют его «откатом» за заключение договора.

Альтернативой генподрядному проценту является практика включения в субподрядный договор коэффициента договорного снижения цены, за которым, конечно, скрывается тот же генподрядный процент. В таком случае по окончании договора производится расчет окончательной цены с применением понижающего коэффициента. Окончательная (итоговая, скорректированная) цена, отличающаяся от первоначально согласованной в договоре, не считается изменением договорного условия о цене.

Напротив, она свидетельствует о надлежащем исполнении договора, так как применение понижающего коэффициента направлено на соблюдение договорных условий.

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

4. Видео инструкция «Заказчик и подрядчик. Сложности отношений»


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Договор субподряда на выполнение работ 2024 г.

Могут не быть возложены все обязательства по выполнению работ на одну подрядную организацию. В большинстве случаев в качестве договоров субподряда генеральными подрядчиками происходит выполнение большого объема работ другими организациями, которые будут выполнять некоторую часть работ, но только в пределах одного проекта.

Приведем пример, при котором крупным объектам строительства был заинтересован заказчик, он хочет чтобы все работы были выполнены надлежащим образом и по итогу была получен нужный результат в установленный срок. Совсем неважно будет кто займется выполнением определенных видов работ, к примеру: кто будет стелить асфальт, штукатурить стены и др.

В обязанности генерального подрядчика будет входить материальная часть, за которую он будет отвечать перед заказчиком. При этом нельзя выходить за рамки составленной сметы, в связи с этим не стоит вникать в суть того, кто будет выполнять те или иные задания.

На основании этого во многих из договоров подряда строительных работ происходит обсуждение пункта о способности привлечения генподрядчика субподрядчиков на исполнение определенных видов работ.

Заказчик имеет возможность перестраховать себя и описать в соглашении условия о правах осуществления контроля производимых действий субподрядчиков. Также заказчики имеют возможность самостоятельно рассматривать и оценивать субподрядчиков, но данное действие не является обязательным.

Лицом в полномочия которого и будут входить действия по контролю субподрядчиков и то как качественно они выполняют свои работы, является генподрядчик. Нужны прямые контракты по строительным работам? Смотрите подробнее об этом по данной ссылке.

2. Договор субподряда на выполнение строительных работ

Договор субподряда представляет собой договор подряда, который заключается генподрядчиком, при этом в качестве заказчика будет выступать он. а субподрядчик будет выступать в виде исполнителя.

Все требования по соглашению являются схожими с договором подряда, но при условии того, что в основном соглашении, которое заключается между заказчиком и генподрядчиком. В данном случае не указывается особый порядок по заключению договоренностей субподряда.
Генподрядчик должен на основании договора осуществлять контроль над работами, производить их оплату, а также предъявлять претензии, если были выявлены какие-либо нарушения.

В своевременном и надлежащем исполнении заданий имеет заинтересованность генподрядчик, при этом субподрядчик имеет наименьший интерес.
Все дело в том, что субподрядчик получает деньги за выполнение строительных работ, их ему оплачивает генподрядчик.

За выполнение всех видов работ в данной области несет ответственность генподрядчик перед заказчиком. По итогу невыполнения работ он понесет наибольшие убытки. Если вы генподрядчик или субподрядчик и вам нужен допуск СРО, то для вас будет полезна следующая информация по указанной ссылке.

Остались вопросы по договорам субподряда?

Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас — бесплатно!

3. Образец договора субподряда на выполнение работ

Договор субподряда на выполнение работ образец скачать

4. Видео-инструкция договор подряда

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

admin
Оцените автора
Ракульское