Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности

В советский период, в условиях существования исключительно государственной собственности на недвижимость, основной формой закрепления права владения и пользования землёй было право постоянного (бессрочного) пользования.

В дальнейшем в ходе земельной реформы подходы к закреплению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования пересматривались. Так, с даты введения в силу Земельного кодекса РФ в ст. 20 преду­сматривалось:

  • в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казённым предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование более не предоставляются;
  • ранее возникшее у граждан или юридических лиц право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется.

В дальнейшем после принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 171-ФЗ) нормы, регулирующие право постоянного (бессрочного) пользования, были исключены из ЗК РФ, что связано с исключением дублирования норм иными положениями ЗК РФ и ГК РФ.

В настоящее время в соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
  • казённым предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Указанный перечень лиц, которым может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, является исчерпывающим, и законодатель предусмотрел, что не допускается предоставление указанным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, за исключением двух случаев:

  • в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ).
Почитать  Льгота инвалидам на оплату отопления

Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 137-ФЗ) было предусмотрено сохранение ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и обязанность лиц, для которых ЗК РФ более не предусмотрено предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформить такое право на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, а в ряде случаев – в безвозмездное пользование или на условиях сервитута, а именно закреплено:

  • в рамках процедуры «дачной амнистии» граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно, при этом оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 закона № 137-ФЗ);
  • юридическим лицам, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, вменена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, могут переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 (п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ);
  • юридическим лицам вменено в обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 01.01.2016 (п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ).

При этом обозначенные в п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ положения не распространяются на случаи, когда земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

  • садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
  • организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками;
  • гаражным потребительским кооперативам.
Почитать  Образец служебной записки о нарушениях в работе и невыполнении обязанностей

Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. В то время как переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан и иным организациям, при которых были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, должно быть осуществлено до 01.01.2024.

Обязанность по переоформлению считается исполненной в случае государственной регистрации возникшего права собственности или заключённого договора аренды.

Нарушение обязанности по переоформлению в вышеуказанные сроки влечёт наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей (ст. 7.34 КоАП РФ). У публичных образований – собственников не переоформленных земельных участков при этом отсутствует право понуждать землепользователей к переоформлению в судебном порядке. Исковые требования о понуждении к заключению договоров купли-продажи или аренды таких участков суды оставляют без удовлетворения в связи с неправильно избранным способом защиты права [1] .

Не переоформленное после 01.07.2012 право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется и признаётся юридически действующим до его переоформления или регистрации отказа от него. Отказы в осуществлении кадастровых и регистрационных действий в отношении земельных участков или расположенных на них объектов недвижимости со ссылкой на недействительность права постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2012 являются незаконными. Также незаконными являются действия со стороны государственных органов и органов местного самоуправления по принудительному прекращению указанного права по мотиву пропуска срока на его переоформление.

Пропуск срока на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования не лишает правообладателя права требовать переоформления такого права на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность и до настоящего времени. Однако льготный порядок определения выкупной стоимости земельного участка, действовавший до 01.07.2012, распространятся на него уже не будет.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется по правилам, установленным главой 5.1 ЗК РФ, и оформляется соответствующим решением уполномоченного органа.

В соответствии с п. 5 ст. 39.14 ЗК РФ в случаях переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 53 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании заявления об отказе от такого права. При этом указанной статьёй предусматривается и сама процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ввиду отказа от данного права, что не позволяет отождествлять данную процедуру с подачей заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренного п. 5 ст.

39.14 ЗК РФ.

В этой связи следует отметить, что подача заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком имеет своей целью обеспечение переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды, поскольку в настоящее время ни гражданским, ни земельным законодательством не предусматривается возможность принадлежности земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одному лицу на нескольких видах прав одновременно. В этой связи удовлетворение такого заявления возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка или договора его аренды.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно в следующих случаях:

  • при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ, а именно при:

– использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

– невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

– невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

– создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных п. 11 ст. 55.32 ГрК РФ, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями;

  • при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

[1] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2017 № Ф05-18117/2017 по делу № А41-5992/2017.

Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности

В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем случае собственником земли быть необязательно, но иметь при себе документ, подтверждающий такое пользование, требуется по закону.

Для получения правоудостоверяющих документов пользователь предоставляет соответствующим органам правоустанавливающие документы, которые доказывают возникновение прав на участок. В связи с этим, целесообразно разграничить эти виды и выявить их юридический статус.

Разграничение видов

Правоустанавливающие

Правоустанавливающими документами являются те, которые непосредственно фиксируют право пользования за конкретным лицом. В общеюридической практике ими выступают договоры:

  • Передачи земли или ее части в пользование за ренту.
  • Аренды, субаренды, дарения, свидетельство о наследстве.
  • Совместного пользования землей в садовых товариществах, на землях сторонних организаций и т.д. (о заключении договоров на совместное пользование наделов читайте тут).
  • Временного или пожизненного пользования землей.

Все четыре объединяют два признака. Их невозможно получить в государственных органах и они связаны с объектом сделки между сторонами. Другими словами, они дают основания для регистрации прав в государственных структурах Росреестра.

Т.е., без оригинала правоустанавливающего документа нельзя получить государственную поддержку при решении спорных вопросов (регистрация, продажа, аренда, дарение, отчуждение).

Права пользования установлены главой 4 ЗК РФ. В соответствии со ст. 21 — 24 выделяют четыре вида правоустанавливающих документов: договор аренды, договор комплексного освоения территории, договор о сервитуте или ограниченном пользовании земельным участком (ЗУ), договор безвозмездного пользования. Причем, сделки с муниципальными органами власти в эту категорию не относятся.

Как правило, земля передается пользователя по акту или свидетельству, которые проходят как правоудостоверяющие.

Правоудостоверяющие

Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости. К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации. Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:

  • Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
  • Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
  • Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
  • Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.

Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей:

А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей:

Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.

Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.

Не все правоудостоверяющие документы на право владения нуждаются в государственной регистрации, а только те, которые заключены на срок менее одного года (с исключениями). Уточнения и правила записаны в законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что подтверждает владение ЗУ?

Свидетельство о собственности на земельный участок

Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача. Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.

Справка бессрочного (постоянного) обладания

Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.

Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.

  • Скачать бланк справки о пользовании земельным участком
  • Скачать образец справки о пользовании земельным участком

Государственные документы на собственность

Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.

Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.

Договор аренды

Договор аренды констатирует факт передачи земли в пользование лишь от части. При совершении сделок с частными негосударственными организациями по договору ренты или аренды право пользования считается полностью обоснованным и не требует предоставления подтверждающих документов на земельный участок в Росреестр (чек, нотариальное заверение сделки, договор).

Однако, органы местного самоуправления часто устанавливают свои механизмы, предполагающие получение дополнительных разрешений для использования земли по назначению. А в случае с частными договорами между негосударственными структурами или лицами в некоторых случаях все же потребуется оформить сделку с регистрацией в Росреестре. В этом случае документ будет считаться правоудостоверяющим.

Юридическая сила бумаг, выданных в советское время

Права пользования, возникшие еще при Советском Союзе, остаются действительными и имеют юридическую силу наравне с действующими документами, подтверждающими такие права. К ним могут быть отнесены:

  • Решения местных администраций и сельсоветов о передаче земли в бессрочное пользование.
  • Акты совхозов и колхозов о передаче надела.
  • Постановления, констатирующие переход права собственности выкупленных земель; судебные решения.
  • Выписка из похозяйственной книги и др.

Переоформления таких документов не требуется (до 1998 г.). Росреестр перенес все данные о таких ЗУ в новую базу с учетом зарегистрированных ранее прав владения и пользования. Но права собственности должны быть оформлены по новым правилам.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками мы рассказали в отдельной статье.

Что делать, если официальное подтверждение утрачено?

Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.

При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).

Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.

Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование

Право пользования землей — одна из наиболее распространенных форм использования земельных участков, когда земля не находится в собственности, но ею можно пользоваться в своих интересах, в том числе и для извлечения прибыли.

Однако, для того, чтобы полноценно извлекать максимальную выгоду из имеющегося ресурса, необходимо правильно оформить право пользования землей.

Законодательное регулирование права пользования

Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Право недвижимости

Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.

Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта регламентируется также и порядок установления права пользования землей в зависимости от их целевого назначения.

Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.

Какими документами закрепляется право пользования земельными участками

Закрепление права пользования на землю может осуществляться получением различных документов, которые смогут подтвердить законность возникновения такого права.

купля-продажа земли через посредника

К таким документам будут относиться:

  • Государственный акт о предоставлении участка в пользование;
  • Договор о праве пользования землей, заключенный между собственником участка и лицом, которое будет пользоваться им в своих целях;
  • Свидетельство о праве пользования.

Государственный акт о предоставлении участка в пользование выступает в качестве одного из ключевых документов, на основе которых производится регистрация права пользования.

Этот документ имеет равную юридическую силу с другими подтверждающими документами и может выступать в качестве основания для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Этот документ оформляется путем подписания соответствующего постановления главой администрации муниципального образования или руководителем специально уполномоченного органа субъекта федерации.

В рамках этого документа дается подробное описание тех целей, для которых участок предоставляется, на какой срок устанавливается право, а также какие требования устанавливаются к пользователю (например, компании предоставляются в постоянное бессрочное пользование участки, предназначенные для осуществления индивидуального жилищного строительства.

кадастровые документы на землю

Эти участки компания может продать, но при оформлении документов обязательно должна произойти переуступка прав собственности, то есть выкуп участков будет происходить у компании, которая их выкупит у государства).

Договор пользования также выступает в качестве одного из документов, на основании которого происходит оформление права пользования с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Составление этого договора должно происходить в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В таком договоре должны быть даны подробные характеристики участка, предоставляемого в пользование, а также зафиксированы все права и обязанности сторон-участниц.

При этом, одной из сторон при заключении такого соглашения, может выступать государство в лице его уполномоченных органов или должностных лиц.

Свидетельство о праве пользования землей выдаётся уже после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

кадастровые документы на участок

Этот документ носит характер обязательного и подтверждает право полноценного использования конкретного участка (идентификация надела в этом случае происходит на основании присвоенного ему кадастрового номера) в целях, определенных его назначением (для индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д.).

Все эти документы выдаются уполномоченными органами на основании заявления лица, желающего получить участок в пользование. При этом, ошибочно считать, что подать такое заявление может только физическое лицо. Юридические лица в виде организаций разных форм собственности и уставного характера также могут выступать в качестве просителя наделить его правом пользования землей.

Как осуществляется регистрация права пользования

Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.

Процедура регистрации права пользования на землю осуществляется путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.

договор купли-продажи нежилого здания

Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:

  • Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
  • Кадастровые документы на него;
  • Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
  • Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
  • Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.

Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.

На такую проверку устанавливается срок в десять дней с момента подачи заявления.

Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.

Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.

земельный кодекс РФ

Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.

Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.

Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.

Переоформление права пользования

земля под строительство

Переоформление права пользования осуществляется в том случае, если первоначально оно было предоставлено до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса.

В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.

Этот вариант подразумевает предоставление для оформления свидетельства только заявления, а также кадастровых документов и старых правоустанавливающих.

Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.

Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Вы хотите отказаться от приватизации? Наша статья подробно вам разъяснит все плюсы и минусы этого решения!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

Судебная регистрация

В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.

Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.

Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение по делу, необходимо грамотно составить исковое заявление.

В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.

Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.

документы для получения участка

К таким документам будут относиться:

  • Копия заявления о регистрации права пользования;
  • Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
  • Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
  • Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.

Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.

Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:

Так, например, 21 декабря 2016 года Ленинский районный суд города Астрахани вынес решение о признании законными требований регистрации права собственности и пользования, предъявленных истцом к администрации соответствующего муниципального образования и руководству СНТ, в рамках которого находится спорный участок.

24 января 2017 года Яшалтинский районный суд Республики Калмыкии вынес решение отказать в удовлетворении требований истца о признании и регистрации за ним права пожизненного наследуемого пользования землей для организации крестьянского хозяйства. Обосновано такое решение суда выявленными в ходе рассмотрения дела нарушениями со стороны истца в использовании участка в соответствии с его целевым назначением. Именно по этой причине в регистрации права пользования администрация района истцу отказала.

Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.

3.1. Право собственности на земельные участки

Земля может находиться в частной (граждан и юридических лиц) или публичной (государственной) собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами [1] .

Что касается иных форм собственности на землю, то таковых текущим законодательством не предусмотрено. Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц и является, таким образом, разновидностью частной собственности.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. 5–5.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, так же как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе 7 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Во-первых, земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Таким случаем, в частности, является ст.

16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ином случае сделка по приобретению земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, совершённая в нарушение федеральных законов, является ничтожной [2] .

В-вторых, не могут быть приватизированы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п. 8 ст. 27, п. 12 ст.

85 ЗК РФ).

В-третьих, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Таких случаев установлено два: указанные лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды [3] , а также названные лица не могут обладать земельными участками в границах морского порта [4] .

Владение землёй означает иметь возможность обладать им как своим собственным, допускать или ограничивать допуск к нему третьих лиц.

Пользование землёй – это возможность извлекать её полезные свойства, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Например, собственник земельного участка вправе обращать в свою собственность плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования земельного участка. Это положение соответствует ст. 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Собственник земельного участка вправе огородить земельный участок и ограничить доступ на него третьих лиц. Если же собственник подобных действий не совершил или иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику [5] . При этом поскольку речь идёт только о проходе, субъектами данного права могут быть исключительно физические лица. Это право распространяется на любой земельный участок, независимо от формы собственности.

Однако действующим законодательством допускаются и случаи, при которых граждане могут свободно находиться на открытых для доступа земельных участках, т. е., по сути, речь идёт о земельных участках общего пользования, а также природных объектах как в черте населённых пунктов, так и за их пределами, где допускается свободное пребывание граждан. Такие случаи действуют только в отношении земельных участков, находящихся в собственности публичных образований.

Пределы пользования природными объектами, расположенными в общедоступных местах, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а также могут определяться собственником земельного участка. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК РФ). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст.

11 ЛК РФ). Ст. 221 ГК РФ устанавливает правило о возможности приобретения права собственности на общедоступные для сбора вещи, которое может применяться при присвоении водных, лесных ресурсов в период пребывания на общедоступных территориях.

За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования предусматривается административная ответственность.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка также вправе:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводнённые карьеры в соответствии с законодательством РФ;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешённым использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Данная статья называет только некоторые права собственников земельных участков по их использованию. И это вполне объяснимо, так как перечислить всё, что может делать собственник на своём земельном участке, практически невозможно, поэтому, назвав наиболее важные права, законодатель указал, что собственник может осуществлять и другие права по использованию земельного участка. Правда, речь всё равно идёт о правах, «предусмотренных законодательством».

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землёй и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с земельным законодательством земля должна использоваться прежде всего в соответствии с её целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешённым использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст.ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст.

304 ГК РФ).

[1] См., например, Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 14182/12 по делу № А56-40992/2011.

admin
Оцените автора
Ракульское