Когда оформляется обоюдная вина при ДТП, и какие последствия ожидают участников происшествия

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Кто кому платит при «обоюдке»?

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ГК ему обязаны компенсировать причиненный ущерб. Выплата производится пропорционально степени вины.

Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным.

Почитать  Нарушение застройщиком сроков сдачи дома что делать

В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату.

Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде.

Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50.

Если в разной, то процент виновности установит суд.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:

  • Административная – протокол выписывается на всех виновников.
  • Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
  • Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет

«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.

Порядок действий при обоюдной аварии

Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:

  • Участники аварии должны остановить транспортные средства.
  • Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
  • Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника.

Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба. Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении.

В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода.

Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей.

Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Дата актуальности материала: 29.04.2022

Оформление обоюдной вины при ДТП

Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП. Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.

Нормативная база

Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Определение обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной.К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.

Степени вины

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты.

И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  • Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

    Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Порядок возмещения ущерба

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в статье 1083, где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств.При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс. рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс. рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей.

Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Выплата по КАСКО при обоюдной вине

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере.Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками?В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

  • Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине?

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до лишения права управления транспортным средством, вне зависимости от степени вины.

Ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом

Дорожно-транспортные происшествия всегда представляют собой серьезное испытание для нервной системы водителя. Но что делать, если в ДТП попало авто, собственником которого является другой человек? Кто несет ответственность за случившееся и каковы могут быть последствия для владельца транспортного средства?

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден. Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии).

В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый. Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.).

В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Административная ответственность собственника при ДТП наступает при передаче управления лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, и составляет 30000р и лишение права управления ТС для собственника на срок от 1,5 до 2 лет (КоАП 12.8 ч2). Если же водитель не получал водительского удостоверения или лишен ВУ, то штраф для собственника авто в этом случае составит 30000р согласно статье 12.7 КоАП.

Когда наступает ответственность водителя авто по доверенности при ДТП?

При совершении ДТП ответственность (уголовная или административная) ложится на человека, управлявшего ТС в момент аварии. Он должен быть вписан в полис ОСАГО.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда водитель осуществляет управление транспортным средством по доверенности. Нотариально заверенный документ не является обязательным условием для того, чтобы сесть за руль чужого авто.

В настоящее время доверить право управления транспортным средством можно и без оформления доверенности и заверения ее у нотариуса. Поэтому большинство собственников предпочитают избегать ненужных сложностей. Последствия ДТП для водителя автомобиля возникают в этом случае:

  • Гражданский Кодекс РФ Статья 1079. В ней приведен подробный перечень деятельности, которая связана с повышенной опасностью для жизни человека. И управление транспортным средством названо в числе первых.
  • Согласно той же статье 1079 Гражданского Кодекса РФ субъектом ответственности признано лицо или организация, которая является собственником транспортного средства.
  • Постановление Пленума ВС РФ от 28 апреля 1994г п.19 гласит, что собственником может являться организация или гражданин, которые осуществляют эксплуатацию источника повышенной опасности. Основанием для этого является установленное право собственности, нотариально заверенная доверенность и т.д.

Взыскание компенсации за моральный ущерб, средств на оплату лечения или возмещение расходов на восстановление автомобиля (в случае, если страховые выплаты не покрывают стоимость восстановления или ремонтных работ) в судебном порядке могут осуществлять с собственника ТС(Гражданский Кодекс статья 1079). Если же владелец предусмотрительно оформил нотариальную доверенность, вписал водителя в полис ОСАГО или заключил с ним договор аренды, то гражданскую ответственность за причиненный ущерб будет нести водитель, находящийся за рулем авто при ДТП.

Солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя

Солидарная ответственность собственника и водителя — явление довольно редкое. Она может возникнуть в том случае, если ущерб от ДТП превышает максимальные выплаты страховой компании. А у водителя отсутствует имущество, за счет которого могут быть полностью осуществлены выплаты пострадавшей стороне.

Пострадавшая сторона имеет право выбора при выдвижении требований о возмещении ущерба.Претензии могут быть предъявлены как к одному, так и к нескольким лицам. Судебная практика в данном вопросе достаточно обширна и при вынесении решения судья учитывает множество нюансов произошедшего.

Таблица ответственности

Степень ответственности совершенного деяния напрямую связана со степенью тяжести последствий, возникающих в результате ДТП:

На основании вышеуказанных нормативных актов суд рассматривает каждый конкретный случай и выносит решение о степени ответственности и виде наказания для виновника ДТП.

Уголовная ответственность собственника авто при дорожной аварии, совершенной другим лицом

При нанесении тяжкого вреда здоровью или в случае смерти пострадавшего в ДТП, на основании статей 264 и 268 Уголовного Кодекса РФ, виновным признается лицо совершившее данное деяние умышленно или же без злого умысла. В любом случае, собственник транспортного средства не может быть признан виновным (даже если он находился в салоне авто, но не был за рулем), поскольку деяние совершено водителем, который управлял автомобилем.

Административная ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом

Законодательная база утверждает, что собственник автомобиля может понести административное наказание в том случае, если дорожную аварию совершил другой человек. Ответственность ожидает владельца в том случае, если он:

  • Доверил управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Передал право управления транспортным средством лицу, у которого отсутствует водительское удостоверение или же он не имеет при себе ВУ.
  • Доверил управление ТС человеку, а при совершении ДТП виновник скрылся с места преступления. Но авария была зафиксирована при помощи современных средств фото и видеофиксации (дорожных камер) КоАП 2.6.1.

В случае совершения ДТП административное взыскание не получает собственник, автомобиль которого был угнан с места стоянки. Единственным условием является своевременное официальное заявление об угоне, оформленное надлежащим образом.

Гражданская ответственность собственника ТС в результате дорожной аварии, совершенной другим лицом

Под гражданской ответственностью закон подразумевает выплаты пострадавшему, связанные с возмещением расходов на лечение, компенсацией морального вреда или расходов на восстановление поврежденного имущества. В результате судебного разбирательства возмещение ущерба возлагается на собственника ТС.

Существует ряд исключений, при которых владелец ТС (если не он находился за рулем в момент совершения ДТП) освобождается от гражданской ответственности:

  • Автомобиль на момент ДТП находится в угоне и собственник официально заявил об этом в полиции.
  • Пострадавший действовал умышленно, что было выявлено в результате следственных действий.
  • Пострадавший действовал неосторожно. В этом случае судья может существенно уменьшить размер выплат.
  • За рулем транспортного средства находилось лицо, которое имеет право на управление автомобилем на основании нотариально заверенной доверенности.

Но последний пункт имеет одно весьма значительное ограничение. Если собственник присутствовал в салоне машины, то избежать гражданской ответственности не получится. Суд признает, что автомобиль находился в его распоряжении и все выплаты ложатся на плечи собственника.

Кто обязан возместить ущерб собственник или водитель?

Согласно законодательной базе РФ возмещение ущерба в результате ДТП возлагается на собственника транспортного средства, за исключением тех случаев, когда:

  • Транспортное средство на момент совершения ДТП находилось в угоне и владелец оставил официальное заявление в отделении полиции.
  • За рулем находилось лицо, имеющее нотариальную доверенность на право управлением транспортным средством. Или же иной документ, подтверждающий передачу автомобиля во временное пользование (например, договор аренды).

В этих случаях возмещать ущерб придется не собственнику, а лицу, осуществлявшему управление ТС.

Взыскание ущерба ДТП с водителя собственником

Нередки ситуации, когда на предприятии сотрудник может взять служебный автомобиль не только для выполнения своих непосредственных обязанностей или поездки по делам фирмы, но и после окончания рабочего дня. Согласие руководства дает право использовать корпоративное авто для личных целей, например, чтобы добраться на работу. И если водитель попадает в ДТП, то собственник может взыскать с него ущерб.

В каких случаях и как следует поступить, чтобы не нарушить действующее законодательство?

Если дорожно-транспортное происшествие случилось в рабочее время или сотрудник ехал по делам компании (т.е выполнял служебное задание), то необходимо провести внутреннее расследование. Его результаты помогут оценить степень вины водителя, а также соблюдение режима труда и отдыха во время движения транспортного средства. На основании полученных данных при явной вине сотрудника компания может взыскать с него ущерб, который представляет собой уменьшение личного имущества фирмы или ухудшение его состояния.

Иными словами, работник должен компенсировать ремонт автомобиля.

Если размер выплат для потерпевшей стороны оказывается больше суммы страховки, то собственник авто (в данном случае работодатель) по решению суда обязан возместить недостающую сумму, включая компенсацию морального вреда и затрат на лечение. Однако, если вина работника доказана, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, который будет осуществляться либо единоразово (по соглашению сторон), либо компания будет вычитать из заработной платы своего сотрудника определенную сумму.

Если водитель и собственник не состоят в трудовых отношениях и не удается решить проблему с компенсацией ущерба в добровольном порядке, то единственным вариантом остается обращение в судебную инстанцию. Помощь квалифицированного юриста, грамотно составленное исковое заявление и проведение экспертиз позволит владельцу автомобиля компенсировать ущерб за счет средств водителя.

Можно ли обжаловать решение о возмещении ущерба?

После вынесения судом решения о возмещении ущерба обе стороны могут обжаловать такой вердикт. Согласно законом РФ на это имеют право и пострадавшая сторона, которая считает решение недостаточно полным. И виновник ДТП, имеющий основание думать, что не только его действия повлекли за собой аварийную ситуацию на дороге.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены.В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу.Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д.Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области.Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);

Важно понимать, что подавать апелляцию на решение суда об ответственности собственника авто при ДТП следует в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, в данном случае, будет обязательным для каждого участника ДТП.

Нюансы

При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:

  • Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
  • Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.

Не менее важным нюансом становится то, что сотрудник несет материальную ответственность перед работодателем в размере, своего среднемесячного заработка.

При каких нарушениях ПДД можно стать виновником ДТП автоматически? А когда не признают виновным?

Автоматическая виновность в ДТП

То или иное нарушение ПДД может привести к виновности в произошедшем дорожном происшествии. Это причинно-следственная связь, и именно ей руководствуются в судебной практике 2024 года. Однако, в практике правоприменения и упрощения самим себе работы сотрудники ГИБДД и даже судьи могут признать виновным водителя автоматически при определённых нарушениях.

Такого в современном законодательстве быть, конечно же, не должно. О том, что делать, если вы оказались в такой ситуации и о каких случаях идёт речь, выясняем в данной статье.

Как определяется виновность в ДТП в 2024 году?

Здесь важно понимать следующую тонкость. Ответственность в настоящее время предусмотрена в двух направлениях касательно обсуждаемой нами темы:

  1. административная или уголовная виновность и соответствующие наказания от органов власти; а цель этой меры ответственности – пресечение дальнейших попыток нарушений,
  2. гражданская ответственность – это, собственно, обязанность того участника ДТП, которого признали виновником происшествия, возместить вред, который причинён его виновным действием.

Таким образом, в 2024 году при ДТП водитель несёт ответственность в общих случаях по меньшей мере дважды: ему выписывают штраф или в его отношении применяют уголовные наказания, а также ему предстоит, вне зависимости от наказаний, оплатить причинённый ущерб потерпевшим лицам.

Но не любое нарушение делает виновником ДТП!

Но иногда бывают ситуации, когда, например, приехавшие на место аварии сотрудники ГИБДД выписывают штрафы обоим участникам. К примеру, первому – за непредоставление преимущества на перекрёстке, а второму – за отсутствие полиса ОСАГО.

Так вот, не любое нарушение ПДД и других законов и нормативных актов является причиной начала гражданской ответственности лица. Если бы дело обстояло иначе, то в примере выше обоих участников признали бы виновниками ДТП, и каждый стал бы обязан возместить вред в размере 50% от причинённого им же ущерба. Точнее, водитель, не уступивший дорогу, возместил бы его за счёт своей страховки ОСАГО.

А вот второй – ввиду отсутствия у него полиса – компенсировал бы ущерб из своего собственного кармана.

Общий порядок возмещения регулирует статья 1064 Гражданского кодекса РФ. Здесь говорится о том, ущерб подлежит возмещению в полном объёме лицом, который его причинил. И здесь кроется важная тонкость: противоправное деяние должно быть непосредственной причиной доставления такого вреда для наступления гражданской ответственности. Если оно не является причиной, значит, вред нанесён по другой причине.

Например, если водитель был пьян, скрылся с места ДТП, не имел страховки ОСАГО, был лишён водительских прав – всё это не делает его виновником ДТП и не может сделать. Причиной аварии становится такое нарушение, которое лежит в причинно-следственной связи со столкновением. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, неуступление дороги автомобилю или пешеходу и другие.

И суды именно в такой логической цепочке рассматривают дела с дорожными происшествиями в плане определения виновников.

Нарушение как причина ДТП

Так, например, указано в высшем судебном акте Российской Федерации – одном из постановлений Пленума. В ППВС №25 от 9 декабря 2008 г., в пункте 5, судьи постановили нижестоящим судам буквально следующее:

5. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями.

Тонкость автоматической вины в административном и уголовном законодательстве

Между тем, есть определённое подспорье уклона в сторону автоматической виновности в ДТП в судебной практике 2024 года в одном виде расследуемых происшествий.

Нарушитель не имеет преимущества – мнение Верховного суда РФ

Заключается оно в том, что если водитель движется там, где ему ехать запрещено, то его могут признать виновником даже в том случае, если другой автовладелец ударил его машину, совершая манёвр.

Например, первый едет по обочине, опережая колонну пробки. Второй в это время решает перестроиться на обочину, чтобы остановиться, не посмотрев в зеркала, и происходит ДТП. Ранее существовала простая судебная практика: кто перестраивался – тот и виноват.

И, если якобы один из водителей не совершал никаких манёвров, то откуда ему быть виноватым – ехал и ехал себе прямо.

При этом, тот факт, что второго автомобиля на обочине быть не должно, не принималось во внимание, потому что причиной называли именно небезопасное перестроение. А доводом приводилось то, что если бы на месте движущейся по обочине машины шёл пешеход или ехал велосипедист, то предотвратила бы такое замещение ситуации ДТП? Очевидно, нет, ведь первый водитель всё равно бы не посмотрел в зеркало заднего вида!

Однако, такая практика судов изменилась совсем недавно. И ключ здесь кроется в согласовании терминов из ПДД. Объясним логическую цепочку.

  1. Уступить дорогу – запрет ПДД начинать, продолжать или возобновлять движение, если это вынудит других участников, имеющих преимущество изменить скорость или траекторию движения.
  2. Преимущество или приоритет – это право на первоочередной проезд в намеченном направлении (при пересечении траекторий движения транспортных средств не только в пространстве, но и во времени).

Из самого определения преимущества следует, что оно неразрывно связано с правом на движение в намеченном направлении. А тот, у кого такого права нет, не может иметь и первоочередное такое право.

Объясним проще: если у водителя нет права на проезд по намеченной траектории, то и преимуществу у него взяться неоткуда, так как право на первоочередное движение неразрывно связано непосредственно с правом на движение.

Именно так указал Верховный суд, но уже в другом своём Постановлении Пленума – №20 от 25 июня 2019 г., в пункте 14:

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается(например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Таким образом, если у какого-либо водителя не права ехать в намеченном направлении, то обязанности уступить дорогу у других водителей не наступает. Если не было обязанности, то ничего не нарушено у вторых. Следовательно, причиной ДТП становится именно запрет движения по запрещённой траектории первым автомобилистом.

Это некое подобие автоматической виновности в ДТП.

Но, как вы наверняка уже поняли, работает такое это только в отношении непосредственной обязанности уступать дорогу. Например, если водитель едет в состоянии алкогольного опьянения, то это не образует запрета двигаться в намеченном направлении (хотя, запрет на движение в его отношении присутствует в принципе – он не должен был садиться за руль в нетрезвом виде). То есть это работает только при непосредственном наличии манёвров или конкретной дорожной ситуации, а не в общем.

Иначе можно было бы автоматически признавать виновниками ДТП непристёгнутых водителей или даже везущих не пристёгнутых пассажиров (ведь в этом случае ПДД также предписывает обязанность не начинать движение, пока все не наденут ремень).

Автоматическая вина и право на движение по ПДД

Единственный законный случай, когда вас признают виновником автоматически

Однако, есть ещё одна дорожная ситуация, когда у вас может наступить ответственность автоматически. Нет, речь, на самом деле, не идёт о виновности априори. Именно о наступлении гражданской ответственности даже при отсутствии вины у водителя.

Причина тому – статья 1079 Гражданского кодекса. Её часть 1 указывает на то, что если вы водите автомобиль, то управляете источником повышенной опасности (далее – «ИПО»). Следовательно, при причинении вреда здоровью или жизни других людей такой ущерб подлежит возмещению в любом случае – даже если вы не виноваты.

Исключением являются грубая неосторожность или умысел самого пострадавшего.

При этом, обратите внимание, что эта норма закона работает только в двух случаях:

  1. владелец ИПО причинил вред не владельцу ИПО (пешеходу, пассажиру, велосипедисту); если в результате пострадал или погиб водитель другой машины, то он тоже являлся владельцем ИПО, поэтому в этом случае работает только статья 1064 ГК РФ,
  2. при этом, пострадавший может обратиться за компенсацией вреда к любому участнику ДТП (как мы выяснили, даже невиновному); к примеру, водитель первого авто въехал на красный сигнал светофора во второй автомобиль, в котором также находился пассажир; и тогда этот пассажир может предъявить требования водителю, который вёз его, даже если последний был невиновен в аварии,
  3. отношение ИПО к неИПО работает в равной степени как автомобиль-пешеход и автомобиль-велосипедист; но также это работает в отношении велосипедист-пешеход; это означает, что если велосипедист сбил пешего участника по вине последнего, то двухколёсный также является ИПО, согласно судебной практике 2024 года.

Могут ли меня признать виновником автоматически при нарушениях ПДД?

Теперь давайте, собственно, вкратце рассмотрим примеры вышеуказанных норм законодательства.

Если ехали в состоянии опьянения

Как мы уже выяснили выше, алкогольное или наркотическое опьянение не может стать причиной ДТП. Равно как оно не образует ликвидации права на преимущественный проезд. Поэтому сам нетрезвый вид водителя за рулём автомобиля не может быть непосредственной причиной происшествия.

Да, нередко сотрудники ГИБДД и судьи могут иметь предвзятое отношение к пьяному лицу и сделать его виноватым в спорных ситуациях на практике. Однако, автоматически это вину не определяет.

Если скрылись с места ДТП

Здесь всё также, как и с состоянием опьянения. Однако, в данной ситуации правонарушения разительно увеличивается риск стать виновником ДТП. Ведь у того, кто не уехал с места происшествия, остаётся преимущество в виде дачи «удобных» ему объяснений обстоятельства аварии, и всё может повернуться совсем не в сторону вашей невиновности.

Как результат, будет лишение водительских прав за скрытие с места ДТП, а ещё штраф или другое наказание за нарушение, ставшее его причиной, и гражданская ответственность по компенсации вреда. Причём, если у вас есть действующий полис ОСАГО, но вы оставили место происшествия, то страховая вправе выставить в вашем отношении регресс.

Скрылся с места ДТП

Если управляли, будучи лишёнными водительских прав

И это тоже не делает водителя виновником ДТП автоматически. Здесь и добавить нечего – факт течения срока лишения прав не может лежать в причинно-следственной связи со столкновением транспортных средств.

При превышении скоростного режима

А вот здесь очень часто вина может быть переложена на того, кто превышал скорость – по меньшей мере частично. Такие ситуации, причём, зачастую неразрывно связаны с обязанностью другого участника уступить дорогу. И потому здесь может работать судебная практика «нарушитель не имеет преимущества», описанная выше.

Но фактически на практике 2024 года решения судов по таким ДТП имеют чёткую тенденцию по распределению обвинений:

  • либо частичная виновность превышающего скорость (часто), так как его нарушение усугубило тяжесть последствий от ДТП,
  • либо полное переложение вины (реже) в случаях, когда скорость превышена значительно (например, мотоциклист ехал 200 км/ч там, где разрешено 60).

В последнем случае суды (часто на основании автотехнической экспертизы) указывают, что при таких значительных превышениях другие участники движения просто не имеют объективной возможности оценить скорость «оппонента», чтобы также объективно решить, появляется ли обязанность уступить дорогу. Ведь помните, выше мы уже упоминали, что для наступления такой обязанности траектории движения транспортных средств должны обязательно пересекаться (иначе никто никого не вынудит изменить скорость или траекторию движения). Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени.

И ещё одна важная тонкость. Помните, что превышение на 19-20 км/ч как не штрафуемый порог – это тоже превышение. Поэтому даже если вы, например, едете 92 км/ч там, где разрешено 90, то это не приведёт к штрафу, но может стать причиной переложения степени вины на вас в случае ДТП (хотя здесь экспертам ещё предстоит доказать, как 2 км/ч могла повлиять на увеличение тяжести последствий или объективную возможность предотвратить столкновение другими участниками).

Если сбили пешехода или велосипедиста

Это наиболее яркая ситуация правоприменения статьи 1079 Гражданского кодекса, описанной выше. Однако, ещё раз напомним, что речь здесь идёт не об автоматической виновности – вовсе нет, виновником вы не становитесь безапелляционно. Речь идёт о безусловной обязанности возместить вред, причинённый источником повышенной опасности.

Плюс от отсутствия виновности здесь в том, что, к примеру, уголовному наказанию водитель уже не будет подлежать.

Виновность владельца источника повышенной опасности

Если выехали на красный свет светофора

А здесь видим яркий пример того, что выехавший на запрещающий сигнал не имел права на движение в намеченном направлении. Следовательно, не имел и приоритетного права на проезд перекрёстка.

Вот только на практике 2024 года участники таких ДТП часто «утыкаются» в отсутствие доказательств и, как следствие, обоюдную вину. По крайней мере, при отсутствии у них видеорегистраторов в автомобилях.

Если нет действующего техосмотра

В последнее время в интернете распространяется довольно странный миф о том, что якобы по новому закону, если у водителя, передвигающегося на автомобиле, нет действующей диагностической карты, то его автоматически признают виновником ДТП. Аргументация здесь простая – якобы в таком случае водитель не имел права на движение, и потому виноват был изначально.

Это совсем не так. Дело в том, что поправки в законодательстве по данной теме, действительно, были. Но они затронули право регресса страховой компании к виновнику ДТП, если оно произошло при выполнении одновременно следующих критериев:

  • машина не прошла техосмотр, либо диагностическая карта просрочилась,
  • водитель стал виновником ДТП,
  • сама авария произошла по причине неисправности автомобиля.

Только в этих случаях страховщик сможет выставить регресс виновнику. Однако, об автоматическом признании виновником в таком ДТП речи, конечно же, не идёт.

Автоматическая вина при изменениях конструкции автомобиля

А теперь выясним, могут ли повлиять те или иные конструктивные изменения в машине на виновность. Разумеется, само по себе изменение конструкции не может, как мы уже выяснили выше, повлиять формально и безусловно на причину происшествия. Однако, косвенно это может служить либо большим весом для распределения степени вины, либо отягчающим фактором при назначении наказания.

Тонировка

Только если по результатам разбора в ГИБДД или суде выяснится, что ДТП можно было бы избежать, если бы была обеспечена видимость со стороны водителя более 70%, как того требуют действующие в 2024 году «правила тонировки», тогда это приведёт к виновности в происшествии.

Речь идёт о том, что в прямой причинно-следственной связи будет находиться то обстоятельство, что водитель не смог предотвратить ДТП, потому что не успел заметить опасность на дороге из-за излишне тонированных стёкол. Но и в этом случае чаще всего такому автолюбителю будут вменять нарушение пункта 10.1 ПДД (про неверно выбранный скоростной режим в соответствии с условиями видимости) – и именно 10.1 станет в причинно-следственную связь с дорожно-транспортным происшествием.

Изменённая тормозная система

Переделанные тормоза вообще на практике проверяют (собственно, и обнаруживают саму переделку) в рамках уголовных дел по ДТП. Дело в том, что когда причинены тяжкие последствия и/или смерть другим людям, то часто проводятся экспертизы, которые устанавливают, смог бы водитель предотвратить аварию, были бы у него исправны тормоза.

И в случае, если выяснится, что тормозной путь оказался выше, чем должен был бы быть в значениях, указанных заводом-изготовителем автомобиля, то часть степени виновности может лечь на водителя такого автомобиля. Но, опять же, это не должно зависеть от факта переделки тормозной системы. И в случае «стоковых» тормозов такое может быть.

Тонированные задние фонари и ДТП с наездом в заднюю часть автомобиля

Развеем ещё один миф – якобы тонировочная плёнка на задних фонарях делает автоматически виновником водителя такого авто в случае, если его ударят в зад. Это не так! В подавляющем большинстве случаев судебной практики 2024 года постановление выпишут водителю, не соблюдавшему дистанцию.

А тонировку фонарей чаще всего не установят в причинно-следственной связи с аварией.

Впрочем, есть редкие судебные акты, где очень небольшую степень вины вешают на любителя тонироваться световые приборы.

admin
Оцените автора
Ракульское