Как получить архив показаний ипу тепловой энергии у ук

В последний месяц отопительного сезона, со слов управляющей компании, была поломка общедомового теплосчетчика. В связи с этим расчет по квитанции за отопление и ГВС был сделан по среднему показателю за девять месяцев отопительного сезона (сумма в разы больше). Кто несет ответственность за поломку общедомового теплосчетчика и возможно ли оспорить начисленную сумму?

Микаил Камилов
Консультаций: 52

В соответствии п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества.

В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обеспечивать работоспособность общедомовых приборов учета и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в многоквартирном доме должно лицо, ответственное за содержание общего имущества, т.е. домоуправляющая компания (ТСЖ, ЖСК).

Оспорить размер начисленной суммы возможно только в случае, если начисление суммы рассчитано неправомерно.

В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Почитать  Как рассчитывается плата по истечении сроков поверки счетчиков воды

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении указанного в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно пп. «в» п. 21 и пп. «з» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, необорудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективного (общедомового) прибора учета, определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 59, 60).

Обратите внимание: если норматив рассчитан за период 9 месяцев начиная с даты поломки, то он рассчитан верно. Если же при расчете намеренно взяты 9 месяцев отопительного сезона без привязки к дате поломки общедомового прибора учета, то в таком случае можно в судебном порядке обжаловать размер начисленной суммы.

Оплата тепловой энергии по ОДПУ

Многоквартирный дом оборудован приборами учета тепловой энергии. Во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета расхода тепловой энергии. После очередного прохождения поверки приборов управляющая компания отказалась учитывать индивидуальные показания, выставляет счет по ОДПУ. Мотивирует тем, что поверку приборов прошли менее 90% квартир дома.

Законно ли начисление оплаты тепловой энергии по ОДПУ при снятии показаний по индивидуальному ПУ?

Юлия Комиссарова
Консультаций: 40

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно п.42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пп. «а» п. 82 Правил лицо, предоставляющее коммунальную услугу (далее – исполнитель), обязано проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

В соответствии с п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее шесть месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шесть месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления — не менее трех месяцев отопительного периода) в случае, указанном в пп. «д» п. 85 Правил, — начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с пп. «е» п. 85 Правил, но не более трех расчетных периодов подряд.

Как следует из пп. «д» п. 85 Правил , если потребитель не ответил на повторное письменное извещение исполнителя с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки исполнителя либо два и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

В соответствии с пп. «е» п. 85 Правил исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать один экземпляр акта потребителю.

Таким образом, в течение трех расчетных периодов с момента повторного отказа потребителя от допуска исполнителя для совершения проверки индивидуальных приборов учета плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. Затем показания индивидуального прибора учета во внимание не принимаются. В такой ситуации нельзя считать, что все жилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (есть вероятность, что истек срок годности приборов учета, они вышли из строя и т.д.).

Исходя из содержания п. 42 (1) Правил, согласно которому, если в многоквартирном доме не все жилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, следует, что действия управляюбщей компании законны.

Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта

Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта

На онлайн-семинаре «3 месяца с прямыми договорами: как проходит привыкание» мы получили от вас более семидесяти вопросов и решили, что на самые интересные из них дадим развёрнутые ответы. Сегодня вы узнаете, как истребовать у РСО показания ИПУ.

На вопрос отвечает спикер онлайн-семинара, практикующий юрист, директор СРО «КИТ», член Экспертного совета Госдумы РФ Елена Шерешовец.

Почему появился такой вопрос

При прямых договорах УО либо ТСН не являются исполнителями коммунальных услуг для потребителей, предоставлением КУ занимается непосредственно РСО на основании прямых договоров с собственниками помещений.

При этом, УО или ТСН при прямых договорах несут ответственность за оплату коммунального ресурса, потреблённого на содержание и использование общего имущества в многоквартирном доме.

Объём коммунального ресурса, подлежащий оплате УО или ТСН, определяется по формуле, прописанной в пункте 21.1 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Объём, подлежащий оплате со стороны УО или ТСН, – это разница между показаниями общедомового прибора учёта и совокупным объёмом коммунального ресурса, оплачиваемого потребителями.

При этом при прямых договорах у управляющих организаций и ТСН нет возможности проверить достоверность предоставляемых РСО данных о том, сколько на самом деле коммунальных ресурсов потребляют жители МКД. Самостоятельно снимать показания ИПУ в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг УО и ТСН также не вправе, поскольку не являются исполнителями коммунальных услуг.

Получается, РСО осуществляет расчёт объёма поставленного коммунального ресурса самостоятельно в одностороннем порядке и не подтверждает этого документально.

Что может заставить УО и ТСН усомниться в достоверности учёта

  • помимо общедомовых приборов учёта поставлены также контрольные приборы учёта на общедомовые нужды и показания ОДН отличаются от объёма, представленного РСО;
  • показания индивидуальных приборов учёта превышают показания общедомового ПУ;
  • нет данных о корректировках.

Корректировки – это когда люди сдают показания ИПУ не вовремя, например, раз в полгода. Им УО полгода начисляет норматив, а когда они сдают показания, должна сделать перерасчёт. Поменяется объём индивидуального потребления за последние полгода, а это значит, что и КР на СОИ, который оплачивает УО в РСО, за последние полгода надо скорректировать.

Бывает, что запросы в РСО ничего не дают – в предоставлении информации отказывают, ссылаясь на № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» или № 152-ФЗ «О персональных данных».

Что делать УО и ТСН

Чтобы истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта, УО ли ТСН необходимо обратиться в суд. Но перед этим:

1. Проведите анализ счетов от РСО.

Анализ счетов покажет, что указанные значения не соответствуют действительности или не учтены корректировки. Это свидетельствует о нарушении со стороны РСО материальных прав и интересов УО в части возложения на неё обязанности оплаты коммунального ресурса, потреблённого не на общее имущество, а индивидуально потребителями.

2. Обратитесь в досудебном порядке в РСО с просьбой представить сведения об объёмах потребления коммунальных ресурсов по прямым договорам. Получив отказ, обращайтесь в суд.

3. Обратитесь в суд.

Основывайте свои требования на ч. 10 ст. 157.2 и ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, где указано, что ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учёта при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в МКД ресурсоснабжающим организациям.

В силу п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к субъекту таких данных.

Требования управляющей организации не предполагает истребование данных, которые относились бы к субъекту персональных данных, поскольку нет необходимости указаний на конкретное физическое лицо, являющееся потребителем.

Для сверки показаний приборов учёта достаточно сведений о потреблении и оплате по лицевому счёту и адресу. По таким сведениям идентифицировать субъект персональных данных невозможно.

Также стоит обратить внимание на заключённый договор ресурсоснабжения, в котором может быть прописана обязанность РСО предоставлять сведения об объёме потреблённых ресурсов в разрезе каждого потребителя. Если такая обязанность указана, суд должен прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения законных требований.

ПП РФ № 897 о правах и обязанностях УО и РСО при прямом договоре

ПП РФ № 897 о правах и обязанностях УО и РСО при прямом договоре

ПП РФ № 897 внесло изменения в законодательство в части информационного взаимодействия управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Во второй статье рассказываем о новых обязанностях УО, правилах контроля качества услуг и обмена показаниями приборов учёта с РСО.

УО отвечает за состояние внутридомовых сетей и предоставляет РСО доступ к общему имуществу

Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 обязало управляющие организации при переходе собственников на прямые договоры передавать в РСО большой объём информации о жителях дома и помещениях в нём (п.п. 6, 6(1), 148, 148(1) ПП РФ № 354 в ред. ПП РФ № 897).

Эти данные необходимы исполнителю коммунальных услуг или регоператору по обращению с ТКО для начисления платы за услуги.

  • заключать договоры на приобретение КР на СОИ;
  • проводить техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем;
  • принимать жалобы потребителей на качество КУ, организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причинённый имуществу и/или здоровья жителей дома ненадлежащим качеством КУ;
  • контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
  • установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ в течение 3 месяцев с момента, когда собственники на ОСС решили включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

Также ПП РФ № 897 закрепило в обязанностях управляющих организаций при прямых договорах предоставлять представителям РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома, чтобы исполнитель КУ мог провести работы по приостановлению или ограничению КУ.

УО ведёт учёт жалоб потребителей на качество услуг по обращению с ТКО

ПП РФ № 897 ввёл в жилищное законодательство понятие прямого договора собственников с регоператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (п. 148(11) ПП РФ № 354).

  • проводить техобслуживание внутридомовых систем, с использованием которых предоставляется услуга по обращению с ТКО;
  • принимать жалобы на некачественное оказание услуг по обращению с ТКО, проводить проверки изложенных в жалобах фактов, привлекая к ним представителей регоператора, составлять акты по итогам проверки;
  • вести учёт жалоб потребителей на качество предоставления услуг по обращению с ТКО, а также направлять потребителю ответ об итогах рассмотрения такой жалобы в течение 3 рабочих дней со дня её получения.

РСО может по соглашению с УО передать ей часть своих прав и обязанностей

В новом пп. «ж» п. 31(1) ПП РФ № 354 законодательно закреплено, что управляющая организация обязана вводить ограничение предоставления КУ или приостанавливать её в случае, если у неё с РСО заключено соглашение об этом.

Речь идёт о передаче управляющей организации части прав и обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Такое право ПП РФ № 897 напрямую закрепил, дополнив ПП РФ № 354 новыми пунктами: п. 148(23-1) в отношении регоператоров по обращению с ТКО и 32(1) – в отношении других РСО.

  • снимать показания ИПУ, установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже 1 раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ № 354);
  • проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ № 354).

Но РСО и регоператор не могут этого сделать в одностороннем порядке. Передача прав и обязанностей УО происходит по соглашению сторон на основании договора (п.п. 32(1), 148(23-1) ПП РФ № 354 в ред.

ПП РФ № 897).

Если часть прав/обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой договор, была передана управляющей организации, то РСО/регоператор обязаны сообщить об этом потребителям, разместив информацию на стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в собственных офисах.

УО обязана принимать показания ИПУ и передавать их вместе с данными ОДПУ исполнителю услуг

В обязанностях управляющих организаций, которые появились в новом п. 31(1) ПП РФ № 354, при переходе собственников на прямые договоры теперь появилась требование по передаче в РСО показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта.

После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.

Если собственники или наниматели жилых помещений в доме передали показания ИПУ в управляющую организацию, то она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца (пп. «е» п. 31(1) ПП РФ № 354).

В такие же сроки УО обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учёта ресурсов, если таковой установлен в доме. Снять показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца. Порядок предоставления данных должен быть закреплён в договоре между УО и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома (пп. «д» п. 31(1) ПП РФ № 354).

РСО должна передавать управляющей организации показания ИПУ потребителей

  1. Принимать от УО показания ИПУ и ОДПУ до 26-го числа каждого месяца;
  2. Принимать показания от жителей МКД и использовать поступившие не позднее 25-го числа данные при расчёте платы за КУ за расчётный период.
  3. Направлять в управляющую домом организацию показания, которые предоставили жители дома.

Следовательно, с 31 июля 2019 года исполнитель услуг обязан делиться с управляющей организацией показаниями ИПУ, которые собственники ему предоставили. Передать показания, которые собрала, РСО может с использованием ГИС ЖКХ.

Это должно решить проблему, когда управляющая организация, не имея на руках актуальных показаний счётчиков, установленных в жилых помещениях, не могла проверить правильность начислений за КР на СОИ. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УО сможет контролировать расчёт платы за эту услугу.

Исполнители ЖКУ не должны размещать рекламу на платёжных документах

ПП РФ № 897 внёс в ПП РФ № 354 ещё одно важное требование – запрет размещения на платёжном документе рекламы. Запрет на неё был введён ещё 3 июня 2018 года Федеральным законом от 03.04.2018 № 61-ФЗ, об этом также говорила Федеральная антимонопольная служба.

Теперь этот запрет внесён и в ПП РФ № 354 в п. 69(1). Исключение – социальная реклама, а также справочно-информационные сведения, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, об изменении законодательства в сфере предоставления ЖКУ и/или тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

На платёжном документе указывается информация о регоператоре по обращению ТКО: номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается в том числе информация о графике работы его офисов.

На заметку

После вступления в силу № 59-ФЗ, который закрепил право собственников помещений перейти на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, у всех участников этого процесса – жителей дома, УО и РСО – появилось немало вопросов по процедуре передачи полномочий от управляющей организации к новому исполнителю КУ.

  1. Регламентирует сроки и перечень информации, которую УО должна передать новому исполнителю коммунальных услуг для расчётов.
  2. Обязывает РСО ежемесячно передавать управляющей организации показания ИПУ, которые поступили ей от потребителей.
  3. Закрепляет право УО по договору с поставщиком ресурсов проводить проверки показаний и состояния приборов учёта коммунальных ресурсов.

В то же время изменения в ПП РФ № 354 создали новые трудности для управляющих организаций: они обязана передать РСО сведения о документах, удостоверяющих личность каждого собственника или нанимателя помещений в доме. Однако чаще всего таких данных у УО нет.

Также теперь в жилищном законодательстве закреплена ответственность УО перед РСО за ошибки в переданных сведениях для расчётов. Если неточность в них приведёт к необоснованному увеличению платы за КР, то управляющая организация должна будет возместить исполнителю КУ ущерб в размере штрафа, который РСО выплатит потребителю согласно п. 155(1) ПП РФ № 354.

Какие способы передачи показаний ИПУ может предложить жителям УО / РСО

Какие способы передачи показаний ИПУ может предложить жителям УО/РСО

Непередача жителями многоквартирного дома данных счётчиков часто сказывается на объёме сверхнорматива КР на СОИ не в лучшую сторону, что становится проблемой для управляющей организации, которая его оплачивает. Читайте, какие существуют способы приёма показаний ИПУ и как рассказать о них потребителям.

Используйте все доступные каналы передачи/приёма показаний ИПУ от потребителей

Размер платы за коммунальные ресурсы, потреблённые за период в помещении собственника, определяется исходя из показаний установленных в таком помещении индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

При этом исполнитель КУ обязан принимать показания ИПУ от потребителей, а вот у самого потребителя обязанности их передать нет – только право (пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354, определение ВС РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82).

Не все жители МКД пользуются таким правом, и причин этому много, в том числе – незнание, как и когда направлять данные счётчиков, или же неудобства использования существующих способов передачи показаний ИПУ исполнителю.

В ПП РФ № 354, однако, зафиксирована обязанность исполнителя КУ не только принимать показания счётчиков, но и уведомлять потребителей о сроках и порядке снятия ими показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю (пп. «ж, з» п. 31 ПП РФ № 354). Делать это нужно не реже одного раза в квартал путём указания в платёжных документах.

  1. Очные, в присутствии потребителя.
  2. Дистанционные/удалённые.
  3. Онлайн.

Рассмотрим на примерах, какие способы/сервисы сегодня используют РСО, УО и расчётные центры в каждой из перечисленных групп.

Принимайте показания очно в офисах и через ящики для показаний ИПУ

Житель МКД приходит в офис исполнителя КУ или уполномоченной им организации и сообщает данные приборов учёта. Обычно этим способом пользуются в случае, если у потребителя есть необходимость посетить представительство компании по другим вопросам в дни, когда нужно передать показания. Это приём показаний очно.

К этой группе можно отнести различные ящики для сбора данных ИПУ: их устанавливают в подъездах, у офисов исполнителя КУ, в помещениях управляющих организаций.

Пример ящика для сбора показаний ИПУ

Потребители пишут номер своего лицевого счёта/адрес помещения и текущие данные со счётчиков и опускают записку в ящик. Сотрудник РСО/УО после окончания периода приёма показаний забирает накопившиеся сообщения, и их вводят в базу данных исполнителя КУ/КРЦ для расчётов за коммунальные ресурсы.

Также передать показания ИПУ потребители могут в момент оплаты платёжных документов, заполнив соответствующие поля:

В таком случае оператор, принимающий платёж, вносит указанные показания в базу для расчётов.

Используйте удалённые способы приёма данных приборов учёта

  • По телефону.

Наиболее популярный способ передачи показаний приборов учёта у лиц старшего возраста, а также у жителей отдалённых районов, где нет интернета или он работает нестабильно. Как правило, телефон для передачи данных указан в квитанциях на оплату коммунальных услуг и в договоре, если таковой был оформлен письменно между исполнителем КУ и потребителем, а также в информационных листовках:

Обычно такой телефон – многоканальный, но в дни приёма данных линии перегружены, и потребителям приходится долго ждать своей очереди. По телефону необходимо назвать свой лицевой счёт, адрес помещения и текущие показания. Если они некорректны, оператор обратит внимание звонящего на это, что снижает процент ошибок при снятии данных ИПУ жителями.

Некоторые компании предоставляют клиентам возможность продиктовать показания в автоматическом режиме: робот предложит набрать номер лицевого счёта и актуальные данные в тоновом режиме или сказать голосом. В таком случае звонящему не придётся ждать ответа оператора.

  • Смс-сообщение.

Зачастую передать показания с помощью смс-сообщения могут только те потребители, которые заключили соответствующее соглашение с исполнителем коммунальных услуг, указав номер телефона, с которого будут поступать сведения. К тому же при написании смс необходимо быть очень внимательным и указывать данные в строго определённом формате, который установлен компанией.

Пример формата смс-сообщения для передачи показаний ИПУ

При ошибке в формате передачи данных они не будут приняты, а потребитель получит автоуведомление об этом.

Развивайте онлайн-сервисы и каналы для направления потребителями данных счётчиков

  • Электронная почта.

Как и в случае с смс-сообщением, исполнитель КУ может потребовать от потребителя заключить соглашение, в котором он даст согласие на передачу показаний таким способом и укажет адрес электронной почты, с которой будут приходить данные счётчиков. Это исключит учёт системой расчётов показаний, присланных с других адресов с ошибкой в номере лицевого счёта. Также исполнитель услуг должен сообщить потребителю адрес, на который нужно направлять показания.

Пример сообщения о направлении показаний ИПУ по электронной почте

В письме обычно нужно указывать данные в заданном формате. Например:

  • Сайт исполнителя КУ или уполномоченной компании, в том числе виджеты и личные кабинеты.

Практически все УО/РСО и расчётные центры уже реализовали на своих сайтах возможность приёма показаний ИПУ. Это простые формы, в которые нужно ввести номер лицевого счёта, а затем, проверив указанный адрес помещения, написать показания:

На некоторых ресурсах система подсказывает, если введены некорректные данные по сравнению с предыдущими показаниями ИПУ. Также функции приёма показаний включаются в личные кабинеты потребителей, в которых нужно зарегистрироваться.

Некоторые исполнители КУ встраивают в свои сайты специальные виджеты, в том числе работающие на приём данных счётчиков в заданные даты месяца. Например, виджет РосКвартала, которым пользуются наши клиенты – управляющие организации:

  • Социальные сети/мессенджеры.

Приём показаний через соцсети ведётся через специальные формы и приложения, встроенные в интерфейс официальной группы исполнителя КУ. Чаще всего такие формы также требуют только номер лицевого счёта и актуальные данные, без дополнительной регистрации и указания логина/пароля.

Пример приложения для сбора показаний ИПУ в ВК

  • ГИС ЖКХ/региональные информационные системы.

В ГИС ЖКХ реализована возможность передать показания приборов учёта по прикреплённым к личному кабинету потребителя лицевым счетам. Исполнитель коммунальных услуг обязан принимать и обрабатывать данные, поступающие через систему (пп. «ж» п. 31 ПП РФ № 354).

Чтобы передать показания, потребителю необходимо войти в свой личный кабинет, на главной странице найти иконку «Передать показания приборов учёта» в разделе «Действия» и перейти к форме отправки данных по привязанным к кабинету лицевым счетам:

  • Мобильные приложения.

Ещё один удобный для пользователей смартфонов способ передать показания ИПУ – мобильное приложение. Многие управляющие организации и их клиенты уже используют комплексные приложения для телефонов, в функционал которых включены оплата счетов, направление заявок и жалоб, участие в ОСС-онлайн и передача показаний ИПУ.

Примером такого приложения является «Моя Квартира», которая позволяет пользователям заочно голосовать на общих собраниях, задавать вопросы, записываться на приём, узнавать о работе УО, вызывать аварийную службу и, конечно, передавать показания приборов учёта.

Расскажите жителям дома обо всех способах передачи показаний ИПУ

Управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, обязана принимать показания ИПУ от жителей. Лучше использовать максимально возможное количество способов направления в УО данных счётчиков, чтобы потребители выбрали удобный для себя и пользовались правом передать показания.

  1. В полиграфической продукции: буклетах, визитках, листовках, инструкциях – которые выдаются жителям МКД при визите в офис УО/РСО, направляются почтой вместе со счетами.
  2. На сайте исполнителя КУ и/или расчётного центра.
  3. В рассылках по электронной почте, если организация их делает.
  4. При обращениях в офис/по телефону исполнителя КУ по вопросам начислений, передачи показаний ИПУ и другим смежным темам.
  5. При проведении маркетинговых акций для популяризации онлайн-сервисов среди клиентов.
  6. В СМИ, в том числе на интернет-порталах.

При этом лучше делать акцент на удалённых способах передачи данных, особенно в период распространения коронавируса, а также указывать, где возможно, бесплатные каналы отправки показаний ИПУ.

admin
Оцените автора
Ракульское