Использование образа известного человека

Внешность, мимика и голос знаменитого актера или музыкального исполнителя — хороший способ привлечь дополнительное внимание к своей игре. Далеко ходить не нужно, вспомните шумиху вокруг роли Киану Ривза в Cyberpunk 2077. Или Нормана Ридуса, Леа Сейду и Мадса Миккельсена в Death Stranding.

Или Марка Хэмилла в Batman: Arkham Asylum. И множества других.

Такие роли стоят дорого, чаще всего их позволяют себе только разработчики крупных игр. Но многие студии, особенно на мобильном рынке, пытаются использовать образы знаменитостей бесплатно, немного изменяя их внешность. Это, конечно, приводит к юридическим последствиям.

Так, в апреле 2020 года певица Селена Гомес подала в суд на мобильное приложение Clothes Forever – Styling Game и потребовала выплатить ей компенсацию в размере 10 миллионов долларов. В игре использовалось анимационное изображение певицы, и пользователи могли подбирать для неё различные наряды.

Исковые требования Селены основаны на признаваемом в США праве на образ, которое неизвестно российскому законодательству. Давайте разберёмся, что такое право на образ, как оно охраняется в США и каким образом можно избежать исков от звезд — если вы всё же хотите имитировать чью-то внешность — или, по крайней мере, минимизировать риски ответственности.

Что такое «право на образ»

«Право на образ», или right to publicity — это особый вид интеллектуального права, признаваемого законами и судебной практикой США.

Право на образ защищает изображение известной личности (celebrity: актёра, певца, телеведущего или даже известного учёного), а также иные атрибуты, связанные с ней, от незаконного коммерческого использования третьими лицами. В нашем случае право на образ ограничивает использование в играх персонажей, внешний вид которых напоминает известных людей.

Почитать  Ежегодный оплачиваемый отпуск совместителю

Соответственно, если знаменитость решит, что кто-то незаконно использует её образ, она вправе не только запретить использование, но и взыскать с нарушителя убытки.

Чем регулируется right to publicity в США

В отличие от других видов интеллектуальной собственности (товарные знаки, изобретения, произведения), образ как IP-актив не признаётся на федеральном уровне и регулируется законами, а также судебными прецедентами отдельных штатов.

Каждый из штатов устанавливает свои критерии защиты права на образ. В некоторых юрисдикциях суды охраняют исключительно изображения и имена звёзд, а в других под охрану попадают голос или даже подпись известной личности.

Леа Сейду в Death Stranding

Кроме того, отличается подход и к вопросу о том, существует ли право на образ только в течение жизни человека или оно может быть защищено и наследниками знаменитости. Сегодня есть штаты, в которых право на образ подлежит охране в течение 70-75 лет после смерти человека. В этом случае интерес в защите принадлежит наследникам.

Несмотря на отдельные различия между штатами, во всех юрисдикциях существует три основных критерия удовлетворения иска знаменитости:

  1. ответчик использовал образ знаменитости (изображение или имя) в качестве ценности, связанной со знаменитостью, и такое использование не было осуществлено случайно или в информационных целях;
  2. знаменитость может быть идентифицирована исходя из того контента ответчика, в котором присутствует её образ;
  3. ответчик получил коммерческую выгоду или преимущество от использования образа знаменитости.

Последний из критериев наиболее важен для правовой системы США в целом. Он позволяет разделять два варианта эксплуатации образа:

  • незаконное использование коммерческих активов;
  • реализация гражданами закрепленного Первой поправкой к Конституции США права на свободу слова, которое достаточно широко толкуется американскими судами.

Что именно защищает право на образ

Как мы уже говорили, объём охраны права на образ отличается в зависимости от конкретного штата.

Помимо имени и изображения, под охрану могут попадать и «элементы» личности: подпись, почерк, голос или даже стиль одежды и марка машины, прочно ассоциирующаяся со звездой.

Наиболее «продвинута» в этом плане Калифорния. Поскольку там проживает множество звёзд Голливуда, суды довольно строго подходят к охране образов знаменитостей и признают ответчиков нарушителями в самых разных случаях.

Например, в деле Midler v. Ford Motor (9th Cir., 1988) суд посчитал незаконным использование имитации голоса певицы (то есть звуков, созданных с помощью компьютера и лишь напоминающих оригинальный голос звезды). По мнению суда, право на образ, закреплённое судебными прецедентами, распространяется на всю идентичность известной личности. И даже имитация отдельных атрибутов, связанных со звездой — это незаконное использование коммерческих активов.

Запись мокапа Кита Харингтона для Call of Duty: Infinite Warfare

В другом деле, White v. Samsung Electronics America (9th Cir., 1992),компания Samsung создала рекламу, в которой показала возможное будущее человечества. В рекламе был показан робот в парике и соответствующих декорациях, которые в совокупности отдалённо напоминали зрителям известную на тот момент телеведущую и руководимое ею шоу.

Несмотря на то, что реклама лишь отдалённо напоминала телеведущую и само шоу (во многом, благодаря декорациям вокруг робота), суд всё равно признал компанию нарушающей право телеведущей на образ, ведь была затронута идентичность звезды.

Поэтому даже элементы, отдалённо напоминающие образ знаменитости, могут быть восприняты судом как посягающие на образ известной личности.

Как разработчику игр обезопасить себя от исков знаменитостей

  1. Не рекомендуем использовать образы знаменитостей в иконке игры, а также на скриншотах и других элементах описания игры, которые вы размещаете на странице в цифровом магазине. Такие материалы вполне могут быть расценены как рекламные и повлечь за собой взыскание убытков в многомиллионном размере.
  2. Настоятельно не рекомендуем использовать изображения звёзд в рекламе игры в других приложениях или социальных сетях. Размещение таких материалов явно направлено на получение коммерческой выгоды и повлечет за собой ответственность разработчика.
  3. Не рекомендуется использовать образы селебрити и в самом контенте игры, если появление персонажа, напоминающего знаменитость, не обусловлено сценарием. При этом даже в случае, если разработчику нужно включить в сценарий известного персонажа, советуем делать это в пародийной манере. В частности: изменить имя персонажа, а также скорректировать его внешность, чтобы создать лишь косвенные ассоциации с известной личностью.
  4. В маркетинговой кампании игры не стоит делать акцент на том, что в ней присутствуют образы известных личностей (даже если такое присутствие обусловлено сценарием игры и подпадает под охрану Первой поправки к Конституции США).
  5. Безопаснее всего использовать в игре образы людей, которые уже умерли к моменту разработки игры. Например, Мэрилин Монро или Чарли Чаплин. Сегодня далеко не все штаты признают возможность защиты права на образ наследниками знаменитости, и даже наличие такой возможности может быть обусловлено рядом критериев или ограничений.

Право на образ — совершенно особенное интеллектуальное право, которое признается в США на уровне законов и судебных решений отдельных штатов. Оно позволяет защищать образы знаменитостей от незаконной коммерческой эксплуатации и позволяет звездам взыскивать многомиллионные убытки.

Если вы очень хотите добавить в свою игру известный образ, а вот стать жертвой подобных исков — не так сильно, то, в первую очередь, не используйте чужой образ ни в каких публичных материалах. Особенно в рекламе. Пусть лучше ваши игроки сами найдут этого персонажа и сами расскажут о его появлении в социальных сетях.

Также идеальным случаем будет обусловленная сюжетом роль знаменитости, которой уже нет в живых.

Если вам понравилась статья, обратите внимание и на наши предыдущие публикации: гайд по privacy policy, способы получения возрастных рейтингов, а также материал об EULA. Больше правовых советов для разработчиков игр вы можете найти на нашем специальном сайте versus.gamedev.

Артемий Куприянов, юрист versus.legal

32 комментария
Написать комментарий.
Многий кофе

Развернуть ветку

Знаменитости образ
Манит
Но осторожен будь, самурай

Развернуть ветку
Многий кофе
Развернуть ветку

Меня все эти известные рожи актёров и селебов в играх только отталкивают, очень трудно отвязываться от каких-то киношных и общих ассоциаций с ними. Можно же запилить классную внешку персонажа с нуля (см. Артура Моргана), но нет, нужен уже готовый шаблон, да и аудиторию фанов можно привлечь.

Хотя если берут за основу неизвестную личность (как Сэм Лейк в первом Максе), то тут претензий нет, т. к. и бэкграунда у этого человеке в медиа нет и, соотвественно, ассоциаций с ним у меня как игрока.

Развернуть ветку

В РДР2 же немного подкорректированные лица актёров озвучки взяты (где-то их чуть омолодили, где-то чуть состарили).

Развернуть ветку
(как Сэм Лейк в первом Максе)

Там же взяли в качестве облика облик продюссера ремеди который изначально использовалди в качестве заглушки

Развернуть ветку
Развернуть ветку

Всё равно для обычного человека Роджер Кларк — хуй с горы (без негатива). Я до РДР2 не знал, кто это, и не видел его рожу. Да и подкорректировали так, что это надо прям всматриваться и искать сходства, нельзя сказать, что лицо 1 в 1. Как и в случае с Джеймсом МакКеффри, голосом Макса Пейна и лицом в 3-й части.

Там разница явно есть.

Развернуть ветку

В Raid: Shadow Legends о праве на образ видимо вообще ничего не слышали х) И то, это я по-быстрому накидала тех, кого узнала, думаю там еще больше образов натырили

Развернуть ветку

Только пятая отдалённо похожа.

Развернуть ветку
Развернуть ветку

Находишь двойника знаменитости — получаешь у того право на образ )
ПРОФИТ!

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Оставлю тут ссылочку на свою давнюю статью на схожую тему. Только я там как раз вынес правовое поле США за скобки.

В статье «Авторские права на Кодзиму» автор задал вопрос: «Насколько можно удариться в копирование…
Развернуть ветку

На самом деле у вас обоих очень интересные материалы. Мне бы было ещё очень интересно почитать что-то про правовую основу полноценных пародий в играх

Развернуть ветку
Рыночный чувак
Развернуть ветку

Ст. 152.1 и ст. 19 ГК РФ почитай, там довольно много интересного про то, что тебе не известно про российское законодательство, которому не известно понятие «право на образ»

Развернуть ветку
Личной холод

Так ты говоришь про изображение гражданина. Это не интеллектуальная собственность, которая регламентируется частью 4 ГК. Автор же абсолютно прав: у нас образ (как объект интеллектуальных прав) неизвестен закону.

Развернуть ветку

Ладно, чтоб не быть голословным, у нас есть пленумы высших судов, в которых дают разъяснения по поводу использования тех или иных статей. Все это очень скучно и не интересно, но если тебе прям принципиально, забей тупо в гугле ст. 152.1 там разъяснения есть, эта статья напрямую связана с 4 частью ГК, там еще моралку можно взыскать и прочее. Я просто по опыту понял, что рассказывать вам тут нормы права, это ещё та боль в жопе, так что без обид за дурака

Развернуть ветку
Личной холод

Друже, без обид, но я работаю юристом по интеллектуалке. Явственно, до жути среди тьмы судебной практики ввысь белым бил пленум, это все понятно. Но в статье речь идёт о нормах интеллектуальных прав.

То, что у нас описывается в 152.1, это не то же самое, что объект интеллектуальных прав. Тут за изображение гражданина может прийти и втащить, например, Роскомнадзор.

Использование изображения гражданина допускается с его согласия (кроме исключений) и не требует лицензирования или отчуждения, то бишь передачи исключительных прав. Это мягко говоря, не одно и то же, что и право на образ. Эти понятия в принципе лежат в разных плоскостях, как «нарушение исключительного права» и «плагиат». Их бессмысленно сравнивать. Даже в приводимой тобой статье прямо говорится, что исключение — когда гражданин позировал за плату.

То есть выплата вознаграждения за оказанные услуги — это все, достаточно.

Использование знаменитостей в рекламных кампаниях

Моисеева, А. А. Использование знаменитостей в рекламных кампаниях / А. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64486/ (дата обращения: 01.12.2022).

В статье описываются плюсы и минусы привлечения известных личностей в рекламу для продвижения продукта, рассматриваются вопросы повышения узнаваемости бренда. Для этого используются данные из различных маркетинговых, социологических и психологических исследований. Дан обзор восприятия потребителями известных личностей в рекламных кампаниях, а также эффект от такой рекламы.

В статье рассматриваются критерии выбора знаменитостей и особенности, на которые следуют обращать внимание. Поднимают вопросы рисков для компаний, связанных с привлечением медийных личностей.

Ключевые слова: рекламная кампания, реклама, использование знаменитостей, лояльность потребителя, привлечение знаменитостей.

При построении бренда большое внимание уделяется вербальным и визуальные идентификаторам, которые должны транслировать и доносить до потребителя ценности бренда.

Как один из визуальных идентификаторов С. А. Старов выделяет выдуманный персонаж. Под ним понимается персонаж, рекламирующий товар/услугу, который крепко ассоциируется с продвигаемым товаром. Этим персонажем может быть рисованное выдуманное существо, а может и живой человек.

Своими личными чертами выдуманный персонаж должен транслировать индивидуальность бренда. Поэтому перед тем, как приступить к выбору персонажа создатели должны определиться с его главными чертами и свойствами, которые будут вызывать доверие у целевой аудитории, а дальше и к бренду.

Классификация выдуманных персонажей Дж.Р Росситера и Л. Перси:

2) Testimonial («рекомендатель»);

3) Игровой персонаж (анимация);

Использование знаменитости — один из самых эффективных способов привлечь внимание к бренду, увеличить узнаваемость и лояльность среди потребителей.

Две основных задачи, которые решаются привлечением селебрити:

  1. Повышение эмоциональной вовлеченности аудитории;
  2. Построение, создание и/или усиление образа товара или бренда.

Чтобы использование знаменитости было эффективным, выбор не должен быть субъективным — следует провести исследования аудитории и их предпочтений.

Образ знаменитости содержит в себе много факторов: язык, на котором бренд коммуницирует с потребителем; транслируемые ценность, особенности и преимущества. А так как у каждого селебрити есть уже сложившийся имидж, важно, чтобы он эмоционально соответствовал позиционированию, тому коммуникации и самому бренду в целом.

В рамках использования знаменитости выделяют 3 основных направления:

На Российском рынке использование знаменитости, как один из элементов построения бренда, берет своё начало в политической рекламе советского времени, которая была направлена на формирование культа личности (пристраивалась прочная связь между образом политика и важными событиями: открытие нового завода, окончание войны и т. д.).

В 90-х, когда рекламный рынок начал активно развиваться, практика привлечения знаменитостей получила широкое распространение, как в коммерческой, так и в социальной. В современном мире это широко распространённая стандартная практика. Конечно, у неё есть свои плюсы и минусы.

Преимущества, использования знаменитостей:

− Легко привлекает внимание; потребитель чаще и активнее идёт на первый контакт с рекламный медиа, и после охотнее удерживает внимание и вникает в содержание;

− Слияние личности знаменитости с брендом: для потребителя известная личность — референтный и культовый образ, поэтому он проецирует на себя потребности звезды: если такой человек потребляет этот товар, то и я буду, потому что я не хуже/ чтобы стать таким же;

− Рекламное сообщение более живое и привлекательное, благодаря динамичному, экспрессионному, выразительному образу, созданному знаменитостью.

Недостатки, использования знаменитостей:

− Полное слияние личности звезды и бренда несёт в себе репутационные риски: любой скандал или предосудительное поведение знаменитости негативно скажутся и на бренде;

− Незапланированные издержки, если договором не оговорено количество и качество показов и контактов.

Этический аспект использования знаменитости в рекламной кампании связан прежде всего со следующими вопросами:

− На самом ли деле звезда пользуется товаром/услугой?

− Разделяется ли селебрити ценности бренда в действительности?

Влияние рекламы на потребителя сильнее, если послание исходит от знаменитости. Это объясняется прежде всего тем, что люди стараются подражать своим кумирам, а также тот факт, что использование селебрити способствует быстрому запоминанию информации, от неё исходящей.

Несмотря на высокую цену подобных рекламных компаний, согласно маркетинговым исследованиям, подобные инвестиции быстро окупаются. Например, благодаря участию Майкла Джордана в рекламных кампаниях Nike продажи выросли почти в 2 раза. Или после кампании с Владимиром Спиваковым и Чулпан Хаматовой банк ВТБ 24 увеличил число депозитов, а также повысил имиджевые показатели бренда.

В России существует определённая специфика привлечения глобальных и локальных селебрити. Прежде всего это связано со скептицизмом в отношении российский знаменитостей — нет однозначного отношения, общество разделено на 2 группы: одной нравится та или иная медийная персона; у другой эта персона вызывает неприязнь.

Уровень жизни и менталитет так же накладывают определённые отпечаток на восприятие рекламы со знаменитостями. Согласно социологам, у российских людей в целом нет стремления подражать известным личностям, а использование в рекламе человека, воплощающего собой успех, вызывает только негатив. Отрицательные эмоции могут быть вызваны и тем, что жители России привыкли экономить и не могут позволить себе определённые товары.

Многочисленные исследования сводятся к тому, что в России рекламные кампании с использованием знаменитостей наиболее эффективны для аудитории 20–35 лет.

Важным аспектом для российского потребителя так же является образ героя рекламы. При выборе знаменитости важно изучить роли (чтобы не переносить впечатления на актёра, а через него на бренд), личную жизнь (отрицательный публичный образ — не лучший выбор для рекламы).

Многие исследователи сходятся во мнении, что использование медийных персон для рекламы целесообразно для товаров, ориентированных на молодую аудиторию (или тех, что «молодится»). Основанием для такого утверждения является тот факт, что мнения именно молодых людей во многом формируются под влияние опыта и мнения их кумиров.

Более взрослая аудитория делает выбор не эмоционально, а рационально, основываясь на практической информации, которую получают из авторитетных на их взгляд источников. Так, согласно исследованию Nilsen, 90 % потребителей доверяют мнению друзей и родственников, 70 % — отзывам в интернете, а более половины перед покупкой изучают информацию о товаре в социальных сетях.

Подводя итог, можно сказать, что использование знаменитости в рекламной кампании целесообразно в том случае, когда речь идёт о товарах, ориентированных на аудиторию, принимающую решение и делающую покупки эмоционально. Локальный рекламный рынок сложен исследований таких кампаний

− в открытом доступе нет информации о сумме гонораров знаменитостей — это затрудняет оценку экономической эффективности;

− отсутствуют унифицированные способы и методы оценки эффективности подобных сообщений.

С другой стороны, нет сомнений, что без эмоциональной составляющей ни одна реклама не будет эффективной и запоминающейся; даже для рациональной аудитории эмоциональный бенефит даёт первичный толчок к подробному изучению информации о той или иной марке/товаре/услуге. Поэтому, если ставить вопрос таким образом, использование селебрити, подходящим для донесения ценностей бренда, целесообразно и оправдано. Медийное лицо в подобных ситуациях помогает выстроить целостную гармоничную концепцию, главное здесь — правильно, с точки зрения целевой аудитории, выбрать персонажа.

  1. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товара. — СПб.: Питер, 2000.
  2. Кормилицын В. Формирование лояльности целевой аудитории к продукту/бренду с привлечением звезд шоу-бизнеса// Реклама. Теория и практика. — 2006. — № 3.
  3. Старов С. А. Управление брендами: Учебник. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 500 с.
  4. Березкина О. П. Product Placement. Технологии скрытой рекламы. Спб.: Питер, 2009, 208 с., стр. 49
  5. Винокурцева Е. Звезды в рекламе: сколько они стоят и стоят ли этого, [электронный ресурс] — Режим доступа: http://ko.ru/articles/7172
  6. Грамматчиков А. “Товар лицом» [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.profile.ru/arkhiv/item/39264-items_1293#.UueytRDHmwU
  7. Гуторова М. “Любителей покупать в интернете не отвадить обманом”, [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.aif.ru/money/mymoney/35730
  8. Добровская М. Б. Использование бренда корпоративной туристической компании в привлечении VIP-клиентов. —Маркетинг услуг. 2005 № 4. С. 63–68
  9. Исследовательское агентство [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.acnielsen.ru/news.php?news_id=73
  10. Леонтьева Л. С. Никитская Е. Ф. Проблемы инновационного развития России в контексте мировых тенденций // Интернет-журнал «Науковедение», 2012 № 4 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/78evn412.pdf
  11. Понявина М. Б. Актуальные вопросы повышения узнаваемости товарного бренда посредством разработки новой упаковки. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 36–1. С. 54–57.
  12. Тамберг В., Философия выбора [электронный ресурс] — Режим доступа: http://newbranding.ru/businessopfy/choice
  13. Попова И. Н. Алгоритм формирования и поддержания бренда розничной торговой сети//Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105EVN214.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): использование знаменитостей, использование знаменитости, бренд, рекламная кампания, внимание, выдуманный персонаж, знаменитость, кампания, Россия, целевая аудитория.

Авторское право на использование изображения известной личности

Здравствуйте! Хотим использовать рисунки с портретами известных личностей (политики, музыканты, актеры, видеоблогеры) в коммерческих целях. Именно рисунки, а не фотографии, которые нарисует наш художник вручную и полностью с нуля.

Не будет ли это нарушением авторского права или каких-либо других законов и какие правовые документы регулируют подобную деятельность?

Гражданское право | Иркутск | 2016-07-28 14:13:59 Пожаловаться модератору
Ответы юристов
Лучший ответ

Салмин Владимир Сергеевич ( 28.07.2016 в 16:00:27 )

Здравствуйте! Это будет нарушением. Без их согласия нельзя использовать любые изображения людей, неважно, фотографии или рисунки, тем более в коммерческих целях.

Закон защищает «изображение». В случае, если это вскроется, возможны иски на серьёзные суммы, изъятие и уничтожение всех предметов с изображениями

Аноним (28.07.2016 в 17:05:55)

Но вот в ответах ниже приведен список случаев, когда такое согласие не требуется, например: Изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Например, сфотографировали известного человека на публичном мероприятии, потом нарисовали портрет на основе нескольких фотографий. А потом использовали в наборе платных стикеров для социальной сети «Вконтакте» и в качестве принтов на футболках. Всё равно нарушение?

Лучший ответ
Сергей ( 28.07.2016 в 16:15:18 )

Здравствуйте. Это не авторское право, а использование изображения гражданина. Авторское право будет у вашего художника, если он получит разрешение, например, у Владимира Вольфовича на изготовление его портрета.

Это будет рисунок вашего художника и ничей больше. Согласно ст.152.1 ГК РФ

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Если вы допустите нарушение этой нормы закона, то вам предъявят требования компенсации морального вреда, а также изъятия рисунков из гражданского оборота.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Олег Эдуардович ( 28.07.2016 в 16:14:58 )

Смотря как Вы будете использовать эти рисунки и что это за люди. Живущие ныне или умершие 1000 лет назад. Это достаточно сложный вопрос.

Тимофеев Иван Александрович ( 28.07.2016 в 16:35:50 )

Добрый день! Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Буду благодарен за отзыв. [email protected].

Алексей Владимирович ( 28.07.2016 в 18:29:14 )

Это однозначно будет нарушением ст. 152.1 ГК РФ:

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Так что фактически Вы сможете осуществлять такую деятельность только до первой жалобы со стороны правообладателей фотографии или представителей самого лица, используемого в рекламе.

Судебная практика России знает массу таких случаев, и во всех из них изготовителей подобной рекламы привлекали к ответственности за неправомерное использование изображений.

Единственный способ для Вас избежать ответственности — это получить согласие или автора этих снимков (фотографа) или лица, на них изображенного на использование таких изображений. Иначе первый же проверяющий составит на Вас протокол.

Авторское право на использование изображения известной личности

Здравствуйте! Хотим использовать рисунки с портретами известных личностей (политики, музыканты, актеры, видеоблогеры) в коммерческих целях. Именно рисунки, а не фотографии, которые нарисует наш художник вручную и полностью с нуля.

Не будет ли это нарушением авторского права или каких-либо других законов и какие правовые документы регулируют подобную деятельность?

Иркутск | 2016-07-28 14:13:59
Ответы юристов
Лучший ответ

Салмин Владимир Сергеевич ( 28.07.2016 в 16:00:27 )

Здравствуйте! Это будет нарушением. Без их согласия нельзя использовать любые изображения людей, неважно, фотографии или рисунки, тем более в коммерческих целях.

Закон защищает «изображение». В случае, если это вскроется, возможны иски на серьёзные суммы, изъятие и уничтожение всех предметов с изображениями

Аноним (28.07.2016 в 17:05:55)

Но вот в ответах ниже приведен список случаев, когда такое согласие не требуется, например: Изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Например, сфотографировали известного человека на публичном мероприятии, потом нарисовали портрет на основе нескольких фотографий. А потом использовали в наборе платных стикеров для социальной сети «Вконтакте» и в качестве принтов на футболках. Всё равно нарушение?

Лучший ответ
Сергей ( 28.07.2016 в 16:15:18 )

Здравствуйте. Это не авторское право, а использование изображения гражданина. Авторское право будет у вашего художника, если он получит разрешение, например, у Владимира Вольфовича на изготовление его портрета.

Это будет рисунок вашего художника и ничей больше. Согласно ст.152.1 ГК РФ

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Если вы допустите нарушение этой нормы закона, то вам предъявят требования компенсации морального вреда, а также изъятия рисунков из гражданского оборота.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Олег Эдуардович ( 28.07.2016 в 16:14:58 )

Смотря как Вы будете использовать эти рисунки и что это за люди. Живущие ныне или умершие 1000 лет назад. Это достаточно сложный вопрос.

Тимофеев Иван Александрович ( 28.07.2016 в 16:35:50 )

Добрый день! Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения. Буду благодарен за отзыв. [email protected].

Алексей Владимирович ( 28.07.2016 в 18:29:14 )

Это однозначно будет нарушением ст. 152.1 ГК РФ:

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Так что фактически Вы сможете осуществлять такую деятельность только до первой жалобы со стороны правообладателей фотографии или представителей самого лица, используемого в рекламе.

Судебная практика России знает массу таких случаев, и во всех из них изготовителей подобной рекламы привлекали к ответственности за неправомерное использование изображений.

Единственный способ для Вас избежать ответственности — это получить согласие или автора этих снимков (фотографа) или лица, на них изображенного на использование таких изображений. Иначе первый же проверяющий составит на Вас протокол.

Использование образа узнаваемого известного персонажа

Здравствуйте Я разрабатываю компьютерную игру в которой хочу в качестве вариаций облика персонажа использовать узнаваемые образы из других игр, мыльтфильмов и кино. В каких случаях это является нарушением закна а в каких разрешено? Степень сходства примерно как сходство настоящего супермэна и фигурки супермэна из LEGO.

28 декабря 2016, 22:48 , Заур, г. Москва
Ответы юристов
Эдуард Мирасов

Юрист, г. Самара
Общаться в чате

Согласно ГК РФ персонажи произведений подлежат защите, как объекты авторских прав.

Статья 1259. Объекты авторских прав

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1259]

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

При этом персонажи произведений, так же могут быть зарегистрированы, как товарный знак.

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1484]

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Чтобы понять на сколько Ваше переработанный персонаж схож с оригиналом, необходимо произвести специальную экспертизу.

Но если персонажи очень схожи, то суд может признать, что Ваш воспроизведенный персонаж нарушает право автора и без произведения экспертизы, если имеется явная схожесть, которую может установить обычный гражданин.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, свя­занных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»

13. Суд признал, что вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Экспертиза в силу части 1 статьи 82 АПК РФ назначается лишь в случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу о прекращении нарушения прав на товарный знак, выразившегося в нанесении его на упаковки производимого товара.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, указывая, что не применял для обозначения своего товара товарного знака истца, доказательств обратного истцом не предоставлено. При этом, по мнению ответчика, он маркировал производимый товар обозначением, не сходным до степени смешения с товарным знаком истца.
Ответчиком заявлено ходатайство о назначении экспертизы по вопросу о сравнении применяемого им обозначения с товарным знаком истца для установления отсутствия сходства до степени смешения.
Возражения против удовлетворения заявленного ходатайства истец мотивировал отсутствием необходимости наличия специальных знаний для разрешения вопроса о сходстве до степени смешения, следовательно, по мнению истца, для его разрешения экспертиза не проводится.
Суд, руководствуясь статьей 82 АПК РФ, ходатайство ответчика отклонил по следующим основаниям.
Экспертиза назначается только для разрешения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Согласно абзацу шестому пункта 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32) обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
По мнению суда, основанному на осуществленном им сравнении обозначений, а также на приобщенных к материалам дела данных проведенного социологического опроса, опасность смешения обозначений в глазах потребителя существует.
Также на основе представленных доказательств суд установил, что, несмотря на различия в классах товаров истца и ответчика по Международной классификации товаров и услуг, они являются однородными. При этом суд учел положения статьи 2 Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957, согласно которой принятая классификация товаров и услуг не влияет на оценку однородности товаров и услуг.
С учетом изложенного суд заявленное требование удовлетворил.

admin
Оцените автора
Ракульское