Использование ненормативной лексики

Далее, приведем результаты исследования известного российского психолога Китаева- Смыка, которые говорят о том, что у многих народов(алтайских, индейских, у древних англичан) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения — инцеста (у вайнахов).

Русский мат — это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность -парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни с характеристиками конкретных людей. Матерная речь — это не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались только в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а для того, чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, ситуациях.

Такая речь обладает мощным не только психологическим, но и физиологическим действием.

«Матершинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддистскими диалогами. Но в последних нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).

Ученый проводил исследования психофизиологических влияний матерной речи в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского и в боевых условиях на Северном Кавказе, при подготовке межпланетного полета и в российских тюрьмах.

Анализируя позитивное и негативное влияние матерной лексики.

В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат с его эротическими образами способствует выработке мужских гормонов андрогенов, которые нейтрализуют гормоны стресса. Андрогены к тому же являются мощными антагонистами гормонов, вызывающих воспаление, ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.

Почитать  Иск о разделе наследственного имущества=

Из многочисленных источников известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины. Их выброс в кровяное русло сопряжен с эмоциями трех видов: с гневом, либо со смехом, или с сексуальным возбуждением. Эти эмоции усиливают выделение эндорфинов и их обезболивающее, рождающее смелость действие.

И эти три «эндорфинных эмоции» возникают при матерщине: ведь матерная ругань зла, а матерные шутки юморны и эротичны. Вот так мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшать боль.

Психолог приводит пример, как матерные частушки после боя помогали солдатам быстро снять стресс, отдохнуть. По его мнению, ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта. При этом автор заверяет, что сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни [5].

На женщин мат действует иначе. У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя, потому что матерная речь им вредна, провоцируя гормональные нарушения.

Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка [4].

Как мы видим, мат вредно влияет на растущий организм, но при этом мы можем заметить, что сейчас чаще всего нецензурную лексику использует именно молодежь.

Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух — пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти — семи лет основной движущей силой является бунт против того «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее.

Некоторые взрослые сторонятся «матершинников», и дети, замечая это , думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати — четырнадцати годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Издревле считали, что мат это не оскорбление , а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно — нападение.

За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития ,это грозит проблемами в будущем.

Из таких детей вырастаю тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте, будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя [8].

Нас все же интересует, откуда берется нецензурная лексика в нашей речи и, почему мы с таким удовольствием её используем? На этот вопрос ответил Л.А.Китаев-Смык, классифицировав «матерную речь» по типам ее происхождения [4].

— скабрезная окраска речи может быть обыденной у тех, кто пользовался ею раньше и всегда;

— матерная речь может неожиданно стать доминирующей в изолированных мужских контингентах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте и еще в больничных палатах;

— матерные речь и инвективы (ругательства) – нередко продукт сексуальной озабоченности. Она бывает, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [7];

— акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при психосексуальной недоразвитости личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;

— ременисцентная матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, когда-либо слышанная;

— конформистски-подстраивающийся мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;

— демонстративная матерная речь у, так сказать, культурных мужчин – признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;

— командный мат – это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы утверждают свое господство иногда не в битве, а гомосексуальным актом;

— убогая нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, как словесными протезами.

Матерная речь различалась в экспериментах ученого в больничных палатах по эмоциональности:

— наиболее часты два вида ее звучания – радостно-смешливый и боевито-задорный. Их провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность «Я» освобождалась от давления «сверх-Я»;

— агрессивно-защитная матерная речь больных была на пути к такому освобождению «Я» от запретов «сверх-Я». Она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;

— междометийный мат был у людей с неразвитой речью и заполнял интервалы подыскивания нужных слов и выражений;

— наконец, были замечены случаи эхолалийного мата как спонтанные повторы дебилами вслед за чьим-либо произнесением скабрезности. Ее эмоциональность возбуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе. Но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель[4].

Профессор В.И. Желвис, дополняя мнение Л.А. Китаева-Смыка о полезных свойствах мата, отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуально-вербальных инвектив («матерной ругани») благодаря их:

— табуированию. Нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное;

— эмоциональной разрядке. Будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие;

— агрессивности. Словесная агрессия подменяет реальную. Это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием;

— театрализации сексуально-эмоциональных действий. Благодаря им субъект включен в «театр жизни»;

— претензии на захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования скабрезных ругательств.

— ритуальной сущности этих ругательств, потребной, в частности, во многих экстремальных ситуациях;

— возможности эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя интернациональные сексуальные образы [2].

Далее, рассмотрим мнение на этот счет доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Бориса Сосновского.

Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями.

По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.

Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение.

Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи.

По словам психолога, один из «минусов» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения — как выход эмоции — заразительна.

В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения — один из тяжелейших последствий ее существования

Профессор доказывает, что мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики.

В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево- Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику.

Это потеря личностная[1].

Итак, проанализировав положительное и отрицательное влияния нецензурной лексики на человека, возникает вопрос надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка?

Ответ однозначный: « Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций». Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни. Ведь мат влияет не только на психическое, но и на физиологическое состояние человека, а также на нравственное и душевное развитие.

Так что если мы хотим жить и растить детей в здоровом во всех смыслах обществе, то каждый из нас должен задуматься над проблемой мата в нашем языке и нашей культуре.

Список литературы:

1. Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целом психику человека.9.06.2009 г. http://www.amic.ru/news/106133/

2. Желвис В.И. ,Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М: Ладомир, 2001.

3. Зеленин Д.К. ,Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1930. -Вып. IХ.

4. Китаев-Смык Л.А. ,Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань). // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд. ЧГУ, 2005,с. 17 – 21

5. Китаев-Смык Л.А., Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: РИК, 2001

6.Успенский Б.А.,Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А.. Избранные труды. В 3 т. М., 1996, т.2.

Язык и культура.

7.Фрейд З., Психоанализ детских неврозов// Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990, с. 37-199.

Обсценная лексика

Обсценная лексика (от лат. obscenus «непристойный, распутный, безнравственный»; также мат, нецензурная лексика, нецензурная брань, сквернословие) — табуированная (недопустимая) лексика, которую говорящие воспринимают как отталкивающую, непристойную. В это определение входят такие понятия, как кощунство, проклятия, брань, вульгаризмы, мат, эвфемизмы, дисфемизмы. Такой язык находится вне нормального стиля общения.

Следует отличать обсценную лексику от ненормативной лексики, состав которой определяется набором социолектов (сленг, жаргон, арго, просторечия, диалекты), а также суржика, который является одним из видов стилистически сниженной лексики.

Обсценная лексика является сегментом бранной лексики различных языков, включая неуважительные, угрожающие и бранные выражения. Использование любых видов ненормативной лексики имеет чёткие национальные, культурные и социальные признаки и существенно отличается в разных культурах и социальных группах. Каждое общество определяет отдельно, что относится к ненормативной лексике или ругани, и формулирует своё отношение к ней.

Во многих странах мира существуют законы, ограничивающие использование обсценной лексики в публичной жизни и в СМИ.

Обсценная лексика чаще употребляется в разговорной речи, чем в литературной [1] .

  • 1 Категоризация бранной лексики
  • 2 Функции
  • 3 По культурам
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Категоризация бранной лексики [ править | править код ]

А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона» на три группы [2] :

  • обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  • переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  • в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи» (кондом, педераст).

В. М. Мокиенко классифицирует лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы [3] :

  • Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
    • глупый, непонятливый человек;
    • подлый, низкий человек;
    • ничтожный человек, ничтожество;
    • проститутка, продажная женщина.

    Национальные особенностей бранной лексики связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определённого типа в каждом конкретном языке [3] .

    Исходя из этих критериев, автор говорит о двух основных типах бранной лексики европейских языков [3] :

    • «Сексуальный» тип (Sex-культура);
    • «Анально-экскрементальный» тип (Scheiss-культура).

    В этом плане, по его мнению [3] , русская, сербская, хорватская, болгарская и другие «обсценно-экспрессивные» лексические системы относятся к первому типу, в то время как чешская, немецкая, английская, французская — ко второму.

    Функции [ править | править код ]

    В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным [4] :

    1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
    2. катартическая,
    3. средство понижения социального статуса адресата,
    4. средство установления контакта между равными людьми,
    5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
    6. «дуэльное» средство,
    7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
    8. криптолалическая функция (как пароль),
    9. для самоподбадривания,
    10. для самоуничижения,
    11. представить себя «человеком без предрассудков»,
    12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
    13. символ сочувствия угнетённым классам,
    14. нарративная группа — привлечение внимания,
    15. апотропаическая функция — «сбить с толку»,
    16. передача оппонента во власть злых сил,
    17. магическая функция,
    18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
    19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
    20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
    21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
    22. патологическое сквернословие,
    23. инвектива как искусство,
    24. инвектива как бунт,
    25. как средство вербальной агрессии,
    26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
    27. как междометие.

    По культурам [ править | править код ]

    • Вульгаризмы и ругательства в английском языке
    • Вульгаризмы и ругательства в польском языке
    • Казахская нецензурная лексика
    • Обсценная лексика в русском языке
      • Русский мат

      Примечания [ править | править код ]

      1. ↑ Mary Marshall. Origins & Meanings of Oaths & Swear Words.
      2. ↑ Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992. 80 с.
      3. 1234Мокиенко, 1994.
      4. ↑Жельвис, 2001, с. 121.

      Литература [ править | править код ]

      • Almond, Ian (2003). “Derrida and the Secret of the Non-Secret: On Respiritualising the Profane”. Literature and Theology(англ.) ( рус.. 17 (4): 457—471. DOI:10.1093/litthe/17.4.457.
      • Bryson, Bill (1990) The Mother Tongue
      • Bulcke, Camille. An English-Hindi Dictionary. — 3rd. — Chand, 2001. — ISBN 81-219-0559-1.
      • Croom, Adam M. (2011). “Slurs”. Language Sciences. 33 (3): 343—358. DOI:10.1016/j.langsci.2010.11.005.
      • Hughes, Geoffrey.Swearing: A Social History of Foul Language, Oaths and Profanity in English : [ англ. ] . — Penguin Books, 2004. — ISBN 9780141954325.
      • Johnson, Sterling (2004) Watch Your F*cking Language
      • McEnery, Tony (2006) Swearing in English: bad language, purity and power from 1586 to the present, RoutledgeISBN 0-415-25837-5 .
      • Sagarin Edward (1962) The Anatomy of Dirty Words
      • Sheidlower, Jesse (2009) The F-Word (3rd ed.)
      • Spears, Richard A. (1990) Forbidden American English
      • Wajnryb, Ruth (2005) Expletive Deleted: A Good Look at Bad Language
      • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. — М. : Ладомир, 2001. — 350 с.
      • Мокиенко В. М.Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. — Берлин, 1994. — № 1/2 . — С. 50—73 .

      Словари и энциклопедии

      • Большая каталанская
      • Большая норвежская

      Что значит использовать ненормативную лексику?

      У большинства людей выражение «ненормативная лексика» вызывает четкую ассоциацию с высказываниями, запрещенными к использованию в обществе.

      В действительности все обстоит совершенно иначе. Такой лексикон имеет более широкое значение.

      На этой странице читаем:

      1. Определение ненормативной лексики
      2. История возникновения
      3. Исследователи русской ненормативной лексики
      4. Категоризация русской бранной лексики
      5. Функции употребления ненормативной лексики
      6. Почему люди матерятся?
      7. Ненормативная лексика в русском языке
      8. Ненормативная лексика и закон
      9. Ненормативная лексика и общество
      10. Употребление мата в средствах массовой информации
      11. Клевета
      12. Оскорбление
      13. Хулиганство
      14. Влияние мата на жизнь и здоровье человека
      15. Как перестать ругаться матом
      16. Что представляет из себя ненормативная лексика?
      17. История появления мата
      18. Исследования в области непристойных слов
      19. Как исключить из речи бранные слова?
      20. Методы искоренения бранных слов из речи
      21. Как не вырастить ребенка — матершинника

      Определение ненормативной лексики

      Если рассматривать всеобщий случай, то ненормативная лексика — совокупность слов, которые не прижились в русской речи и находятся вне литературной нормы.

      Сюда относятся варваризмы, диалектизмы и неправильные или придуманные слова (неологизмы авторского происхождения), да и просто хамские выражения.

      Часть последних не воспринимается, а отдельные настолько тесно входят в русский язык, что стают неотделимой частью речи.

      К примеру, в былое время Велимир Хлебников выдумал слово “летчик”, а Михаил Ломоносов-слово “градусник”.

      Ненормативной лексикой также называют обсценную лексику (от лат. оbscenus) со значениями непристойности, распутности, безнравственности.

      Русское сквернословие является одним из разделов последней. Вся разновидность матерных выражений берет исток от трех понятий, имеющих значения человеческих гениталий, а также полового акта.

      История возникновения

      На сегодня имеется не один вариант возникновения такого лексикона на Руси. По первому из них бранный лексический набор был принесен татаро-монголами во время захвата русских земель.

      Этот вариант не очень нравится отдельной группе историков. По их утверждению, кочевники не использовали матерных слов в своем языке. Во время раскопок отыскали страницы, которые еще до прихода захватчиков содержали бранные выражения.

      Другой вариант берет начало с периода язычества.

      Для облегчения деторождения предки применяли заговоры, в которых использовали подобные выражения. А колдуны вставляли их в свои проклятия. Принятие христианства повлекло за собой изменение системы ценностей.

      На всю символику, связанную с половыми органами, а также с половым актом, наложился запрет.

      Исследователи русской ненормативной лексики

      Большей частью русский непристойный лексикон изучался зарубежными исследователями. На Западе после семидесятых годов даже были изданы несколько статей на эту тему.

      Свою публикацию «Матерный словарь как феномен русской культуры» А. Плуцера-Сарно посвятил исследованию русской бранной лексики. Вдобавок за границей были напечатаны начальные работы русских исследователей В. Быкова и Б. Успенского.

      В России первую исследовательскую работу на тему матерных выражений написал доктор филологических наук профессор В.И.Жельвисон «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема».

      В 1998 году российскими ученными Дмитрием Добровольским и Анатолием Барановым была издана книга «Русская заветная идиоматика».

      На протяжении 25 лет Алексей Плуцер-Сарно составлял двенадцати томный «Словарь русского мата». Лишь в 2001-2005 годах были изданы две первые книги.

      Категоризация русской бранной лексики

      В. М. Мокиенко предложил свою систематизацию такой лексики. В его понятии «обсценная лексика» и «бранная лексика» пересекаются, но не являются тождественными.

      Брань — порицательные и оскорбительные выражения, а обсценная лексика — грубые непристойные слова. Но эти группы связаны одинаковым признаком — эмоциональный ответ на нежданные отвратительные поступки.

      Мокиенко разделяет бранный лексикон по функциональным и тематическим свойствам на такие группы:

      1. Названия людей со скверной характеристикой (ничтожество, проститутка).
      2. Наименования социально запрещенных частей тела.
      3. Название процесса совершения полового акта.
      4. Наречение некоторых физических потребностей (отправлений).
      5. Наречение «результатов» некоторых физических потребностей.

      Функции употребления ненормативной лексики

      Различные назначения использования непечатной лексики в языке распределены специалистами в отдельные группы:

      • повышение пафосности выражений;
      • унижение или оскорбление собеседника;
      • изображение человеком независимости и раскованности;
      • снижение психологической напряженности говорящего;
      • демонстрация пренебрежения к запретам в обществе.

      Почему люди матерятся?

      Существует несколько причин, которые вызывают использование мата в повседневной речи:

      1. Один из самых распространенных поводов – желание выбросить накопившуюся агрессию и снизить напряжение. В такой способ человек избавляется от раздражения и гнева.
      2. Вторая причина больше всего касается детей и подростков. Они повторяют маты, чтобы походить на взрослых. Подростки считают, что такие выражения придают им крутости и самодостаточности.
      3. Часть людей использует бранные слова, чтобы ничем не отличаться от определенного коллектива, в котором применение таких слов является нормой.
      4. Но самой главной основой такого словоупотребления есть низкая культура общества, в котором вырастает человек. Для такой группы людей применение мата – норма.

      Ненормативная лексика в русском языке

      В русском языке широкое распространение получил один из видов обсценной лексики – русский мат.

      В нем насчитывается около 6-7 основных слов. Но также в языке применяется пара десятков иных обсценных слов, которые не принадлежат к матерным, тем не менее относятся к «неприличным».

      Ненормативная лексика и закон

      Закон о запрете на употребление ненормальной лексики был принят в России в 2014 году. До этого периода ограничения были не такими строгими.

      А в 2014 году в законопроект № 53 от 2005 года «О государственном языке РФ» были внесены некоторые поправки, исходя из которых запрещается применять брань и нецензурные выражения при использовании русского языка в качестве государственного. Пренебрежение принятыми нормами несет за собой определенную ответственность.

      Важно! Если художественная литература содержит нецензурную лексику, то ее распространение разрешается только в запечатанном виде. При этом на обложке обязательно должно быть примечание о наличии матов в сочинении.

      Ограничения законодательного акта распространяются на все художественные произведения. Это касается как произведений классиков, так и современных авторов стихов и песен.

      Ненормативная лексика и общество

      Нецензурные выражения постоянно были распространены в разных слоях общества, хотя и были запрещены в печати.

      В последний период времени демократизация общества, а также ослабление контроля государства над печатной сферой, привели к некоторому ослаблению запрета на брань.

      Отсутствие табу на распространение отдельных тем повлекло за собой увеличение количества допустимых слов письменного русского языка. В результате бранные слова стали модными, многие их используют для пиара.

      Употребление мата в средствах массовой информации

      Применение непечатного словарного запаса в СМИ недопустимо. Это правило соблюдается в прессе, во время телевещания, на радио.

      В советское время даже за ошибочное ударение, не упоминая уже о матерном словечке, могли на всю жизнь лишить возможности работать журналистом.

      Нынче на ТВ требования не такие строгие, за нарушение канал заплатит большой штраф. Но регулярное употребление мата может привести к лишению лицензии на вещание.

      Официальная пресса исключает употребление недопустимого лексикона.

      Но при всем этом ненормативная лексика сегодня присутствует в «законном» порядке: неподходящие выражения старательно скрываются телеканалами. Таким способом они избегают ответственности. Аналогично работают радиостанции.

      Клевета

      Клевета—это распространение ложных сведений о другом человеке, что в СМИ представляется публикацией и демонстрацией последних в источниках:

      • телепередачи и радиопередачи;
      • печатные издания;
      • документальные программы.

      Клеветнические сведения в СМИ могут затрагивать человека с разных сторон: деловые качества, характеристика, взаимоотношения с коллегами и членами семьи, взгляды на религию и политику.

      Но преступное деяние всегда имеет обязательный признак: такая информация доносится третьему лицу или безграничному количеству людей.

      Оскорбление

      Оскорбление — это отрицательная оценка личности человека, выраженная в неприличной форме. При этом унижаются достоинство и честь потерпевшего.

      Под распространением сведений имеется в виду их публикация в СМИ, изложением в публичных выступлениях или сообщении другому лицу.

      Под доносом имеется в виду устное или письменное сообщение о совершении преступления от своего имени, анонимно или от третьих лиц.

      Сообщение в таком случае не соответствует действительности. Это может быть искажение сведений о преступлении или приписывание совершение последнего какому-то лицу. Очень часто такие действия происходят непосредственно в СМИ.

      Хулиганство

      Хулиганство ассоциируется с несоблюдением общественных норм поведения, выражающееся в непочтительном отношении к обществу и сопровождается нецензурной бранью на территории общего пользования.

      Сюда же относится дерзкое приставание к людям, порча или уничтожение чужой собственности.

      Влияние мата на жизнь и здоровье человека

      Проанализировав историю возникновения мата и проведенные исследования, можно предположить, что нецензурные выражения имеют определенную силу и отрицательно воздействуют на человеческую жизнь и здоровье.

      Но стоит отметить, что через использование мата человек избавляется от негативной энергии, что обеспечивает его эффективное функционирование.

      Как перестать ругаться матом

      Сквернословие—это проявление отрицательных изменений в человеке. Поэтому, чтобы навсегда избавиться от него, необходимо выяснить начальные истоки и разобраться в них. Приведенные рекомендации помогут вернуть в общение прекрасный русский язык.

      1. Изменение отношения к обществу, обстановке.

      Определив мотивы, влекущие за собой применение ругательных выражений, требуется разорвать с ними связь или выбросить из повседневной жизни.

      К примеру, употребление мата за рулем. Понятно внутренние переживания водителя, который отвечает за пассажиров и машину. Люди переходят дорогу в неразрешенных местах, лихие водители считаются потенциальной опасностью.

      Но во время сквернословия и выражения недовольства снижается внимательность водителя за рулем. В то же время мат никак не повлияет на всеобщую обстановку на дороге, а иные участники движения не проявят к нему особого интереса.

      Поэтому не имеет смысла себя накручивать, а нужно спокойно добраться домой в хорошем настроении.

      1. Приобретение навыков расслабления.

      Для регулярного снижения напряжения рекомендуется систематическое занятие спортом, проведение свободного времени на природе, медитация.

      Умение снижать напряженность, выделять время для собственных целей повлечет за собой избавление от употребления нецензурной лексики в повседневном общении.

      1. Укрепление убежденности в собственных силах.

      Рекомендуется избавиться от самоутверждения за счет посторонних людей. Очень важно иметь собственное мнение, чувствовать себя личностью, уважать себя и ценить.

      Уверенный в себе человек, который обладает сильным духом и внутренней волей, никогда не будет унижать других людей.

      Крайне важно научиться держать контроль над своими эмоциями. Один из действенных распространенных методов — медленно посчитать до десяти, а лишь потом показать реакцию на определенные обстоятельства или ответить неприятному собеседнику.

      Неприличные слова рекомендуются заменить на выражения из нормальной речи. На первых порах во время тренировок придется применить выдержку.

      Нельзя останавливаться на первых достижениях. Чтение качественных литературных книг положительно повлияет на увеличение допустимого лексического запаса.

      Саморазвитие укрепит уверенность в собственных силах и внесет положительные изменения в жизнь.

      Скорее всего все эти меры приведут к знакомству с новыми интересными людьми, с которыми можно будет приятно общаться без употребления нецензурной лексики.

      Что представляет из себя ненормативная лексика?

      Это набор слов в памяти у человека, которым он пользуется в разных стрессовых ситуациях.

      Словечки эти могут применять как впопад, так и вообще без надобности.

      Они могут формироваться на ходу, когда человек что-то быстро говорит. Или наоборот — у человека нет подходящих слов, чтобы описать ситуацию или назвать что-то конкретное. Тогда на помощь приходят словечки, которых нет в словарях, предлагающих нормативные выражения и лексические единицы.

      История появления мата

      Интересен факт внедрения в речь человека ненормативных единиц — матовых высказываний.

      В древности во время деторождения повитухи и колдуны вставляли такие слова во время разных заклинаний для облегчения родов у женщин.

      При этом использовались термины, обозначающие половые органы.

      Исследования в области непристойных слов

      Бранные высказывания изучаются лингвистами почти всех стран мира. Ученых интересует вопрос, почему люди применяют такие слова практически в любых случаях.

      Когда человеку трудно что-то выполнять — поднимает тяжелые предметы или не справляется с какой-то другой сложной работой, то использование матерных слов, кажется, более-менее понятным.

      Но некоторые личности матерятся даже в тех случаях, когда испытывают радость, эмоциональный положительный настрой. Вот здесь — где логика?

      Замечено, что даже в средствах массовых информаций, несущих людям вести о мире и в мире, и там стали замечать, что непристойная, ненормативная лексика все чаще стала иметь место.

      Как исключить из речи бранные слова?

      Очистить свою речь от матерных (или бранных) слова, которые относятся к ненормативной лексике, можно и даже нужно.

      Человеку, который много лет, даже начиная с детства, матерился, сделать это не легко.

      Придется приложить много усилий, чтобы гнилое слово не соскакивало с языка.

      Но есть один действенный способ, который понравится многим.

      Это пополнять свой словарный запас разными словами-синонимами. Просто взять хороший словарь русского языка и держать его всегда под рукой.

      Когда появляется необходимость высказаться, можно сразу подумать, какое слово могу я использовать в данной фразе. Посмотреть, какие есть заместители для этого слова.

      Затем вставить это слово в предложение, проговорить его несколько раз.

      Методы искоренения бранных слов из речи

      Приведу пример. Я поднимаю бревно. Тяжело.

      Вылетает следующее — Эх,…это бревнышко.

      Вместо того, чтобы выразиться, вспоминаю что ведь есть такие слова, как «трудно», «тяжело», «сложно», «не под силу» и другие. Я остановлюсь на этих.

      Теперь я подставляю их по очереди в предложение и получаю примерно следующее:

      Эх, тяжелое это бревнышко. Эх, не под силу мне это бревнышко.

      Повторяю несколько раз. И в памяти фиксируется фраза с нормативной лексической единицей.

      Встречаюсь с неприятным мне человеком. Так и хочется сказать: «Да ты …».

      Но вместо этого на время замолчу, вспомню разные приличные существительные и прилагательные.

      И вот составляю предложения: «Да ты мне неприятен», «Да ты совсем неправ», «Да ты обманываешь меня».

      Можно придумать много таких вариантов. После подстановки подходящих слов предложение проговаривается несколько раз для запоминания.

      Как не вырастить ребенка — матершинника

      Дети — они, как губки, все впитывают с самого младенчества. Если мы не хотим однажды стать «таким-то» и «тем-то» и постоянно ходить «туда-то», то нужно придерживаться некоторых правил:

      1. При детях не ругаться.
      2. Разучивать с детьми красивые правильные слова.
      3. Избегать общения с людьми, которые употребляют ненормативную лексику и не водить в гости своих детей к таким людям.

      Я представила лишь краткие мысли из статьи, взятой с источника о ненормативной лексике в речи людей.

      Обсценная лексика в русском языке

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2024 года; проверки требуют 3 правки.

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2024 года; проверки требуют 3 правки.

      Эту страницу предлагается объединить со страницей Русский мат.

      Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/20 апреля 2021.
      Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

      Эта страница или раздел содержит ненормативную лексику.

      Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствуют также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными».

      Национальное своеобразие русского языка состоит не в самом наборе лексики, а в её частотном распределении.

      Ядро русской брани, как отмечают все исследователи, составляет очень частотная «сексуальная» триада (обсценная триада): хуйпиздаебать. Число производных от данных словообразовательных основ и эвфемизмов, используемых для их замены, поистине неисчислимо, ибо они постоянно генерируются живой речью. Чрезвычайно активно эта же триада используется и во фразеологии.

      • 1 Обсценная лексика и общество в России
        • 1.1 Использование обсценной лексики в искусстве и СМИ
        • 1.2 Обсценная лексика в топонимике

        Обсценная лексика и общество в России

        Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, поддерживался православной церковью, а в Новое время — школой и иными культурными институтами.

        Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определённых тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи.

        Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

        Использование обсценной лексики в искусстве и СМИ

        Табуирование обсценной лексики — явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века). Например, один из нецензурных стихов Пушкина:

        В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь. Почему ж он заседает?

        Потому что жопа есть[1].

        Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского самиздата, начиная с Юза Алешковского.

        С 1990-х гг., когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: так в поэзии Германа Лукомникова обсценная лексика часто употребляется для воссоздания атмосферы карнавала (в понимании М. М. Бахтина), а в стихах Шиша Брянского предпринимается попытка воскресить и одновременно спародировать древнюю сакральную функцию инвективной лексики, её отнесённость к ключевым языческим обрядам (прежде всего, инициации).

        Обсценная лексика в соединении с суржиком присутствует в сатирическо-комедийных пьесах Леся Подервянского (укр. Лесь Подерв’янський ), где она помогает сделать их более реальными, показать принадлежность героев определённым слоям населения.

        С 1 февраля 2021 года в России вступил в силу закон, обязывающий администрацию соцсетей и видеохостингов выявлять и блокировать мат. При невыполнении закона руководству соцсетей грозит штраф [2] .

        Обсценная лексика в топонимике

        Согласно подсчётам В. Д. Назарова [3] , неполное изучение источников XV—XVI веков позволяет выявить для того времени 67 русских топонимических названий (около 0,1 %), производных от обсценной лексики. Вот основные, приведённые им, названия:

        • Волости:
          • Елда (Угличский уезд)
          • Залупицы (Вяземский уезд).
          • Безделево; Бздихина поляна (деревня), Бздихино, Бздунишка, Бздуново;
          • Говенково;
          • Пердилово, Пердунов починок, Пердуново, Пердухино, Пердякин починок;
          • Блядцово;
          • Безмудова;
          • Елданицы, Елдахова, Елдено;
          • Куярово;
          • Мандино, Мандырево;
          • Мудищево, Мудово, Мудоково, Мудынин починок;
          • Пезделка, Пезделово, Пездлево, Пездлево-Долгое, Пездлевская (Пездлева);
          • Пизденково, Пиздино, Пиздоклеин починок, Пиздюрино;
          • Хуиково, Хуянков починок;
          • Ебехово («Опихалово тож»), Ебшино;
          • Ербалово;
          • Поиблица, Поиблой починок.
          • Залупово
          • Ебалово
          • Пиздатово
          • Пидорасное
          • Блядея, Бляденка (она же Блядейка), Еботенка, Елдахова (ср. деревню), Мудовка, Наебуха, Ненаебуха, Пиздюрка.
          • Бздеховская дорога, Мандинский путь.

          Также упоминается местность Говейнов заулок и Блядейский отвершек (оврага).

          Ряд названий образован от личных имён, и таким образом даёт представление также об обсценной лексике в антропонимии, сообщая нам о существовании людей с именами: Бздиха, Пердун, Пердяка, Мудыня, Хуянок и т. п.

          В некоторых случаях ассоциация с обсценными лексемами может проявляться при нормативной транскрипции некоторых испаноязычных топонимов. Так, аргентинский топоним «Хухуй», в целях соблюдения «принципа благозвучия», являющегося проявлением цензуры, был заменён на «Жужуй».

          Исследователи русской обсценной лексики

          Как отмечалось в статье В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (1994), активными теоретическими исследованиями русской обсценной лексики в XX веке занимались в основном зарубежные исследователи. Начиная с конца 1970-х годов, на Западе был опубликован целый ряд статей и монографий на эту тему. С началом перестройки несколько лексикографических справочников было выпущено в США — их характеризовала уже практическая направленность, стремление «пополнить лексический багаж» студентов-русистов, обучающихся на стандартных литературных русских текстах, облегчить для них живое общение с русскими.

          Начало российским исследованиям в этой сфере положили работы Б. А. Успенского и В. Быкова, которые также вышли за рубежом. Структурному анализу обсценных высказываний посвящена статья Ю. И. Левина «Об обсценных выражениях русского языка», впервые опубликованная за рубежом в 1986 г. и вошедшая в российский том избранных сочинений учёного (1998) [4] . Одним из первых исследователей русского мата является Т. В. Ахметова , которая в шестидесятые годы защитила по этой теме кандидатскую диссертацию, которая сразу же после защиты была отправлена в спецхранилище Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина и выдавалась только по специальному разрешению. В семидесятые годы она по этой же теме защитила докторскую диссертацию.

          В 1996 году Ахметова выпустила книгу [5] . В 1998 году российские исследователи А. Н. Баранов и Д. О. Добровольский выпустили словарь «Русская заветная идиоматика».

          В 1997 появилась в России научная монография, посвященная проблемам сквернословия, написанная доктором филологических наук профессором В. И. Жельвисом «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» (переиздана в 2001). Книга В. Ю. Михайлина «Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса» вышла в 2003 году (журнальная публикация первой редакции — в 2000 г. в «Новом литературном обозрении») [6] .

          Критическому анализу словарей русского мата посвящена статья А. Ю. Плуцера-Сарно «Матерный словарь как феномен русской культуры». Здесь же приводится библиография лексикографических источников за период 1970—1996 годы. В 2001—2005 гг.

          Плуцер-Сарно издал первый («Лексические и фразеологические значения слова „хуй“») и второй («Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова „пизда“») тома 12-томного «Словаря русского мата», который он составляет в течение 25 лет.

          Исследователь русского народного творчества А. Н. Афанасьев собрал матерные образцы русского фольклора и опубликовал в книге «Русские заветные сказки».

          См. также

          Примечания

          Литература

          на русском языке

          • 27 словарей, изданных в России и СССР с 1859 по 2005 гг. — CD «Собрание толковых словарей тюремного и блатного жаргона», М.: 2005, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные словари), ISBN 5-86460-118-7
          • Русский мат. Толковый словарь / Сост. Т. В. Ахметова. — М. : Глагол, 1996. — 304 с. — ISBN 5-7117-0414-1.
          • Балдаев В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М.: «Края Москвы», 1992, 526 стр.
          • Быков В. Русская феня. Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. Munchen, 1992. 173 с.
          • Гиппиус А. А. К прагматике и коммуникативной организации берестяных грамот // Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1997—2000 гг.. — М. : Русские словари, 2004.
          • Елков И.На поле брани(неопр.) . Российская газета. ФГБУ «Редакция „Российской газеты“» (31 января 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.
          • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. — М. : Ладомир, 2001. — 350 с.
          • Зализняк А. А. Поправки и замечания к чтению ранее опубликованных берестяных грамот // Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1990—1996 гг.. — М. : Русские словари, 2000. — С. 99—100.
          • Зализняк А. А.Древненовгородский диалект. — 2-е изд. перераб. с учётом материала находок 1995–2003 гг. . — М. : Языки славянской культуры, 2004. — С. 416—420.
          • Зализняк А. А., Янин В. Л.Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2005 г. . — Вопросы языкознания. — 2006. — С. 3—13. Архивная копия от 20 сентября 2017 на Wayback Machine
          • Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198—204.
          • Козловский В. Собрание русских воровских словарей в четырёх томах. Тт. 1-4. New York, 1983.
          • Козловский В. Арго русской гомосексуальной субкультуры. Материалы к изучению. New York, 1986, 228 стр.
          • Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363—396.
          • Левин Ю. И.Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics. — 1986. — № 10 . — С. 61—72 . (переиздано в Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 809—819.)
          • Михайлин В. Ю.Русский мат как мужской обсценный код: Проблема происхождения и эволюция статуса // Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. — М. : НЛО, 2005. — С. 331—360 .
          • Мокиенко В. М. Образы русской речи. — М. : Изд-во ЛГУ, 1986. — 278 с.
          • Мокиенко В. М.Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. — Берлин, 1994. — № 1/2 . — С. 50—73 .
          • Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А. Н. Кохтева. М., 1992. 90 с.
          • Назаров В. Д.Срамословие» в топонимике России XV—XVI вв. // «А се грехи злые, смертные…». — М. : Ладомир, 1999. — С. 551—566.
          • Плуцер-Сарно А. Ю. Большой словарь мата / Вступ. ст. д. филол. н., проф. А. Д. Дуличенко и д. филол. н. В. П. Руднева. — СПб. : Лимбус Пресс, 2001. — Т. 1. Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «хуй». — 390 с. — ISBN 5-8370-0161-1.
          • Плуцер-Сарно А. Ю. Большой словарь мата. — СПб. : Лимбус Пресс, 2005. — Т. 2. Лексические и фразеологические значения слова «пизда». — 536 с. — ISBN 5-8370-0395-9.
          • Поляков А. Н.Киевская Русь как цивилизация. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. — 529 с.
          • Росси Жак. Справочник по ГУЛАГу. Исторический словарь пенитенциарных институций и терминов, связанных с принудительным трудом. Предисловие Алена Безансона. London, 1987, 546 стр. Изд. 2-е (в двух частях), дополненное. Текст проверен Н. Горбаневской. М., 1991.
          • Русский мат. Толковый словарь CD, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные Словари)
          • Словарь воровского языка. Слова, выражения, жесты, татуировки. Тюмень: НИЛПО, 1991, 170 стр.
          • Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. М.: Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992. 160 с.
          • Успенский Б. А.Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Структура текста — 81. Тезисы симпозиума. — М. , 1981. — С. 49—53 .
          • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.
          • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья вторая) // Studia Slavica Hungarica. XXXIII/1-4, Budapest, 1987, 37-76.
          • Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Semiotics and the History of Culture. Ohio, 1988, 197—302.
          • Файн А., Лурье В. Все в кайф. СПб., 1991, 196 стр.
          • Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. / Под ред. Б. А. Ларина; пер. с нем. и предисл. О. Н. Трубачёва. Тт. 1-4. М., 1964—1973; 2-е изд. 1986—1987.
          • Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992. 80 с.
          • Эротика 1992 — Эротика в русской литературе: от Баркова до наших дней. Тексты и комментарии (Литературное обозрение. Специальный выпуск). М., 1992, 112 стр.
          • Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на берёсте из раскопок 1997—2000 гг.. — М. : Русские словари, 2004.

          на других языках

          • Brodsky Hannah. Modern Trends in English Borrowings into Russian // Australian Slavonic and East European Studies. 1992, № 2, 71-84.
          • Prof. Devkin V. Russische obszöne Lexika (Langenscheidt Verlag, Germany)
          • Drummond D.A., Perkins G. Dictionary of Russian Obscenities. 3-d, revised edition. Oakland, 1987, 94 стр.
          • Elyanov D. The Learner’s Russian-English Dictionary of Indecent Words and Expressions. 2-d revised edition. Pacific Grove, 1987, 128 стр.
          • Ermen I. Der obszöne Wortschatz im Russischen. Etymologie, Wortbildung, Semantik, Funktion. Magisterarbeit. Berlin, 1991, 105 стр.
          • Galler Meyer, Marquess Harlan E. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement by Terms from the Works of A. I. Solzenicyn. Madison, 1972, 216 стр.
          • Galler Meyer. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement. Hayward, California, 1977, 102 стр.
          • Geiges A., Suworowa T. Liebe steht nicht auf dem Plan. Frankfurt, 1989.
          • Glasnost M. 100 schmutzige russische Woörter. Deutsch-kyrillische Lautschrift. Herausgegeben von M. Glastnost und illustriert von G. Bauer. Frankfurt/Main, 1988, 69 стр.
          • Haudressy Dola. Les mutations de la langue russe. Ces mots qui disent l’actualité. Paris, 1992, 269 стр.
          • Калечыц І. Л.(белор.) ( рус. . Эпіграфіка Беларусі Х-XIV стст.. — Мн. : Беларуская навука, 2011.
          • Kaufmann Ch.A. A Survey of Russian Obscenities and Invective Usage // Maledicta IV, 2, 1981, 261—282.
          • Patton F.R. Expressive means in Russian youth slang // Slavic and East European Journal(англ.) ( рус. , 1980, № 24, 270—282.
          • Plahn J. Хуйня-муйня и тому подобное // Russian Linguistics, vol. 11, 1987, 37-41.
          • Raskin V. On Some Peculiarities of Russian Lexikon // Papers from the Parasession on the Lexicon. Chicago, Chicago Linguistic Society(англ.) ( рус. . 1978, 312—325.
          • Razvratnikov Boris Sukich. Elementary Russian Obscenity // Maledicta III, 197—204.
          • Timroth W. von: Russische und sowjetische Soziolinguistik und tabuisierte Varietäten des Russischen (Argot, Jargons, Slang und Mat) // Slawistische Beiträge. Bd. 164. München, 1983, 7-73.
          • Timroth W. von: Russian and Soviet Sociolinguistics and Taboo Varieties of the Russian Language (Slawistische Beiträge, Bd. 205). München, 1986.

          Ссылки

          Викисловарь содержит статьи в категории « Обсценная лексика в русском языке »
          • Мат в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
          • Цена слова, телепередача «Хмурое утро»
          • ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета — Федеральный выпуск № 0(3789) 7 июня 2005 г.
          • Мат как инструмент современной журналистики на YouTube (канал ТВ-6)
          • Проставить сноски, внести более точные указания на источники.
          • Добавить иллюстрации.
          • Оформить статью по правилам.

          Энциклопедия копирайтинга: уместна ли ненормативная лексика в текстах

          Не успели мы разобраться с созданием интернет-магазинов, как подоспела новая рубрика – Энциклопедия копирайтинга. В ней мы расскажем о полезных инструментах для копирайтеров, поговорим о сложных аспектах их работы и попробуем взглянуть на написание текстов как со стороны специалиста, так и со стороны заказчика.

          Сегодня поговорим о месте нецензурной лексики в текстах.

          Руководитель группы копирайтинга Риалвеб

          Компания Head Hunter как-то решила провести на своем сайте опрос, чтобы узнать, специалисты в каких областях чаще всего матерятся. Занимательная статистика: «лидерами» диаграммы оказались маркетологи, рекламщики и IT-специалисты. Более 50% респондентов из этих сфер честно сознались, что грешат резким словцом на работе.

          А ведь именно они, можно сказать, и «создают» интернет.

          Специальности, в офисах которых часто употребляется ненормативная лексика.png

          Сегодня мы поговорим о том, уместно ли употребление нецензурщины в текстах, а также для чего ее используют авторы.

          Что есть ненормативная лексика?

          Ненормативная лексика – это обязательная составляющая языковой культуры, которая в том или ином виде всегда существовала и будет существовать. Ее популярность в обиходе во многом обусловлена изменениями в общественно-политической жизни страны, особенностями языковых диалектов или профессиональными «требованиями».

          Многие ошибочно полагают, что ненормативная лексика = матерщина. Однако под это понятие попадают и жаргонизмы, диалектизмы, варваризмы, грубые и оскорбительные выражения. Мат является самой грубой и осуждаемой обществом разновидностью.

          Стремительное развитие интернет-технологий дало не просто толчок, а увесистый пинок совершенствованию ненормативной лексики и ее проникновению во все сферы культурной жизни.

          Какие слова считаются матом?

          Тут все просто. За нас все решил Роскомнадзор и назвал матами 4 основных слова:

          «Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».

          На эти слова наложено официальное табу на публикацию в СМИ. Какие конкретно это выражения, мы писать не будем – догадайтесь сами. А если не можете, то счастливый вы человек.

          тролль.jpg

          Слова из списка «запрещенки» рождают десятки словоформ на все случаи жизни. А матерные мемчики и грубые цитаты известных «интернет-троллей» буквально выползают из мониторов и проникают в карманы все более юной публики. Так что за словами в карман лучше не лезть.

          Мало ли, какие достанешь.

          В литературе, в отличие от интернета, непосредственно мат встречается не так часто. Тут можно вдоволь запастись жаргонизмами, диалектизмами и иными формами ненормативной лексики, не относящимися к мату.

          «А как же классики?» – спросите вы.

          Уважаемые
          товарищи потомки!
          Роясь
          в сегодняшнем
          окаменевшем г*вне,
          наших дней изучая потемки,
          вы,
          возможно,
          спросите и обо мне.

          (В. Маяковский. Поэма «Во весь голос»)

          Как знал! В XX веке обсценная лексика подвергалась цензуре и официально не признавалась приличным обществом. Однако это не мешало деятелям литературы создавать «неофициальные» произведения. Владимир Маяковский, известный своим бойким слогом, не раз давал жару непривычно острыми и порой вульгарными произведениями:

          Вам ли, любящим баб да блюда,
          жизнь отдавать в угоду?!
          Я лучше в баре бля*ям буду
          подавать ананасную воду!

          Непристойности от Владимира Владимировича пришлось, конечно, запикать.

          Это не единственный русский поэт, который использовал ругательные выражения в своих текстах. Как и в художественных произведениях, в веб-копирайтинге иногда используется нецензурная лексика. С какой целью?

          Функции бранных слов

          Задумывались ли вы, что мат и прочие колкие словечки не просто так вырываются из уст и из-под клавиш? У них есть строго определенные функции. Ученые-лингвисты обозначили такие:

          1. Повышение темпераментности речи (когда «хорошими» словами не передать).

          2. Эмоциональная разрядка (работа, пятница, аврал).

          3. Снижение болевого шока (это когда мизинчиком ударился).

          4. Умышленное словесное унижение собеседника (ну тут все понятно).

          5. Демонстрация раскованности и независимости (у школьников, например, случается).

          6. Показательное пренебрежение запретами и правилами (тут тоже школьники, плюс бунтари).

          7. Доказательство принадлежности к «своим» (все матерятся, и я матерюсь).

          Также матерщина может быть признаком агрессии или демонстративного бесстрашия, желания показаться взрослее или просто недалекого ума.

          Тогда встает естественный вопрос: какую функцию обсценная лексика будет выполнять в текстах?

          Где и зачем нужен/не нужен мат?

          Прелесть хорошего веб-копирайтинга в том, что каждое слово в нем выверено и несет определенный посыл целевой аудитории. Поэтому если автор решает сдобрить свои шедевры порцией отменного мата, значит, он считает, что его ЦА этого достойна и примет с радушием.

          Где на просторах интернета можно встретить мат и жаргон:

          • в личных или корпоративных блогах;
          • в постах и комментариях в социальных сетях;
          • в описаниях видеороликов на ютубе;
          • в тематических статьях для «своих»;
          • на личных сайтах пользователей;
          • на форумах.

          Блоги и группы в социальных сетях позволяют поддерживать интерес и активность аудитории, поэтому общение «на волне» с читателями и регулярные бранные вбросы могут разгорячить публику и спровоцировать активные холивары. Пожалуй, это работает.

          Многие эксцентричные блогеры накручивают подписчиков именно благодаря своему из ряда вон выходящему поведению, которое выражается через «рукопись». Например, сегодня самая популярная страничка в Instagram в России принадлежит неординарной актрисе театра и кино Настасье Самбурской. Девушка не скупится на резкие выражения, в том числе в адрес своих «хейтеров», а под ее постами разворачиваются настоящие баталии.

          Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

          К сожалению, нецензурная лексика в текстах в интернете — довольно частое явление. Один из примеров ­– блог известного российского дизайнера Артемия Лебедева, где мат не редкость. Более того, автор блога кичится этим. Или популярное сообщество ВКонтакте – группа MDK, у которой почти 8 млн подписчиков.

          Почти в каждой третьей записи этой группы встречается нецензурная брань. Подобных примеров множество, в том числе интервью публичных людей, а также высказывания эксцентричного музыканта Сергея Шнурова, отдельные фразы которого разобраны на цитаты среди молодого поколения.

          Для чего мат звездам интернета и авторам популярных сообществ? Вероятно, они стремятся таким образом продемонстрировать отрицание общепринятых норм и запретов, с которыми они не согласны. Или просто используют мат как оружие массового фолловинга. Ненормативная лексика здесь четко демонстрирует эмоциональный окрас и основной посыл поста, а также создает задуманное автором впечатление о своей личности.

          Читатели постепенно привыкают к манере ведения блога и требуют новых порций «горячего» контента.

          Специалисты в области социальных медиа иногда допускают использование нецензурной лексики в рекламных кампаниях. О том, уместно ли это сегодня, нам рассказал руководитель отдела SMM компании «Риалвеб» Павел Перец:

          Ненормативная лексика в рамках рекламной кампании – это элемент черного пиара. Нельзя отрицать, что грубая форма подачи информации все-таки работает. Многие топовые блогеры раскручиваются именно благодаря дерзкому общению с аудиторией.

          При этом в жизни они воспитанные и далеко не глупые люди.

          Однако не стоит забывать о риске улететь в бан при злоупотреблении агрессивными выпадами. Политика популярных социальных платформ не приветствует брань, публичные оскорбления и разжигание неприязни в постах и комментариях.

          В работе с нашими клиентами мы не применяем подобные приемы по двум причинам.

          Во-первых, солидные клиенты сами выступают категорически против использования ненормативной лексики. И даже зачастую просят не злоупотреблять жаргоном и разговорными выражениями, потому что хорошая репутация компании – один из важнейших факторов доверия потенциальных клиентов.

          Во-вторых, это не наш метод.

          Грамотно выстроенная рекламная кампания окажется эффективной и без стимулирования активности аудитории грязными способами.

          Черный пиар – тоже пиар. В современных реалиях он все же работает. Однако какую репутацию своей компании создать – решать вам.

          Наказание за использование мата в СМИ и блогах

          Употребление установленных Роскомнадзором матерных слов считается недопустимым для любых средств массовой информации и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.

          Мат в интернете.jpg

          А в 2014 году под «раздачу» попали блогеры, страничку которых ежедневно посещают свыше 3000 человек. Такие сайты были практически приравнены к СМИ, а владельцев ресурсов обязали соблюдать законодательство РФ, в частности, не публиковать материалы, содержащие нецензурную брань. За несоблюдение данного предписания может последовать уголовная, административная или иная ответственность, предусмотренная законом.

          Уполномоченные органы ведут реестр подобных ресурсов и имеют право запрашивать у блогеров необходимую для идентификации их личности информацию.

          Таким образом, № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» максимально ограничивает нецензурную брань в публичных материалах и выступлениях, тем самым обеспечивая защиту несовершеннолетних от подобного рода чтива. Насколько эффективна эта политика, сложно пока сказать, потому что блоги, пестрящие нецензурщиной, и ныне там.

          Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

          Каждый из нас должен думать не только о себе, но и об окружающих. Я, как и другие представители филологического сообщества, считаю абсолютно недопустимым употребление нецензурных выражений именно в публичных материалах, рассчитанных на массовую аудиторию.

          Ведь в русском языке огромное количество других, не менее эмоционально ярких слов, с помощью которых любой грамотный и воспитанный человек без труда сможет доходчиво донести свою мысль до любой аудитории.

          На мой взгляд, употребление нецензурной брани никак не характеризует человека с положительной стороны, а говорит в первую очередь о его плохом воспитании и доле эгоизма.

          Кстати, за устное использование мата в публичных местах также полагается административная ответственность.

          Прайс на использование бранных слов для физических лиц:

          • в общественном месте: 500-2500 руб. или арест до 15 суток;
          • на массовом мероприятии: от 500 до 2500 руб. или арест до 15 суток для исполнителей/зрителей; 2000-2500 руб. для организатора (который никого не обзывал, но допустил) и до 5000 руб. для рецидивистов;
          • личное оскорбление: 1000-3000 руб. в частной беседе; 3000-5000 руб. за публичное высказывание.

          Для государственных служащих и юридических лиц штрафы значительно ощутимее.

          Вывод

          Итак, уместна ли ненормативная лексика в текстах? Уместна, если речь идет о жаргоне, диалектизмах или специфической профессиональной брани. В художественной литературе использование подобной лексики позволяет добиться наибольшей яркости образов и атмосферы, затащить читателя в пучину событий.

          Также профессиональный жаргон и разговорные выражения можно использовать, если вам необходимо говорить на одном языке с читателями. Например, в тематических блогах.

          Непосредственно мат неуместен в текстах, рассчитанных на широкую аудиторию.

          Мат в рекламной кампании может испортить репутацию заказчика и исполнителя.

          Несколько рекомендаций для авторов и владельцев сайтов:

          1. Если вы пишете для широкой публики, то должны осознавать свою ответственность за последствия публикации и предсказывать возможную реакцию аудитории. Несоблюдение действующего законодательства может повлечь административную или уголовную ответственность.

          2. Перед размещением материала, содержащего нецензурную брань, оцените ее с точки зрения функционала. Если передать нужное настроение можно и без крепких выражений, значит, не стоит их использовать. Это пустой словесный мусор.

          3. Если вы все же допускаете на своем сайте публикации, содержащие ненормативную лексику, проявите уважение к аудитории и предупредите читателей о том, что они могут прочитать на сайте. Это можно сделать стандартными маркировками 16+, 18+, «контент содержит ненормативную лексику» или как-то иначе на ваше усмотрение. Если ваш ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, то закон вас не обязывает это делать.

          Однако забота о подрастающем поколении сыграет на руку вашему имиджу.

          4. Мат и оскорбительные выражения в большинстве случаев негативно воспринимаются читателями и отбивают желание репостить ваши записи. Многие из них не хотят засорять подобным контентом свои стены. Негативное отношение к мату большей части населения России подтверждается результатами неоднократных опросов «Фонда общественного мнения».

          Хотите много репостов – фильтруйте текст.

          И последнее. В интернет-пространстве уже порядком полно г*вна, не стоит его добавлять. Стремитесь создавать качественный и полезный контент, используя великий и могучий во всю мощь.

          А как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики в текстах? Делитесь своим мнением в комментариях.

          admin
          Оцените автора
          Ракульское