Исполнение исполнительного листа

Удовлетворение исковых требований в судебном порядке не является финальной точкой процесса для истцов, так как сами требования зачастую подлежат принудительному исполнению. Истцы при этом оказываются не осведомлены о порядке получения исполнительных документов.

По общему правилу, исполнительный лист и судебный приказ выдаются судом взыскателю (его представителю) на руки (в суде) или посредством направления ему по почте заказным письмом (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст.

428 ГПК РФ).

Из этого правила имеются два исключения. В первом случае исполнительный лист (судебный приказ) направляется для исполнения непосредственно судом по ходатайству взыскателя. Ходатайство должно быть адресовано суду в письменной форме и заблаговременно.

Письменное ходатайство содержит следующее: «Прошу исполнительный лист на исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от ЧЧ.ММ.ГГГГ по указанному гражданскому делу по моему иску к (наименование ответчика) о (предмет иска) по вступлении решения суда в законную силу выдать мне на руки».

Во втором случае исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за судебную волокиту, а равно за волокиту при исполнении другого решения суда финансовым органом направляется на исполнение непосредственно судом. В этом случае вышеуказанного ходатайства со стороны взыскателя не требуется.

По общему правилу, по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, исполнение решения суда на основании одного исполнительного листа может затруднить исполнение судебного решения. В указанном случае суд по ходатайству стороны-взыскателя выдает несколько исполнительных листов, что предусмотрено ст.

429 ГПК РФ.

Законодательством об исполнительном производстве предусмотрена возможность исполнения решения суда, например, о взыскании денежных сумм, организациями, органами государственной власти или местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, а также гражданами (исполнительскими агентами). Исполнительские агенты занимаются непосредственным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, зачастую минуя службу судебных приставов. Взыскатель вправе обратиться к ним за исполнением, не предъявляя исполнительный лист или судебный приказ судебным приставам.

Так, в банк или иную кредитную организацию взыскатель вправе направить исполнительный лист, судебный приказ, если в них содержится требование о взыскании с должника денежных средств или об их аресте. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает каких-либо дополнительных условий для непосредственного обращения взыскателя в банк с исполнительным документом. Однако в целях эффективного исполнения взыскатель должен знать о наличии счетов должника в данном банке или иной кредитной организации, поскольку в противном случае фактическое исполнение требования решения суда конкретным банком невозможно.

Также на практике банки нередко требуют от взыскателя точного указания на номер счета должника. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает такой обязанности, поэтому взыскателю достаточно владеть информацией о том, что у должника открыт счет в данном банке. Кроме того, взыскателю не нужно проверять информацию о наличии или отсутствии денежных средств на счетах должника до предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию, это является обязанностью самого банка.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

Дата публикации:

16 апреля 2020, 11:39

Исполнительный лист: как правильно поступить, чтобы исковые требования были реально исполнены?

Удовлетворение исковых требований в судебном порядке не является финальной точкой процесса для истцов, так как сами требования зачастую подлежат принудительному исполнению. Истцы при этом оказываются не осведомлены о порядке получения исполнительных документов.

По общему правилу, исполнительный лист и судебный приказ выдаются судом взыскателю (его представителю) на руки (в суде) или посредством направления ему по почте заказным письмом (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст.

428 ГПК РФ).

Из этого правила имеются два исключения. В первом случае исполнительный лист (судебный приказ) направляется для исполнения непосредственно судом по ходатайству взыскателя. Ходатайство должно быть адресовано суду в письменной форме и заблаговременно.

Письменное ходатайство содержит следующее: «Прошу исполнительный лист на исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от ЧЧ.ММ.ГГГГ по указанному гражданскому делу по моему иску к (наименование ответчика) о (предмет иска) по вступлении решения суда в законную силу выдать мне на руки».

Во втором случае исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за судебную волокиту, а равно за волокиту при исполнении другого решения суда финансовым органом направляется на исполнение непосредственно судом. В этом случае вышеуказанного ходатайства со стороны взыскателя не требуется.

По общему правилу, по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, исполнение решения суда на основании одного исполнительного листа может затруднить исполнение судебного решения. В указанном случае суд по ходатайству стороны-взыскателя выдает несколько исполнительных листов, что предусмотрено ст.

429 ГПК РФ.

Законодательством об исполнительном производстве предусмотрена возможность исполнения решения суда, например, о взыскании денежных сумм, организациями, органами государственной власти или местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, а также гражданами (исполнительскими агентами). Исполнительские агенты занимаются непосредственным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, зачастую минуя службу судебных приставов. Взыскатель вправе обратиться к ним за исполнением, не предъявляя исполнительный лист или судебный приказ судебным приставам.

Так, в банк или иную кредитную организацию взыскатель вправе направить исполнительный лист, судебный приказ, если в них содержится требование о взыскании с должника денежных средств или об их аресте. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает каких-либо дополнительных условий для непосредственного обращения взыскателя в банк с исполнительным документом. Однако в целях эффективного исполнения взыскатель должен знать о наличии счетов должника в данном банке или иной кредитной организации, поскольку в противном случае фактическое исполнение требования решения суда конкретным банком невозможно.

Также на практике банки нередко требуют от взыскателя точного указания на номер счета должника. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает такой обязанности, поэтому взыскателю достаточно владеть информацией о том, что у должника открыт счет в данном банке. Кроме того, взыскателю не нужно проверять информацию о наличии или отсутствии денежных средств на счетах должника до предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию, это является обязанностью самого банка.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

К сожалению, судебные постановления не всегда исполняются должниками добровольно. Для этого случая действующим законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных решений на основании исполнительных листов.

Исполнительный лист – это исполнительный документ, изготовленный судом на специальном бланке, в котором отражается суть судебного решения.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительный лист на принудительное исполнение необходимо направлять в установленный срок. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.

Взыскатель может указать в заявлении известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике и его имущественном положении.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований. По истечении данного срока с должника может быть взыскан исполнительский сбор, который по размеру не может быть менее 1 тыс. рублей для физического лица, и не менее 5 тыс. рублей для должника-организации, но обычно составляет 7 % от суммы долга.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ. Должнику судом может быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа. Для их предоставления он должен обратиться в суд.

В период действия отсрочки меры принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель применить не вправе.

Судебный пристав-исполнитель может использовать различные меры принудительного исполнения, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве. Из числа самых распространенных — это обратить взыскание на имущество и деньги должника и наложить на них арест.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению.

Так, за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов может последовать административная ответственность по статье 17.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с наказанием в виде штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тыс.рублей; на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. рублей.

Также должник может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статья 17.14 КоАП РФ — нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

За неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрена административная ответственности статьей 17.15 КоАП РФ.

Однако не всегда принудительное исполнение судебных решений осуществляет служба судебных приставов. Например, статьей 9 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих сумму 100 тыс. рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Прокуратура Ачитского района

Исполнение исполнительного листа

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий

1. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 — 6.1 настоящей статьи.

2. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.

4. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

5. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

6. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты по административному иску, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

6.1. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства.

7. В сроки, указанные в частях 1 — 6 настоящей статьи, не включается время:

1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

4) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению (далее — депозитный счет службы судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

8. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Исполнение исполнительного листа

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

1. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

2. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

3. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

4. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

5. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

6. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

6.1. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

7. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

8. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в настоящей статье, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

9. В случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве. Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Так, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 ст. 21 Закона, оконченного по вышеуказанным основаниям, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

В силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 321 АПК Российской Федерации, а также части 1 статьи 21 и части 1 статьи 22 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу; срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

Исполнительное производство для чайников. Взыскание с должника-организации. Часть 1. Введение.

Взыскание с должника-организации является, безусловно, намного более объемным вопросом, чем взыскание с должника – гражданина. Многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, особенности ведения учета имущества (бухгалтерский учет), многообразие видов имущества, делает невозможным разработки инструкции «на все случаи жизни». Тем не менее, предлагаем вашему мнению алгоритм-направление, по которому необходимо двигаться, а также полезные практические советы.

Прежде всего, в том случае, если юридическое лицо ведет финансово-хозяйственную деятельность, лучше всего исполнительный лист предъявить банк, где у должника имеется расчетный счет.
Конечно, можно предъявить исполнительный лист и судебному приставу-исполнителю, однако велика вероятность потери времени на различные бюрократические процедуры. В том случае, если вам неизвестны расчетные счета должника, то у взыскателя в соответствии с п. 8 ст. 69 Закона (здесь и далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») есть право запросить налоговые органы. Необходимо написать запрос в налоговый орган, приложив к нему копию исполнительного листа.

В соответствии с п. 10 ст. 69 Закона налоговые органы обязаны дать ответ в течение 7 дней со дня получения запроса. У налоговых органов взыскателем могут быть запрошены следующие сведения (п.

9 ст. 69 Закона):
— о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
— о номерах расчетных счетов.

В тоже время, если у должника несколько расчетных счетов, возникает вопрос. На какой именно расчетный счет предъявить свой исполнительный лист? Если все счета находятся в одном банке, то здесь нет особых проблем, в заявлении о предъявлении исполнительного листа можно даже не указывать реквизиты счетов, достаточно указать наименование должника и его адрес. В случае, если счета в разных банках, придется действовать последовательно, предъявляя исполнительный лист во все банки должника.

Возможно, вам повезет, и вы угадаете. Напомню, что банк в случае недостаточности денежных средств, поместит исполнительный документ в картотеку неоплаченных в срок расчетных документов. В том случае, если денежные средства не поступили в течение 1-2 недель, целесообразно исполнительный лист из банка отозвать и предъявить его в другой банк, где у должника имеются расчетные счета. В тоже время, у судебного пристава-исполнителя перед взыскателем имеется неоспоримое преимущество – он может предъявить ко взысканию свои постановления об обращении взыскания на денежные средства ко всем счетам одновременно.

Вопрос об обращении взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен в следующих статьях. Других полномочий, кроме как предъявить свой исполнительный лист в банк, у взыскателя не имеется.
Теперь давайте рассмотрим вопрос, как судебный пристав-исполнитель на практике работает с должником-организацией, чтобы иметь об этом представление и по возможности корректировать деятельность судебного пристава-исполнителя.

Ниже будет рассмотрен пример взыскания с действующего юридического лица. Возбудив исполнительное производство, в том случае если исполнительный документ предъявлен впервые, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона устанавливает должнику срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней, и который начинает течь, со дня, следующего за вручением должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Напомним, что сроки в исполнительном производстве исчисляются в рабочих днях.

Именно поэтому целесообразно оказать содействие судебному приставу-исполнителю во вручении постановления, например, нарочным самостоятельно вручить его должнику (в секретариат или лично директору). В любом случае вопрос вручения постановления о возбуждении очень важен, как минимум, надо обеспечить его направление заказным письмом. Срок для добровольного исполнения не предоставляется в случаях (п.

14 ст. 30 Закона):
1) в соответствии с частью 16 ст. 30 Закона (здесь идет речь об отдельном взыскании с должника исполнительского сбора и штрафов, вас это не касается);
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества. По истечению срока, установленного для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель может применить меры принудительного исполнения, установленные в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Совершать исполнительные действия, указанные в ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе и до истечения срока для добровольного исполнения.

Приведем перечень исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона (не является исчерпывающим):
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Основная разница между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения заключается в том, что исполнительные действия «содействуют» исполнению требований исполнительного документа, а вот меры принудительного исполнения непосредственно направлены на его исполнение. Например, получить информацию об имуществе должника это исполнительное действие, от него по большому счету взыскателю ни горячо, ни холодно. А вот обращение взыскание на это имущество (изъятия и реализация имущества должника) непосредственно удовлетворяет требования взыскателя.
Перечень мер принудительного исполнения, также не является исчерпывающим, и содержится в ст. 68 Закона:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества.

Однако между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения есть еще одно очень важное отличие. Исполнительные действия могут быть любыми, самое главное, чтобы они были направлены на содействие исполнению требований исполнительного документа (п. 17 ст. 64 Закона). Меры же принудительного исполнения могут лишь быть такие, которые указаны в федеральном законе или в тексте самого исполнительного документа.

То есть, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно «придумывать» меры принудительного исполнения. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника продать свое имущество и перечислить денежные средства на депозит отдела судебных приставов. Такой меры принудительного исполнения Закон не содержит.

Он вправе применить такую меру, если она дословно будет указана в судебном акте (что маловероятно). Чаще всего судебные акты содержат предписания должникам совершить определенные действия, например, перенести забор на три метра, не чинить препятствия в пользовании квартирой и.т.д. Теперь, поскольку вы полностью знакомы с арсеналом судебного пристава-исполнителя, приступим к непосредственному взысканию с должника. В соответствии с п. 3 ст.

69 Закона, обращение взыскания на денежные средства должника осуществляется в первую очередь (только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств взыскание обращается на иное имущество должника – п. 4 ст. 69 Закона). Нарушение данного правила может повлечь за собой признание всех последующих действий судебного пристава-исполнителя незаконным, со всеми вытекающими отсюда последствиями (признание сделок недействительными, взыскание убытков с казны Российской Федерации).

Судебную практику, подтверждающую данное утверждение, несложно найти в справочно-правовой системе.

Так, например, в своем постановление по делу NА33-11212/03-С6-ФО2-2021/04-С2 от 8 июня 2004 г. ФАС Восточно-Сибирского Округа признал действия судебного пристава-исполнителя незаконными, в связи с тем, судебный пристав-исполнитель наложил арест на имущество третьей очереди, не проверив наличие первой и второй очереди обращения взыскания. В частности суд указал следующее:
«…..статья 59 Федерального закона «Об исполнительном производстве»1 предусматривает, что в первую очередь арест имущества должника-организации налагается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное). Таким образом, указанные нормы закона предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя в первую очередь обращать взыскание на денежные средства должника, для чего необходимо проверить наличие или отсутствие денежных средств в кассе, и на действующих расчетных счетах должника. Арбитражный суд Красноярского края правомерно признал, что при отсутствии указанных действий по выявлению имущества должника первой очереди, у судебного пристава — исполнителя отсутствовали основания для ареста имущества должника, отнесенного законом к третьей очереди……» Несмотря на то, что постановление датировано 2004 годом, оно актуально и на сегодняшний день.
В связи с тем, что вопрос обращения взыскания на денежные средства должника является объемным, выделим его рассмотрение в отдельные статьи, разбив на две части: обращение взыскания на наличные и безналичные денежные средства.

1. ФЗ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21.07.1997 г.

admin
Оцените автора
Ракульское