Игнорирование ук письменного обращения

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Как накажут УО за нарушение сроков ответов на обращения жителей

Как накажут УО за нарушение сроков ответов на обращения жителей

Если управляющая организация не отвечает или отвечает с опозданием на вопросы жителей МКД, всегда ли это будет считаться нарушением лицензионных требований? Рассказываем о позициях Минстроя РФ и Верховного суда РФ на этот счёт.

Несоблюдение порядка рассмотрения обращений – нарушение лицензионных требований

Минстрой РФ в своём письме от 23.04.2019 № 15772-ОГ/04 высказал жёсткую позицию: если управляющая организация не соблюдает порядок рассмотрения обращений жителей и раскрытия информации, предусмотренный Правилами № 416, она нарушает лицензионные требования.

Управляющая домом организация должна оперативно отвечать на обращения жителей дома. Эта обязанность – лицензионное требование. На обращение по поводу некачественных коммунальных услуг нужно ответить в 3 рабочих дня после получения запроса.

УО в ответ на подобные обращения предоставляет потребителю копии акта проверки/акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг. Потребителю также отправляется ответ об удовлетворении или отказе в удовлетворении обращения с причинами отказа.

В течение трёх рабочих дней УО даёт ответ на обращения по расчётам квартирной платы. На обращения иного характера от жителей многоквартирного дома необходимо ответить в течение двух недель.

Перечисленные сроки установлены Правилами № 416. Минстрой РФ указывает, что соблюдение этих Правил входит в исполнение УО обязанностей по договору управления МКД, а потому является лицензионным требованием.

Несоблюдение сроков ответа жителям домов считается нарушением лицензионных требований. За это ГЖИ могут вынести управляющей организации предписание и наказать штрафом по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Есть и другая, противоположная точка зрения, на вопрос, как квалифицировать ответ с опозданием на обращение жителя дома в УО. Она кажется нам более взвешенной и логичной и принадлежит Президиуму Верховного суда РФ.

Нужно разграничивать ответственность по ст. ст. 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ

Президиум Верховного суда РФ сформулировал свою позицию, отвечая на вопрос о разграничении составов административных правонарушений при привлечении управляющей организации к административной ответственности (утв. Президиумом ВС РФ 5 июня 2019 г.).

Суд указал, что при привлечении УО к административной ответственности за нерассмотрение или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме необходимо разграничивать составы административных правонарушений по ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. Для должностных лиц это административный штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет.

Для юридических лиц – штраф от 150 000 до 250 000 рублей.

По ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наказывают за управление многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Должностным лицам грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет, юридическим лицам – штраф от 250 000 до 300 000 рублей.

Если управляющая организация не вовремя отвечает на просьбу жителей дома о реестре собственников для общего собрания, то она нарушает лицензионные требования. За это её можно привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Если УО не отвечает на иные сообщения от жителей многоквартирного дома, её действия нужно квалифицировать по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, то есть как нарушение Правил № 416.

Почему нужно разграничивать ответственность

Президиум Верховного суда РФ отметил, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут обращаться к управляющей организации с различными вопросами. Для разного вида обращений законодательство предусматривает разный порядок и сроки рассмотрения.

В течение пяти дней с момента получения письма или обращения через ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания, управляющая организация обязана предоставить ему реестр собственников помещений (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

Это лицензионное требование – часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД. За его нарушение управляющую организацию можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил № 416 о контактах УО с жителями и раскрытии ею информации не являются лицензионными. Если управляющая организация нарушает их, её привлекут к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Президиум Верховного суда уточняет: в каждой ситуации нужно исходить из конкретных обстоятельств, а не подводить всё под состав ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и каждый раз наказывать управляющую организацию за нарушение лицензионных требований.

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Три особенности работы УО и ТСЖ с обращениями и претензиями жителей

Три особенности работы УО и ТСЖ с обращениями и претензиями жителей

6 июля на онлайн-семинаре мы обсудили с экспертами Ассоциации «Р1» принципы работы УО и ТСЖ с обращениями собственниками. Узнайте, почему и в какие сроки УО обязана на них отвечать, а также какие нюансы досудебного урегулирования споров есть между управляющей организацией и жителями домов.

На управляющих домами не распространяется действие требований к госорганам по работе с обращениями

Исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и член Экспертного совета Сусана Киракосян провели онлайн-семинар «Работа с обращениями собственников и досудебное урегулирование споров». Они подробно остановились на определении того, что такое обращение, его видах и сроках ответов на них:

Обращение – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина (ст. 4 № 59-ФЗ).

Субъекты публичной власти обязаны соблюдать требования № 59-ФЗ к срокам ответов на письма граждан, поскольку выполняют публично-значимые функции. Согласно ч. 1 ст. 12 № 59-ФЗ, ответ на обращение отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации.

При этом, согласно позиции ВС РФ по делу № 88-АД19-1, управляющие организации, хоть и выполняют публично-значимые функции, не подпадают под действие этого закона, поскольку являются коммерческими организациями.

Сроки ответов УО на обращения зависят от заявителя и темы и установлены жилищным законодательством

  • собственник или наниматель – от немедленного реагирования на письмо до 30 дней;
  • соцзащита – в течение пяти рабочих дней согласно п. 21 разд. 10 приказа № 74/11/пр;
  • другие заявители – в течение 30 дней согласно п. 37 Правил № 416.
  • устные – по телефону, при личном визите;
  • письменные – по почте или лично сотруднику УО;
  • электронные – по электронной почте, через сайт компании, ГИС ЖКХ, мобильное приложение.

По содержанию обращения можно разделить на предложение, заявление, жалобу и претензию. Подробно о каждом из них узнайте из материалов онлайн-семинара, размещённых под статьёй.

УО обязана соблюдать порядок досудебного урегулирования споров, если это установлено законом

Ирэн Парсамян, Сусана Киракосян и участники онлайн-семинара отдельно остановились на теме досудебного урегулирования споров между УО и жителями домов.

  • направление претензии,
  • переговоры,
  • медиацию,
  • обращение к финомбудсмену и в государственные органы.

УО обязана соблюдать досудебный порядок, если это прописано в законе (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК). В ином случае ТСЖ или УО могут привлечь к административной ответственности. Поскольку обязанность отвечать на письма жителей домов не является лицензионным требованием, то УО не могут наказать по «лицензионной» ст.

14.1.3 КоАП РФ (обзор судебной практики ВС РФ от 17.07.2019 № 2).

За такое нарушение компании привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, которая предполагает наложение штраф для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет, а для юрлиц – от 150 до 250 тысяч рублей.

  • о взаимодействии УО с органами соцзащиты через ГИС ЖКХ по вопросам наличия у жителей задолженности за ЖКУ;
  • о законодательстве, в котором прописаны сроки ответов УО на разные типы обращений собственников;
  • об отличиях претензий от обычных обращений.

Эксперты привели примеры судебных решений в данной сфере и дали УО советы, как правильно построить работу с претензиями и иными видами писем, чтобы не получить штраф за нарушения.

Сусана Киракосян разобрала несколько дел, где УО получила штраф за игнорирование претензий жителей МКД и не удовлетворила их требования в добровольном порядке. Узнайте больше из материалов онлайн-семинара под статьёй.

Должна ли УО отвечать на обращения собственников в 30-дневный срок

Должна ли УО отвечать на обращения собственников в 30-дневный срок

Верховный суд РФ вынес несколько постановлений по делам о привлечении управляющих организаций к ответственности за отсутствие ответа на запрос собственника. Читайте, почему ВС РФ освободил УО от штрафов по ст. 5.59 КоАП РФ и в какие сроки УО должны отвечать на обращения собственников.

В срок 30 дней ответить на обращение должны организации с публично значимыми функциями

Собственник помещения в многоквартирном доме написал в управляющую организацию претензию на качество услуг по теплоснабжению, но не получил на неё ответа. Это стало поводом для направления жалобы в прокуратуру, а затем обращения в суд.

Директор управляющей организации, который стал ответчиком по делу, и его защитник в суде ссылались на то, что ответ не был дан из-за отсутствия должностного лица на рабочем месте и отсутствия обязанности у УО отвечать в 30-дневный срок.

Мировой судья при рассмотрении спора указал на то, что управляющая организация, предоставляя услуги по договору управления, относится к числу компаний, осуществляющих публично значимые функции. Её деятельность затрагивает права и интересы значительного количества граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Поэтому на УО распространяется действие ч. 1 ст. 12 № 59-ФЗ: ответ на обращение граждан отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации. Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст.

10 № 59-ФЗ, должностное лицо УО обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Директор УО не представил доказательств того, что собственнику в ответ на претензию в 30-дневный срок был направлен ответ по существу. Мировой судья признал ответчика виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ – нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, и оштрафовал на 5 000 рублей.

За отсутствие ответа на обращение организации штрафуют по ст. 5.59 КоАП РФ

Директор УО подал апелляционную жалобу, указав на то, что мировой судья безосновательно возложил на компанию выполнение публично значимых функций, не определил, в чём состоят эти функции и в чём их публичность и значимость, кем, на кого и когда эти функции были возложены.

Также защита руководителя УО отметила, что оказание коммерческой организацией услуг на основании договоров по управлению домом не свидетельствует о выполнении ею публично значимых функций. Между жильцами дома и УО имеются гражданско-правовые отношения. На коммерческие организации не распространяются нормы № 59-ФЗ.

Судья, анализируя доводы директора УО, указал, что порядок рассмотрения обращений является единым для государственных органов, органов местного самоуправления и для иных организаций, осуществляющих публично значимые функции.

УО, выполняя условия договора управления, напрямую влияет на жилищные и иные права большого количества граждан, проживающих в доме, их здоровье и безопасность. Это свидетельствует о выполнении такой организацией публично значимых функций. Поэтому суд отклонил жалобу директора УО и оставил в силе решение мирового судьи.

Дело перешло в суд кассационной инстанции, но и там руководитель организации и его защитник не смогли доказать, что УО не подпадает под действие № 59-ФЗ.

УО не являются организациями с публично значимыми функциями и не подпадают под действие № 59-ФЗ

  1. Нормами № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ конституционного права на обращение в госорганы и органы МСУ, а также устанавливается порядок рассмотрения такими организациями обращений (ч. 1 ст. 1 № 59-ФЗ).
  2. Обязанность по рассмотрению обращений граждан организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П).
  3. Обязанность по рассмотрению обращений граждан согласно ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ является гарантией защиты конституционных прав личности и регулирует её взаимоотношения с государством.
  4. Конституционный суд РФ в определении от 27.06.2017 № 1361-О указал, что ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юрлицами.

Суд отметил, что управляющая организация является юридическим лицом, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли. Правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме с УО носят гражданско-правовой характер. Требования № 59-ФЗ на них не распространяются.

ВС РФ постановил прекратить производство по делу в отношении руководителя УО, поскольку в его действиях отсутствовал состав вменяемого административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ. Аналогичный вывод ВС РФ сделал в постановлениях от 15.02.2019№ 48-АД19-2 и № 88-АД19-2.

УО обязана отвечать на обращения собственников согласно требованиям ПП РФ № 416

ВС РФ в трёх постановлениях сделал вывод о том, что УО не подпадает под действие № 59-ФЗ. Поэтому её не могут привлечь к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, если ответ на обращение собственника не был направлен в течение 30 дней.

Однако УО обязаны соответствовать лицензионным требованиям, к которым относятся п.п. 36, 37 ПП РФ № 416: УО отвечает на письма собственников или нанимателей помещений в течение 10 рабочих дней, а на обращения третьих лиц – в течение 30 календарных дней с момента регистрации. По вопросам, которые соответствуют пп.

31, 32, 34 ПП РФ № 416, установлены отдельные, более сжатые, сроки ответа – от немедленного предоставления ответа до 10 рабочих дней.

Получается, что постановления ВС РФ не освобождают УО от ответа на обращения в течение 30 дней, а лишь признают незаконным наказание их по ст. 5.59 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за нарушение лицензионных требований в таком случае будет законным, а штрафы выше: до 300 000 рублей для юрлиц и до 100 000 – для должностных.

Также руководителя могут дисквалифицировать на срок до трёх лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами.

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

admin
Оцените автора
Ракульское