Почему за 20 лет россия так и не перешла от стагнации к развитию

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Как за 20 лет горнодобывающая отрасль повернулась лицом к России

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
20 лет электроэнергетики в России – от РАО «ЕЭС России» до либерализации рынка

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Как за 20 лет жилищное строительство прошло путь от хаоса до тотального контроля

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Изменения в автопроме. Главные события за 20 лет

Усиление автомобильного лобби, погоня за мировым автопромом, падение рынка

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно
Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Развернуть обратно

Ранее в этом сюжете

Обратная связь

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Я хочу подписаться

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Flipboard

Ведомости в Tenchat

Мобильное приложение

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Стагнация России: «Ощущение трясины не отпускает»

Россия уже второе десятилетие находится в состоянии стагнации. Об этом говорят цифры: динамика общих объемов производства колеблется в интервале от +2% до -2%, доходы большинства не растут, социальное неравенство сохраняется на уровне в два раза выше, чем в Западной Европе, которую мы постоянно хулим за неразрешенность социальных противоречий, с технологическими прорывами тоже как-то не очень…

Возможна ли социальная справедливость при современном госкапитализме

Ощущение засасывающей трясины не отпускает. И дело здесь не в вирусе: очередной кризис у нас (да и в мире) начался еще до ковида. Вирус скорее, наоборот, заставил людей, запертых в своих квартирах, теряющих работу и возможность общения, задуматься о том, что же происходит с нами, со страной, с миром. Куда идем?

Ради чего живем?

Ответ в большинстве случаев будет печальным: нам не до высоких материй — нам бы работу сохранить, деньги на лекарства найти… Для справки: пакет лекарств от ковида, если достанете, стоит порядка 20 000 рублей на человека, плюс витамины, плюс качественное питание, иначе не вылечишься или осложнения замучают… И где взять эти деньги чуть не половине населения России, получающей 20–30 тыс. рублей в месяц или пособие по безработице в 12 тысяч, если болеют всей семьей? Тут не до поиска смысла жизни — тут бы саму жизнь сохранить…

Я с этим и соглашусь, и не соглашусь.

Соглашусь, поскольку ситуация в стране, которая все больше отстает от находящихся в кризисном положении США и ЕС, действительно тяжелая, и большинство населения просто выживает. Мы сохраняем неравенство на уровне в два раза выше, чем в Европе, даже в условиях ковида большая часть отечественных миллиардеров становится еще богаче, на нужды населения (в процентах от валового внутреннего продукта) российские власти средств выделяют меньше, чем уже упомянутые «антинародные» власти США и ЕС. Я уж не говорю о Китае, где вообще нет экономического спада даже в условиях вируса и второй волны пандемии нет, и дай бог, чтобы не было.

И не соглашусь, потому что и в этой ситуации есть те, кто живет, действует, совершает поступки, и это в большинстве случаев отнюдь не миллионеры или большие шишки. Это медики, которые уже год, рискуя жизнью, работают в большинстве своем не за страх, а за совесть. Это волонтеры, которых в тяжких условиях локдаунов и карантинов стало больше. Это те, кто всерьез задумывается о необходимости перемен и делает что-то для того, чтобы они вели к лучшему, а не обернулись переходом от стагнации к кризису.

И не только экономическому.

Вот только вопрос: а что такое — это «лучше»?

Экономисты в большинстве своем не любят слова «прогресс», «гуманизм», «справедливость». Они, на их взгляд, слишком абстрактны, их нельзя посчитать, они плохо сопрягаются с рыночной эффективностью… Автор этого текста по профессии экономист. И убежден, что экономика — это средство для общественного прогресса, развития человека, продвижения к социальной справедливости. И что это не пустые слова, а вполне конкретные цели, которые может и должно реализовывать руководство страны, в Конституции которой написано, что Российская Федерация — социальное государство.

Более того, у этих кажущихся абстракциями понятий есть вполне конкретное, понятное любому гражданину содержание. И даже количественное измерение. О некоторых из таких цифр я хотел бы напомнить.

Начнем с социальной справедливости. Она принципиально отлична от уравниловки. Это такая мера неравенства, которая не допускает нищеты, стимулирует качественный труд и творческий потенциал, принуждает не зарываться и делиться тех, кто присваивает прибыль и ренты.

Конкретизирую. Различие между 10% самых бедных и самых богатых — не более 7–8 раз (к сведению: в Скандинавии — меньше 7, в большинстве стран Западной Европы — 7–8, в США — 13, в РФ — 16). Минимальная заработная плата, пенсии и пособие по безработице — на уровне 50% от средней (опять же скандинавский стандарт), а не 25–30% как в РФ. Подоходный налог на самых богатых — 40–50% (в Скандинавии — 55%, в большинстве стран Западной Европы — 45–50%, в США в последние десятилетия — 35–40%, а в РФ — 15%), налог на самых бедных — 0% (в РФ — 13%). И это никакой не социализм, а всего лишь социальная модель капитализма.

И она работает — обеспечивая и технологический прогресс (скандинавские страны занимают места в первой десятке по рейтингу инновационной экономики), и высокие результаты в человеческом развитии (опять же первая десятка стран мира), и возможное в рамках капиталистической системы продвижение в направлении социальной справедливости.

Речь идет и о том, что мы почти забыли: об уважении к труду и человеку труда — не к брокеру, блогеру, шоумену, а к рабочему, инженеру, учителю, поэту, медику, ученому, программисту, работающему в науке и образовании, а не только в банке. В условиях существующей системы это уважение в полной мере обеспечить невозможно: рынок и капитал делают критерием успеха деньги. Государственный (а то и вообще феодальный) капитализм добавляет к этому еще и место во властной иерархии.

Но ограничить рынок, капитал и бюрократию можно даже в условиях существующей системы. Только несколько цифр. Министр финансов Норвегии получает доход (после вычета налогов), лишь в 3 раза превышающий средний доход школьного учителя.

Топ-менеджеры эффективных коллективных предприятий в Европе получают в 5–10 (а не в 100–1000, как у нас) раз больше средней зарплаты на своих предприятиях — и успешно ими управляют.

И это опыт не только Европы, но и социально ориентированных государств Латинской Америки, уровень развития которых такой же или даже ниже, чем у нашей страны, которая имеет богатейшие природные ресурсы и все еще сохраняет позитивное наследие СССР в области науки, образования и некоторых технологий.

Но не только в справедливости проблема. Проблема в том, чтобы экономическое развитие было ориентировано на человека, а не на количественный рост валовых показателей. Увеличивать ВВП ведь можно за счет чего угодно: продали больше нефти и леса — вырос ВВП. Создали побольше финансовых и торговых посредников — увеличили ВВП.

Завезли мигрантов для тяжелой работы вместо того, чтобы развивать «умное производство», — увеличили ВВП.

А можно по-другому. Можно создавать высокотехнологичные рабочие места (нам когда-то обещали таковых 25 млн, да так и «забыли» отчитаться об исполнении этого решения). Можно обеспечивать приоритетное развитие здравоохранения, образования, науки (а у нас доля расходов на эти цели в федеральном бюджете ниже, чем в большинстве стран Европы).

Можно для обеспечения развития использовать методы стратегического планирования, позволяющие, во-первых, сформулировать единую систему целей, а не набор благопожеланий, как сейчас; во-вторых, задействовать систему средств и методов их достижения, включая активную промышленную политику в частном секторе и прямые директивные (я не боюсь этого слова) методы в государственном; в-третьих, сконцентрировать имеющиеся ресурсы в ключевых сферах, используя для этого и рентные доходы, и «кубышку». Наконец, утвердить этот план как закон и определить конкретных лиц, несущих персональную ответственность за его выполнение.

Можно существенно реформировать «правила игры» в экономике, убрав бездну феодально-бюрократических институтов («вассалитет», «ручное управление», коррупцию), обеспечив прозрачность и подконтрольность обществу деятельности и государства, и бизнеса, но при этом не впадая в утопии «свободного рынка» и априорной «эффективности» частной собственности, а регулируя рынок, вводя социальные рамки деятельности капитала, социализируя экономику.

Можно — и должно! Но невыгодно тем, у кого в руках сосредоточена основная экономико-политическая власть, ибо и права собственности, и доходы, и влияние в этом случае будут пусть частично, но все же перераспределены от магнатов и бюрократов к трудящимся. И это все еще будет капитализм.

Только не олигархически-бюрократический, с феодальным оформлением, а социально ограниченный и регулируемый.

С точки зрения автора, это не идеал, но некоторый шаг в его направлении. Шаг тем более полезный, что позволит стране и ее трудящемуся большинству начать развиваться, выползая из болота стагнации и медленно, но неуклонно очищаться от налипшей на всех нас грязи.

Экономика России отстала в развитии от стран бывшего СССР

Наступил 2021 год, в конце которого будет уже 30 лет с даты, когда не стало Советского Союза. Разная судьба сложилась у республик бывшего СССР. Неодинаково у них идет и экономическое развитие. Ясно, что 90-е годы прошлого века были тяжелейшими для всех. Все переживали трансформационный кризис, когда осуществлялся чрезвычайно болезненный переход от одной экономической системы к другой.

Но ХХI век — это уже другое время. И интересно, что здесь происходит, какие страны на постсоветском пространстве развиваются быстрее, какие медленнее. Почему происходит именно так, а не иначе?

Ведь у всех из нас, казалось бы, были одинаковые стартовые позиции, когда распадался Советский Союз.

Удивительные цифры

Если провести простейшие расчеты того, как выросли экономики стран бывшего СССР в 2000–2019 годах (за аномальный 2020 год итоговые данные появятся еще не скоро), то результаты окажутся для многих очень неожиданными. Судите сами. Вот какой прирост валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Всемирного банка (в ценах 2010 года), в 2000–2019 годах показали бывшие республики: Азербайджан — 341%, Туркменистан — 318%, Таджикистан — 305%, Узбекистан — 242%, Армения — 225%, Казахстан — 219%, Грузия — 179%, Молдова — 133%, Беларусь — 126%, Киргизия — 125%, Литва — 112%, Эстония — 96%, Латвия — 94%, Россия — 85%, Украина — 52%.

Получается, что лидером по темпам экономического развития за эти годы оказался Азербайджан, аутсайдером — Украина. Однако Украина, ввиду известных политических событий — особая статья. Это тот самый случай, когда ради корректности сравнений надо выводить объект из общего ряда.

Но тогда получается, что худшей страной с точки зрения динамики экономического развития на постсоветском пространстве в ХХI веке является… Россия. Неприятный факт, что и говорить, но против цифр, что называется, не попрешь.

Предвижу такое возражение: почему тогда именно в Россию едут на заработки мигранты — в основном из тех стран, чье развитие, согласно статистике, опережало наше? Здесь нет никакого противоречия. Практически все государства на постсоветском пространстве развиваются быстрее, хотя в ряде из них уровень жизни людей отстает даже от невысокого уровня жизни россиян.

Это означает лишь то, что если тенденция ускоренного развития других стран продолжится, то в будущем россияне вполне могут поехать на заработки к ближайшим соседям.

Еще можно ставить под сомнение статистику Всемирного банка (а есть какая-то более достоверная статистика для межстрановых сравнений?), можно рассуждать о несовершенстве макроэкономического показателя ВВП, по динамике которого идет сравнение, можно говорить что угодно, но факт остается фактом: Россия — худшая, за исключением Украины, которая особый случай.

Когда на одном из недавних экспертных обсуждений пришлось привести эти данные, реакция некоторых уважаемых мною коллег была непримиримая: «Не может быть!». А что не может быть-то? Возьмите и посчитайте прирост ВВП накопленным итогом за все эти годы — все просто.

Честно говоря, мне тоже было неприятно, когда получились такие результаты, но удивился я не очень сильно, потому что давно уже, смею надеяться, научился отличать то, как преподносится состояние российской экономики в пропагандистской упаковке, и то, что на самом деле происходит в ней.

А вообще-то не удивляться надо таким не очень хорошим результатам, а делать правильные выводы. Есть ли надежда, что такие выводы будут сделаны?

В конце 2020 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью передаче «Москва. Кремль. Путин» очень емко выразил мнение властей о происходящем в экономике сегодня: «…в нашей стране произошло все чрезвычайно эффективно».

И хотя признавалось, что «мы тоже припали» (имеется в виду экономика), однако в целом восторженные оценки столь высокопоставленного чиновника удивляют. Да, здесь речь идет конкретно о 2020 годе, а не о том, как экономика развивалась в последние два десятилетия. Но это просто пример того, как власти привыкли оценивать состояние дел. Удивляют подобные оценки еще и потому, что одновременно утверждалось, будто бы сотни миллиардов и даже триллионы долларов, которые вкачали другие страны в свои экономики, не спасли их от падения, а это совершенно неправильно. Потому что экономики других стран упали в первую очередь из-за локдаунов, которые коснулись значимых отраслей.

Деньги же, вкачанные в экономики, станут базой для быстрого постковидного восстановления.

Как тот же потребительский бум будет обеспечен в России, если власти столь удовлетворены тем, что они так и не пошли, в отличие от других стран, на широкомасштабную материальную поддержку населения, к которой ими почему-то приравнивается раздача так называемых «вертолетных денег»?

Так, кстати, мы все эти прошедшие 20 лет и радовались своей эффективности. Где эта эффективность, когда считаем суммарный результат? Помните такую задачку — удвоение ВВП к 2010 году?

Ну, конечно же, помните. Задача эта была поставлена в президентском послании 2003 года и предусматривала, что в России к 2010 году должен быть удвоен объем ВВП. Это значит, что ВВП должен был прирасти за 7 лет на 100%.

Вернемся к тем данным по постсоветским государствам, которые были приведены выше. По России получается, что ВВП не был удвоен не то что к 2010 году, но и даже к 2019 году, потому что его прирост составил всего лишь 85%. А если учесть, что экономика России в 2020 году упала примерно на 4%, то ее рост за 2000–2020 годы составил и вовсе порядка 80%.

Это за два десятка лет! Поэтому, когда сегодня приходится слышать восторженные оценки, как хороши в России дела в экономике, хочется сказать следующее: экономические показатели отнюдь не говорят о каких–то выдающихся результатах. Все очень и очень скромно, о чем наглядно свидетельствуют результаты сравнения с тем, как росли экономики постсоветских государств в ХХI веке.

Признание этих скромных, мягко говоря, успехов, необходимо не для какого-то очернительства. Такое признание необходимо для того, чтобы было реальное представление дел в экономике, чтобы не было никакого шапкозакидательства. Такое признание необходимо и для того, чтобы учесть положительный опыт тех, кто смог продвинуться гораздо дальше.

Тот же Казахстан, к примеру, вырос с начала ХХI века на 219% — в 2,5 раза больше, чем экономика России.

У нынешней России есть, безусловно, синдром Большого брата. Но мы сколь угодно можем поглядывать свысока на своих соседей, а те, судя по фактическим результатам, развиваются быстрее России. У кого-то это получается лучше, у кого-то дела обстоят не так хорошо, но все-таки движение вперед есть у всех.

Советский Союз давно остался в прошлом. Остатки СНГ, похоже, тоже на грани развала. Это происходит в том числе из-за того, что очевидный, казалось бы, лидер Содружества — Россия — на поверку оказывается не таким уж и лидером. А притягиваются, как показывает практика, к экономически сильным.

Слабые, может, и не отталкивают, но противостоять центробежным устремлениям других они не в состоянии.

Из стагнации в рецессию: почему в России практически нет экономического роста

Российская экономика встала. Как встала? Мы же постоянно видим и слышим по телевизору, как все растет?

Получается, что и не растет вовсе? А промышленность, которая рванула вверх в апреле? Выходит, не рванула вовсе?

Просто Росстат такого понарисовал, что ему пришлось отзывать собственные цифры. Последнее, кстати, беспрецедентный скандал, поэтому про промышленность в апреле пока помолчим.

И не будет, даже если попытаться «нарисовать» статистику

Если честно, экономика встала не совсем, а почти: по предварительным данным Росстата, ВВП страны в I квартале 2019 года вырос на малоразличимые 0,5%. Данные статистического ведомства ясно показывают: почему-то не получается того самого ускоренного роста экономики, который, согласно знаменитому майскому указу президента, должен обеспечить вхождение России к 2024 году в пятерку крупнейших экономик мира с темпами подъема ВВП выше мировых.

Но какое уж тут «выше мировых». Не надо быть специалистом, чтобы понимать: 0,5% прироста ВВП в I квартале 2019 года по сравнению с I кварталом 2018-го — это мало, очень мало. Конечно, всегда найдутся «оптимисты», которые скажут, что все нормально, никто-де и не рассчитывал на быстрый экономический рост в текущем году.

Да, цифра официального прогноза Минэкономразвития на 2019-й скромная: плюс 1,3% прироста ВВП по сравнению с 2018 годом. Но то, с каким результатом экономика закончила I квартал, даже по сравнению с прогнозной цифрой, представляется однозначно неудовлетворительным результатом.

Важно еще и то, что первые месяцы года для российской экономики зачастую являются определяющими. «Как начали год, так его и проведем» — эта поговорка справедлива для российского ВВП. И тому есть свое объяснение. Наша экономика по-прежнему является «перекошенной» в сторону сырьевых отраслей и крупных предприятий. Такая экономика инерционна, что называется, по определению.

И какая будет инерция в 2019-м, судя по первым месяцам года, понятно.

Был ли ожидаем такой результат? Вообще-то, чуть ранее вышедшие данные по отдельным видам экономической деятельности свидетельствовали о фронтальном ухудшении динамики экономических показателей: в I квартале 2019 года сельское хозяйство приросло на 1,1%, в то время как год назад аналогичный показатель был плюс 2,4%; промышленность выросла на 2,1%, год назад — на 2,8%; оборот розничной торговли — 1,8% и 2,7% соответственно.

И тем не менее в правительстве столь низкого экономического показателя по I кварталу явно не ожидали: Минэкономразвития надеялось на прирост ВВП в 0,8%, Банк России нацелился на диапазон в 1,0%–1,5%. Действительность оказалась много хуже даже этих скромных прогнозов.

Почему такое произошло? Официальная точка зрения ясна: с 1 января 2019 года была повышена ставка налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что оказало дестимулирующее действие на предпринимательскую активность. Что же, это правда.

Но тогда вопрос: а зачем надо было повышать НДС? Чтобы «опустить» экономику? Какое-то вредительство, как сказали бы во времена товарища Сталина, получается.

Но правда, как зачастую бывает с объяснениями от правительства, далеко не только и не столько в этом. Правда еще и в том, что причиной неудовлетворительного экономического роста также является падение реальных располагаемых денежных доходов населения. В первом квартале 2019-го они снизились на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. И это после того, как была применена новая методика расчетов доходов. Получается, что не помогла новая методика, доходы населения страны все равно упали.

Падают доходы — снижается потребительская активность граждан. Показатели торговли остаются невысокими, что понижает темпы экономического роста в целом.

Потребительская активность людей будет и дальше стагнировать, понижая тем самым и темпы роста экономики. Такая тенденция предопределяется еще и тем, что даже нынешний скромный уровень потребления людям будет трудно поддерживать. До сих пор население его поддерживало, активно набирая кредиты. Причем большая их часть — это нецелевые необеспеченные кредиты.

Самые невыгодные для заемщиков, кстати. По данным Банка России, общий объем кредитов физлицам этой весной превысил фантастическую цифру в 15 трлн рублей.

ЦБ неоднократно высказывал свою озабоченность высокими темпами наращивания кредитования физлиц, и теперь он будет охлаждать рынок. Делается это просто: для банков увеличиваются коэффициенты риска по таким кредитам, что потребует от банков иметь больший капитал. Значит, затраты будут перераспределяться на заемщиков, кредиты будут дороже, выдавать их станут менее охотно.

Людям придется снижать свой уровень потребления, что обязательно плохо скажется на экономике.

Но, может быть, выросшими налогами и падением доходов населения и ограничиваются негативные факторы для экономики? Боюсь, что нет. Есть такое понятие в экономике — «эффект базы». «База» — это то, с чем сравниваются те или иные показатели.

Если эти показатели, берущиеся для сравнения, высокие (высокая «база»), то добиться хороших текущих показателей будет труднее. Так вот, применительно к нашему анализу важно иметь в виду, что база прошлого года была высокой. В марте 2018 года в России состоялись президентские выборы. Тогда много денег вбухали в экономику, прежде всего на повышение зарплат в бюджетный сектор.

По итогам II квартала 2018 го выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля) вырос аж на 4%, а по итогам апреля 2018-го и вовсе на 5,1%. На фоне таких высоких результатов показать в этом году что-то похожее категорически не получится.

Важно еще и учитывать, что скромные результаты I квартала текущего года мы имели в условиях, когда пока еще не реализовались очень серьезные риски для российской экономики. Посмотрите сами: мировые цены на нефть (порядка 70 долларов за баррель) на относительно высоком уровне; введение новых фронтальных антироссийских санкций (прежде всего, со стороны США) откладывается, очередной мировой экономический кризис циклического характера пока еще не наступил.

Теперь представьте, что хотя бы один из названных выше рисков реализуется, будь то обвал мировых цен на нефть, введение новых санкций или наступление нового мирового экономического кризиса. Российская экономика и без этого-то всего находится в состоянии стагнации, переходящей в рецессию, а тут еще такое может добавиться. Причем шансы, что такая «добавка» произойдет, достаточно велики.

При реализации подобного сценария перспективы российской экономики видятся совсем неважными.

Но почему-то власти не теряют оптимизма. Они упорно говорят о том, что все будет хорошо. Надежды здесь связаны с реализацией национальных проектов, общий объем финансирования которых на период до 2024 года должен соответствовать почти 26 трлн рублей. Причем большая часть этих средств — деньги федерального бюджета.

Все просто: пойдут большие деньги — экономика начнет расти.

Безусловно, госфинансирование в виде тех же инвестиций в основной капитал способно стимулирующе воздействовать на экономику. Однако насколько оправдано все надежды на рост связывать только с этим?

Во-первых, учтем, что из всего анонсированного объема финансирования нацпроектов далеко не все является инвестициями в основной капитал, то есть теми средствами, которые, что называется, ни на проедание, ни на «поддержание штанов», а на развитие.

Во-вторых, важно учитывать сложившуюся на сегодня в России структуру инвестиций в основной капитал по формам собственности инвестора. По последним имеющимся данным Росстата (за 2017 год), всего лишь 14% от общего объема инвестиций в основной капитал являются госинвестициями (представляют федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации), а почти 60% — это частные инвестиции (есть еще иностранная собственность, смешанная и пр.). Такое соотношение говорит о том, что роль госинвестиций в российской экономике не является определяющей.

Госинвестиции, конечно, важны, особенно в кризисные времена, но не они сегодня «делают погоду».

Резюмируем. Российская экономика плохо стартовала в текущем году; налоговая нагрузка выросла; реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают падать; сказывается «эффект базы» прошлого года, которая была высокой; серьезнейшие внешние риски для российской экономики в виде падения мировых цен на нефть, ужесточения антироссийских санкций, начала мирового кризиса еще только будут реализовываться; правительство без должных оснований связывает свои надежды на ускоренный экономический рост с реализацией национальных проектов.

Ну и какой прогноз можно сделать, принимая во внимание все эти факторы? Плохой. Так что не надо нам сказок про экономический рост.

Его уже практически нет. И не будет, даже если попытаться «нарисовать» статистику. Не поможет.

admin
Оцените автора
Ракульское