Как подготовиться к налоговой проверке в 2024 году

Основания для проверки, сроки, место, оформление результатов. Про истребование документов, допрос, экспертизу, выемку, осмотр, инвентаризацию и пр.

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

  • выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
  • камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).

Основания для назначения выездной проверки

Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Ее могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.

Сегодня выездные проверки проводят крайне редко. Факты:

  • Количество выездных проверок в год сократились более чем в 10 раз, с 70 000 до 7 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
  • Выездному контролю подвергается только две организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше — выездная проверка проводится только у одного из 7 000 предпринимателей.
  • Для проверки выбираются крупные налогоплательщики.
  • Сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 50 млн руб. по организациям и 12 млн руб. по ИП.

При принятии решения о необходимости выездной проверки ФНС использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К ним относятся, в том числе:

  • низкая налоговая нагрузка;
  • убыточная деятельность на протяжении двух и более лет;
  • большой процент вычетов НДС;
  • превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
  • выплата зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
  • осуществление деятельности с налоговым риском.

Если указанные критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. ИФНС будет выяснять обстоятельства. Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.

Почитать  Как получить возмещение ущерба от почты россии

Например, убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса, введением экономических санкций и пр.

Годовое обучение
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары.

Вопросы экспертам по Карте Школы

Чтобы выяснить эти обстоятельства, налоговая может:

  • запросить пояснения при проведении камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Выездная проверка будет только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.

Выводы:

  • Выездная проверка маловероятна, даже если вы подходите по критериям. Для этого нужно дать все пояснения о причинах невыполнения показателей, установленных Приказом № ММ-3-06/333@.
  • Если у вас организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат. Она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить ее, если не будет крупных доначислений налогов.
  • Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут необходимые сведения от контрагентов или иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.

К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесьте все риски и при необходимости доплатите налоги, представив уточненную декларацию.

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст.

89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.

Основание для выездной проверки

Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны оформить решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

В решении указываются (подп. 2, 17 ст. 89 НК РФ):

  • налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
  • налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
  • за какие годы будет проводиться проверка;
  • состав проверяющих.

Провести можно проверку по любым налогам, сборам или страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами, предшествующему году назначения проверки. Есть исключения, они перечислены в НК РФ.

Пример.Если проверка назначена в 2024 году, то проверка может пройти в 2019, 2020 и 2021 годы.При проверке инспектор вправе захватить и отчетные периоды года назначения проверки (письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519).

В нашем примере это 2024 год.

Решение о проверке неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п.

1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

О сроках проведениявыездной проверки рассказываем в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Мероприятия в составе выездной проверки

Истребование документов у проверяемого

При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.

Документы налоговикам можно представить на бумаге в виде заверенных копий, по интернету или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов. Форматы установлены Приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст.

93 НК РФ).

Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством.Штрафы:

  • 200 руб.— за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
  • 300–500 руб.— на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Истребование документов у контрагентов

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст.

93.1 НК РФ).

Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.

Допрос свидетеля

Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.

Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст.

90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст.

51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».

По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).

  • 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).

Назначение экспертизы

Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).

Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость работ;
  • определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ).

С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Выемка документов и предметов

Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:

  1. Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
  2. Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).

Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).

Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ).

Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Осмотр

Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст.

89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).

Обязательные требования при организации осмотра:

  • присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • участие налогоплательщика или его представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).

Инвентаризация имущества

Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:

  • Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
  • Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
  • Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
  • Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации).

Сроки проведения проверки

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ).

С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требования к составлению акта по выездной и камеральной налоговой проверке в основном одинаковые.

Налоговики должны вручить акт выездной налоговой проверки в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, подп.

1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая в этот же срок должна направить его по почте заказным письмом (п.

5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки.

Как оформляют результаты проверки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сроки проведения выездной налоговой проверки 654.4 КБ

Кто и как может проверять бизнес в 2024 году

Правительство РФ объявило мораторий на проверки бизнеса в 2024 году. С 14 марта не проводятся плановые надзорные мероприятия, а внеплановые чаще всего нужно согласовывать с прокуратурой. Но совсем расслабляться не стоит, потому что есть исключения.

Рассказываем, кому из предпринимателей ждать визита инспектора и в каких случаях.

Какие проверки не проводятся

Правительство Постановлением от 10.03.2022 № 336 отменило до 31 декабря 2024 года плановые надзорные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Это проверки, включённые в Единый план проверок, которые проводят большинство государственных и муниципальных органов власти в отношении бизнеса — например, пожнадзор, трудовая инспекция, экологический надзор.

Информацию по надзорным мероприятиям всех уровней можно узнать в Едином реестре видов контроля. Налоговые проверки применения ККТ подпадают под действие Закона № 248-ФЗ. Но плановых мероприятий в этой сфере нет, поэтому мораторий не действует.

  1. Мораторий на плановые проверки введён в отношении всех предпринимателей и компаний, а не только субъектов малого и среднего бизнеса, как это было при пандемии ковида.
  2. Из постановления № 336 есть исключения по госсанэпиднадзору, пожнадзору, надзору в сфере промбезопасности и ветеринарному надзору. Но их немного.
  3. Внеплановые мероприятия могут проводиться только в случаях и на условиях, указанных в самом постановлении № 336.
  4. Плановые проверки, не завершённые до 14 марта 2024 года, должны были закрыть в течение 5 рабочих дней после этой даты. Предписания по ним могли выдать только в случае нарушений, которые создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, национальной безопасности или ЧС природного или техногенного характера.
  5. По плановым мораторным проверкам, начало которых было запланировано после 14 марта 2024 года, ведомства должны внести сведения об отмене в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый план проверок.

С 9 апреля 2024 года на сайте Госуслуг появился сервис , где предприниматель может пожаловаться на нарушения моратория по постановлению № 336.

Теоретически большинство ИП и организаций вообще не должны планово встречаться с инспекторами в 2024 году. Если же проверка всё-таки нагрянула, сделайте следующее:

  1. Проверьте её основания — плановая, внеплановая, по чьему решению проводится. Также обязательно узнайте у инспектора учётный номер проверки — без него они незаконны.
  2. Если считаете, что нарушен мораторий, подайте жалобу на Госуслугах. Вам понадобится ваша ЭЦП в личном кабинете и учётный номер проверки. Зайдите в раздел «Жалобы на решения контрольных органов», выберите «Жалоба на нарушение моратория на проверки» и подайте обращение. Его рассмотрят в течение одного рабочего дня.

Все проверки, которые нарушают мораторий, отменяются после их начала по жалобе предпринимателя.

Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!

Как возбуждают административные дела

Мораторий на проверки вводился ещё в 2020 году из-за пандемии ковида, и некоторые предприниматели жаловались на то, что инспекторы обходят запрет через проведение административные расследования. В 2024 году это невозможно.

Административное расследование начинается после выявления административного правонарушения. По нормам Закона № 248-ФЗ инспекторы могут его инициировать только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Нет проверки — нет правонарушения и административного расследования.

Исключение одно — при административной приостановке деятельности предприятия. В этом случае дело заводят без проведения контрольных мероприятий. Здесь достаточно факта составления протокола о временном запрете хозяйственной деятельности. Таких случаев не так много. Как правило, к подобной мере прибегают при грубых нарушениях законодательства.

Например, по факту загрязнения водоёмов, в случае промышленной аварии.

Обратите внимание, что это относится только к сфере действия 248-ФЗ. Нарушение ПДД или общественного правопорядка в неё не входят.

Как проводятся внеплановые проверки

Постановление № 336 содержит исчерпывающий перечень оснований для начала внеплановой проверки.

По согласованию с органами прокуратуры проверки проводятся в следующих случаях:

  1. При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Примеры:нарушение противопожарного режима, невыдача работнику СИЗ. Степень угрозы оценивает прокурор.
  2. При непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства. Примеры:нарушения в сфере гражданской обороны, антитеррористической защищённости.
  3. При непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Примеры:крупная промышленная авария на химическом комбинате; нарушение карантина в инфекционном отделении при угрозе распространения общественно опасных заболеваний, например, туберкулёза, ковида.
  4. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Индикаторы риска по каждому виду надзора смотрите в Едином реестре видов контроля: Выбрать вид контроля → Риск-ориентированный подход. Пример:в пожнадзоре один из индикаторов — 3 и более ложных срабатываний противопожарной сигнализации в течение 30 дней на объекте массового пребывания людей.
  5. В связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации. Пример:предпринимателю было выдано предписание устранить неисправности противопожарной сигнализации в срок до 1 августа 2024 года. Он отчитался в ГПН о выполнении мероприятий, но ложные срабатывания ПС продолжались. Инспектору нужно оценить работу сигнализации на месте.
  6. В рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. Пример:жалоба жильца многоквартирного дома на то, что УК или ТСЖ не принимают никаких действий по его обращениям.
  7. По решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП. Пример:в ФНС поступила информация, что магазин продаёт товар без использования ККТ.

Приказ надзорного ведомства о проведении внеплановой проверки, которую нужно согласовывать с прокуратурой, обязательно должен содержать реквизиты решения прокурора. Если их нет, мероприятие незаконно.\\

В некоторых случаях проверяющему органу достаточно известить органы прокуратуры о проверке:

  1. В отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным пп. 2, 3, 5 и 6 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Пример:в Минюст поступила жалоба от гражданина, что работники такого-то фонда на своих мероприятиях допускают экстремистские высказывания, либо НКО финансируется иностранными организациями, но не заявлена как иностранный агент.
  2. Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Пример:произошла авария на угольной шахте, при которой погибли люди. Ростехнадзор вправе начать немедленную проверку с извещением прокурора по факту.

Без согласования и уведомления прокуроратуры проверки проводятся в следующих ситуациях:

  1. По поручению Президента РФ; по поручению Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2024 года; по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2024 года и согласованному с Заместителем Председателя Правительства РФ — Руководителем Аппарата Правительства. Пример:гражданин пожаловался в Администрацию Президента РФ на сайт http://www.letters.kremlin.ru, и по его жалобе принято решение назначить проверку.
  2. По требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Пример:работник пожаловался в прокуратуру на задержку выплаты заработной платы.
  3. При наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия). Пример:в государственном строительном надзоре нет плановых проверок. Инспектор проводит контрольные мероприятия при завершении определённых работ на строящемся объекте или перед вводом его в эксплуатацию. Такие факты и относятся к «наступлению события в программе проверок». Надо сдать в эксплуатацию капитальный объект — проводится проверка.
  4. При представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. Пример:а ннулировать лицензию принудительно можно только по решению суда. Инспектор надзорного ведомства имеет право приостановить действие выданного разрешения и дать время предпринимателю на устранение грубых нарушений. Когда лицензиат отчитается, что все недостатки устранил, инспектор проводит проверку. По итогам неё он решает, возобновить действие лицензии или направить документы в суд на аннулирование разрешения.

На какие мероприятия мораторий не распространяется

Постановление № 336 разрешает проведение профилактических мер, в том числе без взаимодействия с предпринимателем. В первую очередь, это объявление предостережения и профилактический визит .

При этом выдать предписание об устранении нарушения обязательных требований без взаимодействия с предпринимателем инспектор всё равно не сможет. То есть никто не проведёт проверку и не привлечёт компанию к ответственности, не поставив в известность её руководителя.

Мораторий на проверки не распространяется на три группы надзорных мероприятий:

  1. Исключения, указанные в п. 2 постановления № 336. Это санэпиднадзор в отношении объектов чрезвычайно высокого риска; пожнадзор по объектам чрезвычайно высокого и высокого риска; общепромышленный надзор на ОПО II класса опасности; ветнадзор в свиноводстве. Например, ГПН и Роспотребнадзор проверят детский сад по плану, независимо от моратория.
  2. Специальный режим и режим постоянного контроля. Это мероприятия, указанные в главе 18 Закона № 248-ФЗ: мониторинг и режимы постоянного пребывания инспекторов. Например, их проводят на ОПО I класса опасности. Руководитель компании всегда знает, что у него есть такой режим, из соглашения с надзорным ведомством или приказа надзорного ведомства.
  3. Деятельность, которая не входит в сферу действия Законов № 248-ФЗ и 294-ФЗ. Это например, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, страховым взносам, налогам, прокурорский надзор. Такие проверки в Единый план проверок не входят.

Узнайте, попадаете ли вы в план проверок в текущем году с помощью сервиса «Моё дело Бюро». Он содержит информацию по контрольным мероприятиям не только из Единого плана проверок, но и из отдельных планов надзорных ведомств. Проверка через сервис бесплатна.

  • проверки бизнеса
  • мораторий на проверки
  • внеплановые проверки
  • плановые проверки бизнеса
  • государственный контроль
  • прокурорский надзор
  • господдержка
  • поддержка предпринимателей
  • мое дело
  • Мое Дело.Бюро

Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

  1. Выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
  2. Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).

Цель камеральных проверок

В отличие от выездной проверки, которая требует больших трудозатрат и проводится редко, камеральной проверке подвергаются практически все декларации. Она проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем. Через них ФНС России получает значительное количество сведений:

  • данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
  • информация о расчетах, производимые через онлайн-кассы;
  • сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
  • сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
  • информацию о движении денег по банковским счетам — по запросу.

Это далеко не полный перечень. В 2021 году к нему добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное: только по 5 из 100 проверок выявляют нарушения. Размер доначислений налоговых платежей незначительный — около 30 000 руб. на одну результативную проверку.Основная цель камерального контроля не доначислить налоги и наложить штрафы, а понудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов. Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль.

По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.

Порядок назначения камеральной проверки

Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Для этого не требуется никаких решений. Подача первичной или уточненной декларации — это уже основание, чтобы начать камеральную проверку (п.

1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п.

10 ст. 88 НК РФ).

Порядок проведения камеральной проверки

Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Система сопоставляет данные из декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также информацией из других источников.

Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК-НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов.Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к высокой, средней или низкой группе риска по НДС (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).

Установив ошибки, несоответствия данных, налоговая проводит несколько мероприятий.

Мероприятия налогового контроля

Направление требование о представлении пояснений

Во всех случаях, когда налоговая инспекция установила в декларации какие-то несоответствия, ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений. Форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.

Направление требование о представлении документов

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст.

93 НК РФ.

Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания. Если ст.

88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны.

В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях направлено это требование.

Подробно о правах налогового органа в части требований и порядке ответа мы рассказывали в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».

Осмотр

Проведение осмотра помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Прочие мероприятия налогового контроля

При камеральной проверке, как и при выездной, налоговики вправе:

  • истребовать документов у контрагентов, проверяемого лица;
  • допросить свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначить экспертизу (подп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки

Срок камеральный проверки — три месяца с момента представления декларации. Для декларации по НДС установлен срок два месяца. Его могут продлить до трех месяцев, если установят признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст.

88 НК РФ).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п.

1 ст. 100 НК РФ). Однако нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п.

3 письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).

Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и к выездной проверке (приказ ФНС № ММВ-7-2/628@). Акт может быть на бумаге или в электронном виде. У налогоплательщика есть месяц, чтобы направить возражения по акту (п.

6 ст. 100 НК РФ).

У ФНС России большой объем сведений об имуществе и операциях налогоплательщиков. Налоговая проводит широкомасштабный камеральный контроль за полнотой уплатой налогов. Цель — подтолкнуть налогоплательщиков добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Налогоплательщикам следует настроиться на постоянное взаимодействие с налоговыми органами по даче пояснений, связанных со своей деятельностью и деятельностью свих контрагентов. Для этого важно четко знать свои права и права налоговой инспекции при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

Революция в налоговых проверках: к кому придут в 2024 году и что будут искать

Еще с начала года со всех углов закричали: проверок будет меньше! Но статистика говорит, что это не новость, а тенденция, которая была и в предыдущие годы. Тогда чего станет больше?

Давайте разбираться.

Почему проверок становится меньше?

Речь прежде всего о выездных налоговых проверках. Их количество действительно уменьшается, и это глобальная тенденция, которую можно проследить в последние несколько лет. Так происходит, конечно, не потому, что налоговики резко подобрели — просто расширяются их возможности взыскать в бюджет, не пользуясь инструментом ВНП. Увеличивается «средний чек» взысканий.

То есть еще до того, как к вам приедут, «всю душу вытрясут».

На смену приоритета ВНП как инструмента приходит предпроверочный анализ — это этап изучения бизнеса налоговиками, сбора признаков и доказательств нарушений. Как правило, он включает в себя аналитическую работу, отправку требований бизнесу, побуждения уточниться и доплатить, вызовы на допросы, и так далее.

Так что на вопрос «почему проверок становится меньше» ответ довольно логичный: зачем тратить ресурсы на выезд к вам, если взыскать (а это главная задача налоговиков) можно еще до этого? Сразу скажем, что предпроверочный анализ — это целый комплекс мероприятий, которые, по существу, регулируются не Налоговым кодексом, а внутренними регламентами налоговиков. Не так давно на эту тему высказался депутат Госдумы Андрей Макаров: дескать, процедуры предпроверочного анализа в НК нет, она непрозрачная, как ФНС это объяснит?

Глава ФНС Даниил Егоров на это ответил: суть действий ФНС в том, чтобы помочь бизнесу ответить на вопросы налоговиков еще до запуска проверки. И за рамки своих полномочий в этом процессе никто не выходит.

Вывод, по существу, получается все равно один: если процедура предпроверочного анализа НК не регулируется, надо вооружаться максимумом знаний, чтобы уметь защитить свои права.

Есть какая-то статистика?

Да, с цифрами не поспоришь, они довольно убедительно подкрепляют то, что мы сказали выше. Вот такую статистику приводитКирилл Соппа, аттестованный налоговый консультант, автор и ведущий канала «Уроки налоговой схемотехники» в Facebook и Telegram:

В чем подвох?

А подвох, как видно по размещенной выше таблице, заключается в том, что взыскивать деньги стали больше на этапах предпроверочного анализа, то есть еще до проверок. А если так, то и главным страхом предпринимателей становятся вовсе не проверки бизнеса.

По существу, получается, что если вас стали активно закидывать требованиями — это уже сигнал, что вы попали в поле зрение налоговиков. А раз так, то прежде всего, надо понять: «копают» под вас или под вашего контрагента. И дальше выстраивать общение с налоговиками соответственно этому.

Ходят слухи про АСК НДС-3. Это правда?

В СМИ стали активно муссироваться слухи о некой системе АСК НДС-3. Якобы с ее помощью «копать» под бизнес будет проще. На «Клерке» о ней писали еще несколько лет назад, но сейчас тему снова начинают поднимать.

Мы опросили экспертов, миф это или реальность, и вот что они ответили. Карина Урберг, партнёр-адвокат АБ «Центр Экономической Безопасности»:

— По моему мнению, в вопросе разработки и внедрения комплекса АСК НДС-3 с момента появления слухов о нем ничего не изменилось. Да, ФНС продолжает развивать свои программные ресурсы. Это хорошо видно из планов Минфина на 2024-2024 года.

Господин Егоров вполне открыто говорит об интеграции с банками, руководитель ГНИВЦ ещё год назад рассказывал о работе по проектированию архитектуры АИС «Налог-4» на основе технологий импортозамещения. Но думаю, что слухи об АСК-НДС-3 надо оставить в прошлом и ждать от ФНС чего-то гораздо более масштабного.

Иван Кузнецов, руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Compliance Решения», один из ведущих экспертов России по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, аттестованный налоговый консультант:

— Ни в одном известном нам приказе ФНС (в том числе с грифом «дсп») нет ссылок на АСК НДС-3, равно как и в судебной практике. В предпроверочных анализах и ВНП за 2021 год, которые мы сопровождали, тоже есть исключительно ссылки на АСК НДС-2. На сайте ФНС опубликован план деятельности на 2021 год, в котором АСК НДС-3 не упоминается (план на 2024 год еще не опубликован).

Одна из причин того, что возникает путаница — то, что вся автоматизированная система налоговиков (в которую в том числе входит АСК НДС-2) называется АИС «Налог-3».

Чего бояться?

Если АСК НДС-3 — миф, то чего тогда ждать от налоговиков и к чему готовиться бизнесу?

— Тренды налогового контроля в этом году — снижение количества проверок, увеличение среднего чека, приоритет понуждения перед назначением проверки. Возможно увеличение проверок в отношении физлиц, включая вменение недоимки по зарубежным активам, — считает Кирилл Соппа.

Вячеслав Василевский, адвокат, управляющий партнер группы компаний «Прометей»добавляет: еще в тренде будут допросы уволенных сотрудников налогоплательщика — с целью поиска обиженных при увольнении, которые могут наговорить всякого про «плохого» работодателя. Что будут искать и «копать» особенно сильно? Кирилл Соппа перечисляет бумажный НДС, дробление, зарплатные схемы.

— Приоритетом всегда были и всегда будут сомнительные контрагенты и их отработка, — говорит Вячеслав Василевский. — На дробление тоже будут смотреть, но не скажу, что это очень распространённая проблема.

Что делать?

Проверять контрагентов особенно тщательно. Выстраивать налоговую оптимизацию грамотно, без нарушений закона. Не рисковать без нужды, не обращаться за помощью к сомнительным организациям — в том числе, к продавцам бумажного НДС.

Уделять внимание мелочам в работе, находить подтверждение каждой цифре и каждому пункту в договорах. Не игнорировать требования налоговиков. Консультироваться с юристами, если ваших знаний для этого не хватает.

Проходить обучающие курсы и вебинары.

Отличный вариант — полноценный курс повышения квалификации по защите от налоговых проверокот «Клерка»! Научим законным способам противостоять давлению налоговиков и не доводить до уголовной и субсидиарной ответственности. Преподаватели — топовые эксперты «Клерка».

Выдаем официальное удостоверение. Записаться

  • налоговая проверка
  • налоговый контроль
  • предпроверочный анализ
  • работа ФНС

Налоговая проверка: как к ней подготовиться в 2024 году

Рассказываем о камеральных и выездных налоговых проверках: какие документы запрашивают и в каких случаях, как подготовиться к беседам налоговой с сотрудниками и руководством компании, где посмотреть планы выездных проверок и другая полезная информация на практике.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка налоговой декларации или расчета проводится в налоговой инспекции на основе декларации, данных бухгалтерского учета и других документов. Ее цель – проверить правильность отражения данных для расчета налога. Проверка осуществляется автоматически по контрольным соотношениям.

В случае выявления системой расхождений или несоответствий, налоговики попросят представить пояснения и подтверждающие операции документы.

В каких случаях запрашивают документы

  • в декларации заявлена льгота (например, это может быть пониженная или нулевая ставка по налогу);
  • в РСВ указаны суммы, не подлежащие обложению или пониженные тарифы;
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению;
  • представлена уточненная декларация, спустя 2 года с уменьшением суммы налога.

Не нужно ждать, когда к вам поступит запрос из ФНС, подготовьте необходимый пакет документов заранее. На запрос можно (и намного проще) отвечать в электронном виде, если вы пользуетесь услугами операторов ЭДО для сдачи отчетности. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов (сканы) в папку, и потом просто отправить ее в ответ налоговикам.

Кроме того, вооружитесь шаблонами ответов на частные запросы.

Пример: если у вас есть регулярные расхождения между расчетом о страховых взносах и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нем только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы. Так вы быстрее и без ошибок ответите на требование.

Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.

Какие еще документы запрашивают

Стоит отметить, что при проверке заявленной льготы по НДС или по налогу на имущество, налоговики могут затребовать представление электронного реестра документов, подтверждающих право на льготы. Далее они определяют объем документов, который нужно представить, но не менее 50% от всего объема.

Если вы не представите реестр или представите его в бумажном виде, то налоговики потребуют весь объем документов по льготе.

С файлами реестром и порядком их заполнения можно ознакомиться в приказе ФНС России от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@.

В какой срок представить

Срок на исполнение требования — 10 рабочих дней.

Но перед тем, как готовить запрашиваемые документы, проверьте:

  • Не закончился ли срок проверки, т. к. вы вправе не представлять документы за пределами этого срока, кроме случаев проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
  • Не представляли ли вы ранее указанные в требовании документы. Если да — уведомляем об этом факте проверяющих и повторно документы не отправляем (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Какие дополнительные мероприятия проводят

Помимо истребования документов, налоговики в рамках камеральной проверки могут:

  • запросить пояснения по выявленным расхождениям;
  • пригласить руководителя или главбуха в налоговую для дачи пояснения;
  • запросить документы по вашей организации у третьих лиц;
  • допросить лиц, которые осведомлены об обстоятельствах проверки.

Допросы, беседы с руководством, сотрудниками компании и контрагентами — признаки того, что налоговая обнаружила какие-то серьезные несоответствия или сомнительные операции в отчетности. Например, заявлен вычет по НДС, а у поставщика документы по поставкам не отражены в декларации. Или контрагент в “черном списке” и относится к числу недобросовестных.

В этом случае возрастает не только риск того, что ФНС настоятельно предложит уточнить декларации и доплатить налоги, но и что налоговики придут в компанию уже с выездной проверкой.

Большая ошибка думать, что все предварительные мероприятия (вызов в ФНС, запрос документов, встречные проверки и т. д.) не требуют особого внимания, вот когда придут… Когда к вам придут — защищать интересы и права бизнеса будет труднее, ведь у налоговиков уже будет собрана доказательная база, которую вы сами им и предоставите.

Клиенты компании IAS, которые перешли на аутсорсинг бухгалтерии , надежно защищены во время налоговых проверок. Их учет в руках профессионалов, которые также готовы оперативно дать консультации по бухгалтерии и налогообложению.

Как оформляют камеральную проверку

Камеральная проверка длится три месяца. При выявлении нарушений в течение 10 дней составляется акт, на который вы вправе представить возражения. На это дается 1 месяц.

А после уже с учетом возражений принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если нарушений во время проверки не выявлено, то никакие документы по результатам проверки не оформляются.

Выездная налоговая проверка

О выездной налоговой проверке можно узнать, когда к вам придет решение о ее проведении или когда налоговики пригласят в инспекцию забрать его лично.

Где посмотреть планы выездных проверок

Всех интересует вопрос – а можно ли узнать о предстоящей проверке заранее? Да, налоговики составляют план выездных проверок. Они делают выборку налогоплательщиков, но это информация для внутреннего пользования и ее нет в открытом доступе.

А еще в налоговом законодательстве нет разделения на плановые и на внеплановые выездные налоговые проверки.

Одно можно сказать с уверенностью, что если ФНС идет к вам, значит у вас есть нарушения, по которым ожидаются значительные доначисления налогов. Поскольку у налоговой службы, как фискального органа, главная задача — это пополнение бюджета, то вряд ли она станет тратить время на заведомо проигрышную проверку.

Критерии отбора на проверку

Несмотря на то, что нельзя узнать заранее о предстоящей выездной проверке, вы самостоятельно может просчитать риски.

Критерии, которые учитываются при выборке налогоплательщиков в список для ВНП, перечислены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/33@. Например:

  • высокий процент доли вычета по НДС по отношению к рассчитанному налогу;
  • уровень заработной платы ниже по отрасли на 10% и более;
  • отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Благодаря тридцатилетнему опыту, IAS предлагает законные, эффективные и безопасные пути налоговой оптимизации. В рамках бухгалтерского сопровождения вы получите круглосуточную поддержку и личного менеджера. Мы внедрили высокий контроль качества услуг и сохраняем конфиденциальность полученных от клиентов данных.

Посчитайте стоимость обслуживания для вашей компании за несколько минут

Т. е. вы можете сократить вероятность попадания в выборку по выездной проверке, просто отслеживая критерии, которые применяет ФНС.

Кто освобожден от проверок

В связи со сложной экономической ситуацией в период пандемии Правительством было принято решение о моратории на плановые проверки малого и среднего бизнеса, причем этот мораторий продляется и на 2024 год. Об этом указано в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520. Сюда относятся проверки трудовой инспекции, пожарной инспекции, ФСС, Роспотребнадзор и других служб.

Но на налоговые проверки данное постановление не распространяется, поэтому налоговая служба в части проверок придерживается своего плана.

Какие налоги проверяют

Обычно проверка проводится по всем налогам за три года. Возможен и меньший период и даже проверка по конкретному налогу, так называемая тематическая проверка. В период проверки может попасть и текущий год, но только тот период, по которому представлена отчетность.

Надо учесть, что выездных проверок может быть только две в год, но может быть и третья в следующих ситуациях:

  • проверка филиалов региональными инспекциями считаются за самостоятельные проверки;
  • назначена повторная проверка;
  • проверка назначена в связи с ликвидацией или реорганизацией компании.

Какие налоги вызывают наибольший интерес проверяющих

  • наличие первичных документов, их оформление (обязательные реквизиты, подписи, подтверждение полномочий лиц, подписавших документы и т. п.);
  • правомерность использования пониженных ставок(например, 10% при продаже детских товаров), льгот;
  • соответствие цен рыночным, например, при продаже имущества компании — недвижимости, транспорта, оборудования и других основных средств;
  • контрагентов — нет ли взаимозависимости между ними и проверяемой компанией.

Налог на прибыль

  • правомерность формирование себестоимости товаров, работ и услуг, а точнее — включение различных расходов в себестоимость;
  • кассовые операции и авансовые отчеты;
  • расчеты с работниками, ведь они тоже учитываются при расчете налогооблагаемой базы;
  • также могут возникнуть вопросы, если в разных видах отчетности обнаружены расхождения данных — например, между декларацией по налогу на прибыль, отчете о прибылях и убытках и декларации по НДС и эти расхождения не были устранены во время камеральной проверки (налогоплательщик не дал объяснений, не представил уточненную отчетность);
  • учет субсидий, что особенно актуально сейчас, когда бизнес получает поддержку от государства (см. письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 апреля 2021 г. № 03-03-06/1/27516).
  • правомерность применения налоговых вычетов;
  • все ли доходы включены в налогооблагаемую базу, часто ошибки возникают при удержании налога с суточных, материальной помощи, дохода в натуральной форме и т. д.

Страховые взносы

  • право на применение пониженных ставок и правильность их расчета (это касается в первую очередь малого бизнеса, IT-отрасли;
  • необлагаемые выплаты, в т. ч. дивиденды, а также займы сотрудникам (проверят не прикрывают ли они фактически перечисление зарплатных доходов);
  • в части взносов в ФСС – работу по договорам ГПХ.

В части НДФЛ и страховых взносов проверяющим будет также интересна работа компании с самозанятыми.

Единый налог на УСН

К упрощенцам внимание не настолько пристальное, т. к. тех, кто применяет режим УСН “доходы”, проверяют в рамках камеральной проверки — можно проверить данные счетов в банке и онлайн-касс, чтобы сравнить доходы, указанные в декларации, и поступления по данным ФНС.

К налогоплательщикам на УСН “доходы минус расходы” интереса больше, у них проверят правомерность учета при расчете базы расходов, ведь их список ограничен Налоговым кодексом (статья 346.16 НК РФ).

Доверьте ведение бухгалтерии и расчет налогов профессионалам. Компания IAS входит в ТОП рэнкинга RAEX в сфере бухгалтерского и налогового учета. Мы специализируемся на работе с клиентами с большим объемом данных в таких отраслях, как строительство, IT-компании, общественное питание и др., включая иностранные компании, ведущие бизнес в России.

Рассчитать стоимость обслуживания

Как приходят на проверку

Как правило, налоговики заранее предупреждают о своем приходе, чтобы бухгалтерия подготовила документы и организовала место, где они смогут разместиться в организации.

Если же у вас нет подходящего помещения для размещения проверяющих, то выездная проверка может быть проведена в офисе налоговой в соответствии с принятым решением руководителя налоговой.

Когда проверяющие придут к вам в организацию, обязательно проверьте служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

В каком виде подготовить документы

Вид запрашиваемых документов при налоговой проверке строго не регламентирован, можно представить и в бумажном виде, и в электронном, но с определенными требованиями.

Так в бумажном видепредставляются копии документов, которые прошиваются и пронумеровываются в тома не более 150 листов. Все документы обязательно имеют сопроводительное письмо и опись.

С подробными требованиями можно ознакомиться в приложении 18 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.

В отсканированном виде (скан-копия)также можно передать документы, как и отправить документы, сформированные в электронном формате.При этом нужно соблюдать требования приказа ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ и абзаца 4 п. 2 ст. 93 НК РФ.

При этом проверяющие имеют право ознакомиться с подлинниками документов. Для этой цели они передают вам уведомление, форма которого рекомендована в Приложении № 7 к письму ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@.

Какие документы показать

Налоговики могут запросить любые бухгалтерские и налоговые документы, которые касаются периода проверки и проверяемых налогов. При этом могут запросить не только первичные документы, но и пояснительные записки при выявлении расхождений.

Обратите внимание, что предоставлять доступ к бухгалтерской учетной программе налоговикам не нужно. Такая процедура не предусмотрена.

Если проверяющим действительно нужна информация из всей вашей учетной программы, то это подходит под процедуру выемки предметов, которая производится на основании мотивированного постановления должностного лица. Данное мероприятие регламентировано ст. 94 НК РФ.

На что обратить внимание при подготовке документов

В первую очередь на правильность оформления — соблюдение требований к оформлению первичных документов, подписи, хронологию составления.

Если вы применяете собственные формы первичных документов, они обязательно должны быть утверждены в учетной политике.

Также необходимо проверить должностных лиц, подписавших документы, у всех ли есть право подписи первичных документов. Это может быть доверенность на подписание или приказ руководителя.

Документы с факсимильной подписьюследует заменить на живую подпись. Например, в письме от 10.04.2019 № 03-07-14/25364 Минфин указывает на непринятие счета-фактуры с факсимильной подписью.

В какой срок представить

Срок представления единый по всем проверкам, это 10 рабочих днейсо дня получения требования. Налоговики могут на протяжении всего периода проверки направлять вам требования о представлении документов. И тут необходимо отслеживать срок самой проверки, поскольку выставленное требование вне рамок проверки можно не исполнять.

Главное убедиться, что проверку не продлили или не назначили дополнительные контрольные мероприятия. Для этого надо запросить соответствующие решения.

Дополнительные мероприятия

Если во время проверки будут проводиться дополнительные контрольные мероприятия, например выемка документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, вам необходимо убедиться в наличии отдельного постановления на данное мероприятие. А также на соблюдение всех процессуальных действий со стороны налоговиков, например,при допросе свидетелей или осмотре помещений должны быть понятые, при выемке документов должен быть составлен протокол.

В какие сроки проводится выездная проверка

В общем порядке выездная проверка длится два месяца, но может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. Надо отметить, что основания для продления ограничены закрытым перечнем, указанным в п.2 Приложения № 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Также налоговики могут приостановить проверку, но только в случаях указанных в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Как оформляется проверка

Окончание выездной проверки оформляется справкой о проведении выездной налоговой проверки. После вручения справки налоговики уходят из организации и какие либо мероприятия в рамках проверки уже проводить не могут. Руководитель инспекции при ознакомлении с материалами проверки и принятии итогового решения, может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

Далее в течение двух месяцев составляется акт выездной проверки, где указываются все выявленные нарушения, начисления недоимки и пеней, и обоснования проверяющих по данным пунктам. При несогласии вы можете в течение месяца со дня получения акта подать возражение.

После этого в течение 10 рабочих дней выносится итоговое решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении.

Как подается возражение

Возражение – это не обязанность, а право. И непредставление возражений не повлияет на ваше участие в рассмотрении материалов проверки. Имея обоснованные возражения, подкрепленные документами, можно повлиять на окончательное принятие решения по проверке.

Представить возражение можно в любой день в течение месяца.

Бывают ситуации, что срок подачи возражений пропущен, тогда возражения м ожно подать при рассмотрении решения. Их обязаны принять и рассмотреть.

Помните, что по закону любое нарушение норм Налогового кодекса РФ при проверке может быть признано основанием для отмены решения налогового органа по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Сейчас ФНС стремиться максимально сократить количество выездных проверок и контроль за налогоплательщиками вести в другом режиме — удаленно. Для этого уже используется новый вид контроля — налоговый мониторинг(раздел V.2 НК РФ). Компания предоставляет доступ к данным и своим учетным системам ФНС и налоговики могут видеть все операции в бухгалтерском и налоговом учете компании фактически в режиме онлайн.

  • налоговая проверка
  • камеральная проверка
  • выездная проверка
  • бухгалтерский аутсорсинг
  • налоговый мониторинг
  • IAS
admin
Оцените автора
Ракульское