Как подать административный иск

Административный иск об оспаривании решения органа власти — это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. Рассказываем, как правильно его составить.

Скачать образец иска по КАС о бездействии государственного органа

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).

В административном исковом производстве не решается вопрос о последствиях, к которым приведет принятие решения, совершение действия или бездействие публичного субъекта.

В каких случаях подается административный иск

В соответствии со статьей 124 КАС РФ административный иск в арбитражный суд, суды общей юрисдикции подают для:

  • оспаривания (полностью или в части) нормативных правовых актов, решений должностных лиц (например, признание незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд; оспаривания решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение; признания неправомерной статьи закона субъекта Российской Федерации);
  • признания незаконными действий/бездействия государственных и органов местного самоуправления (например, оспаривание бездействия судебного пристава-исполнителя, действий сотрудников полиции при задержании и пр.);
  • обязания произвести определенные действия или воздержаться от них (например, об обязании местной администрации выбрать управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом);
  • присуждения компенсации и защиты по другим требованиям (например, за нарушение права на судопроизводство в разумный срок).
Почитать  Истребованная судом запись с видеорегистратора

Куда подается административный иск

Этот вопрос (подведомственность и подсудность) разрешает глава 2 КАС РФ.

Такие дела рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, военными, арбитражными (зависит от предмета спора или истца).

При этом следует учитывать положения статьи 22 КАС РФ о том, что такое заявление подается по месту нахождения ответчика. Если район его нахождения не совпадает с территорией осуществления его полномочий, то подается в соответствии с районом осуществления полномочий.

В исполнительном производстве — по месту совершения исполнительских действий, или мер принудительного исполнения, или ведения исполнительного производства.

Требования к административному иску

В вопросе определения требований к административному иску по КАС РФ следует руководствоваться статьей 125 кодекса.

Составляется как самостоятельный процессуальный документ, обязательно в письменной форме. Содержит:

  • наименование суда;
  • наименование истца;
  • наименование ответчика;
  • содержание требований;
  • основания подачи;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (в том числе о подаче жалобы в порядке подчиненности);
  • список приложенных документов (обязательно — обжалуемый акт);
  • дату и подпись.

Как правильно составить административный иск

В качестве образцов административных исковых заявлений в суд предлагаем использовать наши:

Пример административного искового заявления

Еще один пример:

В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

Клубтэкаева Клара Карловна

ул. Морская, д. 9, литер А, кв. 155, г. Санкт-Петербург, 197229

Электронная почта: [email protected]

Общество с ограниченной ответственностью «Клабтк.ру»

ул. Правды, д. 1, г. Санкт-Петербург, 123456

Электронная почта: [email protected]

Административное исковое заявление о признании незаконным бездействия Государственной инспекции труда

03.03.2022 я обратился в Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу с обращением во вопросу _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.

Ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

По истечении 30 дней с момента регистрации письменный ответ Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по существу поставленных в обращении вопросов не получен, а Государственная инспекция труда не уведомила меня о продлении срока рассмотрения обращения.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу при рассмотрении моего обращения нарушает мои права и свободы, а именно: _______________________________________

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 5 гражданин при рассмотрении обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Считаю, что единственной возможностью восстановления моих нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гл. 22 КАС РФ,

1. Признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по непредоставлению ответа на обращение от 03.03.2022.

2. Обязать Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу предоставить ответ на мое обращение от 03.03.2022.

1. Уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

4. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя.

5. Доверенность на представителя.

6. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.

__________________ К.К. Клубтэкаева

Определение размера госпошлины урегулировано положениями статьи 333.19 НК РФ (п. 1 пп. 6–7).

Обращаются лично или через представителя (с обязательным приложением соответствующей доверенности).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как уточнить исковые требования по административному иску. Используйте эти инструкции бесплатно.

КАС РФ предусматривает случаи, когда участие представителя в таком процессе является обязательным (например, статья 209 кодекса). Кроме того, предъявляет специальные требования к представителю — адвокат или лицо, имеющее высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (статья 55 КАС РФ).

  • в канцелярию — лично или через представителя, действующего на основании доверенности;
  • по почте (в том числе через курьерскую доставку);
  • электронно — с использованием системы «Мой Арбитр» или портала ГАС «Правосудие» (обязательное условие — наличие электронной подписи у заявителя).
  1. «Административный иск на судебного пристава-исполнителя».
  2. «Как подать иск в электронном виде».

Статья 22 КАС РФ. Подача административного искового заявления по месту жительства, адресу административного ответчика (действующая редакция)

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

1.1. Административное исковое заявление об оспаривании решения Федеральной службы судебных приставов, принятого в автоматическом режиме, подается в суд по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение.

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 22 КАС РФ

В положениях ст. 22 КАС РФ, устанавливающей в качестве основного правила территориальной подсудности административных дел подачу административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика, прежде всего использована аналогия со ст. 28 ГПК РФ, предусматривающей следующее: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика; иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Статья 35 АПК РФ аналогично устанавливает, что иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика.

В ч. 1 ст. 22 КАС РФ первоначально было также перенесено положение ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, устанавливавшее (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ ), что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Однако соответствующее положение из ч. 1 ст.

22 КАС РФ исключено Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ , принятым в рамках создания территориальных органов ФССП России межрегионального уровня.

СЗ РФ. 2007. N 41. Ст.

4845.

www.pravo.gov.ru. 2015. 30 декабря.

Наряду с этим в положениях ст. 22 КАС РФ использован тот же подход, на котором были основаны следующие разъяснения, данные в п. 14 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 в отношении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих:

— заявления по делам данной категории, подсудные районным судам и гарнизонным военным судам, подаются в суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) органа государственной власти, органа военного управления, органа местного самоуправления, должностного лица, в том числе воинского должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются;

— если место нахождения органа или лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция (например, местная администрация расположена вне границ данного муниципального образования), то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо.

В пункте 8 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:

— в случае если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ);

— указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

— административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Как отмечено в письме ФССП России от 20 февраля 2017 г. N 00074/17/15291-ТИ «Аналитическая справка по результатам анализа судебной практики по применению положений статьи 22 КАС РФ» , подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России определяется судами в большинстве случаев по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 ст. 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо; при этом, как следует из положений ч. ч. 4 и 10 ст. 30, ч. ч. 6 и 7 ст.

33 Федерального закона «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2017. N 4.

Месту жительства гражданина посвящена ст. 20 части первой ГК РФ, которой наряду с прочим предусмотрено следующее: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1); местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Понятие «место жительства» определено в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) — это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Там же предусмотрено, что местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу России, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с данным Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; www.pravo.gov.ru.

2013. 23 декабря.

В отношении места нахождения юридического лица в п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ ) предусмотрено следующее: место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования); государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

www.pravo.gov.ru. 2015. 1 июля.

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Подготовка и подача административного иска

Каким требованиям должен соответствовать иск по административному делу в условиях нового законодательства? По каким правилам осуществляется подача административного иска и к чему может привести нарушение этих правил? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Юрист широкого профиля, главный редактор
Комментарий эксперта

Подготовка и подача административного иска

Специальные требования, определяющие ход подготовки искового заявления и его подачу, регламентируются Кодексом административного судопроизводства РФ. Нарушение данных требований влечет к оставлению иска без движения, увеличению сроков рассмотрения административного дела либо к отказу в приеме иска к его возвращению истцу без рассмотрения.

Обязательное требование к содержанию иска

  • признать незаконным решение, равно как действие или бездействие органа власти либо органа, наделенного властными полномочиями;
  • признать не действующим нормативно-правовой акт полностью или частично;
  • обязать ответчика по административному делу вынести определенное решение, совершить конкретные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушение прав истца;
  • установить наличие либо отсутствие полномочий у ответчика принять решение по определенному вопросу;
  • другие требования, направленные на защиту прав, законных интересов и свобод истца в сфере публичных отношений.

Как составить административный иск

Составление любого административного иска начинается с указания наименования суда, который определяется согласно правилам родовой и территориальной подсудности. Как правило, административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ответчика. Кодекс административного судопроизводства РФ по сравнению с нормами ГПК РФ устанавливает наиболее расширенный перечень сведений об истце и ответчике, которые должны быть указаны в иске. Так:

  • Административный истец – гражданинпрописывает: ФИО, дату и место рождения в соответствии с паспортом, место жительства или пребывания. В исковом заявлении истец также указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса, при этом, если таковой отсутствует, лучше так и написать в документе – «отсутствует». В случае, если в деле обязательно должен участвовать представитель (например, если речь идет об оспаривании нормативных правовых актов), при намерении истца лично вести дело, он должен предоставить сведения о наличии высшего юридического образования (указывается наименование ВУЗа и дата окончания).
  • Административный истец – организацияпрописывает: полное наименование юридического лица, сведения о государственной регистрации, адрес места нахождения, номер телефона, адрес электронной почты и номер факса.
  • Административный ответчик– истец указывает наименование и место нахождения, сведения о государственной регистрации, если речь идет об организации и если такие сведения известны истцу, номер телефона, адрес электронной почты и номер факса.

После указания суда, истца и ответчика прописывается наименование документа, которое формулируется исходя из требований и вида административного дела. Непосредственно текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права, свободы и законные интересы истца были нарушены или могут быть нарушены, четкие требования к ответчику и доказательства позиции истца со ссылками на необходимые нормативные правовые акты. Еще раз следует обратить внимание, что содержание иска напрямую зависит от того, какие действия ответчика обжалуются, это может быть:

  1. иск об оспаривании решения органа власти;
  2. иск на действия судебного пристава-исполнителя;
  3. иск на действия должностного лица.

Важно! По некоторым категориям дел закон предусматривает обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса и при отсутствии в иске отражения соответствующих сведений в рассмотрении административного дела будет отказано.

При составлении административного иска следует тщательно изучить главу 7 КАС РФ, поскольку большинство исков связаны непосредственно с оспариванием решений органов власти, когда важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – то есть приостановить действие решения или другое.

Подготовка и подача административного иска в суд

После составления искового заявления истцу до его подачи в суд необходимо определить перечень документов, который он прилагает к административному иску. Данному этапу рекомендуется обратить особое внимание, поскольку судья вправе оставить заявление без движения при отсутствии каких-либо необходимых документов. Так, помимо оригиналов финансовых документов, подтверждающих оплату государственной пошлины и копий административного иска, а также других документов для вручения ответчику (либо уведомлении о таком вручении самим истцом), к заявлению прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта, решения органа власти, содержание которых нарушают права истца либо доказательства невозможности получения такого документа;
  • когда это обязательно, документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора;
  • доказательства по делу, на которые ссылается истец в подтверждении своей позиции.

Важно! В административном судопроизводстве при участии представителя у последнего обязательно должно быть высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. При этом представитель может участвовать в деле по доверенности (без истца) или по ходатайству истца с его личным присутствием.

Исковое заявление по административному делу можно подать лично, через представителя либо посредством почтовой связи. Особенности административного производства предусматривают вынесение судьей предварительного определения (основания на вынесение решения регламентируют ст.ст. 127-130 КАС РФ):

  1. принять административный иск к производству и рассмотрению;
  2. оставить исковое заявление без движения;
  3. отказать в принятии иска;
  4. вернуть иск заявителю.

Важно! Возможность подачи ответчиком встречного иска по административным делам существенно ограничена, например, при оспаривании правовых актов, обжаловании решений органов власти, подача встречного иска не допускается.

Помимо указанных рекомендаций по составлению иска по административным делам мы рекомендуем ознакомиться со статьями глав 21-32 Кодекса административного судопроизводства РФ, содержание которых существенно поможет в подготовке и подаче административного иска.

Административный иск – правила оформления и подачи

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Адвокат, автор сайта
Комментарий эксперта

Административный иск – правила оформления и подачи

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Форма и содержание административного иска

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);

    Административный иск об оспаривании решения органа власти

    Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

    Важно!Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

    Административный иск на действия должностного лица

    Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

    Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

    Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

    Подача иска по административным делам в суд

    Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

    • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
    • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
    • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

    Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

    • принять иск к производству;
    • оставить иск без движения;
    • отказать в принятии иска;
    • вернуть иск заявителю.

    Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

    Важно!Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

admin
Оцените автора
Ракульское