Использование финансовых инструментов сотрудником полиции

Госслужащие абсолютно точно могут открывать ИИС, но для них все-таки есть ряд ограничений. Зарубежные финансовые инструменты для ряда госслужащих под запретом, да и с российскими есть сложности.

Виктор Тюрин
разбирается в ИИС

Давайте разбираться по порядку.

Что точно запрещено

О том, во что можно и нельзя инвестировать госслужащим, мы уже подробно разбирали в отдельном ответе. Напомню кратко.

Запрещены вложения в российские финансовые инструменты, если это может привести к конфликту интересов. Например, если вы сотрудник Министерства транспорта, вам точно нельзя инвестировать в бумаги «Аэрофлота».

Цель такого запрета — чтобы личный интерес госслужащего как владельца ценных бумаг не противоречил его обязанностям как представителя государства. Поэтому госслужащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление.

Большинство брокеров эту услугу предоставляет. Плата за ДУ у разных брокеров отличается, чаще всего это 1—2% в год от суммы переданных в управление средств, а также часть (10—20%) от полученного вами инвестиционного дохода.

Запрещены вложения в иностранные финансовые инструменты, если госслужащий занимает должность из определенного списка.

Этот запрет распространяется на государственные должности РФ или ее субъектов, руководителей ЦБ, генеральной прокуратуры, федеральных органов власти, а также на муниципальных глав и депутатов. Кроме того, нельзя использовать зарубежные инвестиции супругам и несовершеннолетним детям этих лиц.

Кроме перечисленного в каждом ведомстве определяется конкретный перечень должностей, которым нельзя инвестировать в иностранные финансовые инструменты. На родственников лиц, занимающих должности из этих ведомственных перечней, запрет на иностранные инвестиции не распространяется.

Перед инвестициями в иностранные активы проверьте свою должность по перечню своего ведомства. Если должность есть в перечне, то зарубежные инвестиции через ИИС или любым другим способом запрещены.

Какие иностранные финансовые инструменты могут быть запрещены

  1. Акции и паи в уставных капиталах зарубежных организаций и имущество иностранных структур без образования юридического лица. То есть условные акции Apple или Facebook.
  2. ETF, которые продаются на Московской бирже, так как продают их ирландская компания Finex и люксембургская компания Fuchs Asset Management.
  3. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными подразделениями, — например, Gaz Capital S. A. или VTB Capital S. A.
  4. Еврооблигации российских компаний, так как они выпускаются специальными аффилированными компаниями, зарегистрированными за рубежом.

Кроме того, запрещено передавать средства в доверительное управление — например, вступать в ПИФ, если этот ПИФ инвестирует в зарубежные финансовые инструменты.

Также нельзя открывать и использовать счета в заграничных банках, заключать кредитные договоры или договоры займа с нерезидентами. Но эти варианты через ИИС и так недоступны.

ИИС — это не предпринимательство

Закон запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью. Но владение ценными бумагами — в том числе указанными вами ОФЗ и облигациями компаний с госучастием — не считается предпринимательской деятельностью.

Также у госслужащих сохраняется право на получение инвестиционных налоговых вычетов по ИИС. Не всегда в конкретном ведомстве отдел кадров или бухгалтерия с этим согласны, но никаких законных причин препятствовать получению таких вычетов нет.

Кроме того, часто возникает путаница с суммой доходов, полученных от ценных бумаг. В справках, выдаваемых брокером, указывается не чистый доход (прибыль), а общие доходы и расходы. По сути, в справке указан оборот, который, конечно, выше чистого дохода.

Поэтому госслужащим после заполнения деклараций часто приходится доказывать, что они не пытаются скрыть свои реальные доходы.

Информация об ИИС в декларации о доходах госслужащих

Большая часть госслужащих обязана ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также предоставляют те же сведения о своих супругах и всех несовершеннолетних детях.

Оформлять такие декларации нужно с помощью специальной программы «Справки БК» на сайте госслужбы.

Информацию о ценных бумагах, приобретенных через ИИС, необходимо указывать в разделе 5 — «Сведения о ценных бумагах». Нужно вносить данные об эмитенте ценных бумаг, их количество и стоимость.

Если в отчетном периоде госслужащий получал доход от ценных бумаг, приобретенных через ИИС, — например, дивиденды, — то информацию об этих доходах необходимо указывать в разделе 1 декларации. Он называется «Сведения о доходах», вам нужен пункт «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях».

Что в итоге

ИИС вам оформить можно. Совершать операции с российскими ценными бумагами тоже можно. Но если становится возможным конфликт интересов, то нужно передавать ценные бумаги в доверительное управление.

Если ваша должность включена в специальный перечень вашего ведомства, то иностранные инвестиции с ИИС будут запрещены. Проверьте перечень ведомства, где вы работаете, мы его за вас посмотреть не можем.

Вашей супруге также может быть запрещено использовать ИИС для приобретения иностранных ценных бумаг. Если ваш брокер откроет ИИС для несовершеннолетних детей, то и там иностранные инструменты будут запрещены.

Право на инвестиционный налоговый вычет по ИИС у вас есть в полном объеме.

Информацию о ценных бумагах на ИИС и о доходах, полученных с его помощью, необходимо каждый год предоставлять в рамках общей декларации о доходах.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Получение полицейским дивидендов и дохода с инвестиций

Может ли сотрудник полиции открыть индивидуальный инвестиционный счет, в рамках которого он будет покупать ценные бумаги (не иностранного происхождения) с целью получения дивидендов? Имеет ли он возможность получения налогового вычета? Какие финансовые инструменты допустимы для сотрудника полиции с целью получения дивидендов (кроме банковских вкладов)?

Валерия Рытвина
Консультаций: 22

Сотрудник полиции относится к категории государственных служащих.

Сотрудникам полиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на преподавательскую, научную и иную творческую деятельность.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

Деятельность, связанная с покупкой и продажей ценных бумаг, равно как и с получением дивидендов по ним, является предпринимательской.

Если вы не зарегистрирован в качестве ИП, приобретение ценных бумаг не будет являться предпринимательской деятельностью в понимании закона.

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) – виртуальный счет, на котором учитываются денежные средства и ценные бумаги, которые приобретены в рамках договора с брокером или управляющим. Владелец ИИС получает льготу по налогообложению.

Законодательство РФ не содержит прямого запрета сотрудникам полиции приобретать ценные бумаги. Соответственно, вы можете открывать ИИС.

В ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (распространяется на сотрудников полиции) указано, что в связи с прохождением службы запрещается приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Однако нет закона, регламентирующего такие случаи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Иными словами, получение дохода по ценным бумагам возможно, однако владение ими запрещено. В данной ситуации вы будете обязаны передать свои ценные бумаги в доверительное управление.

Федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предписывают, что служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. То есть только в тех случаях, когда может возникнуть конфликт интересов.

Стоит заметить, что у рядового сотрудника вряд ли может возникнуть конфликт интересов, если он будет владеть акциями крупных российских компаний. А вот, например, при владении акциями небольшого АО, которое находится в районе места прохождения службы сотрудника и подпадает под его влияние, – вполне может. Так что приобретать ценные бумаги можно.

Ваша задача – донести мысль законодателя до своего отдела кадров, который может трактовать закон по-своему.

Дальнейшим правом по данному счету является получение налогового вычета. В законе нет прямого запрета на получение вычета сотрудником полиции.

Только лишь открытие счета не соответствовало бы природе этого права. В случае запрета на налоговый вычет данное право соблюдалось бы только наполовину.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два типа налоговых вычетов (ст. 219.1):

1) оформление вычета по окончании календарного года;

2) оформление льготы через три года после заключения договора на ведение ИИС.

Необходимо учитывать, что налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных им в налоговом периоде на ИИС (п. 3 ст. 210, ст.

214.1, пп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Что касается иных финансовых инструментов, можно отметить следующее.

Сотрудники полиции не могут пользоваться зарубежными финансовыми инструментами, однако владение зарубежной недвижимостью пока разрешено. Для тех, кто является госслужащими, остается возможность инвестировать в российские ценные бумаги.

Кроме этого, госслужащие могут покупать паи российских инвестиционных фондов, которые инвестируют в определенные категории зарубежных активов. Сейчас на рынке существуют паевые инвестиционные фонды, занимающиеся покупкой золота и других драгоценных металлов за рубежом, иностранных акций и облигаций, недвижимости и т.п.

Покупка ценных бумаг женой полицейского

Можно ли жене сотрудника полиции владеть ценными бумагами иностранных эмитентов?

Григорий Арутюнян
Консультаций: 640

Нет, нельзя. Но сначала необходимо разобраться с понятиями «конфликт интересов» и финансовые инструменты».

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в ОВД) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности.

Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции «под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции «в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».

Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 7.1 Закона о противодействии коррупции «в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ „О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами“, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах „а“ – „з“ пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части».

Поскольку Закон о службе в ОВД возлагает на сотрудника органов внутренних дел обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 13 ч. 1 ст. 12), то на него и членов его семьи распространяются ограничения, предусмотренные Законом о противодействии коррупции.

Далее. Согласно ч. 1.1 ст. 7.1 Закона о противодействии коррупции понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в ч. 1 этой статьи в значении, определенном Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

К «иностранным финансовым инструментам» названный закон относит ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным Международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом „О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами“. При этом понятие „иностранные финансовые инструменты“ используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом».

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Таким образом, взаимосвязанные и взаимообусловленные нормы не позволяют членам семьи полицейского владеть ценными бумагами иностранных эмитентов.

Использование финансовых инструментов сотрудником полиции

Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах «а» — «з» пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

1.1. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в части 1 настоящей статьи в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

2. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

В полиции ужесточили контроль за дополнительными доходами сотрудников

Сотрудник МВД России, решивший заработать что-то помимо должностного оклада, будет обязан уведомить об этом свое руководство. Вернее, не о самих, так сказать, «бизнес-планах», а о полученном приработке. В проекте приказа министра внутренних дел, выставленном на правовом портале для общественной экспертизы, такое требование обосновано исполнением Закона «О противодействии коррупции» и необходимостью не допустить конфликта интересов и соблюдения запретов, связанных с прохождением государственной службы.

В принципе, сотрудникам МВД, как и служащим всех остальных правоохранительных и силовых структур, подрабатывать не запрещается. Но делать это можно только тремя способами — заниматься преподавательской, научной или творческой деятельностью. То есть в свободное от службы время и без ущерба для этой самой службы сотрудник вправе читать лекции в каком-нибудь учебном заведении, что-то изобретать или исследовать, сочинять стихи, романы, симфонии, писать пейзажи или, скажем, ваять скульптуры. И, разумеется, получать за это гонорары.

Все остальные попытки дополнительно заработать другими способами приравнены к должностному преступлению.

Более того, категорически запрещено получать деньги от иностранных государств, организаций и граждан, если, разумеется, это не предусмотрено международными договорами, заключенными Россией, или нашим законодательством.

Несмотря на то, что все доходы сотрудников — основные и дополнительные — учитываются в подаваемых раз в год декларациях, министр намерен потребовать отдельного уведомления о дополнительных заработках. По сути ужесточается контроль над сотрудниками. Возможно, это происходит из-за того, что не всегда удается увязать продекларированные доходы с дорогостоящей недвижимостью или автомобилями, имеющимися в собственности сотрудника.

Ссылки на полученное якобы наследство или, скажем, помощь родителей в иных случаях кажутся неубедительными. Но и прямых доказательств коррупции тоже нет. Понятно, что к таким чересчур «обеспеченным» сотрудникам очень пристально присматриваются «ревизоры» из подразделений собственной безопасности. Но вся эта игра в «кошки-мышки» не способствует нормальной службе и уж точно никому не улучшает настроения. В общем, как говорится, осадок остается.

Поэтому Владимир Колокольцев предложил сделать любые заработки сотрудников МВД более прозрачными.

Еще относительно недавно, до глобального реформирования и повышения зарплат, головной болью руководителей были совсем другие «подработки» подчиненных, из которых частный извоз по ночам — самое невинное занятие. А уж соучредительство в коммерческих фирмах, дежурства в ЧОПах, сопровождение ценных грузов, даже работа телохранителями у VIP-персон для тогдашних милиционеров было обычным делом. Коллеги удивлялись и откровенно считали лохом того, кто нигде не устроился и честно жил «на одну зарплату». Во-первых, на такие смешные деньги тогда было просто невозможно прожить, тем более — содержать семью. А во-вторых, казалось глупым, получив «корочку», то есть властные полномочия и оружие, не устроиться на вторую работу, которая оплачивалась всегда в разы лучше, чем основная.

Ведь коммерсанты всегда предпочитали, чтобы их ларьки и товары охраняли действующие сотрудники, а не чоповцы. Нападение на сотрудника «при исполнении» — всегда более «тяжелая» статья УК. А кто знает, на службе этот сержант или капитан, или так, «левачит»?

Надо ли говорить, что при повальном совместительстве в отделах и отделениях процветала круговая порука.

Но бывало и так, что соучредительство на деле оказывалось «крышеванием», а охранная служба — рейдерством. Известны случаи, когда начальники подразделений месяцами незаконно удерживали гастарбайтеров, сдавая их как рабов в аренду на разные стройки и хозработы.

Теперь коррупционные схемы стали хитрее, их могут прятать под видом «творческих» или «научных» гонораров. Скажем, чтобы избежать возбуждения уголовного дела, какой-нибудь небедный подозреваемый может издать за свой счет книгу, написанную якобы оперативником. Или, например, «подарить» следователю кандидатскую диссертацию, а то и предоставить кафедру в престижном вузе.

Не секрет, что почти треть уголовных дел по коррупции возбуждаются именно в отношении руководителей учебных заведений. Кто-то берет взятки за хорошие оценки или проходные баллы на экзаменах, кто- то завышает сметы на ремонт. Поэтому, чтобы избежать подобных лазеек, каждая копейка, полученная помимо ведомости, должна быть взята на учет.

admin
Оцените автора
Ракульское